21 (54) - 2009
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
модернизация сбытовой
инфраструктуры регионального агропромышленного комплекса*
Г. В. тИМОФЕЕВА,
доктор экономических наук, профессор E-mail: timoff62@mail. ru
и. в. Митрофанова,
кандидат экономических наук, заведующая лабораторией стратегических экономических исследований Южного научного центра РАН,
доцент кафедры экономической теории и экономической политики e-mail: mitrofanova@volsu. ru П. П. БАШЕЛУтсКОВ,
соискатель кафедры экономической теории и экономической политики e-mail: pp2002@yandex. ru
Волгоградский государственный университет
Модернизация инфраструктуры сбыта в региональном агропромышленном комплексе связана с развитием вертикальной интеграции производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих предприятий. Организационно-экономическое совершенствование сбытовой инфраструктуры будет способствовать устойчивому развитию российского сельского хозяйства, эффективному функционированию механизма продовольственного рынка на федеральном и региональных уровнях.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, регион, инфраструктура сбыта, вертикальная интеграция производства.
В современных условиях актуальной для российского сельского хозяйства является не только задача роста объемов производимой продукции, но и проблема ее реализации, доведения до конечного потребителя. Поэтому в отечественном АПК и сис-
* Статья подготовлена в рамках проекта «Возрождение аграрного производства и социальное развитие села на Юге России» подпрограммы фундаментальных исследований президиума РАН «Проблемы социально-экономического и этнополитического развития южного макрорегиона» программы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» на 2009—2011 гг.
теме его инфраструктурного обеспечения важное место занимает сбытовая инфраструктура. Эффективность ее функционирования влияет на время прохождения, сохранность количества и качества продукции, уровень издержек сферы обращения, а также на цену конечной продукции.
В составе сбытовой инфраструктуры присутствует множество посредников, заинтересованных исключительно в максимизации своей прибыли. Поэтому закупочные цены во многом позволяют сельскохозяйственным производителям только лишь окупить затраты, не оставляя дополнительных ресурсов для развития производства. При этом розничные цены устанавливаются на достаточно высоком уровне, что не может не отражаться на уровне жизни населения.
Проблемы развития сбытовой инфраструктуры АПК носят социальный характер. Это связано, с одной стороны, с обеспечением населения качественной и доступной по цене продовольственной продукцией. С другой стороны, гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции гарантирует и плановое получение доходов сельскохозяйственными производителями.
- 23
Развитие сбытовой инфраструктуры сопряжено с обеспечением продовольственной безопасности. Продовольственная обеспеченность — это наиболее уязвимая составная часть социально-экономической безопасности страны. Проблема продовольственной обеспеченности и безопасности имеет не только производственный, но и инфраструктурный аспект. В современных условиях как никогда обостряется необходимость развития сбытовой инфраструктуры АПК, поскольку структурно-организованной системы реализации сельскохозяйственной продукции в комплексе инфраструктуры продовольственного рынка, как это имеет место в развитых странах, в российской экономике пока не создано.
Сбытовая инфраструктура играет важную роль в формировании товарных рынков. Уровень ее развития определяет особенности функционирования продовольственного рынка, качество и количество его потребления. Сбытовая инфраструктура АПК отдельного региона во многом определяет возможность обеспечения потребностей населения в продуктах питания.
Сегодня основная проблема, вызывающая беспокойство у фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и руководителей сельскохозяйственных предприятий — это именно проблема сбыта произведенной продукции, а также формирование уровня цен, по которым она будет реализовываться.
Реалии таковы, что полученные суммы далеко не всегда позволяют компенсировать все затраты на производство. Так, в 2008 г. цена на пшеницу 3-го класса установилась на уровне 5 000 руб. за тонну, однако и себестоимость производства была фактически такой же.
Понятие «устойчивое развитие» с точки зрения системного подхода связано с возможностью достижения целей и реализации интересов субъектов, входящих в ту или иную систему. Сбытовая инфраструктура влияет на устойчивость функционирования АПК, в том числе и регионального уровня, поскольку в ее рамках создаются предпосылки и условия для реализации интересов различных участников агропродовольственного рынка — потребителей, производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих предприятий, а также предприятий сферы торговли.
Субъекты сбытовой инфраструктуры АПК Волгоградской области, выполняя торговые, маркетинговые, логистические, информационные функции, осуществляя услуги по хранению, складированию, транспортировке и упаковке, связыва-
24 -
ют производство сельскохозяйственной продукции с торговлей, создавая благоприятные условия для развития и функционирования всего регионального продовольственного рынка. Большинство проблем, связанных с функционированием АПК и продовольственного рынка в регионе, есть следствие недостаточного развития его инфраструктурных элементов. Темпы и уровень развития сбытовой инфраструктуры регионального АПК не во всем отвечают современным требованиям. В системе товародвижения присутствует многозвенность, существует большое количество посредников, недостаточно развито информационное обеспечение. Насыщение областного продовольственного рынка осуществляется преимущественно за счет продукции местного производства.
