Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава УралГУФК как обеспечивающего качество образовательного процесса элемента образовательной системы вуза'

Анализ удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава УралГУФК как обеспечивающего качество образовательного процесса элемента образовательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PROCESS QUALITY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ ВУЗОМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВУЗА / SATISFACTION WITH THE OPPORTUNITIES PROVIDED BY THE UNIVERSITY FOR ADVANCED TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / ACADEMIC STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клестова Оксана Александровна

В связи с вводом профессиональных стандартов, а также требованиями ФГОС ВО к кадровому обеспечению реализуемых программ, повышение квалификации педагогических кадров образовательных организаций остается актуальной проблемой. Это достаточно ярко проявляется в непосредственной деятельности самих педагогических работников, отражается на качестве образовательного процесса. Данная статья посвящена анализу возможностей университета, которые УралГУФК может предоставить своим педагогическим работникам в рамках повышения их квалификации и профессиональной переподготовки. Для определения степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава УралГУФК предоставляемыми вузом программами в рамках повышения квалификации были использованы методы обзора научной литературы, анализа профессиональной деятельности преподавателей, анкетирования, социологического опроса, а также методы математической статистики и графического отображения результатов исследования. В результате рассмотрены вопросы удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава вуза как одного из элементов качества образования вуза в целом. Представлены результаты опроса профессорско-преподавательского состава университета. Дано описание возможностей УралГУФК в вопросах повышения квалификации преподавательского состава вуза. На основе полученных данных опроса были разработаны и предложены к реализации дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клестова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADVANCED TRAINING SATISFACTION OF THE ACADEMIC STAFF OF URAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AS THE FACTOR TO PROVIDE QUALITY OF THE UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

The introduction of professional standards and the requirements of the Federal State Education Standards to the academic staff make the staff advanced training an urgent task. This is clearly reflected both in the professional activities of the academic staff and in the quality of educational process. This article analyses the possibilities of Ural State University of Physical Culture (USUPHC) to provide support to the academic staff in their continuing professional development and retraining. To determine the degree of the academic staff satisfaction with the programs provided by USUPHC, the methods of reviewing scientific literature, analyzing the professional activities of teachers, surveying, and the methods of mathematical statistics and graphical representation of the research results were used. The results of the academic staff survey are presented. A description of USUPHC’s possibilities in upgrading the academic staff competence is given. Based on the findings of the survey, additional programs for the development of professional skills and professional retraining were developed and offered for implementation.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава УралГУФК как обеспечивающего качество образовательного процесса элемента образовательной системы вуза»

УДК 378.14.015.62 + 378.126

DOI: 10.14529/ped180304

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УралГУФК КАК ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

О.А. Клестова

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия

В связи с вводом профессиональных стандартов, а также требованиями ФГОС ВО к кадровому обеспечению реализуемых программ, повышение квалификации педагогических кадров образовательных организаций остается актуальной проблемой. Это достаточно ярко проявляется в непосредственной деятельности самих педагогических работников, отражается на качестве образовательного процесса. Данная статья посвящена анализу возможностей университета, которые УралГУФК может предоставить своим педагогическим работникам в рамках повышения их квалификации и профессиональной переподготовки. Для определения степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава УралГУФК предоставляемыми вузом программами в рамках повышения квалификации были использованы методы обзора научной литературы, анализа профессиональной деятельности преподавателей, анкетирования, социологического опроса, а также методы математической статистики и графического отображения результатов исследования. В результате рассмотрены вопросы удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава вуза как одного из элементов качества образования вуза в целом. Представлены результаты опроса профессорско-преподавательского состава университета. Дано описание возможностей УралГУФК в вопросах повышения квалификации преподавательского состава вуза. На основе полученных данных опроса были разработаны и предложены к реализации дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, профессорско-преподавательский состав вуза, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, удовлетворенность предоставленными вузом возможностями повышения квалификации.

Постановка задачи. В логике непрерывных изменений во внешней и внутренней среде преподаватель вуза должен не только обладать ключевыми компетенциями, обеспечивающими эффективность его деятельности, но и стремиться к совершенствованию деятельности и совершенствованию себя, к повышению удовлетворенности от работы и ее результатов, т. е. к повышению качества и эффективности деятельности в долгосрочной перспективе.

Одним из направлений повышения качества, в том числе и повышения качества образовательного процесса вуза в целом, является квалификация профессорско-преподавательского состава. Для поддержания высокого уровня квалификации, а также соответствующего кадрового обеспечения образовательного процесса в вузе профессорско-преподавательский состав должен систематически повышать уровень своей квалификации, что отвечает требованиям современного рынка

труда, а также нормативным требованиям к кадрам образовательной организации.

