Научная статья на тему 'Фольклор в детском воспитании и образовании'

Фольклор в детском воспитании и образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

1778
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / народно-певческое образование / актуализация традиции / дети / folklore / folk singing education / actualization of tradition / children

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокин Петр Алексеевич

Статья посвящена роли фольклора в современном образовании и воспитании детей и юношества. Нравственно-эстетическое воспитание детей имеет особое значение в связи с повышенным интересом общества к народной педагогике, этнографии детства, национальной культуре и быту. Рассматривается история становления и развития народно-певческого образования в России, особое место уделяется проблемным моментам в деятельности фольклорных (народно-певческих) коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folklore in children’s upbringing and education

The article is devoted to the role of folklore in modern education and upbringing of children and youth. The moral and aesthetic education of children is of particular importance due to the increased interest of society in folk pedagogy, ethnography of childhood, national culture and life. The history of the formation and development of folk singing education in Russia is considered, a special place is given to problematic moments in the activities of folk (folk singing) groups.

Текст научной работы на тему «Фольклор в детском воспитании и образовании»

DOI 10.24411/9999-054A-2020-10005 уДк 374

п. А. Сорокин

фольклор в детском воспитании и образовании

Статья посвящена роли фольклора в современном образовании и воспитании детей и юношества. Иравственно-эстетическое воспитание детей имеет особое значение в связи с повышенным интересом общества к народной педагогике, этнографии детства, национальной культуре и быту. Рассматривается история становления и развития народно-певческого образования в России, особое место уделяется проблемным моментам в деятельности фольклорных (народно-певческих) коллективов.

Ключевые слова: фольклор; народно-певческое образование; актуализация традиции; дети. P. A. SOROKIN

Folklore in children's upbringing and education

The article is devoted to the role of folklore in modern education and upbringing of children and youth. The moral and aesthetic education of children is of particular importance due to the increased interest of society in folk pedagogy, ethnography of childhood, national culture and life. The history of the formation and development of folk singing education in Russia is considered, a special place is given to problematic moments in the activities of folk (folk singing) groups. Keywords: folklore; folk singing education; actualization of tradition; children.

В научных работах видных деятелей отечественной педагогики, музыкантов-просветителей всегда признавалась большая воспитательно-образовательная роль народного творчества. Обращение к истокам традиционной культуры, приобщение к духовно-нравственным ценностям народа — верный путь воспитания достойного молодого поколения.

В современном обществе нравственно-эстетическое воспитание детей приобретает особое значение в связи с повышенным интересом к изучению народной педагогики, этнографии детства, национальной культуры и быта. Эта проблема тесно связана с процессом обучения, поиском новых форм и организацией соответствующих видов деятельности.

Через народное искусство, творческое усвоение лучших образцов народного художественно-эстетического наследия происходит передача духовного опыта, восстанавливаются утраченные связи между поколениями. Результаты практики показывают, что даже непродолжительные занятия в фольклорном коллективе меняют отношение к народному жанру: неизвестное становится близким

и понятным, пассивное восприятие материала уступает место его активному освоению [Сорокин 2004б].

Во всех регионах Российской Федерации организованы, а также создаются все новые детские и молодежные фольклорные ансамбли, выполняющие важнейшую миссию эстетического, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это глубоко органичное явление. Его истоки — в существовании богатейших традиций музыкально-певческого исполнительства, их закономерном развитии в наши дни. С малых лет дети приобщались к пению в домашнем быту, в семейных ансамблях, где, подражая взрослым, осваивали местный репертуар и исполнительскую манеру.

Сохранять традиции — значит активно изучать и развивать их, начиная с уровня детского творчества, и это одна из важнейших задач современной педагогики. В настоящее время мы с полным правом можем говорить о таком сформировавшемся в российском обществе явлении, как детское фольклорное движение, хотя некоторыми культурологами это понятие отрицается.

Детское фольклорное движение в России прошло значительный, почти полувековой путь становления и развития. Созданию детских ансамблей и хоров в значительной мере способствовала организация подготовки кадров хормейстеров для народных хоров и ансамблей. В 2021 г. исполняется 55 лет народно-певческого образования в России (первое такое отделение открылось в 1966 г. в ГМПИ им. Гнеси-ных) [нпор; Сорокин 2014].

Экспедиционная и исследовательская работа, которую ведут специальные научные учреждения, учебные заведения, дома (центры) народного творчества, позволила накопить значительные фонды записей фольклорно-этнографического материала, представляющего огромную ценность для дальнейшего изучения и практического освоения.

