Научная статья на тему 'Особенность исторического развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства'

Особенность исторического развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
649
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЖАНР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / КОМУЗ / НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ / ФОЛЬКЛОР / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ТРАДИЦИЯ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касей Муратбек

В данной статье рассматривается особенности исторического развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства и его значение, занимающего важное место в жизни народа и народной традиционной исполнительской культуре, которые передавались из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенность исторического развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Касей М.

Касей Муратбек — доцент, кафедра народного пения, Кыргызская национальная консерватория им. К. Молдобасанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается особенности исторического развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства и его значение, занимающего важное место в жизни народа и народной традиционной исполнительской культуре, которые передавались из поколения в поколение. Ключевые слова: народно-песенное исполнительство, жанр, народная песня, комуз, народная манера пения, фольклор, самодеятельное песенное искусство, профессиональное исполнительство, традиция, искусство, культура.

Кыргызское народно-певческое исполнительское искусство складывалось на протяжении многих веков. Об этом сведетельствуют труды путешественников-исследователей таких как В.В. Бартольда, В. Радлова, С. М. Абрамзона, музыковедов А. Затаевича, В. Виноградова и других. В. Виноградов пишет, что «традиция сольного исполнения у кыргызов тянется из глубины вуков; по косвенным историческим данным мы можем предполагать, что уже VI - VIII веках она находилась на довольно высоком уровне развития, что уже тогда в народе были певцы и музыканты, обладающие даром музыкально-поэтической импровизации» [1, с. 5]. А, Радлов в своих трудах о кыргызском народно-певческом искусстве отмечал, что "у кыргызов сильно распространено искусство импровизации и каждый мало-мальски опытный певец в состояние тут же на месте воспеть присутствующих гостей в складно составленных стихах" [2].

Песенная культура кыргызского народа чрезвычайно богата и разнообразна. Кыргызские народные песни отличаются своей красочностью и своеобразием. В них сохранились приемы мелодических развитий, ладообразования, структуры музыкально-поэтических произведений древнейших жанров народно-песенного исполнительского искусства. Оно представлено как вокальными, так и инструментальными произведениями различных жанров. Например, «Бекбекей», «Оп майда», «Шырылдан" и др. В вокальной музыке кыргызов можно выделить три жанровые подгруппы: 1. Народные певцы-мелодисты; 2. Творчество акынов-импровизаторов; 3. Сказителей дастанов (эпосов). Каждая из них отличается индивидуальными признаками, и в то же время все они объединяются общими чертами.

Народные певцы использовали как аккомпанирующий инструмент комуз (реже кыл кыяк). Во время пения аккомпанирующий инструмент дублируют в унисон, иногда параллельными квартами или квинтами и октавами основную мелодию. Но временами когда голос певца переходя в высокий регистр совершает разнообразные переходы, то он своем аккомпанирующем инструменте берет какие-то созвучии и машинально повторяет его. Тогда в этом ансамбле: голос плюс комуз образуются трех-, даже четырехголосное своеобразные сочетания. По этому поводу В. Виноградов пишет: «Песня обычно сопровождается инструментальным вступлением, отыгрышами (между строфами или тирадами) и концовкой, которые у квалифицированного исполнителя превращается в развитые, часто виртуозные эпизоды» [3, с. 18].

Первоначальные записи кыргызских народных песен, были сделаны А. Затаевичем и В. Виноградовым. В это благородное дело в разное время внес А. Малдыбаев, Б. Алагушев, К. Ш. Дюшалиев, С. Субаналиев и др. Творчество основоположников кыргызского народного певческого исполнительского искусства Сартпая, Токтогула, Калмурата, Боогачи, Сыртпая, М. Баетова, А. Огонбаева, М. Омуркановой и др. всецело определяется кыргызской народной музыкалной культурой. Их произведении этнически яркие по музыкальному языку, стали первыми образцами народной песни как жанра в кыргызской национальной музыкальной культуре [4]. В богатом по содержанию и разнообразном по жанрам наследии определились важнейшие музыкальные -стилевые черты национального музыкального профессионализма, сложились ведущие традиции, имеющие в основном основопологающий характер.

