1. Bondar N.I., Zhiganova S.A. Folklor i etnografiya Kubani [The folklore and ethnography of the Kuban]. Krasnodar, 2009. 244 p.
2. Kalugina N. V. Metodika raboty s russkim narodnym horom [Methods of work with the Russian folk choir]. Moscow, 1977. 255 p.
3. Kapitsa F.S., Kolyadich T.M. Russkiy detskiy folklor [Russian children's folklore]. Moscow, 2002. 317 p.
4. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya [Art of folk singing]. Moscow, 1996. 43 p.
5. Sokolov V. Rabota s horom [Working with the choir]. Moscow, 1983. 95 p.
6. Chesnokov P.G. Hor i upravlenie im [The choir and its management]. Moscow, 1961. 293 p.
7. Shamina L. V. Rabota s samodeyatelnym kollektivom [Working with an amateur collective]. Moscow, 1983. 176 p.
УДК 7.072.2
Т.И. СТРАЖНИКОВА
ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ О.В. МАСИЧ: К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНОСТИ
Стражникова Татьяна Ивановна, профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается творчество кубанского композитора О.В. Масич. Особое внимание уделяется фортепианным произведениям для детей, имеющим программный характер. Раскрыты типичные ритмоинтонации, отображающие явления действительности, некоторые тенденции развития музыкального искусства в XXI веке.
Ключевые слова: композитор О.В. Масич, пьесы для фортепиано, школьный альбом, программная музыка.
UDC 7.072.2
T.I. STRAZHNIKOVA
PIANO PIECES FOR CHILDREN BY O.V. MASICH: TO THE QUESTION OF PROGRAMNESS
Strazhnikova Tatyana Ivanovna, professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), straj nikova@mail. ru
Abstract. The article discusses the work of the Kuban composer O.V. Masich. Particular attention is paid to piano works for children, having a program nature. The typical rhythm-intonations are revealed, reflecting the phenomena of reality, some trends in the development of musical art in the XXI century. Keywords: composer O.V. Masich, plays for piano, school album, program music.
Творчество кубанского композитора Ольги Викторовны Масич многогранно и привлекает внимание своей искренностью и теплотой высказывания. Ежегодно ее сочинения звучат в концертных залах Краснодара, среди них: Симфоническое аллегро (2004); Сказочный лес: симфоническая картина (2009); Концертное аллегро для фортепиано, камерного оркестра и литавр (2006); Солнечный день: сюита для флейты, скрипки и гитары (по картинам художника А. Паршкова) в 4 частях (2004); Вечерний свет: вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано, ст. А. Ахматовой (2009); Концертино для флейты и камерного оркестра (2010) и др. [1, с. 67-70].
Большое место в творчестве О. Масич занимает фортепианная музыка, пьесы для детей, в которых программность приобретает особое значение, способствуя развитию творческого воображения, ассоциативно-образного мышления, что итоге позволяет детям более тонко интерпретировать разные художественные образы, настроения, картины природы.
В фортепианных произведениях для детей О.В. Масич, как в программной музыке, особое значение приобретают ритмоинтонации, сложившиеся в музыкальной практике. Среди них - эмоционально-экспрессивные, предметно-изобразительные, музыкально-жанровые и музыкально-стилевые, а также «интонации отдельных типизированных в музыке средств, - ладогармонических, ритмических, мелодических, тембровых и т.д.» [2, с. 32]. Попытка составить свод всевозможных явлений внешнего мира, нашедших отображение в музыкальном искусстве, предпринята В.И. Холоповой [3, с. 150]. В него входят типажи людей, животных, насекомых, фантастических существ; явления природы с ее стихиями; события из истории человечества и многие другие феномены, с которыми сталкивается человек, как в реальной жизни, так и в произведениях искусства.
