Научная статья на тему 'Музыка для арфы Андрея Молчанова'

Музыка для арфы Андрея Молчанова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
434
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРФА / HARP / СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S MUSIC / АНСАМБЛИ С АРФОЙ / МУЗЫКА НОВОСИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ / MODERN REPERTOIRE / ENSEMBLES WITH HARP / MUSIC COMPOSERS IN NOVOSIBIRSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Покровская Надежда Николаевна

В статье затронута проблема ограниченности современной детской и ансамблевой музыки для арфы. Педагогический репертуар ДМШ часто составляют пьесы художественно слабые, с однообразной эмоциональной сферой. Их фактура нередко неудобна, так как профессиональные композиторы, пишущие для арфы, плохо знают устройство инструмента. Кроме того, они не учитывают особенности детей разного возраста, специфику их восприятия и физические возможности. Современных пьес подвижного характера, на которых можно развить игровой аппарат ребенка, крайне мало. Это вынуждает педагогов обращаться к произведениям арфистов-композиторов, в сочинениях которых органичность фактуры нередко соседствует с бедностью музыкальной мысли. На этом фоне благодаря высоким достоинствам музыки большим событием для арфистов стал цикл «10 пьес для арфы» А. С. Молчанова. Среди них есть пьесы лирические, подвижные и острохарактерные, которые могут играть дети и в начальной школе, и учащиеся старшего возраста. Программность музыки, ее мелодичность и выразительность интонаций делают ее доступной детскому восприятию и легко запоминаемой. В этом опусе автор продемонстрировал свое знание возможностей инструмента, которое обусловило удобство фактуры и показ богатства тембра арфы. Уникальность «Вариаций на тему А. Шнитке» А. С. Молчанова состоит и в выборе инструментов арфа и орган и в мастерстве композитора. В сравнительно небольшом по объему произведении он показал владение многими стилями и техниками письма и создал подлинно русскую музыку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music for harp by Andrey Molchanov

The article touches upon the problem of the limitations of modern children’s and ensemble music for harp. Educational repertoire of children music schools often are artistically weak plays with monotonous emotional sphere. Their texture is often uncomfortable as composers not know tool features. In addition, they do not take into account the characteristics of children of different ages, the specificity of their perception and physical abilities. Modern plays of the rolling nature where you can develop a game apparatus of the child very little. It forces teachers to turn to the works of the harp-composers. In their compositions organic textures often coexists with poverty of musical thought. On this background a great event for harp was the cycle «10 pieces for harp» by A. S. Molchanov due to the high qualities of music. Among them are pieces of lyrical, moving and distinguishing, which can play children and in elementary school, and older students. The nature of the programme music, its melodiousness and expressiveness of intonation that make it accessible to children’s perception and easy to remember... The article touches upon the problem of the limitations of modern children’s and ensemble music for harp. Educational repertoire of children music schools often are artistically weak plays with monotonous emotional sphere. Their texture is often uncomfortable as composers not know tool features. In addition, they do not take into account the characteristics of children of different ages, the specificity of their perception and physical abilities. Modern plays of the rolling nature where you can develop a game apparatus of the child very little. It forces teachers to turn to the works of the harp-composers. In their compositions organic textures often coexists with poverty of musical thought. On this background a great event for harp was the cycle «10 pieces for harp» by A. S. Molchanov due to the high qualities of music. Among them are pieces of lyrical, moving and distinguishing, which can play children and in elementary school, and older students. The nature of the programme music, its melodiousness and expressiveness of intonation that make it accessible to children’s perception and easy to remember. In this opus, the author demonstrated his knowledge of the capabilities of the instrument, which led to the ease of billing and presenting the rich timbre of the harp. The uniqueness of his «Variations on the theme of Schnittke» consists in the choice of instruments the harp and the organ and the skill of the composer. In a relatively small volume of work he has shown proficiency in many styles and techniques of writing and created a truly Russian music. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Музыка для арфы Андрея Молчанова»

