Тарасов В.И.
академик Международной академии информатизации, руководитель Аграрного центра ЕАЭС при ВНИИЭСХ
Осинина А.Ю.
м.н.с. ВНИИЭСХ
Козлова К.Б.
м.н.с. ВНИИЭСХ
РОССИЯ В СИСТЕМАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: Россия; Европейский союз; Евразийский экономический союз; коллективная продовольственная безопасность.
При рассмотрении разнообразных задач и этапов разработки механизма развития общего аграрного рынка России совместно с другими государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требуется изучение и оценка опыта зарубежных интеграционных формирований, перед которыми стояла прежде всего задача обеспечения коллективной продовольственной безопасности населения всех своих государств, как и в случае ЕАЭС.
Несомненно, что при разработке механизмов интеграции аграрных рынков России с другими государствами ЕАЭС в условиях их взаимной и внешней торговли следует эффективно использовать богатый опыт формирования общего аграрного рынка ЕС.
При этом приходится учитывать условия развернувшихся кризисных ситуаций как на мировом продовольственном рынке, так и возникших и развивающихся санкций против России как системного интегратора ЕАЭС, которые коллективно предприняты государствами, входящими в G7, ЕС и даже в Европейскую зону свободной торговли, включающую Норвегию, Швейцарию, Исландию, Лихтенштейн.
Наряду с этим предстоит непрерывно оценивать влияние не только предпринятых санкций, но и воздействия антисанкций, инициированных Россией. К сожалению, они в целом практически не согласованы со всеми государствами-членами ЕАЭС. При этом следует принять во внимание, что все остальные государства ЕАЭС не отказываются от соглашений о зоне свободной торговли с Украиной, которые Украиной были заключены с каждым государством отдельно, а не с ЕАЭС в целом.
Необходимо оценить неоднозначную позицию Республики Армения, которая до настоящего времени не вышла из состава регионального интеграционного формирования ВЭП («Восточно-европейское партнерство») и по-прежнему принимает участие в многосторонних переговорах о зоне свободной торговли с ЕС, хотя уже юридически оформила свое вступление в ЕАЭС.
Несмотря на то, что развитие аграрной сферы экономики государств-основателей ЕАЭС в 2013-2014 гг. происходило в сложной социально-экономической ситуации, динамика производства продукции сельского хозяйства, приведенная в табл. 1, демонстрирует тенденцию роста совокупного объема производства продукции сельского хозяйства по ЕАЭС в целом. В 2014 г. он увеличился по сравнению с 2009 г. на 33% и достиг 138 млрд. долл.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства, в текущих ценах, млрд. долл.
Страна Годы 2014 г. в % к 2009 г
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Беларусь 9,6 12,1 9,9 11,6 11,7 12,8 133,3
Казахстан 11,1 9,8 15,6 13,4 16,0 14,0 126,1
Россия 79,4 85,2 1 11.1 107,5 119,1 111,3 140,2
ЕАЭС 100,1 107,1 136,6 132,5 147,0 138,1 138,0
Источник: Развитие экономической интеграции в аграрном секторе Евразийского экономического союза [5].
Евразийский экономический союз, обладающий уникальным географическим положением и существенным экономическим потенциалом, играет значимую роль с точки зрения развития международного экономического сотрудничества. Говоря о взаимодействии с международными интеграционными объединениями, необходимо отметить
позитивные перспективы развития сотрудничества ЕАЭС с такими партнерами как Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
По всем направлениям взаимодействия ЕАЭС с международными интеграционными объединениями основным приоритетом его наднациональных органов будет являться продвижение и защита интересов деловых кругов ЕАЭС, содействие экономическому росту и развитию его государств - членов. Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала в аграрной сфере государств ЕАЭС является создание ЗСТ.
Формирование экономических отношений ЕАЭС с другими государствами идет достаточно высокими темпами, и в этой сфере в настоящее время преобладает восточный вектор развития - ЕАЭС ориентирован на рынки стран АСЕАН и азиатского региона в целом.
Особое место среди стран Юго-Восточной Азии для ЕАЭС занимает Вьетнам, с которым 29 мая 2015 г. было заключено Соглашение о зоне свободной торговли (далее - Соглашение ЗСТ). Перечень экспортируемых сельскохозяйственных товаров ЕАЭС, на которые снижаются таможенные пошлины со стороны Вьетнама, приведен в табл. 2.
