УДК 378.14, 638.1
Булганина Светлана Викторовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Кандидат технических наук sv.bul gani na@yandex. т
Лебедева Татьяна Евгеньевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Кандидат педагогических наук [email protected]
Хозерова Татьяна Петровна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Кандидат философских наук [email protected]
Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Кандидат педагогических наук [email protected]
Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения
603004, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Аннотация. Предметом рассматриваемой статьи является исследование дистанционной среды Moodle. Дистанционная среда Moodle предназначена для онлайн-курсов и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для реализации смешанного обучения. Дистанционное обучение в контексте высшей школы наиболее эффективно не как самостоятельная форма образования, а как составная часть смешанного обучения (blended learning). Его преимущества заключаются в сочетании традиционного обучения (аудиторного) и самостоятельного обучения (дистанта). В статье раскрываются и обосновываются возможности и опыт использования смешанного обучения для студентов очной формы в среде Moodle педагогического университета на примере различных электронных учебных курсов. Авторами детально показана работа отдельных элементов среды Moodle, которые участвуют в формировании определенных знаний, умений и навыков студентов, представлены результаты проведения экспериментального исследования отношений, ожиданий, запросов студентов к электронной обучающей среде. Проведенное в статье исследование и полученные результаты определили наиболее актуальные критерии, способствующие успешному освоению курсов. По мнению студентов и преподавателей, это: доступность и структурированность материала, соответствие содержания методических рекомендаций требованиям к выполняемым заданиям, возможность получения дополнительных зачетных единиц по курсу и важность быстрого доступа к журналу оценок и т.д. Разработанные курсы и опыт их использования доказывают, что смешанное обучение способствует повышению качества подготовки студентов, а новый подход использования обучающей среды Moodle может быть применен на разных предметах. Анализ контента электронных учебных курсов в полной мере отвечает не только внутренним требованиям вуза, но и ожиданиям студентов к электронной обучающей среде.
Ключевые слова: среда дистанционного обучения moodle; смешанное обучение; электронный учебный курс; структура курса; элемент курса; модуль; информационные ресурсы; методическое обеспечение дисциплины; маркетинговое исследование; интервью.
В последние годы в образовательном пространстве России уделяется большое внимание вопросам обеспечения доступности, качества и эффективности образования. Предлагаются различные пути для их решения, одним из которых является информатизация образования [6, 7, 9].
Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 [15] выделена проблема эффективного использования информационно -коммуникационных технологий в сфере образования. Концептом программы является создание целостной электронной образовательной среды, как фактора повышения качества образования.
Информатизация образования способствует эффективному развитию такой формы обучения, как дистанционное [5]. Дистанционное обучение (ДО) на современном этапе рассматривается как взаимодействие преподавателя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [14].
Анализ существующих исследований в области использования ДО позволил выделить ряд, на наш взгляд, несомненных преимуществ, которым обладает дистант:
• доступность обучения всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья;
• снижение стоимости обучения;
• реализация идеи непрерывного образования;
• индивидуализация обучения, возможность построения индивидуальной образовательной траектории каждым студентом. Индивидуализация обучения способствует формированию субъектно-субъектных диалогических отношений преподавателя и обучающегося, что повышает качество образования;
• возможность организации консультации с преподавателем в удобное время;
• применение электронного контроля знаний - способствует объективности и независимости оценок [1, 10].
Несмотря на историю использования ДО, проблемы внедрения дистанционных форм обучения в высшем профессиональном образовании вновь становятся актуальными в связи с переходом на новые федеральные стандарты и внедрением двухуровневой системы высшего профессионального образования.
В статье рассматриваются возможности и опыт использования смешанного обучения для студентов очной формы в среде Moodle Мининского университета. По мнению авторов статьи, дистанционное обучение в контексте высшей школы наиболее эффективно не как самостоятельная форма образования, а как составная часть смешанного обучения (blended learning). Его преимущества заключаются в сочетании традиционного обучения (аудиторного) и самостоятельного обучения (дистанта). Соотношение использования видов обучения в смешанной форме во многом зависят от специфики изучаемой дисциплины.
Дистанционная среда Moodle предназначена для онлайн-курсов и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для реализации смешанного обучения. Для изучения дисциплин студентам очной формы обучения предлагается традиционные очные занятия сочетать с самостоятельной работой в дистанционном курсе. Такой подход к освоению содержания дисциплины позволяет:
1. минимизировать проблемы пропуска занятий (пропущенные темы изучаются в дистанте и там же выполняются необходимые практические задания);
2. реализовывать принцип опережающего обучения (знакомство с новым материалом до очных занятий, возможность повторить его после занятий);
3. развивать инфокоммуникационную компетентность обучающегося [4, 12, 13].
Далее в статье рассматриваются содержательные аспекты электронных курсов, созданных для студентов очной формы обучения специальностей: 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» и направления 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) Мининского университета.