УДК 78.03

Н. Н. Покровская МУЗЫКА ДЛЯ АРФЫ АНДРЕЯ МОЛЧАНОВА

Ц роблема создания современного высокохудожественного репертуара для большинства инструментов до сих пор остается актуальной. Хотя композиторы пишут много камерной музыки, однако проверку временем проходит лишь небольшое число произведений, совершенных по форме и содержанию. Предпочтение по традиции отдается таким инструментам, как фортепиано, скрипка, флейта, а среди жанров - концерты, сонаты и лирические миниатюры. По сравнению с обилием крупных форм намного меньше создается детской и ансамблевой музыки. Но разве у пианистов за последние 100 лет появилось что-нибудь равное по художественным достоинствам «Альбому для юношества» Р. Шумана или «Детскому альбому П. Чайковского? У скрипачей в педагогическом репертуаре - такая же картина. Кроме Концерта для скрипки Дм. Кабалевского мало интересного создано и у них, не говоря уже о детском репертуаре альтистов и виолончелистов.

Обойденными вниманием композиторов оказываются арфа, контрабас, орган, ансамблевая и детская музыка для них. Особенно тревожно положение с детской музыкой и педагогическим репертуаром для классов арфы ДМШ и с ансамблевой музыкой при участии арфы. Причины этого положения кроются, по-видимому, в том, что профессиональным композиторам, плохо знающим возможности инструмента и степень трудности, доступной детям разного возраста, присуща боязнь писать для арфы произведения крупной формы и виртуозные пьесы. Но они необходимы для обучения. Поэтому педагоги вынуждены обращаться к сочинениям арфистов-классиков, чтобы по ним учить играть, хотя в них нередко страдает ху-

© Н. Н. Покровская, 2017

дожественная сторона. Кроме того, нередко композиторы плохо себе представляют, как могут сочетаться особенности устройства и тембр арфы со звучанием других инструментов. Хотя соединение любого струнного инструмента с арфой -особенно с альтом и виолончелью - звучит очень благородно, а ее ансамбль с флейтой - даже изысканно красив.

Действительно ли арфовых произведений, написанных специально для детей, мало? И да, и нет. Нет, потому что еще в 1831 г., понимая важность художественно ценного материала для обучения детей, великий французский арфист Франсуа Надерман включил в свою Школу «Сюиту маленьких пьес» для начинающих, в которую вошли Маленькая пьеса, Романс, Вальс, Тирольская песня, Меланхолическая песня, Марш, Полонез, Маленькая охота [6, р. 44-49]. Но проблема до сих пор не решена. О ней упоминает в своей книге «Арфа в моей жизни» К. А. Эрдели, [5, с. 218], которая сама писала легкие пьесы и этюды для самых юных учеников, чтобы заполнить этот вакуум. О сделанном в этой области замечательной русской арфисткой, одной из создательниц современной отечественной школы игры, пишет ее ученица В. П. Полтарева [2, с. 17-18]. М. А. Рубин в изданных им Хрестоматиях для 1-2-го и 5-го классов ДМШ пытался обогатить детский арфовый репертуар за счет многих переложений фортепианной педагогической литературы [3, 4]. Однако в игровой практике учащихся они не закрепились.

В своих мемуарах К. А. Эрдели сетует также на то, что такие крупные композиторы, как Д. Шостакович и Дм. Кабалевский не пишут для арфы: «Я призываю наших композиторов изучать специфику арфы и создавать литературу для нее...» [5, с. 216]. И далее: «Непло-

хо было бы, если бы и наши педагоги-композиторы давали своим студентам задание сочинять для арфы сольные произведения и особенно почти полностью отсутствующие у нас камерные ансамбли» [Там же, с. 217]. Эти пожелания актуальны до сих пор.

