Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Воднева Светлана Николаевна, Смирнова Елена Алексеевна

В статье рассматривается опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе вуза в условиях перехода на дистанционный формат обучения. Раскрыты понятия «дистанционное обучение», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», а также представлены данные опроса преподавателей и студентов регионального вуза о готовности перехода вуза на обучение с применением дистанционных технологий и эффективности такого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Воднева Светлана Николаевна, Смирнова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON APPLICATION OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the experience of the distance technologies use in the educational process of the university in the conditions of a transition to the distance learning format. The concepts of “distance learning”, “e-learning”, “distance educational technologies” are disclosed, as well as data from a survey of highschool-teachers and students of a regional university about the readiness of the university to switch to training using distance technologies and the effectiveness of such training are presented.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Выводы. Внедрение дистанционного обучения дает возможность эффективно достигать образовательных целей, уделяя внимание не только предметным знаниям, но и воспитанию всесторонне развитой личности, у которой с формированы метапредметные компетенции на цифровом и технологичном уровне. Формирование метапредметных компетенций в процессе обучения может эффективно осуществляться при создании определенных организационно-педагогических условий, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных обстоятельств, способствующих осуществлению образовательной деятельности, а именно: внедрение в образовательный процесс технологии дистанционного обучения, позволяющие использовать формы организации образовательного процесса, повышающих уровень самостоятельной активности и познавательный интерес обучающихся. Применение элементов дистанционного обучения в образовательном процессе открывает возможность личности активно развиваться, получать фундаментальные знания и успешно реализовать себя в современном мире.

Литература:

1. Абакумова Е.О. Дистанционное образование в условиях становления информационного общества // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1459-1463.

2. Ахъядов Э.С. Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 333-334.

3. Батаев А.В. Анализ российского рынка дистанционного образования // Молодой ученый. - 2015. -№21. - С. 350-353.

4. Голованова Ю.В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 163-167.

5. Захарченко Е.А., Тумакова Н.А. К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 924-926.

6. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. - 2017. - №11. - С. 466-469.

7. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

8. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Стратегии управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

9. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Хачатурова К.Р. Педагогическое творчество учителя как фактор развития творческого потенциала обучающихся // Непрерывное образование. 2017. № 2 (20). С. 64-67.

10. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Хачатурова К.Р. Педагогическое творчество учителя как фактор развития творческого потенциала обучающихся // Непрерывное образование. 2017. № 2 (20). С. 64-67.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета русской

филологии и иностранных языков Воднева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры европейских

языков и культур Смирнова Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)

О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе вуза в условиях перехода на дистанционный формат обучения. Раскрыты понятия «дистанционное обучение», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», а также представлены данные опроса преподавателей и студентов регионального вуза о готовности перехода вуза на обучение с применением дистанционных технологий и эффективности такого обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, система дистанционного обучения.

Annotation. The article discusses the experience of the distance technologies use in the educational process of the university in the conditions of a transition to the distance learning format. The concepts of "distance learning", "e-learning", "distance educational technologies" are disclosed, as well as data from a survey of highschool-teachers and students of a regional university about the readiness of the university to switch to training using distance technologies and the effectiveness of such training are presented.

Keywords: distance learning, distance learning technologies, distance learning system.

Введение. Современный образовательный контекст характеризуется стремительным вхождением в дидактическую парадигму, отличительным признаком которой становится интенсивное включение в процесс обучения дистанционных технологий и интерактивных ресурсов.

Использование дистанционных форм обучения существует в практике обучения со второй половины XX века. Так, в 1939 году во Франции был основан Национальный центр дистанционного образования CNED (фр. Centre national d'enseignement а distance), в 1969 году в Великобритании был создан Открытый университет. В России наиболее интенсивно дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы после принятия в 1995 году «Концепции о создании и развитии единой системы дистанционного образования в России».

Если дистанционное образование в начале своего пути ассоциировалось с заочным обучением, то сегодня оно связывается в первую очередь с информационно-коммуникационными технологиями, которые создают новые возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В настоящий момент Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно предоставляет возможность образовательным организациям «применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти...» [8]. Кроме этого, также говорится и о возможности реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования также предусматривают возможность «применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [9], что позволяет оптимально обеспечить интегрированное взаимодействие аудиторных и дистанционных форм обучения.

