Научная статья на тему 'Использование рабочих тетрадей на лекционных занятиях при изучении физиологических дисциплин'

Использование рабочих тетрадей на лекционных занятиях при изучении физиологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / WORKBOOK / TEACHING AIDS / VOCATIONAL TRAINING / METHODICAL TOOLS / INDEPENDENT WORK / LECTURE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Д. С., Беляков В. И.

Интенсификация образовательного процесса в системе высшего профессионального образования требует внедрения новых средств обучения. Современные образовательные стандарты во многом направлены на развитие навыков самостоятельной работы в условиях сокращения аудиторных занятий, в том числе лекционных. Одним из таких средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса в условиях сокращения аудиторных часов, являются рабочие тетради, которые могут использоваться с целью эффективного изучения физиологических дисциплин при подготовке студентов биологических, медицинских и психолого-педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Д. С., Беляков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WORKBOOKS IN LECTURE CLASSES IN THE STUDY OF PHYSIOLOGICAL DISCIPLINES

Intensification of the educational process in the system of higher professional education requires the introduction of new teaching aids. One such means are workbooks that can be used into educational practice in order to effectively study physiological disciplines in the training of students in biological, medical and psychological specialties.

Текст научной работы на тему «Использование рабочих тетрадей на лекционных занятиях при изучении физиологических дисциплин»

2017, том 19 [11]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-11-26-31

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Громова1 Д.С., Беляков2В.И.

'СФ ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, г. Самара, Российская Федерация 2ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, г. Самара, Российская Федерация

Аннотация. Интенсификация образовательного процесса в системе высшего профессионального образования требует внедрения новых средств обучения. Современные образовательные стандарты во многом направлены на развитие навыков самостоятельной работы в условиях сокращения аудиторных занятий, в том числе лекционных. Одним из таких средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса в условиях сокращения аудиторных часов, являются рабочие тетради, которые могут использоваться с целью эффективного изучения физиологических дисциплин при подготовке студентов биологических, медицинских и психолого-педагогических специальностей. Ключевые слова: рабочая тетрадь, средства обучения, профессиональное обучение, методические средства, самостоятельная работа, лекционные занятия.

Современная система подготовки специалистов с высшим образованием направлена, прежде всего, на развитие у студентов навыков самостоятельного поиска, анализа и работы с информацией. Действующие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты высшего профессионального образования направлены на увеличение доли самостоятельной работы, в том числе и за счёт сокращения аудиторных занятий по многим учебным дисциплинам. Все участники обра-

зовательного процесса прибывают в ситуации, когда необходимо максимально качественно изучать новый материал в максимально короткие сроки. В связи с этим, актуальным становится поиск новых методических средств, которые были бы направлены на качественное и быстрое изучение нового материала студентами в рамках аудиторных занятий с дальнейшим их применением в самостоятельной работе [2, с. 333].

Все средства обучения можно поделить на средства преподавания (они используются в

—--—

~ 26 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

процессе информирования учащихся, организации их познавательного процесса) и средства учения (они используются учащимися в процессе их деятельности). В последнее десятилетие особое значения приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это - всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-вопросники, рабочие тетради.

Рабочая тетрадь представляет собой пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках и применяется разных этапах изучения темы, раздела или дисциплины с целью увеличения объема практической деятельности [3, с. 135] и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов.

Н.Е. Эрганова определяет следующие цели применения рабочих тетрадей:

- обеспечить качественное усвоение учебного материала;

- выработать умения и навыки учебной деятельности;

- формировать навыки самостоятельной работы;

- способствовать активации учебно-познавательной деятельности учащихся [4, с. 38].

Существует несколько функций рабочих тетрадей в учебном процессе:

- обучающая - направлена на формирование у учащихся необходимых знаний и умений;

- развивающая - способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;

- воспитательная - вырабатывает личностные качества;

- формирующая - формирует навыки самообразования;

- рационализирующая - обучает рациональной организации учебного времени;

- контролирующая - используется для контроля и самоконтроля [1, с. 43].

Использование в учебном процессе рабочих тетрадей может решать одну или сразу несколько задач, таких как:

1. Развитие мышления обучающихся;

2. Более прочное усвоение теоретических положений;

3. Овладение алгоритмами решения основополагающих задач;

4. Контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля [5, с. 16].

Однако при составлении рабочих тетрадей необходимо определить вид занятий, для которого они будут использоваться. Так, рабочие тетради к лекциям должны значительно отличаться от рабочих тетрадей, использующихся для домашней или аудиторной самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях.

Нами были разработаны рабочие тетради к лекциям, которые могут быть использованы при изучении различных разделов физиологических дисциплин, например, таких как «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Психофизиология» и т.д.

Рабочие тетради составлены по единой структуре и включают в себя: тему занятия, его цель и задачи, основные вопросы лекции и её основную содержательную часть. Рабочие тетради содержат главные определения, графики, схемы и рисунки, иллюстрирующие новый для студента материал. Кроме того, в рабочих тетрадях имеются свободные поля, которые позволяют студенту в ходе лекции

—-эъэ+ы-з-—

~ 27 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

—--—

дисциплин при использовании рабочих тетрадей в сравнении с классическими лекциями без применения дидактических наглядных материалов.

Опыт показывает, что использование рабочих тетрадей на лекциях способствует более успешному усвоению материала, лучшему пониманию сложных физиологических процессов и закономерностей. В беседе со студентами было выявлено, что использование ими такой формы дидактического материала значительно облегчает восприятие новой информации. Т.о. наша педагогическая практика в ВУЗе позволяет рекомендовать более активное внедрение рабочих тетрадей в учебный процесс. Однако их использование будет успешным только в том случае, если каждый студент будет обеспечен необходимым количеством печатных экземпляров.