Казалось бы, положение с детской ар-фовой музыкой улучшилось, потому что можно насчитать десятки изданных за последние полвека произведений педагогической литературы для арфы. Это такие опусы, как Сюита В. Лгафонникова в четырех частях («Зимним вечером», «Грезы», «Колыбельная», «Размышление»), цикл Е. Яхниной «Акварели», сюита Дм. Смирнова «Лесные картинки», пьесы М. Матвеева «Рассвет» и «Воспоминание», пьесы М. Чудовой, «Три рассказа» («Ревушка», «У сломанной игрушки», «Шалун») М. Мчеделова, Рондо Е. Ботярова и мн. др.

Все же следует признать, что репертуар ДМШ у арфистов беден. Из перечисленных названий постоянно и с удовольствием дети в 5-6-х классах играют только Рондо Е. Ботярова - пьесу с яркой мелодикой, подвижную и даже с определенным драматическим содержанием. Большинство же остальных сочинений -лирического и изобразительного характера. В них главной целью исполнения должны быть красота звучания и музыкальная выразительность. При их якобы «детском» содержании они почти недоступны детям из-за их проникновенной созерцательности и - будем откровенны - зачастую неинтересны из-за скудости музыкального материала. Так, при довольно большом числе произведений, созданных для арфы в России (и не только в России) для педагогических целей, среди них мало художественно ценных сочинений, доступных детскому восприятию и исполнению. И еще меньше интересных по музыке ансамблей с арфой. Поэтому появление новых произведений в этих жанрах становится событием в среде исполнителей.

Выше речь шла о композиторах Москвы и Петербурга. Композиторы Новосибирска в последние 50 лет тоже писали

для арфы. Это Ю. Ащепков, С. Кравцов, Н. Чиненкова, Н. Гирунян, И. Хейфец. Но к детскому репертуару можно отнести только опусы Натальи Гирунян, написанные ею в 12 и 15 лет для конкурсов юных композиторов, проходивших в Новосибирске, на которых она получила звание лауреата. Это «Золотая рыбка» и Ноктюрн (1995-1996) и «Радуга над водопадом» (1999).

Первая из пьес - изобразительного характера, с изломанной мелодической линией, прихотливым ритмом и с арпед-жированной фактурой. Вторая - Ноктюрн - с довольно однообразным движением в партии левой руки. Но в ней появились и хроматические ходы, и нечто вроде каденции. Более интересна ее пьеса «Радуга над водопадом» - импрессионистическая зарисовка картинки природы в трехчастной форме, переливающаяся всеми арфовыми красками. В ней использованы те колористические и технические возможности арфы, которые больше всего поразили юного автора: энгармонически равные звуки, встречные и параллельные glissando обеими руками, цепи септаккордов в разных обращениях. В 15 лет она сумела создать музыку только из чередования и сопоставления украшающих элементов игры.

Условно можно отнести к педагогическому репертуару две «Пасторали» для арфы соло С. Кравцова. Они написаны в 2003 г. и посвящены талантливой арфистке и композитору Наталье Гирунян, которая не раз играла их в камерных концертах филармонии. В первой «Пасторали» (Andante) - светлое, умиротворенное настроение, прозрачная фактура, переменный метр (4/4, 6/4, 5/4, 3/4), ощущение бесконечно длящейся мелодии, редкие арпеджированные аккорды и совсем немного флажолетов. Во второй «Пасторали» (Andantino) - характер оживленный, изложение, приближающееся к мелодизированной фактуре импрессионистов и к чисто арфовой: отдельные арпеджированные аккорды при почти полном двухголосии. Все эти пьесы -миниатюры лирического и изобразительного характера - по уровню сложности

вполне отвечают возможностям учеников-арфистов 5-6-х классов ДМШ.