Таблица 2
Динамика изменения таможенных пошлин со стороны Вьетнама на импорт сельскохозяйственных товаров ЕАЭС
Период снижения ставки таможенной пошлины Наименование агропродовольственной продукции
Без переходного периода пшеница и меслин, семена льна и рапса, лук, молоко и молочная продукция, мясо КРС (свежее или охлажденное)
3 года переработанная мясная продукция, переработанная рыбная продукция, консервы, икра
5 лет мясо домашней птицы, фрукты и орехи консервированные (частично), рыба мороженая, кроме рыбного филе, шоколад (частично), кондитерские изделия из сахара (частично)
10 лет меласса, фрукты и орехи консервированные (частично), шоколад и прочие готовые пищевые продукты (частично), кондитерские изделия из сахара (частично)
Источник: Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ [6].
Также Соглашением ЗСТ предусмотрено предоставление Вьетнамом тарифных квот для импорта товаров из государств ЕАЭС [6].
При этом для некоторых групп товаров планируется применять так называемый триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка ЕАЭС вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС во Вьетнам в первый год может составить около 40 млн. долл., а по истечению всех переходных периодов - около 55-60 млн. долл. в год. Ожидается, что отмена таможенных пошлин приведет к росту экспорта из ЕАЭС во Вьетнам мясной и молочной продукции, пшеницы и муки. В свою очередь, Вьетнам сможет нарастить поставки рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов.
Проявляет интерес к налаживанию торгово-экономического взаимодействия с ЕАЭС в формате ЗСТ и Китай. Что касается китайского аграрного рынка, то ввиду значительных объемов потребления и высокой доли импорта по отдельным товарам, представляется целесообразным наращивать объёмы уже поставляемой из ЕАЭС продукции (рыба и морепродукты) с последующим расширением ассортимента (зерновые, масличные и др.).
Перспективной экспортной сельскохозяйственной продукцией для государств ЕАЭС являются зерновые, которых в 2014 г. Китай импортировал на сумму более 5 млрд. долл., особенно ячмень, учитывая низкий уровень тарифной защиты - ставка таможенной пошлины равна 1,5% - и то, что доля импорта ячменя составляет в потреблении КНР более половины, достигая 2,5 млн. т.
Кроме того, на рынке Китая государствами ЕАЭС могут быть эффективно реализованы пшеница и кукуруза, несмотря на высокий уровень ставок таможенного тарифа по ним - 65 и 42,5% соответственно. Дело в том, что КНР ежегодно открывает тарифную квоту, с минимальным уровнем тарифной защиты и значительным объемом поставок. При этом квота не распределена между странами, и администрирование производится по методу «первым пришел -первым обслужен».
В связи с тем, что правительственной программой Китая по обеспечению продовольственной безопасности страны предусмотрено наращивание объемов производства и импорта аквапродукции, возможно увеличение объемов экспортных поставок рыбы и морепродуктов из государств ЕАЭС.
Для того чтобы аграрная продукция ЕАЭС на рынках третьих стран повысила свою конкурентоспособность, необходимо разработать механизмы совершенствования интеграции аграрных рынков государств ЕАЭС, предусматривающие согласованные экспортные поставки и учитывающие особенности внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере, включая и защитные инструменты.
Что касается внешней торговли, то государства-основатели ЕАЭС являются одними из крупнейших поставщиков пшеницы на мировой рынок. Так, суммарный объем поставок пшеницы в 2015 г. составил около 24 млн. тонн, что на 32,9 % больше чем в 2011 г.
Таблица 3
Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государствами ЕАЭС
Стоимость, млрд. долл. Доля в Стоимость, млрд. долл. Доля в Стоимость, млрд. долл. Доля в Стоимость, млрд. долл. Доля в Стоимость, млрд. долл. Доля в
Наименование товара экспорте, % экспорте, % экспорте, % экспорте, % экспорте, %
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.*
Экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья 13,60 100 18,70 100 16,9 100 19,0 100 16,3 100
и продовольствия
Пшеница 4,25 31,2 5,98 31,99 4,43 26,2 6,29 33,1 4,45 27,3
Рыба мороженая 1,79 13,2 1,93 10,30 2,06 12,2 1,83 9,6 1,82 11,2
Ячмень 0,60 4,4 0,96 5,1 0,61 3,6 0,91 4,7 1,04 6,3
Масло подсолнечное 0,64 4,7 1,56 8,32 1,38 8,1 1,35 7,1 1,00 6,1
Табачные изделия 0,43 3,2 0,77 4,1 0,75 4,4 0,76 4,0 0,75 4,6
Кукуруза 0,16 1,2 0,57 3,0 0,59 3,4 0,71 3,7 0,60 3,7
Мука пшеничная или пше-нично-ржаная 0,77 5,7 0,66 3,54 0,61 3,6 0,60 3,2 0,55 3,4
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org * С 2015 с учетом Республики Армения и Республики Киргизия.