Электронный учебный курс «Рекламная деятельность» (ФГБОУ ВПО
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, автор Лебедева Т.Е. зарегистрирован № ОФЭРНиО: 20148 от 27.05.2014)
Дистанционный учебный курс «Рекламная деятельность» разработан для обучения студентов сервисных специальностей и охватывает главные проблемы рекламной деятельности: виды рекламы; история рекламы; социально-правовые аспекты рекламной деятельности; социальная реклам как эффективный инструмент социальной политики; специфика развития социальной рекламы; рекламные стратегии; планирование рекламной кампании; методы привлечения внимания к рекламе; современные рекламные технологии; оценка эффективности рекламной деятельности; особенности разработки рекламного текста; средства распространения рекламы и др. Курс представлен на официальном сайте Мининского университета в разделе «Дистанционные курсы»
http://moodle.mininuniver.ru/course/view.php?id=380.
В разработанном курсе четко выстроена логика изучения дисциплины, акцент сделан на сбалансированном теоретическом материалы и практико-ориентированных заданиях, позволяющих выявить уровень сформированности основных знаний, умений и навыков у студентов. Курс проиллюстрирован необходимыми примерами и конкретными материалами, подкрепляющими теоретический материал.
Курс «Рекламная деятельность» имеет модульную структуру, что показано на рисунках 1 и 2. Каждый модуль представляет собой законченный фрагмент со своей дидактической задачей, направленной на формирование у студентов определенных знаний, умений и навыков в данной предметной области, на освоение методов и способов анализа маркетинговой информации в области рекламы, продвижения и стимулирования сбыта, их применения в практической деятельности [3, 8]. Студенты обеспечиваются набором электронных теоретических, учебных и справочных материалов, методическими указаниями, инструкциями.
Рис. 1. Главная страница дистанционного учебного курса «Рекламная деятельность»
При разработке дистанционного учебного курса «Рекламная деятельность» учитывается основной принцип обучения студентов в режиме удаленного взаимодействия с тьютором (преподавателем) - максимально полное и наглядное представление учебного материала, обеспечивающее их самостоятельное изучение в индивидуальном темпе, а также создание достаточного количества внутренних и внешних связей, позволяющих организовать эффективный и быстрый доступ обучаемого к необходимой информации.
Разработанный курс «Рекламная деятельность» состоит из 8 модулей и имеет следующую структуру:
1. Вводный модуль (новостной форум; аннотация курса «Рекламная деятельность»; инструкция по изучению курса; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; словарь рекламных терминов)
2. Сущность и специфика рекламной деятельности.
3. Социальная реклама.
4. Современные рекламные стратегии и технологии.
5. Выразительные средства рекламы.
6. Средства распространения рекламы.
7. Перспективы развития рекламы в сервисе.
8. Тестовые материалы.
Личная страница Курсы Новости сайта
Татьяна Евгеньевна
Раздел 6. Перспективы развития рекламы в сервисе
В разделе рассматриваются осоВенности рекламной деятельности в сфере услуг.
□ и тема 1. Специфические виды рекламы ^ Тема 2. Реклама услуг
И о.В. Мосин Реклама и ее роль в сфере сервиса
42
Задание по разделу 6
II
Тестовые материалы
й Итоговый тест
й Тест внутрисеместрового контроля
Рис. 2. Скриншот главной страницы курса с завершающим модулем «Тестовые материалы»
В состав каждого модуля входят информационные ресурсы и интерактивные элементы - теоретические материалы, лекции, презентации к лекциям, практические задания и задачи, тесты, ссылки на ресурсы сети Интернет. Учебно-методические материалы дистанционного курса представлены в виде файлов различных форматов, поддерживаемых Moodle (текстовые и web-страницы, ссылки на файлы (*.pdf, *.doc, *.ppt, *.gif, *.jpg и т.д.), ссылок на ресурсы Интернет и т.п.
Дистанционное обучение невозможно без эффективной обратной связи между студентами преподавателем. В рамках разработанного дистанционного курса обеспечение такой связи осуществляется с помощью интерактивных элементов «Чат», «Форум». При этом становятся возможным проведение индивидуальных консультаций, общение в чат-режиме и режиме форума, когда каждый участник курса может высказаться по любому вопросу предложенной темы.
Информационные ресурсы курса можно изучать непосредственно на компьютере, либо сохранить на локальный компьютер для печати и дальнейшего ознакомления. Интерактивные элементы (задания различных типов, глоссарии, форумы, тесты) позволяют акцентировать внимание студентов на отдельных фрагментах изучаемого материала, проверить уровень знаний, организовать взаимодействие слушателей друг с другом и с преподавателем.
Для работы с дистанционным курсом рекомендуется использовать браузер Mozilla Firefox, поскольку при использовании других браузеров корректная работа сайта дистанционного обучения не гарантируется.
Дистанционный учебный курс «Рекламная деятельность» апробирован в учебном процессе НГПУ им. К.Минина по программе Специалитет - «Социально-культурный сервис и туризм». Курс может быть использован для поддержки обучения студентов в очной, заочной и дистанционной формах, а также смешанной форме, которая сочетает аудиторные занятия с элементами дистанционного обучения.
