УДК 378 ББК 74.48
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
опыт и трудности использования
I Е.Н. Дронова
Аннотация. В работе раскрыты отличительные особенности современных студентов как представителей цифрового поколения (преобладание визуального восприятия информации, высокая скорость обработки информации, высокая переключаемость внимания, преобладание оперативной памяти, снижение способности концентрировать внимание, систематизировать и структурировать информацию). Обоснована значимость использования технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза. Подтверждена популярность использования системы дистанционного обучения Moodle в высшей школе как инструментальной среды для разработки онлайн-курсов преподавателями, которая отличается богатством функционала, гибкостью, надежностью и простотой применения. Проанализирован опыт применения технологий дистанционного обучения на примере Алтайского государственного педагогического университета. Конкретизированы имеющиеся трудности использования технологий дистанционного обучения в высшей школе.
26 Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, система дистанционного обучения, система дистанционного обучения Moodle, учебный процесс в вузе, цифровое поколение.
TECHNOLOGIES OF REMOTE TRAINING IN HIGHER SCHOOL: Experience and Difficulties of Use
I E.N. Dronova
Abstract. The article reveals the distinctive features of modern students as representatives of digital generation (the predominance of visual perception of information, high speed of information processing, high attention switching, the predominance of memory, reduced ability to concentrate their attention, reduced ability to systematize and structure information). The importance of using distance-learning technologies in the educational process of the University is substantiated.
The popularity of the use of the Moodle distance learning system in higher education as an instrumental environment for the development of online courses by teachers is confirmed, which differs in richness of functionality, flexibility, reliability and simplicity of use. The experience of implementing distance-learning technologies is analyzed on the example of the Altai State Pedagogical University. The existing difficulties in using distance-learning technologies in higher education are specified.
Keywords: distance learning, distance learning technologies, distance-learning system, Moodle, educational process in the university, digital generation.
В настоящее время в системе высшего профессионального образования пристальное внимание уделяется внедрению технологий дистанционного обучения, которые представляют собой информационные технологии, обеспечивающие доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [1, а 2].
Расширение границ использования в вузе технологий дистанционного обучения обусловлено активным развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы жизни человека и, как следствие, трансформацией студенческой молодежи в цифровое поколение.
Термин «цифровое поколение» применяется для характеристики современных молодых людей, социализация которых совпала по времени с повсеместным развитием сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий.
Поколение современных студентов имеет ряд отличительных особенностей, они характеризуются:
• глубокой вовлеченностью в цифровые технологии (повсеместным использованием компьютера и Интернет, стремлением к онлайн обучению);
• зависимостью от «обратной связи» (значимостью мнения сверстников, невосприимчивостью к внушениям и замечаниям преподавателя);
• увеличением скорости обучения (сокращением учебного времени при увеличении объема учебной информации за счет использования новых технологий);
• мультизадачностью своей деятельности (привычкой выполнять несколько задач одновременно, стремлением к удовольствию в любой дея- 27 тельности);
• ориентацией на поощрение (стремлением работать за признание и вознаграждение) [2].
В работе М.В. Осипова «Модель студента как представителя цифрового поколения» отмечается, что «на физиологическом уровне у представителей цифрового поколения происходит перестройка мозговых структур» [3, с. 91]. Личность студента меняется под влиянием современной информационной среды. В частности, имеются существенные изменения интеллектуальных способностей современных студентов:
28
• восприятие характеризуется опорой на визуальные образы, высокой переключаемостью внимания;
• память преобладает оперативная, образная;
• внимание отличается снижением способности концентрироваться;
• осмысление характеризуется снижением способности к систематизации информации, к выстраиванию логических связей, к структурированию информации;
• мышление «клиповое», т.е. характеризуется быстротой обработки информации, опорой на визуальное восприятие коротких наборов тезисов (клипов), наличием проблем с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации [3].
Проведенный анализ отличительных особенностей современных студентов подтверждает стремление их к использованию в учебном процессе информационных технологий, в частности, технологий дистанционного обучения. Вместе с тем, выделены существенные изменения интеллектуальных способностей современных студентов как представителей цифрового поколения, которые необходимо учитывать преподавателю высшей школы при проектировании и проведении занятий.
В настоящее время технологии дистанционного обучения занимают прочную позицию в системе высшего профессионального образования: они могут служить инструментальной основой при организации дистанционного обучения [1], могут активно использоваться в сочетании с традиционными формами и методами обучения [4], могут использоваться для построения сетевого взаимо-
действия вуза с организациями-работодателями [5]. На сегодняшний день накоплен большой опыт использования технологий дистанционного обучения преподавателями вузов при работе со студентами, и он требует переосмысления.