Кроме того основными товарами, экспортируемыми государствами ЕАЭС, являются рыба мороженая, ячмень, масло подсолнечное, табачные изделия, кукуруза, мука пшеничная. Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств ЕАЭС за период 2011-2015 гг. в стоимостном выражении, представлена в таблице 3, а динамика экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств ЕАЭС в натуральном выражении за период 2011-2015 гг. - в табл. 4.
Основным направлением экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия из государств ЕАЭС является Ближний Восток. Основными импортерами пшеницы из ЕАЭС являются Египет, Турция и Иран. При этом поставки пшеницы в Египет в 2015 г. увеличились на 11,8% по сравнению с 2014 г. с 4,1 млн. тонн до 4,5 млн. тонн, а поставки в Турцию в 2015 г., напротив, сократились на 29,1% по сравнению с 2014 г. с 4,5 млн. тонн до 3,2 млн. тонн.
Таблица 4
Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
государствами ЕАЭС, тыс. тонн
№ п/п Наименование товара Годы
2011 2012 2013 2013 г. к 2011 г., % 2014 2015* 2015 г. к 2014 г.,%
1. Пшеница 17 941, 1 22 821,2 17 731,2 98,8 25 992,0 23 836,6 91,7
2. Рыба мороженая 1 291, 0 1 291,0 1 340,8 103,9 1 136,3 1 173,8 103,3
3. Ячмень 2 587,5 3 711,8 2 533,3 97,9 4 633,0 5 886,5 127,1
4. Масло подсолнечное 511,6 1 376,3 1 268,4 248,0 1 542,0 1 236,0 80,2
5. Табачные изделия 27,0 38,1 41,4 153,3 46,7 120,5 258,0
6. Кукуруза, 732, 6 2 206,4 2 604,6 355,5 3 509,0 3 706,2 105,6
7. Мука пшеничная или пшенично-ржаная 2 512,8 2 370,7 1 938,4 77,1 1 930,6 1 998,3 103,5
Источник: составлено авторами на основе данных www.eurasiancommission.org *С 2015 с учетом Республики Армения и Республики Киргизия.
Кроме того, Египет и Турция являются также и основными импортерами подсолнечного масла из государств ЕАЭС. В 2015 г. в Турцию было экспортировано 605,5 тыс. тонн подсолнечного масла, что более чем в 4,5 раза больше по сравнению с 2011 г. Поставки подсолнечного масла в Египет увеличились на 19,4 за аналогичный период и составили в 2015 г. 133,2 тыс. тонн.
Мороженую рыбу закупает, прежде всего, Китай (в среднем 770 тыс. тонн в год) и Республика Корея (в среднем 455 тыс. тонн в год), а также Япония (в среднем 36 тыс. тонн в год).
Основными импортерами кукурузы из стран ЕАЭС являются Турция, Республика Корея, а также Азербайджан. При этом поставки кукурузы в Турцию в 2015 г. увеличились в 15 раз по сравнению с 2011 г. и составили 1,4 млн. тонн.
Что касается импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в государства ЕАЭС, то здесь сложилась иная ситуация. Государства ЕАЭС в период 2011-2015 гг. закупали в основном животноводческую продукцию, продукты ее переработки, а также фрукты. Основными статьями импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в государства-основатели ЕАЭС в стоимостном выражении являются фрукты, говядина, свинина и табачное сырье. Основными поставщиками говядины в государства ЕАЭС являются государства-члены Южноамериканского регионального формирования МЕРКОСУР: Бразилия, Парагвай, Уругвай и Аргентина.
Динамика импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств ЕАЭС за период 2011-2015 гг. в стоимостном выражении, представлена в табл. 5, а в натуральном выражении - в табл. 6.
