2017, том 19 [10]
—--—
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-10-3-9
УДК 378. 095
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
Афонина Р.Н.
ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Российская Федерация
Аннотация: Целью данного исследования является конкретизация направлений совершенствования гуманитарного естественнонаучного образования. Основными задачами данного исследования являются: рассмотрение динамики целей и ценностей гуманитарного естественнонаучного образования; проведение анализа образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам, реализуемым в гуманитарном вузе и конкретизация его ключевых проблем; основные характеристики исследуемого образовательного процесса в условиях компетентностной образовательной модели. Совокупность проблем, образующих в своей сумме проблемное поле, наглядно демонстрирует существование большого количества проблем традиционной практики естественнонаучного образования. Эти проблемы оказывают множественное, многофакторное воздействие на функционирование образовательного процесса. В качестве узловых проблем выступают такие проблемы, как отсутствие на практике стержневой идеи процесса естественнонаучного образования в гуманитарном вузе, недостаточность технологической базы для обеспечения развития общекультурной компетенции обучающихся, несоответствие методик принципу природосообразности и авторитарность преподавания. Повышение качества естественнонаучного образования, реализуемого в образовательном процессе гуманитарного вуза, требует изменения подходов к его организации и практической реализации.
Ключевые слова: гуманитарное естественнонаучное образование, образовательный процесс, совершенствование естественнонаучного образования.
Введение. В перечне ведущих целей образования, определяемых доктриной образования в России, которая выделяет долгосрочные приоритеты развития до 2025 г. называются
такие цели, как разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Общепризнанно, что и всестороннее
—--—
— з —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
развитие, и формирование целостного миропонимания и научного мировоззрения личности обеспечивается формированием целостного знания, достижение которого невозможно без естественнонаучных и гуманитарных знаний. Мы солидарны с мнением А.Р. Камалеевой [1, с.20], в том, что формирование естественнонаучных компетенций для студентов-гуманитариев, осуществляемое при изучении естественнонаучных курсов является жизненно необходимым для адаптации в современном обществе.
Динамика целей и ценностей гуманитарного естественнонаучного образования. Развитие гуманитарного естественнонаучного образования сопровождалось сменой доминирующих целей, конкретизацией содержания и ведущих подходов к определению образовательных результатов. Ведущими идеями содержания гуманитарного естественнонаучного образования стали системность, синергетика и глобальный эволюционизм. Конкретизация целей и содержания сопровождались изменением требований к результатам обучения. При переходе на ФГОС третьего поколения произошло введение учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира», вместо прежней учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Отмечая позитивные изменения в связи с тем, что эта дисциплина носит более междисциплинарный характер и является по своему содержанию более гуманитаризиро-ванной, приходится констатировать, что учебная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» утратила статус обязательной.
В настоящее время при осуществлении двухуровневой подготовки специалиста гуманитарного направления естественнонаучные дисциплины включаются в образовательные программы бакалавриата в модуль вариативных дисциплин.
Анализ образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам, реализуемым в гуманитарном вузе. Целевая установка современного образования на формирование целостного мировосприятия будущего специалиста обуславливает необходимость усиления мировоззренческой направленности содержания гуманитарного естественнонаучного образования. Эта специфичность гуманитарного естественнонаучного образования является основанием для выделения педагогической части этой системы из разнообразных систем педагогической действительности [2, с.234]. Рассмотрение образовательного процесса как динамичной педагогической системы требует рассмотрения всех элементов педагогической системы в их взаимосвязи. В определении структуры образовательного процесса как педагогической системы мы исходим из понимания общей структуры педагогической системы, разработанной В.П. Симоновым [3. с.24] Л.Ф. Спириным [4, с.47]. Системный анализ структурных компонентов образовательного процесса с позиций их согласования, свидетельствуют о наличии рассогласованности компонентов, которая имела место уже с момента введения естественнонаучных дисциплин в учебные планы подготовки специалистов гуманитарных направлений (Таблица 1).
Таблица 1.
Характеристики образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам в условиях традиционной образовательной практики
—--—
~ 4 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
№ п/п Компоненты Основные характеристики
1. Цель Формирование естественнонаучной грамотности
2. Субъект педагогической деятельности Преподаватель
3. Объект педагогической деятельности Студент
4. Взаимоотношения «субъект-субъекто-объект» Субъект-объект
5. Содержание Сциентический подход к построению содержания образования
6. Способы деятельности Репродуктивные
7. Педагогические средства Ориентированы на развитие левополушарной мыслительной деятельности обучающихся
8. Организационные формы Лекционные, семинарские занятия, зачет
9. Результат деятельности Знания, умения, навыки
Педагогические средства, которые до настоящего времени используются в преподавании этих дисциплин в гуманитарном вузе, были механически перенесены из практики специального естественнонаучного образования. Эти методики, ориентированные на ле-вополушарный тип мыслительной деятельности, в своем большинстве они не соответствуют типологическим особенностям восприятия и переработки информации студентов-гуманитариев [5, с. 115]. Поэтому естественнонаучные знания воспринимались большинством студентов-гуманитариев как неинтересные и сложные. В качестве основных причин недостаточной эффективности естественнонаучного образования, реализуемого в гуманитарном вузе, педагоги-исследователи отмечают игнорирование интеграционных процессов в науке и образовании, и недостаточность учета психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей студентов.
