Научная статья на тему 'Социокультурные образовательные потребности: экспертное мнение'

Социокультурные образовательные потребности: экспертное мнение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ВУЗ / VALUES / NEEDS / IDENTITY / LANGUAGE / EDUCATION / SCHOOL / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов М.М.

В статье рассматриваются социокультурные потребности в системе образования, выявляется состояние обучения и степень заинтересованности учащихся и студентов в изучении языков, дисциплин этнокультурной направленности, отношение к языковой и образовательной политике. Цель исследования выявить социокультурные запросы в сфере образования, применялись социокультурный подход и метод экспертного опроса. В статье раскрывается динамика социокультурных потребностей, изменение языковых интересов в пределах углубленного, стандартного изучения и общего знакомства, освещаются представления о применимости языковых и этнокультурных знаний в профессионально-трудовой деятельности, отмечается потенциал гуманитарных знаний в формировании этнокультурной, региональной и российской идентичности. В заключении делается вывод о когнитивном и эмпирическом значении социокультурных знаний и необходимости гибкости и маневренности в организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL NEEDS: EXPERT OPINION

The article examines the socio-cultural needs in the education system, reveals the state of learning and the degree of interest of students in the study of languages, disciplines of ethno-cultural orientation, attitudes towards linguistic and educational policies. The aim of the study was to identify sociocultural demands in the sphere of education; a sociocultural approach and an expert survey method were applied. The article reveals the dynamics of socio-cultural needs, changes in linguistic interests within the framework of in-depth, standardized study and general acquaintance, highlights the notion of the applicability of linguistic and ethno-cultural knowledge in vocational work, and notes the potential of humanitarian knowledge in the formation of ethno-cultural, regional and Russian identity. In the end, the conclusion is made about the cognitive and empirical significance of socio-cultural knowledge and the need for flexibility and maneuverability in the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Социокультурные образовательные потребности: экспертное мнение»

2017, том 19 [7]

УДК 316.33 316.334:37

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Юсупов М.М.

ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, Грозный, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются социокультурные потребности в системе образования, выявляется состояние обучения и степень заинтересованности учащихся и студентов в изучении языков, дисциплин этнокультурной направленности, отношение к языковой и образовательной политике. Цель исследования выявить социокультурные запросы в сфере образования, применялись социокультурный подход и метод экспертного опроса. В статье раскрывается динамика социокультурных потребностей, изменение языковых интересов в пределах углубленного, стандартного изучения и общего знакомства, освещаются представления о применимости языковых и этнокультурных знаний в профессионально-трудовой деятельности, отмечается потенциал гуманитарных знаний в формировании этнокультурной, региональной и российской идентичности. В заключении делается вывод о когнитивном и эмпирическом значении социокультурных знаний и необходимости гибкости и маневренности в организации образовательного процесса.

Ключевые слова: ценности, потребности, идентичность, язык, образование, школа, вуз.

Современный мир характеризуется противоречиями между тенденцией глобализации и сохранения национально-локальных особенностей. Они накладываются на процессы социальных трансформаций, протекающих во всех и в отдельно взятой стране и регионах. Россия поликультурное общество и государство с историческим опытом сосуществования разных культур и конфессий, формирования общероссийских и национально-культурных ценностей, идентичности на разных ступенях образования. Разные аспекты изучения языков, гуманитарных и этнокультурных дисциплин в системе среднего и высшего образования находят отражение в публикациях отечественных авторов. В данной статье предпринята попытка рассмотреть состояние и уровень удовлетворения социокультурных потребностей и прогнозные запросы учащейся и студенческой молодежи.

Цель исследования: выявить экспертное мнение преподавателей, деятелей науки, представителей сферы управления образованием, общественных объединений о языковых и этнокультурных потребностях в системе образования.

Материалы и метод. В исследовании применялись социокультурный и деятельностный подходы, метод количественного анализа статистических и социологических данных, использовались программа и инструментарий опроса, подготовленные ИЭА РАН и Сетью эт-номониторинга EAWARN. Опрос проводился на территории ЧР (1.04.2017-10.05. 2017) по теме изучения потребностей региона в этнокультурном образовании

и степени влияния реализуемых программ гуманитарного цикла на формирование множественной идентичности.

