Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение организации здоровьесохраняющего образования студентов в вузе'

Педагогическое обеспечение организации здоровьесохраняющего образования студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENT / TEACHER / HEALTH-PRESERVING EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноперова Н.А.

Теоретическое исследование направлено на характеристику содержания педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов в вузе, что предполагает описание компонентов педагогического обеспечения организации здоровьесохраняющего образования студентов вуза, выявление педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования. Цель: поиск путей, условий и средств формирования здоровьесохраняющего образования студентов в вузе. Задачи: раскрыть сущность здоровьесохраняющего образования студентов вуза; определить педагогический контекст термина «педагогическое обеспечение»; представить систему педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования студентов вуза. Данное исследование адресовано педагогам-исследователям, педагогам-практикам высших учебных заведений, аспирантам, студентам для обогащения знаний научно-теоретического и прикладного характера по проблемам здо-ровьесохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF ORGANIZATION OF HEALTH-PRESERVING EDUCATION FOR UNIVERSITY STUDENTS

The theoretical research is aimed at characterizing the content of the pedagogical support of health-preserving education for university students, which implies the description of the components of pedagogical support for the organization of health-preserving education of university students, the identification of the pedagogical conditions for the organization of health-preserving education. The purpose is to search for ways, conditions and facilities for the formation of health-preserving education for university students. The objectives are the following: to reveal the essence of health-preserving education of university students; to define the pedagogical context of the term "pedagogical support"; to present a system of pedagogical conditions for the organization of health-preserving education of university students. This study is addressed to teachers, researchers, pedagogues of higher educational institutions, postgraduates, students in order to enrich their scientific, theoretical and applied knowledge оп health-preservation issues.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение организации здоровьесохраняющего образования студентов в вузе»

2017, том 19 [3]

УДК: 378.17

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Красноперова Н.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет» имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Российская Федерация.

Аннотация. Теоретическое исследование направлено на характеристику содержания педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов в вузе, что предполагает описание компонентов педагогического обеспечения организации здоровьесохраняющего образования студентов вуза, выявление педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования. Цель: поиск путей, условий и средств формирования здоровьесохраняющего образования студентов в вузе. Задачи: раскрыть сущность здоровьесохраняющего образования студентов вуза; определить педагогический контекст термина «педагогическое обеспечение»; представить систему педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования студентов вуза. Данное исследование адресовано педагогам-исследователям, педагогам-практикам высших учебных заведений, аспирантам, студентам для обогащения знаний научно-теоретического и прикладного характера по проблемам здо-ровьесохранения.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студент, педагог, здоровьесохраняющее образование, педагогическое обеспечение, педагогические условия, педагогическая стратегия.

Здоровье студента - это социальная базовая жизненная ценность, мера социальной активности, состояние душевного благополучия. В силу разных причин студенческая молодежь отнесена к группе риска и нуждается в особо продуманной системе педагогической поддержки в сохранении здоровья. Это возможно осуществить на этапе профессиональной подготовки с помощью образовательных средств - природосообразного образования, здоровьесохраняющей образовательной среды. Здоровьесохраняющее образование - основа процесса сохранения здоровья обучающихся, предусматривающая создание в образовательной среде вуза условий для обеспечения здо-ровьесохраняющей деятельности, способствующей осознанию ценности здоровья. Учебно-воспитательный процесс вуза обладает достаточным потенциалом для этого, имея в своем активе множество разнообразных форм, методов, средств и приемов учебной и внеучебной деятельности,

ориентированных на укрепление и сохранение здоровья студентов. Однако эффективная организация здоровьесохраняющего образования студентов в вузе требует специального педагогического обеспечения.

Методика исследования опирается на комплекс общетеоретических методов, позволяющих проанализировать психолого-педагогическую, социологическую, справочно-энциклопедиче-скую литературу, определиться с понятийно-терминологической системой, обозначить авторскую позицию по исследуемой проблеме.

Контент-анализ научных работ в области педагогики и психологии здоровья, отражающих проблему здоровьесохранения субъектов образования, концептуальных положений и идей по проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов, формированию их здорового образа жизни, практико-ориентированных научных исследова-

----

~ 38 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

нии по сохранению и укреплению здоровья студентов в процессе профессиональной подготовки позволил нам определится с пониманием сущности здоровьесохраняющего образования студентов в вузе [1; 2].

