УДК 37.016:398
© Д. Ганчулуун
Реализация наследия традиционной народной культуры в педагогике самодеятельного художественного творчества
В статье актуализируется проблема сохранения традиционной народной культуры монголов как духовно-нравственной основы воспитания и представлен опыт работы творческих коллективов Дворца культуры г. Эрдэнэт.
Ключевые слова: традиционная культура, художественное творчество, самодеятельное творчество, сохранение народной культуры.
D. Ganchuluun
Traditional folk culture heritage in the pedagogy of artistic creativity
The article is devoted to the issue of Mongolian traditional folk culture preservation as the spiritual and moral basis for upbringing. The author presents work of creative clubs in the recreation Centre of Erdenet.
Key words: traditional culture, artistic creativity, individual art, folk culture preservation.
В процессе реформирования монгольского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей национальной культуры, в том числе, традиционной народной художественной культуры. Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции.
Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций:
- созданием государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур разных народностей Монголии и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме;
- тенденцией к восстановлению традиционной народной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
- ростом национального самосознания монгольского народа и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.
Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной куль-
туры, направив в свои региональные отделения документ, названный «Рекомендация по сохранению фольклора».
В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все активнее разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них - принятие государственной программы «Развитие и сохранение народной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство монгольского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ.
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих со-монах, аймаках забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой
нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.
Областью профессиональной деятельности работника народного творческого коллектива являются процессы сохранения и развития в современном монгольском обществе лучших художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества; приобщение широких слоев населения к фольклору, шедеврам классического и современного искусства; развитие массовых форм художественного воспитания, образования и творчества; международное культурное сотрудничество в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества.
Этим вопросам посвящены труды российских ученых - К. С. Станиславского, Л. И. Шулугина, М. А. Ариарского, И. А. Ивлиевой, Л. В. Пола-гутиной, С. Н. Артиновского, А. П. Потапова, А. Ф. Лосева, А. Ф. Владимирцова, Б. Ф. Смирнова, В. Н. Топорова, Р. Амайона, Ю. В. Бром-лея. Среди монгольских ученых-исследователей мы выделяем работы ученых Л. Дашняма, Б. Сумъяа, Г. Цэрэнханд, С. Бадамхатан, Ц. Жаргалсайхана, Т. Дорждагва, Д. Бум-Очира, Р. Ариунболда, Э. Баярзула, доктора Ж. ДолгорсYрэн, Д. Мэндсайхан, Г. Цэрэн, А. Энхбаатара и других.
Как видно, интерес к изучению потенциала народной художественной культуры в творческом развитии личности не нов и носит лонги-тюдный характер.
Особенности художественного самодеятельного творчества состоят в том, что его участники осваивают, прежде всего, духовные ценности своего народа: поют, декламируют, ставят спектакли на родном языке, танцуют народные танцы. Вовлечение в художественное самодеятельное творчество начинается в детстве, с самых
ранних лет и охватывает людей всех возрастов. Оно доступно для всех, и в этом состоит огромное развивающее, воспитательное и образовательное значение художественного самодеятельного творчества. При декламировании дети овладевают грамотной речью, при пении и игре на музыкальных инструментах осваивают музыкальную грамоту, приобщаясь к танцам, учатся соблюдать ритм. Образовательное значение художественного самодеятельного творчества становится более значимым по мере взросления детей. Они овладевают мастерством, становятся способными к самовыражению, творчеству, самоопределению в жизнедеятельности. Занятие художественным самодеятельным творчеством приучает детей относиться к произведениям культуры и искусства как к непреходящей ценности и в этом его неоценимое воспитательное значение.
В воспитании членов коллектива художественной самодеятельности важное место занимает приобщение их к народной художественной культуре монголов. Монголы-скотоводы с древних времен пели, танцевали, рассказывали эпо-сы, былины, под музыку возносили восхваление героям, во время утомительной кочевки пели протяжные песни, мать пела своим малышам колыбельные песни. Монгольский народ сохранил особенность и своеобразие своей исконной кочевой культуры. Именно кочевой образ жизни определял уникальность культуры народов Центральной и Срединной Азии. Гармоничное сосуществование с природой, поклонение матери-земле, отцу-небу, вера в тенгрианство - все это создавало особый образ мышления, особенность бытовой и духовной культуры монгольских народов. Из уст в уста передавались легенды, эпо-сы, создавались письменность и литература, сказки и восхваления, слагались протяжные песни и горловое пение, появилась народная музыка и танцы, инструменты (моринхур) и праздники (эрийн гурван наадам).
