Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Юлия Борисовна, Симаков Михаил Анатольевич

Введение. В статье представлена проблема обучения школьников математике с применением дистанционных образовательных технологий. Целью исследования является проверка гипотезы о том, что дистанционные образовательные технологии повышают эффективность учебного процесса. Методология. Результаты исследования были получены в ходе педагогического эксперимента с использованием методов наблюдения, анализа, систематизации, опроса, диагностики. Результаты. Контрольные точки знаний обучающихся, а также результаты статистического анализа опросов школьников стали единицами измерения успешности эксперимента. Полученные данные открывают новые возможности для организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий по различным педагогическим сценариям для повышения качества обучения, а также могут быть использованы в предметной области «Математика». В заключении авторы статьи отмечают эффективность процесса обучения с применением дистанционных технологий, обосновывают достижение цели исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симакова Юлия Борисовна, Симаков Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIESIN MATHEMATICS LESSONS

Introduction. The article presents a study on the problem of teaching schoolchildren using distance education technologies. The purpose of the article is to analyze the practical aspects of organizing school students ‘ education using distance learning technologies. Methodology. The results were obtained in the course of a pedagogical experiment using the methods of observation, analysis, systematization, survey, and diagnosis. The results of the experiment are measured by control points of students’ knowledge, as well as by statistical analysis of school surveys. They may be interesting in terms of analyzing distance learning technologies. The obtained results open up new opportunities for organizing the educational process according to various pedagogical scenarios, for the effectiveness of students ‘knowledge, and can also be used in the subject area “Mathematics”. In conclusion, the authors note the effectiveness of distance learning technologies as an integral part of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙНА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

4. Zadumaj chislo. Matematicheskij otgadchik [Conceive a number. Mathematical guesser]. Comp. Ya. I. Perelman. Leningrad, 1945. (In Russian).

5. Ignatiev E. I. V carstve smekalki [In the kingdom of savvy]. Moscow, 1979. (In Russian).

6. Pedagogicheskijenciklopedicheskijslovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Ed. B. M. Bim-Bad. M., 2002. (In Russian).

7. Perelman Ya. I. Arifmeticheskie rebusy [Arithmetic puzzles]. Leningrad, 1939. (In Russian).

8. Perelman Ya. I. Dlya yunyh matematikov: Pervaya sotnya golovolomok (Veselye zadachi) [For young mathematicians: the First hundred puzzles (Fun tasks)]. Leningrad, 1925. (In Russian).

9. Perelman Ya. I. Dlya yunyh matematikov: Vtoraya sotnya golovolomok (Veselye zadachi) [For young mathematicians: The second hundred puzzles (Fun tasks)]. Leningrad, 1924. (In Russian).

10. Perelman Ya. I. Nauchnye zadachi i razvlecheniya (golovolomki, opyty, zanyatiya) [Scientific tasks and entertainment (puzzles, experiments, classes)]. Moscow, Leningrad, 1927. (In Russian).

11. Perelman Ya. I. Nauchnye fokusy i zagadki [Scientific tricks and riddles]. Moscow, 2010. (In Russian).

12. Perelman Ya. I. Razvlecheniya so spichkami [Entertainment with matches]. Leningrad, 1926. (In Russian).

13. Perelman Ya. I. Fokusy i razvlecheniya [Tricks and entertainment]. Moscow, Leningrad, 1936. (In Russian).

14. Perelman Ya. I. Fokusy i razvlecheniya: Chudo nashego veka. Chisla-velikany. Mezhdu delom [Tricks and entertainment: The miracle of our century. Numbers are giants. Casually]. Leningrad, 1927. (In Russian).

15. Perelman Ya. I. Hrestomatiya-zadachnik po nachal'noj matematike: Chelovek. Priroda. Tekhnika [The HandbookHandbook of Elementary Mathematics: Man. Nature. Technology]. Leningrad, 1924. (In Russian).

