3ACKna^iJMKttf« науиис)-о5рдзо0дилел(гн(лн
Весгрник
Здоровье и образование в XXI веке
2014, том 16 [5]
Шифр специальности: 19.00.07
УДК 378.1
К ВОПРОСУ О ЗАОЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Скряпульцевя Лилия Агияровна
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Социальный институт. Кафедра физиологии и БЖД, доцент, г. Екатеринбург, тел (343) 306-55-50
Ориентация на получение высшего образования широко распространена в рабочих семьях, в семьях служащих без высшего образования и среди тех, чьи родители (или один из них) имеют высшее образование. Более того, у взрослого контингента, желающего получить высшее образование, имеются особые трудности по сравнению со вчерашними школьниками, поскольку зачастую взрослый человек вынужден оставить работу. К тому же возможности получения необходимого высшего образования значительно отличаются в различных регионах страны.
Способом решения этих проблем является развитие современной системы заочного образования, которое позволяет параллельно учиться и работать, не теряя ни рабочего места, ни зарплаты. При этом у получающих заочное образование формируется более устойчивая мотивация к учебной деятельности, чем у студентов - очников, так как они видят возможность практического применения полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, заочное обучение, педагогика, высшая школа.
THE PROBLEM OF DISTANCE EDUCATION.
Sarapultseva Lilia Agiarovna
FGAOU VPO “Russian State Professional Pedagogical University”, Social Institute. Department of physiology and life safety, associate professor, Mashinostroitelei st, 11, Ekaterinburg, Russia. Phone: +7 (3432) 31 94 63
The orientation for higher education is widespread in the working-class families, families of employees without higher education and among those whose parents (or one of them) already have a higher education. Moreover, the adults who wish to pursue higher education, faces the special difficulties compared to yesterday schoolchildren because they are often being forced to leave the
—-------- —
22
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
3ACKna^iJMKttf« науиис)-о5рдзо0дилел(гн(лн
Весгрник
Здоровье и образование в XXI веке
2014, том 16 [5]
current job. The way to solve these problems is the development of modern distance education system, which will give the opportunity to study and work in parallel, without losing a job or salary.
Keywords: higher education, distance education, education, high school.
Введение. В настоящее время система образования постепенно приобретает профессиональную направленность, все больше ориентируясь на рынок труда и потребность в квалифицированных специалистах. Это не может не приводить к прогрессирующему усложнению процесса подготовки подобных специалистов, обусловленному ускоренными изменениями науки и техники.
Актуальность. Поскольку базовое образование, полученное в системе среднего и среднепрофессионального образования, не может предугадать особенности модернизации производственных технологий, то появляется необходимость регулярного обновления полученных знаний. «Сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь: знания, полученные в школе изнашиваются подчас раньше, чем школьный ранец. Отсюда исходная посылка и лейтмотив непрерывного образования - образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» [1].
Немаловажное значение имеет и то, что в России, начиная с осени 2008 уровень безработицы подвержен лишь незначительным колебаниям, особенно среди молодёжи. Так в 1992 году молодые люди в возрасте 16-29 лет составляли 48,5% среди безработных и 36,5% в трудоспособном населении страны, а в 2013 году соответственно 43,1% и 36,3% [4]. Однако наличие высшего образования значительно снижает процент безработицы, поэтому при наличии высшего образования безработица составляет 8,2% среди 20-24-летних и 3,5% среди 25-29-летних [3].
Конечно, существует возможность компенсировать недостаточные возможности профессионального роста и тем самым снизить риск потери работы путём самообразования. По данным социологического исследования 48,5% работающих граждан самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки, а 1,7% даже берут частные уроки за свой счет [2].
Несомненными препятствиями для прогрессирующего самообразования являются отсутствие навыка самостоятельной работы над собой и патерналистская мораль большинства российских граждан.
Поэтому получение высшего образования является наиболее приемлемым способом приобретения знаний и сохранения конкурентоспособности в современном обществе. Обсуждение. К сожалению, доступность высшего образования различна для разных слоев населения. «Привилегированное положение в обществе, культурный капитал, и неявные льготы — целый ряд факторов, по-разному «работая» и на другие социальные слои, находящиеся на относительно высоких этажах социальной иерархии, создают условия для репродукции детьми более или менее высокого статуса родителей и для восходящей социальной мобильности. При этом выходцы из низов проигрывают» [5].
—-------- —
23
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Элект^оннетн иауиис)-о5рдзо0дилелен(л«
Весгрник
Здоровье и образование в XXI веке
2014, том 16 [5]
Тем не менее, по данным Института социологии РАН ориентация на получение высшего образования широко распространена в рабочих семьях, в семьях служащих без высшего образования и среди тех, чьи родители (или один из них) имеют высшее образование.