В современных условиях развития образования недостаточная эффективность естественнонаучного образования для гуманитариев как проблема обозначилась более резко и масштабно. Анализ публикаций, посвященных изучению практики и проблем естественнонаучного образования, и проведенный нами опрос преподавателей естественнонаучных дисциплин и студентов гуманитарных вузов позволили установить перечень проблем, совокупность которых образует проблемное поле исследуемого образовательного процесса. Применение метода экспертной оценки для изучения проблем естественнонаучного образования связано с принятием решения в ситуации многофакторного воздействия проблем на состояние образовательного процесса. Выполнение этого исследования предполагало осуществление логико-интуитивного анализа состава проблем традиционной образовательной практики. Проведение экспертной оценки включало поста-
—-эъэ+ы-з-—
~ 5 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
новку задач планируемой экспертизы, проведение отбора экспертов для формирования состава эксперт-группы, подготовку материалов для опроса и интервьюирование экспертов, проведение обобщения и интерпретации полученных результатов. В состав экспертной группы входили 17 преподавателей вузов г. Барнаула, преподающих в гуманитарных вузах учебные дисциплины «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира», «Экология» В ходе опроса членов экспертной группы был составлен перечень конкретных проблем, имеющихся в традиционной практике естественнонаучного образования гуманитарного вуза.
Для определения согласованности мнений экспертов по выделению и оценке проблем изучаемого образовательного процесса был рассчитан коэффициент конкордации. Коэффициент конкордации, полученный в результате расчетов, равен 0,91. Поэтому мнения экспертов относительно выделения конкретных проблем и их оценки образовательного процесса являются вполне согласованными. В ходе опроса экспертов был составлен перечень конкретных проблем, имеющихся в традиционной практике естественнонаучного образования в гуманитарном вузе. Представленная совокупность проблем, образующих в своей сумме проблемное поле, наглядно демонстрирует существование большого количества проблем традиционной практики естественнонаучного образования. Эти проблемы оказывают множественное, многофакторное воздействие на функционирование образовательного процесса.
Анализ ранжируемых проблем показал, что главной проблемой является отсутствие стержневой идеи организации естественнонаучного образования в гуманитарном вузе. На
второй позиции ранжирования стоит проблема низкой мотивации обучающихся. Третье место по значимости занимает проблема недостаточной разработанности технологических условий для развития общекультурной компетентности обучающихся. На четвертом месте в табеле рангов стоит проблема несоответствия традиционных методик естественнонаучного образования, реализуемых в гуманитарном вузе, принципу природосооб-разности обучения. Пятое место занимает проблема недостаточной целостности содержания образования для формирования естественнонаучной картины мира. Шестую позицию в табеле рангов занимает проблема слабой базовой подготовки обучающихся. С седьмого по двенадцатую позицию в табель рангов входят проблемы, имеющие одинаковый удельный вес. Это проблемы отставания содержания образования от заданного социального заказа, авторитарный стиль преподавания, субъект-объектное взаимодействие участников образовательного процесса, консервативность методик преподавания и недостаточность использования интерактивных методов обучения.
Для совершенствования данного образовательного процесса необходимо решение его ключевых проблем. Выделение ключевых проблем позволяет конкретизировать направления изменений для повышения результативности исследуемого образовательного процесса. Применение метода парных сравнений к анализу вышеназванных проблем позволило определить наличие и направленность причинно-следственных связей между выделенными проблемами. Графическое представление взаимосвязей проблем, образующих в своей совокупности проблемное
—--—
~ 6 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
поле, позволило выделить узловые и результирующие проблемы. В качестве узловых проблем выступают такие проблемы, как отсутствие на практике стержневой идеи процесса естественнонаучного образования в гуманитарном вузе, недостаточность технологической базы для обеспечения развития общекультурной компетенции обучающихся, несоответствие методик принципу природо-сообразности и авторитарность преподавания.
Повышение качества естественнонаучного образования, реализуемого в образовательном процессе гуманитарного вуза, требует изменения подходов к его организации и практической реализации. В настоящее время,
утверждает Б.С. Гершунский, «человекомер-ность» современных наук и образования ставит новые цели и ценности образования» [6, с.53]. Постановка мировоззренческих целей для естественнонаучного образования гуманитариев опосредована актуализацией идей культурологической парадигмы, гуманизацией и гуманитаризацией образования. Совершенствование гуманитарного естественнонаучного образования обусловлено доминированием идей культурологической парадигмы, тенденциями гуманитаризации, гуманизации и переходом системы высшего образования на компетентностную образовательную модель (Таблица 2).