УДК/UDC 372.851 Ю. Б. Симакова, М. А. Симаков

Y. Simakova, M. Simakov

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS LESSONS

Введение. В статье представлена проблема обучения школьников математике с применением дистанционных образовательных технологий. Целью исследования является проверка гипотезы о том, что дистанционные образовательные технологии повышают эффективность учебного процесса.

Методология. Результаты исследования были получены в ходе педагогического эксперимента с использованием методов наблюдения, анализа, систематизации, опроса, диагностики.

Результаты. Контрольные точки знаний обучающихся, а также результаты статистического анализа опросов школьников стали единицами измерения успешности эксперимента. Полученные данные открывают новые возможности для организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий по различным педагогическим сценариям для повышения качества обучения, а также могут быть использованы в предметной области «Математика».

В заключении авторы статьи отмечают эффективность процесса обучения с применением дистанционных технологий, обосновывают достижение цели исследования.

Introduction. The article presents a study on the problem of teaching schoolchildren using distance education technologies. The purpose of the article is to analyze the practical aspects of organizing school students ' education using distance learning technologies.

Methodology. The results were obtained in the course of a pedagogical experiment using the methods of observation, analysis, systematization, survey, and diagnosis.

The results of the experiment are measured by control points of students' knowledge, as well as by statistical analysis of school surveys. They may be interesting in terms of analyzing distance learning technologies. The obtained results open up new opportunities for organizing the educational process according to various pedagogical scenarios, for the effectiveness of students 'knowledge, and can also be used in the subject area "Mathematics".

In conclusion, the authors note the effectiveness of distance learning technologies as an integral part of the educational process.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, цифровые ресурсы, цифровые сервисы, информационно-коммуникационная компетентность, онлайн-обучение, обучение математике.

Keywords: distance learning technologies, digital resources, digital services, information and communication competence, online learning, mathematics training.

Введение

В марте 2020 г. все российские школы столкнулись с проблемами организации образовательного процесса в условиях пандемии с целью снижения риска распространения инфекции. Экстренный переход на электронное обучение с применением дистанционных технологий привел к тому, что недостаточность опыта использования онлайн-обучения в школах ощутили все участники образовательного процесса. Резко возросла потребность обучающих и обучающихся в онлайн-коммуникации, образовательных платформах, цифровых ресурсах и сервисах, создании необходимых и безопасных условий обучения. Отметим следующие проблемы, которые возникли у школ в период карантина 2020 г.:

- техническое оснащение как учеников, так и учителей. В каждой семье компьютеры и планшеты оказались самыми востребованными инструментами, необходимыми и родителям, которые вынуждены были перейти на удаленный формат работы, и школьникам, студентам для обучения. Применение телефонов для учебной деятельности создает определенные проблемы, так как их технические характеристики накладывают дополнительные ограничения для обучения школьников. Подчеркнем, что проблемы обеспеченности гаджетом, интернетом в домашних условиях возникли у многих учителей.

- Качество работы цифровых онлайн-сервисов. В обычном режиме отлаженная работа образовательных платформ охватывала определенное число пользователей, на которых и были рассчитаны технические возможности сервисов. Но с ростом количества клиентов появились проблемы с «зависанием» программ, интернет-соединением, а также сбои в работе некоторых функций платформ.

- В новых организационно-педагогических условиях необходимо было экстренное техническое, методологическое и технологическое обеспечение образовательной деятельности. Большинство учителей и методических служб оказались не готовы к этому.

- Отсутствие единых подходов к выбору онлайн-инструментов. Рынок онлайн-товаров огромен, но вопрос качества этих продуктов не проверен на методическом уровне. Большой объем информации обрушился на учителя в виде различных платформ, сервисов, инструментов. В этом потоке необходимо было в короткие сроки найти необходимые

ресурсы для организации уроков. Времени на тестирование и проверку не было. Структурированная методическая помощь практически отсутствовала.