С появлением первых детских фольклорных ансамблей в любительском творчестве сформировалось новое направление. Современная практика дает представление о многообразии их форм и типов, что чаще всего зависит от окружающей культурно-бытовой среды, а также профессиональной подготовки руководителя.

Наибольший потенциал для творческого развития личности ребенка, его самореализации имеет система учреждений дополнительного образования.

Во многих регионах организованы фольклорные кружки, студии народного пения. В музыкальных школах, школах искусств, хоро-

вых студиях активизировалось создание специализированных фольклорных отделений. Выпускаются учебные программы, пособия по народному творчеству. Возник оригинальный подход в преподавании музыкально-теоретических предметов, в частности сольфеджио на фольклорной основе [Гилярова 1996; Журавленко 2003-2004; Лобанов 1996; Пивницкая 2001-2002; Уроки 1994].

Среди существующих в настоящее время фольклорно-этно-графических объединений наиболее распространены певческие ансамбли, которые появились в стране в 70-х гг. прошлого столетия: детский коллектив при хоре им. Пятницкого, фольклорная группа Большого детского хора Гостелерадио СССР, ансамбль «Желаннушка» школы №37 г. Воронежа, ансамбль Балашихинского ДК Московской области и др.). Позднее стали создаваться детские коллективы в качестве спутников молодежных и взрослых хоров и ансамблей (Карпогорский РДК Архангельской обл., ДК с. Усть-Цильма Республики Коми, Чаплыгинский РДК Липецкой обл. и др.).

В ряде регионов были организованы фольклорные студии, начался эксперимент по внедрению музыкального фольклора в программы детских музыкальных школ (Фрязино, Солнечногорск Московской обл.).

Вслед за хором им. Пятницкого детско-юношеские ансамбли, студии были созданы и при других государственных народных хорах (Кубанском, Рязанском, Оренбургском, Уральском). В ряде регионов начался эксперимент по внедрению музыкального фольклора в программы детских музыкальных школ.

Замечательное явление — организация школ традиционной культуры (Новосибирск, Кемерово, Вологда, Екатеринбург, Ульяновск, Див-ногорск и др.), детских фольклорных центров и фольклорных студий: «Жемчужинка» (Омск), «Золотые ворота» (Москва), «Калинушка» (Брянск), «Жаворонок» (Санкт-Петербург). В Подольске Московской области успешно функционируют Центр традиционной культуры южного Подмосковья «Истоки» (рук. Е. Бессонова) и Школа традиционной культуры «Моя Русь» (дир. Т. Бычкова). Традиционный песенный фольклор районов Тульской области составляет основу репертуара детского фольклорного коллектива «Ладушки» (рук. Е. Руднева), который входит в систему детской областной филармонии [Грановская 2000; ДФШ 1999].

В 1996 г. в Великом Новгороде была открыта «Музыкальная школа русского фольклора» (дир. М. К. Бурьяк). Комплексное изучение новгородской певческой, хореографической, инструментальной культуры

позволило создать оригинальную авторскую программу, начать ее активное внедрение в школе, а впоследствии определить перспективы развития музыкальной культуры в регионе.

В программу обучения на фольклорном отделении ДШИ г. Череповца Вологодской области (дир. Л. Г. Соловьев) входят занятия в фольклорном ансамбле, сольное пение, фольклорные экспедиции, этносольфеджио, изучение традиционной хореографии, празднично-игровой культуры, приемов игры на балалайке, гуслях, кирилловской гармонике, основ кулачного и рукопашного боя и т. п.

В Пермском крае творческую деятельность ведут десятки коллективов народного плана. Значительным событием стало открытие в 1995 г. фольклорного отделения в ДШИ г. Нытвы. Преподавателем О. Максимовой разработана программа по предмету «Фольклорный ансамбль», проводится эксперимент в этом направлении в ряде других школ.

Продвинулся процесс обучения детей на фольклорной основе и в общеобразовательной школе. Подготовлены экспериментальные авторские программы, выпущены специальные учебные пособия. Так, учителя музыки общеобразовательных школ Белгородской области много лет пользуются методическим пособием местного педагога-фольклориста И. И. Веретенникова [куприянова 1995; русский фольклор 1996; ТнкШ 1998; Уроки 2000; Веретенников 1994].

Особенность музыкального фольклора — его синкретизм. Здесь в тесном единстве выступают пение, музыкальное сопровождение, танец, актерская игра. Немаловажную роль играет народный костюм, а также соответствующие обстановке, специфике народного праздника или обрядового действа атрибуты. Всё это позволяет комплексно развивать музыкальные и вокально-хореографические данные детей, воспитывать художественный вкус. Обстановка коллективного творчества способствует ускоренному развитию участников с обычными музыкально-слуховыми и вокальными данными.

