Научная статья на тему 'Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения в регионе'

Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПРОДУКТОВЫЕ ЦЕПОЧКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / DOMESTIC FOOD AID / FOOD SECURITY / PRODUCTION AND LOGISTICS CENTER / FOOD CHAINS / REGIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукач В. Ф., Старовойтова Н. П., Асташова Е. А., Евдохина О. С.

В статье рассмотрена и обоснована необходимость создания системы внутренней продовольственной помощи, как фактор обеспечения продовольственной безопасности Омской области. Приведены данные конъюнктурного изучения деятельности предприятий и организаций участников рынка продовольствия и услуг в сфере распределения внутренней продовольственной помощи региона, а также данные экспертного анализа основных инфраструктурных звеньев. На основе анализа выявлены актуальные проблемы и предложена трансформация сложившейся региональной инфраструктуры ВПП с введение в продуктовую цепочку недостающих инфраструктурных звеньев. Проанализировано участие Омского региона в «пилотном» проекте по созданию системы внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения, выявлены проблемные места. Исследованы возможности создания производственно-логистических центров, которые позволяют построить производственно-сбытовые цепочки для отечественных сельхозпроизводителей, предназначенные для создания замкнутого цикла агропродовольственного производства. Данная структура обеспечивает возможность закупать продукцию у местных производителей, осуществлять переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные образовательные учреждения социальной сферы столовые, торговые сети, рынки и др. Описаны преимущества таких центров, которые состоят в создании последовательной цепи технологически синхронизированных производственных процессов, объектов складской логистики, транспортных предприятий, операторов питания, сервиса и торговли для поставок продовольствия. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Омской области в рамках научного проект № 18-410-550027: «Фундаментальные процессы формирования системы обеспечения незащищенных слоев населения экологически чистым питанием с использованием выведенных из сельскохозяйственного оборота земель в рамках реализации стратегии развития Омской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure Food Security of the Poor Population in the Region

The article considers and justifies the need to create a system of domestic food aid, as a factor in ensuring food security of the Omsk Region. The data of the conjuncture study of the activities of enterprises and organizations participants of the food market and services in the distribution of domestic food aid in the region, as well as the data of expert analysis of the main infrastructural links are given. Based on the analysis, actual problems were identified and a transformation of the existing WFP regional infrastructure was proposed with an introduction to the product chain of missing infrastructure links. The participation of the Omsk region in the “pilot” project to create a system of domestic food aid to the needy segments of the population has been analyzed, problem areas have been identified. The possibilities of creating production and logistics centers, which allow to build production and marketing chains for domestic agricultural producers, designed to create a closed cycle of agricultural and food production, have been investigated. This structure provides the ability to purchase products from local producers, to process and supply high-quality semi-finished products to budgetary educational institutions in the social sphere canteens, retail chains, markets, etc. processes, objects of warehouse logistics, transport enterprises, operators of food, service and trade for the supply of food vii. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for basic research (RFBR) and the government of the Omsk region in the framework of the scientific project № 18-410-550027: "Fundamental processes of the formation of the system of providing unprotected segments of the population with environmentally friendly food using the lands withdrawn from agricultural circulation in the framework of the Omsk region development strategy".

Текст научной работы на тему «Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения в регионе»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал

Омского ТЯУHfl

Стукач В. Ф., Старовойтова Н. П., Асташова Е. А., Евдохина О. С. Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения в регионе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2018/4/00648.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 338.439.6

Стукач Виктор Федорович

доктор экономических наук, профессор ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Старовойтова Наталья Петровна

кандидат экономических наук ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск st_natali@o sha.ru

Асташова Екатерина Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ea. [email protected]

Евдохина Ольга Семеновна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск evdohina7 [email protected]

Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения

в регионе

Аннотация. В статье рассмотрена и обоснована необходимость создания системы внутренней продовольственной помощи, как фактор обеспечения продовольственной безопасности Омской области. Приведены данные конъюнктурного изучения деятельности предприятий и организаций - участников рынка продовольствия и услуг в сфере распределения внутренней продовольственной помощи региона, а также данные экспертного анализа основных инфраструктурных звеньев. На основе анализа выявлены актуальные проблемы и предложена трансформация сложившейся региональной инфраструктуры ВПП с введение в продуктовую цепочку недостающих инфраструктурных звеньев. Проанализировано участие Омского региона в «пилотном» проекте по созданию системы внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения, выявлены проблемные места.

