Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 110PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бероева Е.А., Каргапольцева Н.А. Возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/110PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Beroeva E.A., Kargapoltseva N.A. (2019). Opportunities for additional professional education in the development of professional competence of the teacher. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/110PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 378.091 ГРНТИ 14.07
Бероева Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия Ведущий специалист по учебно-методической работе факультета «Повышения квалификации
и переподготовки государственных и муниципальных служащих»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=995478
Каргапольцева Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия Профессор кафедры «Общей и профессиональной педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile .asp?id=338149
Возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя
Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации возможностей дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя. Теоретической основой рассмотрения послужили исследования в области основополагающих идей дополнительного профессионального образования преподавателей, теории возможностей и индивидуализации образовательного процесса. Анализ тематических источников и обобщение педагогического опыта позволили уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность преподавателя».
В науке описаны различные методы и подходы к развитию профессиональной компетентности в образовательном процессе. Однако особенность дополнительного профессионального образования требует выявления новых педагогических возможностей для решения вопроса о развитии профессиональной компетентности преподавателя.
Представлен и проанализирован опыт реализации педагогических возможностей дополнительного профессионального образования в Оренбургском государственном университете, определены основные направления достижения образовательной эффективности реализации дополнительных профессиональных программ в развитии профессиональной компетентности преподавателя.
Ключевые слова: возможности; дополнительное профессиональное образование; индивидуальная образовательная траектория; профессиональная компетентность преподавателя; вариативный модуль; дополнительная профессиональная программа
Стремительность и динамичность преобразований общества и экономики обусловливают требования к качеству профессиональной компетентности преподавателя. В структуре профессиональной компетентности преподавателя выделяют стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, готовность к выбору перспективных педагогических технологий. Дополнительное профессиональное образование нацелено на совершенствование профессиональных навыков и знаний преподавателя в соответствии с изменениями в характере труда и квалификационных требованиях к педагогическим работникам.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. акцентирует внимание на необходимости создания «условий для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования»1.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование преподаватель должен быть способен «управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики»2. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков. 3 Педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности преподавателя обусловлено также требованиями Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования»4, в котором профессиональное развитие, профессиональный рост преподавателя на основе современных знаниевых и ценностно-нравственных ориентиров педагогической науки отнесены к характеристикам обобщенной трудовой функции преподавателя.
Вместе с тем в существующей практике дополнительного профессионального образования не всегда предусматриваются условия, необходимые для эффективного развития профессиональной компетентности преподавателя, в силу недостаточной обоснованности в педагогической теории, как самого процесса развития указанного качества, так и педагогических возможностей соответствующей образовательной системы. С.В. Ивашнева
1 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
2 Приказ от 4 декабря 2015 г. N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
3 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993).
подчеркивает, что дополнительное профессиональное образование преподавателей «обеспечивая массовость и нормативную периодичность обучения, не удовлетворяет в полной мере индивидуальные образовательные потребности и развитие профессиональной компетентности, поскольку все еще остается в рамках квалификационно-знаниевой парадигмы» [1]. Н.Ф. Радинонова, А.П. Тряпицына отмечают, что некоторая часть дополнительных профессиональных программ ориентирована на классическое информирование и технологическое наполнение подготовки слушателей. В содержании целей и задач можно обнаружить следующие формулировки: «познакомить...», «дать...», «формировать представление о.», которые ориентированы на знаниевые компоненты программ, и отражают направленность действий педагога дополнительного профессионального образования преподавателя, а не слушателя» [6].
В этой связи рассмотрение возможностей дополнительного профессионального образования для развития профессиональной компетентности преподавателя является актуальным направлением педагогического анализа и открывает перспективы ее дальнейшего использования.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены задачи:
• уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность преподавателя»;
• выявить педагогические возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя;
• описать пути реализации данных возможностей в дополнительном профессиональном образовании.
Рассмотрим различные подходы к определению содержания понятия «профессиональная компетентность преподавателя».
Исходными при определении содержания изучаемого феномена выступили концептуальные исследования ученых, рассматривающих профессиональную компетентность как: совокупность различных сторон трудовой деятельности, определяющих процессуальные показатели [2]; многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений преподавателя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры [3]; стремление и способность (готовность) реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной деятельности в определенной области [4]; определенную составляющую профессионализма [5]; интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи [6]; субъектный опыт, собственный почерк преподавателя, как саморазвивающуюся форму образованности [7].