Следует отметить также, что использование на лекционных занятиях рабочих тетрадей требует от преподавателя их регулярного обновления, дополнения и изменения содержания и структуры.

В качестве примера приводится выдержка из составленной нами рабочей тетради (таблица 1) (в скобках приводятся комментарии, которые в оригинале отсутствуют, но заменяются устными пояснениями преподавателя)

Таблица 1. Выдержка из рабочей тетради

Тема: Физиология центральной нервной системы Цель: изучить основные физиологические процессы, протекающие в центральной нервной системе. Задачи:

- знать основные принципы строения и функционирования ЦНС

- познакомиться с основными функциями, свойствами и принципами деятельности ЦНС

- изучить физиологический механизм основных процессов в ЦНС Основные вопросы лекции:

1. Строение, свойства, функции клеток нервной ткани. Виды нейронов_

—--—

~ 28 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

делать необходимые пометки, уточнения, более подробно конспектировать наиболее сложные для него вопросы. Таким образом, имея на руках данные материалы студент избавлен от механической записи текста лекции, он может участвовать в обсуждении материала изучаемой темы, более внимательно просматривать презентационный материал. Преподаватель в свою очередь избавлен от необходимости многократного повторения и «надиктовывания» сложных и громоздких определений, а вместо этого имеет возможность иллюстрировать материал примерами и научными фактами, сосредотачивать внимание студентов на определённых схемах и таблицах. Кроме того, в конце изучения курса, собрав все рабочие тетради, студент имеет практически весь необходимый материал для теоретической подготовки к экзамену или зачёту, что сокращает его время на поиск необходимой литературы.

На основании личных наблюдений, можно также сделать вывод, что студенты весьма охотно используют рабочие тетради, отмечают большую их эффективность при изучении сложного материала, представленного в большом объёме. Отмечена большая мотивация и интерес к изучению физиологических

—---

2. Понятие о нервном центре Свойства нервных центров.

3. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.

4. Координационные принципы деятельности ЦНС.

5. Торможение в ЦНС.

1. Строение, свойства, функции клеток нервной ткани Нейрон - структурно-функциональная единица нервной ткани.

Внешний вид нейрона определяет его основные свойства_

(Студент схематично зарисовывает строе- Свойства нейрона: ние нейрона и подписывает его основные ча- - раздражимость - это..

сти) - возбудимость - это. __- проводимость - это.

Глиальные клетки - специализированные клетки нервной ткани различной формы, заполняющие пространство между нейронами или капиллярами._

Виды глиальных клеток Особенности строения и происхождения Функции

Астроглия щт 11 / / к

Олигодендроглия ш !

Микроглия щ

Эпендимные клетки !«111а И

~ 29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Классификация нейронов по строению

- униполярные (Студенты записывают особенности строения, лока-

- биполярные лизации и физиологическую роль каждого вида нейро-

- мультиполярные нов)

2. Понятие о нервном центре Свойства нервных центров.

Нервный центр - это совокупность нейронов, регулирующих одну функцию или координирующих один рефлекс. Свойства нервных центров

1.Суммация возбуждения

- пространственная суммация

- временная суммация

2. Центральное облегчение

3. Окклюзия (Студенты записывают особенности каж-

4. Иррадиация возбуждения дого свойства нервных центров)

5. Одностороннее проведение

6. Синаптическая задержка

7. Пластичость

8. Высокая утомляемость

9. Трансформация ритма

10. Тонус нервного центра

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Владимирова Л.В., Залялова Р.Р. Рабочая тетрадь в системе современных средств обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. Т.3. №155. С. 4245.

[2] Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №54. С. 333-339.

[3] Щербакова Т.Г., Федосеева С.Ю. Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла у студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №3 (30). С. 133-136

[4] Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.Е. Эрганова. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. -160 с.

[5] Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения. Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2001. - 67 с.

—--—

- 30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—---

USE OF WORKBOOKS IN LECTURE CLASSES IN THE STUDY OF PHYSIOLOGICAL DISCIPLINES

Gromova1 D.S., Belyakov2 V.I.

Moscow City Pedagogical University, Samara, Russian Federation 2Samara National Research University named after academician S.P. Koroleva, Samara, Russian Federation

Annotation. Intensification of the educational process in the system of higher professional education requires the introduction of new teaching aids. One such means are workbooks that can be used into educational practice in order to effectively study physiological disciplines in the training of students in biological, medical and psychological specialties.

Key words: workbook, teaching aids, vocational training, methodical tools, independent work, lecture classes.

REFERENCES

[1] Vladimirova L.V., Zalyalova R.R. Rabochaya tetrad' v sisteme sovremennykh sredstv obucheniya v vuze // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences. 2012. T.3. №155. P.42-45

[2] Golobokova G.I. Rabochaya tetrad' kak sredstvo organizachii samostoyatel'noy raboty studentov // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2008. №54. P. 333339

[3] Shcherbakova T.G., Fedoseeva S.U. Sovremen-nyy podhod k prepodavaniu dischiplin medico-

biologicheskogo tsikla u studentov fakulteta fizi-cheskoy kul'tury i bezopasnosti gizned-eyatel'nosti // Elektronnyy nauchno-obra-zovatel'nyy zhurnal VGSPU «Grani poznaniya». 2014. №3 (30). P. 133-136

[4] Erganova N.E. Metodika professional'nogo obucheniya: ucheb.posobiye dlya stud.vyssh.ucheb.zavedeniy / N.E. Erganova. -М.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007. -160 p.

[5] Shalunova M.G., Erganova N.E. Praktikum po metodike professional'nogo obucheniya. Ucheb.posobiye. Yekaterinburg: Izd-vo Ural.gos.prof.-ped.un-ta, 2001. - 67 p.

—-эъэ+ы-3-—

~ 31 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.