Цель данной работы — проанализировать накопившийся опыт использования технологий дистанционного обучения в высшей школе и конкретизировать имеющиеся трудности их применения.
Объектом анализа опыта использования технологий дистанционного обучения будет выступать Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ).
Прежде всего, отметим, что среди множества имеющихся на сегодняшний день технологий дистанционного обучения (электронная почта, телеконференции, форумы, чаты, электронные доски объявлений, виртуальные интерактивные доски и др.) выделяют основную — систему дистанционного обучения. Это обосновано широким функционалом современных систем дистанционного обучения: они содержат средства создания, хранения и доставки учебного контента, а также средства управления обучением [1, с. 195].
Популярной и широко используемой в настоящее время является свободно распространяемая система дистанционного обучения Moodle. Она представляет собой инструментальную среду для разработки он-лайн-курсов преподавателями, отличается богатством функционала, гибкостью, надежностью и простотой применения. Система Moodle разработана для организации дистанционного обучения, которое является
сегодня самостоятельной формой обучения наряду с традиционными формами получения образования (очной и заочной) и представляет собой процесс приобретения знаний на основе применения современных ИКТ, обучения на расстоянии, без личного контакта преподавателя и обучаемого, но включающий все компоненты, присущие учебному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) [6].
В Алтайском государственном педагогическом университете не реализуется дистанционная форма обучения, но система МооШе активно используется в учебном процессе дневной и заочной форм обучения с целью повышения их эффективности. Более того, применение преподавателями системы МооШе для организации дистанционных занятий как альтернативных аудиторным занятиям разрешается в АлтГПУ при условии соблюдения утвержденного внутреннего временного регламента применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (см. табл. 1).
Таблица 1
Максимальный объем занятий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для разных уровней и форм обучения в АлтГПУ (% от общего количества часов аудиторных занятий по дисциплине)
——-^Форма обучения Уровень подготовки^^~~^^ Очное Заочное
Бакалавриат 0% 30%
Магистратура 60% 100%
Аспирантура 100% 100%
Введение ограничений на альтернативную замену аудиторных за-
нятий дистанционными занятиями связано с важностью личного контакта преподавателя с обучающимися в педагогическом вузе, с трудностями разработки качественных электронных курсов по дисциплинам и компетентном их сопровождении в ходе реализации.
Выделим направления возможного применения преподавателями системы дистанционного обучения МооШе при работе со студентами дневной формы обучения:
• использование Моойе как платформы для размещения информационных материалов, предназначенных студентам при подготовке к занятиям (планов семинарских занятий, списка рекомендуемой литературы, электронных документов для изучения, вопросов для подготовки к зачету / экзамену и др.);
• использование МооШе как инструментального средства для организации инновационных видов коллективной и групповой работы студентов (форумов, чатов, вики, видеоконференций и пр.);
• использование МооШе как системы компьютерного тестирования для подготовки, проведения компьютерных тестов и анализа полученных результатов;
• использование Моойе как коммуникационной технологии для своевременного решения с преподавателем возникающих у студентов вопросов (особенно актуально в ситуациях пропуска студентом аудитор-ных занятий, в ситуациях совмещения студентом дневной формы обучения и работы по специальности на старших курсах);
• использование МооШе как средства систематизации и структуриро-
29
вания учебного материала по дисциплине.
Применение системы Moodle в указанных направлениях позволяет увеличить скорость обучения, повысить информационную насыщенность рассматриваемых учебных тем, что имеет важное значение в условиях перераспределения соотношения аудиторных часов изучения дисциплины и часов для самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самостоятельной работы обучающихся. Кроме этого, система Moodle позволяет оперативно осуществлять контроль знаний студентов, способствует развитию дисциплинированности и ответственного отношения к учебе. Система дистанционного обучения Moodle расширяет границы взаимодействия преподавателя со студентами, она предоставляет преподавателю инструментальные средства, позволяющие использовать особенности современных студентов как представителей цифрового поколения для достижения максимальных результатов обучения.
30 Еще больше аргументов имеется при обосновании важности использования системы дистанционного обучения Moodle при организации заочной формы обучения в вузе. Система Moodle позволяет эффективно осуществлять заочное обучение, несмотря на минимальный личный контакт преподавателя со студентами, свойственный данной форме обучения. В частности, студенты заочного отделения имеют возможность дистанционного контакта с преподавателем в период между очными сессиями, что позволяет им своевременно получить квалифицированные ответы на возникающие у них вопросы.
