Научная статья на тему 'Возможности диверсификации экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси в контексте развития международной торгово-экономической интеграции'

Возможности диверсификации экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси в контексте развития международной торгово-экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности диверсификации экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси в контексте развития международной торгово-экономической интеграции»

Таблица 2 - Оценка концентрации экспорта основных видов продукции животного происхождения _Беларуси_

Вид продукции Год

2006 2009 2010 2011 2012 2013

Мясо и мясная продукция

Говядина 1,00 1,00 0,99 0,96 0,89 0,88

Свинина 1,00 1,00 1,00 1,00 0,99 0,96

Мясо птицы 0,94 1,00 0,99 0,98 0,97 0,98

Колбасные изделия 0,63 0,98 0,97 0,85 0,96 0,96

Мясные консервы 0,76 0,94 0,94 0,94 0,97 0,96

Молоко и молочная продукция

СОМ 0,82 0,31 0,77 0,68 0,83 0,93

СЦМ 0,93 0,29 0,50 0,44 0,64 0,68

Молочные консервы 0,76 0,17 0,73 0,74 0,23 0,65

Сливочное масло 1,00 0,59 0,80 0,83 0,84 0,85

Сыры 1,00 0,98 0,98 0,97 0,97 0,94

Практика свидетельствует, что такой низкий уровень диверсификации экспорта обуславливает зависимость внешнеторгового потенциала от состояния внутреннего рынка основного государства-импортера, тем самым создавая угрозы эффективной его реализации.

Поэтому важной задачей, стоящей перед АПС Беларуси является разработка стратегии географической диверсификации экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечивающей эффективную реализацию имеющегося экспортного потенциала и возможное его наращивание.

В целях определения возможностей диверсификации экспорта продукции агропродо-вольственной сферы Беларуси нами разработаны предложения по выявлению потенциальных импортеров белорусской сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В результате их апробации установлено:

1. Возможности реализации экспортных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на тот или иной рынок обу-

словлены уровнем его самообеспеченности. Практика свидетельствует, что любая страна будет использовать все возможные способы защиты внутреннего рынка со стороны импорта с целью обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности. Поэтому при выявлении потенциальных импортеров белорусской сельскохозяйственной продукции и продовольствия на мировом рынке необходимо, в первую очередь, ориентироваться на те рынки, которые характеризуются недостаточным уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и продовольствием и платежеспособным спросом.

С этой целью нами проведен мониторинг внешней торговли стран и регионов по основным видам продукции, определяющим экспортную ориентацию Беларуси и дана оценка комплемен-тарности торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Беларуси с ними, на основании чего определен перечень возможных рынков сбыта белорусской продукции агропро-довольственной сферы (рис. 1).

«I

Казахстан ♦ ♦ Армения

Австрия Латвия * ♦ Чехия

> ХорватияСингапур

« Бельгия т.,„„..»и,.™и Литва »Дания

Туркменистан

♦ Ирак

♦ Алжир

♦ Азербайджан

♦ Украина

♦ Египет

♦ Швейцария

♦ Норвегия

♦ Таджикистан

♦ Аргентина

Бразилия

Вы

♦ Китай

♦ Турция

* Индия

Рисунок 1 - Индексы торговой комплементарности в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Беларуси с отдельными странами

Установлено, что специализация экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия наиболее комплементарна потребностям государств-членов ТС и ЕЭП (Казахстан и Россия), отдельных стран-участниц ЕС, а также Сингапура и Армении. В тоже время большинство страны Азии и Южной Америки импортируют в основном товары, не характерные для экспорта Беларуси. Это объясняется разной структурой потребления, уровнем развития собственного производства и т.д. Тем не менее, учитывая значительную емкость рынков продукции сельского хозяйства и продовольствия стран, а также дефицит некоторых видов продовольствия данные регионы могут рассматриваться как перспективные для диверсификации экспорта продовольствия Беларуси, принимая по внимание следующее:

во-первых, в эти страны целесообразно экспортировать только продукцию глубокой переработки (более дорогостоящие), так как сырье, учитывая расстояние для его транспортировки, будет убыточным;

во-вторых, в целях обеспечения безопасности питания населения в этих странах, как и других, широко используются инструменты технического регулирования, стандартизации и сертификации продукции, которые не всегда совпадают с соответствующими нормами, используемыми в ТС и ЕЭП;

в-третьих, значимым ограничивающим фактором экспорта продуктов питания являются национальные особенности и предпочтения в питании населения стран данных регионов.

2. Проведенные исследования показали, что, в настоящее время, условия доступа на мировые рынки аграрной продукции крайне дифференцированы, что обусловлено участием страны в интеграционных объединениях, про-

водя к дискриминации государств, не являющихся их членами. Поэтому возможности диверсификации экспорта продукции агропродо-вольственной сферы Беларуси, главным образом, будут реализовываться в рамках взаимной торговли с партнерами по региональным и международным торгово-экономическим объединениям. Для этого важно, чтобы интеграционное объединение стран способствовало получению преференциальных по сравнению с конкурентами условий доступа на рынок, а также обеспечивало сбалансированность взаимной торговли.