В проведенном исследовании мы изучили опыт работы Дворца Культуры «Уурхайчин» при российско-монгольском совместном предприятии «Эрдэнэт» аймака Орхон, при котором созданы творческие коллективы различных жанров (музыкальные, танцевальные, театральные), а также для людей разных возрастов. В художественной самодеятельности Дворца Культуры «Уурхайчин» принимает непосредственное участие около 6000 рабочих, трудящихся на предприятии, и их дети. Наиболее известными и популярными стали ансамбль песни и тан-
ца «Эрдэнэс», музыкально-драматический театр, молодежный театр, самодеятельные танцевальные коллективы «Ажилчин залуус», «Эрчим», «Дел», «Алтан жолоо» и другие. Дворец Культуры «Уурхайчин» осуществляет культурные связи с Дворцом Культуры аймака Булган, Монгольским национальным академическим ансамблем песен и танцев, творческими коллективами Китая, Южной Кореи, города Чикаго США, с Республикой Бурятия РФ, Дворцами Культуры «Газа» и «Ленсовет» г. Санкт-Петербурга, Московским театром оперетты, ансамблем народной песни и пляски им. М.Е.Пятницкого и другими.
Дворец Культуры «Уурхайчин» с 2000 года имеет долгосрочную программу по развитию и воспитанию подрастающего поколения. В последние десятилетия совместно с другими профессиональными культурными организациями проводит Всенародные фестивали искусства, фестивали фольклорного наследия, конкурс певцов протяжных песен, конкурс музыкантов по народным инструментам, конкурс еролчинов, и др., участвует в разных республиканских и международных фестивалях, конкурсах, смотрах. Такие мероприятия имеют большое значение для формирования личности не только членов коллектива художественной самодеятельности, но и всех жителей города Эрдэнэт. Они содействуют передаче национальных традиций подрастающему поколению, приобщают к национальной культуре.
Так, на фестивале «Онон, Балдж - колыбель истории и легенд», посвященном 800-летию создания Великой Монгольской империи, помимо различных конкурсов было большое театральное зрелище, где участники выступали в доспехах того времени, носили копье, щит, саблю и одежду той эпохи. Участники изучали исторические документы об одежде, доспехах и изготавливали их сами.
Подвижное «живое» изучение фольклорного наследия погружает детей в волшебный мир театра, а театральное искусство становится для них, в свою очередь, магическим проводником в сказочный мир устного народного творчества, воспитывает великодушие, милосердие, заботу, внимательность, отзывчивость - все то, что можно назвать активным созиданием добра. Эти качества выделяются в числе ведущих нравственных черт монгольского национального характера.
Начиная работу в театральном и в самодеятельном коллективе, особое внимание необходимо уделить младшим возрастным группам. Важно учить детей видеть значительное в исто-
рии, фольклоре, литературе, искусстве.
В процессе работы создается оригинальная структурно-функциональная модель жизнедеятельности театрального коллектива, решающего художественные задачи по реализации и трансляции фольклорного наследия, дающего возможность участникам проявлять себя через различные виды деятельности, в том числе, и через трудовую (изготовление реквизита, пошив костюмов, монтирование декорации и т.д.). Общечеловеческое всегда реализуется конкретно. У каждого народа эти ценности выражены особым образом - этнически социализированным, значит соответствующим ценностям данного народа, этноса. Модель фольклорного театрального коллектива представляет собой этнокультурное объединение, микроячейку этноса, которая включает в дополнение к характерным для типичного любительского коллектива субъектам и объектам социально культурной деятельности (руководитель и участники) группу неформальной поддержки, состоящую из сельских и городских носителей народных традиций (родители, родственники, народные умельцы, знатоки дела, мастера, ремесленники), работников сферы искусства и культуры, которые привлекаются в процессы деятельности коллектива (празднично-обрядовая, поисково-собирательская, историко-просветительская). В этом смысле модель можно назвать разнопоколенным этнокультурным объединением.
