Научная статья на тему 'Открытый университет в системе дистанционного образования Великобритании (конец XX – начало XXI В. )'

Открытый университет в системе дистанционного образования Великобритании (конец XX – начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / OPEN LEARNING / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / OPEN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Наталья Викторовна, Манжосова Юлия Александровна

Введение. Статья посвящена одному из крупнейших британских вузов дистанционного образования – Открытому университету, его значению в национальной системе дистанционного образования в конце ХХ – начале ХХI в. Описаны условия приема абитуриентов, открытость и доступность обучения в вузе. Среди основных принципов организации дистанционного обучения в вузе выделено и проанализировано самостоятельное обучение как одна из форм интерактивного взаимодействия обучающихся и преподавателей, в процессе которого с помощью определенных информационных технологий студенты получают необходимый объем материала для изучения. Материал и методы. Представлено описание методик, ведущих технологий и инструментов дистанционного обучения. Особое внимание уделено виртуальной среде обучения, с помощью которой Открытый университет формирует сетевые группы для коммуникации, предоставляя студентам и преподавателям доступ к широкому спектру возможностей, а также описан опыт использования электронного обучения в вузе. Результаты и обсуждение. Рассмотрена актуальность и востребованность дистанционных программ постдипломного обучения в вузах Великобритании в конце ХХ – начале ХХI в. Отмечена растущая популярность дистанционных программ обучения Master of Business Administration (MBA) в системе дистанционного образования Великобритании. Показано, что данные программы гармонично сочетают в себе вопросы менеджмента, маркетинга и управления финансами и предназначены в первую очередь для подготовки менеджеров высшего управленческого звена. Дистанционные программы обучения МБА аккредитованы Европейским фондом развития менеджмента – международной ассоциацией по европейской аккредитации бизнес-школ. Выводы. Обучение по данным программам предоставляет возможность дальнейшей специализации обучающихся в рамках конкретного вида профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPEN UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING IN GREAT BRITAIN (AT THE END OF THE 20TH – THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)

The article is devoted to the role of the Open University (OU) – the biggest public distance learning and research university in the British system of higher education for the mentioned above period of time. The authors describe in the article an admission procedure for students, accessibility and flexibility of learning process there. The main principle of distance learning at the university – self-study during the process of on-line education with the help of information and telecommunication technologies providing students with necessary volume of the material is revealed. The peculiarities of learning process in its structure and content, some basic teaching methods and technologies of distance learning at the Open University are described. The authors analyze the virtual learning environment, which helps to form network groups for communication in which students and teachers have access to a wide range of opportunities. The experience of e-learning at the University is revealed. The article describes the topicality and popularity of Postgraduate Distance Learning Courses at some of British Universities at the beginning of the 21ST century. The basic characteristics of some of them are presented. The growing popularity of MBA distance programs (Master of Business Administration) at the Open University in the system of open and distance learning in the UK organized primarily for senior managers’ development is revealed. This MBA training programs harmoniously combine the issues of management, marketing and financial management. It should be noted that they are accredited internationally by the European Foundation for Management Development and offer students the opportunity to specialize in the issues which best respond to the needs of working life and their own particular interests.

Текст научной работы на тему «Открытый университет в системе дистанционного образования Великобритании (конец XX – начало XXI В. )»

УДК 378

DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-55-60

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХ1 В.)

Н. В. Плаксина, Ю. А. Манжосова

Курский государственный университет, Курск

Введение. Статья посвящена одному из крупнейших британских вузов дистанционного образования - Открытому университету, его значению в национальной системе дистанционного образования в конце ХХ - начале ХХ1 в. Описаны условия приема абитуриентов, открытость и доступность обучения в вузе. Среди основных принципов организации дистанционного обучения в вузе выделено и проанализировано самостоятельное обучение как одна из форм интерактивного взаимодействия обучающихся и преподавателей, в процессе которого с помощью определенных информационных технологий студенты получают необходимый объем материала для изучения.

