ско-патриотическому воспитанию, формированию общественного сознания, любви к родному краю. Следовательно, учреждения культуры должны пропагандировать роль исторического прошлого нашего многонационального и многоконфессионального народа.
Библиографический список
Воспитание исторической памяти учащейся молодёжи России будет эффективным с помощью традиционных форм деятельности учреждений культуры, ярких запоминающихся программ для огромной возрастной и социальной категории, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам.
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.
2. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. Москва, 1982.
3. Межуев В.М. Социализм как идея и как реальность. Вопросы философии. 1990; 11.
4. Шлизенгер А. Циклы американской истории. Москва, 1992.
5. Соколова М.В. Педагогика исторической памяти: границы понятия. Ярославский педагогический вестник. 2013; 1; Том II (Психолого-педагогические науки): 92 - 98.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.
2. Rakitov A.I. Istoricheskoe poznanie: Sistemno-gnoseologicheskijpodhod. Moskva, 1982.
3. Mezhuev V.M. Socializm kak ideya i kak real'nost'. Voprosy filosofii. 1990; 11.
4. Shlizenger A. Cikly amerikanskojistorii. Moskva, 1992.
5. Sokolova M.V. Pedagogika istoricheskoj pamyati: granicy ponyatiya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; 1; Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki): 92 - 98.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
lakobiuk L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE FORMS IN TEACHING OF MATHEMATICS IN A UNIVERSITY OF AGRICULTURE.
The article reveals the experience in solving a problem of activation of cognitive activity of students of a modern university. The ways of using interactive teaching methods in the process of professional training of students are considered. The attention is focused on such methods of teaching as different kinds of lectures, discussions, methods of group decision creative tasks, etc. from the standpoint of pedagogical interaction. The paper concretizes and gives examples of the use of interactive forms of teaching mathematics at a university. The work substantiates the idea of the use of interactive teaching methods with the purpose of intensification of informative activity of students during training. The necessity of using interactive teaching methods is determined, their training value is shown. The authors come to the conclusion that the completeness and quality of homework has increased. The number of students using additional sources of information in their performance has increased. A larger number of students became interested in additional tasks. There is an increased initiative and independence in the development of educational material, assignments, increased the degree of assimilation of the content of educational material.
Key words: pedagogical interaction, interactive learning, interactive methods, binary lecture, lecture with pre-planned errors, training.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В АГРОУНИВЕРСИТЕТЕ
В данной статье раскрывается опыт работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности студентов современного вуза. Рассмотрены пути использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. Акцентируется внимание на таких методах обучения как различного рода лекции, дискуссии, методы группового решения творческих задач и т. п. с позиций педагогического взаимодействия. Конкретизируются и приводятся примеры использования интерактивных форм обучения математике в вузе. Обосновывается идея использования интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной активности студентов в процессе профессиональной подготовки. Определена необходимость использования интерактивных методов обучения, показана их обучающая ценность. Авторы приходят к выводу, что повысилась полнота и качество выполнения домашних заданий. Увеличилось число студентов, использующих дополнительные источники информации при их выполнении. У большего числа студентов появился интерес к дополнительным заданиям. Возросла инициативность и самостоятельность при освоении учебного материала, выполнении заданий, повысилась степень усвоения содержания учебного материала.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, интерактивное обучение, интерактивные методы, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, обучение.
Интенсивная информатизация всех сфер человеческой деятельности устанавливает новые требования к высшему профессиональному образованию, в том числе к подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов.
В этой связи инновационные методы и технологии обучения должны быть направлены на воспитание творческой деятельности и инициативе студентов. Для достижения этой цели необходимо активировать и методично обеспечить контактную и самостоятельную работу студентов, которая адаптирует её к ди-
намично меняющейся реальности. Особой формой организации познавательной деятельности является интерактивное обучение, на основе которого, приобретая знания и навыки студента, создает основу для работы над решением проблем после окончания обучения.
Внедрение интерактивных форм обучения является одной из важнейших областей современного профессионального образования. Сейчас недостаточно, чтобы преподаватель был компетентен по специальности и передал огромную базу знаний
аудитории слушателей. Использование активных подходов является наиболее эффективным способом продвижения обучения студентов.
Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность преподавателя и студента по организации взаимодействия между собой в целях развития) [1].
Процесс обучения, основанный на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом участия в процессе обучения всех обучающихся в группе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый вклад в обучение - это обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Она может быть организована как в индивидуальной форме, так в работе парами, в виде групповой работы, с использованием работы по проекту, ролевую игру, работу с документами и различными источниками информации.
Ведущий преподаватель в процессе передачи знаний приводит участников к самоисследованию. Преподаватель отказывается от роли какого-то фильтра, который проводит через себя образовательную информацию и служит помощником в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение предназначено первоначально для использования в интенсивной подготовке студентов [2].
На наш взгляд, в современной литературе недостаточно уделяется внимания разработке и внедрению в учебный процесс примеров использования интерактивных форм при обучении математике в вузе.