Здоровьесохраняющее образование студентов в вузе - это природосообразное образование, имеющее потенциал оздоровления; комплексная многоаспектная социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения по достижению всеми обучающимися состояния полного физического, душевного и социального благополучия; здоровьесохраняющий подход, предусматривающий общий способ организации образовательного процесса, включающий компоненты, субъектов, принципы, методы, приемы и способы здоровьесохранения, направленные на непрерывное приобретение необходимых умений и навыков; комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующих мотивированную потребность в здоровье в условиях специально создаваемой здоровьесохраняющей среды. Такое образование представляет собой качественно новый процесс организации в вузе познавательной и оздоровительной деятельности на основе научных знаний о здоровье; включает педагогическое обеспечение, направленное на сохранение здоровья обучающихся и формирование здоровьеценностного мировоззрения; определяет педагогов и студентов субъектами здоровьесохра-нения; предусматривает создание в образовательной среде вуза педагогических условий для обеспечения здоровьесохраняющей учебной и внеучебной деятельности студентов, использование разнообразных подходов и здоровьесохраня-ющих технологий [1].

Обратимся к термину «педагогическое обеспечение». Под педагогическим обеспечением в широком смысле слова понимаем, придерживаясь точки зрения В.В.Игнатовой, «совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов и приемов (технологий) с учетом критериев эффективности их реализации» [3, с. 113]. Когда говорится о педагогическом обеспечении, то речь идет о непрерывном педагогическом процессе, специально организованном, развивающемся во времени и пространстве, направленном на достижение поставленной цели и призванном привести к преобразованию личностных свойств и качеств

педагога и студента. Педагогическое обеспечение здоровьесохраняющего образования студентов в вузе представляет собой совокупность (комплекс) специально разработанных педагогических форм, методов, средств и приемов, которые имеют теоретический и практический характер, применяются в учебном и внеучебном процессе и ориентированы на сохранение и укрепление здоровья, обогащение личности студента. Педагогическое обеспечение делает реально выполнимым здоро-вьесохраняющее образование студентов в вузе.

Гуманистический подход к организации педагогического обеспечения здоровьесохраняю-щего образования студентов акцентирует внимание на личности студента. По мнению О.С. Газ-мана [4], современная парадигма гуманизма включает, в ряду других, следующее направление педагогической деятельности: обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости» (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания) деятельностей самоосуществления. Организация педагогического обеспечения характеризуется как процесс, предусматривающий педагогические действия по реализации педагогических условий, методов, приемов средств, форм в процессе обучения. Организуя педагогическое обеспечение здоровьесохраняю-щего образования студентов, педагог реализует собственные действия организационного характера и включает в данный организационный процесс обучающегося как другого субъекта деятельности, поэтому их деятельность осуществляется совместно, согласованно и поэтапно.

Осмысление основных идей П.Я. Гальперина [5] об ориентировочной основе действия, перенесение их в сферу педагогической деятельности позволило выделить основные этапы организационной деятельности педагога, определяемые в соответствии с целями (направленностью) педагогической деятельности:

- потребностный - связан с развитием у субъекта (студента вуза) потребности в сохранении здоровья, которая рассматривается как исходный элемент педагогически организованной деятельности по сохранению здоровья; здесь применяется педагогическая стратегия «ориентирование».

- ценностный - предусматривает углубле-

—--—

~ 39 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

мне представлений студентов о ценности здоровья (для чего необходимо сохранение здоровья в период учебы в вузе, в период активной профессиональной деятельности, в жизнедеятельности в целом); здесь применяется педагогическая стратегия «обогащение».

- аналитический - подразумевает непрерывный анализ педагогом здоровьесохраняющей деятельности студентов, проведение педагогического контроля, корректировки и прогноза.

Расширение представления об организации здоровьесохраняющего образования студентов в вузе как о двустороннем педагогически организованном процессе, дало возможность акцентировать внимание также на их деятельности и выделить соответствующие этапы:

- познавательный - формирование потребности у студентов в сохранении здоровья в учебном процессе может осуществляться за счет получения научных знаний о здоровье и методах его сохранения в соответствии с индивидуальными характеристиками, поэтому первый этап имеет познавательный характер, его ключевым словом является знание;

- смысловой - сочетание потребности с приобретенными научными знаниями о здоровье, методах его сохранения позволяет студентам по-иному воспринимать свое здоровье, оценивать его и вырабатывать собственное ценностное отношение к нему, обдуманно подходить к самостоятельному выбору методов и средств его сохранения, что обретает личностный смысл, поэтому следующий этап имеет смысловой характер, его ключевое слово - отношение;

- деятельностный - личное ценностное отношение студентов к здоровьесохранению расширяет деятельностный потенциал - побуждает быть активными в реализации, непрерывном обновлении и пополнении умений здоровьесохране-ния, поэтому третий этап имеет деятельностный характер, его ключевое слово - умение.

