Научная статья на тему 'Эффективный опыт общего музыкального образования регионов Российской Федерации'

Эффективный опыт общего музыкального образования регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНА / МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / MODERNIZATION OF GENERAL MUSIC EDUCATION / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF THE REGION / MUSICAL ENVIRONMENT / CULTURAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / INTERACTION OF EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н.

В статье рассматривается популярный в Республике Марий Эл праздник «Пеледыш айо» как пример эффективной формы музыкального образования школьников. Современная интерпретация народного праздника формирует позитивное отношение детей к народной культуре и формам ее бытования; объединяет поколения в сохранении и развитии фольклорных традиций и установлении межкультурных связей между народами; создает условия для обогащения содержания, форм и методов музыкального воспитания учащихся, плодотворного взаимодействия основного и дополнительного образования, общеобразовательной школы и семьи, учреждений образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective experience of General music education Russian region

The article considers the popular in the Republic of Mari El holiday "Peledysh Ayo" as one of the effective forms of musical education of schoolchildren. The modern interpretation of the national holiday forms a positive attitude of children to folk culture and forms of its existence; unites generations in the preservation and development of folk traditions and the establishment of intercultural relations between peoples; creates conditions for the enrichment of the content, forms and methods of musical education of students, fruitful interaction of primary and secondary education, secondary school and family, educational and cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Эффективный опыт общего музыкального образования регионов Российской Федерации»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1068-1075

Эффективный опыт общего музыкального образования регионов Российской Федерации*

М.С. Красильникова1, О.Н. Яшмолкина2

'ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]

2Детская школа искусств № 6 г. Йошкар-Олы

Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Чкалова, 32А

Children's school of arts № 6

Chkalov str., 32A, Yoshkar-Ola, Mari El republic 424000 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: модернизация общего музыкального образования, этнокультурные традиции региона, музыкальная среда, культуротворческая деятельность школьников, взаимодействие учреждений образования и культуры. Key words: modernization of General music education, ethno-cultural traditions of the region, musical environment, cultural activity of schoolchildren, interaction of educational and cultural institutions.

Резюме: В статье рассматривается популярный в Республике Марий Эл праздник «Пеледыш айо» как пример эффективной формы музыкального образования школьников. Современная интерпретация народного праздника формирует позитивное отношение детей к народной культуре и формам ее бытования; объединяет поколения в сохранении и развитии фольклорных традиций и установлении межкультурных связей между народами; создает условия для обогащения содержания, форм и методов музыкального воспитания учащихся, плодотворного взаимодействия основного и дополнительного образования, общеобразовательной школы и семьи, учреждений образования и культуры.

Abstract: The article considers the popular in the Republic of Mari El holiday "Peledysh Ayo" as one of the effective forms of musical education of

* Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Модернизация содержания и механизмов художественного образования» 115031940009. Номер для публикаций 27.7394.2017/8.9

schoolchildren. The modern interpretation of the national holiday forms a positive attitude of children to folk culture and forms of its existence; unites generations in the preservation and development of folk traditions and the establishment of intercultural relations between peoples; creates conditions for the enrichment of the content, forms and methods of musical education of students, fruitful interaction of primary and secondary education, secondary school and family, educational and cultural institutions.

[Krasilnikova M.S.1, Yashmolkina O.N.2 Effective experience of General music education Russian region]

Художественное образование в нашей стране имеет более чем вековую историю, на протяжении которой менялись его цели и задачи в соответствии с запросами общества. Сегодня ориентиром для педагогики искусства выступают положения Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной Министерством просвещения России 30 декабря 2018 года (Концепция, 2018). Именно положения Концепции могут служить критериями эффективности общего музыкального образования (Акишина, 2016).

Большое внимание в Концепции уделяется условиям преподавания искусства в регионах России, поскольку именно искусство обладает «способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции» каждого народа нашей многонациональной страны. Ценностное восприятие произведений искусства может не только обеспечить развитие художественной культуры обучающихся, но и содействовать формированию их общероссийской и этнокультурной идентичности.