Земельные ресурсы, качество почв и климат позволяют обеспечить население региона полноценной плодоовощной продукцией в соответствии с физиологическими нормами и преимущественно за счет собственного производства. По некоторым видам продовольствия емкость областного рынка пока не может быть обеспечена за счет собственного товарного производства. Область ввозит значительную долю мяса и мясопродуктов, сахара.
В ходе межрегионального обмена сельскохозяйственная продукция вывозится преимущественно в Москву и Московскую область. По итогам 2007 г. волгоградские сельскохозяйственные товаропроизводители поставили продукции в Москву на сумму более чем 1,8 млрд руб. [6]. Целый ряд сельхозпредприятий, предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности участвует в ярмарках выходного дня. Основные трудности, которые испытывают товаропроизводители региона, связаны с высокими транспортными расходами.
Функции сбытовой инфраструктуры АПК регионального уровня связаны с продвижением товаров, производимых в регионе, на продовольственные рынки других областей и регионов за счет рационального использования транспорта, доставляющего товар на рынок. При попутной загрузке автотранспорта продукция местных товаропроизводителей, нерентабельная в других регионах при обычной схеме доставки и распределения, становится конкурентоспособной. В случае если местный рынок перенасыщен и наблюдается снижение цен, появляется возможность гибкого регулирования предложения во избежание снижения уровня рентабельности. Увеличение сбыта приводит к росту объемов производства. Важно, что этот процесс затрагивает рынок не только продовольственной продукции, но и рынок сопутствующих
товаров, а при наличии устойчивого транспортного сообщения — и промышленной продукции.
Сельхозпроизводители Волгоградской области используют различные каналы реализации произведенной продукции. Это оптовая и розничная торговля, осуществляемая через оптовый продовольственный рынок, сельскохозяйственные ярмарки, агрохолдинговые компании, систему сбытовой кооперации и неорганизованных посредников (табл. 1). Выбор канала реализации зависит от типа субъекта сбытовой инфраструктуры региона, а также от объема производимой продукции.
В качестве единого критерия эффективности размещения производства и создания рациональной системы межрегиональных продовольственных связей может служить минимизация совокупных издержек на производство, транспортировку и сбыт конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Рациональное территориальное размещение, как правило, обеспечивается за счет установления правильных территориальных пропорций аграрного производства по региону, совершенствования межрегиональных связей по ввозу и вывозу сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Созданный региональный фонд продовольствия выполняет одну из важнейших функций — регулирование цен через интервенции продовольствия на областном уровне. Это позволяет сократить необоснованное количество посредников, обеспечить более равномерное распределение доходов между всеми участниками процесса производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Основная доля в структуре регионального сельскохозяйственного продукта приходится на растениеводство. Волгоградская область специализируется на производстве зерна. В структуре посевных площадей на долю зерновых культур приходится около 53,5 %. Основными производителями зерна являются сельскохозяйственные организации и
агрохолдинговые компании. 3-е место в России область занимает по объему производства маслосе-мян подсолнечника. Ежегодно производится около 700—750 тыс. т.
Объем выращивания овощей составляет около 500 тыс. т, производство бахчевых культур колеблется в пределах от 150 до 200 тыс. т.
Серьезной проблемой является регулирование цен на зерно. Высокий урожай зерновых заставляет товаропроизводителей беспокоиться по поводу установления закупочных цен на зерно. По данным Минсельхоза РФ, в России на 13.10.2008 с 96 % уборочных площадей намолочено 110,5 млн т зерна [2], что на 25 млн т больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Южном федеральном округе собрали 36 млн т зерна, что на 12,2 млн т больше, чем в 2007 г. Себестоимость продукции на сегодняшний день очень высока. Это связано с резким увеличением цен на сельскохозяйственную технику, электроэнергию и ГСМ. С 1 ноября 2007 г. по настоящее время стоимость диз-топлива выросла на 57 % (с 17,6 руб. за литр до 28,2 руб.). Рост цен на электроэнергию за тот же период составил 44 % (с 2,51 руб. до 3,1 руб. за кВт).
Основные потребители зерна (Зерновой союз, Союз мукомолов, хлебопеков и др.) заинтересованы в установлении как можно более низкого уровня цен на зерновом рынке. Производители же зерна заинтересованы в том, чтобы цена не опускалась ниже 6 руб. за 1 кг. В ходе проведенных государственных закупочных интервенций было приобретено около 6 млн т зерна, что существенно больше, чем в ходе предыдущих интервенций в 2006 г. (1,65 млн т). На эти цели было выделено порядка 30 млрд руб. Закупка излишков зерна в государственный интервенционный фонд, безусловно, способствует поддержанию закупочных цен.