Таблица 5
Динамика импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
государствами ЕАЭС, млн. долл.
Код ТН ВЭД ТС Наименование товара Годы
2011 2012 2013 2013 г. к 2011 г.,% 2014 2015* 2015 г. к 2014 г.,%
0805 Цитрусовые плоды 1688 1643 1830 108,4 1636 1380 84,4
0202 Говядина замороженная 2271 2641 2398 105,6 2213 1106 49,9
0808 Яблоки, груши и айва, свежие 1331 1382 1329 99,8 1304 1106 84,8
2401 Табачное сырье 1275 1289 1262 99,0 1148 1048 91,3
0203 Свинина 2407 2 774 2354 97,8 1592 985 61,9
2208 Крепкие спиртные напитки 1241 1514 1589 128,0 1351 737 54,6
0406 Сыры и творог 1522 1560 1741 114,4 1041 183 17,6
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org * С 2015 с учетом Республики Армения и Республики Киргизия.
Таблица 6
Динамика импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
государствами ЕАЭС, тыс. тонн
Код ТН ВЭД ТС Наименование товара Годы
2011 2012 2013 2013 г. к 2011 г., % 2014 2015* 2015 г. к 2014 г.,%
0805 Цитрусовые плоды 1795,8 1742,0 1 893,4 105,4 1830,3 1735,5 94,8
0202 Говядина замороженная 583,5 604,7 559,4 95,9 528,2 319,8 60,5
0808 Яблоки, груши и айва, свежие 1812,4 1967,5 2011,0 111,0 1882,2 1660,4 88,2
2401 Табачное сырье 264,4 278,9 266,1 100,6 233,4 226,0 96,8
0203 Свинина 764,1 845,3 688,1 90,1 399,6 318,6 79,7
2208 Крепкие спиртные напитки 69,5 87,5 84,9 122,2 74,0 51,3 69,3
0406 Сыры и творог 303,3 331,7 341,5 112,6 196,8 41,4 21,0
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org * С 2015 с учетом Республики Армения и Республики Киргизия.
При этом следует отметить резкое снижение поставок говядины из США с 48 тыс. тонн в 2012 г. до 300 тонн в 2013 г. Это связано с тем, что в процессе производства США используют рактопамин - вещество, которое наращивает мышечную массу у КРС и свиней, а ввоз мяса с содержанием этого компонента на территорию России запрещен [5]. За этот же период ввоз говядины из Бразилии увеличился на 34%, из Парагвая - в 2,7 раза.
Свинину государства ЕАЭС импортируют из Бразилии, Чили и Сербии. Так же, как и в случае с импортом говядины в государства ЕАЭС из США, в 2013 г. произошло резкое снижение поставок по свинине с 92,6 тыс. тонн в 2012 г. до 6,1 тыс. тонн в 2013 г. Цитрусовые на рынок государств ЕАЭС поступают в основном из Турции, Марокко и Египта.
Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве встречается с постоянным противодействием со стороны других стран и интеграционных формирований. Достаточно сослаться на признание бывшего государственного секретаря США Хилари Клинтон, которая в декабре 2012 г. в Дублине заявила: «Нет разницы, как это называется. Это может называться Таможенным союзом, Евразийским союзом и в том же духе далее. Но давайте не будем заблуждаться по этому поводу. Мы знаем, какова цель, и мы попытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это» [3].
Еще одним фактором, препятствующим эффективному функционированию ЕАЭС, стало введение некоторыми развитыми странами антироссийских санкций, прежде всего в банковской сфере, выразившихся в лишении российских агентов валютного рынка возможности перекредитования заимствований и обвальном снижении международного рейтинга Российской Федерации и ее экономических агентов. Это привело к резкой девальвации рубля и высокому уровню инфляции, что крайне негативно отразилось на предполагаемой возможности выбора рубля как единой расчетной валюты государств ЕАЭС.
Из-за санкций ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии и Швейцарии, российских контрсанкций и девальвации рубля в декабре 2014 г. часть социально значимых продуктов питания в Российской Федерации подорожала на треть.
В отношении интеграционного формирования следует оперировать категорией коллективная продовольственная независимость, которая может быть определена как доля обеспечения основными видами продовольственных продуктов всего населения государств-членов регионального интеграционного формирования за счет их производства всеми государствами формирования. Если говорить об ЕАЭС, то уровень этого показателя по большинству чувствительных видов продовольственных товаров в период 2011-2013 гг. оставался существенно ниже единицы.
