Вестник Курганской ГСХА № 2, 2014 Экономиш и оржнтшцш аш 13
УДК 338.433
Д. А. Коробейников
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
D. A. Korobeynikov DIRECTIONS OF REGIONAL AGROFOOD MARKET LOGISTIC INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
«THE VOLGOGRAD STATE AGRARIAN UNIVERSITY»
Аннотация. На основе обобщения базовых теоретико-методологических подходов к формированию логистической инфраструктуры региональных агропродовольственных рынков предложены направления развития логистических центров и оптимизации цепей товародвижения сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Волгоградской области с целью повышения эффективности функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО.
Ключевые слова. Сельское хозяйство; пищевая и перерабатывающая промышленность, региональный агропродоволь-ственный рынок; логистическая инфраструктура.
Summary. Development directions of the logistic centers and optimization of agricultural raw materials and food merchandising chains in the Volgograd region are offered. It is done on the basis of synthesis of basic theoretical-methodological approaches to formation of logistic regional agro-food markets infrastructure for the purpose of efficiency increase of agro-industrial complex functioning in the conditions of the WTO.
Keywords. Agriculture; the food and processing industry, the regional agrofood market; logistic infrastructure.
Дмитрий Александрович Коробейников
Dmitry Aleksandrovich Korobeynikov кандидат экономических наук, доцент
E-mail: korobeinikov77@yandex.ru
Введение. В последние годы в агропромышленном комплексе Волгоградской области достигнута положительная динамика роста. В 2011 г. хозяйствами всех категорий получено 76,1 млрд руб. валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах), в 2012 г. - 78,1 млрд руб. Индекс физического объема сельскохозяйственного производства к уровню предыдущего года в 2011 г. составил 126,3 %, в 2012 г. - 92,0 % [1]. Однако детерминанты дальнейшего развития отрасли не ограничиваются сферой производства и постепенно смещаются в сферу обращения, где на первый план выдвигаются проблемы фрагментарной и неэффективной логистической инфраструктуры.
Методика. Исследование выполнено в рамках госконтракта № 11 от 22.04.2013 г. между Волгоградским ГАУ и Министерством сельского хозяйства Волгоградской области «Проведение научных исследований и разработка стратегии и проектов программ по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в усло-
виях ВТО». Результаты частично положены в основу проекта ведомственной программы по созданию и развитию логистических центров.
Результаты. Волгоградская область является крупным производителем овощей - в 2010 г. хозяйствами всех категорий произведено 726,0 тыс. тонн овощей, в 2011 г. - 840,6 тыс. тонн, в 2012 г. - 829,1 тыс. тонн [1]. В то же время на консервных заводах области перерабатывается всего 3 % выращенной продукции, потери при хранении овощей достигают 35-40 %, что определяет необходимость комплексной логистической кластеризации процессов производства, хранения, переработки и дистрибуции, реконструкции и нового строительства предприятий по выработке плодоовощных консервов и быстрозамороженных овощей [2].
Увеличение производства продукции животноводства усиливает структурные диспропорции с существующими перерабатывающими и логистичес-кими мощностями. В 2010 г. хозяйствами всех категорий в области произведено 146,2 тыс. тонн скота и птицы (в убойном весе), в 2011 г. - 147,3 тыс. тонн, в 2012 г. - 147,0 тыс. тонн [1]. Одной из главных проблем является низкая доля промышленного забоя скота, не превышающая 25 %, в результате чего потери живого веса достигают 30 %. Для ее решения требуется создание современных убойных цехов в непосредственной близости от сельхозтоваропроизводителей, увеличение парка транспорта по перевозке скота.
Необходимо отметить начавшиеся процессы восстановления в молочном животноводстве. В 2010 г. в Волгоградской области хозяйствами всех категорий произведено 498,3 тыс. тонн молока, в 2011 г. -509,3 тыс. тонн, в 2012 г. - 525,7 тыс. тонн [1]. Од-
14
Научный журнал
Вестник Курганской ГСХА
нако более 90 % производства сконцентрировано в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения, сельхозорганизациями в 2010 г. произведено только 44,4 тыс. тонн молока, в 2011 г.
- 40,3 тыс. тонн, в 2012 г. - 41,0 тыс. тонн. Достижение комплексности и глубины переработки в молочные продукты с учетом мелкотоварного характера производства возможно через создание новых и модернизацию действующих предприятий по первичной переработке и хранению молока.
Логистические проблемы зернового рынка связаны с несоответствием имеющейся инфраструктуры современным требованиям. В 2010 г. хозяйствами всех категорий произведено 1919,2 тыс. тонн зерна и подсолнечника, в 2011 г. - 3476,5 тыс. тонн, в 2012 г.
