Научная статья на тему 'К вопросу народно-певческого исполнительства в Мордовии'

К вопросу народно-певческого исполнительства в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА НАРОДНОГО ПЕНИЯ / НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SINGING FOLK PERFORMANCE / TRADITIONAL PERFORMANCE / PROFESSIONAL SCHOOL OF FOLK SINGING / EDUCATION OF FOLK SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесникова Светлана Викторовна

Рассматриваются вопросы народно-певческого исполнительства в условиях бытового песнетворчества и профессионального вокального искусства; указываются функционально-практические задачи бытового музицирования и профессионального народно-певческого искусства, формы народно-певческого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On People’s Singing Performance in Mordovia

It studies folk singing performance in conditions of common everyday songs making and professional singing; gives functional and practical problems of amateur musical performance and professional folk singing and forms of education of folk singing.

Текст научной работы на тему «К вопросу народно-певческого исполнительства в Мордовии»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

В 1985 г. Г. Г. Вдовиным по заказу Министерства культуры МАССР для Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина» было написано «вокально-хореографическое действо». Произведение было задумано как сюита на мордовском языке, состоящая из вокальных, хореографических и оркестровых номеров. По стилистике это целостное произведение, где часть номеров написана автором, а часть - представляет собой авторские обработки народных песен.

Премьера состоялась в 1985 г. в Олимпийской деревне г. Москвы. Полностью данное произведение никогда не было поставлено. В концертном исполнении коллективом ансамбля «Умарина» прозвучали только отдельные номера в постановке И. И. Слуцкера и С. В. Балабан: «Козонь чачнесь комоляв-кась», «Лён», «Раматано», «Свадьба», «Аво-линь симне мон винадо». Некторые номера исполнялись Народно-хоровой капеллой Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва». «Пляска стариков» включена в репертуар ансамбля гитаристов Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова.

Из неисполненных можно перечислить такие номера, как «Свадьба», «Величание невесты», «Плач невесты», «Одевание невесты», «Пинге, пинге, пингине», «Посиделки», «Покров бабы», «Андямот» (литературный номер), «Пляска стариков», «Урожайная» на

стихи Ф. И. Беззубовой, где прослеживался призыв к дружбе всех народов, объединенных праздничным итогом труда по сбору урожая.

В нотном варианте полностью данное произведение также не было издано. Лишь отдельные номера были опубликованы Т. И. Одиноковой в хрестоматии «Мордовский музыкальный фольклор в школе» (Саранск, 2004).

К сожалению, и сам праздник, и его авторское прочтение Г. Г. Вдовиным практически утеряны. Наиболее полное описание старинного обычая можно найти в антологии М. И. Чувашова, И. А. Касьяновой, А. Д. Шуляева, А. Ю. Малыхина, Т. И. Волковой «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки» (Самара, 2001), где собраны старинные эрзянские песни, причитания, загадки и т. д.

Традиции образуют «коллективную память» общества и присутствуют, хоть и в разной степени, во всех социальных и культурных системах. Трансформированные человеком, они становятся своего рода личностными установками, характеризующими поведение индивида в условиях данного идеологического явления. Поэтому так важно беречь и популяризировать традиции наших предков, своевременно издавать авторские произведения, сохраняя их для потомков.

Поступила 28.04.2014

К ВОПРОСУ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МОРДОВИИ

С. В. КОЛЕСНИКОВА,

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Народно-певческое исполнительство в Мордовии в настоящее время функционирует и развивается в рамках двух основных направлений: 1) бытовое пение; 2) профессиональное исполнительство.

Бытовое музицирование проявляется в аутентичных и вторичных исполнительских формах и представлено сельскими певческими ансамблями (однородными - мужскими, женскими,

© Колесникова С. В., 2014

Финно-угорский мир. 2014. № 2

детскими; смешанными). Их практическая функция заключается в сохранении национальных традиций мордвы; популяризации мокшанского и эрзянского песенного наследия; эстетическом, духовном, музыкально-творческом воспитании молодого поколения; сопровождении и обслуживании традиционных и современных праздников на селе. Для традиционных певцов не требуется специального обучения. Исполнительский опыт (как в прошлом, так и в настоящее время) они приобретают изустным способом в процессе жизненно-бытового и художественно-творческого общения от знатоков традиции, память которых хранит огромный репертуарный багаж и знания об особенностях и обстоятельствах его исполнения. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что традиционно певческое воспитание и образование осуществляются во время проведения ритуалов, обрядов, календарных праздников, трудовой деятельности, молодежных гуляний и др.

В отличие от традиционного и любительского концертное (профессиональное) народно-певческое исполнительство требует подготовки специалистов (певцов, хормейстеров) в этой области. Они должны владеть комплексом специальных знаний, умений, практических навыков, приобретаемых в процессе народно-певческого образования. В Мордовии подготовка кадров такого профиля ведется в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова и на кафедре народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. На базе таких учебно-творческих коллективов кафедры, как Народно-хоровая капелла, фольклорный ансамбль «Гайги моро», ансамбль народной песни «Сюлгамо», студенты осваивают методы и формы

работы с народной песней, приобретают исполнительский опыт.

Профессиональное народно-певческое искусство в Мордовии представлено солистами (М. Н. Антонова, Е. В. Гри-нина, А. Н. Куликова, Н. В. Маркова, Н. В. Спиркина, И. П. Учватова и др.) и творческими коллективами (Государственный фольклорный ансамбль им. Г. И. Сураева-Королева «Келу», фольклорный ансамбль «Торама», фольклорный ансамбль «Мерема», Государственный ансамбль песни и танца «Ума-рина», ансамбль казачьей песни и пляски «Разгуляй» и др.). В условиях концертной деятельности на международном, российском и региональном уровнях они пропагандируют и популяризируют мордовскую вокальную (традиционную и композиторскую) музыку.

Репертуар профессиональных исполнителей (солистов, коллективов) наряду с фольклорными песенными образцами включает авторские вокальные сочинения в народно-песенном стиле, для которых характерны более сложные формы музыкального, гармонического, агогиче-ского, динамического, структурного изложения. Это требует владения профессиональной вокальной школой народного пения; умения сочетать и синтезировать законы традиционного песнетворчества, вокального мастерства и сценического исполнительского искусства.

Таким образом, в условиях профессиональной концертно-исполнительской деятельности современный народный певец должен владеть разножанровым, разностилевым народно-песенным репертуаром; специфическими приемами и выразительными средствами традиционного исполнительства, профессиональной школой народного пения; синкретическими формами сценического воплощения народно-песенного репертуара.

Поступила 28.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.