Таким образом, выделены основные этапы организационной деятельности педагога - по-требностный, ценностный, аналитический и этапы здоровьесохраняющей деятельности студентов в вузе - познавательный, смысловой и де-ятельностный.

Организация педагогического обеспечения предполагает реализацию педагогических усло-

вий, о необходимости создания которых при реализации воспитательных технологий писали И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин [6], С.В. Кульневич [7] и другие ученые. В широком смысле слово «условие» трактуется как философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. В педагогическом контексте слово-термин «условия» интерпретируется многозначно, как: обстоятельства, обеспечивающие развитие и становление личности; требования к организации воспитательного процесса; порядок действий; среда, в которой совершается процесс решения педагогических задач; а также как комплекс предпосылок, организующих педагогическую деятельность; и, наконец, как наличие правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия [8].

Реализация педагогических условий здоро-вьесохраняющего образования студентов в вузе осуществляется на основе различных подходов. В нашем исследовании главным является подход, связанный с мотивационной установкой на здоровье как ценности; с потребностями, выступающими основой жизнедеятельности человека; с ценностными ориентациями студентов. Педагогические условия должны создаваться и реализовы-ваться системно, в целостности, единстве и взаимосвязи.

В системе педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования студентов вуза нами выделены: ориентирование обучающихся на актуализацию здоровьесохранения, включение их в педагогически организованный процесс по сохранению здоровья, проведение педагогического мониторинга их здоровьесохране-ния и проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогов.

Реализация данных условий направлена на формирование личностного и социального аспектов мотивированной потребности студентов в сохранении здоровья, обогащение знаний о содержании здоровьесохранения в периоды обучения в соответствии с индивидуальным состоянием здоровья, требованиями профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом; понимание и признание ими ценности здоровьесохранения, осознанное усвоение совокупности методов, способов и приемов здоровьесохранения; получение педагогом информации о деятельности студентов, осуществление оценки, анализа, прогноза и

---—-

~ 40 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

принятие решения об осуществлении дальнейших действий, гибкое использование педагогических форм, методов, приемов и средств.

Рефлексия собственного многолетнего педагогическая опыта работы со студентами в вузе позволила более четко обозначить авторскую позицию относительно действий по созданию и реализации педагогических условий организации здоровьесохраняющего образования.

Во-первых, осуществлять целесообразный качественный отбор и гибкое использование форм, методов, приемов и средств учебно-воспитательного процесса, направленного на укрепление и сохранение здоровья, развитие и обогащение личности студента, что обусловлено требованиями современного общества и будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, создать педагогическую модель, в качестве которой может выступать специально разработанная практико-ориентированная программа по здоровьесохранению студентов в вузе.

В-третьих, осуществлять педагогическое содействие студентам в разработке индивидуальной программы здоровьесохранения, что позволит привлечь их к процессу «само-здравосохране-ния», сделать подлинными субъектами разработанной программы.

В-четвертых, проводить педагогический мониторинг здоровьесохраняющей деятельности студентов и проблемно-ориентированный анализ деятельности педагогов, что позволит педагогу получать информацию, осуществлять оценку, анализ, прогноз и принимать меры реагирования.

Результаты анализа, представленного в теоретическом материале данной работы, позволяют обозначить основные идеи.

Здоровьесохраняющее образование - это целенаправленный процесс сохранения здоровья студентов вуза, способствующий осознанию ими

необходимости сохранять и укреплять свое здоровье.

Организация здоровьесохраняющего образования студентов в вузе - это целенаправленный процесс, предусматривающий осуществление педагогических действий по созданию и реализации условий их здоровьесохранения в процессе обучения.

Педагогическое обеспечение здоровьесо-храняющего образования студентов в вузе как совокупность (комплекс) специально разработанных форм, методов, средств и приемов здоровье-сохранения делает реальным организацию здоро-вьесохраняющего образования.

