Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN517.pdf Статья опубликована 12.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Роль факультета повышения квалификации медицинского университета в педагогической подготовке преподавателей // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378: 37.09
Таирова Наталья Юрьевна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Россия, Ростов-на-Дону
Доцент кафедры «Педагогики» факультета «Повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Цквитария Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Россия, Ростов-на-Дону
Доцент кафедры «Педагогики» факультета «Повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Роль факультета повышения квалификации медицинского университета в педагогической подготовке преподавателей
преподавательским составом вузов педагогических компетенций как одно из условий успешного развития вузов в изменяющихся социально-экономических условиях. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов представлен в качестве базового подразделения университета по осуществлению дополнительного профессионального образования. Важным представляется внедрение современных стратегий непрерывного образования, предопределяющих поступательное развитие уровня компетентности специалистов, готовых обеспечить продуктивность и конкурентоспособность вуза, а также пристальное внимание уделяется формированию и совершенствованию педагогической культуры и профессиональной компетентности преподавателей медицинского вуза. Педагогическое направление последипломного образования внедряет кафедра педагогики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В статье представлена характеристика основных направлений деятельности факультета, методологические подходы, в соответствии с которыми осуществляется образовательная деятельность, содержательно описаны образовательные программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза по совершенствованию педагогической подготовки. Отмечается, что реализация в системе повышения квалификации представленных программ для различных категорий профессорско-преподавательского состава с учетом специфики их профессионально-образовательной деятельности будет способствовать повышению качества образовательной деятельности преподавателей университета и обеспечит конкурентоспособность вуза.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; медицинский университет; преподаватель вуза; педагогическая подготовка; компетентность; профессиональная компетентность; кафедра педагогики; образовательная программа
Педагогическая подготовка преподавателей профильных вузов обозначена сегодня как актуальная проблема исследований и насущная необходимость реальной практики. Профессиональные педагогические функции преподавателя вуза складываются из реализации следующих компетенций: компетенции в области научно-исследовательской работы, предметно-профессиональной подготовки и педагогической компетенции. Анализ литературы по заявленной проблеме, существующей практики последипломного образования в профильных вузах, а также опыт практической деятельности позволяют констатировать наличие широкого спектра предложений и программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей вузов в части узкопрофессиональных вопросов и недостаточное внимание вопросам педагогической подготовки преподавателей вузов [9, 13, 16]. Однако отдельные попытки решения обозначенной проблемы прослеживаются в создании системы формирования педагогических компетенций научно-педагогических кадров на факультетах повышения квалификации в профильных вузах [3, 5, 15].
Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза, равно как и педагогическая, определяется в векторе рассмотрения принадлежности профессии к системе «человек-человек» и является необходимым внутренним балансиром общения и поведения личности в поликультурной образовательной среде, обеспечивающей гуманистический тип отношений [4]. Эффективность формирования профессиональной компетентности обеспечивается при условии организации педагогической деятельности в соответствии с принципами моделирования содержания медицинского образования, ориентированного на гуманно-личностные ценности, предметно-профессиональные ценности и мотивы, индивидуальный стиль коммуникации [6]. Несомненно, педагог является ключевой фигурой качественного обновления системы образования в условиях интеграции в европейскую систему образования [10, 11]. На первые позиции в последипломном дополнительном профессиональном образовании выдвигается педагогическая подготовка преподавателя профильных дисциплин независимо от профессиональной специфики вуза [2, 12]. В стремительно меняющемся современном мире в качестве насущной компетенции, которую преподаватель должен постоянно реализовывать, является способность и готовность к обучению в течение всей жизни. Готовность к инновациям, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного современного конкурентоспособного профессионала в полной мере относятся и к преподавателю [7, 14].
Проблема повышения уровня педагогической подготовки, формирования и совершенствования педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава вуза актуальна и для Ростовского государственного медицинского университета. Образовательную деятельность в сфере последипломного образования организует и реализует факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и 1111С) как базовое подразделение университета по осуществлению дополнительного профессионального образования. История развития последипломного образования в Ростовском государственном медицинском университете органично встраивается в историю становления и развития ВУЗа. Сегодня университет входит в число крупных вузов страны, которые реализуют программы последипломного образования врачей. Он координирует последипломную подготовку специалистов здравоохранения Южного федерального округа. Одним из направлений последипломного образования на факультете является дополнительное
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
профессиональное образование в части повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Наряду с повышением квалификации, аттестации и сертификации врачей по специальностям фармации, клинической медицины, науки о здоровье и профилактической медицины на факультете реализуются программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава всех специальностей по педагогическим направлениям. Педагогическое направление последипломного образования внедряет кафедра педагогики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ростовского государственного медицинского университета [14].
