Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества'

Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / DISTANCE LEARNING / UNIVERSITY STUDENTS / ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING / MININSKY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Мухина Елизавета Сергеевна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Голубев Алексей Александрович, Бычков Дмитрий Анатольевич

Современные тенденции развития образования предполагают активное использование в образовательном процессе возможностей, открываемых информационными технологиями. В статье поднимается проблема дистанционного образования как перспективной формы современного обучения. Формирование грамотного представления о дистанционном обучении является своевременной задачей, тем более что данные статистики, приведенные в статье показывают скептическое отношение сегодняшних абитуриентов к дистанционной форме обучения. Негативное восприятие дистанционного обучения складывается из-за существующих стереотипов, которые описываются и нивелируются в данной работе. Для объективного восприятия дистанционной обучения в статье описывается процесс его организации, доказывающий логичность и содержательность данной формы обучения, что обеспечивает ее конкурентоспособность. Приводятся наиболее популярные формы дистанционного обучения. В статье раскрываются преимущества и недостатка обсуждаемой формы обучения. Приводятся примеры университетов и институтов России, предлагающих дистанционную форму обучения. Подробно исследуется деятельность Мининского университета г. Нижнего Новгорода по организации открытых дистанционных курсов, их вариативность и доступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Мухина Елизавета Сергеевна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Голубев Алексей Александрович, Бычков Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE LEARNING AS A MODERN TENDENCY OF SOCIETY DEVELOPMENT

Current trends in the development of education require the active use in the educational process of the opportunities offered by information technology. The article raises the problem of distance education as a promising form of modern education. The formation of a competent idea of distance learning is a timely task, especially since the statistics given in the article show the skepticism of today's applicants to distance learning. The negative perception of distance learning is due to existing stereotypes that are described and leveled in this work.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества»

УДК 316.4

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Мухина Мария Вадимовна, к.п.н., доцент

(e-mail: mariyamuhina@yandex.ru) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: ebagryanskaya@mail.ru) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент

(e-mail: bulganina555mail.ru) Голубев Алексей Александрович, магистрант (e-mail: dns-shop92@yandex.ru) Бычков Дмитрий Анатольевич, студент (e-mail: dima952171997@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Современные тенденции развития образования предполагают активное использование в образовательном процессе возможностей, открываемых информационными технологиями. В статье поднимается проблема дистанционного образования как перспективной формы современного обучения. Формирование грамотного представления о дистанционном обучении является своевременной задачей, тем более что данные статистики, приведенные в статье показывают скептическое отношение сегодняшних абитуриентов к дистанционной форме обучения. Негативное восприятие дистанционного обучения складывается из-за существующих стереотипов, которые описываются и нивелируются в данной работе. Для объективного восприятия дистанционной обучения в статье описывается процесс его организации, доказывающий логичность и содержательность данной формы обучения, что обеспечивает ее конкурентоспособность. Приводятся наиболее популярные формы дистанционного обучения. В статье раскрываются преимущества и недостатка обсуждаемой формы обучения. Приводятся примеры университетов и институтов России, предлагающих дистанционную форму обучения. Подробно исследуется деятельность Мининского университета г. Нижнего Новгорода по организации открытых дистанционных курсов, их вариативность и доступность.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты вузов, преимущества и недостатки дистанционной формы обучения, Мининский университет.

Введение. Современный мир характеризуется активным проникновением информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Сфера образования, находясь в стадии активного реформирования, в направлении внедрения информационных технологий в систему

образования также использует возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. Одним из перспективных направлений, которое предоставляет колоссальные возможности образовательным учреждениям, является дистанционное обучение [1,3].

Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие между университетом и студентом на удаленном расстоянии, сохраняющее компоненты традиционного учебного процесса: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. ДО реализуется! специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Дистанционное обучение — это форма обучения, характеризующаяся самостоятельностью студента в образовании. Информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством, обеспечивающим образовательный процесс [2].

Данные статистики показывают, что современные абитуриенты достаточно скептически относятся к подобной форме обучения. В результате исследований сайта «Моё образование» удалось выявить мнение респондентов о дистанционной форме обучения. В опросе приняло участие более 300 участников.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Качество ДО ниже Не имеют ДО -качественная и

очного представления о ДО удобная форма

обучения

Рисунок 1

Опрос показал: 45% опрошенных считают, что качество дистанционного обучения существенно ниже очного, 34% - вообще не имеют представления о том, что такое дистанционное образование, и лишь 21% опрошенных считают, что такая форма обучения наиболее качественная и удобная.

