Научная статья на тему 'Институты развития и инновации в экономических отношениях Российской Федерации с Евросоюзом и ЕАЭС в агропродовольственной сфере ("круглый стол")'

Институты развития и инновации в экономических отношениях Российской Федерации с Евросоюзом и ЕАЭС в агропродовольственной сфере ("круглый стол") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты развития и инновации в экономических отношениях Российской Федерации с Евросоюзом и ЕАЭС в агропродовольственной сфере ("круглый стол")»

Институты развития и инновации

в экономических отношениях Российской Федерации с Евросоюзом и ЕАЭС в агропродовольственной сфере

В Институте экономики Российской Академии наук (ИЭ РАН) 19 апреля 2016 г. был проведен Круглый стол на тему «Институты развития и инновационные аспекты экономических отношений РФ с ЕС и ЕАЭС в агропродовольственной сфере» (Проект-2016), который был организован Институтом экономики РАН, Всероссийским научно-исследовательским Институтом экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ РАН) и Издательством «Пищевая промышленность».

В работе Круглого стола приняли участие ведущие ученые и специалисты из ИЭ РАН, ВНИИЭСХ РАН, ВИА-ПИ РАН имени А. А. Никонова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Евразийского Открытого института, а также представители Издательства «Пищевая промышленность», аспиранты из академических институтов.

Открыл и вел дискуссию за Круглым столом академик РАН, доктор экономических наук, заведующий отделом ВНИИЭСХ РАН А. И. Алтухов. Он напомнил, что «в последнее время многочисленные разнонаправленные внутренние и особенно внешние факторы, связанные, прежде всего, с зарубежными санкциями и необхо-

димостью проведения ускоренного импортозамещения, в совокупном взаимодействии создали принципиально новую и одновременно неоднозначную социально-экономическую ситуацию в аграрной сфере страны. Они привели к возрастанию неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости и напряженности в ее экономике и на агропродо-вольственном рынке, а главное -в надежном снабжении населения отечественным и экономически доступным продовольствием.

Даже с учетом крупномасштабного импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья потребление населением пищевых

веществ остается ниже дореформенного уровня и рациональной нормы потребления. Это при том, что импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составляет около одной трети стоимости произведенной в сельском хозяйстве продукции, а доля потребления импортного продовольствия в структуре пищевого рациона населения превышает одну треть»1.

1 Алтухов А.И. Устойчивое развитие аграрной сферы экономики - основа обеспечения продовольственной безопасности страны. // Научные труды ВЭО России. - 2016. - № 197. - С. 254.

Участниками Круглого стола были подробно рассмотрены экономические отношения России и Евросоюза после принятия новых экономических санкций, а также инновационные аспекты (импортозамещение) в агро-продовольственной сфере России и их место, роль и значение.

Был дан глубокий анализ продовольственным балансам Российской Федерации, Евросоюза и Евразийского экономического союза в агро-продовольственной сфере с учетом намерений и возможностей. Значительное внимание было уделено отраслевому аспекту в импортоза-мещении, а также проблемам и решениям этого вопроса на данном этапе развития.

На Круглом столе сравнивался и уровень государственной поддержки аграрных инноваций в РФ и ЕС, при этом были показаны новые смешанные структуры в ЕС (это операционные группы, службы поддержки инноваций и др.), и особое инновационное партнерство. Было подчеркнуто, что эти формы возможно использовать (и в современных условиях наличия санкций) для повышения агро-инновационной активности в АПК России.

В ходе дискуссии было обращено внимание не только на экономическое сотрудничество РФ в агро-продовольственной сфере с ЕАЭС (начал функционировать с 1 ян-

варя 2015 г.), но и презентацию этой новой организации в области коллективной продовольственной безопасности.

Также была представлена на Круглом столе эффективная Европейская информационно-консультативная служба, обсуждалось ее значение и использование опыта для России. Тема перспектив инновационного сотрудничества России с Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом в агропродовольственной сфере завершила дискуссию за Круглым столом.