Анализ приведенных определений показывает, что профессиональная компетентность преподавателя представляет собой совокупность знаний и умений, научно-исследовательских и педагогических способностей, необходимые ему для выполнения трудовой деятельности.
Стратегия современного профессионального образования предполагает подготовку преподавателя, готового самостоятельно находить пути решения профессиональных задач, от эффективности которых может зависеть будущее всего общества [8]. По мнению В.А. Скакуна, педагогическое дело, это непрерывно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное любому преподавателю, работающему по призванию, любящего своих студентов и свою работу [9].
Таким образом, под профессиональной компетентностью преподавателя мы понимаем интегративное, непрерывно совершенствующееся профессионально-личностное качество,
обеспечивающее продуктивное осуществление трудовой активности, выражаемое в постоянном стремлении к овладению личностно-значимыми профессиональными знаниями и умениями, качественному освоению нового в профессиональной сфере образовательного труда.
Важную роль в развитии и поддержании на соответствующем уровне профессиональной компетентности преподавателя, играет дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.5
В дополнительном профессиональном образовании совмещается множество различных целей, среди которых в качестве приоритетных Саитбаева Э.Р. указывает «приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологическая переориентация педагогов на новые цели и способы профессиональной деятельности» [10].
Педагогическими возможностями выступают обстоятельства, необходимые для развития исследуемого качества и обеспечивающие планируемый результат - развитие профессиональной компетентности преподавателя. Обращаясь к терминологии Дж. Гибсона, дополнительное профессиональное образование может рассматриваться как «среда» («.. .набор возможностей») [11]. В трудах Р. Баркера отмечено, что «полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности» [12]. Таким образом, с точки зрения «Теории возможностей», возможности - это свойства среды (система дополнительного профессионального образования), которыми обеспечивается процесс (развитие профессиональной компетентности преподавателя).
Уточнению возможностей в развитии профессиональной компетентности преподавателя способствовал анализ научных положений о потенциалах и ресурсах дополнительного профессионального образования в удовлетворении разносторонних профессиональных потребностей и интересов преподавателя (Э.Ф. Зеера, В.Г. Онушкина, Е.И. Огарева, Л.Ю. Солдуновой, Е.Г. Матвиевской).
Рассмотрение научных исследований отечественных ученых - Э.Ф. Зеера, В.Г. Онушкина, Е.И. Огарева - позволяет характеризовать феномен дополнительное профессиональное образование как процесс, нацеленный на обретение слушателями дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления изменений в профессиональной деятельности или выполнения иных ее видов продуктивной активности.
По мнению Э.Ф. Зеера [13, с. 115], развитие профессиональной компетентности преподавателя в дополнительном профессиональном образовании предполагает реализацию ряда направлений:
• организация аналитической работы по выявлению уровня развития профессиональной компетентности в начальной фазе обучения с учетом перспектив профессионального роста, определение индивидуальной траектории обучения;
• определение прогнозных моделей педагогической деятельности и личности преподавателя;
5
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с
изменениями 2018 г.
• реализация дополнительных профессиональных программ, конструирование и применение технологий развития профессиональной компетентности преподавателя;
• разработка и использование методических материалов по оценке профессиональной компетентности и деятельности преподавателя;
• организация образовательной среды, направленной на обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности;
• организация психолого-педагогического содействия в преодолении профессиональных трудностей, конфликтных ситуаций, развитии стрессоустойчивости.
Л.Ю. Солдунова [14, с. 101] выделяет следующие возможности дополнительного профессионального образования:
• в организационном плане: субъектную ориентированность образовательного процесса на каждого слушателя с учетом его личностных и профессиональных особенностей; создание комфортной образовательной среды, позитивного эмоционального фона;
• в содержательном отношении: реализацию дополнительных профессиональных программ, отвечающих нормативным требованиям, сочетающих теоретические и прикладные аспекты изучаемой проблемы;
• в методическом аспекте: обеспечение конструктивного взаимодействия педагога дополнительного профессионального образования со слушателями с приоритетом диалоговых форм; подготовка информационно-методических материалов для слушателей на бумажном/электронном носителе;
• в психологическом ракурсе: культивирование в процессе обучения антропологических ценностей, заключающихся в признании приоритетов сохранения психического и физического здоровья, создания бесконфликтного образовательного пространства.