Среди певческих ансамблей встречаются коллективы, стремящиеся к аутентичному воспроизведению песенно-танцевального фольклора (в соответствующей певческой манере, с сохранением характерности движений и т. п.) и стилизованные (сценические). Некоторые ансамбли поют в обычной естественной манере, но стремятся к точному воспроизведению песенной партитуры, хореографического рисунка. Реже встречаются большие по количеству участников народно-хоровые коллективы.

Традиционная культура — сложное системное явление, все ее компоненты тесно взаимосвязаны. Важнейшей задачей руководителей является целенаправленное комплексное изучение народных традиций, глубокое постижение местного исполнительского стиля. Для этого необходимо проведение полевых экспедиций, осуществление архивных поисков. Положительный опыт такой работы имеют многие коллективы, планомерно осуществляющие запись фольклорного материала и его дальнейшее изучение [Сохранение 1986; Сорокин 2004а].

В становлении нового направления детского творчества большую роль сыграли знатоки песенно-танцевального фольклора, замечательные мастера-исполнители: Е. И. Голубович (с. Будищи Курской области), Е. Т. Сапелкин, М. С. Скуригина (сс. Афанасьевка и Фоще-ватово Белгородской обл.) и др. В общении с ними местные школьники постигали искусство исполнения народных песен и танцев в русле традиций своего края, родного села.

При освоении определенного фольклорного стиля для достоверного постижения исполнительской традиции хормейстеры многих городских ансамблей стремятся организовать встречи детей с народными певцами, выезжают в экспедиции, организуют прослушивание записей аутентичного исполнения.

Наиболее яркий пример — последовательное, комплексное изучение фольклора и быта сел Курской области московским ансамблем «Веретёнце», созданным Е. Краснопевцевой. Значительных успехов в освоении южнорусского фольклора достиг фольклорный ансамбль «Крупица» общеобразовательной школы № 2200 г. Москвы (рук. И. Богдан). Северный фольклор, причем локальную традицию с. Усть-Цильма, осваивают учащиеся ДШИ им. П. И. Чайковского в подмосковном Клину (рук. В. Гришаков).

Совместными усилиями преподавателей и участников фольклорного ансамбля «Северная звонница», организованного при общеобразовательной школе № 13 г. Северодвинска, изучен огромный пласт календарно-обрядовой культуры Северо-Западного региона.

На подлинном материале различных районов Республики Башкортостан строит свою работу детский коллектив «Узорица» ДМШ № 4 из Уфы (рук. И. Рахимова). На базе ансамбля апробирована экспериментальная программа для музыкальных школ и кружков по интересам, открыт детский фольклорно-методический центр со своим издательством: выпущено более 60 нотных и методических сборников для ДМШ, училищ и вузов.

П. А. СОРОКИН

В детской школе искусств «Этнос» Южно-Сахалинска по инициативе замечательного музыканта и организатора Н. С. Эйдиновой открыто корейское отделение, на котором изучаются традиционные струнные и ударные инструменты, народные песни и танцы.

В детской школе народного искусства Майкопа (Республика Адыгея) все предметы ведутся на народной основе. На фольклорном отделении организовано несколько ансамблей, в репертуаре которых старинные казачьи песни, игры и обряды. Ребята сотрудничают с аутентичными коллективами, выезжают в фольклорные экспедиции, знакомятся с бытовым укладом казачьих станиц.

На подлинном местном материале строит свою работу ансамбль фольклорного танца «Карусель» п. Караваево Костромской области (рук. Е. Ю. Смирнова).

Несколько подробнее следует сказать о деятельности детского фольклорного ансамбля «Звонница» Всероссийской государственной телерадиокомпании (с 1971 по 1991 г. — фольклорная группа Большого детского хора Гостелерадио), которая непосредственно связана с развитием детского фольклорного движения в России.

В разные годы ансамблем были осуществлены многочисленные фондовые записи на радио, календарные композиции, телевизионные передачи, посвященные народным праздникам и обрядам («Весна-красна», «Светлые праздники лета», «Радуйся», «Святки», «Зимние забавы», «Эх, широкая ты, Масленица!», «У околицы» и др.), которые способствовали возникновению в обществе широкого интереса к освоению традиционной культуры.

Ансамбль «Звонница» стал базой для проведения целого ряда всероссийских семинаров и творческих мастерских для руководителей фольклорных, народно-певческих коллективов, преподавателей учебных заведений. Репертуар коллектива представлен в нескольких сборниках, составленных автором данной статьи [Аленький 1999; Будем песни петь 1998; Песенные узоры 1987; 1988; 1989; 1990; Плыла лебедь 1986; Сорокин 2012].

