Научная статья на тему 'Сохранение и развитие народно-музыкальной традиции современными фольклорными ансамблями аутентичного направления'

Сохранение и развитие народно-музыкальной традиции современными фольклорными ансамблями аутентичного направления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
608
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / АУТЕНТИЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИЗМ / МОЛОДЕЖНОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ АНСАМБЛИ АУТЕНТИЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Багдасарян Нателла Есаиевна

Статья посвящена формам сохранения и развития народной музыкальной традиции, возникшей в отечественной культуре в конце 19 начале 20 века. Молодежное фольклорное движение, возникшее во второй половине 20 века преимущественно в городской среде дало толчок к формированию новой тенденции исполнения фольклора в аутентичной манере в новых исторических и социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Багдасарян Нателла Есаиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие народно-музыкальной традиции современными фольклорными ансамблями аутентичного направления»

Литература

1. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой Французской революции до наших дней. М., 2016. С. 16.

2. Корсакова Н.А. К вопросу о создании в г. Екатеринодаре музея борьбы с большевизмом. 1918-1920 гг. // Фелицынские чтения - XIX. Краснодар, 2017.

3. Михалева Н. В МИД России ответили на обвинения в «голодоморе» на Украине https://ura.news/news/1052360742

4. Кодекс музейной этики ИКОМ. М., 2010.

5. Чувилова И.В. Местный музей как ключевой элемент развития идентичности // Новации в музейном мире. На пути к музею локальной истории нового типа: сб. науч. ст. Новосибирск, 2017.

6. Мирошниченко Н.М. Концептуализация Коктебеля как целостного объекта культурного наследия и важного ресурса развития региона // Музейные тетради Крымской музеологической школы. Коктебель; Симферополь, 2016.

7. Умрихина Т.В. Музей как социально-культурный центр региона // Музеи XXI века: сборник материалов конференции. Симферополь, 2015. С. 79-86.

References

1. Shubert K. Udel kuratora. Kontseptsiya muzeya ot Velikoy Frantsuzskoy revolyutsii do nashih dney [Destiny of the curator. The concept of the museum from the Great French revolution up to now]. Moscow, 2016.

2. Korsakova N.A. To the question of the establishment in the city of Ekaterinodar of the museum of the struggle against bolshevism. 1918-1920 // Felitsyn readings - XIX. Krasnodar, 2017.

3. Mikhaleva N. V MID Rossii otvetili na obvineniya v «golodomore» na Ukraine [In the MFA of Russia responded to charges of «Famine-Genocide» in Ukraine]. URL: https:// ura.news/news/1052360742

4. Kodeks muzeynoy etiki IKOM [Code of museum ethics of ICOM]. Moscow, 2010.

5. Chuvilova I.V. Local museum as a key element of identity development // Innovations in museum world. On the way to a new type of museum of local history: coll. of scientific articles. Novosibirsk, 2017.

6. Miroshnichenko N.M. Conceptualization of Koktebel as an integral object of cultural heritage and an important resource for the development of the region // Museum notebooks of the Crimean museum school. Koktebel; Simferopol, 2016.

7. Umrikhina T.V. Museum as a social and cultural center of the region // Museums of the XXI century. Proceedings of the conference. Simferopol, 2015. P. 79-86.

УДК 78

С.А. ЖИГАНОВА, Н.Е. БАГДАСАРЯН

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ АНСАМБЛЯМИ АУТЕНТИЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Жиганова Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), svet1ana2008@mail.ru

Багдасарян Нателла Есаиевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), natalenok95@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена формам сохранения и развития народной музыкальной традиции, возникшей в отечественной культуре в конце XIX - начале ХХ века. Молодежное фольклорное

движение, возникшее во второй половине XX века преимущественно в городской среде дало толчок к формированию новой тенденции исполнения фольклора в аутентичной манере в новых исторических и социальных условиях.

Ключевые слова: народная песня, аутентичный фольклор, фольклоризм, молодежное фольклорное движение, фольклорные ансамбли аутентичного направления.