Исследованы возможности создания производственно-логистических центров, которые позволяют построить производственно-сбытовые цепочки для отечественных сельхозпроизводителей, предназначенные для создания замкнутого цикла агропродовольственного производства. Данная структура обеспечивает возможность закупать продукцию у местных производителей, осуществлять переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные образовательные учреждения социальной сферы - столовые, торговые сети, рынки и др. Описаны преимущества таких

центров, которые состоят в создании последовательной цепи технологически синхронизированных производственных процессов, объектов складской логистики, транспортных предприятий, операторов питания, сервиса и торговли для поставок продовольствия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Омской области в рамках научного проект № 18-410-550027: «Фундаментальные процессы формирования системы обеспечения незащищенных слоев населения экологически чистым питанием с использованием выведенных из сельскохозяйственного оборота земель в рамках реализации стратегии развития Омской области».

Ключевые слова: внутренняя продовольственная помощь, продовольственная безопасность, производственно-логистический центр, продуктовые цепочки, региональная инфраструктура.

Введение. Внутренняя продовольственная помощь (далее ВПП) обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности региона, снабжения нуждающихся слоев населения рациональным питанием как одной из предпосылок здоровья нации. Средства, прежде направляемые на государственную поддержку сельхозпроизводителей, перемещаются в пользу мер «зеленой корзины» по условиям членства России в ВТО [7].

Внутренняя продовольственная помощь позволяет координировать меры по повышению жизненного уровня нуждающихся слоев населения и по эффективной поддержке сельхозпроизводителей, что обуславливает актуальность темы исследования.

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по формированию в регионе инфраструктуры внутренней продовольственной помощи в системе обеспечения продовольственной безопасности населения.

Для обеспечения эффективной работы сформированных механизмов системы ВПП и создания условий для обеспечения населения региона доступными и качественными продуктами питания создается специфическая инфраструктура внутренней продовольственной помощи, которая предназначена для формирования благоприятной среды функционирования сельскохозяйственных предприятий в рамках рыночных процессов и составляет каркас региона, представляющий собой разветвленную и взаимосвязанную сеть предприятий и систем по обслуживанию движения товаров и процессов обмена.

Региональная инфраструктура ВПП является организационным и технологическим инструментом обеспечения нуждающихся слоев населения здоровым питанием, а состояние и развитие инфраструктуры влияет на процессы обеспечения доступности и удовлетворения потребительского спроса.

Материалы и методы исследования

При осуществлении исследования применялись методы конъюнктурного изучения деятельности предприятий и организаций - участников рынка продовольствия и услуг в сфере распределения внутренней продовольственной помощи, методы социологического изучения процессов в сфере действия неформальных институтов, поведенческих реакций потребителей продовольственной помощи. Был проведен социологический опрос по репрезентативной выборке представителей категории участников программ, целью которого является выявление поведенческих реакций на различные формы продовольственной помощи (около 1,5 тыс человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Потенциал региональной системы ВПП зависит от уровня развития инфраструктуры обеспечения населения продовольствием. Как показывает практика, недостаточно развитая инфраструктура препятствует развитию сельскохозяйственного производства, сбыту, а, следовательно, наращиванию объемом производства продуктов питания и повышению его качества. При ограниченной нормами ВТО государственной поддержке, общей

технологической отсталости, высокой конкуренции очень важное значение имеет создание инфраструктуры распределения помощи для сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, которые нуждаются в ней особенно остро [8, 3].

Для целостного представления о развитии региональной инфраструктуры ВПП и степени эффективности функционирующих организаций авторами проведен экспертный анализ основных инфраструктурных звеньев. В экспертную группу вошло 35 чел.: научные сотрудники, представители региональных министерств, руководители сельскохозяйственных и торговых организаций. Опрос экспертов проводился по следующим критериям: охват территории региона данной сетью организаций; удовлетворение потребностей участников системы ВПП сложившимися институтами (таблица 1). В качестве объектов экспертной оценки выбраны сложившиеся в регионе институты инфраструктуры системы ВПП.

