Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВНОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВНОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС НОО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / FSES NOO / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / EDUCATIONAL PLATFORMS / PERSONAL RESULTS / SUBJECT RESULTS / METASUBJECT RESULTS / OPPORTUNITIES AND RISKS OF DISTANCE LEARNING / DIGITAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржонухина Е.И.

Статья направлена на выявление возможностей и рисков дистанционного обучения. В статье представлено сопоставление возможностей дистанционного обучения с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В статье представлен опыт дистанционного обучения школьников второго класса. В статье также представлены результаты анкетирования родителей учеников второго класса, приведено описание образовательных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND RISKS OF DISTANCE LEARNING DURING THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS TO THE RESULTS OF DEVELOPMENT THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

The article is aimed at identifying opportunities and risks of distance learning. The article presents a comparison of distance learning opportunities with the requirements for the results of mastering the basic educational program of primary General education. The article presents the experience of distance learning for second-grade students. The article also presents the results of a survey of parents of second-grade students and provides a description of educational platforms.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВНОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.06

Аржонухина Е.И.

студент

Институт психологии и Педагогики

ТюмГУ РФ, г. Тюмень

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВНОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья направлена на выявление возможностей и рисков дистанционного обучения. В статье представлено сопоставление возможностей дистанционного обучения с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В статье представлен опыт дистанционного обучения школьников второго класса. В статье также представлены результаты анкетирования родителей учеников второго класса, приведено описание образовательных платформ.

Ключевые слова: дистанционное обучение; ФГОС НОО; младшие школьники; образовательные платформы; личностные результаты; предметные результаты; метапредметные результаты; возможности и риски дистанционного обучения; цифровая компетентность.

Arzhonukhina E. I.

student

Institute of psychology and Pedagogy

TSU

Russian Federation, Tyumen

OPPORTUNITIES AND RISKS OF DISTANCE LEARNING DURING THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS TO THE RESULTS OF DEVELOPMENT THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

Annotation: The article is aimed at identifying opportunities and risks of distance learning. The article presents a comparison of distance learning opportunities with the requirements for the results of mastering the basic educational program of primary General education. The article presents the experience of distance learning for second-grade students. The article also presents the results of a survey of parents of second-grade students and provides a description of educational platforms.

Key words: distance learning; FSES NOO; primary school children; educational platforms; personal results; subject results; meta-subject results; opportunities and risks of distance learning; digital competence.

Наиболее актуальным явлением в настоящее время является дистанционное обучение. «Дистанционное обучение - это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях» [7].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования [6]. Более того, современное общество этапа информатизации поставило перед педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития общества, поколение, обладающее благоприятными характеристиками для успешного развития в цифровой сфере.

Среди требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования в стандарте указывается «взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет» [6].

Однако несмотря на разнообразие образовательных онлайн-ресурсов, выявлена недостаточная сформированность цифровой компетентности младших школьников, родителей и педагогов [4], как следствие существует наибольшая вероятность подвергнуться возможным рискам дистанционного обучения. В связи с этим в современных условиях возникает необходимость в поиске эффективного, безопасного, доступного цифрового образовательного ресурса, отвечающего требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска улучшения условий дистанционного обучения. Для этого необходимым является выявить положительные стороны дистанционного обучения и риски, сопоставить возможности дистанционного обучения с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Для реализации поставленной цели исследования были проанализированы требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Возможности и риски дистанционного обучения удалось выявить при помощи методов теоретического уровня: анализа, синтеза, индукции и дедукции. Беседа с педагогами, родителями и учениками, анкетирование позволили конкретизировать возможности и риски дистанционного обучения. Эксперимент, а именно реализация дистанционного обучения, позволил

обнаружить несоответствие возможностей такой формы обучения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Изучение контента на официальных сайтах образовательных платформ позволило выявить их положительные стороны и недоработки.

Таблица 1.