Изложение основного материала статьи. Расширяющееся применение дистанционных форм обучения находит свое отражение в многочисленных научных публикациях, посвященных различным аспектам интеграции дистанционного обучения в образовательный процесс на всех уровнях образования [2; 5; 6]. Сегодня можно констатировать, что словосочетания «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные технологии» являются одними из наиболее частотных.

В большом количестве исследований данные понятия рассматриваются как синонимичные и взаимозаменяемые. Вместе с тем, отдельные исследователи (Курицына Г.В., Кислухина И.А.) предпринимают попытки преодолеть терминологическое смешение и проанализировать специфику данных категорий. При этом обращается внимание на недостаточную разработанность понятийно-категориального аппарата и на отсутствие четкой теории дистанционного обучения [4].

Значительный вклад в исследование проблематики дистанционного образования внесли российские ученые А.А. Андреев, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин и др.

А.А. Андреев определяет дистанционное образование как «синтетическую, интегральную гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причём процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1].

Очевидно, что понятие дистанционное образование является более широким по сравнению с дистанционным обучением. По мнению А.А. Андреева и В.И. Солдаткина «дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33].

В современной трактовке дистанционное обучение рассматривается как «обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно, и их взаимодействие основано на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий» [3, с. 40].

Таким образом, в качестве ключевых параметров дистанционного обучения выделяют интерактивность, когда преподаватель и обучающиеся находятся в постоянном взаимодействии, а информационно-коммуникационные средства позволяют обеспечить данную интерактивность.

В 2015 году в Минобрнауки РФ были разработаны «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ». В данном документе предлагались две модели использования дистанционных образовательных технологий - полностью дистанционное обучение, когда обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы) и частичное использование дистанционных образовательных технологий, при которой очные занятия чередуются с дистанционными.

В одном из исследований И.А. Кислухиной указывается, что наибольшее распространение в процессе обучения получили три группы дистанционных образовательных технологий - кейс-технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология. Кейс-технология предполагает предоставление обучающимся комплекта учебно-методических материалов на различных видах носителей информации. Интернет-технология предполагает дистанционный доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам. Телекоммуникационная технология основана на интерактивном взаимодействии обучающихся с преподавателем и обеспечении доступа к информационным образовательным ресурсам [3].

Данные технологии дистанционного обучения позволяют формировать современную дистанционную образовательную среду, в которой находят отражение три основных компонента:

1) учебное содержание, четко структурированное и представленное в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации;

2) методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;

3) инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать возможности дистанционных форм обучения [9].

В настоящее время вузы активно переходят на дистанционное обучение. Нами был проведен опрос среди студентов и преподавателей одного из региональных вузов. Всего приняло участие 46 преподавателей и 198 студентов.

Так, было выявлено, что 82,2% опрошенных не имели раньше опыт использования дистанционных технологий, таких, как Google Classroom, Google Meet, iSpring Online, Edmondo, OnLineTestPad и т.п. в профессиональной или учебной деятельности. Респонденты указали, что ранее для профессиональной и учебной деятельности использовали такие средства дистанционного общения, как электронная почта (68,3%), социальные сети (71,3%); платформы Zoom, Discord, Moodle использовали 2% респондентов. Ранее не использовали дистанционные технологии для учебного или профессионального общения 15,8% опрошенных.

Большинство региональных вузов в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации осуществили резкий и вынужденный переход на обучение с применением дистанционных технологий. На

вопрос, возникали ли у Вас трудности при работе в LMS Moodle, используемой в настоящее время в Вашем университете, 76,2% респондентов указали, что такие трудности возникают у них иногда, 13,9% респондентов испытывают такие трудности постоянно, 9,9% опрошенных не испытывали трудностей при работе в LMS (Learning Management System). Основные трудности были связаны с техническими проблемами: на сбои в системе указали 73,3%, отсутствие подключения к сети Интернет было проблемой для 40,6% респондентов. На непонятный интерфейс указали 30,7 % опрошенных, на недостаточную оснащенность компьютера необходимым программным обеспечением 25,7%. У 8% респондентов отсутствует дома компьютер или ноутбук, из них 4 % отметили, что приходится работать с телефона, а это неудобно.

