Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOLKLIFE CULTURE / VALUE RELATIONSHIPS / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Сулейманова Сания, Петрова Мария Алексеевна

Актуализируется проблема сохранения молодым поколением национальной идентичности в условиях современной жизни, когда народные песни, танцы, прикладное творчество не являются элементом повседневной жизни. Проверяется гипотеза, что миссию сохранения и развития народной культуры реализуют учреждения дополнительного образования. Анализ практики дополнительного образования (на примере города Перми) показывает, что программы, связанные с изучением и освоением народных культур, составляют от 3-6% до 17% от общего количества программ, реализуемых образовательной организацией. Примерно треть проанализированных предложений составляют программы фольклорных ансамблей и танцевальных коллективов, часто встречаются программы по декоративно-прикладному творчеству. Ценности, нормы, базовые навыки ребенок проще усваивает, участвуя в игровых программах, которые также представлены в учреждениях дополнительного образования; большим потенциалом обладает музейная педагогика, а также выполнение исследовательских проектов, связанных с краеведением. Авторы доказывают, что воспитательные возможности дополнительных образовательных программ могут быть увеличены за счет целенаправленного формирования компонентов ценностного отношения детей к народной культуре: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, опытно-деятельностного. Влияние на информационно-познавательный компонент предусматривало изучение особенностей народной традиционной культуры через интегрированное использование музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и прикладной деятельности детей и их родителей. Эмоционально-ценностный компонент развивался в ходе знакомства с образцами народного искусства благодаря творческому отражению учащимися этнокультурных особенностей, освоению ценностных духовно-нравственных качеств личности, на которые ориентирована народная культура. Опытно-деятельностный компонент ценностного отношения детей к народной культуре обеспечивался освоением практик участия в народных играх, в календарных праздниках, в концертной деятельности. Проведенный диагностический срез подтвердил роль системно организованного процесса приобщения детей младшего школьного возраста к народной культуре для формирования у них нравственных ценностей, в частности, ценностного отношения к народной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Сулейманова Сания, Петрова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN TO DEVELOP A VALUE-BASED ATTITUDE TO FOLKLIFE CULTURE

The article actualizes the problem of maintaining the young generation of national identity in modern life, when folk songs, dances, and applied art are not an element of everyday life. The hypothesis is verified that the mission of preservation and development of folk culture is realized by institutions of additional education. An analysis of the practice of additional education (the city of Perm is taken as an example) shows that programs related to the study and development of folk cultures make up from 3-6% up to 17% of the total number of programs implemented by an educational organization. About a third of the analyzed proposals are programs of folklore ensembles and dance groups, often there are programs on decorative and applied arts. The child learns the values, norms, and basic skills more easily by participating in game programs, which are also represented in institutions of additional education; Museum pedagogy, as well as the implementation of research projects related to local history, have great potential. The authors prove that the educational opportunities of additional educational programs can be increased due to the purposeful formation of the components of the value attitude of children to folk culture: information-cognitive, emotional-value, experimental activity. The influence on the informational and cognitive component included the study of the characteristics of the traditional folk culture through the integrated use of musical, artistic, speech, visual and applied activities of children and their parents. The emotional-value component developed in the course of acquaintance with the samples of folk art, thanks to the creative reflection by students of ethnocultural characteristics, the development of the valuable spiritual and moral qualities of the individual, to which the folk culture is oriented. The experimental-activity component of the value attitude of children to folk culture was ensured by the development of practices of participation in folk games, in calendar holidays, in concert activities. The performed diagnostic section confirmed the role of a systemically organized process of introducing children of primary school age to folk culture for the formation of moral values in them, in particular, a value attitude to folklife culture.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 373.3:37.017.92 ББК 74.200.58 К 71

Л.А. Косолапова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Пермского государственного национального исследовательского университета; E-mail: la_kossolapova@list.ru

С. Сулейманова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета;

E-mail: pedagog@pspu.ru

М.А. Петрова

Педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ «Юность», г Пермь;

E-mail: maria-59rus@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Актуализируется проблема сохранения молодым поколением национальной идентичности в условиях современной жизни, когда народные песни, танцы, прикладное творчество не являются элементом повседневной жизни. Проверяется гипотеза, что миссию сохранения и развития народной культуры реализуют учреждения дополнительного образования. Анализ практики дополнительного образования (на примере города Перми) показывает, что программы, связанные с изучением и освоением народных культур, составляют от 3-6% до 17% от общего количества программ, реализуемых образовательной организацией. Примерно треть проанализированных предложений составляют программы фольклорных ансамблей и танцевальных коллективов, часто встречаются программы по декоративно-прикладному творчеству. Ценности, нормы, базовые навыки ребенок проще усваивает, участвуя в игровых программах, которые также представлены в учреждениях дополнительного образования; большим потенциалом обладает музейная педагогика, а также выполнение исследовательских проектов, связанных с краеведением.