Возможности и риски образовательных платформ в период

дистанционного обучения

№ п/п Название Возможности Трудности

1. Онлайн-сервис «Учи.ру» Учи.ру - уникальный всероссийский портал для изучения школьных предметов для школьников с 1 по 11 класс и дошкольников. Предметы представлены разделами, которые изучаются в программе данного класса [1]. Учитель нажимает кнопку «Начать урок» и дети имеют возможность в течение часа выполнять предложенные задания и любые карточки, в отличие от обычной ежедневной бесплатной работы с 20 карточками, что по времени составляет 15-20 минут. Предоставлена возможность ведения дистанционных тематических уроков [1]. Для получения бесконечного доступа к выполнению заданий необходимо внести оплату. Несмотря на то, что оплата сравнительно небольшая, не все родители принимают данную информацию позитивно. Проведение онлайн-уроков доступно только в домашних условиях, что затруднительно для тех, кто не имеет достаточное техническое оснащение, т.е. веб-камеру, микрофон. Поскольку сервис популярен, иногда он мог «зависнуть», уроки нередко прерывались.

2. «ЯКласс» «ЯКласс» - это площадка для школьников и их родителей. Материалы для «ЯКласс» разрабатывают более 40 педагогов-профессионалов с большим опытом, опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт, методические рекомендации и указания. Коллекция материалов постоянно пополняется. Встречаются необычные, нестандартные задания, которые привлекают интерес обучающихся, что делает работу по формированию умений и Данная образовательная площадка не предусматривает ведение занятий с использованием видеотрансляции, а выступает лишь тренажёром. Вариантов заданий большое количество, невозможно наиболее качественно подготовиться к проверочной работе. Ученики нацелены не на получение знаний иногда, а на попадание в «ТОПы».

навыков интересной и увлекательной [3]. «ЯКласс» -электронный тренажер, который позволяет учащимся самим контролировать процесс усвоения материала и при этом у учащихся появляется возможность самим выбирать себе оценку [3]. Содержание некоторых предметов не соответствует школьной программе (полностью по литературному чтению для 2х классов, размещен частичный материал по русскому языку для 2х классов).

3. «Российская электронная школа» «Российская электронная школа» - это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование [2]. Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования [2]. Возникают сложности при регистрации. Долгое время не было доступа ко всем темам по предметам начальной школы. Задания, несмотря на все разнообразие, сложные, многое не по силам ученику 1 -го и 2-го классов. Теоретические задания по физической культуре для учеников 2-х классов не принимались родителями моего класса.

4. «Zoom» «ZOOM» - это облачная платформа для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий. Платформа обладает возможностью для связи около ста человек [5]. Интерфейс сервиса позволяет всем пользователям смотреть на собеседников и слушать их. Картинка автоматически переключается на того, кто говорит [5]. Платформа позволяет спокойно заниматься в течение 30 минут (а все участники заходят в разное время), и для продолжения работы необходимо заново «присоединяться» к онлайн-конференции. Приложение необходимо устанавливать, т.к. не всегда можно просто перейти по ссылке. Случаются трудности при создании

конференции, в процессе разговора (трудности в настройке звука и качестве изображения).

Каждая образовательная платформа, несмотря на общую сверхзадачу -удовлетворить коммуникативные и познавательные потребности - обладает своими положительными чертами, так как разрабатывалась исходя из индивидуальных представлений создателей, запросов общества. Помимо положительных качеств у каждой из описанных образовательных платформ имеются свои сложности, мешающие пользователям успешно использовать ресурс в работе. Несмотря на насыщенность образовательных платформ разнообразными функциями, разработчикам пришлось ускоренно дорабатывать онлайн-ресурсы, устраняя неполадки, дополняя качественным содержанием, чтобы пользователи могли удовлетворить свои потребности в образовании и коммуникации.

Проводимый после реализации эксперимента (дистанционного обучения младших школьников) опрос родителей и учащихся начальных классов показал следующие результаты.

Рис. 1. Выбор наиболее удобного способа приобретения знаний

Электронная почта

МессенджЕры (Viber, WhafcsApp и др.}

Видеоконференции (Zoom: Skype и др.}

Образовательные платформы ("Учи.ру", "Я...