В рамках лекционных и практических занятий у студентов первого курса ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья мы решили использовать некоторые интерактивные формы с целью отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Рассмотрим и приведем примеры сценариев часто используемых нами интерактивных форм проведения занятий по математике.
Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). Применение «лекции вдвоем» эффективно для, воспитания убеждений студентов, а также развивается умение вести диалог, и студенты учатся культуре ведения дискуссии.
Пример. Лекционное занятие по теме «Классическая формула вероятности. Формулы комбинаторики»
Цель: активизация внимания студентов и вовлечение их в процесс усвоения материала и мотивация изучения раздела «Теория вероятностей».
Задачи:
• формирования у студентов навыков самостоятельного, эффективного усвоения учебного материала по выбранной теме;
• развитее навыков самостоятельной работы с литературой;
• пробуждение у студента интерес к решению задач по теории вероятностей;
Предварительный этап. На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия. Предлагается самостоятельно подготовить доклады на тему: «Классическая формула вероятности. Формулы комбинаторики».
Темы докладов:
1. Формулы комбинаторики.
2. Классическое определение вероятности
3. Ограниченность классического определения вероятности.
Вступление (10 мин). Определяются цели и задачи лекции. Материал лекции разбит на два раздела: формулы комбинаторики и классическое определение вероятности.
Основная часть (65 мин). Лекцию начинает преподаватель, излагает основные понятия вероятности. Затем аудитория слушает докладчиков, каждому из которых предлагается по 7 -10 минут для изложения подготовленного материала. Затем идет обсуждение услышанного. Докладчикам задаются вопросы для уточнения непонятных моментов. Преподаватель может пояснить или уточнить материал докладов.
Выводы (рефлексия) (15 минут). Преподаватель оценивает работу каждого выступающего, спрашивает мнение студентов о форме проведения лекции и выставляет баллы.
Лекция с заранее запланированными ошибками, которые студенты должны найти в процессе изучения материала. Выбираются наиболее распространенные ошибки, допущенные как обучающимися, так и преподавателями. Во время лекций обучающийся должен обнаружить ошибки и отметить их ту себя в конспекте. В конце лекции ошибки «рассекречиваются» и обсуждаются [3].
Пример. Лекционное занятие по теме «Линейные дифференциальные уравнения 2-го порядка».
Количество планируемых ошибок - (7-8).
Цель: активизация внимания слушателей, вовлечение их в процесс усвоения материала и мотивация к изучению дисциплины «Математика».
Задачи:
• развития у слушателей умений оперативно анализировать данные ситуации, вычленять неверную или неточную информацию.
• развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
• снятие психологической и физической нагрузки на занятии.
Предварительный этап. На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и даются материалы (или ссылки на источники) для предварительного ознакомления с заявленной темой.
Вопросы для подготовки к лекции:
1. Правила решения квадратных уравнений.
2. Понятие комплексного числа.
3. Определение Д.У.2 порядка.
4. Правило нахождения производной функции одной переменной.
5. Понятие решения дифференциального уравнения.
6. Решение задачи Коши ЛОДУ 2.
Лекция проводится в форме РРТ-презентации, её материал разбит на три раздела:
1. Основные определения и теоремы ЛДУ второго порядка. Количество планируемых ошибок - 1.
2. Схема нахождения общего решения ЛОДУ второго порядка. Количество планируемых ошибок - 4.
3. Задача Коши для нахождения частного решения ЛОДУ второго порядка. Количество планируемых ошибок -2.
Типы вводимых ошибок:
Математические - как бы случайные ошибки в математических соотношениях и выражениях. Логические - ошибки в конфигурации математических схем и формул.
Основная часть (55 мин). Материал лекции представлен в виде трех блоков, после каждого из которых студентам предлагалось по 5 минут времени для его обсуждения и поиска ошибок блока.
Реально в излагаемом материале введено 7 ошибок. Они включают:
В первом блоке - неверная интерпретация определения ЛДУ2 (1 ошибка). Во втором блоке - неверные математические знаки и числа в нахождении корней характеристического уравнения (2 ошибки). Ошибочное написание видов общих решений ЛОДУ2 (2 ошибки). В третьем блоке - неверное нахождение производной для нахождения С, и С2 ЛОДУ2 (2 ошибки).
Выводы (рефлексия). Продолжительность данного этапа (20 минут). За это время студенты должны высказать свое мнение о результатах поиска ошибок. После выступлений студентов, предполагается продемонстрировать слайды с указанием введенных ошибок. Преподаватель должен оценить уровень подготовки студентов по данной теме. Выставить баллы активным студентом.
Одним из факторов хорошей успеваемости могут выступать хорошие доверительное отношения, существующие между преподавателями и студентами, так считает большинство студентов. Остальные оценивают отношения преподаватель - студент как сугубо деловые. Оценивая взаимоотношения между одногрупп-никами, весомая часть студентов считают отношения в группе в целом доброжелательными, но сплоченной её не назовешь [4].