Авторы доказывают, что воспитательные возможности дополнительных образовательных программ могут быть увеличены за счет целенаправленного формирования компонентов ценностного отношения детей к народной культуре: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, опытно-деятель-ностного. Влияние на информационно-познавательный компонент предусматривало изучение особенностей народной традиционной культуры через интегрированное использование музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и прикладной деятельности детей и их родителей.

Эмоционально-ценностный компонент развивался в ходе знакомства с образцами народного искусства благодаря творческому отражению учащимися этнокультурных особенностей, освоению ценностных духовно-нравственных качеств личности,накоторыеориентировананароднаякультура. Опытно-деятельностный компонент ценностного отношения детей к народной культуре обеспечивался

освоением практик участия в народных играх, в календарных праздниках, в концертной деятельности. Проведенный диагностический срез подтвердил роль системно организованного процесса приобщения детей младшего школьного возраста к народной культуре для формирования у них нравственных ценностей, в частности, ценностного отношения к народной культуре.

Ключевые слова: народная культура, ценностные отношения, дети младшего школьного возраста, дополнительное образование.

L.A. Kossolapova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy,

Perm State National Research University; E-mail: la_kossolapova@list.ru

S. Suleymanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy

and Psychology, Perm State Humanities - Pedagogical University; E-mail: ped-

agog@pspu.ru

M.A. Petrova

Teacher of additional education, Youth Children's Creativity Center, Perm;

E-mail: maria-59rus@mail.ru

OPPORTUNITIES OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN TO DEVELOP A VALUE-BASED ATTITUDE TO FOLKLIFE CULTURE

Abstract. The article actualizes the problem of maintaining the young generation of national identity in modern life, when folk songs, dances, and applied art are not an element of everyday life. The hypothesis is verified that the mission of preservation and development of folk culture is realized by institutions of additional education. An analysis of the practice of additional education (the city of Perm is taken as an example) shows that programs related to the study and development of folk cultures make up from 3-6% up to 17% of the total number of programs implemented by an educational organization. About a third of the analyzed proposals are programs of folklore ensembles and dance groups, often there are programs on decorative and applied arts. The child learns the values, norms, and basic skills more easily by participating in game programs, which are also represented in institutions of additional education; Museum pedagogy, as well as the implementation of research projects related to local history, have great potential.

The authors prove that the educational opportunities of additional educational programs can be increased due to the purposeful formation of the components of the value attitude of children to folk culture: information-cognitive, emotional-value, experimental activity. The influence on the informational and cognitive component included the study of the characteristics of the traditional folk culture through the integrated use of musical, artistic, speech, visual and applied activities of children and their parents.

The emotional-value component developed in the course of acquaintance with the samples of folk art, thanks to the creative reflection by students of ethnocultural characteristics, the development of the valuable spiritual and moral qualities of the individual, to which the folk culture is oriented. The experimental-activity component of the value attitude of children to folk culture was ensured by the development of practices of participation in folk games, in calendar holidays, in concert activities. The performed diagnostic section confirmed the role of a systemically organized process of introducing children of primary school age to folk culture for the formation of moral values in them, in particular, a value attitude to folklife culture.

Keywords: folklife culture, value relationships, primary school children, additional education.

Проблему сохранения народной культуры как ценности, основы мировоззрения личности фиксируют сегодня многие авторы [1, 2]. Как не потерять национальную идентичность, если в современной жизни ни народные песни, ни танцы, ни прикладное творчество не являются элементом повседневной жизни?

Как показывает анализ научных публикаций [3, 4] и массовой практики образования, миссию сохранения и развития народной культуры в наши дни зачастую возлагают на себя учреждения дополнительного образования. Действительно ли учреждения дополнительного образования обладают потенциалом для сохранения народной культуры, развития интереса детей к своим истокам и культуре других народов?

