2014, том 16 [12]
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦИИ И МЕДИЦИНЫ В УКРАИНЕ
А.Ф. Пиминов, В.А. Якущенко, Л.И. Шульга, П.В. Нартов, С.Н. Ролик, Т.Д. Губченко
Институт повышения квалификации специалистов фармации Национальный фармацевтический муниверситет Харьковская медицинская академия последипломного образования Украина, г. Харьков
Представлено современное состояние дистанционного образования в последипломной подготовке специалистов фармации и медицины, дан сравнительный анализ особенностей электронного обучения за рубежом и в Украине, сформулированы основные направления применения дистанционной подготовки в последипломном образовании.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, электронное обучение, последипломная подготовка, врачи, провизоры.
Мы живем в период техногенной революции, вызванной изобретением компьютеров, которые открывают безграничные возможности практически во всех областях теории и практики. Как известно, любые инновации требуют большого количества профессиональных, высокообразованных специалистов, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки для внедрения в жизнь современных технологий. Подготовка таких специалистов возложена на высшие учебные заведения, и они прекрасно справляются с этой задачей, однако темпы научно-технического прогресса таковы, что любой специалист, чтобы соответствовать необходимому уровню профессиональной подготовки, должен пополнять свой багаж знаний на протяжении всей жизни в учебных заведениях последипломной подготовки [8].
Сфера деятельности медицинских и фармацевтических работников направлена на самое ценное, что есть у человека — здоровье, поэтому врач и провизор учатся всю жизнь. Современная система подготовки специалистов фармации и врачей в Украине предусматривает повышение квалификации один раз в 5 лет. Однако, она сопряжена с такими негативными моментами как отрыв работника от производства, а зачастую и от места проживания, устаревание информации от курсов
до курсов, значительные организационные затраты на проведение циклов усовершенствования, недостаточная визуализация и индивидуализация процесса обучения, заниженная мотивация и самоорганизация обучающихся и т. д. Преодолеть эти проблемы может активное внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения.
Сразу следует разграничить два понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Дистанционное образование — это образование, полученное путем дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) — это процесс обучения, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов [3]. ДО в последипломном обучении имеет целый ряд преимуществ [1; 4; 7]:
♦ мобильность — гарантируется качественное обучение доступное для всех категорий слушателей без отрыва от производства, не зависимо от места проживания и в любое удобное для них время;
♦ технологичность за счет использования современных программных и технических средств,
—--—
~ 43 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
которые позволяют визуализировать процесс обучения и построить его методом погружения студента в обучающую среду;
♦ высокая информативность благодаря доступу к современным информационным системам (учебные социальные сети E-mail, электронные библиотеки, компьютерные, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы лучших специалистов, оценка знаний Он-лайн и т.д.);
♦ экономичность за счет снижения расходов на организацию учебного процесса и быт обучающихся (проживание);
♦ индивидуальность, поскольку преподаватель работает непосредственно с каждым обучающимся и по индивидуальному графику;
♦ высокий уровень самосознания и самоорганизованности обучающихся, который в итоге дает более качественный уровень подготовки студентов.