Благодаря регулярности выхода фольклорных программ, подготовленных коллективом в 80-90-х гг. ХХ в., в регионах сложилась заинтересованная слушательская, зрительская аудитория, появились новые детские объединения.

К сожалению, за последние годы система детского вещания значительно изменилась: отсутствуют укомплектованные специализированные редакции, недостаточен объем эфирного времени. Для восстановления в обществе ценностей традиционной народной

культуры недостаточно эпизодических просветительских акций, разового ознакомления аудитории. В средствах массовых коммуникаций должно быть организовано регулярное освещение проблем сохранения и развития традиционной культуры путем создания на центральных каналах, региональных ТРК специальных программ, циклов передач для детей.

На федеральных каналах, пожалуй, единственным остается музыкально-просветительский цикл «Золотые россыпи», который почти 20 лет регулярно выходит в эфир Радио России (ред. И. А. Уша-нова, реж. Е. В. Андреева, авт. П. А. Сорокин). Среди участников передач — юные исполнители народной музыки из разных регионов страны, известные музыканты, исследователи-фольклористы.

Живые, заинтересованные отклики слушателей доказывают острую необходимость подобных программ, как негативное явление оцениваются распространение в повседневном быту и демонстрация в эфире записей низкого эстетического и профессионального уровня [Сорокин 2015].

Анализируя итоги современной практики, следует отметить наличие ряда проблемных моментов в деятельности фольклорных (народно-певческих) коллективов. Не все руководители в достаточной мере подготовлены к работе с детьми. А ведь в нее невозможен механический перенос приемов и методов занятий со взрослыми народными певцами или с исполнителями академического направления. Отличается подход к освоению фольклорного материала в коллективах, стремящихся к аутентичному исполнению, и ансамблях стилизованного направления и т. п.

Часто дети подражают взрослым, копируют их манеру пения, стремятся добиться яркого звучания за счет завышения тесситуры, силы звукоизвлечения, что приводит к крикливому, напряженному исполнению и наносит очевидный вред детскому голосу. В ряде коллективов отсутствует серьезная вокальная работа, мало внимания уделяется формированию навыка пения без сопровождения, слабо внедряется многоголосное пение.

Не всегда соответствует особенностям детского мышления и восприятия, а также вокальным возможностям юных певцов учебный и концертный репертуар.

Недопустимо искусственное насаждение пения на недостаточно изученном диалекте, не свойственном данной местности, поверхностное копирование исполнительской манеры народных певцов, что искажает представление о региональном фольклорном стиле.

В некоторых коллективах заметно увлечение внешними эффектами (чрезмерная парадность костюмов, избыточность сценического оформления, «запрограммированность» движений и т. п.), что приводит к потере присущей детям естественности, говорит об отсутствии должного художественного вкуса у руководителя.

В связи с наличием подобных проблемных моментов весьма актуальным представляется вопрос специального обучения руководителей детских коллективов фольклорного направления. В настоящее время в целом ряде учебных заведений высшего и среднего звена ведутся лекции по методике работы с детским фольклорным коллективом, организована педагогическая практика студентов [Сорокин 2006; 2011].

Значительную роль в повышении квалификации руководителей детских творческих объединений сыграла деятельность Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова. Уже в 70-х гг. прошлого столетия в ряде городов (Нижний Новгород, Липецк, Тула, Калининград) были организованы первые семинары для начинающих руководителей, выпущены первые методические пособия.

К настоящему времени сложилась определенная система повышения квалификации специалистов на стажировках, семинарах-практикумах, на таком традиционном учебном мероприятии, как Всероссийская творческая мастерская «Фольклор и дети». Среди преподавателей и консультантов — известные фольклористы, музыканты-практики: Н. Н. Гилярова, Л. Л. Куприянова, Л. А. Терен-тьева, С. К. Игнатьева, Е. А. Краснопевцева, Е. О. Засимова, А. И. Шилин, Б. С. Ефремов и др.

В программу творческой мастерской этого года вошли лекционно-практические занятия по комплексу смежных дисциплин: формирование репертуара, освоение региональной исполнительской стилистики, специфика певческого воспитания в народной манере, основы народной хореографии; участие в интерактивной программе «Ой, Масленица-затейница» ансамбля «Россияне» и детской фольклорной студии «Наследие» МГАТ «Русская песня» п/р Н. Г. Бабкиной и др. Особое внимание было уделено методике освоения фольклорного материала детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Большой интерес представил опыт организации учебно-воспитательной работы фольклорного отделения ДШИ им. М. А. Балакирева и Центра творческого развития и музыкально-эстетического

образования детей и юношества «Радость». Специалисты были ознакомлены с экспериментальными авторскими программами, игровыми методами ускоренного освоения изучаемого материала, приняли участие в мастер-классах по изготовлению текстильной куклы, по сценической пластике.