Для решения данной задачи был проведен анализ практики дополнительного образования города Перми, а также осуществлен педагогический эксперимент, направленный на усиление потенциала дополнительной образовательной программы для формирования ценностного отношения детей к народной культуре.

Был проведен анализ сайтов 10 образовательных организаций города Перми: Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т), Центров детского творчества (цДТ) «Исток», «Радуга/Фаворит», «Ритм», «Сигнал», «Шанс», «Юность»; детско-юношеского центра «Рифей», центра дополнительного образования для детей (ЦДОДД) «Луч», краевого центра художественного образования (КЦХО) «Росток».

Изучив образовательные предложения обозначенных автономных учреждений дополнительного образования, мы обнаружили 33 программы, ориентированные на передачу детям традиций, ценностей народной культуры. В целом данные программы составляют 3-6%, максимум - 17% от общего количества программ, реализуемых образовательной организацией.

Какие аспекты народной культуры становятся основой образовательной программы для детей? Приведем конкретные примеры программ, назовем педагогов-руководителей детских коллективов

- высококлассных мастеров своего дела.

Примерно треть составляют программы фольклорных ансамблей и танцевальных коллективов, образцовые детские коллективы: ансамбль танца «Рябинушка» (руководитель Н.Н. Струганова - ЦДТ «Сигнал»), ансамбль народного танца «Карусель» (руководитель А.О. Силина, педагог М.Н. Митич-кин - филиал ДД(Ю)Т «Пермячок»), фольклорный ансамбль «Воскресение» (руководитель И.Р. Кулёва, педагоги Н.А. Ткаченко, Т.Н. Ков-басюк - ДД(Ю)Т), фольклорно-этнографическая студия «Вечо-ра» (руководители С.Ю. Юкаева, Р.Н. Юкаев - КЦХО «Росток»), народный ансамбль уральского танца «Камушка» (руководители В.В. Ря-занцев, М.А. Максимова, Н.Ш. Аб-дуллина - КЦХО «Росток») и др.

Нередко в репертуар детских коллективов включены номера, отражающие песни и танцы не только русского, но и других народов Прикамья, России и мира (хореографический коллектив «Танцевальная мозаика», руководитель Е.Р. Хром-цева - ЦДОДД «Луч»), а также возможна стилизация этих произведений (ансамбль современного танца «ФЛЕШ», руководитель С.Л. Мурзи-на, Ю.Р. Багавеева, К.И. Долгалёва; студия эстрадного вокала «Надежда» - ЦДТ «Исток»).

К освоению народных традиций привлекаются возможности театрального искусства (театральный коллектив «Подмостки Прикамья», руководитель Н.Н. Ванькова -ЦДОДД «Луч»; театр моды «Стиль»

- моделирование одежды на основе народных уральских традиций, руководитель А.Р. Иргебаева - ДЮц «Рифей»). Все театральные коллективы включаются в подготовку

массовых праздников, связанных с народным календарем.

Ярким событием стала постановка мюзикла «Сказание о Ку-дым-Оше», легендарном богатыре, вожде и жреце, наделённом сверхъестественной силой - персонаже коми-пермяцкого национального эпоса (постановщики М.Б. Клюкач, Л.Л. Соколова, И.В. Халяпина -ДЮЦ «Рифей»).

Свою лепту в сохранение народных традиций вносят объединения, направленные на освоение детьми декоративно-прикладного творчества (например, образцовый детский коллектив «Мастерская художественных ремесел «Мир ремесел», руководитель З.Г. Гилева - ЦДТ «Сигнал»; направленная на изготовление народных кукол «Мастерская радости», руководитель И.И. Хабышева - ЦДТ «Радуга»/ «Фаворит» и др.); также возможно включение изучения народного искусства в качестве одного из модулей комплексной образовательной программы. Так, в программу Заочной школы художественного образования для одаренных детей Пермского края (КЦХО «Росток») включены учебные предметы, связанные с народной культурой.

Как отмечают исследователи, индивидуальное начало в традиционной культуре растворено в групповом (семья, крестьянская община, трудовая артель, сообщество приходской церкви). Это проявляется в массовых семейно-бытовых и календарных обрядах, в преобладании коллективных форм народного творчества, в хоровом пении, в ансамблевом пении, в будни и в дни народных праздников, свойственном большинству песенных жанров.