Опыт участия Беларуси в международных и региональных интеграционных сообществах это подтверждает, т.к. несмотря на существующие сложности в торгово-экономических взаимоотношениях государств-членов ТС и ЕЭП, Казахстан и Россия были и остаются главными партнерами Беларуси по торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

Предполагается, что формирование Евразийского экономического союза позволит национальным субъектам хозяйствования функционировать в равных условиях создаваемого Общего аграрного рынка, тем самым еще больше стимулируя развитие сбалансированного взаимного товарооборота.

Анализ географической диверсификации поставок продукции АПС в ТС и ЕЭП свидетельствует о значительном потенциале для развития взаимных поставок практически по всей номенклатуре товаров, т.к. большая часть недостающего продовольствия завозится в государства-члены ТС и ЕЭП из вне Сообщества, особенно продукции плодовоовощного подкомплекса (более 95%), живых животных (96%), алкогольной продукции (93%), мясной продукции (86%) и т.д. (рис. 2).

Табаки промышленные заменители Остатки и отходы пищевой промышленности Алкогольные и безалкогольныенапитки Разные пищевые продукты Продукты переработки овощей, фруктов Готовые продукты из зерна злаков, муки Какао и продукты из него Сахар и кондитерские изделия из сахара Готовые продукты из мяса, рыбы Жиры и масла животного или растительного.. Продукция мукомольно-крупяной промышленности Съедобныефрукты и орехи Овощи

Молочная продукция; яйца птиц; мед Рыба и ракообразные Мясо и пищевые мясные субпродукты Живые животные

87.6 90,8

93.0 85,В

89.2

77.5

80.1

72.0 40,8

84.6

60.1 97,6

95.3 53,0 93,8

25 50 75 «Ввоз из стран ТС

100

и Импорт из третьих стран

Рисунок 2 - Структура ввоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия в страны ТС и ЕЭП в 2013 г., (в том числе из государств-членов ТС и третьих стран)

Таким образом, можно сделать выводы:

- агропродовольственная сфера Республики Беларусь обладает значительным экспортным потенциалом, эффективная реализация которого во многом зависит от возможностей его географической диверсификации;

- интеграционные процессы в рамках ТС и ЕЭП, направленные на углубление межгосударственного взаимодействия предполагают, что и в будущем географическая направленность экспорта Беларуси будет ориентирована на Сообщество;

- тем не менее, необходимо искать новые рынки сбыта продукции с высоко платежеспособным спросом, тем самым обеспечивая безрисковый уровень эффективной реализации экспортного потенциала. Выход на рынки дальнего зарубежья (страны Азии, Африки и Южной Америки) целесообразен только с дорогостоящей продукцией глубокой переработки, что потребует реализации комплексных мероприятий по поддержке национальных экспортеров, с учетом норм и правил многосторонней торговой системы.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

Киреенко Н.В., к.э.н., доц., рук. группы Института системных исследований

в АПК НАН Беларуси

Одним из приоритетных направлений экспортной политики в АПК Беларуси является развитие товаропроводящей сети за рубежом (ТПС), которые должны учитывать как мировые тенденции, так и общепринятые методологические подходы к пониманию и решению данной проблемы на национальном уровне. Экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия страны составляет более 15% в структуре экспортных потоков. При этом основным способом продвижения товаров на внешние рынки являются прямые поставки, на долю которых приходится более 85,0% от общего объема экспорта. С помощью собственных субъектов товаропроводящей сети экспортируется и реализуется 8,5% продукции [1, 2].

В аграрной сфере республики с 2006 г. активно ведется организационная, нормативная, правовая и методическая работа по вопросам расширения внешнеэкономических связей в географической направленности, либерализации доступа на внутренний рынок импортной продукции, интенсивного освоения новых внешних продовольственных рынков и методов торговли, включая и развитие товаропроводящей сети. Деятельность последних регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 183 «Об утверждении положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2013 г. №1137) [3]. Данный документ включает оценку эффективности

субъектов ТПС на основе применения совокупности показателей (рис. 1).

Однако такой подход не дает возможности рассчитать сопоставимую, отвечающую экономическим принципам и финансовой стратегии предприятия, эффективность производства и продажи экспортной продукции при ее реализации через посредников или товаропроводящую сеть. При этом специфика белорусской экспортной стратегии по их созданию обусловлена широким участием государства в принятии стратегических и тактических решений в отношении деятельности предприятий-экспортеров. Ряд отечественных сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций не имеют достаточно опыта, специалистов, финансовых ресурсов для продвижения своей продукции на зарубежные продовольственные рынки.

Предлагаемая нами методика определения эффективности аграрной ТПС за рубежом состоит в системности и комплексности подхода к оценке функционирования субъектов, а также практической значимости, выраженной в максимизации экономического результата. Данная разработка предполагает:

- рассмотрение дифференцированной системы показателей, позволяющих оценить результативность деятельности субъектов ТПС с участием белорусского капитала и без участия белорусского капитала;

- применение системного подхода, целостности, иерархии к обоснованию зависимости и взаимосвязи различных показателей, описание структуры расчета и изучение их сбалансированности.

Цель разработки системы экономических показателей заключается в проведении планирования, анализа и контроля за деятельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.