Координатор Л.В.ПОПОВА, канд.экон.наук Институт экономики РАН

Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные сообщения

В.И. Тарасов

Международная академия информатизации, руководитель Аграрного центра Евразийского экономического союза при ВНИИЭСХ

Оценка развития производства, потребления и экспортно-импортных поставок в агропродовольственной сфере ЕС и ЕАЭС (т. е. Большой Европы) может иметь несколько отличных характеристик в зависимости от точки зрения на этот объект.

Авторы располагали возможностью прогнозирования продовольственных балансов по всем основным продуктам питания с использованием разработанного НИИ экономики и нормативов (Ростов-на-Дону) программного прогнозирующего комплекса Far-Food-Area (FFA) с привлечением баз данных FAO, OECD, Eurostat и национальных статистических служб Белоруссии, Казахстана и России.

Методика обработки и представления данных заключалась в том, что, принимая за основу прогноз Центра ЕС-27, авторы с помощью комплекса FFA пролонгировали прогноз Центра ЕС-27 до 2022 г. и получали соответствующие характеристики для Большой Европы с пятилетним интервалом на 2015, 2020 и 2022 гг. путем суммирования этих данных с их одновременной корректировкой за счет аналогичных показателей для других членов ЕАЭС (Белоруссии, Казахста-

на и России), а также внеблокового государства Украины.

Таким образом, в предлагаемом материале выполнена одна из первых попыток представить среднесрочные прогнозы продовольственного рынка Большой Европы (включая рынки ЕС, ЕАЭС и внеблоковых государств Большой Европы). Среднесрочные прогнозы производства и потребления, экспорта и импорта основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в ЕС, и величины доходов от сельского хозяйства на период до 2023 г. представлены по материалам отчета Департамента сельского хозяйства и развития сельских территорий Европейской Комиссии «Prospects for Agricultural Markets and Income in the EU 2013-2023» для зерновых и масличных культур, сахара, биотоплива, мяса и молока.

В результате суммирования получались промежуточные данные по производству, потреблению, экспорту и импорту конкретных видов продовольственных товаров для ЕС, ЕАЭС и Большой Европы в целом. В сводных таблицах индексами OECD, FAO и Росстат обозначались базы данных, из которых была получена информация, а индекс FFA свидетельствует о

том, что прогнозные данные в базах данных OECD и FAO отсутствовали и были получены с помощью программно-прогнозирующего комплекса FAR-FOOD-AREA.

Данные, представленные авторами, позволили придти к соглашению, что для Большой Европы до 2023 г.:

на рынке свинины Европейский Союз (ЕС-27) будет выступать в роли нетто-экспортера, а государства сформировавшегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - в роли нетто-импортеров;

на рынке мяса птицы начиная с 2020 г., можно ожидать перехода к жесткой конкурентной борьбе за рынки сбыта между производителями ЕС и сформировавшегося ЕАЭС, особенно в лице производителей Республики Беларусь;

на рынке говядины будет наблюдаться дефицит, и единственным государством нетто-экспортером окажется Республика Беларусь;

на рынке пшеницы будет наблюдаться жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта между производителями ЕС и сформировавшегося ЕАЭС;

на рынке кукурузы на протяжении всего периода 2014-2023 гг. будет наблюдаться устойчивый дефицит на рынке ЕАЭС.

И.С. Глотова, канд. экон. наук Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства

В условиях повышения открытости мировых агропродовольст-венных рынков вопросы коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономиче-

ского союза приобретают особую значимость. Как известно, 29 мая 2014 г. Беларусью, Казахстаном и Россией был образован Евразийский экономический союз (далее -

ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 г. Со 2 января 2015 г. его состав был пополнен Арменией, а с 12 августа 2015 г. - Киргизией.