Материал и методы. Представлено описание методик, ведущих технологий и инструментов дистанционного обучения. Особое внимание уделено виртуальной среде обучения, с помощью которой Открытый университет формирует сетевые группы для коммуникации, предоставляя студентам и преподавателям доступ к широкому спектру возможностей, а также описан опыт использования электронного обучения в вузе.

Результаты и обсуждение. Рассмотрена актуальность и востребованность дистанционных программ постдипломного обучения в вузах Великобритании в конце ХХ - начале ХХ1 в. Отмечена растущая популярность дистанционных программ обучения Master of Business Administration (MBA) в системе дистанционного образования Великобритании. Показано, что данные программы гармонично сочетают в себе вопросы менеджмента, маркетинга и управления финансами и предназначены в первую очередь для подготовки менеджеров высшего управленческого звена. Дистанционные программы обучения МБА аккредитованы Европейским фондом развития менеджмента - международной ассоциацией по европейской аккредитации бизнес-школ.

Выводы. Обучение по данным программам предоставляет возможность дальнейшей специализации обучающихся в рамках конкретного вида профессиональной деятельности.

Ключевые слова: открытое обучение, дистанционное образование, электронное образование, информационные технологии, Открытый университет.

Введение

В последние десятилетия ХХ в. для большинства стран Западной Европы характерны интегратив-ные процессы в области высшего образования. Основные положения Европейской культурной конвенции определяют основную задачу высшего образования конца ХХ в. как необходимость организации поликультурного и мобильного общеевропейского образовательного пространства, которое позволит транслировать стабильное знание, отвечающее требованиям и нуждам общества конца ХХ - начала ХХ1 в. [1, с. 209-210].

Интеграция во всех сферах социального существования, устойчивое и динамичное развитие связей на международном уровне, потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных решать конкретные задачи, обозначили ведущую цель для дальнейшего развития западноевропейских систем высшего образования конца ХХ в. - подготовку творчески мыслящих, всесторонне развитых специалистов высокой квалификации. Эта задача была признана приоритетной для системы образования в целом и высшей школы в частности, которая непосредственно готовила обучающихся к их будущей профессиональной деятельности [1, с. 209-210].

В сложившихся условиях западноевропейские ученые предположили, что теоретическую основу реорганизации национальных систем высшего образования должна составить идея продолженного (непрерывного) образования, которое, по мнению ЮНЕСКО, должно рассматриваться как ведущий принцип организационной перестройки существующих систем образования [2, с. 95].

Очевидно, что реализация идеи непрерывного образования была возможна только в условиях обновления и стабильного развития области дистанционного образования, роль которой в конце ХХ в. становится все более значительной в национальных структурах образования, в том числе и в связи с актуализацией использования информационных технологий в процессе обучения [1, с. 210-211].

Динамичное развитие области дистанционного образования оказало влияние и на общий уровень образованности общества. Совершенствование новых технологий вызвало необходимость повышения квалификации и переподготовки уже дипломированных специалистов. Обучающимся были необходимы актуальные знания и навыки, которые впоследствии позволят им стать более конкурентоспособными на рынке труда и откроют перспективные возможности для карьеры.

Среди ведущих принципов обучения в системе дистанционного образования британских вузов следует выделить самостоятельное обучение, которое активно используется в процессе интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, при организации которого обучающиеся обеспечиваются необходимым объемом материала для изучения с помощью разнообразных современных информационных технологий. В процессе активной учебно-познавательной деятельности обучающихся создаются условия открытого доступа к средствам образования удаленно [3, с. 13]. По окончании обучения выпускники получают дипломы установленного государством образца.

Материал и методы

В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть историю становления дистанционного образования в Великобритании начиная с 1926 г. и рассмотреть структурно-содержательные особенности процесса обучения, опираясь на первоисточники на английском языке. Акцент будет сделан не только на анализ теоретических источников, но и на анализ сайтов открытых университетов Великобритании. Кроме того, используется описание конкретного опыта использования электронного обучения в вузе, в том числе результаты национальных опросов выпускников открытых университетов 2005, 2006 и 2012 гг.