- 2902,6 тыс. тонн [1]. Суммарная емкость мощностей по хранению в Волгоградской области составляет 4592 тыс. тонн [1], что перекрывает имеющиеся потребности. Однако из них около 50 % приходится на хранилища сельхозпроизводителей, из которых более 70 % - хранилища амбарного типа, построенные в 1950-1970 гг. с высокой степенью износа. По экспертным оценкам хранение в них приводит к 10-20 % потери урожая. Значительная часть элеваторов также построена в этот период, изношенность оборудования составляет 7080 %, используемые технологии не обеспечивают надлежащих условий хранения при высокой стоимости услуг. Для решения данной проблемы требуется модернизация имеющейся логистической инфраструктуры зернового рынка, в первую очередь элеваторного хозяйства.
Неразвитость логистической инфраструктуры, с учетом концентрации производства картофеля, овощей, скота и птицы, яиц в хозяйствах населения, приводит к тому, что до 80 % продукции не реализуется, то есть не поступает в последующие звенья цепи товародвижения (в частности в переработку).
Производством пищевых продуктов занимаются около 800 организаций, уровень использования производственной мощности которых (без субъектов малого предпринимательства) по выпуску отдельных видов пищевых продуктов в 2010-2012 гг. составил в мясоперерабатывающей промышленности 10-33 %, в молочной промышленности 25-96 %, в мукомольно-крупяной промышленности 10-37 %, хлебопекарной и макаронной промышленности 41-76 %.
К системным проблемам, препятствующим расширению деятельности перерабатывающих предприятий, относятся неразвитая региональная инфраструктура хранения, транспортировки и логистики сырья, перегруженность цепей поставок посредническими звеньями, раз-балансированность экономических интересов сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
В перспективе можно прогнозировать усиление структурных диспропорций регионального рынка сельскохозяйственного сырья, обусловленное членством во Всемирной торговой организации, поскольку снижение импортных пошлин на сырье и отмена квотирования может привести к усилению ориентации перераба-
тывающих предприятий на импорт и росту невостребованности продукции местных сельхозпроизводителей.
Развитие торгового звена продовольственного рынка региона характеризуется в целом положительной динамикой, появлением крупных оптовых компаний и розничных сетей. Тем не менее, некачественная логистика негативно отражается на структуре розничного оборота, в которой доля волгоградских производителей по разным группам продовольственных товаров не превышает 30-80 %. В результате ввоз продовольственных ресурсов на территорию области превышает их вывоз: по мясу и мясопродуктам в 2,2 раза, молоку и молочным продуктам - в 1,8 раза, яйцу - в 2,3 раза, картофелю - более чем в 150 раз [1].
Для формирования продуктовых подкомплексов и устойчивых территориальных кластеров в отдельных сегментах агропродовольственного рынка необходимо формирование комплексной логистической системы регионального АПК - сложно-структурированной организационной системы, состоящей из сети транспортно-логистических и оптово-логистических (торгово-логис-тических) центров, модернизированной логистической инфраструктуры (складского хозяйства, организаций оптовой торговли). Участниками системы могут быть ведомственные органы управления, организации АПК и торговли, располагающие транспортными, складскими, экспедиторскими, информационными, финансовыми, сертификационными, страховыми подразделениями.
Логистические центры отличаются доминирующими видами деятельности (специализацией), расположением, размерами и архитектурно-планировочными решениями. Они могут представлять собой специализированные или многопрофильные логистические центры, мультимодальные логистические узлы, соответствующие по технологическому уровню требованиям сетевого формата торговли.
Создание логистических центров возможно с использованием двух основных подходов: 1) «с нуля» - приобретение земельного участка и дальнейшее строительство комплекса; 2) модернизация существующей промышленной (складской) недвижимости до уровня современных логистических центров [3].
Транспортно-логистические центры создаются для оптимизации внутренних и внешних (в том числе транзитных) потоков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на основе единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей сельхозпродукции, транспорта, банков, страховщиков, таможни, контролирующих органов, организаций оптовой и розничной торговли и т. д. Конечной целью их деятельности является оказание полного цикла транспортно-логистических услуг сельскохозяйственным, промышленным и торговым организациям.