UDC 78

S.A. ZHIGANOVA, N.E. BAGDASARYAN

PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF THE FOLK MUSICAL TRADITION BY MODERN FOLKLORE ENSEMBLES OF THE AUTHENTIC DIRECTION

Zhiganova Svetlana Aleksandrovna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of solo and choral folk singing of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), svet1ana2008@mail.ru

Bagdasaryan Natella Esaievna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), natalenok95@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the forms of preservation and development of folk musical tradition that arose in the national culture in the late XIX - early XX century. The youth folklore movement that emerged in the second half of the XX century mainly in the urban environment gave impetus to the formation of a new trend of folklore performance in an authentic manner in the new historical and social conditions.

Keywords, folk song, authentic folklore, folklorism, youth folklore movement, folklore ensembles of authentic direction.

Идея изучения, сохранения фольклора, народной художественной традиции, а также просвещения в данной области жителей России присутствовала в отечественной культуре уже с первых этапов зарождения интереса к народному творчеству (вторая половина XVIII века). О самобытности, культурной ценности фольклора и необходимости его изучения говорили и писали Н.А. Львов1 М.А. Стахович2, В.Ф. Одоевский3, композиторы «Могучей кучки» и многие другие крупные музыканты и ученые. Актуальна эта идея и сегодня.

В XX веке в России значимой тенденцией по отношению к традиционной культуре являлось видоизменение, «осовременивание» облика народной песни, грозившее в перспективе растворением ее специфики в многообразии новых версий, размыванию подлинных стилевых черт. Данной тенденции, начиная в середины ХХ века, противостояла «новая фольклорная волна», охватившая наиболее значимых композиторов-неофольклористов: В.А. Гаврилина, И.Ф. Стравинского, Р.К. Щедрина4 и др. Под воздействием «фольклорной волны» в России сформировалась социокультурная инициатива, ориентированная на освоение традиционной сельской культуры и получившая впоследствии название «молодежное фольклорное движение». Ее цель - вернуть жителям России аутентичную народную культуру в подлинных формах в противовес господству аранжированных и обработанных форм, характерных для середины ХХ века. Фольклорное движение быстро

1 Львов Н.А. О русском народном пении // Львов Н.А. Избранные сочинения. Кёльн; Веймар; Вена: Бёлау-Ферлаг; СПб., 1994. С. 310-315.

2 Стахович М. Русские народные песни. М., 1964. 46 с.

3 Одоевский В.Ф. Речь на открытии Московской консерватории // Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы. М., 1979. С. 91-92.

4 Увлечение фольклором отражено в таких произведениях, как «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» И.Ф. Стравинского; «Перезвоны» В.А. Гаврилина, «Хороводы», «Величание», «Четыре русские песни» Р.К. Щедрина и др.

набрало популярность не только в России, но и за рубежом, поскольку интерес к этнической культуре стал общемировым трендом.

Эта тенденция не теряет своей актуальности и в наши дни. Участники фольклорного движения ведут активную экспедиционную и исследовательскую деятельность. Способы и пути достижения поставленных целей различны. Рассмотрим работу подобных коллективов на нескольких примерах.

Народный фольклорный ансамбль «Ладо» (создан в 1999 г.) и детский образцовый фольклорный ансамбль «Маруся» (2002 г.) под руководством Марины Альбертовны Те-ховой существовали при Районном Доме культуры г. Гулькевичи Краснодарского края до 2015 года. Сферой их интересов стала традиционная культура и музыкальный фольклор линейных казаков Кубани. Репертуар коллективов насчитывал более 160 песен различных жанров. Как руководитель современных фольклорных коллективов аутентичного направления, Марина Альбертовна придерживается народных принципов обучения «от взрослого к ребенку». Это выражается прежде всего в сохранении традиционных норм сотворчества певцов в аутентичном ансамбле: ведущая роль отводится более опытным, «середняки» обеспечивают основу напева, начинающие ищут свое место в ансамбле. Так как разучивание песенного материала воспринимается и осваивается традиционным путем - устным, это дает возможность выразить в пении свою индивидуальность, создавать собственные варианты пропевания5.