Таблица 1 - Уровень развития институтов региональной инфраструктуры ВПП, %*

Звенья инфраструктуры Параметры у зовня развития

охват территории региона данной сетью организации объем потребностей, удовлетворяемых институтами инфраструктуры

Производственная и материально-техническая база системы ВПП

Предприятия по производству сельскохозяйственной продукции 85 67

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, первичной переработки и хранения 65 58

Индустриальные комбинаты по производству полуфабрикатов и готовых блюд 31 28

Хранилища, элеваторы, хлебозаводы 76 73

Научное обслуживание

Опытные хозяйства 56 50

Предприятия по обеспечению семенным материалом 48 30

Племенные хозяйства по обеспечению молодняком скота 32 29

Посреднические и торговые организации

Специализированная торговля 63 47

Оптовая и розничная торговля 88 71

Центры по продаже техники, оборудования, ГСМ, удобрений 67 52

Финансово-кредитные организации

Коммерческие банки 83 68

Страховые компании 71 65

Аудиторские фирмы 79 71

Организации по подготовки и переподготовке кадров, трудоустройство

Государственные службы занятости 63 50

ФГБОУ ВО Омский ГАУ 67 54

Средние специальные учреждения 42 31

Информационное сопровождение

Органы статистики 68 52

Ярмарки и выставки 65 58

Информационные системы 53 47

Центры маркетинговых и рекламных услуг 71 65

Службы ценового мониторинга 57 50

Федеральные органы власти 88 52

Региональные органы власти 75 60

Таможенные службы 72 42

Отраслевые союзы и ассоциации 63 59

Государственные структуры по земельным ресурсам и землеустройству 70 69

Торгово-промышленная палата 82 56

Правовое обслуживание

Нормативно-правовая система 77 52

*Составлено авторами на основе экспертных оценок

Анализ развитости звеньев инфраструктуры позволяют констатировать, что отдельные звенья, из предложенной нами классификации институтов, недостаточно сформировались. Отдельные из них тормозят развитие системы ВПП в регионе. К наиболее актуальным проблемам можно отнести: административные барьеры, противоречивость законодательной базы, недостаточность развития связи и коммуникаций, многочисленность посредников, слабую подготовку квалифицированных кадров, несовершенство финансово-кредитных организаций. Региональные министерства не в полной мере удовлетворяют потребности субъектов системы ВПП, так как не обеспечивают комплексного подхода в регулировании деятельности звеньев инфраструктуры.

Функционирующая институциональная среда в регионе не способствует взаимосвязанной работе между сельхозпроизводителями и конечными потребителями; росту самообеспеченности региона местными продуктами питания; стабильному спросу на продовольствие; развитию производственных и перерабатывающих предприятий АПК, логистических мощностей и сопутствующих сфер деятельности: упаковка, корма, удобрения и т.д.; снижению логистических издержек; расширению рынков сбыта продуктов питания; успешному взаимодействию товаропроизводителей с торговыми сетями.

Агропродовольственный рынок в регионе недостаточно структурирован, в связи с чем требуется трансформация институтов региональной инфраструктуры и формирование оптимальной институциональной среды, которая бы способствовала развитию системы внутренней продовольственной помощи.

В связи с этим предлагается введение в продуктовую цепочку недостающих инфраструктурных звеньев (таблица 2).

Таблица 2 - Введение в состав региональной инфраструктуры специфических инфраструктурных звеньев для функционирования ВПП

Основные группы инфраструктуры Звенья инфраструктуры

Государственные органы управления и неправительственные организации Региональный координирующий орган системы распределения продовольствия (разработка программ направленных на субсидирование, дотирование и льготное кредитование сельхозпроизводителей, на предотвращение выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения)

Производственная и материально-техническая база Производственно-логистические центры

Оптово-распределительные центры

Научное и информационное обслуживание Научно-исследовательские центры мониторинга экономической, физической, социальной доступности продовольствия населению

Сельскохозяйственные консультационные центры

Программы по переподготовке кадров для нужд ВПП

Информационная система «Покупай Омское!»

Контроль качества Санитарно-ветеринарная служба контроля качества

Финансовые, посреднические и торговые организации Система продуктовых карт, для нуждающихся слоев населения

Специализированная сеть «Омские продукты»

Электронные торги в целях прямых закупок и продаж продовольствия для социальных организаций

На территории Омского региона реализован, разработанный на правительственном уровне России, «пилотный» проект по созданию системы внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения [7, 1, 4].

Участие в «пилотном» проекте основывается на сложившейся практике взаимодействия региональных органов власти с коммерческими структурами. В ходе реализации проекта были учтены имеющиеся мощности и ресурсы в регионе: торговые площади, складские помещения, наличие практики сотрудничества с банковскими структурами, категории нуждающегося населения, общая инфраструктура. Важная роль отводится институтам развития в лице общественных объединений товаропроизводителей: Омская торгово-промышленная палата, Омский областной союз предпринимателей, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области.