Одной из самых сложных отраслей регионального АПК остается молочное скотоводство, доля продуктов которого в общем объеме сельхозпродукции
Таблица 1
Каналы реализации сельскохозяйственной продукции в АПК Волгоградской области
Производители сельскохозяйственной продукции Оптовая торговля Розничная торговля
Крупные сельскохозяйственные предприятия Через агрохолдинговые компании осуществляется торговля зерном, подсолнечником Через торговые сети и ОПР
Фермерские хозяйства Через систему сбытовой кооперации и неорганизованных посредников Сельскохозяйственные ярмарки, продовольственные рынки
Личные подсобные хозяйства населения Через сбытовые кооперативы и неорганизованных посредников Сельскохозяйственные ярмарки, продовольственные рынки
региона составляет около 32 %. В Волгоградской области расположены 34 крупных предприятия по переработке молока, а также небольшие молокозаводы в районах области. Объем их товарной продукции за 2006 г. в денежном выражении составил около 5 584 млн руб. В целом насыщенность рынка молочной продукции за период 1995—2005 гг. уменьшилась, причем преимущественно за счет снижения производства молока. Уровень потребления молока и молочных продуктов на душу населения составил в 2006 г. 92 % от уровня 1996 г. Это было обусловлено не только сокращением производства молока, но и снижением денежных доходов населения.
За период 1996—2006 гг. доля всех видов молочной продукции, реализованной сельскохозяйственными предприятиями области на рынке через собственную торговую сеть, увеличилась более чем вдвое. Так, в 2007 г. в регионе по различным каналам сбыта было реализовано 55,2 тыс. т молока и молокопродуктов, произведенных во всех категориях сельскохозяйственных производителей области.
Однако рыночная активность сельхозпредприятий остается низкой, более половины (а по некоторым категориям продуктов — свыше 75 %) от объема их реализации продвигается к потребителям через многочисленных посредников. Такой механизм товаропотоков снижает уровень рентабельности производства, заставляя сельхозпроизводителей более активно переключаться на маркетинг, воспринимая его как систему, позволяющую сохранить эффективность производства при любых изменениях конъюнктуры рынка.
Для успешного функционирования и развития рынка мяса и мясной продукции в регионе необходимы долгосрочные взаимоотношения всех участников в процессе движения продукции от производителей к конечным потребителям. Практика показала, что из всех возможных типов отношений участников регионального рынка наиболее стабильны и долгосрочны те, что построены по типу вертикальной интеграции. Интегрированные формирования состоят из сельскохозяйственных предприятий, занимающихся выращиванием и откормом скота, перерабатывающих предприятий, комбикормовых заводов, а также организаций, реализующих произведенную продукцию. Интегрирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями и предприятиями, специализирующимися на переработке мяса и мясной продукции, позволяет достигнуть взаимной заинтересованности в уве-
26 -
личении объемов и эффективности производства, переработки и реализации конечной продукции.
Фермерские и личные подсобные хозяйства населения играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей и формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках. Их удельный вес в валовом выпуске отрасли возрос с 26,3 % в 1990 г. до 56,9 % — в 2004 г. Причиной этого стал, с одной стороны, рост объемов производства в индивидуально-семейном секторе, с другой стороны, их снижение в сельскохозяйственных организациях.
Личные подсобные хозяйства населения и фермерские хозяйства оказывают существенное влияние на продовольственную ситуацию в стране, производя в среднем около 50 % продукции растениеводства. По отдельным категориям сельскохозяйственной продукции удельный вес составляет большую долю. Так, в производстве картофеля на фермерские и личные подсобные хозяйства приходится около 90—93 %, в производстве овощей — 85 % [3].
Личные подворья зачастую теряют значительную часть выручки из-за проблем реализации. Эти функции могли бы взять на себя сбытовые кооперативы, освободив сельских жителей от необходимости самостоятельной реализации своей продукции. В Волгоградской области функционируют 197 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Они играют важную роль в развитии мелкотоварного производства. В 2007 г. ими закуплено у населения 2 200 т мяса, 4 050 т молока, оказаны услуги ЛПХ, в частности, по заготовке фуража, оснащении домашних ферм на сумму более 62 млн руб. [8]. Однако большинство из перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и заготовительных кооперативов экономически недостаточно развиты. Из-за отсутствия необходимой залоговой базы они практически не имеют доступа к кредитованию, нуждаются в дополнительной государственной поддержке, которая частично им оказывается из средств областного бюджета в размере 6—7 млн руб.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили распространение в основном в крупных сельскохозяйственных регионах — Саратовской, Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях. Также они появились в регионах, где реализовывались проекты международной технической помощи. Например, в Саратовской, Челябинской и Ярославской областях они были созданы в рамках проекта ТАСИС «Поддержка кооперативных предприятий независимых фермеров». Наряду
с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами функции по обслуживанию и рыночной интеграции фермерских и личных подсобных хозяйств населения выполняет сохранившаяся еще с советских времен система потребительской кооперации во главе с Центросоюзом РФ
Сельскохозяйственные товаропроизводители Волгоградской области создают различные типы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: перерабатывающие кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, производством мясных, рыбных, молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов; сбытовые (торговые) кооперативы, осуществляющие продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, расфасовку, упаковку и транспортировку; обслуживающие кооперативы, осуществляющие мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные эколого-восстановительные работы, ветеринарное обслуживание животных, работу по внесению удобрений и средств защиты растений, консультационную и аудиторскую деятельность; снабженческие кооперативы, образуемые в целях закупки средств производства, удобрений, кормов, нефтепродуктов, запасных частей, других товаров, необходимых для производства сельхозпродукции и сырья; страховые кооперативы, осуществляющие различного рода услуги по личному и медицинскому страхованию, страхованию посевов, имущества и земли; кредитные кооперативы, осуществляющие выдачу займов и сбережение денежных средств своих членов.