Анкета для экспертов предусматривала выявление наличие преподавания национального языка в рамках основной программы и факультативно, предметов этнокультурной направленности, а также этнокультурного содержания в программах учебных курсов, предметов, определить прогнозные социокультурные потребности.

Всего в объем выборки были включены 180 экспертов, из которых 56% - сотрудники учреждений общего образования, 28% - сотрудники вузов, 6% - представители органов управления образованием и по 5% - сотрудники органов власти и члены общественных организаций. Из них не работают в образовательных учреждениях 17,8% человек. Большинство участников опроса определяют свою сферу занятости как «сфера образования и воспитания» - 77,8%, 7,8% - «управление в сфере образования», 5,6% - «общественная деятельность», 5,6% - «иная сфера управления», 3,3% -«наука».

Обсуждение. Перспектива страны и общества во многом зависит от мировоззренческой позиции будущих специалистов, от их мироощущения, установок и ценностных ориентаций [1]. В поликультурном обществе, как показывает и зарубежная образовательная практика, нужно придерживаться единого стандарта и учитывать региональную и этнокультурную специфику, соблюдать принцип единства в многообразии [2]. В

----

~ 104 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

постконфликтном регионе в общественно-бытовой повседневности жители по своему социальному опыту, ментальности, привычкам воспроизводят преимущественно традиционные ценности и ориентации [3,50]. Высшее и среднее образование и социокультурный компонент в его системе способствует сокращению дистанции между современным и традиционным, гражданским и этнокультурным моделями поведения и выстраивания социального взаимодействия[4,157]. Социализация и становление личности молодого человека неизбежно уходит своими корнями в национальную культуру и только через нее возможен естественный выход к общим принципам и нормам [5]. Включение в образовательные программы учебных заведений гуманитарных дисциплин, изучение наряду с русским языком и национального, иностранного языков и других предметов этнокультурной направленности создает в образовательных учреждениях необходимую социокультурную среду, способствующую формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов[6]. Между тем сегодня просматривается противоречие между общественным спросом на познание современной социальной практики и ограниченным научным предложением, вне поля научного осмысления остается пласт социокультурных про-блем[7], запросов разных категорий населения и молодежи.

Результаты исследования. Обучение национальному языку и этнокультурным дисциплинам.

По результатам опроса экспертов преподавание национального языка в рамках основной программы и факультативно осуществляется во всех типах образовательных учреждений. Так, его преподавание по основной программе на начальной ступени школы отметили 58,8% опрошенных, основной ступени - 68,9%, средней - 42,6%, средней профессиональной - 5,4%, в вузе - 39,2%. В устных комментариях эксперты со школ подчеркивали, что национальный язык включен в основную программу, а факультативно его в некоторых школах изучают дополнительно для углубленного овладения языковыми знаниями. Однако чаще факультативно дополнительно к одному иностранному языку изучают второй иностранный язык. Это подтверждают и данные непосредственного опроса экспертов, на преподавание в школах национального языка факультативно на начальной ступени указали 8,8% экспертов, основной - 12,8%, средней - 8,8%. В вузах более представлена факультативная форма преподавания языков. Более того, сокращение часовых нагрузок и предстоящее изменение стандартов обучения приведет к тому, что с нового учебного года из основной программы будет выведен национальный язык. Его будут преподавать факультативно не на филологических факультетах.

В то же время на вопрос: «Существуют ли в Вашем учебном учреждении значительные препятствия для преподавания национального языка / национальных языков (помимо русского и иностранного)?» ответили таких препятствий нет - 89,4% экспертов, указали на их наличие - 2,2%, затруднились ответить - 7,8%. Как видим, почти 90% опрошенных специалистов-экспертов образовательных учреждений и работников сферы управления не видят каких-либо барьеров в изучении и обучении на национальном языке. Это свидетельствует о позитивном восприятии и оценке языковой и образовательной политики в стране и регионе, однако языковая картина в системе образования не столь простая. В иных исследовательских контекстах и проблемно-тематических обсуждениях встают вопросы, характеризующие некоторыми представителями гуманитарной сферы, как отражение противоречий между декларацией языковых и этнокультурных прав в федеральном и региональном законодательстве и реальной образовательной действительностью, ограниченными возможностями реализации когнитивного и экзистенциального потенциала национального языка. Острый дефицит в орфографических, терминологических словарях, современных учебниках, методических пособиях сохраняется на всех ступенях обучения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. В замороженном состоянии находится дискутируемая несколько десятилетий тема перевода обучения в начальных классах на национальный язык, происходит сокращение и почти полное выдавливание как самостоятельных предметов «краевых» дисциплин, например, географии, истории Чеченской Республики. В вузах наблюдается сокращение часовых нагрузок в силу кризисных финансовых обстоятельств и складывающейся в стране общей тенденции в области образования, как правило, в такой ситуации уязвимыми оказываются предметы гуманитарного цикла, в первую очередь, те, которые принято относить к компонентам этнокультурного образования. В новом учебном году даже на гуманитарных факультетах не будут изучать «Историю Чеченской Республики».