Важнейшим вопросам охраны детского голоса, профилактике заболеваний голосового аппарата было посвящено занятие кандидата медицинских наук Н. В. Оленчик, лор-фониатра, преподавателя фониатрии и гигиены певческого голоса Академии хорового искусства им. В. С. Попова.

По окончании обучения специалистам были вручены сертификаты ГРДНТ им. В. Д. Поленова о повышении профессионального мастерства.

Информация о работе творческой мастерской была размещена на сайте ГРДНТ им. В. Д. Поленова; с основными мероприятиями, результатами обучения смогли ознакомиться пользователи социальных сетей (группа в «ВКонтакте»).

Учебу специалистов, работающих с детьми, организуют дома (центры) народного творчества многих регионов. Интересные формы приобщения детей и молодежи к народной культуре находят организаторы творческих семинаров, специализированных фольклорных смен оздоровительных лагерей по линии Российского фольклорного союза. Учебу преподавателей музыки, руководителей школьных ансамблей ведут и учреждения Министерства образования России. На фестивалях это мастер-классы, круглые столы, творческие лаборатории, концерты известных исполнителей и ансамблей и др. Всячески приветствуется организация интерактивного общения в соответствии с народной традицией: вечерки, посиделки с играми, разучиванием народных танцев и т. п.

Разнообразную картину состояния жанра, направленности творческих поисков руководителей коллективов, особенностей репертуарной политики дают многочисленные детские конкурсы и фестивали, которые стали неотъемлемой частью жизни современных фольклорных коллективов [Сорокин 2009].

В ряде регионов (Краснодарский, Красноярский края, Рязанская, Вологодская, Воронежская обл.) фестивально-конкурсные мероприятия приобрели массовый характер. Здесь на разной основе — будь то общеобразовательная, музыкальная школа или школа искусств — организованы и успешно функционируют детские и молодежные фольклорные коллективы, вокальные студии.

В 2006 г. в Москве впервые состоялась Российская детская фольклорная Ассамблея, посвященная 35-летию детского фольклорного движения в Российской Федерации. Это представительный форум юных хранителей старинных песен, танцев, игр, обрядов, обычаев, фольклорных традиций своих регионов.

Ассамблея организована в целях сохранения разнообразия национальных культур, стимулирования деятельности и развития сети детских фольклорных коллективов, школ и студий, обобщения практического опыта российских регионов по комплексному освоению фольклорных традиций.

Мероприятия Ассамблеи дают возможность выявить одаренных исполнителей, способствуют популяризации культурного наследия народов России, нравственно-эстетическому воспитанию детей и молодежи через лучшие образцы устного творчества, народного пения, танца.

В 2009 г. местом ее ежегодного проведения был выбран Великий Новгород. Ассамблея неоднократно проходила в Томске, Пятигорске, Ставрополе, в 2013 г. в азиатской части России детские фольклорные коллективы гостеприимно встречал Байкальск Иркутской области.

За годы проведения Ассамблеи ее участниками стали свыше семи тысяч юных исполнителей. Всё чаще появляются самобытные коллективы этнографической направленности, хореографические ансамбли, использующие в своей работе традиционный материал, юные инструменталисты, осваивающие навыки игры на редких музыкальных инструментах.

Организаторы уделяют большое внимание внедрению интерактивных форм общения, основанных на народных этнокультурных, педагогических традициях: вечерки, посиделки, разучивание народных игр и танцев разных регионов. Для детей это радостное, непринужденное приобщение к народной празднично-игровой культуре, а для руководителей коллективов и приглашенных на мероприятия преподавателей, специалистов культурно-досуговых учреждений, методистов по фольклору — интересные и содержательные мастер-классы.

В 2019 г. участниками фольклорной Ассамблеи в Ставрополе стали 15 фольклорных ансамблей и 11 солистов (150 чел.) из 10 регионов РФ — сёл и городов Республики Крым, Ставропольского края, Архангельской, Иркутской, Самарской, Тамбовской, Волгоградской, Пензенской, Тульской областей, Москвы.

Жюри отметило репертуарное своеобразие, высокий художественный уровень, хормейстерскую и постановочную работу целого ряда фольклорных коллективов: «Ягодка» (Волгоград), «Светлица»

(Республика Крым), «Прялица» (Тольятти), «Росиночка» (Пенза) и др. Эти коллективы убедительно представили исполнительские традиции своих регионов.