Во время Великой Отечественной войны всенародное признание снискало творчество песенника-композитора Ж. Шералиева, певцов-мелодистов М. Баетова, А. Огонбаева. Им, как и другим известным музыкантам-испонителям, был свойственен большой интерес к теме защита Родины. Большую популярность получили песни Шералиева "Жениш туусу" ("Знамя победы"), "Туболук данк" ("Вечная слава"), "Майданга кат" ("Письмо на фронт"), А. Огонбаева "Эр, Панфилов" ("Генерал Панфилов"), М. Баетова "Кызыл баатырларга" ("Красным героям"), "Сагыныч" ("Скучаю") и многие другие.

Со 2-половины XX века неузнаваемо изменился музыкальный быт кыргызского народа. Наряду с народной песней заметную роль стали играть современная народная песня и зародившаяся профессиональная музыка. В республике была создана сеть культурно-просветительских учреждений и концертных организаций, открыты театры, музыкальные средние и высшие учебные заведения. Одной из форм совместной творческой деятельности композиторов-песенников в 50-е годы XX века стали совместные отчетные выступления перед широкой аудиторией с показом созданных песен. Авторы при этом могли непосредственно наблюдать, как их произведения воспринимаются слушателями.

С начала 60-х годов в развитии кыргызской музыкальной культуры наступает новый этап, характеризующийся важными качественными изменениями. До 60-х годов композиторы-мелодисты преимущественно цитировали народную песню или создавали мелодии, близкие ей по духу и языку. С 60-х годов эта тенденция заметно ослабевает. Вместо прямого цитирования связь с народной песней проявляется через глубоко трансформированные мелодико-гармонические и ритмические элементы кыргызской народной музыки. В период зарождения в Кыргызстане регулярной концертной деятельности произведения музыкального фольклора использовались на профессиональной сцене существенной обработкой. В это время широкий размах получило и сольное и хоровое исполнительство. Это объяснялось тем, что сольный и ансамблевый способ интонирования кыргызской народной песни был и остается до сих пор наиболее развитым и распространенным в певческо-исполнительском быту народа. В то время во главе коллективов встали подлинные энтузиасты музыкального искусства такие как С. Медетов, К. Молдобасанов, Н. Давлесов, С. Юсупов, А. Жумакматов, Алиев и многие другие.

Большим достижением в области пропаганды народной музыки является деятельность Кыргызской Государственной филармонии им. Токтогула, которые существуют несколько концерттных бригад (фольклорная бригада О. Болобалаева, А. Усенбаева, К. Акиева и др.), Оркестр кыргызских народных инструментов им. Карамолдо, коллектив ансамбля песни и танца, а также отдельные исполнители. Плеяду профессиональных народных исполнителей составляли мастера кыргызкого народного академического испонительства А. Жумабаев, Э. Турсуналиев, А. Айталиев, Т. Абдиев, З. Усенбаев, Б. Жандаров, С. Токтахунова и многие другие [4].

Фольклорная бригада "Эл шайырлары" и Оркестр кыргызских народных инструментов им. Карамолдо стали живыми и непосредственными пропагандистами

65

кыргызского народного песенного испонительского искусства. Эти коллективы играет заметное место в культурной жизни республики, быстро завоевавший признание и любовь музыкальной общественности не только в Кыргызстане, но и за ее пределами. Именно эти коллективы воспитывали плеяду профессиональных народных солистов-исполнителей народной песни таких как Г. Валиулина, А. Зайцев, К. Кожомкулов, М. Рыскулбеков, Г. Момушева, Г. Мамашева, и др. Все они в разное время являлись солистами Кыргосфилармонии. Под рукодством А. Жумакматова и Э. Жумабаева оркестр кыргызских народных инструментов усвоил основные стили традиционного испонительского искусства и создал целый ряд исполнительских версий произведений народной классики. Из этого коллектива вышли профессиональные певцы Э. Мойдунов, У. Полотов, А. Ибраев и др. Они получили широкое признание в творческой среде и у слушательской аудитории в качестве отдельных солистов, пропагандирующих и популяризирующих кыргызские народные классические песни и вокальную музыку композиторов Кыргызстана.

Общение с народной песней многим выдающимся исполнителям позволило постичь тайны вокального искусства кыргызского народа: традиционная народная манера пения. Классики народного певческого исполнительского искусства унаследовали отношение к народному творчеству как к искусству высокого эстетического идеяла. Широкая известность и признание свидетельствует не только об их таланте, но и о значительной роли в развитии кыргызской народной певческой исполнительской культуры.