По мнению многих ученых и на наш взгляд, использование интерактивных методов обучения обеспечивает положительную мотивацию обучающихся к изучению математики, способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний, создает педагогические условий для развития способностей обучающихся.
Лекция с запланированными ошибками вызвала у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность. Студенты были заинтересованы поиском допущенных преподавателем ошибок и одновременно могли проверить себя. Всё это создавала своего рода азарт и активизировала психологическую деятельность слушателя [5]. Студентами были раскрыты все ошибки, которые запланировал преподаватель. В качестве проверки усвоения данного материала уже на практическом занятии была проведена самостоятельная работа. Усвоение студентами лекционного материала, проведенного в интерактивной форме прошло на 100% (студенты, получившие оценку «отлично» -60%; «хорошо» - 35%; «удовлетворительно» - 5% [5].
Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологий обучения способствовала значитель-
Библиографический список
ному повышению эффективности процесса обучения студентов на занятиях по математике, повышению мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности, и их собственной активности.
Итоги экспериментальной работы позволили установить значительное изменение отношения студентов к учению. Студенты чаще стали задавать вопросы, повысилась полнота и качество выполнения домашних заданий, увеличилось число студентов, использующих дополнительные источники информации при их выполнении, у большего числа студентов появился интерес к дополнительным заданиям, возросла инициативность и самостоятельность при освоении учебного материала, проведении опытов, выполнении заданий, повысилась степень усвоения содержания учебного материала.
1. Зенина Н.В. Использование активных методов обучения в образовательном процессе при формировании экономического мышления будущих специалистов Вестник московского финансово-юридического университета. Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал. 2012; 2: 195 - 199.
2. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. ESPACIOS. 2018: 39 (N° 30): 25.
3. Одегов, Ю.Г., Волгин Н.А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: учебно-методическое пособие. Рос. Экон. Акад., 2004.
4. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; 38 (N° 40): 17.
5. Виноградова М.В. Интерактивные формы организации учебного процесса при обучении математике со студентами аграрного вуза. Агропродовольственная политика России. 2014; 4 (28): 74 - 75.
References
1. Zenina N.V. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v obrazovatel'nom processe pri formirovanii 'ekonomicheskogo myshleniya buduschih specialistov Vestnik moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. Moskovskij finansovo-yuridicheskij universitet MFYuA, Volgogradskij filial. 2012; 2: 195 - 199.
2. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. ESPACIOS. 2018: 39 (N° 30): 25.
3. Odegov, Yu.G., Volgin N.A. Organizaciya, formy i metody provedeniya uchebnyh zanyatij i samostoyatel'noj raboty: trebovaniya, usloviya, mehanizmy: uchebno-metodicheskoe posobie. Ros. 'Ekon. Akad., 2004.
4. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; 38 (N° 40): 17.
5. Vinogradova M.V. Interaktivnye formy organizacii uchebnogo processa pri obuchenii matematike so studentami agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; 4 (28): 74 - 75.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 122: 572: 37.02
Dodonova L.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Novosibirsk
Teacher's Upgrading and Retraining Institute (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SYSTEMATIC PROJECTION DETERMINING THE COGNITION OF A HUMAN BEING AS A WHOLE. The article uses a new methodology for understanding the phenomenon of human life, within which functions of description, comparison, interpretation, explanation and forecast are performed. This allows us to study its inseparable spatial-temporal characteristics and to consider its links with practical activity and culture. The new foundational system, created in this study, reflects the essential properties of previously unexplored aspects of man as an object of reality. The general idea of human psychobiology is grounded, containing an agreed system of what is already known and of new knowledge. Spirituality is shown as the supreme generalizing principle in a person fulfilling an integrative function, and a new aspect of knowledge about it. His new higher properties are the subject of research. It allows to learn the characteristics of a person in a more complete volume in comparison with the disciplinary study. Human psychobiology as a new scientific direction and pedology as a part of it is based on this new fundamental system, including philosophical, natural-science and humanities knowledge. This direction allows creating natural pedagogy as a science that has a single basis for its theory and practice, its object and subject, which reflect the external and internal aspects of man. For the development of new higher properties, bipolar thinking, universal recognition quality and various types of labor (mental and physical), which express the universal human character of activity, are reasoned. The author's understanding of human experience is given. Legitimate implications, a didactic principle and general provisions, concretizing the prospects for the development of education, are derived. The system-wide projections that each mastered object has at different levels of its organization (from man to the collective of people, humanity) are defined. The natural approach is grounded as the basis of social pedagogy, which opens the prospects for the development of both the individual and the education system of any country.
Key words: new methodology, functions of pedagogy as science, human psychobiology, spirituality, basis of social pedagogy.
Л.П. Додонова, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры и спорта, Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЕ ПРОЕЦИРОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОГО
В статье применена новая методология для познания явления жизни человека, в рамках которой исполнены функции описания, сравнения, интерпретации, объяснения и прогноза. Это позволяет изучать его нераздельные пространственно-временные характеристики и рассматривать его связи с практической деятельностью и культурой. Созданная в данном