По данным Евразийской экономической комиссии, в 2015 г. с предложением создать Зоны свободной торговли с ЕАЭС обратились более 30 стран и региональных формирований, включая Израиль, Египет, Иран, Индию и Китай.

Первое соглашение о ЗСТ ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом. Ожидается, что снижение, а в некоторых случаях и отмена таможенных пошлин в течение 3-10 лет приведет к росту экспорта из ЕАЭС во Вьетнам мясной и молочной продукции, пшеницы и муки. В свою очередь Вьетнам сможет нарастить поставки в ЕАЭС риса, рыбы, овощей и фруктов.

В то же время 5 октября 2015 г. США, Япония, Канада, Австралия и еще 8 государств по обе стороны Тихого океана, включая Вьетнам, подписали в обход России и Китая соглашение по Транстихоокеанскому партнерству (далее - ТТП).

Очевидно, что такое соглашение может переориентировать существующие товаропотоки агропродовольственной продукции между

ЕАЭС, с одной стороны, и азиатскими государствами и ЕС, с другой. У стран-участниц ТТП стало больше возможностей реализовать свои товары на агропродовольствен-ном рынке Вьетнама. Так, Новая Зеландия готова монополизировать торговлю молочными продуктами, Канада и Австралия являются доминирующими поставщиками фуражной пшеницы и мясных продуктов во Вьетнам, а доля импортной сои из США составляет 45 %. Мясные продукты из Австралии, Канады, Новой Зеландии и США также занимают весомую долю на вьетнамском рынке.

Соответственно государствам ЕАЭС придется выдерживать серьезную конкуренцию на рынке Вьетнама, и, как следствие, возможно сокращение их экспортных поставок сельскохозяйственной продукции. Кроме того, экспортеры ЕАЭС должны будут придерживаться правил, установленных соглашением о ТТП.

Вместе с тем, одновременное участие Вьетнама и в ЗСТ с ЕАЭС, и в ТТП создает благоприятные

условия для реэкспорта агропро-довольственной продукции третьих стран в Россию и другие государства - члены ЕАЭС через таможенную территорию Вьетнама, что может привести к существенным валютным потерям. При этом, защищая свой рынок, ряд государств -членов ТТП сохраняют ограничения в отношении аграрной продукции из других стран. Так, США вправе применять защитные меры при ввозе из Австралии и Новой Зеландии сыра и сухого молока в течение 25 лет и 35 лет соответственно с даты вступления в силу соглашения, а свинины из Японии в течение 11 лет.

Таким образом, государствам ЕАЭС в целях обеспечения коллективной продовольственной безопасности необходимо придерживаться взаимовыгодной стратегии сотрудничества как с уже созданными, так и с новыми региональными интеграционными формированиями, защищая свои интересы и развивая имеющийся экспортный потенциал в агропродо-вольственной сфере.

Д.А. Блесков, канд. экон. наук Институт экономики РАН

Создание в 2005 г. Европейской сети для сельского развития представляет собой институционализацию информационно-консультационной функции, обеспечивающей (наряду с инновационной и интеграционной) реализацию новой парадигмы сельского развития в странах Европейского союза, заключающейся в диверсификации сельской экономики.

Новая парадигма сельского развития находится в русле общемировых тенденций. В условиях глобализации и открытости национальных экономик обостряется конкурентная борьба за рынки сбыта, повышаются требования к качеству продукции со стороны потребителя. Экономические сообщества вынуждены прибегать к квотированию производства отдельных видов продукции, сокращать площадь обрабатываемых земель. Государственные субсидии и дотации сельскохозяйственного производства во многих странах, хотя и остаются весьма существенными и значительно превышают общероссийские показатели, имеют тенденцию к сокращению. В этих условиях актуализируется поиск дополнительных источников развития сельских территорий.