Сразу же привлекли к себе внимание не только арфистов новые сочинения Андрея Сергеевича Молчанова для арфы, написанные летом 2016 г. Уже 21 февраля 2017 г. на его авторском концерте в Большом зале Новосибирской консерватории солисткой оркестра Новосибирской филармонии Тамарой Тарновской и лауреатом международных конкурсов Натальей Багинской были исполнены и тепло встречены слушателями цикл «Десять пьес» для арфы соло и «Вариации на тему А. Шнитке» для арфы и органа. Задачей композитора стало создание пьес для обучающихся на арфе в начальной школе. Сумел ли он выполнить этот социальный заказ и что получилось на самом деле? Чем его опусы отличаются от сочинений других отечественных, и в том числе новосибирских, композиторов, обращавшихся к арфе за последние 50 лет и что в них появилось нового?

По содержанию цикл А. Молчанова «Десять пьес» мало отличается от того, что написано для юных арфистов до него. Даже названия пьес говорят об их программности и характере музыки. Это «Пробуждение», «Туман», «Мелодия», «Акварель», «Перестук», «Светлячки», «Лирическое настроение», «Танец шамана», «Лист папоротника», «Под белым парусом». И у Молчанова главным лейтмотивом опуса стало лирическое настроение - недаром одна из пьес так и названа. Это связано, как и у многих других композиторов, с представлением об арфе, как инструменте изнеженном, не виртуозном и не легатном, со скудными выразительными возможностями. К тому же автор был ограничен задачей писать для детей с их еще слабыми руками и особой, ранимой психикой.

Казалось бы, Молчанов писал в тех же рамках и в том же ключе настроений, что и другие авторы. Лирико-созерца-тельный характер имеют пьесы «Пробуждение», «Мелодия», «Лирическое настроение» и вальс «Под белым парусом». Лирически окрашены картинки природы

«Лист папоротника», «Светлячки» и пьеса «Акварель». Композитор использует и тот же арсенал технических средств, ту же фактуру, что и другие авторы: аккорды secco и арпеджированные, альбертие-вы басы, glissando, флажолеты и арпеджио всех видов. И все же его цикл отличается от всего, написанного ранее в этом жанре.

Новым может показаться применение Молчановым в детской музыке авангардистских приемов: терпко звучащих се-кундовых соотношений, больших септим, кластеров, элементов сонористики и серийности. Но эти же приемы есть и в сочинениях для ДМШ Дм. Смирнова. Судя по тому, что Молчанов писал в бемольных тональностях, наиболее свойственных инструменту, и старался как можно меньше обращаться к хроматиз-мам, чтобы избежать большой работы педалями, сведя их к минимуму, а в некоторых случаях обойдясь без них, композитор тщательно изучил особенности арфы.

Однако, чтобы совсем не «увязнуть» в диатонике, он в нескольких пьесах применил фиксированную установку педалей. Это позволило ему в пьесах «Перестук» и «Танец шамана» использовать как тонику увеличенное трезвучие; а в пьесах «Светлячки» и «Туман» — расширенную тональность, что можно рассматривать и как дань авангардизму.

Все пьесы по содержанию и технической оснастке могли бы считаться детскими. Но именно музыкально самые ценные из них («Пробуждение», «Мелодия», «Лирическое настроение», «Под белым парусом») - созерцательного характера и труднее всего воспринимаются детьми. Это миниатюры удивительно тонкие по передаче настроения, светлые по окраске, прозрачно звучащие, с выразительной и легко запоминающейся мелодикой. Их хочется играть и слушать. В них то доброе начало, которое является сутью музыки и которого так не хватает в сочинениях большинства современных авторов.

Особняком в цикле стоят три пьесы: «Туман», «Перестук» и «Танец шамана».

«Туман» - импрессионистическая картинка природы, трудность исполнения которой составляет владение всеми градациями звука. Именно самого звука, извлекаемого пальцем, без применения колористических приемов игры, вроде флажолетов. Такого владения звуковой палитрой, такого вслушивания в окраску отдельных звуков, каких требует эта пьеса, у детей не бывает. Редко встречается разнообразие звука даже у профессиональных арфистов.

В пьесе «Перестук» использован прием стука ногтями по деке. Автором предусмотрены также стук ключом, спицей, палочкой от малого барабана и даже привлечение дополнительного ударного инструмента и исполнителя на нем. Здесь трудность заключается в ритмическом рисунке и в нахождении нужного акустического эффекта в разных местах деки при изменении нюанса в партии арфы.

