Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4513
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING AT SCHOOL / ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Дмитрий Александрович, Новожилова Елена Владимировна

В статье рассматривается анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения в школе. До возникновения пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. По прогнозам многих экспертов дистанционные технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяли бы существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществлять выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Однако ситуация пандемии обусловила школы вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. Исследованию подлежали следующие параметры: распределение затрат времени при организации работы дома; преимущества дистанционного обучения; недостатки дистанционного обучения. Результаты проведенной экспериментальной работы доказывают актуальность и значимость выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Дмитрий Александрович, Новожилова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AT SCHOOL

The article discusses the analysis of the advantages and disadvantages of distance learning at school. Before the pandemic in 2019-2020, one of the tasks of the modern school was to increase the diversity of types and forms of organization of the educational process of students. According to the forecasts of many experts, distance technologies integrated into the pedagogical system would significantly increase the educational opportunities of schoolchildren, and select and implement an individual trajectory in an open educational space. However, the pandemic situation caused schools to be forced to introduce distance learning technologies, relying on all participants in the educational process. The following parameters were taken as a subject to study: distribution of time spent on organizing work at home; the benefits of distance learning; the disadvantages of distance learning. The results of the experimental work prove the relevance and significance of the identified problem.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ»

качества ребёнка. Кроме того, средствами воспитания у умственно отсталых детей для воспитания привычек правильного поведения, чувства скромности, вежливости, честности, бережного отношения к общественным вещам и других положительных качеств личности является использование рассказов, инсценировок, практических задач (их содержание включает различные жизненные ситуации, взаимоотношения людей).

Обсуждая содержание рассказов, сценок или задач, ученики самостоятельно определяют и высказывают своё отношение к поступкам героев, принимая или отвергая их. Систематическая работа, направленная на формирование у учащихся правильного поведения, способствует выработке устойчивых навыков и привычек правильно поступать в различных ситуациях. Принцип взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью является важным в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школеУШвида, которая способствует активизации деятельности школьников, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на умственно отсталых детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Реализация этого принципа предполагает также постоянное использование в учебно-воспитательной работе актуального информационного материала (из газет, журналов, радио- и телепередач), важного для решения воспитательных задач. Необходимо проводить с умственно отсталыми детьми специальную работу по обеспечению понимания ими значения сообщаемых фактов, выработке правильного отношения к ним.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида особо возрастает роль принципа органического сочетания идейно-нравственного просвещения и убеждения детей с целенаправленной организацией их жизни и деятельности.

Его важность в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена, с одной стороны, их сниженными способностями к усвоению словесной информации. Поэтому важно организовать практическую деятельность детей, в которой отражались бы подлежащие их усвоению различные отношения. Важно, чтобы весь уклад жизни умственно отсталого ребёнка формировал у него эти отношения, соответствующие высоким нормам нравственности, способствовал воспитанию общественно ценных навыков поведения.

С другой стороны, умственно отсталые дети затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в социально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача - помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенческий навык косным, нестойким. Следовательно, для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали.

Выводы. Таким образом, организация и проведение праздников, утренников, экскурсий, прогулок, вечеров-развлечений способствует формированию социальных представлений, присвоению культурных и нравственных ценностей общества, формированию личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитию самосознания, осознания своего места в обществе у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Литература:

1. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер; [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]: Вече: АСТ, 2000. - Т. 2. - 2000. - 559 с.

2. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате / Под ред. В.П. Провоторова. - М.: Просвещение, 1978. - 125 с.

3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - 528 с.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант очной формы обучения Новожилова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения в школе. До возникновения пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. По прогнозам многих экспертов дистанционные технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяли бы существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществлять выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Однако ситуация пандемии обусловила школы вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. Исследованию подлежали следующие параметры: распределение затрат времени при организации работы дома; преимущества дистанционного обучения; недостатки дистанционного обучения. Результаты проведенной экспериментальной работы доказывают актуальность и значимость выявленной проблемы.