Бесспорным победителем, обладателем Гран-при стал московский фольклорный ансамбль «Рада» (рук. Н. Колтко и Т. Максимова), подготовивший разножанровую программу из песенных образцов Рязанской области.

Начиная с 2020 г. мероприятие становится полностью «передвижным», центры его проведения, начиная с Саранска, будут постоянно меняться.

Творческие встречи юных хранителей народных исполнительских традиций регулярно проводятся в Курске. Прежде всего назовем здесь Российский фестиваль-конкурс детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод».

Курский фестиваль получил свое название по одноименной книге воспоминаний выдающейся русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой. Живя в обычной крестьянской семье, Плевицкая с юных лет познала силу и красоту русского песенного фольклора. Многие старинные песни впоследствии вошли в ее концертный репертуар. Звучат они и сегодня в исполнении юных участников фестиваля-конкурса, чередуясь с народными инструментальными наигрышами, традиционными играми и кадрилями.

В связи с большим количеством участников и общей насыщенностью программы фестиваля-конкурса организаторы в последние годы заранее проводят интернет-жеребьевку. Коллективы и представляющие их солисты обычно выступают в театрализованной форме, своеобразным мини-блоком с показом народных игр, фрагментов календарных обрядов. Как свидетельствует практика последних лет, в выигрыше остаются исполнители, последовательно осваивающие свой, местный репертуар.

Примечательной чертой фестиваля-конкурса стало активное участие «приезжих» коллективов в проведении творческих встреч, просветительских концертов.

В конкурсе 2018 г. свыше 1,5 тысячи зрителей смогли познакомиться с творчеством 250 юных исполнителей из 10 регионов страны.

Актуальным проблемам организации комплексного изучения и сохранения традиционной культуры, практического использования фольклорного материала в детском творчестве была посвящена работа творческой лаборатории с участием руководителей коллективов и членов жюри.

События фестиваля-конкурса, как правило, находят отражение в новостных материалах ГТРК «Курск», телерадиокомпании «Сейм», газеты «Курская правда», печатных СМИ других регионов.

В последние годы исполнители всё чаще проявляют интерес к творческому самовыражению через сольное исполнение. Это заметно не только в вокальном жанре, но и в пляске, в овладении традиционным инструментарием.

Сольное исполнение народной песни в детской и молодежной среде начало культивироваться не без влияния эстрадных конкурсов. Многие учебные заведения культуры и искусств ведут подготовку солистов-вокалистов, педагогов по народному пению. Без сомнения, интерес к этому жанру будет возрастать. Здесь особенно важно проследить тенденции, появившиеся в вокальном обучении, проанализировать результаты практики.

Широкой популяризации народной песни, выявлению самобытных певцов-солистов способствует Всероссийский конкурс исполнителей народной песни им. Л. А. Руслановой, который проводится в Саратове, на родине легендарной русской певицы.

Конкурс имени Руслановой заявил о себе как один из уникальных и самобытных музыкальных форумов. Его история началась с 1993 г., тогда в Саратове прошел первый творческий смотр регионального масштаба. Его успех был столь убедительным, что в 1995 г. он обрел статус всероссийского. По традиции состязание исполнителей народной песни проходит раз в три года, и такие трехлетние перерывы не случайны — за этот период должны подрастать новые поколения талантливых певцов. Существует жесткое условие: на конкурс принимаются только «растущие» музыканты (не профессионалы) — ученики, студенты и самодеятельные певцы. Наравне со взрослыми исполнителями соревнуются дети от 10 до 13 лет.

Из года в год растет количество участников, расширяется география конкурса, лауреаты Руслановского конкурса продолжают обучение в ведущих учебных заведениях страны, выступают в лучших концертных залах России.

В прошлом году участниками IX Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л. А. Руслановой стали более 250 человек в возрасте от 10 до 78 лет из 30 регионов России — от Калининграда до Хабаровска и от Вологды до Астрахани. Звание лауреата с присвоением диплома I степени в детской группе получили Старкова Валерия (Саратовская обл.), Романова Арина (Тула), Рябова Алена (Саратов).

Учитывая высокий статус мероприятия, на конкурс традиционно приглашается компетентное жюри: народные и заслуженные артисты, профессора и доценты ведущих учебных заведений, известные деятели в области народного вокального искусства.

Главные цели конкурса — выявление самобытных одаренных исполнителей народной песни и помощь в совершенствовании их мастерства.

Поэтому каждый конкурсный день завершается творческими встречами и мастер-классами членов жюри — народных артистов России Елены Сапоговой, Анны Литвиненко, Василия Овсянникова, Надежды Крыгиной.