Деятельность кафедры педагогики ФПК и ППС направлена на повышение качества психолого-педагогической подготовки преподавателей Ростовского государственного медицинского университета, на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускников высшей медицинской школы на отечественном и международном рынках труда как стратегического направления непрерывного образования [1, 8]. Кафедра педагогики ФПК и ППС в своей деятельности руководствуется векторами стратегии развития факультета повышения квалификации как структурного звена Ростовского государственного медицинского университета и в качестве приоритета ориентирована на следующие направления деятельности:
• осуществление психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза с использованием инновационных технологий образовательного процесса в высшей медицинской школе;
• проведение обучающих семинаров и тренингов для преподавателей;
• организация дистанционного обучения на курсах повышения квалификации;
• повышение интереса преподавателей к инновационной деятельности в сфере преподавания профильных дисциплин;
• реализацию идеи непрерывного профессионального образования педагогов с оптимизацией их карьерных траекторий.
Деятельность всего факультета повышения квалификации организована в соответствии с такими методологическими подходами, как личностно-ориентированное обучение, культурологический подход, становление профессионала в онтогенезе средствами системы непрерывного медицинского образования; компетентностный подход; полноценный межотраслевого подход к идеям модернизации системы последипломного образования. В части формирования и совершенствования компетенций в области педагогики у преподавателей медицинского университета работа ведется по следующим направлениям:
• обеспечение академического триединства научного, образовательного, исследовательского содержания для обеспечения качества образования;
• создание сетевых, кластерных связей между медицинскими образовательными учреждениями различного типа: колледж - вуз - факультет повышения квалификации;
• системное качественное повышение квалификации преподавателей высших и средних медицинских учебных заведений в части педагогической подготовки;
• создание и реализация образовательных программ психолого-педагогической направленности для преподавателей профильных дисциплин медицинского университета.
Коллектив кафедры педагогики ФПК и ППС как исполнитель выдвинутых факультетом повышения квалификации идей и стратегий разрабатывает методическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с принципом индивидуализации обучения взрослых, пропагандирует новые методы преподавания и работы с обучающимися по программам среднего профессионального образования, программам высшего образования и постдипломного образования, внедряет в образовательный процесс интерактивные педагогические технологии, выстраивает образовательную площадку для проведения исследований по проблемам непрерывного профессионального образования [15].
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов удовлетворяет потребность преподавателей профильных дисциплин в получении и совершенствовании компетенций в области педагогической науки и практики преподавания путем предоставления возможности пройти обучение по следующим образовательным программам повышения квалификации: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Актуальные проблемы высшей медицинской школы», «Основные направления модернизации высшего медицинского образования». Актуальность предлагаемых программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по всем специальностям обусловлена процессами модернизации российского образования и изменяющимися требованиями к преподавателю профильного вуза. Программное обеспечение профессионально-педагогической подготовки преподавателей профильных вузов выступает как одна из мер по повышению эффективности и качества образования.
Программа «Основы педагогики и психологии высшей школы», предназначенная для преподавателей вузов со стажем работы более 5 лет, направлена на совершенствование психолого-педагогических знаний и навыков преподавателей вуза, развитие интереса преподавателей к дидактике и овладению прогрессивными методами обучения. Решается поставленная цель через овладение преподавателями культурой педагогического мышления, предполагающей способность обобщать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые педагогические проблемы. В процессе обучения по программе формируется система знаний о закономерностях, движущих силах, источниках и механизмах психического развития личности, обучающихся в системе высшего образования. Также постепенно углубляются компетенции в сфере информационных образовательных технологий. Модули программы, способствующие реализации поставленных целей следующие: «Психология развития личности», «Педагогика», «Современные информационные технологии в образовании», «Технологии профессионально-ориентированного обучения».
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по всем специальностям со стажем работы более 5 лет «Актуальные проблемы высшей медицинской школы» способствует совершенствованию профессиональных педагогических компетенций слушателей, расширению знаний в области дидактики, управленческо-организационных основ образовательного процесса в вузе, проектирования и творческого моделирования педагогической деятельности. Модули, предлагаемые для изучения по этой программе: «Психология высшего образования», «Андрагогика», «Педагогика», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Современные информационные технологии в образовании», «Управленческо-организационные основы образовательного процесса в вузе».
Для совершенствования педагогической подготовки профессоров и заведующих кафедрами предлагается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основные направления модернизации высшего медицинского образования». Представленная программа направлена на развитие компетентности слушателей в области системного анализа, целесообразного проектирования и творческого моделирования
Мир Науки
педагогической деятельности, совершенствование системы профессиональных знаний и умений в области возрастной психологии, педагогической психологии, психологии профессионального развития, организации образовательного процесса в соответствии с андрагогическими принципами обучения, овладение культурой управленческого мышления в педагогическом коллективе.