Несмотря на такие показатели, практика показывает, что актуальность и популярность дистанционного обучения в России растет. Студенты

заинтересованы в подобной форме обучения, так как она открывает совершенно новые горизонты, которые были бы невозможны в рамках традиционных формах обучения [5,7].

Методы исследования. Для написания работы были использованы следующие методы: анализ интернет источников и научной литературы по проблеме исследования с последующим анализом, контент-анализ, анализ статистических данных, сопоставительный анализ.

Обсуждение. В обществе на сегодняшний день существуют устойчивые стереотипы, которые искажают представление о дистанционном образовании [11]. Разберем основные из них.

1) Дистанционное образование - второсортное образование, которое нигде не ценится.

Ценится не диплом, а багаж знаний студента, поэтому, если при поступлении студент преследует цель - учиться, то проблем при трудоустройстве не будет. Известно, что ряд вузов, которые учат дистанционно, организовывают трудоустройство студентов.

2) Дистанционное обучение не дает тех знаний, которые получают студенты-очники.

Количество информации, которую получают студенты очной и дистанционной формы не отличается. Отличается обстановка, в которой они ее получают. Одни сидят в аудиториях, другие выбирают удобное для себя время и обучаются дома. Дистанционное обучение позволяет вести диалог с преподавателем, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы педагога.

3) После обучения выдают диплом не государственного образца.

После того, как студент получает дистанционное образование в вузе,

который имеет право выдавать дипломы государственного образца, он получает диплом государственного образца. Дистанционное обучение - это такое же образование, при котором студентам выдают такие же дипломы, как на очной форме обучения.

Таким образом, мы видим, что представление населения о дистанционном обучении не всегда отражает правильную картину и поэтому необходимо распространять достоверную информацию о таком прогрессивном виде обучения

Как же осуществляется процесс дистанционного обучения?

1) После поступления студентам выдают логин/пароль от личного кабинета ученика, где находится учебный план, расписание пар, домашнее задание и зачеты.

2) Иногда студент может выбирать время для обучения самостоятельно, он лишь ограничен определенными сроками сдачи своих работ. Но бывает и так, что занятия происходят в определенное время. Преподаватель с помощью вузовского софта создает виртуальный класс и как в аудитории стоит рядом с аналогом доски, рассказывает тему, спрашивает, отвечает на вопросы. В различных университетах этот процесс может отличаться. Где-

то студент изучает заранее записанные материалы и книги, а где-то проходят занятия.

3) Несмотря на то, что дистанционное обучение происходит удаленно, такое понятие как сессия все равно остается. Обычно ученикам выдаются контрольные материалы, которые они должны решить. При этом доступ в интернет блокируется. В некоторых вузах приходится приезжать на сессии и защиту диплома.

4) Производственная практика при дистанционном обучении так же присутствует. В большинстве случаев вуз сам находит предприятие, но бывает из-за удаленности студента, ему приходится находить самому. В данном случае вузы обычно помогают студентам.

Какие виды занятий целесообразно использовать в процессе дистанционной формы обучения?

1. Чат-занятия;

2. Веб-занятия

3. Телеконференции;

4. Телеприсутствие. Дистанционное обучение в формате телеприсутствия осуществляется с помощью робота, который находится не в аудитории, а дома у ученика. Преподаватель задаёт вопросы, и ученик, посредством робота, отвечает. При этом и преподаватель имеет возможность наблюдать за учеником, и обучающийся видит педагога [14].

Дистанционное обучение - это особенная форма обучения. Определим преимущества, которые способствуют наращиванию ее популярности.

1. Индивидуальный график обучения. Как и было сказано ранее, студент самостоятельно варьирует график занятий, определяет, сколько времени в течение семестра ему стоит выделить на прохождение материала. Он способен составлять индивидуальный план обучения и получать образование согласно ему. Некоторые образовательные учреждения обеспечивают своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

2. Возможность обучаться в своем темпе. Данное преимущество дает студенту уверенность в том, что он сможет самостоятельно контролировать темп своего обучения, не боясь отстать от своих одногруппников.

3. Возможность обучаться в любом месте. Необходимо только наличие возможности выхода в интернет.

4.1 Высокие результаты обучения. Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно, что повышает качество обучения, так же повышению качества способствует применения современных средств обучения, пользование электронными библиотеками и т. д.