Результаты и обсуждение

Дистанционное образование в Великобритании по праву можно назвать инновационным. Впервые идея о дистанционной форме обучения возникла еще в 1926 г. и была озвучена британским ученым Джоном Кларком Стобартом - директором образовательных программ на BBC. Ученый предложил идею создания специального учебного заведения -Воздушного университета (University of the Air) [4].

Первые британские дистанционные программы обучения были предложены Майклом Янгом -британским социологом и одним из руководителей лейбористской партии в 1962 г. Именно его предложение о необходимости создания Открытого университета, реализующего подобные программы обучения, привлекло внимание общественности [4].

Затем, в 1963 г., Гарольд Вильсон предложил создать Эфирный университет, обучение в котором планировалось дистанционно с помощью системы радио- и телевещания.

Проект University of the Air начал активно реализовываться с 1963 по 1969 г. В результате в 1969 г. было объявлено о создании Открытого университета (Open University; University of the Air).

Вуз получил статус независимого университета, определив в первую очередь стандарты использования дистанционных методов в процессе обучения в системе высшего образования Великобритании [1, с. 211; 5, с. 53-60].

В 1971 г. - через 2 года после открытия - в Открытом университете на междисциплинарных подготовительных курсах, в которые входили такие предметы, как естественные науки, искусство, математика, обучались уже около 25 тыс. студентов [6]. Наличие диплома о высшем образовании при поступлении было необязательным, что делало обучение в вузе абсолютно открытым и доступным. Зачисление абитуриента в университет происходило после прохождения обучения на подготовительных курсах.

Таким образом, в строгой и последовательной британской системе высшего образования появилась новая структура, которая значительно изменила устоявшиеся традиции, стереотипы и предоставила возможность желающим не только повысить уровень квалификации, но и получить возможность поменять сферу деятельности, получив еще дополнительные специальности [6].

В 1997/98 учебном году в университете насчитывалось уже около 200 тыс. студентов, что составляло 21 % студентов-заочников всех британских вузов; причем две трети студентов Открытого университета принадлежали к возрастной группе от 25 до 44 лет [7, с. 38].

Необходимо отметить, что в Открытом университете Великобритании, как правило, продолжают свое образование выпускники средней школы с целью приобретения узкой квалификации и навыков или выпускники университетов со степенью бакалавра с целью повышения уже имеющейся квалификации и достижения новых карьерных перспектив [8]. Для получения степени магистра по окончании курса обучения студент должен написать магистерскую диссертацию и сдать выпускные экзамены в письменном виде. Устные экзамены принимаются во время интернет-конференций.

Руководил развитием вуза на протяжении долгого времени премьер-министр Великобритании Гарольд Уилсон. Именно при его руководстве и активном участии разрабатывались первые учебные планы вуза, программы, совершенствовались технологии обучения, а также комплексы учебно-методических пособий [8].

Ученые Великобритании полагали, что Открытый университет безоговорочно докажет в будущем целесообразность и эффективность обучения людей на расстоянии. С момента своего основания Открытый университет стал первым учебным заведением, которое разрушило связь между эксклюзивностью и высоким качеством и сделало высшее

образование открытым и доступным для широкой аудитории. При организации процесса обучения преподаватели консультировали студентов по телефону, контрольные работы и учебную литературу отправляли почтой. Часто в процессе обучения были задействованы системы теле- и радиовещания. Как правило, обучение проходило недалеко от места проживания студентов. За работой обучающихся следили тьюторы. Консультации и практические занятия проходили в специально организованных филиалах вуза.

Особого упоминания заслуживает созданная в Открытом университете виртуальная среда обучения, позволяющая формировать сетевые группы для коммуникации, в которых студенты и преподаватели получают доступ к широкому спектру возможностей [8].

Опыт использования электронного обучения постоянно совершенствуется. В учебном процессе активно задействована виртуальная обучающая среда Moodle, а также другие открытые веб-сервисы, такие как Platform, которая открыта для всемирной аудитории и очень популярна среди студентов в Великобритании. Преподавателям вуза также предоставлен неограниченный доступ к современным IT-технологиям. Постоянно проводятся курсы повышения квалификации педагогов [9].