Вместе с тем, интересно обратиться к мнению экспертов относительно преподавания предметов этнокультурной направленности, указали на их изучение в начальных классах пятая часть опрошенных, в основных - 36,5%, средних - 17,6%, в средних профессиональных образовательных учреждениях - 3,4%, вузах -34,5%. Этнокультурный компонент присутствует также в учебных программах курсов, некоторых гуманитарных дисциплин, но он не так широко представлен в них, его наличие на всех ступенях школ, в средних и высших профессиональных учебных заведениях отметили 4,7%-21,6% экспертов. Решение и обеспечение данного вопроса, по всей вероятности, зависит не

—--—

~ 105 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

только от учебной части и методического объединения школьного учреждения, но и от квалификации учителя, его универсальной грамотности, способности увязывать программные темы с региональной и этнокультурной спецификой территории. Такая сложность и трудность в известной степени подтверждается тем, что другие элементы этнокультурного образования выделили лишь 1,4-4,1% опрошенных. Таким образом, результаты социологического опроса характеризуют уровень информированности экспертов-специалистов о состоянии образовательной деятельности и практики, ее учебно-познавательной и предметной структуры. Они показывают, что на всех ступенях школ, средних и высших учебных заведений имеется в основных программах и изучается национальный язык. Предметы этнокультурной направленности в большей степени представлены на основной ступени школ и в вузах.

Прогностические экспертные оценки. В ближайшие годы будет достаточное количество родителей учащихся, заинтересованных в школьном или вузовском обучении своих детей национальным языкам полагают 65% экспертов, нет - 13,9% и затруднились ответить -21,1%. Эти показатели довольно близки к данным параллельного опроса учащихся и студентов, среди которых высказались за стандартное и углубленное изучение национального языка - 65% и пожелали только общее знакомство - 14,7%, то есть, в общем 79,7% настроены в той или иной степени на изучение национального языка. В массовом опросе по репрезентативной выборке скорее не менее четырех пятых выразили бы потребность изучения детьми родного языка. Однако при сохранении нынешних социальных обстоятельств важно иметь в виду не общее отношение к языку, а динамику изменения языковых потребностей, а она имеет нисходящую тенденцию от углубленного изучения до стандартного и общего знакомства[8]. Именно эта тенденция содержит конфликтный потенциал, и он может быть активизирован возникшими оппозиционными силами в случае «разморозки» общественно-политической ситуации в регионе. И поэтому исключительно важно иметь открытые площадки обсуждения, согласования языковых интересов различных групп населения.

Заслуживает внимания мнение экспертов о востребованности в ближайшем будущем обучения на национальном языке, такая заинтересованность будет у родителей на взгляд 45% опрошенных, нет - 18,9%, затруднились дать ответ- 36,1%. Однако данный вопрос в практическом плане оторван от региональной реальности, оценочные суждения экспертов соответственно отвлеченные и завышенные, отражают желаемую перспективу части гуманитарной интеллигенции, а не конкретные языковые запросы. В настоящем предметы на национальных языках изучают в начальной и основной

ступени школ в Татарстане и Якутии, а в СКФО РФ в начальной ступени только в Дагестане, в других субъектах, в их числе и в Чеченской Республике, изучается национальный язык как предмет на всех ступенях школ. В Чечне, как уже отмечалось, существует отложенная повестка ввода обучения на национальном языке в начальных классах с изучением русского языка как предмета, с переходом в последующем на русский язык обучения с пятого класса и изучением родного языка в основных и средних(старших) классах как предмета.