5. Дистанционное образование существенно дешевле. Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студент не тратит свой бюджет на оплату дороги, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт , такой вид обучения не требует аренды помещения и т.д. В Российских вузах стоимость обучения на очной форме составляет от 80 до 350 тыс. рублей, в зависимости от региона и рейтинга университета. Стоимость дистанционного обучения варьируется от 45 до 250 тысяч.

6. Сокращается время на обучение (сбор, время в пути);

7. Возможность одновременно обучать большое количество человек [6,8,15].

Дистанционная форма обучения, безусловно, имеет и ряд недостатков.

Во-первых, студент должен проявлять волевые качества и демонстрировать жесткую дисциплину. Отсутствие постоянного контроля для учеников с низким уровнем самоорганизации может спровоцировать снижение темпов обучения, отставание от графика и т.д.

Во-вторых, наличие устойчивого доступа в интернет.

В-третьих, отсутствие практических занятий, так как дистанционно такую форму обучения оказывать затруднительно. Например, занятия по медицинской практике и т. д.

В-четвертых, трудно идентифицировать - сам ли пользователь выполнял задания или за него кто-то решал.

В-пятых, недостаточная компьютерная грамотность населения может снизить востребованность дистанционного образования.

В-шестых, дефицит общения и коммуникационных контактов.

Сегодня некоторые государственные институты и университеты предлагают специальную инфраструктуру для тех, кто не может учиться на очном или заочном отделениях. На платформе Study in Russia представлены программы дистанционного образования следующих вузов:

1. Томский Государственный Университет. Данный вуз является первопроходцем дистанционного образования в России. Методики и технологии удаленного обучения были внедрены в образовательный процесс еще в 2013 году.

2. Казанский федеральный университет.

3. Российский Университет дружбы народов.

РУДН - вуз с более чем пятидесятилетней историей уже много лет напрямую ассоциируется с образованием не только России, но и в странах СНГ. Программа вуза включает активное использование электронных ресурсов: 24 направления разных форм обучения доступны онлайн, причем часть из них - бесплатные курсы для всех желающих.

4. Московский физико-технический институт (МФТИ).

В ноябре 2017 года ФТИ попал в один из самых престижных рейтингов лучших мировых университетов Times Higher Education. В списке

заведений в области физики МФТИ занял 48 строчку, что стало лучшим результатом среди вузов России. Среди университетов, специализирующихся на информатике, МФТИ занял 67 место. Центр дополнительного профессионального образования МФТИ предлагает различные программы курсов: очные, дистанционные или комбинированные. Стоимость таких курсов начинается от 8 тысяч рублей и не превышает 150 тысяч.

5. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

6. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

7. Московский Государственный Педагогический Университет.

х /■ :-vo:

С й ПКХК-Ш -1\1

К + OlrpWut tr

КУРСЫ РУССКИЙ <RU) -

L llMaJiM < >

Открытые курсы Мининского университета

1°1Д1 « I it О !

р систем

Для начала онлайн обучения выберите необходимый курс и перейдите по ссылке "Записаться на курс"

Пропедевтические курсы:

Бизнес-педагогика

/

t

Аннотация

Открытый прспвдевтичесдай курс пред калечен для. аСитуряентсв, поступающих в магистратуру Минииккого университета па направлению ПОДГОТОвж 44.04.01 Педагогическое образование профиль

Автор:

■ Бээарновэ Набежбэ Дмитриевки, препооматаль «афеСры сФцей п^'гадагается и социальной п&даеоеми

Кур: раскрывает особенности н правила поступлении в Мининский университет. содер:«ыт примеры вступительных испытаний

по профилиэ подготовки л Биамес-педвгогикв*. Программа курса представлена 4 темами, рассчитана ка 1$ часов и ориентирована на 4 недели обучения. Обучение на курсе бесплатное, начинается с момента записи и завершается тестированием. Выдача сертификата

Виджеты □ □□□□

Инструкция по регистрации и авторизации

Г» Ведоп кУ»п н«т<ч«* Гални» Мр»ЙЩИС(*1ГЧн»

П»ма«ж»ОлкЭ

Плрлсочы Млрмнл в КДОМцМ Иладнипр

Рисунок 2 - Открытый дистанционный обучающий курс

«Бизнес-педагогика»

Мы исследовали представленность дистанционного образования в ФГБОУ ВО «НГПУ им К.Минина» (Мининский университет). На базе Мининского университета разработаны электронные курсы как для магистров, так и для бакалавров. Электронная система MOOC предоставляет различные материалы для изучения, начиная от Бизнес-педагогики, до открытых курсов повышения квалификации [12,13].