Ключевые слова: дистанционное обучение в школе, преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Annotation. The article discusses the analysis of the advantages and disadvantages of distance learning at school. Before the pandemic in 2019-2020, one of the tasks of the modern school was to increase the diversity of types and forms of organization of the educational process of students. According to the forecasts of many experts, distance technologies integrated into the pedagogical system would significantly increase the educational opportunities of schoolchildren, and select and implement an individual trajectory in an open educational space. However, the pandemic situation caused schools to be forced to introduce distance learning technologies, relying on all participants in the educational process. The following parameters were taken as a subject to study: distribution of time spent on organizing work at home; the benefits of distance learning; the disadvantages of distance learning. The results of the experimental work prove the relevance and significance of the identified problem.

Keywords: distance learning at school, advantages and disadvantages of distance learning.

Введение. До возникновения пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. По прогнозам многих экспертов дистанционные технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяли бы существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществлять выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве [1, 3]. Правовой основой для системного внедрения дистанционного образования являются: Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.09.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [7, 9]. Мотивация в изменении и организации форм образовательных процессов обуславливалось и тем, что дистанционное, смешанное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Профориентация в системе школа - вуз является необходимым условием обеспечения связи между школами и вузами. Абсолютно логично, что назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь дома, получать полноценное образование, углубляясь именно в то направление, которое, возможно, будет будущим выбранным карьерным направлением выбора профессии у школьника. Однако ситуация пандемии обусловила школы вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. Со одной стороны, нельзя констатировать тот факт, что школы были не готовы к внедрению такой формы образования, потому как в настоящее время существуют различные платформы и он -лайн ресурсы, внедрение которых активно использовалось во многих школах и имело положительные результаты. Среди них: «Учи.ру» -интерактивная образовательная онлайн-платформа [9], «Российская электронная школа» -это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны [9]; Сервис «Яндекс.учебник» [9]; Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» [9]; Цифровая образовательная платформа «Дневник. ру» [9]; «Сдам ГИА» -Образовательный портал для подготовки к экзаменам по всем предметам [9]; Сервис «Google Classroom» и множество других он-лайн ресурсов [9]. Кроме этого, существуют средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся. Среди них кластеры, ментальные карты, ленты времени и т.д. [5, 9] Также существуют средства для организации рефлексии такие как документы Google, Microsoft Excel online, Microsoft Word on-line, интерактивные доски [4, 9]; Обзор платформ для разных видов деятельности является значимым, но, в тоже время, накладывает огромную ответственность на всех участников образовательного процесса: на учителей, обучающихся и на родителей. Из всех участников дистанционного образовательного процесса более всего озадаченными этой проблемой оказались родители: у них работа, дети дома одни, детям некому помочь, если они не в должной мере владеют компьютером. Если родители тоже работают дистанционно, ребенок не один, а компьютер единственный, возникают проблемы с распределением времени работы на компьютере [2].

Изложение основного материала статьи. Цель написания статьи: исследование преимуществ и недостатков организации дистанционного обучения с точки зрения родителей.

Задачи исследования:

- определить основные проблемы, с которыми сталкиваются родители при подготовке и организации процесса дистанционного обучения в школе и дома;

- описать возможные преимущества, которые определяют родители при подготовке и организации процесса дистанционного обучения в школе и дома;

Рисунок 1. Распределение затрат времени при организации работы дома (Составлено авторами)

По мнению родителей, наибольшее количество времени при организации работы дома занимает приоритет выполнения письменных заданий над устными (25% опрошенных). Как показал дополнительный опрос, большинство родителей утверждает, что времени хватает только на подготовку письменных заданий по тем же самым устным предметам, когда обучение теоретическому материалу не утратило своей необходимости. К прохождению он - лайн уроков большинство обучающихся не готовы в силу нехватки времени. Около 20% респондентов указали в качестве трудоемких задач - сканирование домашних заданий и отправка по адресам электронной почты. По мнению респондентов часть трудностей возникает при переводе файла из одного формата в другой, сохранение файлов на диске и отслеживание правильного источника получения информации. Разные источники получения информации делают процесс трудоемким. Около 10 % опрошенных считают неравномерные распределения нагрузок, сроки выполнения заданий многих дисциплин совпадают, приходится выполнять много домашних заданий на одно число. В ситуации обучения многие преподаватели ставят основным критерием оценивания - соблюдение сроков выполнения заданий. Другая часть затрат времени, по мнению родителей, связана с организацией рабочего процесса школьника. Для организации работы на различных платформах важен принцип работы, важны такие навыки, как знание технических возможностей работы платформы, визуальность, голосовые сообщения. Доступ к он-лайн урокам должен осуществляться быстро, и не всегда удается вовремя подключиться к уроку, быстро работать по закладкам браузера и осуществлять обратную связь. Низкий процент респондентов по этому вопросу связан и с тем, что работу и умение работать с возможностями браузера трудоемким было первую неделю, когда приходилось самостоятельно организовывать процесс. Поддержание обратной связи, по мнению родителей, тоже оказалось затратной задачей для детей, очень сложно поддерживать обратную связь с преподавателем и помнить все контакты.