- Недостаточность цифровой культуры, опыта работы в цифровой образовательной среде всех участников образовательного процесса. Проблемы поведения обучающихся в цифровой среде обострились, учителя еще не приобрели достаточного опыта регулирования взаимодействия в онлайн-режиме. Появились различные риски при переносе обучения в онлайн-формат.

Выявленные проблемы были устранены в экстренном порядке. Проблемы технического оснащения учеников и учителей разрешил департамент образования и его подразделения, документально разрешив выдать во временное пользование школьные ноутбуки. Семьям пришлось срочно наладить самоорганизацию своего времени, структурировать рабочий режим и пространство каждого члена семьи. Качество работы цифровых онлайн-сервисов поэтапно менялось, разрабатывались новые функции, наращивались технические возможности, появились новые платформы. Следует отметить повышение информационно-коммуникационной компетентности населения. Увеличилось количество и качество курсов повышения квалификации для учителей в области обучения с помощью дистанционных технологий. В ходе внепланового апробирования цифровых ресурсов и сервисов многие учителя классифицировали и пополнили копилку своего опыта новыми инструментами, появилось большое количество методических разработок по онлайн-обучению. Одновременно появилась возможность разделить качественные и некачественные источники информации и ресурсов. Многочисленные вебинары и конференции помогли учителям обменяться опытом, узнать новые направления обучения, познакомиться с новыми инновационными технологиями и цифровыми инструментами. Появились новые сетевые группы и сообщества. К примеру, онлайн-марафон «МАГиЯ - вместе всегда интересно!» от Института физики, технологии и информационных систем МПГУ (руководитель проекта М. Е. Вайндорф-Сысоева) проходил с 31 марта 2020 г. по 10 апреля 2020 г. На масштабном мероприятии всероссийского уровня профессионалы магистерской программы «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ провели мастер-классы, поделились практическими советами и рекомендациями, методическими наработками по организации и проведению электронного обучения, обучения с применением дистанционных технологий

(http://marafonmag.tilda.ws/). Возникшие в ходе дистанционного обучения проблемы воспитанности, культуры и такта дали толчок к активной работе психолого-педагогических и социальных служб, созданию регламентов и кодексов онлайн-общения.

Таким образом, проблемы дистанционного обучения были решены с минимальными потерями. Четвертая четверть 2019/20 уч. г. стала исторически важной в плане приобретения опыта онлайн-обучения в российских школах. Стоит отметить, что применение дистанционных образовательных технологий -это не новая тема для системы образования. Авторы статьи с 2014 г. применяют дистанционные технологии как дополнение к основному очному образовательному процессу [6]. Работа над данной темой и ее реализацией продолжается и совершенствуется более 6 лет. Первоначально дистанционные технологии рассматривались нами как дополнительный элемент подготовки одаренных обучающихся к олимпиадам, как инструмент организации индивидуального подхода к обучающимся в условиях подготовки к ГИА, а также как инструмент организации онлайн-обучения во время сезонных двухнедельных карантинов, которые часто возникали в зимнее время. Следует отметить, что актуальность электронного обучения и применения дистанционных технологий сохраняется до сих пор.

В данной статье остановимся на опыте применения дистанционных технологий с целью повышения эффективности обучения математике.

В начале стоит отметить, что идеи русских и зарубежных ученых, опиравшихся на теоретические основы научной информатики, берут свое начало от математики. Советский ученый А. П. Ершов проводил экспериментальное исследование по направлению школьной информатики и применению ЭВМ в обучении [8]. По его мнению, «грамотность и программирование не только выстраиваются в параллель, соединяясь мостиками аналогий, но и дополняют друг друга, формируя новое представление о гармонии человеческого ума» [9]. Следовательно, автоматизировать любую предметную область школьного курса реально, и тем самым применение электронных, цифровых инструментов позволит достичь следующих результатов:

- уровень преподавания математики будет соответствовать современным вызовам времени;

- будет развиваться информационно-коммуникационная компетентность обучающихся.