Безусловно, огромное значение придается освоению традиций, связанных с бытом, жизнью семьи, традиционными праздниками. Например, объединение «Хозяюшка» (руководитель Я.С. Губина) реализует программу «Человек и семья в народной культуре» (ЦДТ «Ритм»);

в ДД(Ю)Т работают Армянская воскресная школа и Грузинская воскресная школа «Иберия».

Ценности, нормы, базовые навыки ребенок проще усваивает в ходе игры. Это учитывается при разработке программ дополнительного образования. Так, авторская комплексная программа «Маленький человек в большом мире» включает подпрограмму «Народные игры» (руководитель О.Ю. Микрюкова -ЦДТ «Ритм»).

Используется потенциал музейной педагогики: в ЦДТ «Сигнал» создана музейно-образовательная среда «Горница», в которой проводятся праздники и игровые программы.

В дополнительном образовании также встречаются детские объединения, ориентированные на организацию исследовательской работы школьников, например, «Краевед», «Родной край» (ЦДТ «Юность»). Достоверность, соответствие аутентичным культурным образцам обеспечиваются обращением к работам этнографов. Так, изучением традиций русской народной культуры занимались пермские ученые и практики: В.М. Ляшкова, Е.А. Малянов, М. Федотова, Г.Н. Чагин, А.В. Черных [5, 6, 7, 8, 9] и др.

Подчеркнем, отечественные и зарубеные учёные указывают на прочную связь ценностно-смыслового ядра образующих целостность средств, форм и образцов, особенностей коммуникации и деятельности, определяющих народную культуру как ценностную традицию [10].

Обращение к теоретическим источникам в области воспитания ценностного отношения показывает, что в этом направлении накоплены определенные идеи, разработана теоретическая база. Ценностно-ориентированный подход в воспитании личности детей младшего школьного возраста раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, Н.Е. Щурковой и др.

Ценностью для личности считается предмет, явления и их свойства,

значимые с точки зрения удовлетворения материальных и духовных потребностей. Если отношение можно рассматривать как связь субъекта с объектом окружающего мира, то ценностное отношение - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь (Н.Е. Щуркова), определяющая активность субъекта, выбор цели и интенсивность деятельности.

Формирование ценностного отношения детей к народной культуре входит в круг приоритетных ориентиров при организации воспитательной работы. Так, Доктрина образования в Российской Федерации» устанавливает, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [11: 3].

В Концепции развития дополнительного образования детей приоритетным определяется «...превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа...» [12: 5]. Возможности дополнительного образования для формирования ценностного отношения детей к народной культуре были экспериментально проверены в процессе корректировки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы фольклорного ансамбля «Скворушка» (ЦДТ «Юность»).

Особенностью программы является то, что она способствует комплексному развитию и воспитанию детей младшего школьного возраста через системное взаимодействие в координатах «педагог-родители-дети». Программа нацелена на

воспитание у младших школьников ценностного отношения к русской традиционной культуре через занятия русским фольклором.

Содержание программы и ее реализация основываются на основных принципах традиционной русской культуры:

- устность передачи жанров детского фольклора;

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- использование народного календаря в качестве организационного основания воспитательно-развивающего процесса;

- максимальное создание атмосферы игры, праздника, обряда на занятиях;

- синкретизм традиционной культуры - взаимосвязь различных жанров фольклора в процессе занятий;

- насыщение занятий импровизационным началом и коллективным творчеством в восприятии и передаче воспитательных традиций; создание эмоциональной, творческой атмосферы на занятиях;

- воспитание на примере-идеале в нравственно-поведенческом аспекте;

- подлинность (интонирования в музыкальных жанрах и хореографических движений); использование этнографических источников при отборе содержания;

- концентрация внимания на конкретном ребенке, выявление его индивидуальности и её демонстрация через коллективное творчество; реализация художественных склонностей через народные праздники, традиционную культуру;

- игровые основы преподавания на протяжении всего периода обучения во всех жанрах фольклора и современных педагогических разработках.

Реализуемая программа опирается на особенности народного календаря, праздников и обрядов, крестьянского быта, которые в своем

единстве и формируют её содержательную и методическую части.