«Танец шамана» - острохарактерная пьеса, единственная в цикле воплощающая злое начало. Самый низкий регистр, непрерывно на протяжении всей музыки звучащие (почти стучащие) репетиции, резкие всплески-выкрики отдельных фраз, неуклонное нагнетание звучности от тР до FF при ускорении движения от восьмых к шестнадцатым и от Moderato к Allegro — все это недоступно детским рукам. И не только детским. Нужно обладать недюжинной выдержкой, очень длинными и сильными пальцами для игры на металлических струнах в неудобном, согнутом положении корпуса. Это очень эффектная музыка для мужских рук.

«Акварель» и «Светлячки» - пьесы подвижного характера, требующие уже некоторой степени виртуозности. Их звонкое, воздушное звучание создает настроение игры и веселья, особенно при сознании ловкости своих пальцев. Такую музыку с удовольствием будут играть в 5-6-х классах ДМШ.

Циклу А. С. Молчанова присущи яркость образов, мелодичность, прозрачность фактуры, в которой звучат и слышны все ноты. При этом очень органично использованы возможности

инструмента. Если изложение не всегда удобно, то автор прислушивается к мнению арфистов и готов идти им навстречу, не облегчая изложение, но приспосабливая его к особенностям постановки. Название моей статьи - Музыка для арфы. Потому что А. С. Молчанов написал не просто пьесы для учащихся ДМШ (хотя их, безусловно, будут играть), и не только произведение для определенного инструмента, но прежде всего прекрасную Музыку, что и стало главным достоинством его цикла.

Еще один опус А. С. Молчанова для арфы, - на этот раз для арфы и органа -тоже создан летом 2016 г. и исполнен 21 февраля 2017 г. в Большом зале консерватории - «Вариации на тему А. Шнитке», который в свою очередь заимствовал ритмическую формулу и мелодическую основу сицилианы во второй части своего Concerto grosso № 2. Сочетание арфы с органом в музыкальной литературе встречается редко. Мне известны только три названия сочинений с таким составом авторов конца XIX - начала XX в. Это «Abendsang» № 1, op. 53 для арфы и органа Б. Кинцля (В. Kienzl, 1890), Две пьесы для арфы и органа А. Холи (A. Holy, 1910) и фантазия «Миннезингер» для арфы и органа Фр. Пёнитца (Fr. Poenitz).

В конце прошлого века для арфы и органа писали ленинградские (петербургские) композиторы: Б. Тищенко -романс «Завещание», ор. 96 на слова Н. Заболоцкого для сопрано, арфы и органа (1986) и Г. Банщиков - Сонату для арфы и органа (1987). Оба произведения звучали в Новосибирске. В 1998 г. романс Б. Тищенко был исполнен в Большом зале консерватории JI. Алейниковой (сопрано), Н. Покровской (арфа) и 3. Фельдгун (орган). Там же в апреле 2014 г. на презентации приобретенной консерваторией американской арфы фирмы «LYON & HEALY» сонату Г. Бан-щикова исполнили У. Гончарова (арфа) и Е. Данилова (орган). Опус Банщикова привлекает внимание тем, что создан в крупной форме. В нем максимально использованы колористические возможное-

ти арфы, красочность ее звучания, и очень деликатно, в импрессионистической манере написана партия органа.

Очевидно, впечатление от музыки петербургского композитора было таким благоприятным, что побудило А. С. Молчанова обратиться к подобному оригинальному составу инструментов. Хотя сочетание духового и струнного инструментов применяли уже в глубокой древности, так как акустически они способны дополнить и обогатить общее звучание своими тембрами.

