УДК 339.16:338.4
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ
Н.В. КИРЕЕНКО, кандидат экономических наук, доцент
И.В. НИКИТИНА, аспирантка Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF LOGISTIC SYSTEM DEVELOPMENT IN AGROFOOD SPHERE
N.V KIREENKO, Candidate of Economics, associate professor I.V. NIKITINA, postgraduate student The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»
Логистика является одним из Logistics is one of the priority geo-
приоритетных геоэкономических на- economic areas. The article explored
правлений. В статье изучены норма- legal, organizational and economic
тивно-правовые, организационные и mechanisms for the creation and
экономические механизмы создания operation of logistics systems in
и функционирования логистических agriculture. The estimation of the level
систем в АПК. Проведена оценка of their organization's internal and
уровня их организации на внешнем и external markets is made. The
внутреннем рынках. Обоснованы пер- perspective directions ofdevelopment of
спективные направления развития the logistics system in the agroindustrial
логистической системы в агропро- sector are grounded. The effective
довольственной сфере. Определены conditions for the functioning oflogistics
эффективные условия функциониро- centers based on the experience of
вания логистических центров с уче- leading countries are defined. том опыта ведущих стран мира.
Введение. Одним из актуальных конкурентных преимуществ бизнеса в агропродовольственной сфере на современном этапе является эффективное использование экономических инструментов логистики. Научные и практические задачи, обуславливающие проблемы развития рассматриваемого направления в агропромышленном комплексе (АПК), состоят из ряда аспектов.
Во-первых, логистика, как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации, становится все более востребованной в отраслях аграрной экономики.
Особенно важным является использование ее методов, способов, стратегий в процессе материально-технического обеспечения производства и сбыта сельскохозяйственных товаров. По оценкам специалистов, современное логистическое управление потоковыми процессами позволяет экономить до 15-20 % совокупных производственных издержек и расходов по доведению продукции до потребителей [4, с. 8]. Также, по данным Европейской логистической ассоциации за 2009 г., благодаря применению принципов логистики производительность труда работников компаний, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 10 % [8].
Во-вторых, в силу объективных причин исторического, политического, экономического характера в Республике Беларусь имеет место определенное технологическое отставание в этой области. Для его преодоления необходимо формирование оптимальной схемы организации, финансирования и использования соответствующих структур, которые позволили бы повысить конкурентоспособность аграрного сектора экономики. Мировая практика свидетельствует, что логистические системы обеспечивают получение 20-30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран [11, с. 4].
В-третьих, новая волна интереса к этой области в нашей стране связана с принятием Программы развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2008 г. №2 1249 [7]. С этого времени актуализировалась и практическая потребность развития соответствующей инфраструктуры на внешнем и внутреннем рынках.
Обобщение научной литературы свидетельствует, что в зарубежной и отечественной практике создана определенная теоретико-методологическая основа инструментов логистики, в том числе и в аграрной сфере. Концептуальные основы логистической организации ресурсного обеспечения АПК изложены в трудах Т.М. Ворожейкиной, В. Д. Игнатова, Г.Г. Левкина и др. [5, 3]. Активно работают в области поиска оптимальных решений в процессе формирования системы отечественные ученые: В.Г. Гусаков, И. А. Еловой, З.М. Ильина, П.Г. Никитенко, И.И. Полещук, А.В. Черновалов [1, 2, 4, 10, 11]. При этом актуальность исследования логистической системы в АПК подтверждается тем, что в условиях насыщенного рынка предприятия должны быть ориентированы не только на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, пользующихся спросом, но и на формирование оптимальной системы распределения и товародвижения.
Однако, несмотря на наличие несомненных научных и практических достижений в этой области исследования, большинство аспектов
логистики нуждаются в дополнительном уточнении, требуют дальнейшей системной проработки. Поэтому с целью выявления препятствий и возможных решений совершенствования логистической системы в агропро-довольственной сфере Республики Беларусь нами проведена оценка уровня ее организации и определены перспективные направления развития.