Таблица 2.
Характеристики образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам в
условиях компетентностной модели
№ п/п Компоненты Содержание компонентов
1. Цель Формирование целостного миропонимания и научного мировоззрения
2. Субъект педагогической деятельности Преподаватель
3. Объект педагогической деятельности Студент
4. Взаимоотношения «субъект -субъекто - объект» Субъект - субъект
5. Содержание Общекультурная направленность содержания образования
6. Способы деятельности Репродуктивные, продуктивные, творческие
7. Педагогические средства Диалогово-интерактивные
8. Организационные формы Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа, рейтинговая система оценки результатов обучения
9 Результат деятельности Знания, умения, навыки, общекультурные компетенции
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Практическая реализация образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам, реализуемым в условиях компетент-ностной образовательной модели в гуманитарном вузе требует решения задач, связанных с согласованием основных компонентов педагогической системы «цель-содержание-средства-результат», разработкой педагогических средств организации субъект-субъектных взаимоотношений участников педагогического процесса, самостоятельной и творческой учебной деятельности, профессионально-личностной и общекультурной направленности содержания образования.
Заключение. Подготовка специалистов, обладающих целостным мировосприятием, является настоятельным требованием времени. Ориентация современного образования на интересы личности, развитие компетентности, развитие творческих начал и общей культуры определяет необходимость переосмысления существующих подходов к организации образовательного процесса по естественнонаучным дисциплинам в гуманитарном вузе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Камалеева, А. Р. Естественнонаучная картина мира: монография / А. Р. Камалеева, Ю. А. Нефедьев, В. С. Воровских и др. - Казань: КГУ, 2011. - 216 с.
[2] Афонина, Р. Н. Особенности естественнонаучного образования и проблемы его реализации в педагогическом вузе / Р. Н. Афонина // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы международной научно-практической конференции. - Барнаул: АлтГПА, 2012 - С. 233-236.
[3] Симонов, В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы наук: автореф. дисс. ... доктора пед. наук / В. М. Симонов. - Волгоград, 2000. - 42 с.
[4] Спирин, Л. Ф. Теория и технология педагогических задач / Л. Ф. Спирин. - Москва: РПА, 1997. - 187 с.
[5] Афонина, Р. Н. Постановка задачи проектирования педагогической системы естественнонаучного образования в гуманитарном университете / Р Н. Афонина // Инновации в образовании / изд. И. Кауфер. - Вена, 2015. -С. 110-137.
[6] Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. -Москва: Флинта, 1998. - 432 с.
MAIN ASPECTS OF IMPROVEMENT OF HUMANITARIAN NATURAL
SCIENTIFIC EDUCATION
Afonina R.N.
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation
Annotation: The purpose of this study is to specify the directions for improving humanitarian science education. The main objectives of this study are: to review the dynamics of the goals and values of humanistic science education; the analysis of the educational process in the natural sciences, implemented in the humanities university and the concretization of its key problems; representation of the main characteristics of the educational process under study in the conditions of the competence educational model. The totality of problems, which form a problem field in their totality, clearly demonstrates the existence of a large number of problems in the traditional practice of natural science education. These problems have a multiple, multifactorial impact on the functioning of the educational process. As key problems are such problems as the lack in practice
of the core idea of the process of natural science education in a liberal arts college, the inadequacy of the
—--—
~ 8 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
technological base for ensuring the development of the general cultural competence of students, the disparity of methods with the principle of naturalness and the authoritarianism of teaching. Improving the quality of natural science education implemented in the educational process of a liberal arts university requires changes in approaches to its organization and practical implementation.
Key words: humanitarian science education, educational process, improvement of natural science education.
REFERENCES
[1] Kamaleeva, A. R. Natural-scientific picture of the world: monograph / A. R. Kamaleeva, Yu. A. Nefed'ev, V. S., Thieves, etc. - Kazan: KSU, 2011. - 216 p (in Russian)
[2] Afonina, R. N. Features science education and problems of its realization in a pedagogical University / R.N. Afonina // Psicodinamica higher and secondary education: materials of international scientific-practical conference. - Barnaul: Altgpa, 2012 - P. 233-236 (in Russian)
[3] Simonov, V. M. Didactic bases of science education: theory and practice of humanitarian paradigm of science: abstract. Diss. ... doctor of
PED. Sciences / V. M. Simonov. - Volgograd, 2000. - 42 S (in Russian)
[4] Spirin L. F. the Theory and technology of pedagogical problems / L. F. Spirin. - Moscow: RPA, 1997. - 187 p (in Russian)
[5] Afonina, R. N. The problem statement of project-
ing of pedagogical system of the science education in the liberal arts university / R Afonina // Innovations in education / ed. by I. Kaufer. - Vienna, 2015. - P. 110-137.
[6] Gershunsky, B.S. Philosophy of Education for the 21st Century [Text] / BS Gershunsky. - Moscow: Flint, 1998. - 432 p.
—-эъэ+ы-3-—
~ 9 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)