Научная статья на тему 'Особенности хоровых обработок малороссийских песен Г. М. Концевича'

Особенности хоровых обработок малороссийских песен Г. М. Концевича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОРОССИЙСКИЕ ПЕСНИ / СОБИРАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН / ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полетаева Дарья Евгеньевна, Чернуцкая Валерия Сергеевна

В статье приводятся сведения об изучении на Кубани малороссийских песен Г.М. Концевичем. Проведен анализ двух песен в хоровой обработке Г.М. Концевича, отмечена специфика хоровой аранжировки. Делается вывод о форме взаимодействия академического и народного музыкального искусства в авторских хоровых обработках народных песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полетаева Дарья Евгеньевна, Чернуцкая Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности хоровых обработок малороссийских песен Г. М. Концевича»

№ 4 (67), 2017

жизнь регионов ^

УДК 78

Д.Е. ПОЛЕТАЕВА, В.С. ЧЕРНУЦКАЯ

ОСОБЕННОСТИ ХОРОВЫХ ОБРАБОТОК МАЛОРОССИЙСКИХ ПЕСЕН Г.М. КОНЦЕВИЧА

Полетаева Дарья Евгеньевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), dashahayy@gmail.ru

Чернуцкая Валерия Сергеевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), ierokhina1993@mail.ru

Аннотация. В статье приводятся сведения об изучении на Кубани малороссийских песен Г.М. Концевичем. Проведен анализ двух песен в хоровой обработке Г.М. Концевича, отмечена специфика хоровой аранжировки. Делается вывод о форме взаимодействия академического и народного музыкального искусства в авторских хоровых обработках народных песен. Ключевые слова: малороссийские песни, собирание народных песен, хоровая аранжировка.

UDC 78

D.E. POLETAEVA, V.S. CHERNUTSKAYA

FEATURES OF CHORAL TREATMENTS OF MALOROSSIAN SONGS

OF KONTSEVICH G.M.

Poletaeva Darya Evgenievna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), dashahayy@gmail.com

Chernutskaya Valeriya Sergeevna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), ierokhina1993@mail.ru

Abstract. The article describes the learning of collection of Malorossian songs by G.M. Kontsevich in Kuban. The analysis of two songs in the choral processing of Kontsevich G.M., the specificity of the arrangement is noted. The conclusion about forms of interaction between academic and folk music in author's choral arrangements of folk songs.

Keywords. Malorossian songs, folk songs collection, choral arrangements.

В статье «О малороссийских песнях» великий писатель Н.В. Гоголь говорит о культурно-историческом значении народных песен Украины: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. В этом отношении песни для Малороссии - все: и поэзия, и история, и отцовская могила. Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о протекшем быте этой цветущей части России» [1, с. 90].

Малороссийские песни, являющиеся неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры, наравне с песнями южной России заложили основу кубанской музыкальной традиции. Известными собирателями малороссийского фольклора являлись М. Максимович, П. Кулиш, Т. Шевченко, М. Драгоманов, Я. Головацкий, П. Лукашевич, И. Срезневский, Н. Цертелев, П. Чубинский, В. Антонович и другие. Одним из талантливых музыкантов, обратившихся к собиранию кубанских народных песен украинского происхождения, явился Григорий Митрофанович Концевич - фольклорист, регент Кубанского войскового певческого хора, композитор конца XIX - начала XX вв. [2].

Почти за десять лет - с 1904 по 1913 год - Г.М. Концевичем было издано семь выпусков записанных на Кубани «Малорусских песен», где было представлено двести трехголосных и четырехголосных песен без сопровождения. Эти песни вошли в репертуар Кубанского войскового певческого хора (в каждом выпуске от 25 до 40 песен), а также сборник «Малорусские народные песни кубанских казаков» из десяти песен

для одного голоса с сопровождением фортепиано. Современное издание «Народные песни казаков» Г.М. Концевича [3], объединившее эти работы, является прекрасным примером, позволяющим выявить взаимовлияние народного и академического музыкального искусства в культуре Кубани. В авторских обработках хорошо чувствуется, с одной стороны, народная музыкальная основа, с другой - знание академических приемов хорового письма. Записанные Г.М. Концевичем песни обнаруживают многообразие жанров (обрядовые календарные и свадебные, лирические, хороводные и плясовые) и художественно-музыкальных средств. Многие из записанных композитором песен нашли широкое распространение в современном репертуаре народно-хоровых коллективов.

Рассмотрим особенности хоровой обработки Г.М. Концевича на примере двух песен, включенных в «Народные песни казаков» - «Щедрыкъ-ведрыкъ» [3, с. 280-282] и «Чайка» [3, с. 213-214].

«Щедрык-ведрык» - кубанская детская щедровка украинского происхождения. В народно-музыкальной обрядовой практике «Щедрык-ведрык» исполнялся в период Зимних святок накануне Нового года. Зимние святки в народной культуре являются праздничными: от Рождества (7 января), до Крещения (19 января). Этот период наполнен обрядовыми действиями, сочетающими в себе как христианское, так и языческое начало. Святочные обходы связаны с пением обрядовых поздравительных песен. Зим-несвяточный песенный репертуар был весьма разнообразным, он включал в себя щедровки, колядки, посевания и др. К этой группе поздравительных текстов относится «Щедрык-ведрык» [4, с. 186-219].