Преподаватель имеет возможность дозировать учебную информацию в период между сессиями студентов-заочников, равномерно распределять в семестре индивидуальные учебные задания для студентов, что позволяет снизить их загруженность в период сессии.
С целью изучения отношений обучающихся к использованию системы дистанционного обучения Moodle в высшей школе автором данной статьи было проведено исследование. В нем приняли участие 113 магистрантов Алтайского государственного педагогического университета, обучающиеся на первом курсе дневного отделения. Исследование проходило в два этапа:
1) изучение магистрантами дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая относится к базовым предметам и является обязательной для освоения обучающимися независимо от профиля осваиваемой программы, в формате 40% аудиторных занятий и 60% дистанционных занятий при использовании системы дистанционного обучения Moodle (см. табл. 1);
2) анкетирование магистрантов после завершения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», нацеленного на изучение их отношения к использованию системы дистанционного обучения Moodle в вузе.
Анкетирование осуществлялось в среде Moodle и носило анонимный характер. Представим содержание вопросов этой анкеты и проанализируем полученные результаты.
На вопрос «Был ли у вас опыт обучения в дистанционном режиме
до изучения дисциплины „Информационные технологии в профессиональной деятельности"?» 35% опрашиваемых магистрантов ответили «да», 65% — нет.
На вопрос «Был ли у вас опыт обучения в дистанционном режиме именно при использовании оболочки МооШе до изучения дисциплины „Информационные технологии в профессиональной деятельности"?» 26% респондентов ответили «да», 74% — нет.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство опрашиваемых не имели до магистратуры опыта обучения с помощью дистанционных технологий. Более того, только около четверти респондентов использовали систему дистанционного обучения МооШе на предыдущем этапе получения образования. Эти данные позволяют говорить о том, что на сегодняшний день преподаватели высшей школы еще неуверенно используют технологии дистанционного обучения в своей работе, в большинстве случаев предпочтение отдается традиционным методам обучения.
На вопрос «Работаете ли вы в настоящее время?» положительно ответили 80% опрашиваемых магистрантов, отрицательно — 20%. Эти результаты подтверждают актуальность использования преподавателями в магистратуре технологий дистанционного обучения.
Следующие вопросы анкеты были нацелены на выявление трудностей обучающихся при работе с системой МооШе, субъективных для них достоинств и недостатков использования МооШе в учебном процессе магистратуры.
На вопрос «Возникали ли у вас трудности при работе с оболочкой Моой1е при изучении курса „Информационные технологии в профессиональной деятельности"?» 62% респондентов ответили «Не возникало», 34% — ответили «Возникали небольшие затруднения, но я с ними успешно справлялся», 4% — ответили «Возникали значительные затруднения, которые я не мог долго разрешить». Свои трудности при работе с системой Моойе магистранты охарактеризовали следующим образом:
• «У меня нет возможности выхода в Интернет» (3%);
• «Не мог долго узнать в деканате свой логин и пароль для работы с системой МооШе» (6%);
• «Не мог долго найти задания для выполнения в электронном курсе» (2%);
• «Не мог долго понять, как мне отправить выполненное задание на проверку преподавателю» (5%);
• «Не мог долго понять, где мне посмотреть отметку за выполненное задание» (9%); „,.
• «Не мог долго понять, как мне 31 написать сообщение преподавателю
о своих трудностях» (4%).
Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства магистрантов не возникало трудностей при работе с оболочкой МооШе, а если возникали, то они с ними успешно справлялись. Те магистранты, которые испытывали значительные трудности при работе с оболочкой МооШе (4%), указали причины их возникновения: «Меня не было на первых занятиях, когда преподаватель объяснял организационные вопросы по работе с оболочкой МооШе», «Я никого не знаю в своей группе,
32
поэтому не могу ничего уточнить у одногруппников», «Я не пользуюсь электронной почтой, не понял смысл отправки сообщений в оболочке Moodle, поэтому все объявления и личные письма преподавателя ко мне прошли мимо меня». Указанные причины свидетельствуют о низком уровне информационной культуры этих магистрантов и их неответственном отношении к учебе.
На вопрос «Удобно ли было для вас заниматься по дисциплине „Информационные технологии в профессиональной деятельности" в дистанционном режиме?» 71% магистрантов ответили «Да», 22% — «Скорее да, чем нет», 2% — «Скорее нет, чем да», 1% — «Нет», 4% — «Затрудняюсь ответить».
