Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА / ВЛИЯНИЕ / DISTANCE LEARNING / STUDENT / CORRESPONDENCE / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Зосич Анна Сергеевна

Дистанционное обучение оказало значительное влияние на систему образования, изменив организацию, формы и технологии реализации образовательного процесса. Влиянию дистанционного обучения подверглись участники образовательного процесса. В рамках данной работы изучено влияние дистанционного обучения на студентов-заочников. Исследование проведено методом опроса, в ходе которого оценивались такие характеристики как способ совмещения обучения с трудовой деятельностью, интенсивность обращений студентов к учебным материалам электронных курсов, эффективность распределения учебного времени, влияние дистанта на качество знаний и академическую успеваемость. Сделаны выводы о сильном влиянии дистанционного обучения на студентов заочной формы и постепенной трансформации заочного обучения в обучение по индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Зосич Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON CORRESPONDENCE STUDENTS

Distance learning has had a significant impact on the education system, changing the organization, forms and technologies for the implementation of the educational process. The participants in the educational process were influenced by distance learning. Within the framework of this work, the influence of distance learning on part-time students has been studied. The study was conducted by a survey method, during which such characteristics as the way of combining education with work, the intensity of students' referrals to the educational materials of e-courses, the effectiveness of the distribution of study time, the impact of distance learning on the quality of knowledge and academic performance were assessed. Conclusions are made about the strong influence of distance learning on extramural students and the gradual transformation of distance learning into learning according to an individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ»

Педагогика

УДК 374.31

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Зосич Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

Аннотация. Дистанционное обучение оказало значительное влияние на систему образования, изменив организацию, формы и технологии реализации образовательного процесса. Влиянию дистанционного обучения подверглись участники образовательного процесса. В рамках данной работы изучено влияние дистанционного обучения на студентов-заочников. Исследование проведено методом опроса, в ходе которого оценивались такие характеристики как способ совмещения обучения с трудовой деятельностью, интенсивность обращений студентов к учебным материалам электронных курсов, эффективность распределения учебного времени, влияние дистанта на качество знаний и академическую успеваемость. Сделаны выводы о сильном влиянии дистанционного обучения на студентов заочной формы и постепенной трансформации заочного обучения в обучение по индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студент, заочная форма, влияние.

Annotation. Distance learning has had a significant impact on the education system, changing the organization, forms and technologies for the implementation of the educational process. The participants in the educational process were influenced by distance learning. Within the framework of this work, the influence of distance learning on parttime students has been studied. The study was conducted by a survey method, during which such characteristics as the way of combining education with work, the intensity of students' referrals to the educational materials of e-courses, the effectiveness of the distribution of study time, the impact of distance learning on the quality of knowledge and academic performance were assessed. Conclusions are made about the strong influence of distance learning on extramural students and the gradual transformation of distance learning into learning according to an individual educational trajectory.

Keywords: distance learning, student, correspondence, influence.

Введение. Вынужденное дистанционное обучение, вызванное пандемией, поставило образование в жесткие рамки, серьезно изменив организацию, содержание и технологии обучения. Дистанционное образование привело не только к многочисленным проблемам в организации образовательного процесса: отсутствие непосредственного общения между педагогами и обучающимися, трудности с организацией рабочего времени всех участников образовательного процесса и пр.

Дистанционное обучение коснулось и студентов заочной формы, изменив привычную «посессионную» обучения. С одной стороны, студенты-заочники были в большей степени готовы к дистанту, поскольку заочная форма обучения предполагает значительную часть учебного времени, отводимого на самостоятельное освоение учебного материала. С другой стороны, организация сессий в дистанционном формате также сказалась на студентах заочной формы обучения. В связи с этим интерес представляет изучение влияния дистанционного обучения на студентов заочной формы обучения.

Целью статьи является выявление влияния дистанционного обучения на студентов-заочников. Задачами статьи выступают:

- изучение исследований, касающихся анализа практики дистанционного обучения в вузах;

- описание результатов опроса студентов-заочников о влиянии дистанционного обучения на организацию и результаты образовательного процесса;

- формулировка выводов о влиянии дистанта на обучающихся заочной формы, которые имели бы практическую значимость для профессиональной подготовки студентов.