Программа предусматривает проведение разнообразных по форме и содержанию учебных занятий:

1) подготовка и проведение праздников народного календаря;

2) беседы, просмотр видеофильмов, мультфильмов, слушание, обсуждение, рассказ;

3) творческие встречи с детскими коллективами, занимающимися по аналогичным программам;

4) мастер-классы приглашенных народных исполнителей и умельцев; практические занятия (изготовление игрушек, сувениров, оберегов);

5) итоговые конкурсы, викторины;

6) концерты (тематический, отчетный);

7) посещение выставок народного творчества, театров, музеев, концертов; тематические экскурсии;

8) участие в фольклорных фестивалях;

9) организация совместного досуга детей и родителей, проведение индивидуальных консультаций для родителей.

Реализация программы обеспечила актуализацию компонентов ценностного отношения детей к народной культуре: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, опыт-но-деятельностного. Влияние на информационно-познавательный компонент предусматривало изучение особенностей народной традиционной культуры, которое осуществлялось через интегрированное использование музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и прикладной деятельности детей и родителей, что способствовало удовлетворению их познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире.

Опытно-деятельностный компонент ценностного отношения детей к народной культуре обеспечивался освоением практик участия в народных играх, в календарных

праздниках, в концертной деятельности. Эмоционально-ценностный компонент развивался в ходе знакомства с образцами народного искусства благодаря творческому отражению учащимися этнокультурных особенностей, освоению ценностных духовно-нравственных качеств личности, на которые ориентирована народная культура.

На начальном этапе и по завершении экспериментальной проверки программы нами была проведена диагностика с применением методик «Составление словаря», «Сундучок премудростей» [13], направленных на изучение ценностных духовно-нравственных качеств личности, выявление понимания младшими школьниками сути моральных категорий и норм.

Анализ результатов показал, что уровень сформированности ценностных духовно-нравственных качеств личности обучающихся в фольклорном ансамбле заметно повысился. На высоком уровне он выявлен у 6 чел. (28%), на среднем уровне -у 13 чел. (60%), на низком уровне -у 3 чел. (12%). Результаты представлены на рис. 1.

Анализ результатов показал, что дети младшего школьного возраста понимают значение нравственных категорий. При составлении словаря этнокультурных понятий в процессе выполнении методики «Составление словаря» почти все респонденты раскрыли значение всех понятий, таких, как «милосердие», «справедливость», «отзывчивость» и др. В процессе проведения данной методики наблюдалось повышение интереса учащихся начальных классов к рассмотрению выделенных понятий.

Изучение понимания младшими школьниками сути моральных категорий и норм осуществлялось посредством методики «Сундучок премудростей». По итогам реализации программы предложенные пословицы оказались знакомы всем респондентам, объяснить их значение смогли почти все дети - 90%.

Рис. 1. Уровень сформировнности ценностных духовно-нравственных качеств личности

Наблюдение и оценка на основе модельного описания уровней сформированности музыкального, творческого, эмоционального развития, а также сравнительный анализ данных характеристик у младших школьников на начальном этапе и по итогам освоения программы позволили сделать вывод о том, что в целом уровень развития детей в фольклорном ансамбле заметно повысился. На высоком уровне результаты выявлены у 11чел. (50%), на среднем уровне - у 9 чел. (40%), на низком уровне - у 2 чел. (10%).

Так, учащиеся овладели знаниями о народной культуре, научились самостоятельно определять жанры, принимали активное участие - вместе с родителями - в

традиционных календарных праздниках. Дети младшего школьного возраста заинтересовались изучением этнокультурного разнообразия, культуры своего народа и родного языка. У обучающихся ярко выражена положительная мотивации к занятиям и к различным мероприятиям, связанным с народными традициями и направленным на воспитание ценностного отношения к народной культуре. Следовательно, программа, опирающаяся на возможности народной педагогики, эффективна как для общего развития, так и для воспитания ценностного отношения к народной культуре у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

Примечания:

1. Hoskim M.L. Worlds apart and lives together: Developing cultural attunerment // Child Youth Care Forum. 1999. № 28(2). P. 73-85.

2. Multicultural experience enhances creativity: fte when and how? / A.K. Leung, W.W. Maddux, A.D. Galinsky, C-Y. Chiu // American Psychologist. 2008. № 63. P. 169-181.

3. Массова Г.Ф. Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2006. 24 с.

4. Чермит К.Д., Аутлева А.Н., Вержбицкая Е.Г. Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 1. С. 78-83.