Сегодня система потребительской кооперации в Волгоградской области является важной составляющей частью инфраструктуры села и активно участвует в развитии регионального АПК. Она производит закупки у населения и товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывает и реализует ее. Численность зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов невелика, однако получили широкое распространение различного рода неформальные объединения, имеющие сходные с кооперативами черты, которые можно отнести к стихийным незарегистрированным кооперативам. Такого рода объединения возникают между сельскохозяйственными производителями всех форм собственности, но особенно часто между коллективными сельскохозяйственными предприятиями и владельцами личных подсобных хозяйств, между ЛПХ в форме соседской и родственной взаимопомощи, а также между крестьянскими хозяйствами.
Распространение неформальной кооперации объясняется в основном двумя причинами: во-первых, тем, что мелкие сельскохозяйственные предприниматели часто вступают в кооперативные отношения не столько для развития крупнотоварного производства, сколько в целях выживания (простое воспроизводство); во-вторых, неформальные объединения позволяют избегать уплаты налогов.
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе связаны с общими неблагоприятными условиями ведения аграрного производства. Слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой диспаритет цен на продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК являются основными причинами неразвитости сельскохозяйственной кооперации.
В целях повышения профессиональных знаний руководителей кооперативов на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии создан Центр подготовки менеджеров сельскохозяйственной кооперации, в котором уже прошли обучение 196 чел. В области продолжается работа по созданию дополнительной сети потребительских кооперативов, основанных на территориальном принципе их организации, с участием кредитной кооперации, фермерских и личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и других сельскохозяйственных предприятий. Такие кооперативы, основанные на общих интересах территорий и его участников, располагающие необходимой залоговой базой для кредитования, имеют неплохие перспективы развития.
На возмещение процентной ставки по полученным кредитам и займам населению выплачено 33 млн руб. субсидий. Полученные средства финансовой поддержки, направленные на приобретение молодняка скота и птицы, способствовали увеличению объемов заготовок мяса и молока у населения, которые за 2007 г. возросли соответственно на 21 и 27 %. Большую стимулирующую роль в достижении этих показателей оказали субсидии областного бюджета на закупку животноводческой продукции у населения в размере 134 млн руб., а также ежегодно проводимые смотры-конкурсы.
С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» субъектами малого агробизнеса получено 2 млрд руб. кредитных средств, в том чис-
- 27
ле около 1 млрд руб. в 2007 г. Этой возможностью в регионе воспользовались 3,5 тыс. крестьянских, фермерских хозяйств и более 9 тыс. личных подсобных хозяйств населения. За это время заметно упрочил свои позиции ОАО «Россельхозбанк», расширив свою финансовую сеть на 20 дополнительных офисов и выдавший населению 785 млн руб. кредитов (38 % от общего объема). Активными участниками финансовой поддержки малых форм хозяйствования стали сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, имеющие свои представительства в 185 сельских поселениях области.
Потребительская кооперация в Волгоградской области, как и в других регионах страны, проходит сложный процесс адаптации к постоянно меняющейся среде функционирования. Анализ динамики финансово-экономического состояния предприятий Волгоградского областного союза потребительских обществ показывает, что в среднем ежегодный прирост годового объема оборота розничной торговли составляет около 17—19 %, в 2007 г. он достиг 1 397,8 млн руб. и по сравнению с 2003 г. вырос почти в 2 раза. За этот же период увеличился оборот оптовой торговли — в 3,2 раза. В 2007 г. он составил свыше 34 млн руб. [6]. В структуре товарооборота большая доля приходится на продовольствие. В 2007 г. она составила 75,4 %, из них хлебобулочные изделия — 15,2 %, колбасные — 8,4 %, кондитерские — 6,7 %, мясо и мясопродукты — 6,5 % [7].
Положительные тенденции наблюдаются и в заготовительной сфере, понесшей наиболее значительные потери в период рыночных реформ. В последние годы в среднем за год прирост объема заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья составлял около 11—12 %, в 2007 г. достиг 152,9 млн руб.