Данная модель представляет собой целостную систему, которая объединяя усилия многих членов коллектива, создает прирост энергии, эффект, синергии, благодаря которому происходят эффективная реализация воспитательного потенциала аутентичного фольклора в креативной деятельности по созданию спектаклей и концертных программ.
Деятельность модели как компонент этой целостной системы имеет не только прямые связи, идущие от потребности к целям и далее к результатам, но и обратные. Театральный коллектив способен корректировать свою деятельность в зависимости от степени совпадения результатов с целями и, следовательно, от степени удовлетворения своих потребностей. Но поскольку действие удовлетворения, сама удовлетворенная потребность ведут к появлению новых потребностей к их возвышению и к соответствующему изменению всех остальных звеньев, то происходит развитие, как самого субъекта, так и его деятельности. Следовательно, творческая деятельность характеризуется не только целенаправленностью и целесообразностью, но и целепола-
ганием, благодаря чему она способна выходить за пределы достигнутого и развиваться по своим собственным законам (1).
Структурно-функциональная модель самодеятельного театрального фольклорного коллектива содержит трехступенчатую структуру воспитания, где каждая ступень представляет собой завершенный самостоятельный цикл.
На первый ступени идет формирование интересов, увлечений, потребностей под влиянием социально-педагогического потенциала фольклорного наследия и комплекса накопленных богатейших знаний народной педагогики, сосредоточенных в разных элементах традиционной художественной культуры.
На второй ступени предполагается взаимодействие младших и старших групп в рамках учебного процесса. Освоившие теоретический курс воспитанники могут помогать в учебе младшему составу любительского театра готовить с ними праздничные мероприятия внутри коллектива в первых шагах на сцене, оказывать необходимую посильную помощь в репетициях и подготовительном процессе, учить бережно относиться к собранному этнографическому материалу и имуществу самодеятельного театра, приучать младший состав к вежливости, воспитывать своим примером, создавая культурную микросреду в коллективе.
На третьей ступени происходит закрепление устойчивого интереса к самодеятельному творчеству. Учебные занятия плавно перетекают в работу над сценическим воплощением фольклорного наследия, начинается плановая концертная деятельность театрального коллектива.
Интересным представляется опыт работы коллектива народного танца «Найрамдал», в репертуаре которого традиционный народный фольклорный танец (бие биелгээ), который является уникальным культурным наследием монгольских народов. Особенности бие биелгээ монгольских народностей сформировались исторически, так народ урианхай имеет шесть видов биелгээ со специфической постановкой: цацлага, ялдах, мургуул, шудрах, хатираа, татла-га. Торгууд биелгээ имеет семь видов: агсал, хэлхээ, цацал, ховог, бий, эрээн хавирга, жудраа, хурэн торгод. Исполняя биелгээ, торгууд размахивает руками, подобно птице, показывает свою радость, танцует биелгээ и поет песню:
Харин нутагтаа одсон Ховол сайрын Торгуд Аав ээжийн голомт Алтай нутагтаа бараадлаа
В дальние края уехавший Торгууд местной долины В родительский приют Пришел в родной Алтай
Народный танец дархад имеет оттенок критики и нравоучения, воплощенный в честном характере человека дархад. Бие биелгээ народности хотон исполняют люди разных возрастов от 7 до 80 лет, старцы танцуют вместе с правнуками, имитируя трудовую деятельность. Баяд биелгээ отличается задорностью и быстротой исполнения. В бурятском биелгээ отражаются традиции праздников, выкупа невесты, связанные с ними песни и танцы (ёохор). Они отличаются многочисленностью участников, массовостью. В захчин биелгээ отражается история народа, отличающаяся защитой границ Монголии. В их песнях и танцах воплощены мифы и легенды о баторе, его быстроногом скакуне, о трудовой деятельности, традиции угощения и уважения людей (5).