Однако, даже у солнца есть обратная сторона, так и ДО имеет существенные недостатки, которые и сегодня являются серьезным препятствием для тотальной, сиюминутной замены очного образования на ДО. Так, если мы говорим о внедрении ДО в образовательную систему последипломного образования в фармации и медицине, то возникают следующие существенные проблемы [5; 10; 11]:
♦ трудно передать клинический опыт и практические навыки без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки». Совершенно очевидно, что обучение врача и провизора практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями;
♦ ДО требует значительных квалифицированных трудозатрат для разработки и производства программ, гарантирующих высокое качество обучения. Так создание 1-го часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов, а это значит, что для создания полной программы курса необходимы значительные временные и финансовые затраты;
♦ происходит вынужденное сужение аудитории слушателей курсов повышения квалификации
из-за отсутствия компьютерной подготовки обучающихся (люди старшей возрастной группы);
♦ существует проблема технического обеспечения процесса ДО, далеко не у всех врачей и провизоров, особенно в сельских регионах есть персональный компьютер со скоростной интернет-связью;
♦ возникает проблема адаптации учебно-методических комплексов к учебным курсам ДО (создание электронных учебников, систем контроля обучения, видеоматериалов и т.д.);
♦ не отработаны административные, финансовые и кадровые вопросы ДО. Необходимо отрегулировать законодательную базу относительно легитимности ДО, выработать концепцию расчетов педагогической нагрузки и оплаты труда сотрудников, провести калькуляцию циклов повышения квалификации в условиях ДО, переподготовить и адаптировать профессорско-преподавательский состав к новым принципам учебного процесса;
♦ ключевой проблемой остается проблема аутентификации слушателя в ходе обучения и особенно при контроле знаний, а также отсутствие контакта с другими слушателями, что лишает обучающегося возможности обмена информацией и элемента «конкурентности» как стимулирующего фактора обучения;
♦ ментальность нашего слушателя, привыкшего к «менторской» системе обучения, когда преподаватель ведет слушателя, а ДО требует высочайшей самоорганизации, самосознания и готовности к самообучению.
Кроме вышеперечисленных проблем внедрения ДО в образовательную систему Украины, следует также отметить, что в силу ряда социальных и политических проблем наша страна достаточно поздно включилась в международную систему дистанционного образования, поэтому ДО в нашей стране имеет целый ряд особенностей (табл. 1) [6]. Однако, жизнь не стоит на месте и мы понимаем, что за дистанционным образованием, благодаря вышеперечисленным преимуществам, будущее образования [9].
—--—
— 44 —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
Таблица 1
Сравнительная характеристика зарубежной и украинской систем ДО
Западная система ДО ДО в Украине
Тьютор курса свободно владеет материалом всех дисциплин цикла Преподаватель ориентирован только на свои тематики лекций и занятий
Повсеместное использование оптико-волоконных сетей Интернет для быстрой одновременной передачи в цифровом виде Сложности использования оптико-волокнистых сетей Интернет из-за удаленности населенных пунктов
Преимущественное использование материалов интернета и электронных библиотек Ориентация на традиционные печатные источники информации
Широкий спектр дистанционных курсов в рамках одного учебного заведения Циклы ДО ориентированы строго на профиль вуза
Привычная работа с голосовой связью и видеоаппаратурой Психологические и экономические трудности использования голосовой связи и видеокамеры
Наличие достаточного количества специально подготовленных кадров для преподавания в системе ДО Отсутствие квалифицированных кадров умеющих работать с интерактивными программами
Хорошее техническое оснащение, как преподавателей, так и слушателей Неудовлетворительное техническое обеспечение, особенно Интернет-ресурсами
Имеются отработанные профессиональные курсы, кейс-стади и методы контроля для ДО На стадии разработки профессиональные курсы, кейс-стади и методы контроля для ДО
Глубокое понимание сложности создания циклов ДО, поэтому создаются они как долгосрочный, финансовоемкий проект Желание получить быстрый экономический эффект при минимуме вложений, что ведет к снижению качества и дискредитации ДО
Это особенно актуально в системе повышения квалификации специалистов фармации и медицины, так как электронное обучение позволяет эффективно решать актуальные сегодня в последипломном обучении задачи: непрерывное профессиональное обучение в течение всей жизни без отрыва от производства, доступ практикующих врачей и провизоров к мировому опыту через электронные библиотеки и системы научной информации, снижение затрат на переподготовку специалистов и т. д.
Исходя из реалий сегодняшнего дня, научно-педагогическая общественность Украины сегодня самым активным образом проводит работу по внедрению интерактивных методов обучения в последипломное образование. Перед нами поставлена задача в сжатые сроки разработать систему ДО в системе усовершенствования специ-
алистов медицины и фармации не уступающую мировым флагманам в этой области, таким, как британский Open University, германский Hagen Universitet и др.