5. Ляшкова В.М. Общественная организация «Русское общество» как проводник традиций русской народной культуры // Русский мир. Вып. 6. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Историческая память Отечества и русский мир», 26 июня 2009 г., г. Пермь. Пермь, 2009. С. 68-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Малянов Е.А. К вопросу о взаимодействии этнокультурного и национально-культурного (теоретико-прикладной аспект) // Русский мир. Вып. 5. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Русская культура в цивилизационном измерении», посвященной 285-летию г. Перми и 450-летию начала деятельности Строгановых в Пермском крае, 11 июня 2008 года, г. Пермь. Пермь, 2008. С. 8-15.

7. Федотова М. Зимние праздники // Мы - земляки: журнал о Пермском крае и его жителях. 2009. № 10 (дек.). С. 54-57.

8. Чагин Г.Н. Национальное самосознание русских Урала в XIX-XX вв. // Русский мир. Вып 4. Материалы межрегион. науч.-практ. конф. «Русская культура и русская история как фактор духовного единения народов России», 14 сентября 2007 г., г. Чердынь. Пермь, 2007. С. 43-49.

9. Черных А.В. Народы Пермского края: история и этнография. Пермь: Пушка, 2007. 294 с.

10. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implication for cognition, emotion and motivation // Psychological Review. 1991. № 98. Р. 224-253.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: от 04 октября 2000 года № 751. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html (дата обращения: 25.07.2019).

12. Концепция развития дополнительного образования детей: от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 07.08.2019).

13. Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников: метод. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2005. 43 с. URL: http://pedagog.pspu.ru/manuals/559-ispolzovanie-priemov-emotsionalnogo-stimulirovaniya-v-nravstvennom-vospitanii-mladshikh-shkolnikov-gavrilova-t-p (дата обращения 17.08.2019).

References:

1. Hoskim M.L. Worlds apart and lives together: Developing cultural attunerment // Child Youth Care Forum. 1999. No. 28(2). P. 73-85.

2. Multicultural experience enhances creativity: the when and how? / A.K. Leung, W.W. Maddux, A.D. Galinsky, C-Y. Chiu // American Psychologist. 2008. No. 63. P. 169-181.

3. Massova G.F. The use of traditions of folk pedagogy in the educational system of an educational institution: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Kirov, 2006. 24 pp.

4. Chermit K.D., Autleva A.N., Verzhbitskaya E.G. Formation of social competence and ethnic identity of students of higher education institutions in multicultural educational space // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 1. P. 78-83.

5. Lyashkova V.M. «Russian Society» public organization as a conductor of the traditions of Russian folk culture // Russian World. Iss. 6. Materials of All-Russian scient. and pract. conf. «Historical memory of the Fatherland and the Russian world», June 26, 2009, Perm. Perm, 2009. P. 68-71.

6. Malyanov E.A. On the issue of the interaction of ethnocultural and national-cultural (theoretical and applied aspect) // Russian World. Iss. 5. Materials of All-Russian scient. and pract. conf. «Russian culture in the civilizational dimension» dedicated to the 285th anniversary of the city of Perm and the 450th anniversary of the beginning of Stroganovs' activities in the Perm region, June 11, 2008, Perm. Perm, 2008. P. 8-15.

7. Fedotova M. Winter holidays // We are fellow countrymen: a magazine about the Perm region and its inhabitants. 2009. No. 10 (Dec.). P. 54-57.

8. Chagin G.N. National identity of the Russians of the Urals in the 19th-20th centuries // Russian World. Iss. 4. Materials interregion. scient. and practical conf.

«Russian culture and Russian history as a factor in the spiritual unity of the peoples of Russia», September 14, 2007, Cherdyn. Perm, 2007. P. 43-49.

9. Chernykh A.V. The peoples of the Perm region: history and ethnography. Perm: Pushka, 2007. 294 pp.

10. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implication for cognition, emotion and motivation // Psychological Review. 1991. No. 98. P. 224-253.

11. National doctrine of education in the Russian Federation until 2025: dated October 4, 2000, No. 751. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (date of access: 25.07.2019 ).

12. Concept for the development of additional education for children: dated September 4, 2014 No. 1726-r. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA. pdf (date of access: 07.08.2019).

13. Gavrilova T.P. Using the techniques of emotional stimulation in the moral education of primary schoolchildren: method. manual / Perm State Ped. University. Perm, 2005. 43 pp. URL: http://pedagog.pspu.ru/manuals/559-ispolzovanie-prie-mov-emotsionalnogo-stimulirovaniya-v-nravstvennom-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov-gavrilova-t-p (date of access: 17.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.