Е.Г. Матвиевская обозначает следующие возможности дополнительного профессионального образования: направленность образовательного процесса на выявление и коррекцию профессиональных затруднений, удовлетворение разносторонних профессиональных потребностей и интересов; взаимодействие слушателей и педагогов дополнительного профессионального образования на основе сотрудничества; свобода выбора организационных форм, методов, средств обучения, содержания; возможность индивидуально-личностной образовательной траектории; личностное включение преподавателя в различные формы деятельности [15].
Рассмотрение выделенного спектра возможностей позволяет моделировать процесс обучения по дополнительным профессиональным программам, проверять соответствие построенных моделей и на их основе оценивать критерии изучаемых процессов: «Преподаватель в современной системе образования все чаще оказывается в роли исследователя новых возможностей, открывающихся перед ним. Эта роль требует развития навыка рефлексии и способности перестраивать свою деятельность на ее основе» [16].
Результаты обобщающей интерпретации показывают, что дополнительное профессиональное образование обладает значительными возможностями в развитии профессиональной компетентности преподавателя на основе современного содержания профессиональной подготовки (дополнительных профессиональных программ), отвечающей
https:// mir-nauki. com
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, профессиональных стандартов.
Проведенный теоретико-методологический анализ позволил выявить возможности дополнительного профессионального образования - содержательные, организационные, технологические, обеспечивающие эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя.
Реализацию выявленных возможностей мы рассматриваем в рамках организации обучения по дополнительным профессиональным программам на факультете повышения квалификации преподавателей Оренбургского государственного университета. Опыт деятельности факультета демонстрирует педагогические возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя.
Проведенный анализ дополнительных профессиональных программ позволил зафиксировать разнообразный спектр поставленных в них целей и задач. В широком выборе предложений заложена продуктивная возможность выбора тематики программ, их содержательного и технологического наполнения.
На основе вышеизложенного нами обоснованы значимые возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя:
1. Содержательные возможности: многообразие, открытость и доступность качественных образовательных материалов; привлечение ведущих специалистов для удовлетворения образовательных потребностей и дефицитов преподавателя, своевременное обновление содержания программ в соответствии с потребностями профессионального общества, рынка труда.
Содержательные возможности усиливают осознание и поддержание актуального уровня профессиональной компетентности преподавателя на основе развития профессионально-личностных качеств.
2. Организационные возможности: обеспечение права выбора индивидуальной образовательной траектории профессионального саморазвития слушателя в дополнительном профессиональном образовании в ходе модульного структурирования содержания дополнительных профессиональных программ.
Данный вид возможностей предполагает вероятность расширения профессионально-ориентированных средств, обусловленную личностно профессиональными затруднениями слушателей, подразумевает проектирование дополнительной профессиональной программы по значимым проблемам развития профессиональной компетентности преподавателя в соответствии с особенностями профессионального опыта преподавателя и запросов региональной системы образования; выбор форм организации занятий; методов образования.
3. Технологические возможности: самостоятельный выбор слушателем наиболее оптимальных методов, способов и технологий обучения, успешное использование дистанционных технологий с учетом индивидуальных профессиональных дефицитов и потребностей.
Технологические возможности обеспечивают образовательную моделируемую деятельность в аудиторных условиях, направленную на индивидуальное включение слушателя в процесс обучения.
Указанные виды возможностей определяют соответствие модернизационным процессам дополнительного профессионального образования; обеспечивают непрерывность и преемственность педагогического образования. При рассмотрении дополнительного
https:// mir-nauki. com
профессионального образования в контексте многоуровневости, непрерывности и преемственности образования важно учитывать и то, что на сегодняшний день оно находится в стадии активного развития, а поэтому при проектировании и организации его различных форм необходимо ориентироваться не только на современное состояние этого сегмента образовательной системы страны, но и на перспективы его развития.
Стратегия современного дополнительного профессионального образования с учетом реализации возможностей предполагает совершенствование профессиональной компетентности преподавателя, способного к развитию своего творческого потенциала, готового самостоятельно находить пути решения профессиональных задач, способного рационально организовывать и планировать свою работу.
Осуществление обозначенных возможностей отражает необходимость актуализации содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых на факультете повышения квалификации преподавателей: многообразие, открытость, инновационное содержание знаний, интерактивность технологий, доступность качественных образовательных ресурсов, привлечение в образовательную практику лучших специалистов профессорско-преподавательского корпуса университета, ученых из ведущих вузов страны.