Одним из приоритетных направлений в системе организации сбыта потребительской кооперации является увеличение продукции собственного производства. Объем выработки пищевой продукции на предприятиях потребительской кооперации области за этот же период вырос на 43,8 % и в 2007 г. достиг 107 млн руб.
Оптовое звено сбытовой инфраструктуры АПК Волгоградской области представлено оптовым продовольственным рынком (ВОПР), который был создан в июне 1996г. как межрегиональный рынок. Объем товарооборота на ВОПР за годы его работы увеличился практически в 5,5 раза. На первоначальном этапе это было связано с общеорганизационными факторами. Так, была создана диспетчерская служ-
28 -
ба по организации местных и межрегиональных перевозок, запущен в рабочий режим въездной терминал, созданы условия для ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля за реализуемой продукцией. Участникам оптовой торговли был предложен целый комплекс сервисных услуг — экспедиционные, экспертные, охранные, погрузочно-разгрузочные и др. Дальнейший рост товарооборота был связан с увеличением числа фирм, реализующих свою продукцию на рынке. И если в первых торгах принимали участие всего лишь 7 оптовиков, то по состоянию на 01.01.2007 на ВОПР было представлено уже более 500 фирм и частных предпринимателей, причем не только из Волгоградской области, но и из соседних регионов. В 2006 г. товарооборот на ВОПР составлял в среднем 2 187 т в сутки и включал в себя следующие категории продукции: мясная, молочная продукция, овощи и фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, мука, сахар (табл. 2).
ВОПР совместно с областной администрацией является инициатором и организатором проведения ежегодной сельскохозяйственной ярмарки, известной как «Зеленая ярмарка». Впервые такая ярмарка состоялась в 1998 г., привлекая внимание не только местных сельхозпроизводителей, но и из соседних регионов: Ростовской, Воронежской, Астраханской, Саратовской, Тамбовской областей, Краснодарского края и др. На ярмарке реализуется преимущественно плодоовощная продукция; которой в среднем в разгар сезона ежедневно реализуется около 150—200 т. Сельскохозяйственные производители региона получили возможность в 2008г. принять участие в Международной агровыставке в Берлине «Зеленая неделя — 2008».
В 2008 г. были увеличены торговые площади, выделяемые товаропроизводителям на «зеленой ярмарке». Продавцам предоставлены благоустроенные торговые места, необходимое оборудование, а также специальные кирпичные блоки размером 20 м2, которых вполне достаточно для хранения большого объема продукции. Каждое торговое место обеспечено хорошим освещением с учетом того, что световой день осенью короткий, а торговля идет до позднего вечера. Для удобства продавцов и покупателей на рабочих местах установлены специальные овощные прилавки-горки, на которых выгодно можно разместить образцы продукции. Немаловажно, что все оборудование на «зеленой ярмарке» сделано по образцу технического оснащения польского оптового рынка.
За август — октябрь 2008 г. при содействии и участии ВОПР на «зеленой ярмарке» было реали-
Таблица 2
Товарооборот на Волгоградском оптовом продовольственном рынке на 01.01.2007, т/сутки
Виды продуктов Всего по ВОПР, т/сутки Продукция Волгоградской области,т/сутки Доля продукции Волгоградской области, %
Все виды мясопродуктов (кроме мяса в тушах) и продукты их переработки 47,0 28,0 59,5
Все виды мяса птицы и продукты их переработки 78,0 15,0 19,2
Масло животное 26,0 1,9 7,3
Сыры 17,0 2,1 12,3
Масло растительное 41,0 12,0 29,2
Рыба и рыбопродукты, в т. ч. консервы 35,0 3,1 8,9
Хлебобулочные изделия 33,0 26,0 78,8
Кондитерские изделия 68,0 38,0 55,9
Безалкогольные напитки, пиво, тыс. дек. 246,0 212,0 86,2
Бакалея 294,0 84,0 28,6
Сахар 395,0 0,0 0,0
Мука 284,0 151,0 53,1
Макаронные изделия 136,0 63,0 46,3
Овощи и фрукты 487,0 305,0 62,6
Всего 2 187,0 941,2 547,9
Источник: составлено по данным Волгоградского областного комитета статистики.
зовано около 40 тыс. т различной сельскохозяйственной продукции. Службы рынка для обеспечения круглогодичной продажи самостоятельно занимаются организацией заготовок продукции в овощеводческих хозяйствах и у фермеров пригородных районов. При этом все закупленные овощи и корнеплоды не только идут в продажу, но и закладываются тут же, на рынке, на длительное хранение. Одновременно организуется и их первичная переработка с предпродажной фасовкой.
Такой подход к реализации овощной продукции по европейскому образцу заинтересовал организованные в Волгограде крупные сетевые торговые центры. Понятно, что у них, особенно в зимний период, возникают трудности с поставкой свежей фасованной сельскохозяйственной продукции, которую они были вынуждены завозить обычно из Москвы. Теперь продукцию можно закупать в необходимом количестве на ВОПР. Для региональных оптовиков появление крупных клиентов открывает широкие возможности для значительного увеличения объемов круглогодичных продаж. На сегодняшний день ВОПР принадлежит ведущая роль в обеспечении оптовой торговли продовольственной продукцией в масштабе Волгограда и области.