Состояние проблемы. В настоящий момент вопросам обеспечения качества кадрового состава в образовании отводится достаточно большое внимание. Этому способствуют требования, как федеральных государственных образовательных стандартов, так и вступившие в силу профессиональные стандарты работников образования. Вопросам развития человеческих ресурсов, а также вопросам непрерывного образования кадрового потенциала организаций посвящено достаточное количество работ, раскрывающих основные аспекты процесса повышения квалификации работников образовательной сферы, в том числе и сферы физической культуры. Так, И.О. Кот-лярова [2] рассматривала проблемы развития человеческих ресурсов в образовательных организациях высшего образования, тогда как Г.Н. Сериков [6] раскрыл особенности управ-

ления человеческими ресурсами в организациях. В то же время И.О. Котлярова, исследуя проблемы непрерывного образования профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, раскрывает стратегию и тактику развития дополнительного профессионального образования в конкурентоспособном вузе [4], предлагает внедрить систем-но-синергетическую концепцию гуманно ориентированного дополнительного образования [3], а также использовать информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников [5]. В свою очередь, раскрывая специфику отрасли, С.Г. Сериков и Г.Н. Сериков разработали и апробировали педагогическую модель профессиональной квалификации работников сферы физической культуры [7].

Для обеспечения устойчивого опережающего развития вуза требуются серьезные изменения в подходах к оценке собственной деятельности. Одним из направлений, по которому возможно опережающее развитие в сравнении с другими образовательными организациями высшего образования, является повышение квалификации педагогических кадров образовательной организации, а также те возможности вуза, которыми профессорско-преподавательский состав может воспользоваться с целью реализации данной потребности. Анализ указанной возможности, а также степень удовлетворенности теми благами, которые может предоставить вуз по указанному направлению развития, и являлись целью нашего исследования.

Методы исследования и результаты.

В 2017/2018 учебном году в рамках выявления удовлетворенности потребителей деятельностью вуза в УралГУФК был проведен опрос штатного профессорско-преподавательского состава [1]. Всего в опросе приняли участие 106 преподавателей, что составляет 73,1 % штатного состава. Респондентам были заданы вопросы, которые выявляли их отношение к организации как самого образовательного процесса в вузе, так и к повышению квалификации в рамках обеспечения качества образовательного процесса. Большинство преподавателей (78 %) имеют научно-педагогический стаж работы более 10 лет, 13 %о - от 6 до 10 лет, 6 %о -от 3 до 5 лет и менее 3 лет стажа имеют 3 % опрошенных (рис. 1).

Респонденты оценивали профессиональное развитие преподавательского состава вуза как одного из элементов качества образовательного процесса вуза в целом. Ими был оценен уровень профессиональной подготовки преподавателей УралГУФК на соответствие современным требованиям (нормативной базе, квалификации и требованиям рынка труда). На рис. 2 видно, что большинство опрошенных оценили уровень подготовки профессорско-преподавательского состава университета на 4 балла (из пяти возможных).

Далее респондентам предлагалось оценить, насколько преподаватели УралГУФК испытывают потребность в новых знаниях и умениях (по пятибалльной шкале) (рис. 3).

менее.

Рис. 1. Стаж научно-педагогической работы опрошенных, %

Рис. 2. Уровень профессиональной подготовки преподавателей УралГУФК, балл

Рис. 3. Оценка потребности преподавателей УралГУФК в приобретении новых знаний и умений

Одновременно с этим был задан вопрос о тех компетенциях, в развитии которых нуждаются преподаватели. Респонденты обращали внимание на недостаточную квалификацию в следующих компетенциях:

- владение навыками свободной работы в электронно-информационной среде (24 %);

- недостаточное развитие навыков самообразования (26 %);

- владение управленческими компетенциями с целью самоорганизации (24 %);

- недостаточность современных знаний по основной компетенции (по читаемой дисциплине) (26 %) и др.

Наряду с этим большинство опрошенных (86 %) считают, что современному преподавателю вуза необходимо постоянно повышать свою квалификацию, а также проходить переподготовку с целью освоения новых компетенций. В то же время лишь 23 % респондентов ответили, что не нуждаются в повышении квалификации, 62 % отметили необходимость данного мероприятия для себя и 16 % затруднились ответить.

В связи с тем, что необходимость повы-

шения квалификации испытывает большинство опрошенных, нами был предложен вопрос с несколькими вариантами выбора. Респонденты должны были указать, в каких мероприятиях по получению дополнительных

знаний и умений они участвуют (см. таблицу).