Однако у взрослого контингента, желающего получить высшее образование, имеются особые трудности по сравнению со вчерашними школьниками, поскольку взрослый человек вынужден оставить работу, а если вуз находится в другом городе, то это означает не только разлуку с семьей, но и дополнительные расходы на проживание. К тому же возможности получения необходимого высшего образования значительно отличаются в различных регионах страны.
Способом решения этих проблем является развитие современной системы заочного образования, которое позволяет параллельно учиться и работать, не теряя ни рабочего места, ни зарплаты. При этом у получающих заочное образование формируется более устойчивая мотивация к учебной деятельности, чем у студентов - очников, поскольку они видят возможность практического применения полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.
Одним из наиболее привлекательных способов получения заочного высшего образования, особенно для взрослого населения, является использование методики дистанционного образования, которая позволяет планировать гибкий график обучения и даёт возможность получить образование в любом вузе, даже территориально отдаленном от места жительства. Кроме того, дистанционное обучение как одна из форм организации заочного обучения существенно повышает качество заочного обучения, так как обеспечивает систематичность связи студента и преподавателя, позволяя, с одной стороны постоянно контролировать и консультировать работу студента, а с другой стороны развивает у студента навыки и умения к самостоятельной работе.
Учитывая особенности работы кафедры физиологии безопасности жизнедеятельности: обучение всего контингента студентов университета, независимо от факультета и специальности (так как дисциплина «безопасность жизнедеятельности» входит в базовую часть общепрофессионального цикла), а также консультирование раздела безопасности жизнедеятельности в дипломных проектах - использование дистанционного обучения в практической деятельности преподавателя приобретает особую актуальность.
В первую очередь потому, что дистанционные технологии позволяют в полном объёме обеспечивать «заочников» заданиями для выполнения контрольных работ, учебнометодической литературой и дидактическими материалами для самопроверки. Это позволяет студентам получить достаточный уровень знаний для аудиторных занятий, проводимых в период лекционно-экзаменационных сессий два раза в год. А потому на занятиях разбираются только наиболее сложные темы и проводится публичная защита студенческих работ, выполненных в межсессионный период.
При защите студенческих работ обращает на себя разница в отношении к учебе «заочников», живущих в городе, где находится вуз и «заочников», проживающих в отдаленных северных регионах. «Местные» гораздо чаще списывают друг у друга контрольные работы или заказывают их выполнение в многочисленных фирмах, готовых оказывать подобные услуги
—----- —
2 4
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Элскнаучио-о^/?дзо0дкмел<}н(ян
Вссщник
Здоровье и образование в XXI веке
2014, том 16 [5]
в больших городах. Это естественно сказывается на качестве владения материалом, содержащемся в контрольной работе требует от преподавателя более тщательного подхода к проверке усвоенных знаний. Принципиально другое отношение к учебе преобладает у студентов, проживающих в отдалённых моногородах. Они в большинстве самостоятельно работают над литературой, полученным материалом и хорошо защищают свою работу. По-видимому, это связано с осознанным выбором вуза и факультета, а также более высокой мотивацией на получение качественных знаний, позволяющих занять достойное место на современном рынке труда. Подобная ситуация наблюдается и при написании студентами выпускниками раздела безопасности жизнедеятельности в дипломных проектах.
При опросах студентов, проживающих в отдалённых районах, они не только отмечают эффективность постоянного активного дистанционного общения с преподавателем, но и экономию времени и средств, которые были бы затрачены на частые поездки в вуз.
Таким образом, дистанционное обучение повышает качество заочного обучения и обеспечивает более широкий доступ к обучению лиц, проживающих в отдаленных районах, и тех, кто в силу различных обстоятельств не может позволить себе очное обучение в вузе.
Список литературы
1. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. -Мариос, 2011.
2. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. — 2003. — № 4. — с. 37 -46.
3. Обследование населения по проблемам занятости, ноябрь 2007 г. М.: Росстат, 2007. С. 67.
4. Россия в цифрах. 2013 [online]. Дата обращения 29.06.13. URL: http: //www .gks.ru/b gd/regl/b13_11/Main.htm
5. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. С.23
Рецензенты:
1. М.И. Якушева - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУН Институт иммунологии и физиологии УрО РАН, г. ЕКАТЕРИНБУРГ.
2. И.Г. Данилова - доктор биологических наук, заведующая лабораторией морфологии и биохимии, ФГБУН Институт иммунологии и физиологии УрО РАН, г. ЕКАТЕРИНБУРГ.
—----------- —
25
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).