В организационной структуре ВОПРа присутствует экономический, маркетинговый, технический отделы, производственная служба, службы рекламы и внешней торговли, сертификации и
санитарно-эпидемиологического контроля, служба безопасности, финансово-расчетный отдел, информационно-аналитический центр. Координирующие и регулирующие функции выполняет координационный совет по обеспечению деятельности продовольственных розничных рынков при Администрации Волгоградской области. Его деятельность связана с организацией контроля и надзора за деятельностью розничных рынков и сельскохозяйственных ярмарок (например, городской сельскохозяйственной ярмарки). Совет также способствует упорядочению сезонной торговли плодоовощной продукцией и бахчевыми культурами на территории региона.
Координационный совет, в работе которого принимают участие заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов, курирующих вопросы потребительского рынка, представители территориальных федеральных органов исполнительной власти, представители управляющих компаний, выдает разрешения на деятельность универсальных и специализированных розничных сельскохозяйственных рынков, контролирует выполнение требований действующего законодательства в части оборудования и застройки рынков. Ведется работа по созданию сельскохозяйственных кооперативных региональных рынков.
В настоящее время 87 розничных рынков региона имеют разрешение на право торговли
- 29
продовольственной и сельскохозяйственной продукцией. Доля розничных рынков в общем объеме розничного товарооборота сельскохозяйственной продукции остается на уровне 14 %.
Координационный совет взаимодействует с главами районных администраций города, готовит предложения об упрощенном порядке заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных рынках физическим лицам, ведущим подсобное хозяйство; рассматривает вопросы о возможности льготного финансирования сельскохозяйственных рынков, осуществляющих свою деятельность на территории региона в рамках федерального и регионального финансирования. Совместно с Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, ООО «Волгоградагролизинг», Волгоградским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» рассматривается возможность создания на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственных кооперативных рынков.
На развитие АПК в целом, его сбытовой инфраструктуры оказывает влияние реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который с 2008 г. был преобразован в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.». Между администрацией региона и Министерством сельского хозяйства РФ заключено соглашение о реализации мероприятий этой программы. Предусматривается: развитие сбытовой инфраструктуры и розничных рынков; строительство и реконструкция 9 животноводческих ферм и комплексов; развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений области; поддержка элитного семеноводства и др.
На финансирование национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г. было направлено 65,5 млн руб. из федерального бюджета и 52,3 млн руб. из консолидированного бюджета Волгоградской области. В 2007 г. объем финансирования возрос и составил 169,53 млн руб. из федерального бюджета и 149,68 млн руб. из областного бюджета [6]. В I полугодии 2008 г. из федерального бюджета было выделено 220 млн руб., из консолидированного бюджета Волгоградской области — 26 млн руб., из внебюджетных источников — 1 619,7 млн руб.
Реализация национального проекта приносит положительные результаты. Так, если в 2000 г. общий объем продукции АПК в ВРП области составлял чуть более 5 млрд руб., то по результатам 2007 г. — уже более 40 млрд руб.
30 -
В 2002—2004 гг. в регионе начал активно развиваться процесс создания агрохолдингов. Инициаторами формирования интегрированных структур являлись посреднические фирмы, действующие на зерновом рынке, которые были заинтересованы в наличии постоянных поставщиков зерна, а сельхозтоваропроизводители, в свою очередь, стремились найти постоянных покупателей и инвесторов. Таким образом, постепенно сформировались долговременные договорные отношения между посредническими трейдинговыми компаниями и поставщиками зерна.
Процесс создания холдинговых компаний был поддержан региональными властями. Для инвесторов были созданы благоприятные институциональные и правовые условия для оформления сделок по присоединению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Одной из причин создания холдинговых компаний в региональном зерновом комплексе явилась необходимость осуществления контроля над деятельностью производителей зерна, а также развитие сбытовых структур, инфраструктуры для формирования партий зерна и последующей его отправки потребителям в другие регионы России.
Волгоградская область включает в себя 33 района, которые объединяются в пять экономических зон — Северо-Западная, Южная, Центральная, Пригородная, Заволжье. Процессы формирования интегрированных объединений в отдельных районах осуществлялись с различной степенью интенсивности. Так, на сегодняшний день основная часть интегрированных формирований на зерновом рынке сосредоточена преимущественно в СевероЗападной и Центральной экономических зонах. Это связано с тем, что наиболее востребованными для интеграции оказались хозяйства, расположенные на более плодородных почвах, благоприятных для выращивания различных зерновых культур, а также обладающие развитой транспортной и производственной инфраструктурой.
