УДК 378.147:811.111'24
Н.Г. Ферсман
активизация познавательной деятельности в системе профессионального образования
(на примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе)
ФЕРСМАН Наталия Геннадиевна — доцент кафедры лингводидактики и перевода Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат педагогических наук.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об использовании в процессе обучения студентов в вузе интерактивных технологий как технологий, нацеленных на активизацию познавательной активности обучаемых. Анализируются возможные ошибки при организации занятий в интерактивном режиме, часто приводящие к прямому искажению смысла интерактивного обучения. Определяются организационно-педагогические условия построения учебного процесса с использованием интерактивных методов и форм обучения. Основное внимание в статье уделяется методике проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной активности студентов на примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ; РЕФЛЕКСИЯ.
В современном образовательном процессе одной из серьезных проблем теории и практики обучения остается активизация познавательной деятельности обучаемых. Как известно, в традиционной системе общего и профессионального образования предлагаются готовые цели, стандартное и жестко структурированное содержание образования, устоявшиеся формы работы и контроля. Сегодня уже понятно, что такая организация педагогического процесса не дает возможности выбора и построения студентами собственной программы образования и самообразования, снимает с них ответственность за процесс и результаты обучения. Отечественная школа сегодня отдает приоритет развивающему обучению, педагогике сотрудничества, следовательно в развивающих методиках обучения огромное значение приобретают формирование высокой познавательной способности обучаемых и активизация их деятельности. Основ-
ными задачами образования на современном этапе, таким образом, являются разработка и внедрение эффективных стратегий обучения личности, способной и готовой к высоким результатам в своей будущей профессиональной деятельности.
Актуальнейшим для современного образования становится вопрос о способах активизации сознательной деятельности обучаемых, направленной на приобретение конкретных знаний и информации о явлениях реальной действительности, т. е. их познавательной деятельности в процессе обучения. В современном обществе знание иностранного языка — остро необходимая профессиональная потребность специалиста любого профиля; в условиях глобализации неуклонно повышается и статус иностранного языка в качестве средства успешной коммуникации. Очевидно, что в рамках гуманитарного подхода в вузовской образовательной практике и
изучения иностранного языка как одного из его компонентов требуются разработка и активное применение, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, содержание и алгоритм которых будет максимально способствовать активизации личностных ресурсов обучаемых и их познавательной деятельности в процессе обучения.
Наиболее эффективными подходами и методами активизации познавательной деятельности в процессе обучения признаны интерактивные формы и методы [10]. В педагогической практике интерактивное обучение появилось достаточно давно, гораздо раньше данного термина (возьмем, к примеру, известные диалоги Сократа в эпоху античности), и его развитие продолжалось в последующие исторические эпохи. Рассмотрим, что представляет собой интерактивное обучение на современном этапе.
Термин интеракция (в пер. с лат. — взаимодействие) появился в социологии и социальной психологии при рассмотрении ситуаций общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказали влияние на развитие общей, возрастной и педагогической психологии, что находит отражение в современной практике образования и воспитания; в статьях и работах по педагогике стали появляться термины «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» [2, 7, 8]. Основные методические инновации последних лет связаны с применением именно интерактивных методов обучения; при этом термин интерактивное обучение понимается по-разному. Ряд исследователей трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета, опираясь на связь между началом развития сети Интернет в середине 1990-х годов и появлением в то же время идеи такого обучения. Более широкое толкование данного термина выходит за рамки только компьютерного / электронного обучения и отражает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Современный этап отражает необходимость перехода к модели «диалогового равенства» всех субъектов образовательного процесса [1].
В последнее время в вузах наблюдается более широкое применение технологий обучения с интерактивным режимом, построенным на
диалоговом взаимодействии. Так как современные интерактивные технологии еще недостаточно разработаны, занятия часто содержат только внешние проявления интерактивного обучения: раскованное общение с обучающимися, акцент на игровых формах и т. д., что может приводить к искажению самого смысла интерактивного обучения [10]. На самом деле учебное занятие в виде интерактивного диалога формирует умение критически и творчески мыслить, анализировать информацию и альтернативные мнения, принимать продуманные совместные и индивидуальные решения; для интерактивного взаимодействия применяются и дискуссия, и мозговой штурм, и метод эвристических вопросов, и другие активные методы обучения [9]. В основе интерактивного обучения лежит нетрадиционная логика образовательного процесса, нацеленная на формирование нового опыта и ведущая к его теоретическому осмыслению через применение, повышая тем самым мотивацию субъектов обучения и продуктивность образовательного процесса [5].