Курсы предназначены в первую очередь для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Мининского университета, но на них можно записаться и любому желающему. В аннотации курсов прописано для кого курс предназначен, содержание курса, его продолжительность и т.д. Представленность Мининского университета на платформе открытого образования набирает обороты, что увеличивает привлекательность вуза в глазах абитуриентов [9,10].

<:

Программы дополнительного образования:

Использование информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности

Модуль 1. Применение информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе

Аннотация

/

Авторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Прохорова Ольга Нифантьввна. к.П.н., начальник отдела развития электронного обучения

Штырлин Дмитрий Александрович, администратор отдела

Открытый курс профессионалы« го образования предназначен для педагогических работников образовательных учреждений, которых интересуют вопрхы организации обучения с помои^ыо дистанционных образовательных технологий и с использованием системы электронного обучения МООЙб у.3.4.

Модуль входит в программу ДПО "Ислопозооамие ИКТ в профессиомельно ¿5 ОбятепьностЦ' как начальный базовый Оп<ж и содержит практико-методические аспекты по использованию ресурсов и элементов 1_МЗ МоосЛе в учебном процессе, возможности эффективною

о Г~> Ша

завис .• мости от целей обучения Программа модуля рассчитана на 36 часов, реализуется в течении 4-х недель в формате онлайн обучения и направлена на формирование первичных наг работы пользователя в системе МоосИе.

1=1»! а I V О !

« НшА> й <иС«му (№вД|

Яжишйаы Светла«

Рисунок 3 - Открытый дистанционный курс повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности»

Вывод. В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Таким образом, дистанционное обучение продолжает уверенно завоевывать все большую долю на рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. -№118-3. - С. 89-92.23

2. Волкова И.А. Проект "Школа дистанционного обучения" как дистанционный ресурс для организации смешанного обучения на основе сетевого взаимодействия. В сборнике: Сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта: современные подходы, опыт и перспективы Материалы Региональной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Дягилевой, О.А. Трофимовой. 2016. С. 40-48.

3. Калачева И.В. Система дистанционного обучения шооё1е в образовательном пространстве вуза система дистанционного обучения шооё1е в образовательном пространстве вуза. В сборнике: Современный университет в цифровой образовательной среде: ориентир на опережающее развитие материалы X Международной учебно-методической конференции. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. 2018. С. 19-23.

4. Мазько А.Ю., Поповская В.Б. Новые технологии обучения (дистанционное обучение) // Альманах современной науки и образования24 . - 2007 . - №3-3. - С. 121122.

5. Мамед М.А. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения. В сборнике: Инновации в современной науке Материалы

Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 14-19.

6. Мухина М.В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина. В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2014. С. 111-113.

7. Мухина М.В., Плетнева А.С. Информатизация процесса образования. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 253-256.

8. Никифорова Е.И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обученияКоуаМо.Яи. 2015. Т. 1. № 39. С. 250-253.

9. Открытые курсы Мининского университета // https://mooc.mininuniver.ru/ (дата обращения: 15.10.19).

10. Открытые курсы Мининского университета // https://mooc.mininuniver.ru/ URL: https://mooc.mininuniver.ru/course/index.php?categoryid=10 (дата обращения: 15.10.19).

11. Паникарова Н.Ф. Алгоритм интеграции дистанционного и очного компонентов в электронных курсах смешанного обучения. В сборнике: Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации сборник статей. Под редакцией А.Л. Назаренко. 2016. С. 403-413.

12. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Обучающаяся среда moodle в организации тестового контроля знаний. Современные проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 182.

13. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Эффективный опыт обучения специалистов в сфере жкх: роль вебинаров в подготовке специалистов. Перспективы науки. 2015. №10 (73). С. 41-43.

14. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С. 171-173.

15. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Еlectronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 194-200.

Mukhina Mariia, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor

Mukhina Elizabet, student

Bulganina Anastasia Evgenievna, student

Golubev Alexey Alexandrovich, undergraduate

Bychkov Dmitry, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia REMOTE LEARNING AS A MODERN TENDENCY OF SOCIETY DEVELOPMENT Current trends in the development of education require the active use in the educational process of the opportunities offered by information technology. The article raises the problem of distance education as a promising form of modern education. The formation of a competent idea of distance learning is a timely task, especially since the statistics given in the article show the skepticism of today's applicants to distance learning. The negative perception of distance learning is due to existing stereotypes that are described and leveled in this work. Keywords: distance learning, university students, advantages and disadvantages of distance learning, Mininsky University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.