Среди актуальных проблем в Концепции отмечается недостаточность отражения в содержании художественного образования этнокультурных традиций региона. Эффективным путем преодоления этой негативной тенденции является активизация форм (вариативных моделей) взаимодействия образовательных организаций с учреждениями культуры регионов, а также более широкое использование в образовательном процессе возможностей внеурочной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

Эффективной моделью приобщения школьников к музыкальным традициям национальной культуры региона

M.S. Krasilnikova, O.N. Yashmolkina

может служить певческий праздник «Пеледыш айо», который ежегодно в июне проходит в Горномарийском районе Республики Марий Эл. Этот праздник возник в недрах старинной марийской традиции - празднования окончания весенних полевых работ - праздника «Пеледыш пайрем» (Праздник цветов), зародившегося в 1920 году как альтернатива религиозным праздникам мари. В 1985 году в Горномарийском районе впервые в селе Виловатово состоялся певческий праздник под названием «Пеледыш айо». Инициатива быстро нашла поддержку и среди народа (мари - очень певучий народ, со своеобразными национальными традициями), и на уровне руководства республики. Праздник стал проводиться ежегодно во вторую субботу июня. Установилось и место его проведения: «Певческая поляна» (своеобразный природный «котлован», похожий по конструкции на древнегреческий театр) расположена близ деревни Сиухино, где река Большая Юнга впадает в Волгу. Сегодня можно говорить о славных певческих традициях этого праздника, о всенародной любви и популярности его не только в Горномарийском районе, но и во всей Республике Марий Эл, а также за её пределами.

Программа праздника чрезвычайно насыщена. Праздник открывается фанфарами и шествием всех его участников -вокально-хоровых коллективов всех типов и направлений, танцевальных ансамблей, мастеров декоративно-прикладного творчества, а также гостей. Церемония открытия включает поднятие флага, зажжение огня фестиваля, встречу национального героя горных мари - легендарного богатыря Акпарса: «После традиционного чествования тружеников села начинается веселое действо: с живописного склона, обрамленного красивым березняком, со своей многочисленной свитой спускается национальный герой горномарийского народа -легендарный сотный князь горных мари - Акпарс. А на Центральной сцене в это время в исполнении большого сводного ансамбля гусляров звучит славный Марш Акпарса». И затем праздничным аккордом звучит исполнение тысячным хором трех гимнов: Российской Федерации, Республики Марий Эл и Горномарийского района в сопровождении ансамбля

M.S. Krasilnikova, O.N. Yashmolkina

горномарийских гусляров. Руководит сводным хором Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, учитель музыки МБОУ «Микряковская средняя общеобразовательная школа» (Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Микряково) Татьяна Константиновна Толстова.

Затем наступает этап конкурсных мероприятий: на разных площадках параллельно проводятся конкурс горномарийской народной песни «Мыры - халыкын шумжы» («Песня - душа народа»), подводятся итоги ежегодного районного фестиваля-конкурса народного художественного творчества «Туан солана мыра» («Поет село родное»), конкурс «Сельское подворье». Одновременно работают «Центральная» и «Малая» сцены, «Сельский дворик», площадка «Молодежная инициативная группа». На детской игровой площадке проводятся развлекательно-игровые программы и мастер-классы по изготовлению сувениров, организуются выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства «Золотых рук творенье», выставка детских рисунков и поделок «Восславим землю Акпарса!». На спортивной площадке проводятся различные спортивные состязания, народные игры, забавы (метание топоров, стрельба из лука на приз имени Акпарса), также работают аттракционы. Завершается этап подведением итогов конкурсов и горномарийской дискотекой (Захарова, 2015; Марийский праздник Пеледыш Айо, 2017).

Для выступления на празднике каждый коллектив-участник готовит конкурсную программу из двух произведений, контрастных по стилю и жанрам, а также программу сводного хора, которая определяется оргкомитетом ежегодно и доводится до всех участников заблаговременно. Оценивается исполнение по ряду серьезных критериев: уровень исполнительского мастерства (техника исполнения, артикуляция и др.), сценический образ (артистизм, оригинальность исполнения, художественное оформление), драматургия интерпретации произведения, степень художественности репертуара и качество музыкального сопровождения.

Певческий фестиваль проводится на достаточно высоком

M.S. Krasilnikova, O.N. Yashmolkina

уровне и ежегодно получает позитивные отзывы от участников и гостей праздника. В нем принимают участие все поселения Горномарийского района, хоровые коллективы из других районов Республики Марий Эл, республик и областей Поволжья и Приветлужья.

Начиная с 2006 года в празднике принимают участие детские творческие коллективы из общеобразовательных школ, детских школ искусств, студий и районных домов творчества. При подготовке к празднику в рамках внеурочной музыкальной деятельности дети обязательно разучивают гимны России, Республики Марий Эл и Горномарийского района, осваивают весь репертуар сводного хора, состоящий из 10-12 народных песен горных и луговых мари, русских народных песен и др. Помимо этого на музыкальном празднике дети имеют возможность познакомиться с песенным творчеством других рядом живущих народов (чувашей, русских, мордвы и др.), подпеть им.

