УДК 37.012.3
Дистанционные технологии как способ формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Distance technologies as a way of forming motivation for the educational activities of primary school students
Громоздова О.А., МБОУПрогимназия №131, [email protected] Маковец А-C., КГПУ им. В.П. Астафьева, [email protected] Маковец Л.А., КГПУ им. В.П. Астафьева, [email protected]
Gromozdova O., Progymnasium №131, [email protected] Makovets A., KSPUnamed after V.P. Astafyev, [email protected] Makovets L., KSPU named after V.P. Astafyev, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.021
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-платформы, начальная школа, учебная мотивация, успешность, учебная деятельность.
Keywords: distance learning, internet platform, primary school, learning motivation, success, learning activities.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена быстрым развитием дистанционных технологий обучения школьников и востребованностью интернет образования. Сегодня в России представлен самый широкий спектр образовательных ресурсов для удаленного обучения, ориентироваться в которых непросто. Авторы поставили себе цель проанализировать приемы образовательных интернет платформ с точки зрения их роли в формировании такого важного предиктора успешности ученика начальной школы, как мотивация к учебной деятельности. В статье сформулированы основные задачи, стоящие перед педагогом в условиях дистанционного образования, предложены основания для выбора образовательной онлайн-платформы, и сделаны выводы о роли цифровых технологий в образовании младших школьников. Статья предназначена в первую очередь для учителей начальных классов, а также родителей школьников и всех, кто включен в дистанционное обучение.
Abstract. The relevance of the article is explained by the rapid development of distance learning technologies for schoolchildren and the demand for Internet education. Today in Russia there is the widest range of not easy to navigate educational resources for distance learning, which are not easy to navigate. The authors set the goal of analyzing the techniques of educational Internet tools from the point of view of their role in the formation of such an important predictor of the success of a primary school student as motivation for learning activities. The article formulates the main tasks facing the teacher in the context of distance education, suggests the grounds for choosing an educational online platform, and draws conclusions about the role of digital technologies in the education of primary schoolchildren. The article is intended for primary school teachers as well as parents of schoolchildren and everyone involved in distance learning.
Введение. В современном обществе ключевыми ценностями являются успешность в профессии и самореализация, которая отвечает устремлениям и способностям личности. Движение к этому начинается в детстве, и одна из задач современного учителя - помочь каждому ученику осознать свои возможности, раскрыть свой потенциал и начать движение к поставленной жизненной цели.
Успехом и успешностью занимаются многие науки: социология, экономика, педагогика,
история, политология и, конечно, психология. Успешность как потребность человека рассматривали и К.Д. Ушинский и С.Л. Рубинштейн [10;13]. В середине ХХ века эта тема была оставлена отечественными учеными, и вот в 1990-х годах, когда наше общество начало меняться под влиянием европейских ценностей, об успешности заговорили снова. Предикторами успешности выступают разные факторы: согласно биологически ориентированным теориям одаренности ими, например, являются
генетически заложенные особенности человека (интеллект, способности и пр.).
Но и практикам, и теоретикам в последнее время становится очевидна недостаточность опоры только на интеллект и природные способности в прогнозировании успешности. Р. Стернберг пришел к выводу, что интеллект как предиктор успеха уступает уровню мотивации [11]. Мотивация, по мнению таких авторов, как Хекхаузен, Хеллер, является одним из необходимых условий успешности в школе, вузе, бизнесе и профессии [3]. Она имеет наибольшее значение при движении к успешности человека в таких областях жизни, где преобладающую роль играет деятельность, направленная на получение определенного результата, который может быть в итоге оценен в соответствии с принятыми нормами. В младшем школьном возрасте эта деятельность - учебная.
Методология и ход исследования. В данной работе мы рассматриваем учебную деятельность так, как ее понимали отечественные ученые, основоположники теории учебной деятельности В.Г. Васильев, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. [1;4;14].
Основные характеристики учебной деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3) общие способы действия предваряют решение задач;
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой;
5) изменения психических свойств и поведения обучающегося происходят «в зависимости от результатов своих собственных действий» [4]. Мотивация в контексте этой теории формируется в самом процессе учебной деятельности через решение учебных задач, путем выполнения учеником учебных действий.
Специалисты в областях педагогики и психологии сходятся во мнении о том, что результат деятельности обучающегося в первую очередь зависит от его потребностей и побуждений, его мотивации. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» любой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание [5, с.220].
А.К. Маркова пишет: «Формировать мотивацию значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (что могло бы привести к
манипулированию другим человеком), а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика» [7, с.97].