Приведем еще один яркий пример. Профессор Сеймур Пейперт - математик, программист, педа-

гог, автор идеи использования математических подходов для понимания того, как учатся и мыслят дети, как применение компьютеров меняет сознание детей и способствует формированию у них плодотворных идей [10] - создал среду обучения Logo, стал Lego-профессором исследований по обучению на персональной кафедре МТИ. В основе его идеи обучения -деятельность ребенка, его активная роль в учебном процессе. Следовательно, необходимо:

- максимально активизировать роль обучающегося в учебном процессе;

- научить его разумно и целенаправленно использовать цифровые инструменты для своего образования и развития.

Методология

Исследуем применение дистанционных технологий в обучении математике на основе личностно-деятельностного, качественного и количественного подходов. Для построения методики обучения математике с применением дистанционных образовательных технологий нами использовался метод мысленного эксперимента.

Методика обучения математике с применением дистанционных образовательных технологий состоит из трех компонентов: учебного, развивающего и воспитательного (рис. 1). Компоненты методики взаимосвязаны в общей структуре взаимодействия участников учебного процесса. Учебная деятельность осуществляется на учебных, внеурочных и внеаудиторных занятиях. Учебные занятия предполагают форматы: очный, онлайн или смешанного обучения.

Рис. 1. Методика обучения школьников с применением дистанционных образовательных технологий

Внеурочная деятельность состоит из подготовки к ГИА, олимпиадам, викторинам, КВН. К внеаудиторным относятся занятия со одаренными, слабоуспевающими обучающимися, детьми с ОВЗ и «скорая педагогическая помощь» (онлайн-форум участников учебного процесса). Развивающий компонент состоит из следующих структурных составляющих: курсы, вебинары; олимпиады, конкурсы; самообразование; тематический лагерь. Условием реализации этого компонента выступает учебная активность обучающихся. Воспитательный компонент включает в себя цифровую культуру, цифровой этикет и цифровую безопасность, с одной стороны, а также развитие духовно-нравственных ценностей, с другой стороны.

Построение урока идет по дидактической цепочке: цель - прогнозируемый результат - выбор технологии, контента и инструментария. Рассмотрим некоторые модели уроков, используемые в учебном процессе с применением дистанционных образовательных технологий. Традиционная модель обучения с применением дистанционных технологий осуществляется через классно-урочную систему. Дистанционные технологии выступают в роли дополнительного инструмента обучения. В этом случае мастерство учителя состоит в том, чтобы эффективно использовать для конкретных педагогических целей многообразие дистанционных технологий. Например, следующие варианты:

- дополнительное задание, углубление в тему (Малый мехмат МГУ), отработка проблемных тем по ссылке учителя на сайт (авторский сайт Бориса Трушина), образовательные платформы (Учи.ру, Фоксфорд, Образовательный портал Дмитрия Гущина, SkySmart, Российская Электронная Школа, Мобильное электронное образование), интерактивное задание (вышеперечисленные платформы, Лекта, Российский учебник, авторские разработки), видеокурс (на образовательных платформах, https://stepik.org/catalog) или видеоурок (Infourok.ru). В этом случае учитель использует дистанционные технологии для реализации дифференциации и индивидуализации в обучении;

- подключение к уроку учеников, которые болеют, видеотрансляция или запись урока для тех, кто нуждается в повторении (Skype).

Дистанционная модель обучения предполагает взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии, в синхронном и/или асинхронном режиме [3]. В ходе обучения с применением дистанционных технологий учитель имеет возможность использовать интерактивные викторины (Kahoot, доод1е-формы), тренажеры (Российский учебник, Лекта, образова-

тельные платформы и порталы), тесты. Онлайн-консультация по домашнему заданию («скорая педагогическая помощь») в определенное время через Skype, Zoom, Discord, мессенджеры или сайт/блог учителя. Изначально в роли консультанта выступает учитель, в дальнейшем возможно организовать взаимообучение учеников. Затраты по времени минимальны по сравнению с эффективностью результата. Когда учитель направил ученика к самостоятельному решению задания и тем самым поддержал его в критический момент, у последнего не возникнет желания списать домашнее задание с ГДЗ.