Принципиально новым институтом развития инфраструктуры распределения продовольственной помощи является создание производственно-логистических центров (далее ПЛЦ), которые позволяют построить производственно-сбытовые цепочки для отечественных сельхозпроизводителей, предназначенные для создания замкнутого цикла агропродовольственного производства.

Данная структура обеспечивает возможность закупать продукцию у местных производителей, осуществлять переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные образовательные учреждения социальной сферы -столовые, торговые сети, рынки и др. Преимущество ПЛЦ состоит в создании целостной системы поставщиков, централизованного отбора, завоза, контроля качества и безопасности сырья, на входе, используя лабораторно-инструментальные методы со стороны высококвалифицированных специалистов, технологов, санитарных врачей. [7, 5, 6].

Логистический центр представляет собой складской комплекс с погрузочно-разгрузочными доками, расположенными в границах города Омска, вблизи дорог федерального значения, одна из которых связывает регион с Казахстаном. Складские помещения предназначены для хранения и переработки продовольственных товаров и продукции, поставляемой местными сельскохозяйственными производителями. Производственная зона ПЛЦ включает в себя целый комплекс подразделений, занимающихся первичной и глубокой переработкой сырья, производством продуктов питания, фасовкой и упаковкой готовой продукции. ПЛЦ имеет свой индустриальный комбинат питания, производящий по специальным технологиям готовые блюда и полуфабрикаты, логистический центр осуществляет функции комплектования, хранения и транспортировки продовольствия до конечного потребителя. Создана система полного входящего и исходящего производственного контроля качества продуктов питания.

Таким образом, создается последовательная цепь технологически синхронизированных производственных процессов, объектов складской логистики, транспортных предприятий, операторов питания, сервиса и торговли для поставок продовольствия.

Финансирование проекта в части внутренней продовольственной помощи осуществлялось за счет средств бюджета Омской области, путем зачисления денежных средств на электронную карту.

Прорабатывает проект выпуска электронных универсальных карт с целью внедрения в регионе современных платежных систем на приобретение продуктов питания местного производства нуждающимся категориям граждан на льготных условиях. Основная цель программы улучшить питание малоимущих граждан путем перечисления субсидий со

стороны государства для покупки жизненно необходимых продуктов питания исключительно местного производства. Приобретать по продуктовым картам можно только свежие скоропортящиеся продукты: мясо, молоко и молочные продукты, яйца, овощи, фрукты, ягоды и зелень. Денежные средства с продуктовых карт нельзя обналичить, а также накопить их - они должны погашаться ежемесячно. При выделении помощи учитывается материальный, а также имущественный статус граждан. За счет продуктовых карт можно будет не только поддержать нуждающиеся слои населения, но и повысить спрос на местное продовольствие. Увеличив потребление населением продуктов местного производства, сельское хозяйство в перспективе может внести значительный вклад в устойчивое развитие экономики Омской области. [7, 2].

Выводы. Таким образом, развитие производственной и товаропроводящей инфраструктуры распределения стимулирует развитие кооперации и вовлечение в систему ВПП малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств, а также заинтересованных бизнес-структур.

Реализация данного проекта позволяет мелким производителям, которые отдалены от потребителей посредниками и испытывают трудности с реализацией и транспортировкой своей продукции, получать возможность выгодно реализовать ее под единой торговой маркой, а крупные производители приобретают дополнительный канал сбыта. Цепочка «производитель - продавец - покупатель» становится замкнутой, теряет посреднические звенья и транспортные расходы, делая продукцию местных производителей более привлекательной и доступной для жителей региона.

Весь этот комплекс мероприятий способствует увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, существенно облегчает деятельность не только крупным, но и мелким сельхозпроизводителям, открывает свободный доступ на рынок и обеспечивает население безопасными и качественными продуктами питания.

Для развития производственной и товаропроводящей инфраструктуры ВПП, ориентированной на производство продуктов питания местными товаропроизводителями, необходимо совершенствование системы государственных и муниципальных закупок для социальной сферы; осуществление контроля качества и безопасности продуктов для социального питания; внедрение эффективных мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи с использованием целевых индикаторов и показателей; применение современных электронных платежных систем для финансовой помощи нуждающимся слоям населения (например, продуктовые карты), прогнозирование состояния продовольственной безопасности в части показателей ВПП.