Среди фортепианных сочинений для детей О.В. Масич выделяется «Школьный альбом» [4], изданный в 2010 году. Этот цикл расширяет круг музыкальных образов, предлагаемых для изучения школьникам. И везде автор находит красочные средства выразительности, характеризующие те или иные персонажи, настроения, сказочные явления. В этом сборнике, в отличие от известных фортепианных альбомов для детей композиторов-классиков, появляются новые интонации и сюжеты, среди которых - «Техасская незнакомка», «Ах, этот джаз!», «Космическое нашествие».
Открывает «Школьный альбом» одно из лучших произведений автора - «Сказочный лес». Эта пьеса с ее яркой образностью впоследствии была положена в основу симфонической картины с одноименным названием. В программной музыке, как правило, у произведения имеется определенное название, которое стимулирует творческое воображение исполнителя и слушателя. В данном случае представляется редкая возможность увлекательного путешествия в волшебный мир сказки. Ольга Масич часто исполняет эту пьесу перед детской аудиторией, рассказывая историю о заколдованной Кощеем Бессмертным Царевне, живущей в лесу.
Вступлению придают особую таинственность (misterioso) нисходящие пассажи, начинающиеся в 4-й октаве и заканчивающиеся в контроктаве, что создает атмосферу таинственности. Восходящее, затем нисходящее движение по звукам уменьшенного септаккорда омрачает светлый колорит (как известно, в XVIII-XIX веках этот аккорд приобрел особую драматургическую роль трагического созвучия). В «чаще леса» слышны переклички кукушки, при этом звукоизобразительные моменты необычны. Это не привычная для нас малотерцовая интонация (g-e), а нисходящая кварта, начинаюшаяся на сильную долю и звучащая в разных регистрах.
Тема заколдованной Царевны определяется автором как dolce espressivo (21 такт). Тема Царевны характеризуется сначала нисходящими квинтовыми интонациями, а далее - малосекундовыми, известными как интонации плача, скорби. Неожиданно появляются затаенно-мрачные звукокомплексы, отсылающие к духу леса, хранителю лесных сокровищ. Постепенно рассветает: звучит трезвучие Fis в высоком регистре, силы тьмы исчезают. Наступает раннее утро - трели на фортепиано воссоздают пение птиц. Затем вновь слышна тема Царевны, в Фа-диез мажоре она звучит приподнято, символизирует долгожданное освобождение сказочным героем. При этом в басовой партии появляется характерный ритм, напоминающий цокот копыт. В целом пьеса носит светлый жизнеутверждающий характер, как и все творчество О.В. Масич.
Следующая пьеса фортепианного альбома - «Ноктюрн». Напевная мелодия начинается с восходящего скачка на «романсовую» сексту, звучит лирично, в хорошем смысле традиционно. Пьеса не имеет квадратной структуры. Написанный в трехчастной форме с кодой ноктюрн содержит частную и главную кульминации, которые переходят в
ниспадающие секвенцеобразные синкопированные интонации. Взволнованный характер пьесы подчеркивает движение шестнадцатых, насыщенная фактура.
Ноктюрн отличает изысканный синкопированный ритм в мелодии на фоне четкого равномерного сопровождения в басу. Как отмечает автор, это - эмоциональная лирика, исполняется с воодушевлением, даже со страстью. Жанрово-характеристическая модель выражает различные эмоциональные состояния человека.
Особняком стоит в альбоме «Этюд». Это своеобразная пауза в цикле ярких, характерных образов. Направленный на совершенствование исполнительского мастерства учащихся, он имеет технический характер: арпеджированные аккорды, ритмические сложности (переменный размер, сдвиг акцентов на слабые доли), сложные скачки на дуодециму и другие исполнительские действия.
«Музыкальный момент» навеян воспоминанием об одноименной пьесе Ф. Шуберта. Это образное название впервые появилось в 30-40-х годах XIX столетия благодаря австрийскому музыкальному издателю и композитору М. Лейдесдорфу, который таким образом охарактеризовал музыкальные пьесы Ф. Шуберта за их импровизационность, непосредственность, лиричность. О.В. Масич рассматривает эту пьесу как сиюминутное мгновение-состояние. Начало пьесы напоминает итальянскую тарантеллу с ее типичным размером 6/8. Следующий раздел написан в размере 2/4, что отображает новое эмоциональное состояние. Как известно, в более ранних образцах этого народного танца тарантелла могла исполняться также и в двудольном размере. Разные темпы, динамика, простая гармония (1; - Б64 - 1 - D - 1;64 - D и т.д.) в сочетании с красочными тональными сопоставлениями, альтерациями - все это придает пьесе особое очарование.