Следует отметить, что в начале ХХ1 в. в университете при организации процесса обучения активно используется вся совокупность современных методик и технологий дистанционного обучения. Письменные работы, онлайн-семинары, индивидуальные занятия с тьютором, очные занятия и выездные школы сочетаются с печатными, аудиовизуальными, мультимедийными модулями для самостоятельной работы.

Рейтинг Открытого университета высок в Великобритании и сопоставим с рейтингами университетов Оксфорда и Кембриджа. Кроме того, с момента своего основания вуз пользуется огромной популярностью во многих европейских странах, успешно реализуя формы заочного и дистанционного обучения для иностранных студентов.

В начале ХХ1 в. программы дистанционного обучения, предлагаемые Открытым университетом Великобритании, приобретают огромную популярность в Европе. Как показывает практика трудоустройства выпускников и исследования аналитиков в сфере бизнеса, дипломы университета престижны и дают их обладателям несомненное преимущество на мировом рынке труда.

Доступность образования в университете реализуется с помощью сотрудничества с международными корпорациями, такими как Apple и др., которые помогают предоставить свободный доступ обучающимся к учебно-образовательным ма-

териалам через интернет-ресурсы, что, несомненно, увеличивает количество студентов вуза.

Национальные опросы выпускников 2005, 2006 и 2012 гг. продемонстрировали, что Открытый университет вместе с Лондонским университетом разделил первое место среди британских вузов в номинации «удовлетворенность высшим образованием». Университет входит в топ-40 по Великобритании и 500 лучших высших учебных заведений мира [9]. По признанию ученых и аналитиков в сфере образования, в начале ХХ1 в. Великобритания является лидером в Европе по обеспечению доступа преподавателей к актуальным информационным и коммуникационным технологиям. В связи с этим становится очевиден рост их компетенции и мотивации к использованию современных ИКТ при организации учебного процесса. Происходит глубокое овладение новой «электронной» педагогикой (e-pedagogy), что, несомненно, приводит к повышению качества преподавания в системе дистанционного образования в вузах Великобритании [10, 11].

В начале ХХ1 в. более 50 вузов Великобритании предлагают дистанционные программы постдипломного обучения. Продолжительность дистанционного обучения в вузах Великобритании составляет от двух до пяти лет. Обучающиеся выполняют задания дома в соответствии с разработанными университетом образовательными пакетами. Студенты самостоятельно планируют и организовывают свой процесс обучения с учетом требований вузовских учебных программ. Работу обучающихся координируют кураторы, общение с которыми осуществляется с помощью электронной почты, мгновенных чатов, а также видеоконференций.

Необходимо отметить, что среди многообразия программ дистанционного постдипломного обучения в начале ХХ1 в. Великобритании наиболее востребованы программы коммерции, права, финансовых и юридических дисциплин, бизнес-управления, медицины. Вступительные испытания на данные программы обучения различны, но наличие ученой степени первой ступени высшего образования «бакалавр» обязательно [12].

Кроме этого, огромной популярностью пользуются дистанционные программы MBA (высшая профессиональная подготовка в области бизнес-администрирования), которые включают в себя лекции, семинары и интернет-коллоквиумы. Программы аккредитуются Европейским фондом развития менеджмента (European Foundation for Management Development), который является авторитетной международной ассоциацией по европейской аккредитации бизнес-школ. По данным The Financial Times, из 40 бизнес-школ, предлагающих лучшие дистанционные программы МВА, 14 находятся в Великобритании [6].

Среди них такие известные британские бизнес-школы, как Warwick Business School, Durham Business School, Edinburgh Business School Heriot -Watt University, London School of Business & Finance, Open University Business School [12].

Заслуживает особого упоминания специальный проект - London University «External Programme», созданный на базе Лондонского университета. Это отдельное подразделение, деятельность которого связана непосредственно с дистанционными программами обучения. По окончании обучения по программе выпускнику выдается диплом колледжа или университета, который находится в структуре Лондонского университета. Обучение координируется с помощью Интернета на основе ресурсов, предложенных вузом. Акцент при организации обучения делается на групповые занятия. Основная цель курса заключается в получении практического опыта для разрешения различных ситуаций, которые возникают, как правило, при совершении бизнес-переговоров, в сфере управления персоналом. Некоторые университеты Великобритании предполагают личное присутствие студентов в вузе в течение нескольких дней интенсивных тренингов на каждом курсе обучения.