Предложенная институциональная среда инфраструктуры распределения продовольствия предоставит дополнительные возможности региону, при которых, не нарушая рыночных процессов в экономике, создаются действенные механизмы поддержания устойчивого социально-экономического положения в регионе, тем самым формируя эффективную систему продовольственного обеспечения населения качественным и здоровым питанием, а также новые механизмы организации обеспечения ВПП населению, направленные на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Реализация комплекса условий потребует применения новых подходов к формированию и функционированию инфраструктуры ВПП, которая ускорит прохождение продукции от производителя к потребителю, сделает ее конкурентоспособной, а в целом -сократит производственно-логистические цепочки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на источники

1. Алтухов А.И., Дрокин В.В., Журавлев А.С. От стратегии обеспечения продовольственной независимости к стратегии повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 3. С. 852-864. http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2016/September 2016/ERSeptember2016 852 864.pdf

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 (с изменениями на 19 декабря 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843

3. Киреенко Н.В. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка стран Евразийского экономического союза / Н.В. Киреенко // Вестник Белорус. гос. экон. ун-та. 2016. № 5 (118). С. 6-17. http://bem.bseu.by:8080/bitstream/edoc/67326/1/Kirienko. N. V. 6 17.pdf

4. Котова Л.Г. Продовольственная безопасность страны / Л.Г. Котова, О.Н. Сафонова // Аграрная наука. 2012. № 12. С. 2-4. https://dep_etme.pnzgu.ru/files/dep_etme.pnzgu.ru/biblioteka_kafedry/agr_nauka_1.pdf

5. Крапчина Л.Н. Продовольственная безопасность в условиях глобализации: пути сохранения и повышения / Л.Н. Крапчина, Л.Г. Котова // Продовольственная политика и безопасность. 2014. № 1, т. 1. С. 53-66. https://elibrary.ru/download/elibrary 24219148 21978890.pdf

6. Папело В.Н. Продовольственное самообеспечение регионов и развитие сельских территорий / В.Н. Папело Б.А. Ковтун // АПК: экономика, управление. 2016. № 2. С. 72-80. https://elibrary.ru/item.asp?id=25443124

7. Старовойтова Н.П. Инфраструктура внутренней продовольственной помощи в регионе: монография / Н.П. Старовойтова, В.Ф. Стукач. Омск.: ООО «Ютон», 2017. 221 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=29400052

8. Стукач В.Ф. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство: монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гришаева, Е.А. Асташова, В.С. Пецевич [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Стукача. Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2015. 276 с. https://elibrary.ru/item. asp?id=24288034

Victor Stukach

FSBEIHE Omsky SAU, Omsk

Starovoytova Natalya

FSBEI HE Omsky SA U

Astashova Ekaterina

FSBEI HE Omsky SA U

Evdokhina Olga Semenovna

FSBEI HE Omsky SA U

Infrastructure Food Security of the Poor Population in the Region

Abstract. The article considers and justifies the need to create a system of domestic food aid, as a factor in ensuring food security of the Omsk Region. The data of the conjuncture study of the activities of enterprises and organizations - participants of the food market and services in the distribution of domestic food aid in the region, as well as the data of expert analysis of the main infrastructural links are given. Based on the analysis, actual problems were identified and a

transformation of the existing WFP regional infrastructure was proposed with an introduction to the product chain of missing infrastructure links. The participation of the Omsk region in the "pilot" project to create a system of domestic food aid to the needy segments of the population has been analyzed, problem areas have been identified.

The possibilities of creating production and logistics centers, which allow to build production and marketing chains for domestic agricultural producers, designed to create a closed cycle of agricultural and food production, have been investigated. This structure provides the ability to purchase products from local producers, to process and supply high-quality semi-finished products to budgetary educational institutions in the social sphere - canteens, retail chains, markets, etc. processes, objects of warehouse logistics, transport enterprises, operators of food, service and trade for the supply of food vii.

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for basic research (RFBR) and the government of the Omsk region in the framework of the scientific project № 18-410-550027: "Fundamental processes of the formation of the system of providing unprotected segments of the population with environmentally friendly food using the lands withdrawn from agricultural circulation in the framework of the Omsk region development strategy".

Keywords: domestic food aid, food security, production and logistics center, food chains, regional infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.