Основной функцией оптово-логистических центров является поставка оптовых партий готовой к потреблению сельхозпродукции и продуктов ее переработки непосредственно потребителям или органи-
Вестник Курганской ГСХА № 2, 2014 Экономика и организация АПК 15
зациям розничной торговли. На их территории могут размещаться склады для хранения и переработки товарных партий, в том числе с особым температурным режимом. Помимо основных они могут выполнять множество сопутствующих функций, таких как изучение спроса, посредничество при заключении договоров, дистрибуция и продвижение товаров, хранение, формирование торгового ассортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажного обслуживания. Цель создания оптово-логистических центров - формирование организованных товаропроводящих сетей к конечным потребителям, ускорение оборота, снижение затрат на товаро-продвижение, повышение качества обслуживания.
Необходимость в логистических центрах как консолидирующем звене, опосредующем отношения производителей, переработчиков и потребителей, усиливается в силу мелкотоварного характера производства многих видов сельскохозяйственной продукции. В 2012 г. хозяйствами населения произведено 93,5 % картофеля, 43,9 % овощей, 55,5 % бахчевых продовольственных культур, 60,5 % скота и птицы на убой, 86,7 % сырого молока, 49,9 % яиц [1].
Однако формируемая логистическая инфраструктура, представленная транспортно-логистическими и оптово-логистическими центрами, ориентирована на потребности организации товародвижения сельскохозяйственных организаций и крупных фермерских хозяйств. Возможности входа для малых форм хозяйствования ограничены незначительными объемами товарных партий и высокими трансакционными издержками их заготовки. Создание и развитие логистической системы в мелкотоварном секторе регионального АПК должно осуществляться с учетом специфики производства и товародвижения, дополняя и развивая сеть транс-портно- и оптово-логистических центров.
Создание специализированной логистической товаропроводящей системы в мелкотоварном секторе регионального АПК целесообразно в форме пилотного инновационного центра «Агротехнопарк личных подсобных и фермерских хозяйств Волгоградской области» (впоследствии необходимо создание аналогичных центров на территории области на принципах географической доступности к владельцам ЛПХ и К(Ф)Х) [4].
Агротехнопарк - консолидирующий центр логистической системы, организатор товародвижения (производства, сбора, переработки, хранения, формирования и реализации товарных партий) продукции, произведенной в частных подворьях и фермерских хозяйствах, формирующий продуктовые кластеры в мелкотоварном секторе аграрного производства области.
Структурно он может включать кооперативные рынки, мобильные приемные пункты забоя и первичной обработки мяса, приема и охлаждения молока, приема плодоовощной продукции, перерабатывающие производства, складские помещения, машинно-технологические станции, мобильные установки по производству экструдированных кормов, обслужи-
вающие потребительские кооперативы и общества, консалтинговую и ветеринарную служба и т. д.
В соответствии с многосторонними договорами, заключаемыми с владельцами подворий и крестьянских (фермерских) хозяйств, формируемая в рамках агротехнопарка товаропроводящая система будет обеспечивать организацию товарных и информационных потоков по следующим направлениям:
- централизацию снабжения ЛПХ и К(Ф)Х материальными ресурсами;
- сбор, первичную переработку и хранение сельхозпродукции;
- переработку аккумулируемого сырья предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, входящими в агротехнопарк или на стороне;
- формирование и реализацию товарных партий заготовленной продукции и продуктов ее переработки через кооперативный рынок торговым сетям, предприятиям оптовой и розничной торговли (в том числе через торговую систему потребительских обществ);
- консультирование владельцев ЛПХ и К(Ф)Х.
Создание агротехнопарка позволит организовать
сбор, хранение, первичную переработку, консолидацию и реализацию товарных партий сельхозпродукции, произведенной личными подсобными и фермерскими хозяйствами в соответствии с требованиями технических регламентов к ее качеству.
Выводы. Развитие логистической инфраструктуры создаст условия для оптимизации процессов товародвижения, увеличит пропускную способность логистической системы региона за счет строительства современных логистических центров, развития мощностей по первичной и углубленной переработке, хранению и дистрибуции сельхозпродукции, что повысит уровень товарности сельского хозяйства, глубину переработки и долю местной продукции на потребительском рынке.
Список литературы
1 Волгоградская область в цифрах 2012: краткий стат. сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2013.
- 364 с.
2 Коробейников Д. А., Коробейникова О. М., Те-литченко Д. Н. Инфраструктурные возможности минимизации рисков субъектов регионального овощного рынка // Экономика и предпринимательство.
- 2013. - № 8. - С. 165-169.
3 Коробейников Д. А., Коробейникова О. М., Те-литченко Д. Н. Риски в овощеводстве открытого грунта: предметный анализ, направления минимизации: монография. - Волгоград: ООО «Феникс», 2012. - 140 с.
4 Попова Л. В., Карпова А. А., Коробейников Д. А. Основные направления развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Волгоградской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предпрятий. - 2014. - № 1.
- С. 48-50.