Электронный учебный курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» (ФГБОУ ВПО
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, автор Булганина С.В. зарегистрирован № ОФЭРНиО: 20147 от 27.05.2014)
Данный Электронный учебный курс (ЭУК) разработан для студентов, обучающихся по специальности 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» создан с использованием инструментария программной среды Moodle и состоит из 12 модулей, которые имеют следующую структуру:
1) Вводный модуль (новостной форум; введение в Электронный Учебный Курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)», аннотация курса; инструкция по изучению курса; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, чат консультационной поддержки ЭУК).
2) Раздел 1 - Современные концепции маркетинга.
3) Промежуточное тестирование - тематический (рубежный) контроль.
4) Раздел 2 - Товарная политика.
5) Раздел 3 - Ценовая политика.
6) Раздел 4 - Сбытовая политика.
7) Раздел 5 - Коммуникационная политика.
8) Раздел 6 - Маркетинговые исследования.
9) Раздел 7 - Стратегии маркетинга.
10) Научно-исследовательская работа студентов и Методическое обеспечение по выполнению курсовых / контрольных работ.
11) Контрольное тестирование - Тестовые материалы итогового контроля.
12) Контрольные вопросы.
Разработанный автором курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» имеет модульную структуру, что отражено на рисунках 3-8. Каждый модуль представляет собой законченный фрагмент со своей дидактической задачей, направленной на формирование у студентов определенных знаний, умений и навыков в данной предметной области, на освоение методов и способов анализа маркетинговой информации в сфере сервиса направленной на следующие области: анализ и управление ассортиментом сервисных услуг, анализ инноваций в области автопрома, логистики и технического обслуживания; разработку подходов в повышении конкурентоспособности станций технического обслуживания (СТО), выявление требований потребителей (клиентов) технических центров и адаптации услуг под их меняющиеся требования на базе маркетинговых исследований рынка; сравнительного анализа ценовой политики в сфере автосервиса, оценку подходов сбытовой и логистической деятельности СТО и разработку комплекса продвижения (рекламы, стимулирования сбыта, прямых продаж и других коммуникаций), их применения в практической деятельности СТО [2, 17].
Ь^: //naukoveden ie.ru
Рис. 3. Скриншот главной страницы курса «Основы маркетинга (в сфере сервиса)»
В разработанном курсе четко выстроена логика изучения дисциплины, сделан акцент на сбалансированном теоретическом материале и практико-ориентированных заданиях, позволяющих выявить уровень сформированности основных знаний, умений и навыков у студентов. Электронный учебный курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» проиллюстрирован необходимыми примерами и конкретными материалами, подкрепляющими теоретический материал (рисунками, фотографиями, слайдами-презентациями, видеороликами, статьями в области маркетинга, сервиса, транспорта и логистики). В состав каждого модуля входят информационные ресурсы и интерактивные элементы - теоретические материалы, лекции, презентации к лекциям, практические задания и задачи, обсуждения-форумы, тесты, ссылки на ресурсы сети Интернет.
Например, при изучении тем «Конкуренция и конкурентоспособность», «Анализ и оценка ассортимента» и «Технологический потенциал автосервисов» в ЭУК представлены, разработанные автором, необходимые шаблоны и формы для анализа автосервисных предприятий, приведены гиперссылки на официальные сайты СТО, Автотехцентров Нижегородского региона и различные справочные системы, что отражено на рисунках 4 -5.
Светлана Викторовна
* Очистка ► Банк вопросов ► Переключиться к роли... ^ Настройки профиля
Лекция - Виды услуг и их характеристика ^ Задание 2.3
Лекция - Товарная марка 1^1 Лекция - Конкуренция и конкурентоспособность ^ Задание 2.4
~г Шаблон 1 - Формы для проведения сравнительного анализа автосервисных услуг 0 Шаблон 2 - Анализ ассортимента СТО Лекция - Анализ и оценка ассортимента Задание 2.5 ® Автосервис ТСС & Автосервис ОКА-ЛАДА Д Автосервис АГАТ
ЙТ*] Центр кузовного ремонта БЦР МОТОРС Автосервис ГЕРОН КАР Орион сервис Я>" Автосервис ЗЛАТА (ф Сервис АвтоКлаус Центра ЯП КИА сервис
9' Техобслуживание Нижегородец Й Сервис Тойота Центр й Сервис Луидор-Авто 0 Сервис ПЕЖО ЦЕНТР
Рис. 4. Пример заданий с использованием шаблонов для оценки ассортимента и анализа конкурентоспособности на основе официальных сайтов автосервисов
Рис. 5. Пример заданий с использованием шаблонов для оценки производственной мощности и характеристики технологического оборудования СТО, оценки важности параметров потребительских предпочтений при выборе автосервисов, гиперссылки на рейтинги
автосервисов Нижнего Новгорода
Особенности разработанного ЭУК в проработанном учебно-методическом и информационном обеспечении, которое содержит необходимые ссылки на электронные ресурсы для самостоятельного (дистанционного) выполнения практических заданий по рассматриваемой теме и выполнении курсовых и контрольных работ. Курс представлен на официальном сайте Мининского университета (ФГБОУ ВПО НГПУ) в разделе «Дистанционные курсы» http://moodle.mininuniver.ru/course/view.php?id=1201.
