Научная статья на тему 'Народно-песенная культура Кубани как средство воспитания детей и молодежи на современном этапе'

Народно-песенная культура Кубани как средство воспитания детей и молодежи на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО ПЕВЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Виктор Гаврилович, Соколова Татьяна Владиславовна

Тема преподавания и воспитания детей на основе народно музыкальной культуры в образовательных учреждениях культуры Краснодарского края исследуется уже на протяжении нескольких лет и имеет свое отражение в программных материалах. В данной статье представлено исследование народно песенной культуры Кубани в образовательных программах профессионального и дополнительного образования учреждений культуры Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарченко Виктор Гаврилович, Соколова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-песенная культура Кубани как средство воспитания детей и молодежи на современном этапе»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 78

В.Г. ЗАХАРЧЕНКО, Т.В. СОКОЛОВА

НАРОДНО-ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Захарченко Виктор Гаврилович, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета народной культуры Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), zaharchenko@kkx.ru

Соколова Татьяна Владиславовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), tanechka.sokolova.95@inbox.ru

Аннотация. Тема преподавания и воспитания детей на основе народно-музыкальной культуры в образовательных учреждениях культуры Краснодарского края исследуется уже на протяжении нескольких лет и имеет свое отражение в программных материалах. В данной статье представлено исследование народно-песенной культуры Кубани в образовательных программах профессионального и дополнительного образования учреждений культуры Краснодарского края. Ключевые слова: народно-певческое воспитание, этнокультурное воспитание, образовательные учреждения культуры, музыкальное образование детей, воспитание детей, детский фольклор, художественно-эстетическое воспитание.

UDC 78

V.G. ZAKHARCHENKO, T.V. SOKOLOVA

FOLK-SONG CULTURE OF KUBAN AS A MEANS OF EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

AT PRESENT STAGE

Zakharchenko Viktor Gavrilovich, PhD (history of art), professor, dean of the faculty of folk culture of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), zaharchenko@kkx.ru

Sokolova Tatyana Vladislavovna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), tanechka.sokolova.95@inbox.ru

Abstract. The theme of teaching and education of children on the basis of folk music culture in educational institutions of culture of the Krasnodar region has been studied for several years and is reflected in the program materials. This article presents a study of folk song culture of the Kuban in the educational programs of professional and additional education of cultural institutions of the Krasnodar region.

Keywords, folk singing education, ethno-cultural education, educational institutions of culture, musical education of children, education of children, children's folklore, artistic and aesthetic education.

Краснодарский край является значительным регионом России, который расположен в очень сложном полиэтничном Северо-Кавказском регионе. Непростая судьба восточнославянского населения связана с особенностью казачьей традиции и своеобразием культуры. Несмотря на то что данная традиция не получила длительного исторического становления, она является знаковой и показательной и требует постоянного государ-

№ 2 (73), 2019

и образование

ственного контроля. Такой контроль осуществляется законодательными органами власти, которые регулярно обсуждают вопросы в области культуры.

В возрождении традиций кубанского казачества сыграло огромную роль руководство края. 28 июня 2007 года был принят Закон Краснодарского края №1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае», создан механизм, способствующий созданию, развитию и пропаганде традиционной народной культуры на Кубани.

В 2007 и 2009 годах были осуществлены издания Программ дополнительного образования детей по фольклору кубанского казачества, а также учебно-методического пособия для педагогов дополнительного образования «Фольклор и этнография Кубани». Пособия подготовили к изданию ведущие специалисты в области традиционной народной культуры Кубани и методисты края (Бондарь Н.И., Жиганова С.А., Мирук М.В., Чуп О.В.) [1]. Данные программы сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей детей и подростков. Они содержат задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие основные задачи по воспитанию качеств личности. Необходимость формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, саморазвития и профессионального роста было отмечено в «Послании президента Федеральному собранию», изданному в 2013 г. Распоряжение способствовало внедрению народной культуры в непрерывную систему образования.

Согласно образовательным программам РФ, наивысшим звеном в структуре системы образования представлена профессиональная образовательная организация. В Краснодарском крае такой организацией является Краснодарский государственный институт культуры, где осуществляется изучение музыкальной традиционной культуры в образовательных программах по профилю «Хоровое народное пение».

В педагогический актив кафедры сольного и хорового народного пения входят этнологи, фольклористы, музыковеды, музыканты-исполнители. Они ставят перед собой следующие цели: формирование представлений о традиционной культуре как о целостном явлении, максимально возможное приближение к подлинному (аутентичному) фольклору и традиционной культуре. В задачи преподавателей входит не только обучение студентов профессиональному мастерству, но и воспитание нравственных устоев, любви к народу, Отечеству и родному краю.

Многие выпускники института культуры в дальнейшем становятся преподавателями в области народной культуры, а также руководителями народно-певческих коллективов и сталкиваются с проблемой духовно-нравственного и эстетического воспитания детей и молодежи.

Помимо профессиональных образовательных учреждений, изучение традиционной культуры происходит в учреждениях дополнительного образования одним из которых является Пашковский городской дом культуры Краснодара. Его первой ласточкой стал детский ансамбль «Жаворонки». Руководитель коллектива - выпускница КГИК факультета народной культуры Багдасарян Нателла Есаиевна.

Как и в любом хоровом коллективе, детей учат определенным вокально-исполнительским навыкам, сценическим и хореографическим движениям. Но именно народно-певческое воспитание играет важную роль в учебно-воспитательном процессе народного ансамбля. Главной задачей руководителя является воспитание детей как носителей традиционной культуры. Занятия в ансамбле «Жаворонки» сопровождаются всеми календарными праздниками. Каждый раз, как подходит время какого-то праздника, На-телла Есаиевна старается рассказать своим воспитанникам об истории праздника, как праздновался он на Кубани и разучить соответствующую песню. Такой метод работы позволяет донести до детей подлинную культуру своей местности и научить ее любить.