Основная часть. Изучение научной литературы свидетельствует, что под логистикой в АПК понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных и сопутствующих потоков от источника сельскохозяйственного сырья до конечного потребителя и предприятий-покупателей (рис. 1). Такое направление включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и др. Отличительная особенность логистического подхода заключается в создании органичной взаимной связи между всеми областями деятельности. Основными причинами, требующими реализации ее инструментов, являются проблемы распределения и
Распр еделительная Транспортная Производственная Ин формационная Закупочная
Функциональные области
Объект — материальные, информационные, сервисные, финансовые и иные потоки, циркулирующие в агрологистиче-ской системе
Логистика в АПК - это наука и практика управления и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя
Субъект — предприятия сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, организации торговой и транспортной сферы, др.
Рисунок 1 - Теоретико-методологические основы логистики как науки Примечание. Рисунок выполнен авторами на основании источников [3, 4, 5, 10].
продвижения продукции, рост затрат на транспортировку, достижение рядом предприятий предела эффективности производства, изменение товарно-материальных запасов, расширение ассортимента выпускаемых товаров, развитие информационных и коммуникационных технологий в связи с необходимостью гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Основной потенциал логистики заложен в рационализации управления потоками материалов, информации, энергии и финансов. Поэтому объектом ее изучения являются материальные потоки, сопутствующие им информационные и финансовые направления, а также системы, обеспечивающие их прохождение [4, с. 19]. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья или полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортировку грузов, ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса. Опыт развитых стран показывает, что использование логистических систем ведет к сокращению: транспортных расходов - на 7-20 %; затрат на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции - на 15-30; общих логистических издержек - на 12-15 %. Кроме того, ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20-40 %, а запасы снижаются на 50-100 % [11].
Республика Беларусь относится к небольшим государствам с достаточно высокоразвитым экономическим потенциалом, который не в полной мере интегрирован в мировую экономическую систему. Интеграция экономики страны в процессы глобализации может быть реализована эффективным образом на основе принципов и законов логистики с учетом особенностей производственного и транспортного потенциала, географического расположения и других факторов.
Согласно нормам Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года логистический центр - это имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для оказания комплекса услуг в процессе движения материальных потоков от производителя к потребителю. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими создание и функционирование исследуемых образований, являются нормативные правовые акты республики и стран СНГ:
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. .№1249 «О программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года».
2. Декрет президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №2 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. .№181 «Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы».
4. Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. №2 124-3 «О транс-портно-экспедиционной деятельности».
5. Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №2 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
6. Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №2 11303 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
7. Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. №2 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг».
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. N° 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2011 г. № 902 «Об утверждении Концепции создания Единой системы навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь».
10. Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников СНГ до 2020 года» от 18 октября 2011 г.
11. Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ от 20 ноября 2009 г.
12. СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию».
13. СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения».
14. СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры».
В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств Таможенного союза - Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан - потребность развития логистической системы в нашей стране возросла. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей
силы через границы государств-участников. Основу транспортных систем стран Таможенного союза и бесперебойного обеспечения их взаимных и транзитных транспортно-экономических связей составляют железнодорожный и автомобильный транспорт, на долю которых приходится свыше 95 % от общего объема взаимных перевозок грузов (рис. 2).
Выполненные нами исследования показывают, что в Республике Беларусь логистические центры создаются по принципу отраслевой направленности и подразделяются:
на транспортно-логистические образования, которые предназначены для оказания полного цикла соответствующих услуг промышленным и торговым организациям по рационализации перевозочного процесса и гарантированной доставке грузов в оптимальные сроки, маршруты, виды транспорта и груза;
оптово-логистические центры, специализирующиеся на оптовых партиях продукции отечественного и импортного производства, а также предназначены для оказания расширенного перечня услуг по их подготовке к реализации через систему розничной торговли. Такие формирования имеют большие перспективы в оптовой торговле продуктами питания;
многофункциональные логистические комплексы, включающие торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры.
В последние годы значительно повысилась эффективность использования инструментов логистики в отраслях АПК Беларуси. Это обусловлено
Рисунок 2 - Объемы грузовых перевозок всеми видами транспорта
(без трубопроводного) по странам Таможенного союза, млн т Примечание. Рисунок выполнен авторами на основании источника [9].