В опусе А. С. Молчанова - тема и 13 вариаций, последняя из которых выполняет роль коды. В нем кроме сици-лианы, взятой композитором из барочного концерта А. Шнитке, есть еще одна цитата в вариации № 8 - тема сольми-норной фуги И. С. Баха из 1-го тома ХТК. В этой же вариации на остинатном басовом ре у арфы звучат монограммы Баха, Д. Шостаковича и А. Шнитке. Таким образом, автор сам обозначил истоки своего очень интересного сочинения. Определила характер музыки народная итальянская тема; фактура отдельных вариаций отсылает нас к стилистике барокко; влияние полифонии Баха сказалось не только в цитате из ХТК, но и во многих моментах имитационной техники. В подходах к кульминационным точкам слышны драматические интонации музыки Шостаковича, а в некоторых акустических «пикантностях» угадываются приемы авангардизма.

Очень интересно проследить, как эти разнородные компоненты были продемонстрированы автором и затем слились в единое целое; какова роль каждого из инструментов в этом процессе и каким стал художественный результат.

После темы [Andantino (rubato) J= 56], которую излагает арфа соло, она же презентирует элемент, выполняющий роль не только связки (тт. 20-29). Он становится еще одной подтемой, его интонации встречаются неоднократно, и он звучит еще раз полностью перед вариацией № 9.

В вариации № 1 [Moderato con moto] на роль второй темы претендует вариант

ритмически измененной основной темы, появляющийся у органа соло (тт. 33-34) и затем у арфы.

В вариации № 2 [Meno mosso (J= 80)] -перекличка арфы и органа на барочной фактуре с элементами соревновательности. Автор ввел здесь «галантный» прием - передачу отдельных музыкальных построений от одного инструмента к другому через восходящие или нисходящие пассажи-связки. Этот же прием он использует при окончании каждой из вариаций для перехода в другую тональность и к другому темпу.

В вариации № 3 [Andantino] в измененном виде и в ритмическом увеличении одноголосно звучит тема у органа. Фоном ей служат фактурные «арабески» в партии арфы, переходящие в арпеджио. По нюансу это самая тихая вариация, завершающая ту часть музыки, которую можно назвать экспозицией цикла.

Наиболее драматична его средняя часть, имеющая признаки разработки. В ней тема претерпевает наибольшие изменения, словно автор решил испытать ее на прочность. Вариация № 4 [Allegretto] начинается с соло арфы. Меняется характер музыки: изломанные интонации, неровный ритмический рисунок, перепады мотивных ячеек из высокого в низкий регистр, появление нюансов mf и /, взвизги glissando на фиксированной установке педалей - все это создает впечатление спешки, нервозности, тревоги. Интонация нисходящей малой секунды превращается из успокаивающей (в основном изложении темы) в беспокойную и даже назойливую. Успокоение наступает неожиданно, введенное нисходящим ходом к тремоло в глубоком басу у арфы. Ее начинает поддерживать орган, переводя интонацию малой секунды опять в настроение спокойное, повествовательное, которое в вариации № 5 [Maestoso] принимает эпический характер.

В музыке здесь появляется новый элемент, который не был анонсирован, а, скорее всего, и не был задуман автором. Раскачка ломаных арпеджио в медленном темпе вызывает ассоциации с ко-

локольным звоном, что сразу переносит слушателя в русскую интонационную сферу, которая продолжается и усиливается в вариациях № 6 и 7 [Meno mosso

(J=80)].

В вариации № 8 [Moderato] в новую тональность вводят отдельные аккорды органа. Арфе поручено исполнение темы фуги соль минор из 1-го тома ХТК, имеющей повествовательный характер и интонационное сходство с начальной темой цикла. Пассаж, построенный на уменьшенном септаккорде, приводит к остинато в нижнем регистре у арфы, на фоне которого в нюансе piano у органа звучат монограммы И. Баха, Д. Шостаковича и А. Шнитке, их имитации и их наложения друг на друга. В партии арфы без изменений проходит связка, уже звучавшая в начале цикла. Вместе с проведением темы в вариации № 9 у органа соло (в том виде, в каком та звучит в вариации № 1) связка образует некую арку, знаменующую начало репризы цикла. Здесь же, в вариации № 9, слышна в увеличении тема сицилианы.