Благодаря успешным выступлениям на всероссийских конкурсах стали известны имена наиболее ярких исполнителей среди детей и юношества. Многие конкурсанты впоследствии становятся педагогами, руководителями фольклорных ансамблей, профессиональными артистами, например: Татьяна Мосина (Калужская обл.), Степан Луценко (Вологда), Наталья Шубина (Белгородская обл.), Виталий Бурьяк (Великий Новгород) и др.

В 2020 г. проводится Х юбилейный конкурс им. Лидии Руслановой, посвященный празднованию 75-летия Великой Победы и 120-летия выдающейся певицы.

В 2019 г. ГРДНТ им. В. Д. Поленова был успешно проведен Российский видеоконкурс театрализованных программ детских и молодежных творческих объединений «Фольклорная карусель», посвященный Году театра. В видеоконкурсе приняли участие исполнители из 40 регионов РФ. Результаты мероприятия показали перспективность данного направления творческой деятельности, выявили огромную заинтересованность руководителей творческих объединений в реализации подобных проектов в дальнейшем.

Дистанционная работа по разностороннему использованию возможностей интернет-порталов продолжена в текущем году. С учетом празднования главной юбилейной даты в жизни страны объявлено проведение в течение 2020 г. Всероссийского видеоконкурса исполнителей народной песни, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ведется активное размещение видеозаписей участников в соц-сети (https://vk.com/grdnt_folk). В рамках конкурса предусмотрено проведение просветительских, творческих встреч с известными исследователями современного фольклора, организация онлайн-

концертов молодых исполнителей песен и частушек патриотической, военной тематики.

Работу жюри возглавила И. Л. Егорова, професссор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, член Союза композиторов России, кандидат искусствоведения.

Только за период с 25 марта по 30 апреля поступило 165 конкурсных работ от исполнителей из 40 регионов РФ и Республики Беларусь. Звание лауреата 1-111 степеней присуждено 32 ансамблям и 25 солистам. В мае в результате оценки 160 видеопрограмм лауреатами признаны 16 ансамблей и 32 солиста.

Среди первых призеров конкурса фольклорные ансамбли: «Светлица» (Республика Крым), «Боркунцы» (с. Нюксеница Вологодской обл.), «Ерема» (Москва), «Ладушки-Потешки» (Саратов), «Светец» (Кострома) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальными дипломами отмечены проявившие яркую творческую индивидуальность Еремей Трубин, солист детского фольклорного ансамбля «Соловушка» (р. п. Дмитриевка Тамбовской обл.) и Марк Степаненко, солист ансамбля народной песни «Забавушка» (Ульяновск).

Показателем эффективности от реализации онлайн-проектов можно считать появление и включение в активный творческий процесс новых коллективов, популяризацию народного творчества с помощью интернет-порталов, возросшее качество подготовки молодых исполнителей, введение в учебный и концертный обиход новых фольклорных образцов.

Наличие в обществе устойчивой тенденции к серьезному изучению традиционной культуры, накопление положительного практического опыта в регионах требует совершенствования системы информационного обмена между специалистами, обобщения всего наиболее ценного и передового, появляющегося в рассматриваемой сфере. Одна из острейших проблем на сегодняшний день — репертуарно-методическое обеспечение руководителей фольклорно-этнографических объединений. Следует активизировать создание пособий, учебно-воспитательных программ, репертуарных сборников, основанных на традиционном фольклорном материале.

Весьма серьезной становится проблема продолжения специального образования выпускниками фольклорных отделений ДМШ, ДШИ. В ряде регионов в учебных заведениях среднего звена открыты отделения как для хормейстеров народного плана, так и для буду-

щих преподавателей музыкального фольклора, этномузыкологов (Тверь, Воронеж, Пермь, Тула, Липецк, Великий Новгород, Екатеринбург и др.), но их становится явно недостаточно.

Результаты практики, достижения ведущих этнопедагогов и музыкантов подтверждают вывод о том, что в современных условиях занятия с детьми на фольклорной основе являются одним из важнейших компонентов воспитания, наиболее развивающим, перспективным видом творческой деятельности. Необходимо укреплять сотрудничество государственных учреждений культуры и образования, национально-культурных центров, общественных организаций в целях сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, дальнейшего воспроизводства и развития традиций молодыми поколениями.

литература

Аленький 1999 — Аленький наш цветок: музыкально-просветительский альманах / сост. П. Сорокин. М.: ВМО, 1999.

Будем песни петь 1998 — Будем песни петь: русские народные песни из репертуара детского фольклорного ансамбля Российского телевидения «Звонница» / сост. П. Сорокин. М.: ВМО, МГФЦ «Русская песня», 1998.