тем, что успешное и динамическое развитие торговых отношений между городами, странами и экономическими союзами зависит от качества поставки сельскохозяйственных и продовольственных товаров. По итогам 2010 г. аграрным сектором создано 7,5 % валового внутреннего продукта республики, внешнеторговый оборот достиг 6320,3 млн долл. При этом рост экспорта за 2000-2010 гг. составил 6,1 раза, а импорта - 2,5 раза [9].
В Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы подчеркивается необходимость дальнейшей географической и товарной диверсификации, наращивания объемов поставок продукции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, максимального получения прибыли от внешнеторговой деятельности, ликвидации необоснованного посредничества [6]. В связи с этим одним из приоритетных направлений аграрной политики является развитие логистической системы как внутри страны, так и за рубежом.
Внутренняя логистическая система представляет собой сложную структурно организованную и управляемую совокупность экономически, технологически и технически взаимосвязанных элементов, осуществляющих движение материальных и сопутствующих им потоков в бизнес-процессах. В соответствии с отечественной нормативно-правовой базой в качестве такой системы можно рассматривать сельскохозяйственную организацию, перерабатывающее предприятие, объединение, комплекс, торговую фирму, экономический регион страны, инфраструктуры страны (например, транспорт, сбыт) и др.
Исследования показывают, что построение логистических систем в АПК требует, чтобы:
организация производственно-сбытовой деятельности и ее материально-технического обеспечения увязывалась со стратегией предприятий сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, региона, страны;
в соответствии с экономической целесообразностью работала специализированная агрологистическая структура, в состав которой входили транспортное и складское хозяйства, службы снабжения, сбыта, управления запасами;
информационное обеспечение было достаточным и надежным; квалифицированный персонал проявлял компетентность в области теории и практического использования логистики в АПК;
имелись надежные связи со смежниками (по возможности долгосрочные) и собственными подразделениями;
эффективность работы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и их подразделений оценивалась полученной прибылью и
достижением оптимального уровня в обслуживании потребителей ее продукции;
налаживались контакты с малыми предпринимательскими структурами, укрепляющие надежность материально-технического обеспечения организаций сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, региона, страны;
уделялось повышенное внимание снабженческо -сбытовым структурам предприятия, подчеркивалась их значимость.
В Республике Беларусь внутренняя система представлена как действующими, так и проектируемыми логистическими центрами. К наиболее крупным функционирующим транспортно-логистическим предприятиям относятся: СООО «Брествнештранс», «Брест-Белтаможсервис», ООО «Двадцать четыре». На их территории созданы специализированные помещения для хранения и переработки грузов, магазины оптово-розничной торговли, а также размещены транспортно-экспедиционные организации, страховые компании, созданы условия для круглосуточной работы таможенных органов, декларантов, сопутствующих служб госнадзора.
Однако постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2011 г. №2 1179 были внесены изменения в программу, согласно которым количество участков и логистических центров сократилось с 50 до 39 (рис. 3). На данном этапе в стадии строительства находится 41 логистический центр. При этом 25 проектов реализуется по программе, а 16 - инвестиционным договорам.
60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
И Количество участков согласно Программе развития логистической системы на период до 2015 года □ Количество участков и логистических центров после внесения изменений в Программу
Брестская Витебская Гомельская Гродненская Могилевская Минская Область
Рисунок 3 - Количественная оценка изменений в Программе развития
логистической системы на период до 2015 года Примечание. Рисунок выполнен авторами на основании источника [7].
Результаты исследования показывают, что наибольшее количество логистических центров (22) строится в Минской области, что обусловлено наличием двух транспортных коридоров, Брестской - 7, Витебской и Гродненской - по 4, Гомельской и Могилевской - по 2. По оценке на 01.01.2011 г. фактическое освоение инвестиций при строительстве 41 логистического центра составило 378,7 млрд руб. При этом работа готовых центров показывает, что сроки их окупаемости будут сокращаться с планируемых ранее 8 лет до 5-6 лет (рис. 4).