В вариации № 10 [L'istesso tempo] в партиях арфы и органа утверждается вариант темы, что приводит к кульминации всей музыки цикла (тт. 226-233). За ней следуют нисходящие пассажи арфы и общие формы движения на элементах барочной фактуры при снижении звучности до piano.

В вариации № 11 [Moderato], в тт. 244-249, у органа звучит ракоход-ное изложение темы. У арфы в этой же вариации (Piu mosso) происходит кардинальная трансформация темы. Она звучит призывно, по волевому, благодаря ходам на нону и заостренному ритму, броскам отдельных фраз от арфы к органу, быстрой смене синкопированных и несинкопированных триолей. Унисонные * рахманиновские » октавные наплывы звучания на Forte у обоих инструментов опять заставляют вспомнить о колокольных звонах. В увеличении многократно проходит тема сицилианы. Переход на 6/8, снижение регистров

и общей звучности приводит в вариации №12 [Moderato con moto] к изложению темы сицилианы в начальном виде. Опять солирует арфа; при этом фактура сопровождения у органа - романсовая и сугубо арфовая: колышащиеся сексто-ли. О русском романсе напоминает не только аккомпанемент, но и задержания, ходы мелодии на большие и малые септимы и сексты, смена тональностей на параллельный мажор и обратно (тт. 280-292).

Плавный переход на 12/8 к вариации №13 незаметно вводит нас в тональность f-moll и в остинатный ритм сопровождения, который напоминает одновременно баркаролу и колыбельную и продолжается вплоть до заключительных тактов. Аккомпанемент включает в себя основную секундовую интонацию сицилианы, и на его фоне непрерывно и все тише повторяется романсовая мелодия из предыдущей вариации. Движение замедляется и останавливается. Как последнее воспоминание о пережитом - акцентированные, скорбно-минорные октавы в верхнем регистре арфы — и умиротворяющий мажорный заключительный аккорд органа.

Удивительно мастерство, с каким А. С. Молчанов трансформирует тему, проводя ее через стили и жанры разных эпох и выявляя ее выразительные возможности. При этом он демонстрирует и доскональное знание возможностей каждого из инструментов ансамбля и свою свободу владения приемами композиторских техник от барокко и сонат-ности до серийной музыки (вариация № 4), создав композиционно и драматургически цельное произведение.

Примечательно, что в результате всех высотных и ритмических изменений, отдав дань музыкальным течениям разных веков, тема в результате обретает русские интонации. Это и есть то главное, что глубинно присуще автору «Вариаций на тему А. Шнитке». Большое спасибо А. С. Молчанову за прекрасную русскую музыку.

Литература

1. Покровская П. П. Музыка для арфы новосибирских композиторов // Вести, муз. науки. -2013. - № 2. - С. 136-139.

2. Полтарева В. П. Проблемы развития искусства игры на арфе в Советском Союзе: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Киев: Киев, гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1969. - 20 с.

3. Рубин М. А. Хрестоматия педагогического репертуара для арфы: Для 1-3-х классов. - М.: Госмузиздат, 1960. - 136 с.

4. Рубин М. А. Хрестоматия для арфы: Для 5-го класса ДМШ. - М.: Музыка, 1974. - 115 с.

5. Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. - М.: Музыка, 1967. - 240 с.

6. Nadermann F. J. École ou Méthode raisonnée pour la Harpe. - Op. 91.- Paris, Richault, s.a. -1 partie. - 131 p.

References

1. Pokrovskaya N. N. Music for harp by Novosibirsk composers. Vestnik musykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2013, (2): 136-139.

2. Poltareva V. P. Problemy razvitiya iskusstva igry na arfe v Sovetskom Soyuze: Avtoreferat dis. ... hand, iskusstvovedeniya [Problems of development of the art of playing the harp in the Soviet Union. Extended abstract of candidates thesis]. Kiev, 1969. 20 p.