Обозначенные направления деятельности факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, стратегии развития, программы, реализуемые на базе кафедры педагогики ФПК и ППС, создают условия для внедрения системы педагогической подготовки преподавателей вуза, совершенствования системы повышения квалификации по педагогике для различных категорий преподавателей вуза с учетом специфики их профессионально-образовательной деятельности, что как следствие, приведет к повышению качества образовательной деятельности преподавателей профильных дисциплин и обеспечит конкурентоспособность преподавателей и вуза в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витченко О. В., Хоронько Л. Я., Козырева Е. А. Высшее образование и условия его инновационного развития в региональном образовательном кластере // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 89.
2. Денисов С. Б., Корешков О. В., Платонова Е. Д., Федотова О. Д. Менеджер в системе специализированного менеджмента: кто он и как его подготовить? // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 10 (18). С. 11.
3. Зайцева Н. А. Роль профессионального сообщества в повышении качества подготовки кадров: от профстандартов до независимой оценки квалификаций // Потенциал социально-экономического развития РФ в новых экономических условиях: материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под ред. Ю. С. Руденко, Л. Г. Руденко. 2016, с. 51-59.
4. Кунцевич З. С., Загорулько Р. В. Формирование аналитических умений у слушателей факультета повышения квалификации по педагогике и психологии в процессе стажировки // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 69-ой научной сессии сотрудников университета. УО "Витебский государственный медицинский университет". 2014. С. 276-277.
5. Прохорова М. П. Механизмы и формы реализации инновационных программ педагогической подготовки / М. П. Прохорова // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/11PDMN315.pdf.
6. Ситникова Н. А. Факультет повышения квалификации сегодня и завтра / Н. А. Ситникова // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 1. С. 84-87.
7. Тринитатская О. Г., Бочаров С. В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды / О. Г. Тринитатская, С. В. Бочаров // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 4. ЬйрУ/тп-паиЫ .com/PDF/01PDMN417.pdf.
8. Федотова О. Д. Методологические основы создания международных образовательных стандартов высшей школы: от сопряжения к единству // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 82-84.
9. Федотова О. Д. Подготовка магистров и аспирантов в условиях матричной организации образовательного процесса: возможно ли это? // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 40.
10. Федотова О. Д., Окунева И. А. Российское образование в системе трансграничных связей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 15-20.
11. Хоронько Л. Я. Модернизация как платформа развития российского образования // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях. Сборник материалов тринадцатой заочной Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Б. А. Трехбратова. 2013. С. 55-62.
12. Хоронько Л. Я. Российское образование в поиске стратегии развития // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 2. С. 23-25.
13. Хоронько Л. Я., Витченко О. В. Регионально-национальный аспект модернизации российского профессионального образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 39.
14. Хоронько Л. Я., Цквитария Т. А. Компетентностный подход и непрерывность как базовые императивы модернизации современного образования / Л. Я. Хоронько, Т. А. Цквитария // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 305-309.
15. Khoronko L., Tskvitariya T The role of the chair of pedagogy in realization the strategy of vocational and educational training of medical university teachers / L. Khoronko, T. Tskvitariya. Modern European Researches. 2014. № 2 (2014). С. 50-53.
16. Platonova E. D., Fedotova O. D., Musarskiy M., Ulitina E., Igumnov O., Bogomolova J. Features of an assessment of competitiveness of Russian universities in national and international educational environment // В сборнике: 9th International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI2016) Proceedings. Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. 2016. С. 177-183.
Мир Науки
Tairova Natalia Yurievna
Rostov state medical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Tskvitariya Tatyana Aleksandrovna
Rostov state medical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
The role of the retraining faculty of the medical University in the formation of the pedagogical competence
of University teachers
Abstract. The article covers the problem of development of pedagogical competencies of teachers of medical universities. It is a condition of successful development of universities in changing socio - economic conditions. The Faculty of Professional Retraining of Specialists is represented as a basic unit of the University for the implementation of additional professional education. It is important to introduce modern strategies for lifelong learning. These strategies determine the progressive development of the level of competence of specialists ready to ensure the productivity and competitiveness of the university. Great attention is paid to the formation and improvement of pedagogical culture and professional competence of teachers of medical University. Postgraduate education is implemented by the Department of pedagogy of the faculty of advanced training and professional retraining of specialists. The article presents a description of the main activities of the faculty. The characteristic of methodological approaches, in accordance with which the education activity is carried out. The article describes the educational program for the development of pedagogical skills of teachers who teach medical disciplines.
Keywords: additional professional education; medical University; University teacher; teacher training; competence; professional competence; Department of pedagogy; educational program