Изучая темы «Методы ценообразования» и «Анализ и оценка ценовой политики СТО» студенты могут воспользоваться информационно-справочными примерами в виде ссылок на файлы p.pdf, *.jpg), характеризующими ценовую политику автосервисов (автором
приведены примеры прайс-листов фирм Нижнего Новгорода, рассмотрены варианты расчета стоимости автосервисных услуг, формирования стоимости на основе нормо-часов с учетом системы скидок и других дисконтных программ СТО), что показано на рисунке 6.
1 Личная страница Курсы Новости сайта Помощь Светлана Викторовна 1
Лекция - Методы ценообразования
Лекция - Анализ и оценка ценовой политики СТО
ч^Х Задание 3.3
Задание3.4
Задание3.5
щ Прайс автосервисных услуг ТСС
% Пример стоимости нормо-часа по маркам авто в ООО АвтоКпаус Центр
Прайст ТО Ока-Лада
Гщ, Прайс полировка Кузовной центр АГАТ
% Пример прайса Луидор Авто
га Пример прайса Луидор Авто
Гщ Пример акции - Автоцентр Орион
Гщ, Пример Дисконтной системы в сфере сервиса АвтоКпаус Центр
й Расчет стоимости кузовного ремонта Нижегородец
1а ФОРМА ДОВЕРЕННОСТИ
Рис. 6. Примеры прайс-листов и дисконтной системы СТО
Подключение внешних ссылок на ресурсы сети Интернет позволяет расширить образовательную среду за счет привлечения дополнительных источников информации и их использования в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Система обеспечивает также интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также проведение различных видов контроля успеваемости (выполнение заданий, тематических и итоговых тестов, форумов-обсуждений по проблемам маркетинга в сфере транспортного сервиса, чат-сессий консультационной поддержки ЭУК), что показано на рисунке. Изучая тему «Коммуникационная политика», студенты могут просмотреть видеоролики, характеризующие рекламу транспортных средств различных марок и сервисного обслуживания, автором в качестве чат-сессии реализовано обсуждение между студентами в рамках обзора «Международные выставки в сфере транспорта и сервиса».
Личная страница Курсы Новости сайта Помощь
Рассматриваю^^ виды и средства рекламы, стимулирование сбыта, РЯ-акции, прямые продажи, пропаганда, спонсорство, выставочная деятельность и др.
Рис. 7. Наполнение ЭУК по теме «Коммуникационная политика» в сфере автомобильного сервиса
Дистанционный курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» включает интерактивные системы тестирования (автором используются формы тестов - сопоставление, множественный выбор, выбор одного варианта из нескольких). ЭУК содержит все необходимое методическое обеспечение по выполнению курсовых и контрольных работ, что показано на рисунке 7.
Рис. 8. Скриншот страницы курса «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» с завершающими модулями «Контрольное тестирование» и «Контрольные вопросы»
При разработке дистанционного учебного курса «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» учитывается основной принцип обучения студентов в режиме удаленного взаимодействия с «учителем» Moodle (преподавателем ЭУК) - максимально полное и наглядно-структуировнное представление учебного материала, обеспечивающее их самостоятельное изучение в индивидуальном темпе, студентам предлагаются разработанные автором шаблоны для анализа маркетинговой информации автосервисных предприятий Нижегородского региона (даны ссылки на их официальные сайты), а также создание достаточного количества внутренних и внешних связей, позволяющих организовать эффективный и быстрый доступ обучаемого к необходимой информации и справочным системам.
Дистанционный учебный курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» апробирован в учебном процессе НГПУ им. К. Минина по программе 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)».
Электронный учебный курс «Кросскультурный менеджмент» (ФГБОУ ВПО
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, автор Хозерова Т.П.). Курс разработан и внедрен в систему Мооё1е для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 080200.62 Менеджмент (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг).
Дисциплина «Кросскультурный менеджмент» изучает закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями национального характера. Знание систем ценностей, поведенческих моделей и стереотипов, понимание национальных особенностей поведения людей в разных странах существенно повышают эффективность управления. Именно поэтому управление фирмой, которое происходит на границе разных культур, вызывает огромный интерес и показывает важность данного учебного дистанционного курса [16].
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций и их составляющих: ПК-7: способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; ПК-25: знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде.
Самостоятельная работа студентов реализуется в системе Moodle на основе целей и задач программы курса «Кросскультурный менеджмент» и включает изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, выполнение тематических письменных работ (реферат по материалам зарубежной печати, эссе на основе изучения деловых ситуаций из российской практики, тестов). Контроль за дистанционной работой студентов преподаватель осуществляет на практических занятиях, привлекая студентов к решению проблемных ситуаций, а также предлагая к выполнению тесты входного, промежуточного и итогового контроля, разработанные по нескольким вариантам.
Дистанционный курс «Кросскультурный менеджмент» позволяет студентам полностью и в кратчайшие сроки изучить новый материал. Основу курса составляют практический материал, который реализуется через «Задания» и «Кейсы».
Ресурсы Moodle - «Лекции», «Задания» и «Кейсы» позволяют изучить как теоретический материал, так и практические ситуации и, погрузиться в кросскультурную среду. Курс построен таким образом, что после лекций идут практически задания, связанные с изучением разных стран, поэтому студент может запомнить особенности межкультурного взаимодействия большого количества стран.