Название следующей пьесы - «Весеннее настроение». Это художественная характеристика одного из самых прекрасных эмоциональных состояний человека, связанных с пробуждением природы, возникновением чувства радости, надежды, любви.
Яркую жанровую направленность имеет пьеса «Техасская незнакомка». Она рисует образ американской девушки из Техаса, какой она видится автору сочинения. Разнообразная по настроению, оригинальная по замыслу и средствам музыкальной выразительности пьеса заняла достойное место среди сочинений цикла. Другая пьеса - «Ах, этот джаз» знакомит детей с характерными синкопированными ритмами, блюзовыми нотами, джазовой гармонией, необычными акцентами. Все это переносит юных пианистов на родину джаза.
Как веяние нового времени, пришедшего на смену сказочным сюжетам, воспринимается пьеса «Космическое нашествие». Начало в низком регистре носит настораживающий характер, предвещая нападение, чему способствуют нисходящие хроматические интонации в басу. Ритмическая сторона пьесы приобретает особую интенсивность и выразительность. Разворачивается батальная сцена с взлетами и падениями, с острым - то синкопированным, то пунктирным, то триольным ритмом. Нарастает накал битвы за Землю до фортиссимо, это переломный момент, далее на постепенном диминуэндо хроматическое ниспадающее движение в пунктирном ритме, олицетворяющее отступление коварных внеземных сил. Заканчивается пьеса теми же хроматическими интонациями, что и в начале пьесы, приобретающими иной смысл - отступление инопланетян. Заключительное восходящее глиссандо, очевидно, означает, что пришельцы взлетели в космос, покинув Землю.
В сочинениях О.В. Масич дети знакомятся с ритмоинтонациями, характеризующими новые явления современной эпохи. Музыкально-исторический процесс «кристаллизует в общественном музыкально-слуховом сознании типичные интонационно-ритмические обороты и другие средства, несущие в пределах соответствующей музыкальной системы тот или иной эмоционально-выразительный смысл, хотя бы очень общий», - отмечает Л.А. Мазель [5, с. 26]. Что же касается музыки XXI века, то эти тенденции только усиливаются и углубляются, находя все новые и новые краски, средства воплощения художественных идей композитора.
Литература
1. Краснодарская организация Союза композиторов России. Биографический и библиографический справочник. Краснодар, 2017.
2. Холопова В.И. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. СПб., 2002. 368 с.
3. Холопова В.И. Музыка как вид искусства. СПб., 2014. 320 с.
4. Масич О.В. Школьный альбом. Фортепианные пьесы для детей. Краснодар, 2010. 35 с.
5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1978. 352 с.
References
1. Krasnodarskaya organizatsiya Soyuza kompozitorov Rossii. Biograficheskiy i bibliograficheskiy spravochnik [Krasnodar organization of the Union of composers of Russia. Biographical and bibliographical reference]. Krasnodar, 2017.
2. Kholopova V.I. Teoriya muzyki: melodika, ritmika, faktura, tematizm [Music theory: melody, rhythm, texture, thematism]. Saint-Petersburg, 2002. 368 p.
3. Kholopova V.I. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an art form]. Saint-Petersburg, 2014. 320 p.
4. Masich O.V. Shkolnyy albom. Fortepiannye pyesy dlya detey [School album. Piano plays for children]. Krasnodar, 2010. 35 p.
5. Mazel L.A. Voprosy analiza muzyki. Opyt sblizheniya teoreticheskogo muzykoznaniya i estetiki [Questions of the analysis of music. Experience of convergence of theoretical musicology and aesthetics]. Moscow, 1978. 352 p.