Смешанная модель - наиболее оптимальный вариант обучения с применением дистанционных технологий. Технология «Перевернутый класс», смешанное обучение - самые востребованные технологии организации обучения [1]. Педагогу необходимо использовать разнообразие форм обучения: (коллективная, групповая, парная) для формирования гибких навыков у обучающихся. Построить урок по типу смешанного обучения возможно при наличии хотя бы пяти планшетов на класс. К примеру, урок закрепления материала целесообразно провести при организации работы в группах по разным станциям. На первой станции с помощью планшетов и интерактивных тренажеров проверить усвоение новой темы. На второй станции - закрепить материал, решить разноуровневые задания по учебнику с проверкой у доски. На третьей станции - самостоятельно решить типовые задания с взаимопроверкой и разбором вопросов. Занятия с одаренными обучающимися строятся по следующим уровням сложности: высокий и олим-пиадный. Как правило, одаренные обучающиеся отличаются повышенной мотивацией к обучению, хорошей самоорганизацией своей деятельности, ответственностью и самостоятельностью. В этом случае применима дистанционная или смешанная модель обучения. Учитель организует индивидуальный маршрут самообразования обучающегося (Малый мехмат МГУ, курсы на https://stepik.org/catalog, тематические ссылки, курсы).

Занятия с обучающимися, пропускающими уроки по уважительным причинам (болезнь, соревнования), в зависимости от их мотивации и уровня знаний целесообразно проводить дистанционно и использовать готовые цифровые ресурсы (infourok.ru, РЭШ), которые дополнять авторскими разработками из цифровой образовательной предметной среды.

Занятия со слабоуспевающими обучающимися лучше всего строить по традиционной модели обучения или смешанной. В этом случае необходим строгий

контроль деятельности обучающегося. После объяснения материала эффективно использовать интерактивный тренажер для отработки навыков закрепления (Лекта, образовательные платформы). В цифровой образовательной предметной среде учитель размещает справочные материалы, опорные цифровые конспекты и схемы). Целесообразно использование индивидуальных образовательных маршрутов.

Занятия по подготовке к ГИА эффективнее всего проводить с применением смешанной и дистанционной моделей обучения. Мотивация к обучению у школьников напрямую определяет соответствующую модель обучения. Задания первой части ГИА эффективнее отработать на интерактивных тренажерах, при этом использовать тематические консультации с учителем. Задания второй части ГИА оптимально разбирать в разноуровневых группах. Возможно применение технологии «Перевернутый класс» [1]. Например, обучающиеся самостоятельно изучают решение задания 17 по теме «Финансовая математика» (курс Д. Гущина, https://stepik.org/course/22402/ promo), на следующем этапе они решают экономические задачи по группам вместе с учителем. После разбора приемов и методов решения, классификации видов задач и составления алгоритма решения к каждому виду целесообразно проверить уровень усвоения материала.

Посредством методов эмпирического исследования (эксперимента, наблюдения, измерения) система корректировалась и развивалась. Некоторые

элементы ее видоизменялись. В результате сформировалась гибкая методика обучения школьников математике с применением дистанционных технологий. Применялся преимущественно деятельност-ный подход к обучению, поддерживалась активная роль обучающегося [6]. На этом этапе прошла апробация образовательных платформ, формирование цифровой культуры обучающихся. В дальнейшем в учебном процессе весь приобретенный опыт применялся уже систематически. Справедливо отметить, что классы, участвовавшие в эксперименте, легче и менее проблематично перешли на дистанционное обучение во время карантина в апреле 2020 г. Трудности, связанные с техническими или аппаратными проблемами, встречались, но на образовательный процесс существенно не повлияли. Привычный порядок работы существенно не изменился, вовремя произошла защита проектов, итоговая аттестационная работа по математике была признана успешной.