Изложение основного материала статьи. Вначале в соответствии со сформулированными в статье задачами был проведен анализ публикаций, освещающих особенности дистанционного обучения и его влияния на деятельность университетов. Дистанционное образование как способ реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий из перспективной и интересной образовательной модели превратилось в ежедневную образовательную практику. Так, практика организации дистанционного обучения в вузах описана в работах Прохоровой М.П., Шкуновой А.А., Щадрой В.А. и др. [6, 7, 9]. Труды Сапрыкиной Д.И., Волохович А.А., Горбуховой Ю.М. дают представление о сложностях и проблемах организации дистанционного образования с позиций педагогов и студентов [4, 1]. Дронова Е.Н., Наумов В.Н. описывают образовательные технологии, использующиеся при организации дистанционного обучения [2, 3]. Однако в настоящее время отсутствуют работы, посвященные изучению влияния дистанционного обучения на студентов-заочников, в то время как обучение на заочной форме имеет особенности, связанные с организацией образовательного процесса, совмещения обучения с трудовой деятельностью и пр.

Исследование влияния дистанционного обучения на обучающихся заочной формы обучения проводился в октябре 2020 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининском университете). В качестве респондентов выступали бакалавры заочной формы обучения, обучающиеся по направлению 38.03.02 Менеджмент, профиль подготовки - Менеджмент организации. Общее количество респондентов составило 64 человека, из которых 21 человек (33%) обучается на третьем курсе, 24 человека (37%) - на четвертом курсе и 19 человек (30%) - на пятом курсе. 76% респондентов на

момент проведения опроса были трудоустроены, из них 18% находились в декретном отпуске по уходу за ребенком, 46 % респондентов осуществляли трудовую деятельность в удаленном формате. Для участия в опросе были выбраны студенты старших курсов, поскольку они имеют опыт как традиционного заочного обучения с личным присутствием на сессиях, так и опыт полностью дистанционного обучения и могут сравнить их.

В начале исследования нам представлялось интересным выяснить, как изменилась образовательная активность студентов заочной формы обучения в период дистанционного обучения, поскольку большинство студентов заочной формы обучения совмещают обучение с трудовой деятельностью. Для этого первым вопросом опросника был вопрос о том, оформляли ли студенты-заочники официальный ученический отпуск на период сессии при обучении в полностью дистанционном формате. Опрос показал, что почти 86 % респондентов не оформляли официального ученического отпуска и совмещали работу с посещением занятий во время сессии.

Далее необходимо было уточнить, каким образом студенты-заочники совмещают трудовую деятельность с посещением занятий в период сессии, что позволило нам получить более полную картину влияния дистанционного обучения на образовательный процесс по заочной форме (рисунок 1).

Рисунок 1. Способы совмещения дистанционного обучения и трудовой деятельности на заочной

форме

Полученные в результате опроса данные позволяют показывают, что лишь пятая часть студентов-заочников придерживается расписания по время сессии при дистанционном обучении, а приблизительно 70% обучаются по самостоятельно выстроенному графику, учитывающему важность занятий для прохождения итоговой аттестации. На наш взгляд, то свидетельствует о том, что в условиях дистанта заочная форма обучения стремительно трансформируется в обучение по индивидуальному графику. С одной стороны, тенденция гибкой организации обучения в любом месте, в любое время по потребностям обучающегося является ведущей в последнее десятилетие, с другой - реализация подобного индивидуализированного подхода требует перестройки организации образовательного процесса.