Для полного раскрытия темы следует уточнить, что есть мотивация. «Мотивация (от лат. movere) - это побуждение к действию, а также процесс динамический - психологического и физиологического характера, который управляет поведением человека, определяет его активность, направленность, устойчивость и
организованность, а также возможности человека удовлетворять свои материальные потребности благодаря труду» [6, с.367].
Рассматривая мотивацию как составляющую процесса усвоения материала, которая обеспечивает его результативность, необходимо иметь в виду, что мотивация есть сторона субъективного мира ученика: она определяется его личными представлениями и побуждениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда и сложности появления мотивации со стороны. Учитель может лишь в некоторой степени оказать на нее влияние, если будет создавать предпосылки и формировать основания, на базе которых у учеников появится личный интерес к работе [8, с.30].
Владея знаниями о видах мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления положительной мотивации.
На сегодняшний день у педагогов имеется большой арсенал методов, приемов и технологий формирования устойчивой положительной мотивации детей к учебной деятельности.
Весной 2020 года ученики были вынуждены уйти из классов на дистанционное, бесконтактное обучение. Дети, ориентированные на успех в учебной деятельности, потеряли возможность получать эмоциональное подкрепление своих достижений, а учителя оказались лишены привычных инструментов для поддержания учебной активности школьников. При этом есть основания полагать, что дистанционные формы образования прочно входят в нашу жизнь, дополняя традиционные образовательные процессы, - так что, на наш взгляд, тема мотивации учебной деятельности учащихся в цифровой среде является острой и требует оперативного решения. В данной работе мы рассмотрим специфику мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте в условиях дистанционного обучения.
В октябре прошлого года нами было проведено исследование на базе МБОУ Прогимназия №131, в котором участвовало 34 ученика 2-х классов.
Продиагностировать уровень
сформированности мотивации учебной деятельности в условиях, когда испытуемый и исследователь находятся по разные стороны экрана очень непростая задача. Многие методики
проводятся фронтально или индивидуально, используя анкеты на бумажных носителях. В нашей работе мы перевели выбранные методики в гугл форму и дали задание поучаствовать в опросе каждому ученику, используя его планшет. Для диагностики были использованы методики Н.Г. Лускановой, М.Р. Гинзбурга, Т.Д. Дубовицкой.
Результаты представлены на рисунке 1.
60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 1. -Итоговыйуровень сформированностиучебной мотивации младших школьников (%)
Анализ полученных результатов показал, что большинство второклассников находится на среднем уровне развития учебной мотивации с тенденцией к низкому уровню, что подтвердило необходимость поиска и проведения дополнительных мероприятий в дистанционном режиме.
Результатом всего нескольких непростых для учителей, учеников и родителей месяцев бесконтактного обучения стало как появление новых, так и распространение уже известных педагогическому сообществу и
регламентируемых 16 статьей ФЗ «Об образовании» форм реализации учебного процесса
[9].
На сегодня существует масса форм дистанционных образовательных технологий: е-та1; дистанционное обучение в сети Интернет, педагогическое сопровождение учащихся с помощью базовой цифровой платформы ШИО-Движение, интернет уроки и т.д. Нас здесь интересуют доступные большинству учителей и школьников образовательные цифровые платформы.
Государство и бизнес быстро заполняют появившуюся в образовании нишу. Современному ученику предлагается больше полусотни крупных образовательных платформ. Каждая из них пытается заинтересовать пользователей и как
можно выгоднее «продаться». Около 25 подобных ресурсов рекомендуется Министерством просвещения, Министерством образования и науки Российской Федерации: Дневник.ру, Mood1e, Goog1eКласс и др.
Часть из них направлены на удовлетворение интересов и потребностей учителя: предлагают экономить время на проверке детских работ, обеспечивают растущими базами готовых заданий.
Другие платформы особо рассчитаны на привлечение младших школьников - игровыми технологиями, ярким дизайном, понятным интерфейсом. Ученику нравятся анимация, веселые и позитивные персонажи, которые «растут» вместе с ним. На самых продвинутых платформах существует система рейтингов, баллов, наград и поощрений. Такие платформы, как Учи.ру, позволяют ребенку пережить успех, приняв участие в посильной олимпиаде и получить результат, который можно предъявить обществу. Есть ряд эффективных геймификационных механик, которые позволяют успешно работать с мотивацией ученика. Это онлайн-олимпиады, квесты и марафоны, которые вовлекают миллионы детей и взрослых в учебу по всему миру. Соревновательная упаковка и социальная составляющая в итоге спасают от прокрастинации, особенно на длительных
дистанциях, решают проблему монотонности обучения. Аналогичным образом работает прием с начислением баллов. Платформы предлагают пользователям собирать очки, коллекционировать бейджи, наблюдать свой прогресс в обучении. Это включает азарт и желание достигать большего, а значит - учиться.
