Научная статья на тему 'Традиционная и профессиональная музыкальная культура мари в мультимедийном проекте'

Традиционная и профессиональная музыкальная культура мари в мультимедийном проекте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
854
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА / МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОМПОЗИТОРЫ / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / EDUCATION / MULTIMEDIA / CONVERGENCE / MARI MUSIC / MARI FOLK MUSICAL INSTRUMENTS / COMPOSERS / REPUBLIC MARY EL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Олег Михайлович, Чузаев Родион Иванович

В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных средств в преподавании предметов музыкально-эстетического цикла в общеобразовательных школах. Раскрыто содержание электронного пособия по изучению традиционной и профессиональной музыкальной культуры народа мари и приемы работы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND PROFESSIONAL MUSICAL CULTURE OF THE MARI IN THE MULTIMEDIA PROJECT

In the article, opportunities of use of multimedia means in teaching subjects of a musical-aesthetic cycle in comprehensive schools are considered. The content of the electronic manual for study of traditional and professional musical culture of the Mari and working methods with it is opened.

Текст научной работы на тему «Традиционная и профессиональная музыкальная культура мари в мультимедийном проекте»

Литература

1. Вагнер Г. К. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв. - М.: Искусство, 1980. - 266 с.

2. Восточный художественный металл из Среднего Приобья: Новые находки: каталог времен. выставки к 70-летию отдела Востока. - Л., 1991. - 28 с.

3. Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Плотникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М., 1967. - 106 с.

4. Государственная Оружейная палата. - М., 1988. - 431 с.

5. Даркевич В. П. Светское искусство Византии. - М., 1975. - 350 с.

6. Даркевич В. П., Монгайт А. Л. Клад из Старой Рязани. - М.: Наука, 1978. - 38 с.

7. Древний Новгород: Прикладное искусство и археология. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.

8. Запорожченко А. В., Черемисин Д. В. Мифологический сюжет на сосуде из Надь Сент-Миклош // Семантика древних образов. - Новосибирск, 1990. - С. 131-151.

9. Измайлов И. Л. Военно-дружинные связи Волжской Болгарии с Южной Русью в Х-Х1 вв. // Пути из Булгара в Киев. - Казань, 1992. - С. 102-113.

10. Килиевич С. Р. Детинец Киева IX - первой половины XIII вв. - Киев: Наукова думка, 1982. - 176 с.

11. Корзухина Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. - М.; Л., 1954. - 165 с.

12. Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. - М.: Наука, 1986. - 156 с.

13. Морозов В. М., Пархимович С. Г. Городище Перегребное (к вопросу о проникновении приуральского населения в Западную Сибирь в начале II тысячелетия н. э.) // Западная Сибирь в древности и Средневековье. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ 1985. - С. 89-99.

14. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., 1988. - 783 с.

15. Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). - М.: Наука, 1981. - 195 с.

16. Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. - М.: Наука, 1987. - 510 с.

17. Худяков Ю. С., Хаславская Л. М. Иранские мотивы в средневековой торевтике Южной Сибири // Семантика древних образов. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 118-125.

УДК 78(470.343),371.004,004

О. М. Герасимов, Р. И. Чузаев

ТРАДИЦИОННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАРИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОЕКТЕ

В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных средств в преподавании предметов музыкально-эстетического цикла в общеобразовательных школах. Раскрыто содержание электронного пособия по изучению традиционной и профессиональной музыкальной культуры народа мари и приемы работы с ним.

Ключевые слова: воспитание, образование, мультимедиа, конвергенция, марийская музыка, марийские народные музыкальные инструменты, композиторы, Республика Марий Эл.

O. M. Gerasimov R. I. Chuzaev

TRADITIONAL AND PROFESSIONAL MUSICAL CULTURE OF THE MARI IN THE MULTIMEDIA PROJECT

In the article, opportunities of use of multimedia means in teaching subjects of a musical-aesthetic cycle in comprehensive schools are considered. The content of the electronic manual for study of traditional and professional musical culture of the Mari and working methods with it is opened.

Keywords: education, multimedia, convergence, Mari music, Mari folk musical instruments, composers, Republic Mary El.