Модули курса содержат такие элементы как: лекция, задание, глоссарий, опросы, тесты, презентации.
Курс состоит из четырех модулей.
Модуль 1. Основы кросскультурного менеджмента.
Модуль 2. Особенности межкультурной коммуникации.
Модуль 3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
Модуль 4. Материалы для организации самостоятельной работы студентов.
В помощь студенту электронный курс построен таким образом, чтобы уровень подготовки студентов соответствовал материалу и развивал их.
Материал изложен в соответствии с учебной программой, но варьируется и усложняется в зависимости от степени знаний студентов и их заинтересованности. Это выражается через «Кейсы» и проблемные ситуации (рисунок 9).
Личная страница Курсы Новости сайта Помощь
Татьяна Петровна
* Переключиться к роли
* Настройки профиля
Модуль 1 .Основы кросскультурного менеджмента
История возникновения, предмет и методы исследования 0° Отношения между людьми Кейс 1
Культуры универсальных и конкретных истин Воздействие национальной культуры на управление организацией 4>1 Кейс 2 чаД кейс 3 <¿1 Кейс 4
Модуль 2. Особенности межкультурной коммуникации
5* Национальные особенности делового общения Европейская деловая культура
Англия
Рис. 9. Скриншот курса «Кросскультурный менеджмент» — система кейсовых заданий
В курсе присутствует тест на кросскультурную адаптивность и восприимчивость, который показывает особенности поведения в различных кросскультурных ситуациях (рисунок 10).
татьйна Петровна |
VI Тест на кросскультуркую адаптивность » вослриимчивочть
Модуль 3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
3 Общие рекомендации по написанию работ Темы контрольных работ
Модуль 4. Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Контрольное тестирование
Рис. 10. Скриншот страницы курса «Кросскультурный менеджмент» с завершающими
модулями и тестовыми материалами
Таким образом, следует отметить, что курс может быть изучен и эффективно применен на практике лишь при реализации единства лекционного материала, практических заданий, кейсов, включающих конкретные примеры жизненных ситуаций в кроссскультурном пространстве.
Электронный учебный курс «Организационное поведение» (ФГБОУ ВПО
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, автор Шкунова А.А. разработан для студентов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами) и направлен на формирование следующих профессиональных компетенций или их составляющих: ПК-5 -способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; ПК-7 - способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
Структура дистанционного курса представлена тремя модулями, они просты по своей формулировке и наполненности и отражают основные теоретические, концептуальные знания по курсу: организационное поведение на уровне личности, организационное поведение на уровне группы и на уровне организации [19]. Каждый модуль представлен несколькими темами и раскрывает содержание формируемых компетенций по курсу.
Тема 1. Организационное поведение в системе менеджмента в организации.
Тема 2. Восприятие и атрибуция в организационном поведении.
Тема 3. Личность и ее развитие в организации. Разнообразие и индивидуальные различия.
Тема 4. Мотивация и научение в организационном поведении.
Тема 5. Групповая динамика. Высокопроизводительные команды.
Тема 6. Высокоэффективное лидерство. Традиции и новые лидерские перспективы.
Ь^: //naukoveden ie.ru
Тема 7. Коммуникация и информация в организационном поведении.
Тема 8. Управление изменениями в организации.
Тема 9. Организационное поведение и социальная ответственность.
Кроме основных учебных модулей в курсе отражено необходимое учебно- методическое обеспечение для освоения дисциплины. В содержании к электронному учебному курсу представлено: рабочая программа дисциплины, аннотация курса, паспорт компетенций, рейтинг план дисциплины (рисунок 11).
Рис. 11. Скриншот главной страницы курса «Организационное поведение»
Содержание каждого модуля: лекции, задания, темы группового обсуждения, тесты, глоссарии, презентации по темам. Например, освоение лекции, каждая из которой заканчивается вопросом - это освоение ознакомительного уровня, а организация форума по данной тематике (использование элемента курса) это уже продуктивный уровень, потому как подразумевает эвристический тип работы. Безусловно, что контроль знаний студентов является основной частью освоения умений и навыков, и является показателем освоения определенной профессиональной компетенции. Разновидностью контроля является проверочные задания, предполагающие анализ текста и ситуации (рисунок 12).
Рис. 12. Пример фрагмента лекции с использованием графического представления:
ознакомительный уровень
На примере показано, что освоение данного элемента не будет законченным, далее студент должен перейти к контрольным заданиям по данной лекции. Степень сложности, предлагаемых вопросов, возрастает по мере того, как студент приближается к завершению просмотра лекции. Каждый элемент курса, предложенный в данной теме, основан и привязан к элементу «Лекция», выражен разными формами различных заданий и тестовыми вопросами, форумами, ссылками на ресурсы сети Интернет.
Использование кроссфункциональных ситуаций в курсе «Организационное поведение», поддерживает элемент курса «Задание» и определяет продуктивный уровень освоения дисциплины.
Пример: «Выполните анализ ситуации типа поведения сотрудника «А» по следующему алгоритму:
1. Определите основную потребность каждого типа личности.
2. Назовите положительные и отрицательные качества каждого типа личности.