Результаты

Проведем сравнительный анализ измерений двух классов одной параллели с углубленным изучением математики, один из которых участвовал в апробации системы обучения с применением дистанционных технологий, а другой не участвовал.

Более высокие показатели качества знаний (отметки «4» и «5») выявлены у обучающихся экспериментального класса по итогам аттестационной работы по математике за курс 9-го класса (рис. 2).

«4»

отметка по итоговом аттестационном работе по математике

«2»

итоговая отметка по математике, 2019/2020 уч. г.

отметка по диагностической работе в формате ОГЭ, сентябрь 2020 г.

■ Экспериментальный 9-й класс □ 9-й класс, не участвовавший в эксперименте Рис. 2. Сравнительная диаграмма измерений успеваемости в контрольных точках обучающихся 9-х классов

10%

Отметку «5» получили 32 % обучающихся по сравнению с 16 % другого класса, отметку «4» получили 48 и 40 % соответственно. При 100 % успеваемости экспериментального класса контрольный класс показал 2 % отметку «2». Высокие показатели отмечаются и в диагностической работе в формате ОГЭ в сентябре 2020 г., что подтверждает качество знаний прошлого учебного года. По наблюдениям, экспериментальный класс, начиная с пятого класса, занимал лидирующее место по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по математике на школьном этапе ежегодно. В экспериментальном классе постоянно есть победители и призеры очных и заочных олимпиад регионального и все-

российского уровней по математике. Опрос обучающихся (35 человек), принимавших участие в олимпиаде, показал:

- обучающиеся высоко оценивают работу с учителем;

- при этом параллельно происходит процесс самообразования и развития с применением цифровых ресурсов;

- обучающиеся выбирают оптимальные источники информации, апробируют различные ресурсы;

- обучающиеся подчеркивают прикладной характер гаджетов, выделяют возможности развития своих способностей вне временных и географических рамок.

Таблица 1

:я (35 человек)

При подготовке к олимпиаде мне помогли занятия с учителем Я использовал цифровые ресурсы: Нужен ли мне компьютер (планшет, телефон) для развития своих математических способностей? Ответ поясните

Да - 35 ответов «Фоксфорд» - 32 ответа Да - 35 ответов. В качестве аргумента обучающиеся называют возможность онлайн-участия в олимпиадах, пройти развивающие курсы, найти необходимую литературу

Нет - 0 «Малый мехмат МГУ» - 30 ответов

другой ответ - 0 «Сборники из ЦОС» - 15 ответов; интернет-олимпиады и разбор заданий -9 ответов

Классы, не участвовавшие в эксперименте, с большими трудностями перешли на онлайн-обучение. Возникли проблемы с посещаемостью онлайн-уроков, вовремя не выполнялись задания, отмечались проблемы в использовании образовательных платформ. После окончания онлайн-обучения был проведен опрос

группы учащихся 9-х классов (77 чел.) на предмет оценки апробируемых в ходе обучения с применением дистанционных технологий образовательных платформ. Высшая оценка - 5 баллов, низшая - 2 балла. В таблице приведены средние баллы по предложенным показателям оценивания по мнению обучающихся.

Таблица 2

Образовательные платформы, мнение школьников

Апробируемые платформы Показатели оценивания (средний балл по пятибалльной шкале) Фоксфорд Учи.ру Сдам ГИА. Решу ОГЭ, ЕГЭ и ВПР (Дмитрий Гущин) ЯКласс SkySmart Российская электронная школа