Организация педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов в вузе - это двухсторонний педагогический процесс, предусматривающий действия педагогов по реализации педагогических условий, методов, приемов средств, форм здоровьесохранения обучающихся, а также здоровьесохраняющую деятельность самих студентов, осуществляемых совместно, согласованно и поэтапно.

Педагогические условия организации здо-ровьесохраняющего образования студентов в вузе должны создаваться и реализовываться системно, в целостности, единстве и взаимосвязи, предусматривать ориентирование обучающихся на актуализацию здоровьесохранения, включение их в педагогически организованный процесс по сохранению здоровья, проведение мониторинга здоро-вьесохраняющей деятельности студентов и проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогов.

Организация здоровьесохраняющего образования студентов в вузе предполагает гибкое использование форм, методов, приемов и средств учебно-воспитательного процесса, создание педагогической модели здоровьесохранения, педагогическое содействие студентам в «само-здравосо-хранении».

ЛИТЕРАТУРА

1. Красноперова Н. А., Шушерина О. А., Бартнов-ская Л. А. Физическая культура как средство здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 164 с.

2. Красноперова Н. А., Игнатова В. В., Шушерина О. А. Ориентирование студента на здоровый образ

жизни в процессе профессионального становления: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 180 с.

3. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

—--—

~ 41 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

4. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования. - 1991. - № 8. -С. 2-40.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. - С. 57 - 71.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2000. - 192 с.

8. Современный словарь по педагогике / Составитель Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. -928 с.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF ORGANIZATION OF HEALTH-PRESERVING EDUCATION FOR UNIVERSITY STUDENTS

Krasnoperova N.A.

Reshetnev Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russian Federation

Annotation. The theoretical research is aimed at characterizing the content of the pedagogical support of health-preserving education for university students, which implies the description of the components of pedagogical support for the organization of health-preserving education of university students, the identification of the pedagogical conditions for the organization of health-preserving education. The purpose is to search for ways, conditions and facilities for the formation of health-preserving education for university students. The objectives are the following: to reveal the essence of health-preserving education of university students; to define the pedagogical context of the term "pedagogical support"; to present a system of pedagogical conditions for the organization of health-preserving education of university students. This study is addressed to teachers, researchers, pedagogues of higher educational institutions, postgraduates, students in order to enrich their scientific, theoretical and applied knowledge on health-preservation issues.

Key words: health, healthy lifestyle, student, teacher, health-preserving education, pedagogical support, pedagogical conditions, pedagogical strategy.

REFERENCES

1. Krasnoperova N. А., SHusherina O. А., Bartnovskaya L. А. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo zdorov'esokhranyayushhego obrazovaniya studentov spet-sial'noj meditsinskoj gruppy vuza: Monografiya. - Krasnoyarsk:' SibGTU, 2013. - 164 s. (in Russian)

2. Krasnoperova N. А., Ignatova V. V., SHusherina O. А. Orientirovanie studenta na zdorovyj obraz zhizni v protsesse professional'nogo stanovleniya: Monografiya. - Krasnoyarsk: SibGTU, 2006. - 180 s.

3. Ignatova V.V. Pedagogicheskie faktory dukhovno-tvorcheskogo stanovleniya lichnosti v obrazovatel'nom protsesse: Monografiya. - Krasnoyarsk: SibGTU, 2000. -272 s.

4. Gazman O.S. Kontseptual'nye osnovy soderzhaniya deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya (klassnogo vospi-tatelya) // Vestnik obrazovaniya. - 1991. - № 8. - S. 2-40.

5. Gal'perin P.YA. Psikhologiya myshleniya i uchenie o poehtapnom formirovanii umstvennykh dejstvij // Issle-dovaniya myshleniya v sovetskoj psikhologii. - M.: Nauka, 1966. - S. 57 - 71.

6. Slastenin V. А., Isaev I. F., SHiyanov E. N. Peda-gogika / pod red. V. А. Slastenina. - M. : Izdatel'skij tsentr «Äkademiya», 2002. - 576 s.

7. Kul'nevich S.V., Lakotsenina T.P. Vospitatel'naya rabota v sovremennoj shkole. Vospitanie: ot formirovaniya k razvitiyu. - Rostov-na-Donu: Uchitel', 2000. - 192 s.

8. Sovremennyj slovar' po pedagogike / Sostavitel' E.S. Rapatsevich. - M.: Sovremennoe slovo, 2001. - 928 s.

----

- 42 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.