3. Rubin M. A. Khrestomatiya pedagogicheskogo repertuara dlya arfy dlya 1-3 hlassov [Anthology of pedagogical repertoire for harp for grades 1-3]. Moscow, 1960. 136 p.

4. Rubin M. A. Khrestomatiya dlya arfy dlya S klassov DMSH [Anthology for harp for 5 class children music school]. Moscow, 1997. 115 p.

5. Erdely K. Arfa v mojej zhizni [Harp in my life]. Moscow, 1967. 240 p.

6. Nadermann F. J. École ou Méthode raisonnée pour la Harpe. Op. 91. Paris, Richault, s.a. I partie. 131 p.

Музыка для арфы Андрея Молчанова

В статье затронута проблема ограниченности современной детской и ансамблевой музыки для арфы. Педагогический репертуар ДМШ часто составляют пьесы художественно слабые, с однообразной эмоциональной сферой. Их фактура нередко неудобна, так как профессиональные композиторы, пишущие для арфы, плохо знают устройство инструмента. Кроме того, они не учитывают особенности детей разного возраста, специфику их восприятия и физические возможности. Современных пьес подвижного характера, на которых можно развить игровой аппарат ребенка, крайне мало. Это вынуждает педагогов обращаться к произведениям арфистов-компози-торов, в сочинениях которых органичность фактуры нередко соседствует с бедностью музыкальной мысли.

На этом фоне благодаря высоким достоинствам музыки большим событием для арфистов стал цикл «10 пьес для арфы» А. С. Молчанова. Среди них есть пьесы лирические, подвижные и острохарактерные, которые могут играть дети и в начальной школе, и учащиеся старшего возраста. Программность музыки, ее мелодичность и выразительность интонаций делают ее доступной детскому восприятию и легко запоминаемой. В этом

Music for harp by Andrey Molchanov

The article touches upon the problem of the limitations of modern children's and ensemble music for harp. Educational repertoire of children music schools often are artistically weak plays with monotonous emotional sphere. Their texture is often uncomfortable as composers not know tool features. In addition, they do not take into account the characteristics of children of different ages, the specificity of their perception and physical abilities. Modern plays of the rolling nature where you can develop a game apparatus of the child very little. It forces teachers to turn to the works of the harp-composers. In their compositions organic textures often coexists with poverty of musical thought.

On this background a great event for harp was the cycle «10 pieces for harp» by A. S. Molchanov due to the high qualities of music. Among them are pieces of lyrical, moving and distinguishing, which can play children and in elementary school, and older students. The nature of the programme music, its melodiousness and expressiveness of intonation that make it accessible to children's perception and easy to remember. In this opus, the author demonstrated his knowledge of the capabilities of the instrument, which led to the ease of

опусе автор продемонстрировал свое знание возможностей инструмента, которое обусловило удобство фактуры и показ богатства тембра арфы.

Уникальность «Вариаций на тему А. Шнитке» А. С. Молчанова состоит и в выборе инструментов - арфа и орган - и в мастерстве композитора. В сравнительно небольшом по объему произведении он показал владение многими стилями и техниками письма и создал подлинно русскую музыку.

Ключевые слова: арфа, современный репертуар, музыка для детей, ансамбли с арфой, музыка новосибирских композиторов.

billing and presenting the rich timbre of the harp.

The uniqueness of his «Variations on the theme of Schnittke» consists in the choice of instruments - the harp and the organ - and the skill of the composer. In a relatively small volume of work he has shown proficiency in many styles and techniques of writing and created a truly Russian music.

Key words: harp, modern repertoire, children's music, ensembles with harp, music composers in Novosibirsk.

Покровская Надежда Николаевна, доктор искусствоведения, и. о. профессора кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

E-mail: arfa333@jandex.ru

Pokrovskaya Nadezhda Nikolaevna, Doctor of Art Criticism, acting professor of the Department of string instruments Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: arfa333@jandex.ru

Получено 12.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.