Одним из таких источников является диверсификация сельской

экономики, выход за пределы аграрного сектора. В последние 15 - 20 лет в странах Европейского союза существенно выросла доля фермеров, имеющих в своих хозяйствах несельскохозяйственные структуры. Например, в Великобритании доля таких хозяйств уже в 2007 г. приблизилась к 50 % (З.И. Калугина, О.П. Фадеева).

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. в России осуществляли сельскохозяйственную деятельность только 69 % сельскохозяйственных предприятий, около 50 % крестьянских (фермерских) хозяйств и 67 % индивидуальных предпринимателей. Иными словами, диверсификация экономической деятельности основных хозяйствующих субъектов аграрного сектора происходит и в нашей стране.

Меняется и понимание самого термина «сельская территория». Территориальный подход, характерный для новой парадигмы сельского развития, рассматривает сельские территории не только как географическое пространство с низкой плотностью населения, но и как местность, располагающую значительными природным человеческим и культурным потенциалами, вовлечение которых в хозяйственный оборот позволит обеспечить экономи-

ческое развитие страны в целом.

Изменение роли сельского хозяйства и других отраслей в экономике сельской территории, а также изменение роли самих сельских территорий в экономическом развитии стран Европейского союза явилось объективной предпосылкой существенного расширения спектра предметов консультирования. В настоящее время всё более актуальными в деятельности сети становятся вопросы несельскохозяйственной сферы (прежде всего, сферы услуг ), альтернативной занятости населения, комплексного развития сельских территорий.

Особое значение информационно-консультационной сети заключается в том, что информация и знания отличаются от денежных, трудовых, природных и технических ресурсов своей недолговечностью, способностью к устареванию, что требует их постоянного возобновления и обновления.

Современная аграрная политика рассматривает развитие сельских территорий как ключевое направление реструктуризации аграрного сектора. Инновации, информационно-коммуникационные технологии и диверсификация сельской экономики играют важную роль в повышении конкурентоспособности сельских территорий стран Европейского союза.

Б.Е. Фрумкин, канд. экон. наук Институт экономики РАН

В настоящее время в России основная часть господдержки аграрных инноваций осуществляется в рамках подпрограмм по технико-технологической модернизации и инновационному развитию и по поддержке племенного дела, селекции и семеноводства, входящих в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции и продовольствия на 2013-2020 гг. В 2015 г. совокупные расходы на эти подпрограммы составляли менее 5% общих ассигнований на Госпрограмму из федерального бюджета. В плане бюджетного финансирования на 2016 г. эта доля даже снижена. Этого явно недостаточно для поддержки разработки и внедрения аграрных инноваций.

Кроме того, не разработаны эффективные институциональные формы реализации такой поддержки,

как государственные, так и смешанные государственно-частные, общественные (НКО) и другие. Заметно снизилась господдержка аграрной науки после объединения РАСХН с РАН и передачи процесса их финансирования в ведение ФАНО. Участились случаи изъятия под несельскохозяйственные цели опытных полей, питомников и других объектов учреждений аграрной науки. Это препятствует интеграции академической и прикладной аграрной науки, созданию эффективной системы продвижения инноваций на всех уровнях.

Представляется, что для совершенствования этой системы может быть использован современный опыт управления агроинновационным процессом в ЕС. Господдержка аграрных инноваций из бюджета ЕС на порядок выше, чем в РФ, и осуществля-

ется в рамках как Общей сельскохозяйственной политики, так и Рамочной программы по исследованиям и инновациям на 2014-2020 гг. Для реализации соответствующих мероприятий внутри этих программ используются новые смешанные (с участием фермеров, промышленности, торговли, исследовательских центров, НКО) структуры, например, «операционные группы», «службы поддержки инноваций» и др.), а для координации между программами - особое инновационное партнерство, нацеленное на соединение исследований с практикой.

Эти формы сотрудничества даже в условиях режима антироссийских санкций ЕС не полностью закрыты для российских участников и могут использоваться для повышения агро-инновационной активности в АПК России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.