3. Назовите ожидаемые события, связанные с работой этого подчиненного.
4. Определите на каждое качество (положительное или отрицательное) метод управления таким сотрудником на уровне межличностного взаимодействия.
Ответ на подобное задание предполагает выработку следующего алгоритма работы студента:
• знакомство с материалом, предложенным к изучению;
• выделение смысловых тем курса;
• систематизация и тезисное изложение главного;
• изложение собственного мнения по поводу изученного.
Настройки этого элемента, позволяют сделать работу студента, пошаговой, как требует алгоритм разбора ситуации, либо элемент не будет пройден. Кроме этого, студенты могут
оценить свои собственные ответы, что способствует формированию способности к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
1 Личная страница Курсу Новости сайта Помощь Анжелика Аркадьевна 1
ТЗ. Личность и ее развитие в организации.
Р — Личность б организации
1-1 Великие ученые: Карл Густав Юнг
Задание 3 1."Тип гныности"
_ Задание 3. 2. "Тигг личности"
■у'* Промежуточное тестирование
Т4. Мотивация и научение в организационном поведении.
°Г Мотивация в О.П.
'чр, Эффективный топ менеджер: талант или удачная мотивация?
Рис. 13. Фрагмент наполненности тем модуля «Изучение организационного поведения на
уровне личности»
Задача преподавателя заключается в определенном подборе и использовании таких элементов среды Moodle, которые позволили бы правильно организовать работу и решение более сложных задач, согласно освоению каждого уровня, вовлечь студентов в активную творческую деятельность. Поэтому в системе контроля за освоением курса преподаватель учитывает:
• примерные нормы времени для выполнения задания;
• логику и структуру учебного материала;
• практическое назначение задания;
• уровень познавательной деятельности;
• уровень сложности предыдущего, выполненного задания.
Таким образом, успешное освоение дистанционного курса возможно лишь тогда, когда студент имеет учебный материал, представленный в структурированном виде, доступные научно обоснованные методически рекомендации и четкие требования к выполнению и оценке задания, к знаниям и умениям, которые студент должен приобрести в процессе учения, алгоритмы и примеры выполнения заданий.
С целью выявления достоинств и недостатков электронного обучения на базе Moodle авторами было проведено маркетинговое исследование [18] в форме опроса-интервьюирования студентов. Выборка составила 28 человек (студенты из четырех групп очного обучения отбирались случайным образом, при этом каждый из них в течение предыдущего года проходил обучение на дистанционных курсах Мининского университета). Опрос-интервью реализовано в сентябре 2014.
Результаты маркетингового исследования представлены и обсуждаются далее.
Основными плюсами дистанционного обучения (указали 68% студентов - рисунок 14) является то, что часть заданий (тестов, проверочных) можно проходить в домашних условиях (в спокойной обстановке, в любое время суток), при этом 54% интервьюируемым важна возможность чат-общения и обмена сообщениями с преподавателем (offline), большую часть заданий студенты отправляют на проверку в вечернее и ночное время и преподаватель может их просмотреть в удобное для него время. Также есть возможность обмена сообщениями в системе online между студентами и преподавателями (видно, «кто на сайте») - важно 18%, при этом есть возможность загрузить фото, подписанных на дистанционный курс - это интересно 14%.
IВ компьютерных классах вуза
I Прохождение тестов и выполнение заданий в любом месте и время
Рис. 14. Достоинства системы Ыввёк в территориальном выполнении заданий
Бесплатный доступ к лекционным материалам важен 61% студентов, при этом 29% необходимо более полное наполнение курса лекционными материалами; 39% - интересно присутствие слайдов, видеороликов, интересных примеров по отдельным темам изучаемых курсов (рисунок 15). Среди недостатков системы Moodle 29% отметили отсутствие видеолекций преподавателей, однако этот недостаток возможно минимизировать при проведении вебинаров.
стандартные лекции
наиболее полное наполнение лекций
присутствие в курсе презентаций, видеороликов и интересных примеров
Рис. 15. Требования студентов к лекционному контенту учебного курса
Необходимость четкого структурирования тем и адекватного названия курсов (в соответствии названию изучаемой дисциплины по учебному плану и шифру специальности/направлению-профилю подготовки) подчеркивают 11% опрошенных. Студенты отмечают, что в дистанционных курсах есть все методические указания для выполнения заданий, и это важно 32%; 11% респондентов отмечают, четко сформулированы требования к выполняемым заданиям.
Получение дополнительных баллов за выполняемые задания в форме эссе, статей, аналитических исследований и отчетов (особенно важно для бакалавров «зарабатывающих» зачетные единицы) - отметили 39% обучающихся.
Студентам необходим журнал оценок, где можно посмотреть количество заданий в курсе и итоги (баллы) за пройденные тесты, оцененные преподавателем - 61% (рисунок 16). Важность своевременного оценивания отметили четверть интервьюируемых, однако студенты отмечают, что не всегда заданы сроки выполнения заданий; 11% отметили отсутствие сроков выполнения заданий, остальные занимают по этому вопросу нейтральную позицию; также 11% хотят «заранее» выполнить все задания, которые в курсах могут быть «скрыты» (открываются поэтапно по мере изучения курса) от студентов.