Крупные региональные агрохолдинги производят свыше 50 % зерна и подсолнечника, контролируют 80 % регионального рынка данных продуктов. Объем осуществляемых ими инвестиций составляет около 60 % всех частных инвестиций в сельское хозяйство региона. Наиболее крупными агрохол-дингами являются ЗАО «Гелио-Пакс», ЗАО «РусАг-роПроект», ООО «Випойл-Агро», ООО «МТ-Агро», ООО «Союз-зерно», ООО «Гетекс», ТД «Ермак», ООО «Айтакс».
Однако развитие агрохолднинговых формирований зачастую приводит к разрушению имеющей-
ся производственной и сбытовой инфраструктуры. Так, действующие на территории Чернышковского района ростовские агрохолдинги — «Агро Союз Юг Руси», ЗАО «Новая аграрная система» полностью вывозят в свой регион зерно и семена подсолнечника, там же хранят и перерабатывают произведенную на территории Волгоградской области продукцию. В данном случае интеграционные процессы способствовали усилению ресурсно-воспроизводственного кризиса в АПК, имеющийся элеватор используется всего лишь на 5—10 %, ухудшилось социально-экономическое положение района, возрос уровень безработицы в районе.
Одним из крупнейших интегрированных формирований холдингового типа в АПК Волгоградской области и в ЮФО на сегодняшний день является агропромышленный холдинг «РусАгро-Проект», объединяющий более 20 предприятий Волгоградской области и Краснодарского края. В его состав вошли шесть предприятий — производителей сельхозпродукции, образованных на основе 34 бывших коллективных хозяйств Даниловского, Еланского, Нехаевского, Фроловского, Новониколаевского, Урюпинского районов, три предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, четыре хлебозавода, пять предприятий, обеспечивающих деятельность холдинга, в том числе экспортную, а также две управляющие компании.
Перерабатывающие предприятия агрохолдин-га — «Городищенский КХП», «Арчединский хлебокомбинат» производят муку (пшеничную, ржаную, гороховую, овсяную, ячменную), крупы, хлопья, сухие завтраки. В состав холдинга также входят предприятия — производители хлебобулочной продукции в г. Волгограде: ОАО «Хлебозавод № 5», ЗАО «Хлеб», ЗАО «Тракторозаводский хлебокомбинат», ЗАО «Красноармейский хлеб».
В структуру агрохолдинга входят ООО «Аг-рокоммерз» и ОАО «Ейский портовый элеватор», расположенный в г. Ейске Краснодарского края. Благодаря удобному географическому положению «Ейский портовый элеватор» может обслуживать зерновые потоки из Краснодарского края, Ростовской, Воронежской областей, Ставропольского края, Калмыкии, а также транзитные грузы из Казахстана. ООО «Агрокоммерз» выполняет функции закупки, экспедирования и экспорта зерна. Международная торговая компания холдинга «Евро Траст Менеджмент» выполняет функции реализации продукции агрохолдинга и сторонних компаний на мировом рынке. Продукция агро-холдинга (преимущественно пшеница и ячмень)
экспортируется в Албанию, Турцию, Израиль, Ливию, Алжир, Египет и Италию.
Около 36 % сельхозпродукции поставляется на перерабатывающие предприятия агрохолдинга, часть ее (около 34 % от общего объема реализации) реализуется на экспорт через трейдерские компании ООО «Агрокоммерз» и «Евро Траст Менеджмент», а 27 % от общего объема реализации поступает на внутренний рынок через ООО «Агрокоммерз» [1].
На начало 2007 г. в агрохолдинге «РусАгроПро-ект» было сосредоточено более 25 % пашни всех холдингов, функционирующих на территории области. Зерновое хозяйство в холдинге организовано по замкнутому циклу. Располагая необходимой инфраструктурой, холдинг реализует зерно не только в другие регионы, но и за пределы России.
Более десяти лет в Волгоградской области работает агрохолдинг «Гетэкс», занимающий лидирующие позиции в российском зерновом секторе и уверенно позиционирующий себя на мировом рынке как производитель экологически чистой сельхозпродукции. Известен он и тем, что использует инновационные влагосберегающие технологии, имеет собственную программу по выведению сортов сельхозкультур для возделывания в неблагоприятном климате. Агрохолдинг занимает ведущие позиции по экспорту пшеницы, маслосемян горчицы, нута и других сельхозкультур. У компании 15 хозяйств, обрабатывающих около 140 тыс. га земли. В агрохолдинг входят 9 торговых фирм, Ленинский элеватор, а также Дубовский, Николаевский, Клет-ский, Калачевский хлебоприемные предприятия и машинно-технологическая станция в Новоаннинском районе. Строится элеватор в Новоаннинске, рассчитанный на 86 тыс. т зерна. В ближайшие три года «Гетэкс» планирует инвестировать в сельское хозяйство Волгоградской области более 3,5 млрд руб. Безусловно, положительные результаты дало включение в состав интегрированных формирований неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Они были сохранены как производственные единицы, после чего значительно сократилась их кредиторская задолженность, более чем в два раза возросли производительность труда и заработная плата сотрудников.