Затем в рамках опроса мы выясняли, каким образом дистанционное обучение отразилось на интенсивности использования электронных образовательных ресурсов, прежде всего, электронных курсов, предлагаемых преподавателями. Вопрос респондентам был сформулирован следующим образом: «Сравните организацию образовательного процесса в дистанционном и традиционном форматах (как раньше в сессию). Насколько чаще/реже вы используете материалы электронных курсов в период сессии?». Ответы респондентов продемонстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2. Влияние дистанционного обучения на интенсивность обращения к материалам

электронных курсов

Ответы, полученные на вопрос об интенсивности использования материалов электронных курсов, являлись довольно неожиданными, поскольку сокращение аудиторных занятий во время сессии должно было привести к повышению потребности в дополнительных образовательных ресурсах. Однако для четверти опрошенных интенсивность обращения к учебным и методическим материалам снизилась по причине занятости на работе; возрастание такой потребности наблюдается лишь у 17%. Это подтверждает наше предположение, что дистанционное обучение негативно влияет на интенсивность обращения студентов-заочников к электронным курсам и интенсивность их учебной деятельности в период сессии в целом.

Следующий вопрос касался организации образовательного процесса в дистанционном формате, а именно эффективности распределения времени, отводимого на учебную работу. Известно, что дистанционное обучение сопровождается отсутствием необходимости посещать занятия очно и тратить время на дорогу, более короткими, по сравнению с традиционной формой урока, занятиями, более интенсивным использованием образовательных онлайн-сервисов и ресурсов. Формулируя данный вопрос, мы предполагали, что в условиях дистанционного обучения студенты-заочники получат возможность более эффективно и рационально планировать собственную занятость и освоение образовательной программы. Вопрос звучал так: «Сравните организацию образовательного процесса в дистанционном и традиционном форматах (как раньше в сессию). В отсутствие аудиторных занятий ваше время стало распределяться более рационально и эффективно?». Результаты ответов представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Влияние дистанционного обучения на эффективность распределения времени

студентами-заочниками

Полученные результаты наглядно демонстрируют, что практически половина студентов заочной формы обучения способна к самостоятельной рациональной организации учебной деятельности (45,8%), при этом

чуть меньшая часть (41,7%) остро нуждается в поддержке преподавателя, который сопровождает освоение учебного материала, навигацию по материалам электронных курсов и пр. При этом различие между полностью дистанционным обучение и традиционным присутствием на сессии отмечается подавляющим числом студентов-заочников (93%).

Далее нас интересовали вопросы о влиянии дистанционного обучения на успеваемость и качество знаний студентов-заочников. Для этого были заданы следующие вопросы: «Каким образом полностью дистанционное обучение отразилось на вашей успеваемости?» и «Каким образом полностью дистанционное обучение отразилось на качестве ваших знаний?». Ответы на эти вопросы отражены на рисунках 4 и 5.

Разницы я мо заметал

Знания стали более поверхностными.посколькупри дистанционном обучении ограничивается возможность общения преподавателем

Знания стали более глубокими,поскольку в период дистанта были усовершенствованы электронные курсы, они стали более информативными, я стал больше времени уделять изучению дисциплины

-

37

-

25

10 15 20 25 30 35

40

Доля респондентов, %

Рисунок 4. Влияние дистанционного обучения на качество знаний студентов-заочников

Рисунок 5. Влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов-заочников

Представленные на рисунках 4, 5 результаты опроса могут быть интерпретированы следующим образом. Значительная доля студентов-заочников воспринимают знания, полученные в период дистанционного обучения, как более поверхностные (37,5%), что свидетельствует о потребности совершенствовать образовательный процесс, вводить новые модели и технологии дистанционного обучения, соответствующие специфике заочной формы. Приблизительно такая же доля студентов (33,4%) отмечает снижение успеваемости, вызванное ужесточение требований преподавателей к качеству и срокам представления заданий. Безусловно, это негативная тенденция, свидетельствующая о проблемах с организацией обучения в дистанционной форме, а также неэффективности используемых средств обучения.

Дистанционное обучение не оказало заметного влияния на качество знаний и успеваемость соответственно у 37,5% и 43,8% опрошенных. Это указывает на то, что значительная доля студентов способна обучаться самостоятельно и демонстрирует приблизительно одинаковые результаты обучения как в условиях традиционного сессионного обучения, так и в условиях дистанта.