Лает гибкость по времен и выполнен и я графи ка задании

Даетвозможность выполнения персон ифииирован пых задан и й

Под корит школьникам, которые находятся на ромашнем или семейном обучении по состоянию здоровья или другим причинам

Развиваетнавыки самостоятельного владения компьютером на основе пользователя

а% ч-/- ю* 1 ?а% зо1* 4П%

Рисунок 2. Основные преимущества дистанционного обучения (Составлено авторами)

Как показано на рисунке 2 из 100% респондентов выше 30% рассматривают дистанционное обучение как возможность обучаться школьникам, которые находятся на домашнем или семейном обучении по состоянию здоровья или по другим причинам. Согласно исследованию ассоциации развития семейного

образования по итогам прошлого учебного года в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников. В Нижегородской области этот показатель составил около 25% от общего количества обучающихся. На втором месте по выбору преимуществ, родителями было отмечено, что организация дистанционных занятий дает возможность выполнения персонифицированных заданий (около 32%), исходя из способностей ученика.

Также родителями отмечена возможность «гибкого графика» предоставления заданий. Как показал дополнительный опрос, школьник совместно с родителями самостоятельно определяет распределение нагрузки по предметам в рамках предложенного интервала, может сам определить график работы и последовательно выполнять работу, но, в тоже время, как указано выше на рисунке 1., сроки выполнения заданий часто совпадают, что противоречит данному показателю и свидетельствует о неравномерной нагрузке, - это приводит к напряжению во время учебного процесса.

Кроме описанных преимуществ родители отмечают также, что развиваются навыки самостоятельной работы на компьютере, обучающиеся осваивают новые методы работы в браузере, возможности google -диска и др. программ для быстрой организации своего труда.

Отсуттствие качественного интеренет-соединения

Неп ол н ое и сп ол ьзован и е метод и чески х средств (видео-уроков)

Отсутствие адекватной системы контроля и оценки знании

Отсутствие единых способов получения и передачи задании

Недозированностъ содержания

0%

ч% 10% 1 с,% ?ч% зо%

Рисунок 3. Основные недостатки дистанционного обучения (Составлено авторами)

Первый опыт организации дистанционного обучения выявил больше недостатков, чем преимуществ. Среди них:

- передозировка содержания свыше 25%. На этот параметр всегда обращается внимание в связи с возрастными особенностями развития учащихся;

- отсутствие качественного интернет соединения (около 20%). Перегруженность сети при работе школ, как правило в одно и то же время, нарушает качество передачи информации;

- неполное использование методических средств (видео уроков) (свыше 15%), после них, как правило, нет заданий по просмотренному материалу, значит поставленная цель мало достижима;

- отсутствие адекватной системы контроля и оценки знаний (около15%);

- отсутствие единых способов получения и передачи заданий (22%) затрудняет их поиск.

Выводы. Всего в социологическом опросе приняли участие 55 родителей из разных школ Нижегородской области. Опрос проходил с помощью Google -формы [10, 11].

Исследованию подлежали следующие параметры:

1. Распределение затрат времени при организации работы дома.

2. Преимущества дистанционного обучения. Рефлексия родителей.

3. Недостатки дистанционного обучения. Рефлексия родителей.

Исходя их данных, полученных в ходе социологического опроса, авторы полагают необходимым в качестве заключения подчеркнуть следующее.

Во-первых, организация дистанционного обучения имеет больше недостатков чем преимуществ.