Респонденты указали также на трудности организационного характера, такие, как: трудность соблюдение графика выполнения работ (62,4%), отсутствие обратной связи с преподавателем/ студентом/ группой (41,6%). Респонденты указывали, что предлагаемые курсы не ориентированы на формат дистанционного обучения (36,6 %), отсутствовали понятные инструкции (47,5%). Однако 5% респондентов не испытывали трудностей организационного характера.

Респонденты указали также на трудности психологического характера: 62,4% респондентов жаловались на отсутствие непосредственного контакта с преподавателем/ студентом/ группой; 35,6 % опрошенных указали на то, что не умеют планировать свое время, а 12,9% респондентов подчеркнули, что не умеют работать самостоятельно. 33,7% респондентов высказали нежелание работать в дистанционном режиме. 9,9% респондентов указали на большой объем заданий и малый или ограниченный срок для выполнения заданий. Эта же группа респондентов указала на то, что срок выполнения заданий системой задан не корректно (например: «срок выполнения 30 апреля 00:00, что фактически означает 29 апреля»), что вызывает психологический дискомфорт, и, по мнению одного из респондентов «может привести к нервному срыву».

На вопрос о том, кто помогал в преодоление трудностей, ответы респондентов распределились следующим образом: никто 48% респондентов; коллеги/ однокурсники 40%; для 12,9% студентов это был преподаватель, и лишь для 5,9% респондентов преодолевать трудности помогал технический помощник или тьютор.

Респондентам был задан вопрос, сколько времени они ежедневно работают в дистанционном режиме. 53,5% респондентов работают в дистанте более 6 часов, 19,8 % проводят за работой у компьютера 5-6 часов. Такое же количество опрошенных работают 2-4 часа в день. Менее 2 часов за работой проводят 6,9 % респондентов.

Средняя оценка эффективности работы в LMS по шкале от 1 до 5 составила 3,4. Респондентов попросили оценить значимость разных видов работ в LMS. Оценки среди таких видов работ, как видеоконференции, лекции, творческие задания, семинары, контроль знаний распределились одинаково, и составили по каждому виду около 40 %. Следует отметить, что 4% опрошенных указали, что лекции и семинары в их группе онлайн не проводятся, а на платформе LMS студентам предлагаются только тесты.

Нами был также задан вопрос, хотели бы респонденты в будущем использовать элементы СДО в учебном процессе в вузе. Ответы распределились следующим образом: положительно ответили 57,4%, причем абсолютно согласны из них 10,9% опрошенных; хотели бы иногда использовать дистанционные технологии 18,8%; а 27,7% опрошенных ответили положительно, но указали, что «зависит от содержания дисциплины». Отрицательный ответ дали 29,7% респондентов. Затруднились дать ответ - 11,9%. Один респондент прокомментировал данный вопрос, что в настоящее время «это самообучение, а не учёба в университете».

На вопрос с множественным выбором, что необходимо для эффективного включения LMS в учебный процесс, 66,3% респондентов указали на необходимость правильно распределять время для создания курсов / выполнения заданий. 54,5% студентов указали, что необходимо повышать их мотивацию. 44,6% респондентов подчеркнули необходимость обновления материально-технической базы. 41,6% преподавателей высказали пожелание повышения своей квалификации в данной сфере.

На вопрос, может ли дистанционное обучение полностью заменить очное обучение, абсолютное большинство респондентов, а именно 67,3% ответили отрицательно. 20,8% ответили утвердительно. Затруднились дать ответ 11,9%.

Респондентам был предложен вопрос, какие профессионально-значимые качества личности преподавателя важны для работы в LMS. В порядке убывания рейтинг распределился следующим образом: коммуникативность, ответственность, стрессоустойчивость, техническая грамотность, умение планировать время.

На вопрос, какие личностные качества студента важны для работы в LMS, рейтинг качеств выглядит так: ответственность, умение распределять время, стрессоустойчивость, коммуникативность, техническая грамотность.

На вопрос, какие преимущества имеет дистанционное обучение перед традиционным очным обучением, ответы распределились следующим образом: доступность из любой точки, возможность обучаться не выходя из дома, обучение в индивидуальном режиме, возможность совмещать учебную и профессиональную деятельность, большое количество участников, низкие затраты на обучение.