Данные возможности актуализированы фактором и фактом использования вариативного ресурса дополнительной профессиональной программы, характеризующимся нелинейным построением образовательного процесса и практико-ориентированной составляющей. Вариативный модуль - это относительно самостоятельная, логически завершенная, структурированная часть учебно-тематического плана программы, отвечающая за формирование компетенции, некоторой ее части или общей части группы родственных компетенций. Вариативный модуль имеет интегрированный, проверяемый результат и отдельное методическое обеспечение, сохраняющее целостность образовательного процесса. Модули выделяются с учетом потребностей слушателей, работодателей и современного рынка труда, направлены на решение проверяемых образовательных результатов, предоставляют слушателю реализацию индивидуальной образовательной траектории профессионального саморазвития в контексте индивидуальных особенностей и минимизации профессиональных дефицитов. Выбор модуля предполагает отказ от других модулей, поэтому в результате данного предпочтения слушатель оказывается в определенных педагогических условиях, в группе совместно с другими слушателями, сделавшими аналогичный выбор. Отличительная черта дополнительных профессиональных программ заключается в реализации возможностей содержания вариативной программы, определяющей индивидуальную образовательную траекторию профессионального саморазвития.
Результативность процесса дополнительного профессионального образования может быть достигнута только при высоком уровне мотивации, обеспечивающем активность деятельности слушателя в процессе обучения: изучению будет подлежать только то, что поможет преподавателю решить возникшие личностные и профессиональные проблемы, преодолеть контекстные затруднения.
Выявленные содержательные, организационные, технологические возможности дополнительного профессионального образования за счет нацеленности на развитие профессиональной компетентности обеспечивают достижение принципиально новых целей профессиональной подготовки преподавателя: гибкости мышления, рефлексивного подхода к оценке образовательной деятельности, активизации потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ивашнева, С.В. Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников // Вестник Северного (Арктического) федерального университета / Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 157-162.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
3. Браже, Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т.Г. Браже // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 70-75.
4. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 2026.
5. Иванова, Н.И., Филимонюк, Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве // МНКО. 2019. №1 (74).
6. Радионова, Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Академический вестник института образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование» - 2006. - №4-5. - С. 7-14.
7. Макарова, Л.Н., Копытова Н.Е. Компетентность и саморазвитие преподавателя вуза в системе повышения квалификации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2012. - № 1. - С. 172-177.
8. Лаврентьева, И.В., Цвелюх, И.П. Критерии эффективности процесса повышения квалификации, ориентированного на личностно-профессиональное развитие педагога // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / № 1, 2010, с. 46-53.
9. Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, -2008. - 208 с.
10. Саитбаева, Э.Р. Феномен и образовательная поддержка самоопределения педагога - профессионала // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 17. - С. 298-302.
11. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон. - М., 1988. - 464 с.
12. Абрамова, Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития / Ю.Г. Абрамова // Вопросы психологии, № 8, 1995. - C. 130-137.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. -240 с.
14. Солдунова, Л.Ю. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования учителей в России (середина XIX-XX веков). -Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. - 204 с.
15. Матвиевская, Е.Г. Культура оценочной деятельности педагога как социально -педагогический феномен [Текст] / Е.Г. Матвиевская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С. 38-43.
16. Беляева, Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал / №. 1 (6), 2014, с. 39-41.
https:// mir-nauki. com
Beroeva Elena Aleksandrovna
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
Kargapoltseva Natalya Aleksandrovna
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
Opportunities for additional professional education in the development of professional competence of the teacher
Abstract. The article is devoted to the problem of implementing the possibilities of additional professional education in the development of professional competence of the teacher. The theoretical basis of the review was the research in the field of fundamental ideas of additional professional education of teachers, the theory of opportunities and individualization of the educational process. The analysis of thematic sources and generalization of pedagogical experience made it possible to clarify the content of the concept of "professional competence of a teacher".
The science describes various methods and approaches to the development of professional competence in the educational process. However, the peculiarity of additional professional education requires the identification of new pedagogical opportunities to address the issue of developing the professional competence of the teacher.
The article presents and analyzes the experience of implementing pedagogical opportunities for additional professional education at the Orenburg state University, and identifies the main directions for achieving educational efficiency in implementing additional professional programs in the development of professional competence of a teacher.
Keywords: opportunities; additional professional education; individual educational trajectory; professional competence of the teacher; variable module; additional professional program
110PDMN619