Научная статья на тему 'Дистанционное обучение и российские реалии'

Дистанционное обучение и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3651
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / INTERACTION / TEACHER / ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюпова Лилия Ильдаровна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что дистанционное обучение развивается в России и требует решения проблем его организации. Цель статьи заключается в исследовании процесса дистанционного обучения в России. Ведущими подходом к исследованию этой проблемы являются анализ, обобщение. Основные результаты статьи общая картина дистанционного обучения в нашей стране: развитие, направления, нормативно-правовые аспекты и проблемы. Перечислены основные вузы, осуществляющие дистанционное обучение и центры дистанционного образования. Материалы статьи могут быть полезными для дальнейшего исследования дистанционного образования и его усовершенствования, путем решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аюпова Лилия Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning and Russian realis

The urgency of an issue under the investigation was due to fact that distance learning is developing in Russia and demands solutions to problems of its organization. The goal of the article is the investigation of the process of distance learning in Russia. The key approaches to the investigation are analysis, generalization. The essential results of the article the pattern of distance learning in our country: development, approaches, regulatory aspects and problems. The main universities, realizing distance learning and centers of distance learning have been listed. The article can be useful for further research of distance learning and its improvement by means of solution of educed problems.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение и российские реалии»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Л.И. Аюпова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, Россия

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что дистанционное обучение развивается в России и требует решения проблем его организации. Цель статьи заключается в исследовании процесса дистанционного обучения в России. Ведущими подходом к исследованию этой проблемы являются анализ, обобщение. Основные результаты статьи — общая картина дистанционного обучения в нашей стране: развитие, направления, нормативно-правовые аспекты и проблемы. Перечислены основные вузы, осуществляющие дистанционное обучение и центры дистанционного образования. Материалы статьи могут быть полезными для дальнейшего исследования дистанционного образования и его усовершенствования, путем решения выявленных проблем.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образование, дистанционное обучение, взаимодействие, педагог, организация дистанционного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии, которые были разработаны и разрабатываются, проникают во все сферы человеческой деятельности. Каждый человек сталкивается с этими технологиями как на работе, так и дома. Конечно же, информационно-коммуникационные технологи не обошли стороной сферу образования и привели к тому, что процесс получения образования усовершенствовался. Инновационная деятельность в образовании рассматривается не только как фактор улучшения его качества и эффективности, но и как фактор роста спроса на образовательные услуги и изменений мотивацион-ной готовности населения к обучению через всю жизнь [1].

Все началось с того, что преподаватель начал использовать компьютеры на занятиях: показ видео по преподаваемой дисциплине,

презентации для объяснения нового теоретического материала, разные обучающие программы, программы-тренажеры, программы-тесты, Интернет — для поиска необходимой информации и т. д. Использование компьютера на занятиях повышает эффективность процесса обучения и мотивацию учебной деятельности у обучающихся, реализует различные дидактические принципы обучения, такие как: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; возможность поэтапного обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок; осуществление самоконтроля и самокоррекции; высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких расчетов или типовых операций; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся;

—--—

~ 10 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

Аюпова Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии ----—-

e-ISSN 2226-7417

повышение наглядности представления учебной информации, а при необходимости — демонстрация в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемых процессов и явлений; моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений; проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к распределенным информационным ресурсам компьютерной сети; усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств, новых видов деятельности или использования игровых ситуаций); вооружение обучающихся методикой усвоения учебного материала; развитие определенного вида мышления (например, нагляднообразного, теоретического); формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации [2].

В результате развития ИКТ и их проникновения в сферу образования, появилась новая форма обучения — дистанционное обучение.

Существуют различные определения понятия дистанционное обучение. Е.С. Полат дает следующую трактовку: «Дистанционное обучение — это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. Это система обучения, в которой предусмотрено взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой на расстоянии посредством ИКТ и интернет-технологий. Технологическая составляющая в дистанционном обучении — это инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи» [3]. А.В. Хуторской определяет дистанционное обучение таким образом: «Заочное, корреспондентское обучение, экстернат — все эти способы полу-

чения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение на расстоянии. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. Именно так мы и будем трактовать этот термин. Нередко можно услышать, что тот или иной вуз осуществляет дистанционное обучение с помощью кейс-технологии. Однако под этим красивым термином понимаются не электронные коммуникации, а всего-навсего почтовая рассылка студентам комплекта (кейса), в который входят обычные бумажные учебники и задачники, видео- и аудиокассеты, иногда компакт-диски» [4].