К организационно-педагогическим условиям учебного занятия в интерактивном режиме, вслед за Н.А. Моревой [9], отнесем:
• постановку целей групповой или коллективной работы;
• постановку задач урока, базирующихся на интересе всех субъектов образовательного процесса;
• формирование подгрупп;
• освоение студентами правил сотрудничества;
• выработку системы оценок учебной совместной деятельности;
• определение методов и средств активизации познавательной деятельности;
• отработку межличностных навыков анализа и самоанализа студентами.
К современным интерактивным методам обучения можно отнести следующие методы:
• создания благоприятной атмосферы на занятии;
• организации речемыслительной деятельности;
• организации обмена деятельностями;
• организации рефлексивной деятельности обучающихся и обучающего.
Методы создания благоприятной атмосферы на занятии направлены на самоактуали-
зацию и конструктивную адаптацию к учебной ситуации всех обучающихся. Психологическая атмосфера во многом определяется личностно ориентированным подходом, а не техническими приемами. Так, эффективным методом создания благоприятного психологического климата является совместное обсуждение в начале занятия его целей и задач, формы проведения и обязательных для всех правил групповой работы, например «правила активного выслушивания» (умение изложить услышанное своими словами и убедиться в правильном понимании сказанного партнером по общению) [3, 12].
Примерами реализации данного метода на занятиях по иностранному языку (ИЯ) могут быть: фонетическая и языковая разминки (warm up activities), различного рода ледоколы (ice-breakers), интеллектуальная разминка (Do you know..?; закончите мысль / предложение). Отметим, что предметная деятельность в обучении ИЯ обеспечивает благоприятные условия для применения интерактивных форм и методов; так как условия общения никогда полностью не повторяются, умения использовать ИЯ как средство общения в различных ситуациях и сферах носят творческий характер [4].
Методы организации обмена деятельно-стями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы; ведущую роль здесь играет объединение учащихся в группы для совместной деятельности, выполнения творческих, нестандартных заданий. Творческое задание включает в себя ряд признаков, позволяющих отличить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главным отличительным признаком его является связь с продуктивной, творческой деятельностью: данный вид заданий содержит определенный элемент неизвестности, и для их решения необходимо применить несколько подходов, что и требует применение творческого мышления. Возможности нахождения ответа на основе своего или чужого личного и профессионального опыта создают доверительную атмосферу в группе и отличный фундамент для сотрудничества и общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. К числу других признаков творческих заданий отнесем: активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях; самостоятельный поиск обучающимися вариантов решения поставлен-
ной учебной задачи и обоснование решения; необычные условия работы [12].
Важнейшей составляющей интерактивного обучения является итоговая рефлексия (от позднелат. гейехю — обращение назад, отражение). Современная трактовка этого термина следующая: «рефлексия — размышление, анализ собственного психического состояния» [11]. Рефлексия занятия может осуществляться в двух направлениях: как рефлексия занятия обучающимся и рефлексия занятия обучающим. Сквозная и итоговая рефлексия включает в себя как активное осмысление теории или чужого опыта, так и возможности использования в собственной деятельности [10, 12]. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия — оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель.
Рефлексия может быть как групповой и проводиться в целом по занятию или по отдельному его этапу, так и индивидуальной, сосредоточенной на анализе собственного поведения, состояния, на выполнении задач. Рефлексия процесса образовательной деятельности и полученного результата помогает: каждому участнику — определить свои полученные результаты, группе — сделать совместную деятельность более продуктивной, а преподавателю — лучше организовать работу, учитывая все высказанные «плюсы» и «минусы». При проведении анализа групповой работы необходимо определить следующие тенденции внутригрупповых социо-динамических отношений: состояние рабочей атмосферы в группе в целом и в микрогруппах; результаты проявления речевого и неречевого поведения участников (удовлетворенность и интерес или напряжение и раздражение); каким образом складывались формальные и неформальные группы; роль в группе преподавателя (модератора, фасилитатора).