Наиболее крупными проектами по строительству логистических центров в нашей стране являются: СООО «БелВингес--Логистик» (Воложин-ский район, п. Раков); ООО «Прилесье» с участием известной иранской инженерно-строительной компании «Кейсон»; ООО «Логопарк Свис-лочь» ( Дзержинский район, д. Рубилки). Также планируется строительство международного мультимодального логистического парка с участием «КМК-логистик» и бельгийской AOI NV в районе Национального аэропорта Минск (табл. 1).
Непосредственно внутренняя логистическая система в АПК будет представлена аграрно-продовольственным логистическим центром (2013 г.), целью которого является осуществление оптовой торговли продуктами питания, декоративными растениями, изделиями для садоводства и огородничества, другими товарами, необходимыми для производства сельскохозяйственной продукции. В рамках данного формирования также
20 15 10
22
д
335,9
12
№
360 320 280 240
ю
200 &
160 g, 120 80 40 0
Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
] Количество строящихся логистических центров -Фактическое освоение инвестиций, млрд руб.
25
7
5
4
4
0
Рисунок 4 - Информация о реализации инвестиционных проектов по созданию логистических центров Примечание. Рисунок выполнен авторами на основании источника [7].
Таблица 1 - Перспективы строительства логистических центров в Республике Беларусь на период до 2015 г.
Месторасположение Характеристика инфраструктуры Инвестор
1. Брест, ул. Лейтенанта Рябцева, 44 Мультимодальный транспортно-логистический центр класса «А» ЗАО «Белтер-минал»
2. Минск, район Национального аэропорта «Минск» (СЭЗ Минск) Международный мультимодаль-ный транспортно-логистический парк, включая таможенно-терминальный комплекс, информационно-логистический центр, бизнес-центр ИООО «АОИ Логи-стик Парк»
3. Минская область, Воложинский район, 1 км от пос. Раков Склады класса «А» - 30 тыс. м2, склад-холодильник - 10 тыс. м2, офисы класса «В» - 4 тыс. м2 СООО «Бел-Вингес-Логистик»
4. Минский район, 8 км от Минска, на пересечении автодорог М1/Е30 и М4 (СЭЗ «Минск») Складской комплекс класса «А» -200 тыс. м2, интермодальный терминал - 80 тыс. м2, офисы -13 тыс. м2, торгово-выставочная зона - 12 тыс. м2, таможенный терминал и объекты придорожного сервиса ИООО «Логистический центр «Приле-сье»
5. Минский район, промышленный узел Коля-дичи, 4 км от МКАД Склады класса «А» - 150-170 тыс. м2, офисный центр -0,65 тыс. м2. ООО «Семь высот»
6. Минский район, дер. Рубилки, в непосредственной близости от автодороги М1/Е30 Транспортно-логистический центр класса «А» ИООО «Лого-парк «Свис-лочь»
7. Минск, на землях ОАО «Агрокомбинат «Ждановичи», в непосредственной близости от автодороги М6 Логистический центр класса «А». Общая площадь складских помещений - 20 тыс. м2, офисных площадей - 1 тыс. м2 Концерн «Бел-госпищепром»
8. Минский район, дер. Новая Веска, 3 км от автодороги М6 Аграрно-продовольственный торгово-логистический центр с развитой сервисной и транспортной инфраструктурой СООО «Торго-во-логисти-ческий центр «Ждановичи»
9. Минский район, пос. Привольный, в непосредственной близости от автодороги М1 и М4 Транспортно-логистический центр класса «А» ООО «Лимо-Стар»
10. Минский район, дер. Дубовляны Таможенно-складской комплекс класса «А» ЗАО «Лект»
Примечание. Таблица составлена авторами на основании источника [7].
предусмотрено создание развитой сервисной и транспортной инфраструктуры. Центр аграрно-продовольственной оптовой торговли и логистики разместится на земельном участке площадью 30 га в Минском районе, деревня Новая Веска. Общий объем инвестиций оценивается в 40 млн евро.
Внешняя логистическая инфраструктура по торговле продовольствием включает комплекс объектов, обеспечивающих эффективную работу товаропроводящей сети, созданной при содействии Правительства Республики Беларусь. В настоящее время экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия осуществляют более 100 субъектов хозяйствования Беларуси. По организационной форме современная зарубежная товаропроводящая сеть представлена продовольственными компаниями, торговыми домами, представительствами, дистрибьюторскими структурами, торговыми точками, агентскими соглашениями и дилерскими договорами. Создан также белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр (ЗАО «БелТВ и ИМЦ») в г. Москве (табл. 2).