Регистрация 4,85 4,87 4,92 3,43 3,03 4,01

Временные рамки 5 3,88 4,94 3,75 3,21 3,89

Соотношение бесплатного и платного контента 3,16 3,49 3,56 4,14 3,79 4,89

Стабильность работы платформы 4,32 3,23 3,97 4,04 2,65 2,02

Понятный интерфейс 4,82 3,84 4,78 3,54 4,24 4,76

Разноуровневые задания 4,81 4,22 4,57 4,62 4,15 4,38

Дополнительные возможности 4,2 3,67 4,53 3,59 3,41 4,26

Следует подчеркнуть, что знакомство с Российской электронной школой у обучающихся практически не состоялось по причине постоянного ее «зависания». Платформа SkySmart во второй половине мая тоже стала работать со сбоями. Ограничение бесплатного времени занятий на ЯКлассе послужило причиной отказа от этой платформы. При регистрации обучающиеся высоко ценят простоту регистрации и минимизацию афиширования персональных данных. Больше всего школьникам нравится приглашение по ссылке или коду. Проблема совпадения фамилий и имен отмечалась в SkySmarte. Наиболее комфортные временные рамки обучающиеся отмечают при работе с платформой Фоксфорд. Если случались сбои с интернетом, в Фоксфорде, в отличие от других платформ, задания чаще всего сохранялись, обучающиеся имели возможность продолжить работу. Понятный интерфейс обучающиеся отмечают на всех платформах, но по оценкам заметны некоторые предпочтения. Дифференциацию школьники отмечают на Фоксфорде, где сложность заданий оптимальная. На Учи.ру уровень заданий, по мнению обучающихся, проще. Дополнительные возможности, по их мнению, включают: вебинары, курсы, разборы заданий, справочные материалы и прочее. Результаты опроса относятся к конкретному периоду «вынужденного» онлайн-обучения апрель - май 2020 г. Использование нескольких платформ позволило полноценно построить процесс обучения. Если случались сбои с одной платформой, сразу переключались на другую. Разнообразие заданий поддерживало мотивацию обучения школьников на оптимальном уровне.

Заключение

Таким образом, описанная методика обучения с применением дистанционных технологий проверена временем и качеством. Гипотеза о повышении эффективности обучения математике с применением дистанционных технологий подтвердилась. На основании проведенного исследования и эксперимента отмечены следующие выводы: постепенное введение дистанционных технологий в процесс обучения дает возможность учителю и обучающимся в полной мере испытать, освоить их технические и образовательные возможности, а также повысить свою информационно-коммуникационную компетентность; учитель-исследователь и практик опытным путем находит, где и как эффективно использовать дистанционные технологии (ВМЕСТЕ, а не ВМЕСТО!); обучение с применением дистанционных технологий расширяет возможности для дифференциации и индиви-

дуализации обучения школьников. Появление нового вида педагогической деятельности отвечает новым вызовам времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016. 280 с.

2. Академик А. П. Ершов [Электронный ресурс]. URL: http://ershov.iis.nsk.su/ru/ershov/index (дата обращения: 02.11.2020).

3. Афанасьева С. Г. Повышение качества математического образования средствами электронной информационно-образовательной среды LMS MOODLE [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12-2 (78). С. 161-165. URL: https://research-journal.org/pedagogy/povyshenie-kachestva-matematicheskogo-obrazovaniya-sredstvami-elektronnoj-informacionno-obrazovatelnoj-sredy-lms-moodle/ (дата обращения: 03.11.2020).

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения. М., 2017. 194 с.

5. Краснова Г А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск, 2019. 200 с.

6. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании. Нижневартовск, 2013. 227 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2007. 576 с.

8. Соболева Е. В., Суровцева В. А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 4. URL: https://e-koncept.ru/2020/201023.htm (дата обращения: 18.10.2020).

9. Input Language for Automatic Programming Systems. London ; New York : Acad. Press, 1963.

10. Papert Seymour. Revolution des Lernens. Kinder, Computer, Schule in einer digitalen Welt. Hardcover, German : Verlag Heinz Heise, 1994. 276 p.

References

1. Andreeva N. V., Rozhdestvenskaya L. V., Yarmakhov B. B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie [Step of the school in mixed education]. Moscow, 2016, 280 p. (In Russian).

2. Akademik A. P. Ershov [Academician A.P. Ershov]. Available at: http://ershov.iis.nsk.su/ru/ershov/index (accessed 02.11.2020). (In Russian).