Другая эффективная механика - нарратив. Она подразумевает вплетение истории в образовательный курс. Суть заключается в том, что ребенку приходится решать задачи для того, чтобы узнать, куда приведет героев сюжетная линия. Пользователям интересно следить за сюжетом, они ждут окончания истории, поэтому постоянно возвращаются к решению заданий. Если вариантов решения задачи несколько, то ученик может проходить задания вновь и вновь, чтобы узнать все возможные варианты развития сюжета, закрепляя параллельно учебный материал.
Все эти приемы и техники сокращают сроки обучения. Когда ученик заинтересован, у него нет внутреннего сопротивления, он гораздо быстрее справляется с заданием. Растет и академическая успеваемость. По исследованиям команды Учи.ру, темпы прироста знаний у учеников, которые подключают онлайн-занятия к классическим, в два раза выше, чем при обучении исключительно в офлайн-формате [12]. И самое важное: детям нравится сам процесс учебы. Это уже не что-то навязанное и скучное, а увлекательное, интересное, то, что хочется делать самому.
Результаты исследования. Мы видим, что способы формирования мотивации, которые могут предложить авторы образовательных интернет-платформ, очень разнообразны.
Анализ основных приемов мотивирования детей в современных образовательных платформах представлен в таблице 1.
Прием, который использует платформа Основное преимущество Платформа
Геймификация Пробуждение интереса ребенка к урокам Учи.ру, ШИО-Движение, ЯКласс и др.
Нарратив Побуждение к продолжению решения задач, дальнейшему обучению
Элементы игры Управление вниманием аудитории и вовлечение ее в происходящее в новых образовательных форматах Учи.ру и др.
Learning by doing Учи.ру и др.
Образовательные мультфильмы Мотивация интереса к школьным предметам Учи.ру: «Заврики»
Соревновательные моменты (олимпиады, конкурсы, состязания) Поддержка азарта, спортивного интереса Учи.ру, ШИО-Движение, ЯКласс, СберКласс и др.
Постоянный диалог с системой Возможность двигаться в своем темпе, поддержка и помощь системы Учи.ру, СберКласс
Системно-деятельностный подход Постепенность знакомства с правилом: создается иллюзия, что ребенок открыл его сам Учи.ру, ШИО-Движение, ЯКласс, СберКласс
Самостоятельность при выборе задания Поддержание познавательного интереса, индивидуальная траектория движения Учи.ру, ШИО-Движение ЯКласс, СберКласс, Российская электронная школа, Реши-пиши
Интеллектуальный вызов Учи.ру, ШИО-Движение, ЯКласс и др.
Наглядная и понятная ребенку форма Простота в использовании Российская электронная школа, Реши-пиши, СберКласс, Учи.ру, ЯКласс
Виртуальный помощник Создание атмосферы комфорта и доверия Учи.ру, СберКласс
Организация сообществ по интересам Создание атмосферы причастности к общему коллективному результату Учи.ру, ШИО-Движение
Сетевое взаимодействие Возможность находить единомышленников ШИО-Движение, ЯКласс
Таблица 1. - Основные приемы мотивации пользователей в образовательных платформах
Данные приемы, бесспорно, работают, и образовательные платформы успешно реализуют свой замысел. Это видно на примере участия учеников 1 - 2 классов в марафоне Учи.ру в октябре 2020 года в прогимназии № 131 г. Красноярска, см. рисунок 2.
По правилам марафона, за несколько дней ученики класса должны решить 500 карточек и заработать 500 баллов. Многократное превышение количества выполненных заданий иллюстрирует заинтересованность школьников в работе на платформе.
Рисунок 2. - Пример активности школьников на платформе Учи.ру
Но, несмотря на это, по нашему мнению, нельзя говорить, что активное выполнение заданий на платформах - свидетельство высокой мотивации школьников к учебной деятельности. Искомая мотивация к учебе рождается, развивается и осознанно формируется только в процессе самой учебной деятельности [2]. Данные платформы не создают условий для учебной деятельности в том объеме, который необходим для четкого становления мотивации: нет полноценной организации коллективной поисковой деятельности, непосредственной взаимосвязи с ведущим взрослым и одноклассниками. Если платформа не предполагает возможности учебной деятельности в виде решения учебной задачи через выполнение учебных действий, то о формировании мотивации к ней говорить трудно.