Таким образом, обучение с применением рассмотренных психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения способствует более эффективному осуществлению субъект-субъектного подхода в професси-
ональном образовании. Занятия, построенные в интерактивном режиме, являются специальной формой организации познавательной деятельности; в них реализуются одновременно и потребность в общении, и усвоение поведенческих функций, которые можно перенести во внешний мир, и осознание ценности других людей в процессе совместной деятельности. И.А. Зимняя отмечает, что «по сравнению с индивидуальной работой по схеме „учитель — ученик" внутри-
групповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10 %» [6]. Смысл обучения с применением интерактивных методов и форм состоит в том, чтобы опыт, приобретаемый в процессе такого обучения, мог быть успешно применен за его рамками, что способствует активизации познавательной деятельности обучаемых и отвечает требованиям современной компетентностной образовательной парадигмы.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ
список литературы
1. Алмазова Н.И. Полипарадигмальность и по-ликодовость как основы методологии иноязычного образования в вузе // Коммуникации в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. М.А. Акоповой. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2013.
2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.
3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. пед. вузов. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007.
5. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. 2004. № 8. С. 87-91.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2002.
7. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12-18.
8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003.
9. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2005.
10. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2006.
11. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.
12. Ферсман Н.Г. Формирование и развитие инновационного (творческого) мышления специалистов в системе постдипломного образования (в рамках курса иностранного языка) / под науч. ред. М.А. Акоповой. СПб.: Астерион, 2014.
N.G. Fersman
TECHNIQUES TO INCREASE STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY in the system OF PROFESSIONAL EDUCATION (drawing on the example of teaching foreign languages in non-language higher school)
FERsMAN Nataliia G. - St. Petersburg State Polytechnical University. Politechnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article considers ways of using interactive learning techniques to enhance students' cognitive activity. It also identifies potential mistakes in organizing the process of learning in the interactive mode. The article defines the pedagogical terms of the interactive learning process. Significant attention is paid to the different interactive techniques used in the practice of teaching foreign languages in the context of enhancing students' cognitive activity.
Keywords
PROFESSIONAL EDUCATION; INTERACTIVE LEARNING; INTERACTIVE METHODS; CREATIVE TASK; REFLEXION.
references
1. Almazova N.I. Poliparadigmalnost i polikodovost kak osnovy metodologii inoyazychnogo obrazovaniya v vuze. Kommunikatsii v polikodovom prostranstve: yazyko-vyye, kulturologicheskiye i didakticheskiye aspekty: materially Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Materials international scientific conf.]. St. Petersburg, Polytechn. Univ. Publ., 2013. (In Russ.)
2. Badmayev B.Ts. Metodika prepodavaniya psikho-logii. Moscow, 2001. (In Russ.)
3. Bratchenko S.L. Vvedeniye v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya (psikhologicheskiye aspekty). Moscow, Smysl Publ., 1999. (In Russ.)
4. Galskova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya ino-strannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. Moscow, Akademiya Publ., 2007. (In Russ.)
5. Gargay V.B. Povysheniye kvalifikatsii uchiteley v USA i UK: interaktivnaya model. Pedagogika, 2004, no 8, pp. 87-91. (In Russ.)
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow, 2002. (In Russ.)
7. Klarin M.V Interaktivnoye obucheniye — instrument osvoyeniya novogo opyta. Pedagogika, 2000, no 7, pp. 12-18. (In Russ.)
8. Korotayeva Ye.V Obuchayushchiye tekhnologii v poznavatelnoy deyatelnosti shkolnikov. Moscow, Sentyabr' Publ., 2003. (In Russ.)
9. Moreva N.A. Tekhnologiiprofessionalnogo obrazovaniya. Moscow, Akademiya Publ., 2005. (In Russ.)
10. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennyye spo-soby aktivizatsii obucheniya. Moscow, Akademiya Publ., 2006. (In Russ.)
11. Sovremennyy slovar' inostrannykh slov. Moscow, Russkii yazyk Publ., 1992. (In Russ.)
12. Fersman N.G. Formirovaniye i razvitiye innova-tsionnogo (tvorcheskogo) myshleniya spetsialistov v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya (v ramkakh kursa ino-strannogo yazyka). St. Petersburg, Asterion Publ., 2014. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014