Рис. 16. Необходимость наличия журнала оценок в каждом курсе
Студенты отмечают наличие (32% респондентов) возможности прикрепить в систему Moodle на предварительную проверку объемное задание (курсовую, презентацию), которое будет прокомментировано преподавателем, также часть заданий можно редактировать повторно с учетом замечаний преподавателя, это отмечают 11% студентов.
Некоторые тесты могут быть не ограничены по времени и количеству попыток - это отметили 11%, но любое жесткое ограничение вызывает негативную реакцию у половины интервьюированных студентов, например, одна попытка или конкретный день на прохождение (могут быть проблемы с Интернетом) или ограничение по времени, что «не успеваешь прочесть все вопросы и ответить». Около 30% расстраиваются, что после прохождения теста не отражаются неправильные ответы (данные настройки можно менять в системе Moodle в соответствии с задачами тестирования - обучение / контроль знаний). Минусом системы Moodle 14% считают отслеживаемость посещаемости курса, своевременности выполнения заданий и прохождения тестов студентами.
Возможность адресной рассылки сообщений положительно отмечают 14% студентов (преподаватель может сообщить студентам важную информацию, которая в рассылке отображается в виде сообщений в системе Moodle и дублируется на электронную почту, однако минусом данной системы является то, что студентам важно ее привязка к социальным сетям). В результате обсуждения было выявлено, что студенты (46%) активно используют телефоны и планшеты (помимо стационарных ПК) при изучении курса и выполнения заданий, открывают информационные файлы, проходят тестирование, поэтому им необходим быстрый доступ к информации с любого мобильного устройства и удобный интерфейс; 43% студентов указывают на простоту использования оболочки Moodle, но 11% не нравится цветовая гамма и ее дизайн.
Половине студентов необходима привязка пароля к телефону, а не только к электронной почте, для его быстрого восстановления (пароль сложный, поэтому плохо запоминается), при
этом 40% хотят привязку оболочки Moodle к соцсетям, создания специальных мобильных приложений, адаптированные к разным операционным системам.
Исходя их данных, полученных в ходе эксперимента, полагаем необходимым в качестве заключения подчеркнуть следующее.
Во-первых, смешанное обучение способствует повышению качества подготовки студентов, является оптимальным в процессе передачи знаний.
Во-вторых, анализ контента представленных в статье курсов в полной мере отвечает не только внутренним требованиям вуза, но и ожиданиям студентов к электронной обучающей среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
2. Булганина С.В., Гончарова Н.В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 165-171.
3. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
4. Винник В.К. Обзор дистанционных электронных платформ обучения //Научный поиск. 2013. № 2.5. С. 5-7.
5. Государственная программа «Информационное общество 2011-2018 годы». [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ed.gov.ru/, свободный
6. Захаров А.В. Инфокоммуникации в образовательном пространстве высшей школы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. Т. 3. № 4. С. 26-29.
7. Лебедева Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе // Высшее образование сегодня. 2007. № 8. С. 49-51.
8. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин // ФЭн-наука. 2012. Т. 1. № 9 (12). С. 48-49.
9. Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф.дис.. .канд.пед. наук. Н.Новгород, 2008. - 22с
10. Ниязова Г.Ж., Дуйсенова Г.А., Иманбеков Б.А. Особенности использования LMS Moodle для дистанционного обучения //Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 991994.
11. Опросы «Интернет в России». Основные результаты [Электронный ресурс] / Сайт: Фонд «Общественное мнение» -Режим доступа: http://www.fom.ru/.
12. Самерханова Э.К., Костылев Д.С. Разработка учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2011.
13. Самерханова Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. № 6. С. 65-68.
14. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.пос. для студ. высш.пед.учебн.заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева - М.: Академия, 2004.
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ed.gov.ru/, свободный.
16. Хозерова Т.П. Воспитательная компонента в процессе реформирования высшего профессионального образования: дис. ... канд.филос. наук. ВГИПУ, Нижний Новгород, 2011.
17. Цверов В.В., Булганина С.В Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.
18. Цверов В.В. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / В.В. Цверов, С.В. Булганина. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 98 с.
19. Шкунова А.А. Организация этико-когнитивных отношений в образовательном учреждении. дис... канд.пед. наук. ВГИПУ, Нижний Новгород, 2006.
Рецензент: Самерханова Эльвира Камильевна, Заведующая кафедрой прикладной математики и информатики ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), доктор педагогических наук, профессор.
Svetlana Bulganina
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod [email protected]
Tatiana Lebedeva
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod [email protected]
Tatiana Khozerova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod [email protected]
Angelika Shkunova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod [email protected]
Advantages and possibilities of using distance learning technologies by means of Moodle environment in the context
of the blended learning
Abstract. The object of the article under consideration is to investigate distance learning Moodle environment. Distance learning Moodle environment is designed for online courses and has the optimal set of resources available for the implementation of the blended learning. Distance learning in the context of high school is most effective not as an independent form of education, but as a part of the blended learning. Its advantage lies in the combination of the traditional (classroom) and independent (distance) training.