Анализ технологий, которые позволяют обучать на расстоянии, показал преимущества этой формы образования: оно доступно независимо от места жительства, состояния здоровья, финансовых возможностей; предоставляет возможность одновременного доступа ко всем учебным материалам, возможность для создания индивидуальных образовательных траекторий [5].

В России дистанционное обучение начало свое развитие с выходом приказа Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», позволяющего проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. Доступность компьютеров и Интернета в XXI в. также сыграли значительную роль в развитии дистанционного обучения.

Применение такой формы обучения в России актуально, учитывая географические особенности страны, поскольку она позволяет обучать тех, кто не имеет возможности посещать образовательное учреждения. Также это доступный способ получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Москве есть школа, которая обучает детей с ОВЗ дистанционно. Это >школа,

—--—

~ 11 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

которая открылась в 2003 г., в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов». По окончании обучения выпускники получают аттестат государственного образца. Проект направлен на обеспечение возможностью получения образования тех учеников, которые физически не могут посещать образовательные учреждения.

В системе высшей школы ряд вузов осуществляют дистанционное обучение: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский финансово-юридический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский институт экономики, политики и права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственный университет систем управления и радиоэлектроники г. Томска, Государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Тихоокеанский государственный университет, Современная гуманитарная академия. Также существуют различные центры дистанционного образования.

1. Интуит. Национальный открытый университет. Проект «Интуит. Национальный открытый университет» (http://www.intuit.ru) — один из первых сайтов, созданный именно как средство дистанционного образования и не имеющий привязки к реально существующему вузу. Портал позволяет как повысить свою квалификацию, так и получить полноценное высшее образование. Естественно, как

и у обычных вузов, образовательные услуги платные, тем не менее, есть альтернативные бесплатные курсы — разница только в том, насколько официальный документ получит учащийся после окончания. «Интуит» проводит подготовку специалистов в области информационных технологий, ИТ-технологий и некоторых гуманитарных наук (история, иностранный язык).

2. Московский центр дистанционного образования (http://bakalavr-magistr.ru) позволяет получить образование в лучших вузах страны. Обучение проводится по направлениям менеджмент, управление производством, финансы и экономика, юриспруденция.

3. Центр интерактивного дистанционного обучения (http://swsu.org) позволяет не только получать новые знания, но и заниматься научной деятельностью. Центр подготавливает бакалавров и магистров техники и технологий, менеджмента, экономии, юриспруденции и т. д.

4. Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru) с 1998 г. занимается дистанционным обучением школьников и повышением квалификации педагогов. В состав Центра входят 7 кафедр, дистанционная школа, есть свое издательство, интернет-журнал и магазин дистанционных книг. Кроме того, Центр занимается проведением дистанционных олимпиад, конкурсов и конференций.

5. Центр дистанционного образования парка МГУ им. М.В. Ломоносова (http://de.msu.ru) дает доступ к научным и образовательным ресурсам главного вуза страны [6].

Некоторые вузы используют дистанционное обучение в качестве вспомогательного элемента в процессе заочного обучения, поскольку в России оно не пользуется большим спросом из-за того, что трудно оценить качество и преимущество дистанционного обучения, по причине недостаточной статистики [7].

Российские вузы являются партнерами Coursera: Московский физико-технический ин-

—--—

~ 12 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

Аюпова Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии -----

e S S N 2226-7417

статут, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики». Coursera — это международная интернет-платформа, на которой размещают курсы ведущие университеты мира. Курсы доступны всем желающим [7]. Это говорит, что у обучающегося должна быть языковая компетентность, чтобы выйти на новый уровень — получить образование дистанционно не только в России, но и в университетах мира. Возникает возможность применять языковой материал для повышения и общеобразовательного и профессионально-компетент-ностного уровней [8].

Что касается нормативно-правовой базы в области дистанционного обучения, Министерство образования и науки Российской Федерации издало приказ где написано, что при реализации дистанционного обучения в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды; организации должны оказывать учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе и индивидуально; определять объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий в дистанционной форме; организовать подготовку педагогов, научных, учебно-вспомогательных работников; вести учет и осуществлять хранение результатов образовательного процесса.