Как известно в ответ на объявленные в различных сферах экономики антироссийский санкции 6 августа 2014 г., Россией в одностороннем порядке, без согласования с партнерами по ЕАЭС, были введены контрсанкции только в одной сфере - агропродовольственной, выразившиеся в отказе от импорта продовольствия из объявивших санкции
стран. Это еще более осложнило возможность форсированного достижения коллективной продовольственной независимости ЕАЭС и привело к возникновению внутренних разногласий. Это вынуждает белорусских трейдеров осуществлять транзит подсанкционных агропродовольственных товаров из ЕС. Например, из Белоруссии в Казахстан идут поставки польских яблок и норвежской рыбы, учитывая то, что Казахстан и Беларусь не присоединились к контрсанкциям России.
1,20 1,10 1,00 0,90 0,30 0,70 0,60 0,50 0,40
1 Л-Л 1,05
1,03 1,00 _ 1,04
1,02
0,93
0,67^
-ЕС -ЕАЭС
2004
2003
2020
2012 2016 Рисунок 1.
Фактическое значение и прогноз коэффициента продовольственной независимости ЕС и ЕАЭС
по мясу птицы [7]
Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что государства ЕАЭС на текущий момент достигли продовольственной независимости по мясу птицы.
Вместе с тем, как показывают данные, приведенные на рис. 2 и 3, государства ЕАЭС не обеспечивают необходимого уровня коллективной продовольственной независимости при производстве свинины и говядины.
Рисунок 2.
Фактические значения и прогноз коэффициента продовольственной независимости ЕС и ЕАЭС
по свинине [7]
1.3
1,06
-ЕАЭС
■ЕС
0,71
0,77
Источник: Сотрудничество между Россией и странами ЕАЭС в агропродовольственной сфере в условиях санкций и контрсанкций [7].
Рисунок 3.
Фактические значения и прогноз коэффициента продовольственной независимости ЕС и ЕАЭС
по говядине
Внутреннее производство свинины и говядины по-прежнему растет за счет инвестиционных проектов, запущенных в прошлые годы.
В соответствии с изложенным для достижения коллективной продовольственной независимости ЕАЭС необходимо:
1. Актуализировать Доктрину продовольственной безопасности РФ, предусмотрев в ней:
• актуализацию критериев продовольственной независимости по предусмотренным в ней видам продовольствия;
• установление критериев уровней продовольственной независимости по не предусмотренным в ней видам продовольствия (овощи, фрукты, ягоды и др.);
• обеспечение продовольственной безопасности в конфликтных ситуациях, включая санкции и контрсанкции;
• установление критериев независимости по кормам для животных и семенным материалам.
2. Предусмотреть разработку Доктрины коллективной продовольственной безопасности ЕАЭС с отражением в ней всех аспектов, перечисленных в пункте 1.
Список литературы
1. Сидорук А.С. Совершенствование правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2009.
2. Тарасов В.И. О тенденциях эволюции региональных интеграционных формирований в Европейском союзе и СНГ в начале XXI века // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Формирование новой экономики XXI века». -Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - 180 с.
3. Тарасов В.И. РИФы на пути ВТО - М.: ООО «Угрешская типография», 2013. - 362 с.
4. Ушачев И.Г. Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности // Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Материалы Московского Экономического Форума «Новый курс. Время не ждет» 25-26 марта 2015 г. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - С. 13-30.
5. Глотова И.С. Развитие экономической интеграции в аграрном секторе Евразийского экономического союза // Материалы Московского Экономического Форума «Новый курс. Время не ждет» 25-26 марта 2015 г. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - С. 107112.
6. Тарасов В.И., Осинина А.Ю., Глотова И.С. Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ // Евразийский союз ученых. 2016. - № 3 (24). - С. 106-108.
7. Тарасов В.И. Сотрудничество между Россией и странами ЕАЭС в агропродовольственной сфере в условиях санкций и контрсанкций // Материалы Московского Экономического Форума «Новый курс. Время не ждет» 25-26 марта 2015 г. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - С. 255-262.
8. ВТО: опубликовано решение третейской группы по спору ЕС с Россией о торговле свининой // Мосты. - Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Формирование новой экономики XXI века» http://www.ictsd.org/bridges-news/