Воспитание детей - задача извечная и древняя как само человечество, существовавшая и осуществлявшаяся независимо от официальных школьных систем. В этом сложном процессе музыкальное, эстетическое воспитание всегда было одним из важнейших составляющих. С появлением школьной системы образования и воспитания этот процесс стал более целенаправленным, действенным и результативным. Появление специальных учебных программ и пособий способствовало доведению до учителей школ, преподавателей многих учебных заведений передовых методов и систем образования и воспитания. Развитие же современных средств коммуникации, достижения в области радио- и видеотехники привели к появлению в системе школьного преподавания таких современных средств, как мультимедийные.

Мультимедийные составляющие в работе преподавателей различного звена (школьного, среднего и высшего) становятся уже вполне обыденным явлением. Их применение при проведении занятий почти всех без исключения дисциплин значительно оптимизировало весь процесс передачи знаний и умений от педагога к учащимся.

Наглядность в обучении - завоевание еще середины прошлого столетия - ныне принимает более «продвинутые» формы и методы преподавания. И в первую очередь в этой иерархии нововведений ведущее положение занимает мультимедиа.13

Позволим себе дать краткий экскурс в историю этого термина и небольшой анализ этого явления.

«Мультимедиа» - сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» - много

13 Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много и media, medium - средоточие, средства) - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)[1].

и «медиа» - носитель, среда, то есть термин «мультимедиа» можно перевести как «множество носителей». Таким образом, мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и т. д.).

Мультимедиа находит свое применение в различных областях, включая рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и т. д. Однако, как нам представляется, мультимедиа, при всей ее «всеобщей», глобальной востребованности, все-таки более успешно применима именно в преподавании музыкальных дисциплин (или дисциплин цикла «искусство»), где «поле» ее применения просто безгранично.

Средства «мультимедиа» воздействуют сразу на несколько органов человеческих чувств и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создает более глубокое эмоциональное воздействие. Возможность влияния на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактором при обучении, так как способствует более эффективному усвоению знаний. Мультимедиа - это своеобразная конвергенция14 многих видов воздействия на человека, то есть идея медиа-конвергенции становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования.

Теория мультимедийного обучения -это теория, постулирующая, что оптимальное обучение происходит только в том случае, когда вербальный и визуальный материал представлены синхронно.

Исходя из таких поистине необъятных возможностей мультитмедийной системы, стремясь облегчить труд преподавателей

14 Конвергенция (англ. converge - сводить в одну точку, сводить воедино) - многоцелевое применение чего-либо [1].

предметов цикла «искусство» (прежде всего - музыкального направления), помочь им более доступно и результативно донести до учащихся общеобразовательных школ содержание предметов «Музыка» и «История и культура народов Марий Эл», было разработано электронное пособие «Марий сем» («Марийская музыка»).

Содержательной базой этого пособия послужил сборник очерков «Беседы о композиторах» [3], адресованный преподавателям школ Республики Марий Эл и регионов компактного проживания мари, ведущим вышеуказанные дисциплины.

Создание данного электронного пособия обусловлено еще и тем, что организация изучения регионального историко-культурного и музыкально-эстетического материала в образовательных учреждениях как общего и профессионального образования, так и дополнительного образования детей, сопряжена с рядом проблем. Во-первых, серьезную проблему представляет выбор содержательного материала. Несмотря на достаточно четкие установки программы учебного курса, каждому преподавателю в зависимости от разных обстоятельств - расположения образовательного учреждения в том или ином муниципалитете, особенностей образовательной среды и др. - приходится определять свои содержательные приоритеты. Во-вторых, учебно-методическое обеспечение региональных дисциплин (дисциплин вариативной части учебного плана) в силу финансовой и/или иной обусловленности значительно уступает обеспечению федеральных дисциплин (дисциплин базовой части учебного плана). В третьих, демографическая ситуация в малых городах и особенно в сельских поселениях практически исключает возможность специализации учителей лишь на региональных дисциплинах. «Многопро-фильность» учителя, как правило, негативно сказывается на степени владения педагогом

научными знаниями и специальными методиками. В-четвертых, освоение материала по развитию искусств без мультиканального восприятия не может обеспечить желаемого эффекта.

Марийское музыкальное искусство как объект изучения школьниками и студентами представляет в нашем понимании единство нескольких относительно самостоятельных блоков, которые и составили основные разделы электронного пособия.