Но до сих пор в нашей стране не до конца решен вопрос с кадрами. При организации дистанционного обучения педагог играет важную роль, он должен организовать занятие со студентом в дистанционной форме, обладать навыками работы в сети, с обучающими

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

программами, поэтому необходимо обеспечить кадровую подготовку для организации дистанционного образовательного процесса. Нужны люди, которые будут обучать преподавателей, научных работников, разработчиков, инженеров для работы в системе дистанционного обучения. Где найти такие кадры? Как их подготовить: организовать простые курсы или их подготовка должна быть включена в систему высшего образования? Много вопросов, на которые трудно ответить сегодня. Кроме того, возникает такая проблема: есть преподаватель, есть программист-разработчик. Если они работают отдельно друг от друга, то дистанционное обучение невозможно, потому что преподаватель не сможет самостоятельно разобраться в тонкостях обучающих программ, администрировать (проверить успеваемость, поменять задание в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося), а программист-разработчик, если не имеет педагогического образования, вряд ли сможет разработать курс, учитывая педагогические технологии. Для установки программ на компьютеры учащихся, для устранения неполадок, в случае их возникновения, также нужны кадры. Высокая стоимость разработки таких курсов — еще одна причина, по которой дистанционное обучение не применяется в образовательных учреждениях. Для многих преподавателей работа в сети представляет проблему: нужно научиться работать с ресурсами и инструментами, вдобавок, они считают, что эта система может лишить их работы. Кроме того, нужно мотивировать студентов на самостоятельную работу.

Таким образом, дистанционное обучение в России развивается медленнее, по сравнению с другими странами. Есть ряд проблем, с которыми нужно разобраться, прежде всего, решить вопросы кадровой политики, подготовки кадров. Несмотря на все существующие проблемы, дистанционное обучение должно развиваться, оно должно добраться

~ 13 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

до всех уголков нашей необъятной страны и всем предоставить возможность получения образования, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция образования и информационных технологий даст возможность создать и развить унифицированную систему дистанционного обучения в Российской Федерации [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Fakhrutdinova A.V., Nurkhamitovp M.R. Technologies of interactive learning in higher education International Journal of Humanities and Cultural Studies (IJHCS). Issue 2016. P. 383—389.

2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Оренбург: ОГУ, 2012. URL: http://txtb.ru/89/53 .html.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Мо-

исеева, А.Е. Петрова и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006.

4. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.

5. Valeev E., Valeeva R., Fakhrutdinova A. Prospects for the Use of Foreign Experience of Distance Learning // The Proceedings of 6th World Conference on educational Sciences Procedia — Social and Behavioral Sciences June 2015. Vol. 191. P. 1909—1912.

6. URL: http://www.obratis.ru/zhurnal/ distantsionnoe-obrazovanie-v-rossii-obzor-luchshih-10-saitov.

7. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 66—71.

8. Фахрутдинова А.В., Маршева Т.В. Современные подходы к пониманию коммуникативных стратегий // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-2. С. 185—188.

DISTANCE LEARNING AND RUSSIAN REALIS

L.I. Ayupova

Kazan Federal University

Annotation. The urgency of an issue under the investigation was due to fact that distance learning is developing in Russia and demands solutions to problems of its organization. The goal of the article is the investigation of the process of distance learning in Russia. The key approaches to the investigation are analysis, generalization. The essential results of the article — the pattern of distance learning in our country: development, approaches, regulatory aspects and problems. The main universities, realizing distance learning and centers of distance learning have been listed. The article can be useful for further research of distance learning and its improvement by means of solution of educed problems.

Key words: information and communications technologies, education, distance learning, interaction, teacher, organization of distance learning.

REFERENCES

1. Fakhrutdinova A.V., Nurkhamitovp M.R. Technologies of interactive learning in higher education. International Journal of Humanities and Cultural Studies (IJHCS), issue 2016, pp. 383—389.

2. Krasil'nikova V.A. Use of information and communication technologies in education. Orenburg: OSU, 2012. Available at: http://txtb.ru/89/53.html.

3. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrova A.E. et al. Pedagogical technologies of distance learning. Educational guidance for students of high education. Ed. E.S. Polat. Moscow, "Academia" Publishing Center, 2006.

4. Khutorskoy A.V. Distance Learning and Technology. "Eidos" online magazine, 2005. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.

—--—

~ 14 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Аюпова Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии

5. Valeev E., Valeeva R., Fakhrutdinova A. Prospects for the Use of Foreign Experience of Distance Learning. The Proceedings of 6th World Conference on educational Sciences Procedia — Social and Behavioral Sciences June 2015, vol. 191, pp. 1909—1912.

6. Available at: http://www.obratis.ru/zhurnal/ distantsionnoe-obrazovanie-v-rossii-obzor-luchshih-10-saitov.

7. Pecker P.L. Distance learning: the experience of Moscow universities. Man and education, 2015, no 2(43), pp. 66—71.

8. Fakhrutdinova A.V., Marsheva T.V. Modern approaches to the understanding of communication strategies. New Science: theoretical and practical view, 2015, no. 6-2, p. 185—188.

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 9, 2014 № 2 "On approval of the usage procedure of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs by the organizations engaged in educational activities". (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.