Другие предметы этнокультурной направленности могут вызывать познавательный интерес родителей учащихся считают 44,4% опрошенных, нет - 12,8%, затруднились ответить - 42,8%. Высокая заинтересованность ожидается в изучении предметов религиозной направленности (68,3%), но такая оценка отражает текущую религиозно-общественную атмосферу, в долгосрочной перспективе настроения и позиции родителей могут меняться, в частности, в сторону предпочтения всеобщей светскости школьного образования. Применимость языковых и социокультурных знаний в трудовой деятельности. Во многом совпадают представления учащихся и студентов, экспертов о практическом значении национального языка и этнокультурных знаний в профессионально-трудовой деятельности. Выделенные в ходе опроса 23 видов труда можно определить, как области образования и воспитания; медицинских, юридических и иных услуг; агропромышленного производства; рекреационно-тури-стический кластер. Серьезным барьером использования указанных знаний в рассматриваемых сферах служит отсутствие коммуникативно-деловых разработок и других пособий в помощь учащимся и специалистам. Ресурс социализации личности. В формировании чувства гордости за Россию, патриотизма, гражданской идентичности, культурной множественности и представлений о культурном многообразии страны фиксируется высокий познавательный и идеологический потенциал предметов гуманитарного цикла: история, география, краеведение, язык и литература, эстетическое воспитание и этика. Возможности этих дисциплин оценивают эксперты в 4,3-4,5 балла, а естественно-математических, физкультуры, труда и технологии, безопасности в 3,8-4,3 балла. Несмотря на различие ресурсного потенциала указанных предметов, эксперты находят продуктивным роль и значение всех их в становлении личности и профессионала-специалиста.

В социологическом опросе были предложены экспертам десять тематических направлений идейно-идеологических и социокультурных мероприятий для выявления их приоритетности в учебно-воспитательной деятельности. В иерархии этих мероприятий первое место

----

~ 106 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

было отведено мерам, препятствующим распространению ненависти, основанной на националистических, религиозных и экстремистских идеях (67,2%). Второе - развитию межрегиональных и иных культурных связей (63,3%), третье - мероприятиям по предупреждению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.

В образовательных учреждениях проводится очень много идейно-воспитательных мероприятий, тематических встреч, часто они носят массовый характер и не всегда могут, наверное, удовлетворить запросы внутренних поисков учащейся молодежи. В организации образовательного процесса центральное место занимает информированность руководителей учебных заведений о запросах учащихся, родителей и общественности. Хорошую осведомленность учебных администраций об этнокультурных интересах и языковых потребностях населения в сфере образования признали 61,7% экспертов, в большинстве случаев нет - 7,8%, затруднились ответить третья часть опрошенных. Однако у многих должностных лиц образовательных учреждений нет надлежащего опыта креативного реагирования на проблемные вопросы и ориентированы в своей деятельности на исполнение преимущественно исполнительных функций. Возможность протестного настроения. Регион пережил длительный политический конфликт и две разрушительные войны, которые привели к уничтожению учебно-материальной базы, около половины школ и всех зданий высших учебных заведений. Все объекты образования восстановлены в рамках федеральной целевой программы. Образовательные проблемы содержательного характера вызывают разное понимание и видение их решения у общественности, разных слоев населения, но эти проблемы не выступают и вряд ли выступят в ближайшее время самостоятельными факторами побуждения жителей к протестным акциям. Сокращение или полное отсутствие национальных языков и этнокультурного содержания образования в регионе может стать поводом недовольства общественности по мнению двух трети экспертов, считают нет - 13,9%, затруднились ответить примерно пятая часть опрошенных. Показатель возможности недовольства завышен, он может проявиться в случае возникновения инициативных групп и обострения социальной напряженности, общей политической ситуации.