Из таблицы видно, что основная часть преподавателей участвует в курсах повышения квалификации, предпочитает чтение специализированной литературы, посещает профессиональные интернет-сайты, а также консультируется со специалистами и более опытными коллегами.

Ответы на вопросы показывают, что профессорско-преподавательский состав университета нуждается в совершенствовании своего профессионализма, а также выбирает именно повышение квалификации в качестве способа достижения данной цели.

Респонденты также ответили на вопрос, удовлетворены ли они теми возможностями, которые им предоставляет администрация университета в рамках повышения квалификации (рис. 4).

Результаты участия преподавателей в мероприятиях по получению дополнительных знаний и умений, %

Мероприятие % опрошенных

Курсы повышения квалификации 80

Стажировки в других вузах и организациях 9

Обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре 17

Переподготовка 14

Выездные краткосрочные тренинги и семинары 21

Мастер-классы профессионалов 36

Методические мероприятия на кафедре 51

Чтение специализированной литературы 82

Посещение профессиональных интернет-сайтов 61

Общение в профессиональных сообществах, форумах, проектных группах 27

Консультации со специалистами, более опытными коллегами 60

Обмен опытом по результатам обучения 34

Обсуждение отчетов о проделанной работе 24

Рис. 4. Степень удовлетворенности преподавателей возможностями, которые им предоставляет администрация университета в рамках повышения квалификации

Полученные ответы показывают, что профессорско-преподавательский состав университета в целом удовлетворен теми возможностями, которые предоставлены им в вузе. При этом повышение квалификации осуществляется как в самом университете в Межрегиональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в других образовательных организациях.

В соответствии с планом работы университета и планом-графиком Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (далее - МРЦПК и ППК) в 2016-2017 гг. в целях обеспечения требований ФГОС ВО для профессорско-преподавательского состава УралГУФК деканатом МРЦПК и ППК со-

вместно с учебно-методическим управлением была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Реализация образовательного процесса в организациях высшего образования с использованием электронной информационно-образовательной среды» трудоемкостью 36 часов, по которой прошли обучение 166 человек из числа профессорско-преподавательского состава университета.

Пять преподавателей прошли обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки, реализуемой по профилю основной образовательной программы 44.03.05 «Педагогическое образование». Два преподавателя прошли обучение по дополнительной профессиональ-

Рис. 5. Степень удовлетворенности курсами повышения квалификации, организованными другими организациями и УралГУФК, % опрошенных

ной программе профессиональной переподготовки, реализуемой по профилю основной образовательной программы 49.03.01 «Физическая культура». Обучение проводилось без отрыва от работы.

Часть преподавателей проходили обучение в других образовательных организациях по профилю читаемых дисциплин.

На основании проведенной работы респондентов попросили оценить насколько курсы повышения квалификации, организованные другими организациями и УралГУФК, были полезными для преподавателей (по пятибалльной шкале) (рис. 5).

Гистограмма на рис. 4 показывает, что профессорско-преподавательский состав университета в большей степени удовлетворен и считает полезными для повышения своего профессионального мастерства те курсы, которые были пройдены в УралГУФК.

Заключение. Таким образом, можно констатировать, что повышение квалификации профессорско-преподавательский состав считает одним из основных направлений совершенствования своего профессионального мастерства, а также говорить о достаточно высокой удовлетворенности теми возможностями и программами, которые предоставляет УралГУФК для достижения поставленной цели.

В то же время необходимо отметить, что несколько компетенций, нуждающихся в развитии, не нашли своего отражения в предложенных и реализованных вузом в 2017/2018 учебном году программах. Встает необходимость в организации дополнительных программ для профессорско-преподавательского состава по развитию навыков самообразования и владе-

нию управленческими компетенциями с целью самоорганизации.

Для этого в МРЦПК и ППК были разработаны и предложены педагогическому составу УралГУФК к реализации программа повышения квалификации «Инновационные аспекты профессионально-педагогической деятельности преподаватели физического воспитания в образовательной организации высшего образования» и программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

Предложенные к реализации в 20182019 годах программы в полной мере отвечают запросам педагогических кадров вуза, что подтверждает вывод о высокой степени удовлетворенности предоставляемыми возможностями в УралГУФК для профессорско-преподавательского состава в рамках повышения квалификации и профессионального мастерства.

Литература

1. Клестова, О.А. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза как элемент обеспечения качества образовательного процесса / О.А. Клестова, Р. Карни // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. ст. по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф.; Челябинск, 28 апр. 2018 г. / под ред. проф. С.Г. Серикова. -Челябинск: Урал. акад., 2018. - С. 148-152.