Следует отметить, что дистанционная форма обучения востребована в том числе и в системе непрерывного педагогического образования, так как в сложившихся условиях к научно-педагогическим кадрам вузов Великобритании также предъявляются требования высоких профессиональных знаний, умений и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями [1].

По признанию западноевропейских ученых, дистанционные программы постдипломного обучения вузов Великобритании дают возможность обучающимся не только получить достойные знания по тем или иным дисциплинам, но и проявить себя, получить шанс попасть в поле зрения иностранных работодателей, так как в рамках дистанцион-

ного образования личная инициатива студента, а также его достижения и особенности равноправно фигурируют и упоминаются с заслугами студентов, проходящих обучение очно. В результате все обучающиеся находятся в равных условиях и имеют возможности выделиться на фоне друг друга, а также быть замеченными ведущими иностранными компаниями, которые в дальнейшем могут стать перспективными работодателями.

Контроль за качеством и организацией процесса обучения в области дистанционного образования, а также аккредитацию дистанционных программ обучения в вузах Великобритании осуществляет Совет по контролю за качеством открытого и дистанционного образования - Open Distance Learning Quality Council (ODLQC) [8, 9].

Заключение

Таким образом, очевидно, что в конце ХХ - начале ХХ1 в. обновление образования в мировом пространстве, его демократизация и диверсификации проходят с позиций интересов развития личности и общества. В сложившихся условиях стремительного развития информационных технологий все более актуальными становятся новые возможности обучения. Дистанционные программы обучения в системе высшего образования становятся все более востребованными. В связи с этим основание Открытого университета в Великобритании признано одним из наиболее успешных нововведений XX в. в области образования и оказалось, несомненно, одним из наиболее эффективных способов реализации идеи непрерывного образования.

Уже несколько десятилетий Открытый университет стабильно удерживает лидерскую позицию в общенациональном опросе о качестве образования и признан во всем мире благодаря высокому уровню подготовки студентов, а также эффективности разработанных дистанционных методов обучения.

Список литературы

1. Плаксина Н. В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале ХХ1 века // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). С. 208-212.

2. UNESCO and Education. United Nations Educational, Scientific and Cultural organization. Paris: UNESCO, 1993. 172 p.

3. Открытое и дистанционное обучение. Тенденция, политика и стратегии. UNESCO, 2004. 136 с.

4. Дистанционное образование в Великобритании. URL: https://www.mercury-education.com/publication/distantsionnoe-obrazovanie-v-velikobritanii/ (дата обращения: 10.02.2019).

5. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education. Paris: UNESCO, 2002. 95 p.

6. Дистанционное обучение в Великобритании. URL: http://ru.osvita.ua/abroad/higher_school/distance-learning/14757/ (дата обращения: 27.01.2019).

7. Тавгень И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Ю. В. Позняка. Минск: БГУ, 2003. 227 с.

8. The Open University. URL: http://www.openuniversity.edu (дата обращения: 10.02.2019).

9. Открытое образование: Открытый университет Великобритании. URL: https://medinaschool.org/world/otkrytyj-universitet-velikobritanii (дата обращения: 21.01.2019).

10. Учебные заведения дистанционного образования в Великобритании. URL: https://megaobuchalka.ru/12/18599.html (дата обращения: 11.02.2019).

11. About the Open University. URL: http://www.open.ac.uk (дата обращения: 27.01.2019).

12. The Open University Business School. URL: http://business-school.open.ac.uk (дата обращения: 11.02.2019).

Плаксина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский государственный университет (ул. Радищева, 33, Курск, Россия, 305000). E-mail: Natalyanegrebetskaya@yandex.ru

Манжосова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский государственный университет (ул. Радищева, 33, Курск, Россия, 305000). E-mail: ula20041978@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2019.

DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-55-60

THE OPEN UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING IN GREAT BRITAIN (AT THE END OF THE 20TH - THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)

N. V. Plaksina, Yu. A. Manzhosova

Kursk State University, Kursk, Russian Federation

The article is devoted to the role of the Open University (OU) - the biggest public distance learning and research university in the British system of higher education for the mentioned above period of time. The authors describe in the article an admission procedure for students, accessibility and flexibility of learning process there. The main principle of distance learning at the university - self-study during the process of on-line education with the help of information and telecommunication technologies providing students with necessary volume of the material is revealed. The peculiarities of learning process in its structure and content, some basic teaching methods and technologies of distance learning at the Open University are described. The authors analyze the virtual learning environment, which helps to form network groups for communication in which students and teachers have access to a wide range of opportunities. The experience of e-learning at the University is revealed. The article describes the topicality and popularity of Postgraduate Distance Learning Courses at some of British Universities at the beginning of the 21ST century. The basic characteristics of some of them are presented. The growing popularity of MBA distance programs (Master of Business Administration) at the Open University in the system of open and distance learning in the UK organized primarily for senior managers' development is revealed. This MBA training programs harmoniously combine the issues of management, marketing and financial management. It should be noted that they are accredited internationally by the European Foundation for Management Development and offer students the opportunity to specialize in the issues which best respond to the needs of working life and their own particular interests.

Keywords: open learning, distance learning, e-learning, informational technologies, Open University.

References

1. Plaksina N. V. Razvitiye otkrytogo i distantsionnogo obucheniya v stranakh Zapadnoy Evropy v kontse ХХ - nachale ХХ1 veka [The evolution process of open and distance learning system in the Western European countries at the end of the 20th - the beginning of the 21st century]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Sciences, 2016, no. 7 (228), pp. 208-212 (in Russian).

2. UNESCO and Education. United Nations Educational, Scientific and Cultural organization. Paris, UNESCO Publ., 1993. 172 p.

3. Otkrytoye idistantsionnoye obucheniye. Tendentsiya, politika istrategii [Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations]. UNESCO Publ., 2004. 136 p. (in Russian).

4. Distantsionnoye obrazovaniye v Velikobritanii [Distance education in the UK] (in Russian). URL: https://www.mercury-education.com/publication/ distantsionnoe-obrazovanie-v-velikobritanii/ (accessed 10 February 2019).

5. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education. Paris, UNESCO Publ., 2002. 95 p.

6. Distantsionnoye obucheniye v Velikobritanii [Distance Learning in the UK] (in Russian). URL: http://ru.osvita.ua/abroad/higher_school/distance-learning/14757/ (accessed 27 January 2019).

7. Tavgen' I. A. Distantsionnoye obucheniye: opyt, problemy, perspektivy. Pod red. Yu. V. Poznyaka [Distance learning: trends, problems, perspectives. Ed. Yu. V. Poznyak]. Minsk, BSU Publ., 2003. 227 p. (in Russian).

8. The Open University. URL: http://www.openuniversity.edu (accessed 10 February 2019).

9. Otkrytoye obrazovaniye: Otkrytyy universitet Velikobritanii [Open Education: The Open University of Great Britain] (in Russian). URL: https:// medinaschool.org/world/otkrytyj-universitet-velikobritanii (accessed 21 January 2019).

10. Uchebnyye zavedeniya distantsionnogo obrazovaniya v Velikobritanii [Educational institutions of distance education in the UK] (in Russian). URL: https://megaobuchalka.ru/12/18599.html (accessed 11 February 2019).

11. About the Open University. URL: http://www.open ac.uk (accessed 27 January 2019).

12. The Open University Business School. URL: http://business-school.open.ac.uk (accessed 11 February 2019).

Plaksina N. V., Kursk State University (ul. Radishcheva, 33, Kursk, Russian Federation, 305000). E-mail: Natalyanegrebetskaya@yandex.ru

Manzhosova Yu. A., Kursk State University (ul. Radishcheva, 33, Kursk, Russian Federation, 305000). E-mail: ula20041978@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.