Ансамбль старинной казачьей песни «Казачья удаль» был образован в 1989 году. Его бессменным руководителем является Татьяна Михайловна Попова. Сегодня в основном составе ансамбля жители города Новоаннинский Волгоградской области. Возраст участников - от 22 до 85 лет. Репертуар ансамбля состоит из песен, расшифрованных по этнографическим записям 80-х - 90-х годов на территории бывшего Хоперского округа области войска Донского. Материалы полевых исследований позволили реконструировать важные обряды календарного и жизненного цикла.

Особая работа проводится в Новоаннинском детском фольклорном ансамбле «Са-довина», который был образован в 2013 году как коллектив-спутник. В ансамбле дети знакомятся с традициями и историей, с песенной культурой Хоперского края, с календарными и обрядовыми жанрами, народными играми, постигают особенности местного говора, осваивают основы мужской и женской пляски. Они активно участвуют в главных праздниках календарного цикла: на Рождество славят Христа, под Старый Новый год кличут «Овсеньку», весело отмечают Масленицу, Красную горку, Троицу, «как делали в Хоперском крае предки-казаки»6.

Молодежный казачий ансамбль «Сокол» был создан в Москве в 2010 году как студенческий коллектив, участник фольклорного движения. Ныне же ансамбль базируется в Государственном бюджетном учреждении Москвы «Культурный центр «Лидер». Коллектив возглавляют С.Ю. и В.В. Нестеровы. Ансамбль исполняет песни казаков Урала, Оренбурга, Дона, Кубани и Терека. Выбор такого репертуара не случаен, у молодых людей имеются казачьи корни.

Степан и Валентина Нестеровы - артисты, преподаватели и активные общественные деятели, популяризирующие традиционную казачью культуру в молодежной среде и в интернете. Они не считают себя только музыкантами, поскольку их задача не просто воспроизвести образцы музыкального фольклора различных казачьих традиций России, но и передать зрителям часть традиционной народной культуры. Своей высо-

5 Интервью с руководителем фольклорных ансамблей «Ладо» и «Маруся» г. Гулькевичи Гульке-вичского района Краснодарского края М.А. Теховой. Хранится в личном архиве Н.Е. Багдасарян.

6 Интервью с руководителем ансамбля старинной казачьей песни «Казачья удаль» и детского фольклорного ансамбля «Садовина» г. Новоаннинский Новоаннинского района Волгоградской области Т.М. Поповой. Хранится в личном архиве Н.Е. Багдасарян.

кой целью коллектив ставит задачу воспитания любви к народной песне, чтобы люди чувствовали себя русскими, чтобы казаки помнили, чьи они потомки.

Помимо выступлений на различных площадках по всей России и в зарубежных странах фольклорные ансамбли аутентичного направления являются активными пользователями интернет-пространства. Например, видео «В саду, при долине» (ансамбль «Сокол») на YouTube-канале: на момент исследования его посмотрели 218 814 уникальных пользователей. Таким образом, можно смело назвать семейный ансамбль Степана и Валентины активным популяризатором казачьей культуры в современности7.

В эпоху модернизации обращение к аутентичному фольклору приобретает новые варианты. Один из них - это так называемое экспериментальное направление, в котором аутентичный фольклор представлен в непривычном ракурсе, в преобразованном виде. Данный подход направлен на выявление новых, скрытых ранее архаических сторон исторического фольклора, который и поныне способен влить в современную культуру свежую струю и тем самым пробудить творческую энергию.

С распространением повсеместно интернета участники фольклорного движения обрели новую площадку для трансляции своего творчества. На сегодняшний день у большинства фольклорных ансамблей есть свой сайт, публичная страница или группа в социальных сетях, например во «В Контакте», аккаунт в Instagram или канал на YouTube. Социальные сети сегодня позволяют систематизировать и архивировать данные (фото-, аудио-, видеоальбомы), различными способами анонсировать предстоящие мероприятия (афиши могут быть разного формата). Возможны онлайн-трансляции репетиций, концертов, мастер-классов и других форм работы конкретного ансамбля.