В завершении опроса мы выясняли, готовы ли студенты-заочники полностью перейти на дистанционное обучение в будущем. Готовность перейти на дистанционное обучение с условием более качественной технической и методической поддержки выразили 54,2% опрошенных; еще 8,3% указали на необходимость

смешанного обучения (т.е. обучения с возможностью получить очные консультации преподавателей). Однако большая часть студентов заочной формы (54,2%) указали, что дистанционное обучение не может обеспечить качественное образование.

Выводы. В целом по результатам проведенного исследования может быть сделан ряд важных для осознания опыта дистанционного обучения студентов-заочников выводов.

Во-первых, студенты-заочники активно совмещают обучение в период сессий в условиях дистанта с трудовой деятельностью, что негативно сказывается на посещаемости занятий и интенсивности использования материалов электронных образовательных ресурсов. В перспективе, на наш взгляд, это приведет к трансформации заочного обучения в обучение по индивидуальным образовательным траекториям, повышению роли открытых образовательных ресурсов, позволяющих существенно расширить количество предлагаемых вузами образовательных программ.

Во-вторых, в условиях дистанционного обучения возрастает роль качественных учебных и методических материалов, размещенных в электронной образовательной среде, поскольку непосредственный контакт между преподавателем и студентами-заочниками практически не реализуется.

В-третьих, среди студентов заочной формы высокая потребность в специальной подготовке к работе в условиях электронной образовательной среды. То есть необходима целенаправленная подготовка к дистанционному обучению, обучение основам распределения учебного времени.

Литература:

1. Горбухова Ю.М. Дистанционное обучение в условиях 2019-2020 учебного года. Взгляд изнутри (Электронный ресурс). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43112382&

2. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель 21 века. 2018. №3. С. 26-32.

3. Наумов В.Н. Использование дистанционных образовательных технологий в подготовке студентов заочной формы обучения // Образовательные технологии общество. 2015.

4. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).

5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн курсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 №5 (62). Т. 1., С. 90-104.

6. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Григорян К.М. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта // Прооблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта.: РИО ГПА. 2020. Вып. 66. Часть 4. С. 235-238

7. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №2 (31). С. 299-303. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0071

8. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84-88. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.

9. Щадрая М.А. Дистанционное обучение в современной реальности // Наука, техника и образование. 2020. №2. С. 74-82.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Расумов Ваха Шаманович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье выявлены возможности использования кейс-метода в обучении студентов. Выявлено, что использование метод «кейс-стади», в рамках высшего образования, его реализация способствует получению студентами основных теоретических знаний по дисциплине, формированию навыков работы с информацией, ее осмыслению, применению на практике для решения конкретных задач, развитию способности делать выводы. Кроме того, он призван формировать навыки устной речи, диалога, навыков презентации, самопрезентации, постановки задач, выбор средств, постановки целей и нахождения путей их достижения. Процесс обучения, построенный на данной технологии, позволяет студентам овладеть системой знаний и умений их использования в профессиональной деятельности и самообразовании, а так же способствует развитию активности личности в учебном процессе и формированию познавательных интересов.

Ключевые слова: кейс-метод, студент, интерактивные методы обучения.

Annotation. The article identifies the possibilities of using the case method in teaching students. It was revealed that the use of the "case study" method, within the framework of higher education, its implementation contributes to the acquisition of basic theoretical knowledge of the discipline by students, the formation of skills in working with information, its comprehension, application in practice to solve specific problems, and the development of the ability to draw conclusions. In addition, it is designed to form the skills of oral speech, dialogue, presentation skills, self-presentation, setting goals, choosing means, setting goals and finding ways to achieve them. The learning process based on this technology allows students to master the system of knowledge and skills of their use in professional activity and self-education, as well as contributes to the development of personality activity in the educational process and the formation of cognitive interests.

Keywords: case method, student, interactive teaching methods.

Введение. Актуальность использования кейс-метода становится все более очевидной. Введение кейсов в организацию самостоятельной работы дает возможность обучающимся погрузиться в мир реальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.