Как видно, в бие биелгээ монгольских народностей отражается история, культура, традиционный быт монгольских народов: скотоводческий и земледельческий труд, охота, религиозные обряды, поклонение родной земле, просьба о дожде, восхваление скота и др., все это выражается через движение и пластику в танце.
Опыт работы по использованию народной художественной культуры в деятельности и творчестве дворца культуры «уурхайчин», ансамбля «эрдэнэс» и других творческих самодеятельных коллективов включает:
• использование фольклора в традиционных массовых праздниках;
• изучение фольклора в работе клубов, театра, ансамбля, групп, трупп, кружков;
• включение знаний истории и культуры монгольских народов в репертуар конкурсов, смотров, посвященных знаменательным датам;
• создание системы справочной литературы, помогающей изучать историю Монголии.
Таким образом, деятельность самодеятельных творческих коллективов может активно приобщать детей и молодежь к истории и культуре родного народа, пробуждать духовно-нравственные и патриотические чувства при следующих условиях:
• рассмотрение художественной самодеятельности как социокультурного феномена, обладающего двусторонней направленностью -художественной и педагогической;
• понимание руководителем самодеятельного коллектива основ этнокультурного образования;
• включение в художественный и музыкальный репертуар материалов фольклорного наследия монголов;
• обеспечение жанрово-видового разнообразия самодеятельного художественного творчества;
• интеграция общедидактических методов и методов музыкального воспитания в системе художественной самодеятельности;
• разработанность учебно-методического обеспечения деятельности самодеятельного коллектива.
Литература
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2001. - 251 с.
2. Виноградова Г. С. Страна детей. - СПб: Историческое наследие, 1999. - 107 с.
3. Каргин А. С. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры // Традиционные формы досуга: история и современность. - М., 1994. - С. 7-37.
4. Титов Б. А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1991. - 74 с.
5. Ганчулуун Даваагийн. Особенности бие биелгээ монгольских народностей и танцевальная деятельность дворца культуры «Уурхайчин» // Соёл урлаг-чолоот цаг. - 2014. - №2. - С. 52-57.
Давагийн Ганчулуун, художественный руководитель Дома культуры «Горняк» города Эрдэнэт Монголии, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]
Davaagiin Ganchuluun, art director of Culture centre "Gornyak", Erdenet, Mongolia, post-graduate, Pedagogics department, Buryat State University, е-mail: [email protected]
УДК 37.016:78 (571.54)
© М. Ц. Гончикова
Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг.)
В статье освещены работы по истории музыкальной культуры и искусства, историко-педагогические исследования проблем музыкального образования Бурятии.
Ключевые слова: культура, музыка, образование, детская музыкальная школа, ССУЗ, вуз.
M. Ts. Gonchikova
Scientific literature review of music education history in Buryatia (1923-1991)
The article highlights research on history of musical culture and arts, historical and pedagogical research of the music education problems in Buryatia.
Keywords: culture, music, education, children's music school, secondary special schools, university.
Осмысление исторического опыта музыкального образования в России актуально в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Если рассматривать историю изучения российской музыкально-образовательной системы, можно заметить, что исследования в этой области посвящены главным образом столичной культурной традиции. Вместе с тем изучение музыкальной культуры и образования в национальных республиках может существенно обогатить знания о музыкальном прошлом России.
Историография исследуемой проблемы в рассматриваемый период включает работы по теории и истории музыкальной культуры и искусства Бурятии, историко-педагогические исследования проблем музыкального образования. Нужно отметить, что в рассматриваемый период
в Бурятии была сформирована многоступенчатая система, предусматривающая непрерывное образование: детская музыкальная школа - училище - вуз.
Профессиональное обучение в многоступенчатой структуре музыкального образования (детская школа искусств - училище (колледж) -вуз) строится по принципу непрерывности и преемственности. Все три ступени представляют собой взаимодополняющие, сообщающиеся структуры. Это способствует решению ряда образовательных проблем, касающихся подготовки высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и искусства, выявления одаренных учащихся, поддержки молодежного творчества.
В контексте рассматриваемой проблемы следует назвать ряд исследований, в которых освещены различные аспекты истории музыкального