Сегодня учащийся может найти ответы практически на любые вопросы не только в книгах или у окружающих людей, как в доцифровую эпоху. Главным информационным ресурсом для людей практически любого возраста стал Интернет. Автоматизировать навыки поиска ответов на вопросы позволяет великое множество платформ, таких как Учи.ру, ЯКласс, Решу ВПР и прочих. Современная школа давно перестала быть транслятором знаний. И основные функции учителя в наше время - введение ребенка в учебную деятельность, помощь в формировании
способности самостоятельно ставить перед собой учебную задачу и тем самым - способности к самоизменению.
Сформулировать учебную задачу в состоянии каждый, кто испытывает потребность в освоении нового способа действий или получении новых знаний. Однако решить поставленную самостоятельно задачу может только тот, кто знает, что нужно делать в данной ситуации. Именно поэтому вход в учебную деятельность для ребенка невозможен без взрослого. По нашему мнению, без живого взаимодействия с педагогом и одноклассниками на этапе становления учебной деятельности подобная работа очень затруднительна, а, следовательно, и в формировании мотивации к учебной деятельности существуют пробелы. Необходимо найти такие ресурсы и технологии, которые позволят организовать решение учебной задачи на удаленном доступе.
В данной работе мы предлагаем рекомендации по организации обучения в современных условиях, которые характеризуются
нестабильностью образовательного процесса, переходом от очного к дистанционному обучению, изобилием онлайн-ресурсов, отсутствием проверенных технологий по организации подобного процесса обучения. Наши рекомендации, сформулированные в виде задач, стоящих перед педагогом, изложены в таблице 2.
Таблица 2. - Задачи, стоящие перед педагогом при формировании мотивации к учебной деятельности в условиях дистанционного обучения
Задачи Пояснения
Организация обеспечения необходимых технических условий для учителя и учащегося Наличие планшета у ученика (минимальные требования: диагональ не менее 10,2 дюйма, выход в Интернет). Наличие необходимых условий в кабинете класса: Wi-Fi, необходимое количество точек для подзарядки аккумуляторов планшетов
Определение основных ресурсов для работы Учи.ру Zoom-конференция Ints.pro
Определение минимальных умений, которыми должен овладеть школьник на самых первых этапах обучения Умения: включать-выключать планшет, подключать зарядное устройство, находить сеть Wi-Fi и подключать к ней гаджет, находить в планшете необходимые для работы ярлыки, загружать задания, подгружать фотографию ответа, пользоваться чатом, открывать конференцию Zoom по ссылке, коду идентификации и паролю, запускать демонстрацию своего рабочего стола, использовать комментарии, освоить основные инструменты, предлагаемые платформой
Организация смешанного обучения Предложенное командой А.Б. Воронцова смешанное обучение объединяет оперативность дистанционного обучения и живость очных встреч, что позволяет сделать его интересным и полезным для учащихся. Это равнозначное участие родителей и учителя в образовательном процессе, активное включение первых на начальном этапе, чередование онлайн- и очных форм организации учебного процесса
Организация работы с родителями учеников Через мессенджеры Ватсап, Вайбер, Электронный журнал
Организация освоения учащимися знаков коммуникации (отношение к высказанному: «-», «+», «?» и т. д.) Введение знаков, предложенных Г.А. Цукерман в курсе «Введение в школьную жизнь»
Организация учебной деятельности Учебная деятельность организуется через постановку и решение учебных задач онлайн
Составление дорожной карты по реализации поставленных задач Данные задачи должны быть решены в кратчайшие сроки с учетом возрастных особенностей младшего школьника
Контроль и оценка полученных результатов Рефлексия
При выборе интернет ресурсов следует учесть, что больше не значит лучше. Требуется остановить свой выбор на нескольких образовательных платформах, чтобы не допустить перегрузки детей. В таблице 3 представлены основные платформы, которые мы считаем
наиболее подходящими для организации дистанционного обучения в начальной школе, максимально эффективно формирующие мотивацию учебной деятельности младшего школьника.
Платформа Основание для выбора
Учи.ру Самая яркая и «продвинутая» платформа, предлагающая максимальные возможности для мотивации школьников, рекомендованная Министерством просвещения, Министерством образования и науки Российской Федерации. Позволяет запустить механизм формирования мотивации на первых этапах учебной деятельности
Таблица 3. - Основания для выбора образовательной онлайн-платформы
Продолжение таблицы 3
Платформа Основание для выбора
Zoom-конференция Позволяет: организовать постановку и решение учебной задачи, поддерживать визуальный контакт, моментально получать обратную связь, обеспечивать групповое взаимодействие непосредственно на уроке, представлять результаты работы на общее обсуждение, при помощи знаков «+», «-», «?» осуществлять действия контроля и оценки
Ints.pro Платформа Федеральной сети школ и классов развивающего обучения. Позволяет без включения ученика в соцсети и мессенджеры безопасно обеспечить обратную связь, организовать сетевое взаимодействие учеников, создать индивидуальную программу для каждого ребенка. Является площадкой для новых проб и ситуаций переживания успеха учеником
При организации работы, безусловно, следует учесть требования СаНПин.