Стратегию по выполнению поставленной задачи мы можем рассмотреть на примере создания курса ДО на кафедре общей фармации и безопасности лекарств (Институт усовершенствования специалистов фармации Национального фармацевтического университета, г. Харьков). Педагогический коллектив кафедры (зав. каф., проф. А.Ф. Пи-минов) подошел к решению этой проблемы комплексно (рис. 1), и в результате кафедра готова к проведению на достойном уровне первого тематического интерактивного цикла усовершенствования специалистов фармации, запланированного на следующий год.
—--—
~ 45 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
Рис. 1. Шаги по созданию дистанционного цикла усовершенствования
Исходя из результатов своей работы, анализируя международный опыт работы в системе ДО [2], учитывая достоинства и недостатки электронного обучения в последипломном медицинском образовании, мы считаем, что электронное обучение в системе усовершенствования целесообразно развивать по следующим принципам:
♦ циклы тематического усовершенствования должны быть частично дистанционные, и тут мы согласны с опытом Санкт-Петербургского технического университета и декларируемым оптимальным соотношением различных средств ДО —
печатные материалы — 40 : 50%, учебные материалы на WWW-серверах — 30 : 35%, компьютерная видеоконференцсвязь — 10 : 15%, другие средства — 5 : 20%;
♦ практические занятия для слушателей курсов повышения квалификации должны быть только очного характера, чтобы отрабатывать навыки в реальных условиях работы;
♦ проводить курсы только при условии хорошо налаженной системы аутентификации курсанта, чтобы обеспечить реальную эффективность индивидуального обучения;
—--—
— 46 —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, том 16 [12]
♦ уже в самой системе ДО образования для врачей и провизоров должен быть заложен высочайший уровень мотивации обучения, который как следствие даст высокий уровень самосознания и самоорганизации;
♦ особенное значение для повышения квалификации специалистов фармации и медицины приобретает телемедицина, которая позволяет в реальном времени проводить обучение и консультации за счет эффекта присутствия;
♦ учитывая реальные условия работы врачей и провизоров, а также их техническое оснащение на данном этапе рационально организовывать ДО путем проведения лекций как в режиме on-line, так и в записи с асинхронным обсуждением и общением по данной тематике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова И.Е., Клименко С.И., Орлова Е.Р. Инновации и их место в экономике России // Труды ИСА РАН. 2009. № 49. С. 5—14.
2. Васильков В.Г., Щукин В.С. Возможности использования телекоммуникационных технологий в медицине критических состояний // Вестник интенсивной терапии. 2008. № 2. С. 98—104.
3. Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 224—237.
4. Белозерова Е.А., Кристальный Б.В., Натен-зон М.Я., Тарнопольский В.И. Дистанционное обучение в электронном здравоохранении // Информационное общество. 2007. Вып. № 1—2. С. 85—93. URL: http://infosoc.iis.ru/content/2007/200701-02.html.
5. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимир-ский А. В. Дистанционное обучение в медицине. Донецк: Норд, 2005. 80 с.
6. Кухаренко В.М., Рибалко О.В., Сиротинко Н.Г. Дистанцшне навчання: Умови застосування: навч. поаб. 3-е вид. Х.: НТУ «ХП1»; Торсшг, 2002. 320 с.
7. Черних В.П., Кайдалова Л.Г., Толочко В.М., Вахрушева Т.Ю. Освггш шновацп в Нацюнальному фармацевтичному ушверситетг: навч.-метод. поабник. Х.: Вид-во НФаУ, 2005. 248 с.
8. Пахомова Е.А. Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития. М.: МЭЙЛЕР, 2010. 725 с.
9. Про основт засади розвитку шформацшного сустльства в УкраМ на 2007—2015 роки: Закон Украши // ВВР Украши. 2007. № 12. С. 102.