Развитие марийской музыки

Этот раздел представлен историческим экскурсом доцента кафедры культуры и искусств Ю. Цыкиной «Марийская профессиональная музыка: истоки и развитие». отразившим связь современной марийской профессиональной музыки с тысячелетней музыкально-песенной традицией народа мари. За несколько десятилетий марийская музыка прошла путь от сбора и обработки песенного фольклора (В. Васильев, И. Палан-тай) до произведений оперного и балетного жанра (Э. Сапаев, И. Молотов, Э. Архипова,

А. Луппов, А. Яшмолкин).

Народные музыкальные инструменты

Рабочее меню раздела оформлено в виде собранного в единую коллекцию набора традиционных марийских народных музыкальных инструментов на фоне изображения карты Республики Марий Эл в окружении соседних республик и областей. Тумыр (барабан), шувыр (волынка), кусле (гусли), марла гармонь (марийская гармоника), конг-конг (музыкальный лук), умша ковыж (варган), тотрет пуч (сигнальная труба), эфи (инструмент типа ленточного язычка), шун шушпык (глиняный свисток), сурем пуч (урожайная труба), удыр пуч (девичья труба), шиалтыш (дудка), туко (рог) при «клике» мышкой встречают посетителя на своей страничке, где можно увидеть изображение крупным планом, небольшую текстовую информацию и услышать их звучание.

Композиторы

Данный раздел - информационно самый объемный. На рабочем меню раздела вокруг композиции из рояля, клавира и здания Национального театра драмы им. М. Шкетана собраны портреты тридцати шести марийских композиторов и музыковедов. При наведении на портрет стрелки открывается персональная «гостевая» страница композитора (композитора-профессионала, композитора-любителя, музыковеда) со своей навигацией. На «гостевой» мы видим портрет с перечислением основным заслуг и званий, краткую биографию, а также рабочие кнопки «Фотогалерея», «Основные произведения» и «Литератураа». При нажатии на «Фотогалерея» открываются взору фотографии из фондов музея Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И. С. Палантая и из личных фондов композиторов. «Основные произведения» открывают список произведений данного автора и, что мы считаем самым главным, фрагменты записей двух-четырех известных произведений из фондов Филиала ГТРК «Марий Эл». «Литература» открывает перечень публикаций, посвященных жизни и деятельности композитора или музыковеда.

Тесты

Рефлексия содержания учебного материала осуществляется в ходе решения десяти тестов. Решать тесты можно в произвольной последовательности, а вот внутри теста пять заданий появляются в запрограммированной последовательности. Прочитав задание, ученик (студент) выбирает один из четырех предложенных вариантов ответа, после чего в специальном ответе высвечивает «Верно» или «Неверно». Затем автоматически появляется следующее задание... После реше-

ния всех пяти заданий теста появляется общая оценка за тест, например, «Оценка - 2. Знания крайне неудовлетворительные».

Эстетическое оформление учебного пособия не менее важно, чем его содержание и методический аппарат. Оно может быть притягательным, «родным», воспитывающим эстетический вкус и патриотические чувства. Словом, оформление пособия - это, своего рода, предварительный этап подготовки к учебному процессу.

Оформление мультимедийного пособия обладает еще большими возможностями. Яркость и динамичность изображений, музыкальное оформление и звуковые эффекты, удобная навигация представляются выигрышными в сравнении с традиционными учебниками (мы ни в коей мере не оспариваем фундаментальность традиционных учебников и пособий на бумажных носителях).

При создании электронного пособия «Марий сем» удачно подобраны цветовая гамма, картинная галерея, фономатериалы. Деревья, символизирующие среду обитания и хозяйственный уклад народа, орнамент вышивки, символизирующий его мифологические представления, и мелодии, ставшие практически народными, призваны отражать ментальность народа мари.

Проект, созданный творческим коллективом в составе доцента Р. И. Чузаева и профессора О. М. Герасимова (факультет культурыиискусствМарийскогогосударствен-ного университета), руководителя УМЦИТиМ

В. Э. Цвирко (школа № 30 г. Йошкар-Ола) и звукорежиссера Филиала ГТРК «Марий Эл»

О. С. Крылова, удостоен Гранта Президента Республики Марий Эл.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005.- 720 с.

2. Беседы о композиторах / сост. О. Герасимов. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.