2. Котлярова, И.О. Проблемы развития человеческих ресурсов университетов / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. -Вып. 18. - № 41 (300). - С. 22-28.

3. Котлярова, И.О. Системно-синергети-

ческая концепция гуманно ориентированного дополнительного образования / И.О. Котля-рова, С.Г. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -№ 23 (199). - С. 9-13.

4. Котлярова, И.О. Стратегия и тактика развития подразделения дополнительного профессионального образования в конкурентоспособном университете / И. О. Котлярова, И.А. Волошина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. -Т. 10, № 1. - С. 20-26.

5. Котлярова, И.О. Информальное образование в системе непрерывного образования

научно-педагогических работников / И. О. Котлярова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 4. - С. 16-22.

6. Сериков, Г.Н. Об особенностях управления человеческими ресурсами / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - Вып. 11. -№ 3 (220). - С. 18-25.

7. Сериков, С.Г. Педагогическая модель профессиональной квалификации работников сферы физической культуры / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. - 2013. -Т. 28. - № 3 (28). - С. 181-187.

Клестова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, sahka2004@mail.ru.

Поступила в редакцию 30 мая 2018 г.

DOI: 10.14529/ped180304

ANALYSIS OF ADVANCED TRAINING SATISFACTION OF THE ACADEMIC STAFF OF URAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AS THE FACTOR TO PROVIDE QUALITY OF THE UNIVERSITY EDUCATION PROCESS

O.A. Klestova, sahka2004@mail.ru

Ural State University of Physical Education Chelyabinsk, Russian Federation

The introduction of professional standards and the requirements of the Federal State Education Standards to the academic staff make the staff advanced training an urgent task. This is clearly reflected both in the professional activities of the academic staff and in the quality of educational process.

This article analyses the possibilities of Ural State University of Physical Culture (USUPHC) to provide support to the academic staff in their continuing professional development and retraining.

To determine the degree of the academic staff satisfaction with the programs provided by USUPHC, the methods of reviewing scientific literature, analyzing the professional activities of teachers, surveying, and the methods of mathematical statistics and graphical representation of the research results were used.

The results of the academic staff survey are presented. A description of USUPHC's possibilities in upgrading the academic staff competence is given. Based on the findings of the survey, additional programs for the development of professional skills and professional retraining were developed and offered for implementation.

Keywords: educational process quality, academic staff, professional development, professional retraining, satisfaction with the opportunities provided by the university for advanced training.

References

1. Klestova O.A., Kami R. [Raising the Qualification of the Teaching Staff of the University as an Element of Ensuring the Quality of the Educational Process]. Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposobnost': sbornik nauchnykh statey po materialam VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Chelyabinsk, 28 aprelya 2018 g.) [Quality Management System in the University: Health, Education, Competitiveness: a Collection of Scientific Articles on Materials VII International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, April 28, 2018]. Chelyabinsk, Ural'skaya Akademiya Publ., 2018, pp. 148-152. (in Russ.)

2. Kotlyarova I.O. [Problems of Developing Universities' Human Resources]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2012, iss. 18, no. 41 (300), pp. 22-28. (in Russ.)

3. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. [System and Synergetic Concept of Humanism-Based Additional Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2010, no. 23 (199), pp. 9-13. (in Russ.)

4. Kotlyarova I.O., Voloshina I.A. [Strategy and Tactics of the Continuing Education Department's Development in a Competitive University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 20-26. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180103

5. Kotlyarova I.O., Prokhazka M. [Informal Learning in Continuing Education of Scientific-Pedagogical Employees]. Bulletin of the South Ural State University, Ser. Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, no. 4, pp. 16-22. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160402

6. Serikov G.N. [Peculiarities of Human Resources Management]. Bulletin of the South Ural State University, Ser. Education. Educational Sciences, 2011, iss. 11, no. 3 (220), pp. 18-25. (in Russ.)

7. Serikov S.G., Serikov G.N. [Pedagogical Model of Employees' Professional Qualification in the Sphere of Physical Culture]. Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports, 2013, vol. 28, no. 3 (28), pp. 181-187. (in Russ.)

Received 30 May 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Клестова, О.А. Анализ удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава УралГУФК как обеспечивающего качество образовательного процесса элемента образовательной системы вуза / О.А. Клестова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 3. - С. 37-43. БО!: 10.14529^180304

Klestova O.A. Analysis of Advanced Training Satisfaction of the Academic Staff of Ural State University of Physical Culture as the Factor to Provide Quality of the University Education Process. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 3, pp. 37-43. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.