Уникальность народного музыкального искусства требует особых организационно-педагогических и методических приёмов работы. Ценным в подготовке и проведении праздника является то, что учащиеся общеобразовательных школ приобщаются к традиционной исполнительской манере песенного фольклора, которая отображает жанровую специфику народной музыки, а также региональные традиции вокализации, характерные для конкретной местности. Расширение национального музыкального репертуара и его адаптация в содержании и методике музыкальных занятий школьников -важная часть (путь) обновления региональной составляющей общего музыкального образования.

Сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1) Подготовка и участие в празднике формирует у школьников позитивное отношение к народной культуре и современным формам ее бытования; дети погружаются в старину, чувствуют духовное единение народов, проникаются любовью к родному краю и стране. Народная певческая традиция не становится «музейным экспонатом», а получает живое дыхание, становится органичной частью современной

жизни (Красильникова, Яшмолкина, 2017).

2) Участие в этом празднике объединяет людей разных поколений, дети «принимают эстафету» сохранения и развития народной музыкальной культуры от родителей, учителей, соседей и других людей зрелого возраста, профессионалов и любителей музыкального искусства. В этом массовом празднике нет преднамеренного деления на зрителей и исполнителей, грань между слушателем и исполнителем стирается.

3) «Пеледыш айо» становится площадкой установления музыкальных связей между этническими группами народа мари (горными, луговыми, восточными), а также между музыкальными культурами поволжских народов - ближайших соседей по территории проживания (чуваши, мордва, русские и др.). Последнее обстоятельство становится дополнительным стимулом внимания детей к музыкальному творчеству своего народа.

4) Подобные праздники закладывают традиции культурного туризма, одного из направлений расширения и углубления общекультурного и музыкального развития ребенка, открывающего возможности проведения «живых уроков» искусства как эффективной формы внешкольной музыкальной деятельности детей.

5) «Пеледыш айо» можно считать примером плодотворного взаимодействия основного и дополнительного образования школьников, общеобразовательной школы и семьи, взаимовыгодного сотрудничества учреждений образования и культуры, районных и республиканских средств массовой информации.

6) Подготовка детей к конкурсам праздника обогащает содержание музыкальных занятий, стимулирует более качественную отработку исполнения музыкальных произведений, открывает новые перспективы внедрения в педагогический процесс форм интерактивной музыкальной деятельности детей.

7) Разнообразная программа праздника раскрывает неразрывную связь музыки с другими видами искусства (танцевальным, декоративно-прикладным искусством,

M.S. Krasilnikova, O.N. Yashmolkina

драматическим действием, дизайном, культурой национального костюма, изобразительным и поэтическим творчеством детей) в фольклорной традиции (Кашекова, 2016; Севрюкова, 2016).

8) На этом празднике народная музыкальная культура органично сочетается с современной популярной музыкой: на завершающем этапе праздника - дискотеке - народные мелодии звучат в современных обработках и органично взаимодействуют с популярными песнями и танцами марийских композиторов, композиторов республик Поволжья.

Все это дает основание считать Горномарийский певческий праздник «Пеледыш айо» значимым музыкально-культурным событием Республики Марий Эл, а подготовку и проведение его - эффективным опытом общего музыкального образования детей и подростков, достойным изучения и распространения в других территориях России.

ЛИТЕРАТУРА

Акишина Е.М. 2016. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе. - Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 3: 9-17 Захарова А. 2015. Певческий праздник как форма бытования народной музыкальной культуры в современных условиях (на примере Межрегионального певческого праздника горных мари «Пеледыш айо»). Рукопись. Выпускная квалификационная работа по специальности 071301.65 Народное художественное творчество. Марийский государственный университет. 62. Кашекова И.Э. 2016. Специфика приобщения детей к ценностям народной культуры в программе «Мир художественных образов». - Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 4: 78-84. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. 2018. - Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b [02.05. 2019]

Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. 2017. Национальная музыкальная культура в контексте музыкально-звуковой среды: педагогический аспект. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 6 (4): 746-754.

Марийский праздник Пеледыш Айо. 2017. - Команда Кочующие. - URL:

http://komanda-k.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%AD%D0%BB/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9% D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0% D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%B5% D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D1%88-%D0%B0%D0%B9% D0%BE [14.05.2019] Севрюкова Н.В. 2016. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам. - Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 4: 63-70.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 31.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.