Во-вторых, анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения показал, что на данный момент вынужденное дистанционное обучение не отвечает не только внутренним требованиям самой школы, но и ожиданиям школьников и родителей как субъектов образовательного процесса. Тем не менее, дистанционное обучение - это необходимое средство для семейного и домашнего образования, а также для использования в экстремальных ситуациях и для аудиторных занятий в классе. Для становления дистанционного образования в школе необходимо: проанализировать полученный опыт, проведя мониторинг проявленного интереса учащихся к дистанционному образованию, доз предъявляемого содержания, средств передачи и получения содержания. Все это говорит о необходимости создания собственной образовательной платформы, своего рода системы, создающей все условия для работы преподавателей и учащихся.

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.

2. Гришина А.В., Волкова Е.Н. Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. Т. 7, №1. 2019 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1043

3. Краснов С.В. Использование смешанного обучения как средства построения индивидуальной образовательной траектории школьника // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2016. С. 48-52.

4. Курвитс М. Мастер-класс «Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя». [Электронный ресурс] URL: http://marinakurvits.com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/.

5. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2017. № С. 104-110.

6. Муштавинская И., Лукичева Е. Современная оценка образовательных достижений учащихся. С.-Пб.: Каро. 2015. 304 с.

7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 г. №1632-р [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения 10.03.20).

8. Саляева Е.Ю. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 69-71.

9. Самерханова Э.К, Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.

10. Шкунова А.А., Колода С.А. Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра / Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 24.

11. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития / Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 4.

Педагогика

УДК 371.13

доктор педагогических наук, профессор Штец Александр Александрович

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье обосновывается с помощью историко-системного анализа модель регионального компонента современного содержания образования. Кроме того, формулируются цели и задачи РКСО, а также основные принципы его реализации: 1) принцип связи регионального и федерального компонентов, принципы содержательной целостности и территориальной целостности регионального компонента, принцип адаптации к экстремальным условиям регионов России.

Ключевые слова: региональный компонент содержания образования, цель РКСО, малая Родина, функциональная грамотность человека, задачи РКСО, принципы РКСО, модель РКСО.

Annotation. The model of the regional component of the modern content of education with the help of historical and system analysis is substantiated in the article. In addition, goals and tasks of RCME, as well as the basic principles for its realization are formulated, such as: 1) the principle of cooperation of regional and Federal components, the principles of meaningful integrity and territorial integrity of the regional component, the principle of adaptation to extreme conditions of Russian regions.

Keywords: regional component of the content of education, the goal of RCME, small Motherland, functional literacy, tasks of RCME, principles of RCME, model of RCME.

Введение. Расширение инновационных процессов в современном поликультурном образовании России значительно обостряет проблему освоения регионального компонента в содержании образования. Для правильного понимания и реализации такого сложного явления как региональный компонент содержания образования (далее - РКСО) необходимо вернуться к его недалекому прошлому. Как известно, РКСО в современном виде появился в «Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в 2007 году. Министерство образования и науки РФ изменило как название (вместо «национально-региональный компонент» стало использоваться - «региональный (национально-региональный) компонент»), так и пропорции учебного времени: если национально-региональному компоненту отводилось до 40% учебного времени, то РКСО - не более 15% [3].

Для такого радикального изменения Базисного учебного плана были достаточно веские основания. Например, во многих субъектах и регионах РФ обнаружилось тяготение к локализации национально-регионального компонента: местный языковой и краеведческий материал стал использоваться в ущерб содержанию инвариантной части базисного плана (неоправданно увеличивалось учебное время, в том числе, и за счет школьного компонента) [6, с. 13].

Такой подход, безусловно, усиливал тогда центробежные тенденции в РФ. Одной из причин массовых искажений в реализации национально-регионального компонента содержания образования была, на наш взгляд, слабая разработанность его методологических основ (целеполагание, основные принципы и т.п.). К сожалению, данная проблема остается открытой и в настоящее время, и особенно в области региональной составляющей содержания образования.

Для обоснования методологических основ РКСО в современном российском образовании необходимо, по нашему мнению, ответить на три вопроса:

В чем заключается целеполагание РКСО?

На какие дидактические принципы должно опираться РКСО?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.