Полученные результаты показывают, что только 3% магистрантов после изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в дистанционном режиме отрицательно отнеслись к использованию в обучении системы Moodle. Их негативное отношение к применению технологий дистанционного обучения обосновано наличием у них значительных трудностей при изучении данной дисциплины. Как преподаватель, ведущий эту дисциплину, отмечу, что, к сожалению, значительные трудности при усвоении учебного материала дисциплины возникали у отдельных магистрантов и при использовании традиционных методов обучения — это являлось следствием их низкого уровня компьютерной грамотности (они демонстрировали слабые знания офисных приложений, не умели выполнять элементарные действия по сохранению / открытию
документа, не умели пользоваться флешкой и пр.).
Следующий вопрос анкеты: «Какие плюсы обучения в дистанционной форме с использованием оболочки Моод1е вы отметили для себя?». Этот вопрос имел форму множественного выбора, ответы на него распределились следующим образом:
• «Могу заниматься в удобное для себя время» (90%);
• «Могу заниматься в удобном для себя месте» (78%);
• «Могу заниматься в удобном для себя темпе» (70%);
• «Могу параллельно совмещать учебу и работу» (76%);
• «Индивидуальный подход преподавателя к каждому студенту» (44%);
• «Никаких плюсов нет» (3%).
На вопрос анкеты «Хотели ли бы
вы, чтобы ваши преподаватели в магистратуре использовали оболочку Моод1е для поддержки обучения?» респонденты ответили следующим образом: 4% — «Нет», 5% — «Скорее нет, чем да», 22% — «Скорее да, чем нет», 30% — «Да», 38% — «зависит от содержания дисциплины», 1% — «Затрудняюсь ответить».
Анализ полученных ответов позволяет сделать вывод о положительном отношении большинства магистрантов к использованию в обучении системы дистанционного обучения Moodle, но при этом нужно учитывать специфику содержания дисциплины.
Изучение опыта использования технологий дистанционного обучения в конкретном высшем учебном заведении, анализ литературы, посвященной данному вопросу [7—10], позволили нам выделить трудности применения дистанционных технологий в высшей школе на практике:
ЕК
• разработка качественного электронного контента по дисциплинам;
• разработка интерактивных дидактических материалов по дисциплинам;
• организация совместной работы студентов при дистанционном обучении;
• налаживание эффективной систематической обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя;
• повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза по использованию современных дистанционных технологий обучения;
• мотивация профессорско-преподавательского состава вуза к использованию дистанционных технологий обучения;
• мотивация студентов к учебному процессу, развитие у них самодисциплины и ответственности при работе с технологиями дистанционного обучения;
• сохранение авторского права созданных продуктов интеллектуальной деятельности (электронных образовательных ресурсов, электронных учебных пособий, электронных учебных курсов и пр.);
• увеличение количества учебно-вспомогательного персонала вуза для осуществления огромной механической работы при разработке электронного контента к дисциплинам;
• улучшение и обновление материально-технической базы вуза с целью комфортной работы преподавателей и обучающихся при использовании технологий дистанционного обучения;
• узаконивание проведения занятия в дистанционном формате наравне с классическим занятием в аудитории.
Таким образом, проведенный анализ накопившегося опыта использования технологий дистанционного обучения в высшей школе, конкретизация имеющихся трудностей их применения в вузе позволяют сделать следующий вывод: несмотря на очевидные достоинства современных дистанционных технологий обучения и их хорошие перспективы в реализации учебного процесса в высшей школе, широкое использование их в практике и дальнейшее развитие сдерживаются рядом факторов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст] / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова, А.Н. Костиков, Н.А. Костикова, Л.Н. Никитина, И.И. Соколова, Е.Б. Степаненко,
B.Е. Фрадкин, О.Н. Шилова / под общ. ред. М.Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
2. Нестерцова, С.Г. Индивидуально-психологические и познавательные особенности «поколения Y» [Текст] / С.Г. Нестерцова // Наука ЮУрГУ Материалы 66-й 33 научной конференции. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. —
C. 1634-1638.
3. Осипов, М.В. Модель студента как представителя цифрового поколения [Текст] / М.В. Осипов // Молодежь и наука: в 3 т.: материалы конф. Т. 1, ч. 1 / отв. за выпуск
A.Н. Тамаровская. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2014. — С. 90-95.
4. Буримская, Д.В. Смешанное обучение в высшем образовании [Текст] / Д.В. Бу-римская // Информационное общество.