Заключение. На данный момент в России существуют образовательные платформы, которые ставят перед собой задачу формировать познавательные мотивы пользователей через особую организацию учебного процесса (геймификацию, нарратив и прочие приемы). Опыт учителей показал, что поставленные задачи решаются довольно успешно.
Мы видим, что мотивы, которые формируются различными образовательными платформами, отличаются от мотивов, рождающихся и развивающихся в очной учебной деятельности. Но интернет ресурсами нельзя пренебрегать -необходимо использовать этот мощный
инструмент в формировании мотивации младшего школьника на том этапе, когда учебная деятельность еще только становится основной и ведущей. Необходимо учесть все возможности переживания успеха учеником в цифровой среде, что впоследствии поможет становлению его успешности в учебной деятельности в целом.
Учитель при использовании образовательных интернет ресурсов перестает быть транслятором знаний, а становится модератором процесса обучения: он может грамотно и тонко использовать все возможности цифровых технологий для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности младшего школьника.
Литература:
1. Васильев В.Г. Развивающее обучение: основание методики и технологии / В.Г. Васильев // Материалы XII научно-практической конференции «Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности», Красноярск, апрель 2002 г. -Красноярск, 2002. - С. 77-84.
2. Васильев В.Г., Борисова Н.Н. Четыре этюда о развивающем обучении / В.Г. Васильев, Н.Н. Борисова, М.О. Игошина, Т.Н. Комлева, И.Е. Монакова. - М.: Перемены, 2005. - 50 с.
3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. - М.: Эксмо, 2019. - 24 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
11. Стернберг Р. Интеллект успеха. - М.: Попурри, 2015. - 400 с.
12. Учи.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uchi.ru
13. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности / К.Д. Ушинский. - М.: АСТ, 2018. - 572 с.
14. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
References:
1. Vasiliev V.G. Developing education: the basis of methodology and technology / V.G. Vasiliev // Materials of the XII scientific-practical conference "Pedagogy of development: ideas, achievements, opportunities", Krasnoyarsk, April 2002 - Krasnoyarsk, 2002. - P. 77-84.
2. Vasiliev V.G., Borisova N.N. Four etudes about developing education / V.G. Vasiliev, N.N. Borisova, M.O. Igoshina, T.N. Komleva, I.E. Monakov. - M.: Change, 2005. - 50 p.
3. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation / T.O. Gordeeva. - M.: Publishing Center "Academy", 2006. - 336 p.
4. Davydov V.V. Theory of developing education / V.V. Davydov. - M.: INTOR, 1996. - 544 p.
5. Zimnyaya I.A. Psychology of teaching foreign languages at school / I.A. Winter. - M.: Education, 1991. -222 p.
6. Ilyin E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. -SPb.: Peter, 2006. - 512 p.
7. Markova A.K. Formation of motivation for
learning: A book for a teacher / A.K. Markov and others -M.: Education, 1990. - 192 p.
8. Markova A.K. Formation of motivation for learning at school age: A guide for teachers / A.K. Markov. - M.: Education, 2003. - 96 p.
9. Russian Federation. Laws. Federal Law "On Education in the Russian Federation": text with amendments and additions for 2019 - M.: Eksmo, 2019. - 24 p.
10. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein. - SPb.: Peter, 2002. - 720 p.
11. Sternberg R. Intelligence of success. - M.: Potpourri, 2015. - 400 p.
12. Uchi.ru [Electronic resource]. - Access mode: www.uchi.ru
13. Ushinsky K.D. My parenting system. About morality / K.D. Ushinsky. - M.: AST, 2018. - 572 p.
14. Elkonin B.D. Introduction to developmental psychology (in the tradition of Vygotsky's cultural-historical theory) / B.D. Elkonin. - M.: Trivola, 1994. - 168 p.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторах:
Громоздова Олеся Александровна (г. Красноярск, Россия), заместитель директора МБОУ Прогимназия №131, e-mail: [email protected]
Маковец Ангелина Сергеевна (г. Красноярск, Россия), обучающийся КГПУ им. В.П. Астафьева, email: [email protected]
Маковец Людмила Анатольевна (г. Красноярск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики и психологии начального образования, КГПУ им. В.П. Астафьева, e-mail: [email protected]