Первый многофункциональный комплекс оптовой торговли продовольствием «Москва - Республика Беларусь» построен и введен в эксплуатацию в г. Москве. Он предусматривает наличие низкотемпературного холодильника с единым распределительным центром. Как ожидается, Беларуси будет безвозмездно передана в собственность доля в праве общей собственности комплекса в виде торговых и складских помещений, которые будут представлены исключительно для отечественных товаропроизводителей. Остальное имущество будет сдаваться российской стороной в аренду белорусским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по льготным расценкам. Практическое управление комплексом будет осуществлять специальная комиссия, которую планируется создать в Беларуси после завершения строительства. В целом до 2015 г. планируется создание более 20 торгово-логистичес-ких центров на территории стран СНГ (табл. 3).
Тем не менее развитие логистической системы в агропродоволь-ственной сфере нашей страны происходит на основе определенных трудностей, обусловленных следующими причинами:
достаточно высокие производственные и транспортные издержки отечественных закупочных, перерабатывающих, сбытовых предприятий и организаций;
отставание от современных методов системы распределения продукции, а также средств информационного обеспечения товародвижения по сравнению с экономически развитыми странами;
Таблица 2 - Основные субъекты товаропроводящей сети Республики Беларусь по продовольственным товарам за рубежом
Субъекты товаропроводящей сети Место расположения Ассортимент товаров
Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр (ЗАО «БелТВ и ИМЦ») г. Москва, на территории бывшей ВДНХ Продовольственные и промышленные товары
ЗАО «Мясо-молочная компания» Страны СНГ Молочная и мясная продукция
ООО «Белорусская продовольственная компания» (предприятия концерна «Белгоспищепром») г. Москва, другие города РФ Алкогольная продукция
ОАО Торговый дом «Глубокое» (РБ), «Смартгруппа Компания » (РФ) г. Москва Молочная продукция в ассортименте
ООО «Торговый дом «Белая вежа» (компания «Яровит-М» (РФ) и птицефабрики (РБ) г. Москва Мясо птицы, яйца, свинина, говядина, продукция зерновой группы, белковое сырье и другие компоненты для птицефабрик
Торговый дом Белорусское зарубежное предприятие ООО «Белпищепром» Латвия г. Рига, другие города Прибалтики Алкогольная продукция
ООО «Представительство Рогачевского молочнокон-сервного комбината» г. Москва, г. Санкт-Петербург, Центральный и Севе-ро-Запад-ный федеральные округа РФ Молочные консервы, сухое молоко, масло сливочное, полутвердые сыры, плавленые сыры, детское питание, майонез, цельномолочная продукция
ООО «Молочная компания» (представительство ЧПУП «Калинковичский молочный комбинат») г. Москва Сухие молочные продукты, масло коровье
ТОО СП «Глубокский мо-лочноконсервный комбинат» Казахстан, г. Актобе Молочные консервы в ассортименте, масло сливочное, сухое обезжиренное молоко, сухое цельное молоко
Дистрибъюторские структуры: «Могилевский желатиновый завод», «Рогачев-ский МКК» Около 40 регионов РФ (г. Москва, г. Санкт- Петербург и др.) Желатин и молочная продукция
Примечание. Таблица составлена авторами на основании данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Таблица 3 - Перечень планируемых к созданию торгово-логистических центров за рубежом по торговле продовольствием
Место расположения Номенклатура продукции Ответственные исполнители
Город Москва (район Солнцево), многофункциональный комплекс оптовой торговли продовольствием Продовольственные -50 %, промышленные - 50 % Минсельхозпрод, концерн «Белгоспищепром»
Московская область, Раменский район, многофункциональный торгово-логистический центр Продовольственные (сухие склады) - 10 %, промышленные - 90 % Минпром, Белкоопсоюз
Город Санкт-Петербург, многофункциональный торгово- логистический комплекс Промышленные и продовольственные товары с заморозкой Минсельхозпрод, концерн «Беллесбумпром»
Калининградская область, г. Санкт-Петербург, мно-нефункциональный тор-гово-логистический комплекс Продовольственные - 30 %, промышленные - 70 % (возможна корректировка) Концерн «Белбиофарм»
Краснодарский край, ст. Новотитаровская, многофункциональный торгово-логистический комплекс Продовольственные -30 %, промышленные - 70 % Минстройархитектуры, концерн «Беллесбумпром»
Нижегородская область, многофункциональный торгово-логистический комплекс Продовольственные -30 %, промышленные - 70 % Концерны «Белбио-фарм» и «Беллегпром»
Свердловская область, многофункциональный торгово-логистический комплекс Продовольственные - 30 %, промышленные - 70 % (возможна корректировка) Концерн «Белнефте-хим», Белкоопсоюз
Республика Казахстан, г. Астана, торгово-логистический центр Продовольственные (морозильники) - 20 %, промышленные -80 % Минпром, Минсельхозпрод
Республика Казахстан, г. Астана, многофункциональный административно-деловой центр Организация продвижения любых видов продукции в Республике Казахстан Минторг, Минстройархитектуры
Примечание. Таблица составлена авторами на основании источника [8].