В качестве следующего примера автором была описана деятельность СОШ-интер-ната народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко. Объектом данного исследования стал детский коллектив «Кубанские казачата» под руководством Татьяны Леонидовны Здебской, которая уже более 15 лет воспитывает носителей традиционной культуры, народных артистов и педагогов в области народной музыкальной культуры.

Одной из главных задач руководителя является увлечение детей музыкой, привитие интереса к хоровому творчеству. Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Чем эмоциональнее воспримут дети содержание песни, тем дольше она останется в их сердце и сознании.

В учебно-воспитательном процессе ансамбля «Кубанские казачата» Татьяна Леонидовна уделяет внимание не только разучиванию народных песен, но и рассказывает детям о казачьей культуре, традициях и обычаях, формируя уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона. Обращение к этнокультурным традициям и обычаям имеет все предпосылки для решения проблемы комплексного эстетического воспитания детей. Также важным моментом является приобщение детей к православию. Поэтому одной из задач школы является представление этих традиций как духовных опор нравственного и национального сознания.

В школе отводится особое значение воспитанию обучающихся. Ребенок получает крепкий духовно-нравственный фундамент, который служит основой его жизни, благодаря которому у него формируются правильные принципы и качества. Школа имени Виктора Гавриловича Захарченко способствует взращиванию не просто будущих профессионалов своего дела, артистов, она воспитывает личность с верными ориентирами, что является самым главным.

Автором была проанализирована не просто работа образовательных учреждениях культуры и искусств Краснодарского края, но и рассмотрен репетиционный процесс выбранных народно-певческих коллективов. Каждый из руководителей и хормейстеров имеет свои особенности и тонкости в работе с хором (ансамблем), но основываются они при этом на давно разработанные и действующие методы. Свой опыт и методы работы с народно-певческими коллективами отразили в научных трудах и методических пособиях такие авторы, как Н.В. Калугина [2], Ф.С. Капица [3], Н.К. Мешко [4], П.Г. Чесноков [5], В.Г. Соколов [6], Л.В. Шамина [7] и др.

Важным моментом является то, что изучение народной песенной культуры пробуждает в детях эстетические взгляды, художественный вкус, а также интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Обращение к этнокультурным традициям и обычаям формирует у подрастающего поколения уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона. Также немаловажным моментом является приобщение детей к православию. Народно-певческое воспитание создает представление этих традиций как духовных опор нравственного и национального сознания, ребенок получает крепкий духовно-нравственный фундамент.

Литература

1. Бондарь Н.И., Жиганова С.А. Фольклор и этнография Кубани. Краснодар, 2009. 244 с.

2. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М., 1977. 255 с.

3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002. 317 с.

4. Мешко Н.К. Искусство народного пения. М., 1996. 43 с.

5. Соколов В. Работа с хором. М., 1983. 95 с.

6. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Москва, 1961. 293 с.

7. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным коллективом. М., 1983. 176 с.

References

№ 2 (73), 2019

"Культура и образование"

1. Bondar N.I., Zhiganova S.A. Folklor i etnografiya Kubani [The folklore and ethnography of the Kuban]. Krasnodar, 2009. 244 p.

2. Kalugina N. V. Metodika raboty s russkim narodnym horom [Methods of work with the Russian folk choir]. Moscow, 1977. 255 p.

3. Kapitsa F.S., Kolyadich T.M. Russkiy detskiy folklor [Russian children's folklore]. Moscow, 2002. 317 p.

4. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya [Art of folk singing]. Moscow, 1996. 43 p.

5. Sokolov V. Rabota s horom [Working with the choir]. Moscow, 1983. 95 p.

6. Chesnokov P.G. Hor i upravlenie im [The choir and its management]. Moscow, 1961. 293 p.

7. Shamina L. V. Rabota s samodeyatelnym kollektivom [Working with an amateur collective]. Moscow, 1983. 176 p.

УДК 7.072.2

Т.И. СТРАЖНИКОВА

ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ О.В. МАСИЧ: К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНОСТИ

Стражникова Татьяна Ивановна, профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), strajnikova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается творчество кубанского композитора О.В. Масич. Особое внимание уделяется фортепианным произведениям для детей, имеющим программный характер. Раскрыты типичные ритмоинтонации, отображающие явления действительности, некоторые тенденции развития музыкального искусства в XXI веке.

Ключевые слова: композитор О.В. Масич, пьесы для фортепиано, школьный альбом, программная музыка.

UDC 7.072.2

T.I. STRAZHNIKOVA

PIANO PIECES FOR CHILDREN BY O.V. MASICH: TO THE QUESTION OF PROGRAMNESS

Strazhnikova Tatyana Ivanovna, professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), straj nikova@mail. ru

Abstract. The article discusses the work of the Kuban composer O.V. Masich. Particular attention is paid to piano works for children, having a program nature. The typical rhythm-intonations are revealed, reflecting the phenomena of reality, some trends in the development of musical art in the XXI century. Keywords: composer O.V. Masich, plays for piano, school album, program music.

Творчество кубанского композитора Ольги Викторовны Масич многогранно и привлекает внимание своей искренностью и теплотой высказывания. Ежегодно ее сочинения звучат в концертных залах Краснодара, среди них: Симфоническое аллегро (2004); Сказочный лес: симфоническая картина (2009); Концертное аллегро для фортепиано, камерного оркестра и литавр (2006); Солнечный день: сюита для флейты, скрипки и гитары (по картинам художника А. Паршкова) в 4 частях (2004); Вечерний свет: вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано, ст. А. Ахматовой (2009); Концертино для флейты и камерного оркестра (2010) и др. [1, с. 67-70].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.