В конце XX века (70-90 гг.) народно-певческое испонительское искусство в республике развивалось по двум направлениям: развитие самодеятельного и профессионального искусства. Оба направления весьма значимы. Развитие художественной самодеятельности выходит на новый этап. Это фольклорный ансамбль "Боз салкын" (Ак-Суйский район), "Эне-Сай" (Жеты-Огузский район), "Ак куу" (Иссык-Кульский район), "Мин кыял" (Токтогулский район). В самодеятельной среде можно отметить нескольких певцов-солистов народно-певческого направления таких как К. Досманбетовой, Ж. Шамшиева, Э. Муканбетова, Б. Куланбаева. Они являются лауреатами и дипломантами республиканских, районных и городских фестивалей и конкурсов. В последнее время в самодеятельном художественном творчестве работают если не профессиональные исполнители, но люди, имеющие специальное музыкальное образование. Новый этап в развитии народно-певческого исполнительтва на профессиональной сцене ознаменован появлением таких певцов, как Ш. Талипова, С. Садыкова, Н. Табалдиева, Б. Шатенов, М. Аликеев и др. Эти певцы-исполнители имеют ярко выраженную народную манеру пения, основу их репертуара составляют в большей части кыргызские народные и народно -классические песни. Их творческо-исполнительская карьера начиналось в качестве солисток фольклорных ансамблей "Камбаркан", "Мин кыял", фольклорной группы "Эл шайырлары".

В 2000-е гг. на сцене появляются исполнители народных песен, получившие профессиональные вокальное образование такие как О. Кайыпов, М. Сагыналиев, Т. Асаналиев, А. Мусабеков, К. Таштаналиева и др. С появлением на сцене профессиональных исполнителей народно-певческое исполнительство вышло на новый уровень развития, получило мощный импульс для дальнейшего бытования на эстраде. Народная песня становится разноплановой как по манере исполнения, так и по стилистике сценического воплощения. Таким образом, пройдя путь становления и развития, имеющего исторического значения народно-певческая исполнительская культура кыргызского народа проявило свой, неповторимый и своеобразный почерк.

В профессиональном народно-певческом исполнительстве можно выделить две категории исполнителей:

1. Яркие представители художественной самодеятельности, ставшие певцами-профессионалами;

2. Новое поколение певцов-исполнителей народной песни, целенаправленно занимающихся народной певческой культурой. Это выпускники специализированных музыкальных вузов и училищ (Кыргызская Национальная консерватория им. К. Молдобасанов, Кыргызский Государственный университет Культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой, Кыргызское Государтвенное музыкальное училище им. М. Куренкеева (г. Бишкек), им. Ы. Туманова (г. Каракол), им. Ниязалы (г. Ош). С их приходом народная песня получила иную трактовку. Помимо исполнения в традиционной народной манере, она также начинает звучать в эстрадной обработке. Впитав в себя основы самодеятельного искусства, обогатив их знаниями, синтезировав это с музыкальной современностью, профессиональное народно -певческое исполнительство вышло на новый этап развития, заняв достойное место на современной эстраде.

Музыкально-поэтическое творчество, в том числе народно-певческая исполнительская традиция, является неотъемлемой частью духовной жизни кыргызского народа и в настоящее время она служит питательной почвой и неисчерпаемым источником развития песенной культуры и профессионального искусства. Сегодня для профессионального народно-певческого исполнительства характерна многоаспектность жанров и стилистики. Развитие народного музыкального творчества - постоянно действующая тенденция профессиональной народно-певческой исполнительской культуры Кыргызстана. Каждым годом она набирает силы, обогащается новыми красками, исполнительскими навыками, достигает на новый уровень исполнительской культуры. Народно-певческое исполнительское искусство становится все более действенным фактором современной культуры не только в республике, но и за ее пределами.

Список литературы

1. Радлов В. Образцы народной литературы северных тюркских племен, ч. 5. Наречие дикокаменных киргизов. Предисловие. П.: 1885.

2. Виноградов В. Музыкальное наследие Токтогула. М.; 1961. С. 5.

3. Виноградов В. А.С. Затаевич и киргизская народная музыка. В кн. А. Затаевича Кыргызские инструментальные пьесы и напевы. М.; 1971. С. 18.

4. Касей МИстория кыргызского народного певческого исполнительского искусства. Учебник. Б.; 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.