Вывод. В системе образования региона в рамках основной программы и факультативно изучают национальные языки и этнокультурной направленности дисциплины. Они служат наряду с другими общеобразовательными предметами базисной основой усвоения когнитивных и эмпирических социокультурных знаний, формирования патриотизма, региональной и российской идентичности. Проблемными являются различные аспекты повышения качества учебного процесса и всего образования, выработки концептуальных и прагматичных подходов к решению задач учета разных запросов родителей и учащихся относительно организации обучения в начальной ступени школы, создания условий свободного выбора языка изучения и обучения. Это требует от образовательных ведомств, научных деятелей, экспертов выработки гибких, маневренных механизмов и организационно-образовательных технологий удовлетворения разнообразных языковых и этнокультурных потребностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Антипина Н.Л. Молодежь в условиях изменяющегося общества//Здоровье и образование в XXI веке. Том 19, № С.150-152

[2] Meier С. Handling cultural diversity in education in South Africa// SA-eDUC JOURNAL Volume 6, Number 2, pp 180 - 192 November 2009. URL: http://www.nwu.ac.za/webfm send/19827 (дата обращения: 6.07.2017).

[3] Юсупов М.М. Социокультурный аспект модернизации постконфликтного региона// Философские науки, 2012, №7. С.42-56. С.50

[4] Проблемы социокультурной модернизации регионов России // Институт философии РАН. Составление, общая редакция: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М., Academia, 2013. - 416 с. С.157

[5] Осколова Т.Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности?//Образование и наука. 2014. № 1 (110) с.28-43. С.38

[6] Замураева М.А Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза // Высшее образование в России. № 6, 2015 с.124-130

[7] Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад/под редакцией В.А.Тишкова._М.: ИЭА РАН; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013.90с. С.68

[8] Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России // Ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. Москва: ИЭА РАН, 2016. - 294 с. С.285-286

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL NEEDS: EXPERT OPINION Yusupov M.M.

Chechen State University, Grozny, Russian Federation

—-ЭЪЭ+Ы-3-—

~ 107 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Annotation: The article examines the socio-cultural needs in the education system, reveals the state of learning and the degree of interest of students in the study of languages, disciplines of ethno-cultural orientation, attitudes towards linguistic and educational policies. The aim of the study was to identify sociocultural demands in the sphere of education; a sociocultural approach and an expert survey method were applied. The article reveals the dynamics of socio-cultural needs, changes in linguistic interests within the framework of in-depth, standardized study and general acquaintance, highlights the notion of the applicability of linguistic and ethno-cultural knowledge in vocational work, and notes the potential of humanitarian knowledge in the formation of ethno-cultural, regional and Russian identity. In the end, the conclusion is made about the cognitive and empirical significance of socio-cultural knowledge and the need for flexibility and maneuverability in the organization of the educational process.

Key words: values, needs, identity, language, education, school, university.

REFERENSES

[1] Antipina N.L. Molodezh' v uslovijah izmenjajushegosja obshestva//Zdorov'e i obrazovanie v HHI veke. Tom 19, № S.150-152

[2] Meier S. Handling cultural diversity in education in South Africa// SA-eDUC JOURNAL Volume 6, Number 2, pp 180 - 192 November 2009. URL:

http://www.nwu.ac.za/webfm_send/19827 (data obrashhenija: 6.07.2017).

[3] Yusupov M.M. Sociokul'turnyj aspekt modernizacii postkonfliktnogo regiona// Filosofskie nauki, 2012, №7. S.42-56. S.50

[4] Problemy sociokul'turnoj modernizacii regionov Rossii // Institut filosofii RAN. Sostavlenie, obshaja redakcija: N.I. Lapin, L.A. Beljaeva. - M., Academia, 2013. - 416 s. S.157

[5] Oskolova T.L. Globalizacija i vysshee obrazovanie: put' k mirovomu grazhdanstvu ili utrata nacional'noj iden-tichnosti?//Obrazovanie i nauka. 2014. № 1 (110) s.28-43. S.38

[6] Zamuraeva M.A Vospitatel'naja rabota kak faktor razvitija sociokul'turnoj sredy vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. № 6, 2015 s.124-130

[7] Sostojanie nauchnoj ekspertizy po problemam etnich-eskoj istorii, kul'tury, mezhjetnicheskih i konfessional'nyh otnoshenij v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge. Ek-spertnyj doklad/pod redakciej V.A.Tishkova._M.: IJeA RAN; Pjatigorsk: Izd-vo PGLU, 2013.90s. S.68

[8] Mezhetnicheskie otnoshenija i etnokul'turnoe obrazovanie v regionah Rossii // Red. V.A. Tishkov i V.V. Stepanov. Moskva: IJeA RAN, 2016. - 294 s. S.285-286

----

- 108 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.