Среди недостатков, которые имеет дистанционное обучение в сравнении с традиционным очным обучением, были указаны следующие: ограничение возможности получения практических навыков, отсутствие непосредственного контакта участников образовательного процесса, качество контроля знаний, зависимость от технических средств, проблемы самоорганизации.

Для 66,7% в настоящий момент дистанционное обучение это усложнение учебного процесса. 18,8% респондентов считают, что дистанционное обучение - это упрощение учебного процесса. 14% респондентов дали отрицательные ответы, сопроводив комментариями: «дистанционное обучение означает ухудшение здоровья, стресс, целый день за компьютером», «дистанционная учеба - это мучение, психологическое и физическое, провожу за ноутбуком, буквально, весь день, чтобы все вовремя выполнить, появились проблемы со здоровьем», «усложнение учебного процесса и настоящий кошмар», «ненависть к обучению и к образовательному процессу», «профанация учебного процесса», «зависит от предмета: в одних дисциплинах можно разобраться самому, а в других без преподавателя, который покажет и объяснит сложные случаи, не обойтись».

Лишь один респондент прокомментировал положительно свой ответ: «лучший вариант, если бы я могла, я бы продолжила так учиться и дальше».

Выводы. Проведенное нами исследование показало, что преподаватели и студенты регионального вуза не были готовы к резкому переходу на дистанционный формат обучения. До этого перехода большинство преподавателей и обучающихся не осуществляли профессиональное или учебное общение посредством дистанционных технологий. Все целевые группы столкнулись с техническими, организационными и психологическими трудностями. Неумение планировать и распределять время, работать самостоятельно оказалось для большинства студентов серьезной проблемой в освоении учебного материала. Нехватка знаний технического и практического характера по работе в LMS осложнило подготовку и проведение занятий для многих преподавателей. Основную проблему составило техническое оснащение образовательного процесса. Оказалось, что большое количество обучающихся не имеют необходимого технического оснащения (непрерывный интернет, веб-камера, собственный ноутбук или компьютер).

Необходимо выделить также и положительные аспекты резкого перехода в дистанционную форму обучения. Преподаватели были поставлены в условия, когда нужно было быстро освоить работу на образовательных интернет-платформах, научиться разрабатывать онлайн-курсы учебных дисциплин, быть в активном поиске эффективных форм взаимодействия с применением дистанционных технологий со студентами и коллегами. Студентам также пришлось быстро ориентироваться в новых условиях, развивать навыки коммуникации, научиться эффективно распределять время. Стало совершенно очевидно, что применение дистанционных технологий обучения - это не далекая перспектива, а наше настоящее. И, если сегодня для большинства опрошенных студентов и некоторого числа преподавателей регионального вуза дистанционная форма обучения вызывает отрицательные отзывы, то, изучая опыт применения дистанционных технологий одного из ведущих вузов страны - НИУ Высшая школа экономики, необходимо стремиться к тому, чтобы LMS способствовала «повышению уровня и качества методической, дидактической, информационной поддержки организации учебного процесса для студентов, преподавателей и административных работников» [7].

Литература:

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Дистанционное обучение в школе: возможно или нет? // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 31-32.

3. Кислухина И.А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы. Электронный ресурс. URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения 02.04.2020).

4. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - Вып. 2. - С. 34-50.

5. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

6. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Стратегии управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

7. Сайт НИУ Высшая Школа Экономики. Электронный ресурс. URL: Режим доступа: https://spb.hse.ru/aup/oep/lms_spb (дата обращения 23.04.2020).

8. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/(дата обращения 06.04.2020).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125. Электронный ресурс. URL: Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения 05.04.2020).

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Низова Диана Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ В КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей и особенностей использования логопедической тетради как дидактического средства в коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников. Дается типология дисграфических нарушений, рассматривается методический инструментарий организации коррекционной работы с детьми в условиях общеобразовательной школы. Приводятся результаты исследования эффективности использования авторской логопедической тетради в коррекции дисграфии у младших школьников. На основе анализа теоретических источников и практической работы в школе (г. Нижний Новгород) раскрыта значимость логопедической тетради как современного печатного обучающего средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.