недостаточное количество оптовых продовольственных рынков на крупно- и среднеоптовом уровнях, их слабое техническое оснащение, включая средства механизации, большая степень физического и морального износа перевозочных средств;
недостаток складских помещений, низкий уровень их оснащенности современными погрузочно-разгрузочными средствами, видами тары и упаковки, а также оборудованием, обеспечивающим сохранность скоропортящейся сельскохозяйственной продукции;
недостаточное количество квалифицированных специалистов в области распределительной логистики, внешнеэкономической деятельности и международного торгового права;
несовершенство инфраструктуры в части отсутствия практически на всех видах транспорта современных средств логистического назначения.
Исходя из этого, применение логистических методов, способов и стратегий в АПК республики должно быть основано на комплексном подходе, предусматривающем взаимодействие хозяйствующих субъектов транспорта с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы Республики Беларусь, регулирующей логистическую деятельность, с целью стимулирования притока финансовых средств для строительства агрологисти-ческих центров и обеспечения возможности функционирования уже созданных центров в конкурентной среде. В настоящее время подготовлен проект закона о логистической деятельности, в котором будут урегулированы вопросы:
упрощенной процедуры оформления земельных участков, на которых предполагается строительство логистических центров и их перевода при необходимости из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель несельскохозяйственного назначения;
льготного налогообложения инвесторов, осуществляющих деятельность по созданию логистических центров (например, освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе оборудования для строительства логистических центров с утверждением перечня товаров, на которые распространяется данная налоговая льгота);
освобождения юридических лиц, осуществляющих строительство логистических центров, от арендной платы за земельный участок на период такого строительства;
оказания государственной поддержки инвесторам. По нашему мнению, следует разработать проект положения о конкурсе на право создания логистического центра (с выделением соответствующих
земельных участков), в котором будут определены требования к инвестору, порядок проведения конкурса и критерии, по которым определяются его победитель, условия создания логистического центра.
2. Активное расширение инфраструктуры продовольственного рынка на макро- и мезоуровнях на основе межотраслевого функционального принципа за счет создания региональных логистических центров. Так, успешное строительство таких формирований в Германии и Италии обусловлено, прежде всего, участием государственного сектора. Однако к развитию логистической инфраструктуры следует привлекать частные компании, торговые организации, транспортные компании, банки, страховые фирмы, аккумулируя денежные средства в рамках различных моделей финансирования инвестиций. Необходимо, чтобы частные инвесторы были экономически заинтересованы в реализации такого рода проектов.
3. Совершенствование управления логистической системой, базирующегося на новых информационных системах, реорганизации бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедрении специализированных систем повышения производительности труда и управления производством. Качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в доведении продукции до потребителя на всех звеньях логистических систем должно осуществляться за счет:
вхождения объектов хранения и транспортного парка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, небольших плодоовощных баз, элеваторов и др. в вертикально интегрированные агропромышленные сбытовые формирования;
создания перевалочного и накопительного складского хозяйства, обслуживающего хранение продукции государственных фондов, внешнеторговые продовольственные связи, биржевую торговлю;
создания отечественных закрытых распределительно-транспортных центров в рамках торгово-розничных сетей, а также работающих в самостоятельном открытом режиме;
развития современной международной, транспортной логистики, включая грузовые терминалы, логистические и транспортно-логистические центры.