О 5 10 15 20 25

Результаты данной диаграммы констатируют, что большинство респондентов считают образовательные платформы наиболее удобными, эффективными способами приобретения знаний в период дистанционного обучения (23 респондента, 59%). Наименее удобным, по мнению респондентов является видеоконференция (8 респондентов, 20,5%).

Рис. 2. Соотношение ответов на вопрос: «Вам понравилось учиться

дистанционно?»

Большинство респондентов (71,8%), по данным рисунка, не поддерживают идею дистанционного образования.

Рис. 3. Оценка доступности приобретения знаний в процессе дистанционного обучения Данные рисунка констатируют неоднозначную оценку доступности приобретения знаний: 28,2% респондентов оценили в 3 балла, и 28,2% респондентов поставили высшую оценку. Данные рисунка также свидетельствуют о различии условий проживания респондентов.

Рис. 4. Перечень трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе

дистанционного обучения Данные рисунка свидетельствуют о том, что для большинства опрошенных трудностей в процессе дистанционного обучения не было (16 человек, 44,4%). Однако респонденты указали среди существующих трудностей отсутствие компьютера, выхода в сеть Интернет, сложность восприятия (15 респондентов, 41,7%) и др.

В процессе проведения эксперимента была установлена сложность в реализации личностный результатов, а именно: «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» (по данным статистики, в период дистанционного обучения участились случаи посещения школьниками сайтов, которые несут вред их моральному здоровью); «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» [6].

Таким образом, в ходе исследования получены следующие результаты:

- дистанционное обучение даёт возможности для саморазвития, обеспечивает индивидуальный темп обучения;

- в ходе реализации цели исследования была выявлена недостаточность возможностей дистанционного обучения при реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- данные, полученные при помощи анкетирования родителей и учащихся младших классов, отражают негативное отношение общественности к переформатированию условий обучения;

- анализ образовательных платформ и интерактивных средств связи, наиболее часто используемых в образовательных организациях, констатирует наличие рисков, проявляющихся в различной степени;

- определена необходимость в формировании цифровой компетентности школьников.

Дистанционное обучение - это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Дистанционное обучение предоставляет возможность каждого отдельного субъекта образования получить качественные образовательные услуги, реализовать потребность в саморазвитии. Изучение контента образовательных платформ позволило выявить их положительные стороны, способствующие качественному развитию личности, однако существует гарантия возникновения информационных рисков, являющихся следствием недоработок платформ. В условиях вынужденного перехода от очной формы обучения к дистанционной выявлена недостаточность возможностей дистанционного обучения при реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Принявшие участие в анкетировании родители и ученики начальной школы неоднозначно отзываются о дистанционном обучении.

Использованные источники:

1. Использование онлайн сервиса Учи.ру для успешного обучения в школе [Электронный ресурс] // School63tmn.ru. - URL:

http://www.school63tmn.ru/temp_63/uchiru.pdf (дата обращения 13.05.2020).

2. О проекте «Российская электронная школа» [Электронный ресурс] // Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». - URL: https://resh.edu.ru/about (дата обращения 14.05.2020).

3. Описание образовательной платформы «ЯКласс» [Электронный ресурс] // School63tmn.ru. - URL: http://www.school63tmn.ru/temp_63/yaklass.pdf (дата обращения 13.05.2020).

4. Солдатова, Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

5. Сутягин, А. Что такое ZOOM, и стоит ли им пользоваться во время самоизоляции [Электронный ресурс] // AndroidInsider.ru. - URL: https://androidinsider-ru.turbopages.org/s/androidinsider.ru/obzory-prilozhenij/chto-takoe-zoom-i-stoit-li-im-polzovatsya-vo-vremya-samoizolyaczii.html (дата обращения 13.05.2020).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ra/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения 11.05.2020).

7. Что такое дистанционное обучение? В чем различие понятий дистанционное и онлайн-обучение? [Электронный ресурс] // Педагог онлайн. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e3b1a0ad86469218fd64905/chto-takoe-distancionnoe-obuchenie-v-chem-razlichie-poniatii-distancionnoe-i-onlainobuchenie-5e960f3815078e38bff849a6 (дата обращения 21.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.