Для удобства пользователей существуют специальные «хештеги» - ключевые слова, по которым легко можно найти интересующий материал, такие как #движениектра-диции, #околоСокола, #казачийкруг, #казаки, #русскаямузыка и др. Любой человек может стать участником обсуждения, высказать свою точку зрения о той или иной публикации, таким образом вступая в прямой контакт с исполнителями. Участники ансамблей могут знакомиться с творчеством своих коллег, узнавать о предстоящих событиях и делиться своими новостями, реализуя тем самым коммуникативную функцию интернета.

В современных условиях интернет позволяет решить ряд задач фольклорного движения:

- является каналом для распространения художественной информации, в том числе и о деятельности ансамблей;

- распространяет анонсы художественных событий;

- дает возможность обмена мнениями;

- является одним из механизмов архивирования.

Таким образом, интернет, благодаря своей доступности, возможности объединения и общения людей, способствует развитию и расширению молодежного фольклорного движения, пропаганды традиционной народной культуры в современном мире.

Молодежное фольклорное движение расширяет свою деятельность. Представители движения ищут новые пути трансляции народной культуры, в том числе и с использованием современных технологий. В силу этого оно должно пристально изучаться представителями различных гуманитарных наук.

Литература

1. Гавриляченко Е.Э. Фольклорное движение в России как феномен современной культуры // Человек, культура и общество в контексте глобализации: материалы Международной научной конференции Российского института культурологии. Академический проект. М., 2006. С. 281-284.

7 Интервью с участниками молодежного казачьего ансамбля «Сокол» г. Москва С.Ю. и В.В. Нестеровыми. Хранится в личном архиве Н.Е. Багдасарян.

2. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х гг. СПб., 1999. С. 107-133.

3. Ключникова О.А. О новой парадигме фольклорного движения // Вестник Российского фольклорного союза. 2006. 1 (16). С. 2-9.

4. Каргин А.С. Фольклор в современном социокультурном пространстве: от повседневной практики до элитного досуга // Каргин А.С. Прагматика фольклористики: сб. ст., докл., эссе. М., 2008. С. 142-160.

References

1. Gavrilyachenko E.E. Folklore movement in Russia as a phenomenon of modern culture // Man, culture and society in the context of globalization: materials of the International scientific conference RICS. Academic project. Moscow, 2006. P. 281-284.

2. Zhulanova N.I. Molodezhnoe folklornoe dvizhenie. Samodeyatelnoye hudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konets 1950-h - nachalo 1990-h gg. [Youth folklore movement. Amateur art in the USSR. Essays on the history. Late 1950s - early 1990s]. Saint Petersburg, 1999. P. 107-133.

3. Klyuchnikova O.A. On the new paradigm of the folklore movement // Vestnik Rossiyskogo folklornogo soyuza. 2006. 1 (16). P. 2-9.

4. Kargin A.S. Folklore in modern socio-cultural space: from everyday practice to elite leisure // Kargin A.S. Pragmatics of folklore: collection of articles, reports, essays. Moscow, 2008. P. 142-160.

УДК 78

В.Г. ЗАХАРЧЕНКО, А.А. ЛУЦЕНКО

ДУХОВНЫЙ СТИХ В СОВРЕМЕННОМ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Захарченко Виктор Гаврилович, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета народной культуры Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), zaharchenko@kkx.ru

Луценко Анастасия Альбертовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), lucenkon95@mail.ru

Аннотация. Духовный стих занимает одно из важнейших мест в возрождении духовности в современном обществе. Он дает обществу обрести подлинный смысл духовности и спасения. Главной задачей работы является рассмотрение вопросов современного исполнительства духовного стиха на примере разных по стилю исполнителей.

Ключевые слова: духовный стих, духовная музыка, традиционная музыкальная культура, народно-певческое исполнительство, обрядовые, протяжные песни, музыкально-ритмическая, звуковысот-ная организация.

UDC 78

V.G. ZAKHARCHENKO, A.A. LUTSENKO

SPIRITUAL VERSE IN MODERN FOLK SINGING

Zakharchenko Viktor Gavrilovich, PhD (history of art), professor, dean of the faculty of folk culture of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), zaharchenko@kkx.ru, kkx@kkx.ru

Lutsenko Anastasiya Albertovna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), lucenkon95@mail.ru_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.