10. Симонова Е.Г., Галкин В.В., Белозерова Е.А. Опыт разработки и внедрения дистанционных технологий в процессе обучения врачей-эпидемиологов по проблеме внутрибольничных инфекций // Стратегия и тактика борьбы с внутрибольничными инфекциями на современном этапе развития медицины. М., 2005. С. 167—168.
11. Холопов М. В. Дистанционное обучение в медицине. URL: http://www.mma.ru/article/id299005/from1.
REALITIES AND PROSPECTS OF THE DISTANCE FORMS OF EDUCATION IN THE POSTGRADUATE TRAINING OF SPECIALISTS OF PHARMACY AND MEDICINE IN UKRAINE
O.F. Piminov, V.A. Jakuschenko, L.I. Shulga, P. V. Nartov, S.M. Rolik, T.D. Gubchenko
Institute of Pharmacy Professionals Qualification Improvement of National University of Pharmacy
Kharkiv Medical Academy of Post-graduate Education, Kharkiv, Ukraine
The current state of the distance education in the postgraduate training of specialists of pharmacy and medicine is represented, comparative analysis of the e-learning features abroad and in Ukraine is given, main directions of the distance training in the postgraduate education applying are formulated.
Key words: distance learning, distance education, e-learning, postgraduate training, doctors, provisors.
—--—
— 47 —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2014, moM 16 [12]
REFERENCES
1. Bocharova I.E., Klimenko S.I., Orlova E.R. Inno-vatsii i ikh mesto v ekonomike Rossii. Trudy ISA RAN, 2009, no. 49, pp. 5—14.
2. Vasil'kov V.G., Shchukin V.S. Vozmozhnosti is-pol'zovaniya telekommunikatsionnykh tekhnologii v me-ditsine kriticheskikh sostoyanii. Vestnik intensivnoi terapii, 2008, no. 2, pp. 98—104.
3. Gol'din A.M. Obrazovanie 2.0: modnyi termin ili novoe soderzhanie? Voprosy obrazovaniya, 2010, no. 2, pp. 224—237.
4. Belozerova E.A., Kristal'nyi B.V., Natenzon M.Ya., Tarnopol'skii V.I. Distantsionnoe obuchenie v elektronnom zdravookhranenii. Informatsionnoe obshchestvo, 2007, no. 1—2, pp. 85—93. Available at: http://infosoc.iis.ru/ content/2007/200701-02.html.
5. Kazakov V.N., Klimovitskii V.G., Vladzimirskii A.V. Distantsionnoe obuchenie v meditsine. Donetsk: Nord, 2005. 80 p.
6. Kukharenko V.M., Ribalko O.V., Sirotinko N.G.
Distantsiine navchannya: Umovi zastosuvannya: navch. posib. 3-e vid. Kh.: NTU «KhPI»; Torsing, 2002. 320 p.
7. Chernikh V.P., Kaidalova L.G., Tolochko V.M., Vakhrusheva T.Yu. Osvitni innovatsii v Natsional'nomu farmatsevtichnomu universiteti: navch.-metod. posibnik. Kh.: Vid-vo NFaU, 2005. 248 p.
8. Pakhomova E.A. Metodologicheskie osnovy otsenki vliyaniya vuza na effektivnost' regional'nogo razvitiya. Moscow: MEILER, 2010. 725 p.
9. Pro osnovni zasadi rozvitku informatsiinogo suspil'-stva v Ukraini na 2007—2015 roki: Zakon Ukraini. VVR Ukraini, 2007, no. 12, pp. 102.
10. Simonova E.G., Galkin V.V., Belozerova E.A. Opyt razrabotki i vnedreniya distantsionnykh tekhnologii v protsesse obucheniya vrachei-epidemiologov po probleme vnutribol'nichnykh infektsii. Strategiya i taktika bor'by s vnutribol'nichnymi infektsiyami na sovremennom etape razvitiya meditsiny. Moscow, 2005. pp. 167—168.
11. Kholopov M.V. Distantsionnoe obuchenie v meditsine. Available at: http://www.mma.ru/article/ id299005/from1.