The article describes and substantiates the possibility and experience of the blended learning use for full-time students in the learning Moodle environment of Pedagogical University through various e-learning courses. The authors show in detail the individual elements of Moodle environment that are involved in the formation of certain knowledge, abilities and skills of the students, present the results of experimental research of the relationship, expectations, requests of the students to the e-learning environment. The research, carried out in the article and the results obtained have identified the most relevant criteria contributed to the successful learning of the courses. In students' and teachers' opinion, they are: accessibility and the structure of the material, the relevance of the content of the methodical recommendations to the requirements of the performed learning tasks, the opportunity to get additional course credits and the importance of quick access to the grade register, etc.
Developed courses and experience prove that the blended learning enhances the quality of student training, and the new approach of using the learning Moodle environment would be applicable to all the subjects. A content analysis of e-learning courses fully meet not only the internal requirements of the University, but also the expectations of the students towards e-learning environment.
Keywords: distance learning Moodle environment; blended learning; e-learning course; course structure; element of the course; module; information resources; methodical support of the subject; marketing research; interview.
REFERENCES
1. Bazhenov R.I. Ispol'zovanie sistemy Moodle dlja organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. 2014. № 3 (93). S. 174-175.
2. Bulganina S.V., Goncharova N.V. Issledovanie faktorov pozicionirovanija nizhegorodskih vuzov jekonomiko-upravlencheskogo profilja na rynke obrazovatel'nyh uslug // Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2007. № 21. S. 165-171.
3. Vasil'eva L.I., Egorov E.E., Lebedeva T.E. Privedenie kompetencij FGOS k kvalifikacionnym trebovanijam professional'nogo standarta, i ih realizacija v podgotovke menedzhera // V mire nauchnyh otkrytij. 2014. № 3 (51). S. 124-137.
4. Vinnik V.K. Obzor distancionnyh jelektronnyh platform obuchenija //Nauchnyj poisk. 2013. № 2.5. S. 5-7.
5. Gosudarstvennaja programma «Informacionnoe obshhestvo 2011-2018 gody». [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://ed.gov.ru/, svobodnyj
6. Zaharov A.V. Infokommunikacii v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly // Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. 2014. T. 3. № 4. S. 26 -29.
7. Lebedeva T.E. Informacionnye tehnologii na prakticheskih zanjatijah v vuze // Vysshee obrazovanie segodnja. 2007. № 8. S. 49-51.
8. Lebedeva T.E. Ispol'zovanie kejs-metoda v prepodavanii jekonomicheskih disciplin // F9n-nauka. 2012. T. 1. № 9 (12). S. 48-49.
9. Lebedeva T.E. Ispol'zovanie kompleksa informacionnyh tehnologij na prakticheskom zanjatii v vuze kak sredstva povyshenija kachestva podgotovki uchitelja: Avtoref.dis...kand.ped. nauk. N.Novgorod, 2008. - 22s
10. Nijazova G.Zh., Dujsenova G.A., Imanbekov B.A. Osobennosti ispol'zovanija LMS Moodle dlja distancionnogo obuchenija //Molodoj uchenyj. 2014. № 3 (62). S. 991-994.
11. Oprosy «Internet v Rossii». Osnovnye rezul'taty [Jelektronnyj resurs]/Sajt: Fond «Obshhestvennoe mnenie» -Rezhim dostupa: http://www.fom.ru/.
12. Samerhanova Je.K., Kostylev D.S. Razrabotka uchebnyh kursov v sisteme distancionnogo obuchenija Moodle: ucheb. posobie. - N.Novgorod: VGIPU, 2011.
13. Samerhanova Je.K., Krupodjorova K.R. Setevoe vzaimodejstvie pedagoga i studentov kak glavnoe uslovie sozdanija edinogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva // Shkola budushhego. 2011. № 6. S. 65-68.
14. Teorija i praktika distancionnogo obuchenija: ucheb.pos. dlja stud. vyssh.ped.uchebn.zavedenij / E.S. Polat, M.Ju. Buharkina, M.V. Moiseeva - M.: Akademija, 2004.
15. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gody. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://ed.gov.ru/, svobodnyj.
16. Hozerova T.P. Vospitatel'naja komponenta v processe reformirovanija vysshego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand.filos. nauk. VGIPU, Nizhnij Novgorod, 2011.
17. Суегоу У.У., Ви^ашпа Б.У Магкейп§оуое ¡Бвкёоуаше копкигепеп па Ш2Ье§огоё8кош гупке оЬга2оуа1е1'пуЬ ив1и§ // Уев1шк УокЬвко] §о8иёаге1уеппо] akademii vodnogo transporta. 2007. № 21. S. 142-149.
18 Суегоу У.У. Магкейп§оууе 1881еёоуапуа гупка: иеЬеЬпое ровоЫе / У.У. Суегоу, Б.У Ви1§ашпа. - МКоувогоё: УСТРЛ, 2003. - 98 Б.
19. БЬкипоуа Л.Л. 0г§аш2аеуа ]ейко-ко§пШупук оШовЬепу у оЬга2оуа1е1'пош иеЬге2кёепп. ... капё.реё. паик. УСТРи, №2кпу Коу§огоё, 2006.