— 2016. — № 1. — С. 48-54.
5. Каракозов, С.Д. Профессионально-ориентированные компоненты электронной образовательной среды педагогического университета [Текст] / С.Д. Каракозов,
B.Г. Маняхина // Преподаватель XXI век.
— 2017. — № 1-1. — С. 31-39.
6. Елизаров, А.М. Использование информационно-коммуникационных технологий в электронном обучении в странах СНГ [Текст] / А.М. Елизаров, Р.М. Елизарова // Информационное общество. — 2016. — № 4-5. — С. 92-103.
7. Дронова, Е.Н. Организационно-педагогические условия эффективного использования системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе магистратуры в педагогическом вузе [Текст] / Е.Н. Дро-нова // Информатика и образование. — 2017. — № 7. — С. 51-57.
8. Зубов, В.Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России [Текст] / В.Е. Зубов // Профессиональное образование в современном мире. — 2016. — Т. 6. — № 4. — С. 636-643.
9. Петров, Д.А. Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза [Текст] / Д.А. Петров, М.В. Худжина // Преподаватель XXI век. — 2016. — Т. 1. — № 4. — С. 77-85.
10. Пронин, В.В. Клиповое мышление студента в дистанционном обучении [Текст] / В.В. Пронин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2014. — № 2-2. — С. 468-471.
34 REFERENCES
1. Burimskaja D.V., Smeshannoe obuchenie v vysshem obrazovanii, Informacionnoe obsh-hestvo, 2016, No. 1, pp. 48-54. (in Russian)
2. Distancionnye obrazovatelnye tehnologii: pro-ektirovanie i realizacija uchebnyh kursov, M.B. Lebedeva, S.V. Agaponov, M.A. Gorjuno-va, A.N. Kostikov, N.A. Kostikova, L.N. Nikitina, I.I. Sokolova, E.B. Stepanenko, VE. Fradkin, O.N. Shilova, ed. M.B. Lebedevoj, St. Petersburg, BHV-Peterburg, 2010, p. 336. (in Russian)
3. Dronova E.N., Organizacionno-pedagogi-cheskie uslovija jeffektivnogo ispolzovanija sistemy distancionnogo obuchenija Moodle v uchebnom processe magistratury v peda-gogicheskom vuze, Informatika i obra-zovanie, 2017, No. 7, pp. 51-57. (in Russian)
4. Elizarov A.M., Elizarova R.M., Ispolzovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnolo-gij v jelektronnom obuchenii v stranah SNG, Informacionnoe obshhestvo, 2016, No. 4-5, pp. 92-103. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Manjahina V.G., Profes-sionalno-orientirovannye komponenty jelek-tronnoj obrazovatelnoj sredy pedagogichesk-ogo universiteta, Prepodavatel XXI vek, 2017, No. 1-1, pp. 31-39. (in Russian)
6. Nestercova S.G., "Individualno-psihologi-cheskie i poznavatelnye osobennosti 'poko-lenija Y'", in: Nauka JuUrGU, Proceedings of the Conference, Cheljabinsk, Izdatelskij centr JuUrGU, 2014, pp. 1634-1638. (in Russian)
7. Osipov M.V., Model studenta kak predstavi-telja cifrovogo pokolenija, Molodezh i nauka: v 3 vols.: Proceedings of the Conference, Vol. 1, Part. 1, ed. A.N. Tamarovskaja, Kras-nojarsk, 2014, pp. 90-95. (in Russian)
8. Petrov D.A., Hudzhina M.V., Ob uslovijah jeffektivnosti ispolzovanija distancionnyh obrazovatelnyh resursov pri realizacii os-novnyh professionalnyh obrazovatelnyh programm v uslovijah regionalnogo vuza, Prep-odavatel XXI vek, 2016, Vol. 1, No. 4, pp. 77-85. (in Russian)
9. Pronin V.V., Klipovoe myshlenie studenta v distancionnom obuchenii, Vestnik Nizhegoro-dskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, No. 2-2, pp. 468-471. (in Russian)
10. Zubov V.E., Problemy i perspektivy razvitija jelektronnogo obuchenija v Rossii, Profes-sionalnoe obrazovanie v sovremennom mire, 2016, Vol. 6, No. 4, pp. 636-643. (in Russian)
Дронова Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ информатики, Алтайский государственный педагогический университет, [email protected]
Dronova E.N., PhD in Education, Associate Professor, Theoretical Foundations of Informatics Department, Altai State Pedagogical University, [email protected]