Веретенников 1994 — Веретенников И. И. Русская народная песня в школе: пособие для учителей и учащихся. Белгород, 1994.

Гилярова 1996 — Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Ч. 1-11. М.: Родникъ, 1996.

Грановская 2000 — Грановская Н. Школа традиционной музыкальной культуры: программа. Нижний Новгород: ОНМЦ, 2000.

ДФШ 1999 — Детские фольклорные школы: проблемы, опыт, перспективы / сост. И. Козлова. М.: ГРДНТ, 1999.

Журавленко 2003-2004 — Журавленко И. Элементарное сольфеджио на природном певческом материале: хрестоматия. Ч. 1-11. М., 2003, 2004.

Куприянова 1995 — Куприянова Л. Русский фольклор: программа и метод. материалы для уроков музыки в начальных классах общеобразовательных школ. М.: Мнемозина, 1995.

Лобанов 1996 — Лобанов М. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни: учеб. пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. СПб.: Северный олень, 1996.

НПОР — Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Мат-лы Всероссийских научно-практических конференций 1992,

1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / отв. ред. М. Медведева. М.: РАМ им. Гнесиных, б. г.

Песенные узоры 1987 — Песенные узоры: русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Вып. I / сост. П. Сорокин. М.: Музыка, 1987.

Песенные узоры 1988 — Песенные узоры. Вып. II / сост. П. Сорокин. М.: Музыка, 1988.

Песенные узоры 1989 — Песенные узоры. Вып. III / сост. П. Сорокин. М.: Музыка,

1989.

Песенные узоры 1990 — Песенные узоры. Вып. IV / сост. П. Сорокин. М.: Музыка,

1990.

Пивницкая 2001-2002 — Пивницкая О. Школа фольклорного сольфеджиро-вания. Ч. I—II: учеб. пособие. М.: Композитор, 2001, 2002.

Плыла лебедь 1986 — Плыла лебедь / сост. П. Сорокин. М.: ВХО, 1986.

Русский фольклор 1996 — Русский фольклор в современных образовательных структурах: сб. статей и метод. мат-лов / сост. и общ. ред. Л. Куприяновой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

Сорокин 2004а — Сорокин П. Народные истоки в творчестве Г. В. Свиридова и проблемы освоения локальной фольклорной традиции: музыка как судьба / Мат-лы российской научно-практической конференции, посвященной изучению и освоению творческого наследия Г. В. Свиридова в учреждениях дополнительного образования детей. Балашиха Московской области, 2004. С. 8—12.

Сорокин 20046 — Сорокин П. Фольклорное творчество в воспитании детей // Культура и дети. М.: ГРДНТ, 2004. С. 26—44.

Сорокин 2006 — Сорокин П. Детский фольклорный коллектив и современная практика (к проблеме специализации хормейстерских кадров) // Народно-песенная культура: исполнительство и педагогика. Мат-лы научно-практической конференции (27—28 апреля 2006 г.). Екатеринбург, 2006. С. 8—14.

Сорокин 2009 — Сорокин П. Народное пение и дети. Специфика жанра, итоги и проблемы современной конкурсной практики // Мат-лы научно-практической конференции «Современное музыкальное образование: состояние, проблемы, перспективы развития». Курск, 2009. С. 71—75.

Сорокин 2011 — Сорокин П. Традиционная культура и современное образование // Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции «Традиционная народная культура: исторический опыт и пути развития». Оренбург, 2011. С. 18—23.

Сорокин 2012 — Сорокин П. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива: учеб.-метод. пособие. М.: ГРДНТ, 2012.

Сорокин 2014 — Сорокин П. Детское фольклорное движение в России. Становление, проблемы и перспективы развития // Музыкальное наследие в современном обществе. Мат-лы Международной научно-практической конференции. Москва, 1-5 октября 2012 г. К 100-летию Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки / сост. Т. В. Гинзбург. М., 2014. С. 394-399.

Сорокин 2015 — Сорокин П. Музыкальный фольклор на радио и телевидении: из опыта создания детских программ // Сб. мат-лов научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в контексте современной культуры», 8 декабря 2014 г. М.: МГИК, 2015. С. 10-15.

Сохранение 1986 — Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. Вып. 86. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986.

ТНКШ 1998 — Традиционная народная культура и школа / сост. А. Бобри-хин. Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, 1998.

Уроки 1994 — Уроки фольклора в ДМШ: программа / сост. Е. Зайцева. Красноярск, 1994.

Уроки 2000 — Уроки фольклора в общеобразовательной школе, лицее, гимназии: программы и учеб.-метод. планы. Красноярск: Буква, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.