Формы музыкальной организации детских поздравительных композиций в традиционной культуре чрезвычайно просты. Как правило, музыкально-поэтический текст в ритмическом отношении имеет форму восьмивременника. Он либо просто речитатируется, либо пропевается в крайне узком звуковысотном амбитусе (от секунды до кварты):

Пример 1 [5, с. 305].

Хоровое произведение Г.М. Концевича представляет собой не просто обработку напева, но авторское музыкальное произведение, активно развивающее народно-музыкальный материал. В первых тактах задается его музыкально-ритмическая идея (I II I I) и мелодическое зерно: ячейка, основанная на маятникообразном покачивании в амбитусе кварты. Далее ячейка получает иную форму нисходящего движения в пределах кварты:

Пример 2.

№ 4 (67), 2017

"Культурная жизнь регионов"

Аранжировка щедровки включает целый спектр оригинальных и остроумных приемов развития материала: использованы активная акцентуация, гармонизация нисходящей ячейки, комплекс приемов полифонической техники: имитация, встречное движение голосов, стреттные нарастания. Наивысшего развития тема достигает в кульминации: Пример 3.

Мощным выразительным средством является динамика хоровой обработки. Так, изюминку аранжировки представляет ее финал, основанный на постепенном затухании темы. Не оставляет сомнений, что таким образом Г.М. Концевич изобразил уход щедрующих детей к следующему дому с целью продолжить обряд.

В целом примененные приемы академической аранжировки нацелены на отражение шуточного характера обрядовой сценки, обстановки предпраздничного веселья. «Щедрык-ведрык» создает ощущение легкости, динамичности, подвижности, свойственных детям.

Обработка баллады «Чайка» имеет совершенно иные стилевые ориентиры. В музыкальном воплощении трагической истории о гибели чаинят, композитор использует различные средства музыкальной выразительности. Это развернутый амбитус музыкальной ткани, скачки в верхней голосовой партии, звукоизобразительные приемы криков чайки. Выразительно работает в аранжировке и пунктирный музыкальный ритм, динамика (чередования музыкальных фраз форте и пиано):

Пример 4.

Приемы академической обработки народно-музыкального материала в песне-балладе «Чайка», как и в обработке щедровки, усиливают выразительность образной стороны, характера народно-музыкального текста.

Таким образом, сборник «Народные песни казаков» Г.М. Концевича является ярким примером взаимовлияния народного и академического музыкального искусства. Композитор старался сохранить непосредственность народного исполнения, своеобразие метро-ритмических, интонационных, жанровых и мелодических особенностей фольклора. В то

же время академическая обработка напевов не допускает свойственной для традиционной музыкальной культуры вариантности, импровизационности.

В целом анализ произведений Г.М. Концевича показал, что применение академических приемов обработки народно-музыкального материала усиливает и делает более выразительными поэтическое и музыкальное содержание народного творчества, поднимает его на новую художественную высоту. Данный результат достигается путем десинкретизации песенной культуры, под которой понимается выделение в ней элементов музыкальной ткани и более четкое их интонационное развитие, использование фактурной, темповой, динамической палитры при обработке народно-музыкального материала.

Литература

1. Гоголь Н.В. О малороссийских песнях. Полное собрание сочинений в 14 т. Т. 8. М.-Л., 1952.

2. Захарченко В.Г. Слово о Концевиче // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки. Краснодар, 2006. 210 с.

3. Концевич Г.М. Народные песни казаков. Краснодар, 2001. 440 с.

4. Жиганова С.А. Детские вокальные жанры в традиционной культуре кубанских казаков // Кубанское казачество: история, этнология, фольклор. М., 1995.

5. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2011.

Referenses

1. Gogol N.V. O malorossijskih pesnyah. Polnoe sobranie sochinenij v 14 t. [About Malorossian songs. Full composition of writings in 14 v.] V. 8. Moscow - Leningrad, 1952.

2. Zaharchenko V.G. Opinion about Kontsevich // From the Kuban Cossacks Choir history: materials and essays. Krasnodar, 2006. 210 p.

3. Koncevich G.M. Narodnye pesni kazakov [Cossacks folk songs]. Krasnodar, 2001. 440 p.

4. Zhiganova S.A. Child vocal genres in Kuban Cossacks traditional culture // Kuban Cossacks: history, ethnology, folklore. Moscow, 1995.

5. Bondar N.I. Kalendarnye prazdniki i obryady kubanskogo kazachestva [Kuban Cossacks calendar holidays and rites]. Krasnodar, 2011.

УДК 82-3 Н.И. ЛИШОВА

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В «ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ» И. БУНИНА: ОТ ВНЕШНЕГО К ВНУТРЕННЕМУ

Лишова Наталья Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры всеобщей истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (Елец, ул. Коммунаров, 28), natalya8585@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена теме воплощения любви через поэтологическую характеристику бунинских героинь. На материале рассказов цикла «Темные аллеи» рассматривается галерея женских типов. В статье предпринята попытка выявить соответствие внешнего облика героинь их внутреннему состоянию. Исследуются возможности цветописи как способа воспроизведения глубинных основ женского характера в художественном дискурсе И. Бунина. Ключевые слова: Бунин, любовь, женщина, цветовая семантика, одежда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.