4. Формирование системы продвижения сельскохозяйственной продукции на внешние рынки - создание новых субъектов товаропроводящей сети или изменения статуса и расширения функций существующих субъектов - необходимо осуществлять на основе следующих принципов и правил:
оптимизация материальных и финансовых затрат на продвижение продукции на внешние рынки;
обеспечение высокого профессионализма и культуры осуществления торговых сделок;
ориентация на прямые связи между поставщиками и клиентами, исключение ненужных посредников;
нацеленность на расширение доли рынка сбыта за счет более полно -го удовлетворения изменяющихся запросов покупателей;
направленность на диверсификацию каналов сбыта и ассортимента продукции;
учет особенностей рынков стран-импортеров, покупательских предпочтений, требований к качественным параметрам продукции, а также нормативно-правовых особенностей;
завоевание лояльности со стороны властей и потребителей стран-импортеров белорусской продукции;
всесторонний анализ развития внешних рынков экспортируемой продукции и особенно рынка страны-претендента и др.
5. Развитие программной и информационной поддержки управления и функционирования логистической системы в АПК на основе распространения виртуальных сетей транспортного экспедирования, постоянного мониторинга состояния транспортных средств и грузов, информационной поддержки операторов интермодальных перевозок.
6. Подготовка специалистов с высшим образованием в области логистики, а также расширение практики организации дополнительного образования на основе повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством.
Заключение. На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что одним из основных составляющих эффективного продвижения национальной продукции АПК на внутренний и внешний рынки является логистическая система. Установлено, что в республике отсутствуют оптово-логистические центры и только закладываются основы современной международной, транспортной логистики, включая грузовые терминалы, логистические и транспортно-логистические центры и т. п. Создание таких структур в регионах страны только планируется. Вследствие недостаточного развития логистики в республике во многих организациях сельского хозяйства и перерабатывающих отраслях не обеспечено эффективное взаимодействие всех звеньев цепи поставок.
В связи с этим для эффективного функционирования логистической системы в агропродовольственной сфере Беларуси необходимо создать определенные условия, а именно: возможности для формирования и
использования рыночной инфраструктуры; обеспечение свободного предпринимательства; наличие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность логистических центров. Комплексное сочетание теоретических и прикладных аспектов позволит АПК получить сильное преимущество в конкурентной борьбе и повысить конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Список литературы
1. Гусаков, В.Г. Механизм рыночной организации аграрного комплекса: оценка и перспективы / В.Г. Гусаков. - Минск: Беларус. навука, 2011. - 363 с.
2. Ильина, З.М. Направления совершенствования системы сбыта сельско -хозяйственной продукции / З.М. Ильина, О.В. Туркова // Вес. Нац. акад. навук Беларусг Сер. аграр. навук. - 2010. - № 3. - С. 5-12.
3. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика / Г.Г. Левкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 221 с.
4. Логистика: учеб. пособие / И.М. Баско [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И.И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2007. - 431 с.
5. Логистика в АПК / Т.М. Ворожейкина, В. Д. Игнатов. - М.: Колос, 2007. - 183 с.
6. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 20112015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 мая 2011 г., № 656 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 5/33840.
7. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 авг. 2008 г., № 1249 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 5/28978.
8. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [ и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 250 с.
9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - 633 с.
10. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / И.А. Еловой, А.А. Евсюк, В.В. Ясинский; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2007. - 155 с.
11. Черновалов, А.В. Логистика: современный практический опыт / А.В.Черновалов. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 295 с.
Информация об авторах
Киреенко Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, руководитель группы по маркетингу в АПК Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 212-04-12, (моб.) 8 (029) 685-96-38.
Никитина Ирина Владимировна - аспирантка Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 212-20-07, (моб.) 8 (033) 352-74-10. E-mail uramart@mail.by.
Дата поступления статьи - 14 февраля 2012 г.