3. Afanasyeva S. G. Povyshenie kachestva matematicheskogo obrazovaniya sredstvami elektronnojinformacionno-obrazovatel'nojsredy LMS MOODLE [Improving quality of mathematical education by means of electronic information and educational environment of LMS MOODLE]. International Research Journal, 2018, № 12-2 (78), pp. 161-165. Available at: https://research-journal.org/pedagogy/povyshenie-kachestva-matematicheskogo-obrazovaniya-sredstvami-elektronnoj-informacionno-obrazovatelnoj-sredy-lms-moodle/ (accessed 03.11.2020). (In Russian).

4. Vaindorf-Sysoeva M. E., Gryaznov T. S., Shitov V. A. Distance learning methods [Method of distance learning]. Moscow, 2017, 194 p. (In Russian).

5. Krasnova G. A., Mozhaeva G. V. Elektronnoe obrazovanie v epohu cifrovoj transformacii [Electronic education in the era of digital transformation]. Tomsk, 2019, 200 p. (In Russian).

6. Pashchenko O. I. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]. Nizhnevartovsk, 201, 227 p. (In Russian).

7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2007, 576 p. (In Russian).

8. Soboleva E. V., Surovtseva V. A. Primenenie mobil'nyh tekhnologij dlya razvitiya poznavatel'noj aktivnosti uchashchihsya pri reshenii praktiko-orientirovannyh zadach po matematike [The use of mobile technologies for the development of students' cognitive activity in solving mathematical practice-oriented tasks]. Scientific-methodological Electronic

Journal "Koncept", 2020, no. 4. Available at: https://e-koncept.ru/2020/201023.htm (accessed 18.10.2020). (In Russian).

9. Input Language for Automatic Programming Systems. London, New York, Acad. Press, 1963. (In English).

10. Papert Seymour. Revolution des Lernens. Kinder, Computer, Schule in einer digitalen Welt. Hardcover, German, Verlag Heinz Heise, 1994, 276 p. (In German).

УДК/UDC 37.04 Е. А. Трофимова, И. В. Черчик

E. Trofimova, I. Cherchik

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Введение. Необходимость создания индивидуально-образовательной траектории продиктована особенностями современного подхода к системе образования в целом, а именно: смещением ее фокуса на развитие и самоопределение личности, актуализацию ее творческого потенциала в едином образовательном пространстве, включающем непрерывное образование. Задачами работы были теоретическое исследование результатов реализации ИОТ и практическое исследование, которое включало в себя проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории, основанной на применении системно-деятельностного подхода. Целью статьи явилось представление полученных результатов.

Методология. В теоретической части исследования применялись методы анализа научно-методической литературы, обобщения и систематизации информации по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), подходов к их реализации, деятельностного и системно-деятельностного подходов, применяемых в педагогике. В практической части выполнялось проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории.

Результатом теоретического исследования стал анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». Показано, что в большинстве случаев данные понятия рассматриваются как способ организа-

ции учебной деятельности. Изучение деятельност-ного и системно-деятельностного подходов привело к понимаю, что они могут использоваться для построения образовательной деятельности, которая позволит успешно достичь планируемых учебных целей.

В ходе практической части исследования была спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории, в основу которой положен системно-деятельностный подход.

Заключение. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается авторами как организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый индивид достигал планируемого образовательного результата с учетом своих персональных потребностей, знаний и умений. Авторами показано, что системно-деятельностный подход может использоваться для выстраивания эффективного процесса обучения, который позволит достичь планируемых результатов. На его основе спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории.

Introduction. The relevance of formation of individual educational trajectory (IET) due to a set factors a modern approach to the education system in Russia, namely the displacement of its focus on the development and self-identity, the actualization of its creative potential in a single educational space, including continuing education. The objectives of the work were a theoretical study of the implementation of IEP and a practical study, which included the design of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.