Интегрированные компании смогли привлечь в сельское хозяйство области значительный объем инвестиционных ресурсов. Использование инвестиционных кредитов позволяет им приобретать сельхозтехнику, оборудование, осуществлять строительство животноводческих комплексов, решать проблемы обновления материально-технической базы, вызывающие наибольшие затруднения у
- 31
автономных предприятий. Фондовооруженность предприятий, действующих в составе интегрированных формирований, в среднем на 20—25 % выше, чем у самостоятельных сельскохозяйственных предприятий.
Одной из основных проблем функционирования агрохолдингов на сегодняшний день является отсутствие необходимого механизма правового регулирования этого вида предпринимательской деятельности. Так, в Волгоградской области территориальные органы власти вынуждены заключать договоры с участниками агрохолдингов.
Анализ современного состояния сбытовой инфраструктуры АПК региона свидетельствует о недостаточно эффективной ее организации, что делает необходимым предложение комплекса мер, направленных на ее модернизацию. В настоящее время производственный и социальный потенциал фермерских, личных подсобных хозяйств населения, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства.
Фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
Не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, а особенно фермерских и личных подсобных хозяйств населения. Сельскохозяйственные производители испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету ин-
32
тересов и потребностей производителей сельскохозяйственной продукции, сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Мелкие производители сельхозпродукции, фермерские хозяйства не имеют возможности влиять на цены из-за малого масштаба реализуемой продукции, не располагают достаточной информацией о рыночной конъюнктуре, а монополизировавшие рынок крупные снабженческо-сбытовые и перерабатывающие предприятия навязывают производителям невыгодные условия закупок продукции.
Преобладающая часть фермерских и личных подсобных хозяйств населения ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство, выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных. В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворении рекреационных потребностей; обеспечении социального контроля над территорией).
Недостаточный уровень развития сбытовой инфраструктуры, низкие закупочные цены, монополизм переработчиков приводят к тому, что некоторые производители организуют самостоятельную переработку сырья в хозяйстве и реализуют уже готовую продукцию. На локальных продовольственных рынках крупные перерабатывающие предприятия начинают ощущать конкуренцию со стороны мелких перерабатывающих цехов, возникающих в местах производства сырья. Конкурентоспособность последних в краткосрочном периоде времени достигается за счет более низкой себестоимости (переработка собственного сырья), экономии на сбыте (собственная розничная сеть, продажа на рынке). В то же время по своим качественным характеристикам мини-цеха, например, мясные комбинаты, существенно уступают крупным перерабатывающим предприятиям. В перспективе свою работу продолжат те из них, которые будут выпускать конкурентоспособную продукцию и займут хотя и не столь значительную, но достаточно стабильную ассортиментную нишу на рынке.
К числу факторов, неблагоприятно влияющих на развитие продовольственного рынка, его инфраструктуры и всего регионального АПК, можно отнести низкую покупательную способность населения и сокращение производства местных продовольственных ресурсов. Это приводит к снижению объемов товарных потоков, проходящих через систему розничной торговли, должно предполагать повышение платежеспособного спроса населения.
Трудности, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции в регионе, обусловлены не только состоянием сбытовой инфраструктуры, но и недостаточно развитой системой переработки сельскохозяйственной продукции (особенно плодоовощной продукции). Заводы по переработке овощей, построенные в 1940 — 1950-е гг., технологически устарели, а замены им нет. Существуют проекты, например, по переработке томатов, арбузов на территории Волгоградской области, но пока не нашлись инвесторы, способные их реализовать. Одним из таких является, например, проект строительства консервного завода на территории Среднеахтубинского района совместно с Белоруссией.
Овощеводство является одним из самых рентабельных видов деятельности в сельском хозяйстве. В конце 1980-х гг. Волгоградская область производила 320—330 тыс. т овощей, из них более 60 % составляли томаты [3]. Сейчас регион практически вплотную подходит к этому уровню производства. В 2007 г. коллективные и фермерские хозяйства произвели 293 тыс. т овощей, не считая 208 тыс. т, полученных в ЛПХ. Однако эти цифры относятся к общему объему производства, но не к ассортименту. В полученном объеме на первом месте стоит лук (124,6 тыс. т), а томаты — лишь на втором (92,5 тыс. т).
В регионе практически перестала применяться технология глубокой переработки овощей. В 2007 г. консервными заводами области было переработано всего 10,1 тыс. т овощей, что составляет лишь 3,4 % от полученного объема. На долю томатов пришлось только 185 т. Производство томатной пасты при нынешних затратах на энергоносители и ГСМ оказалось весьма убыточным. При этом рентабельность отрасли овощеводства в волгоградских сельхозпредприятиях составила в 2005 г. 20,3 %, в 2006 г. — 25,2 %, а в 2007 г. — 17,2 % [6]. Снижение доходности происходит за счет опережающего роста издержек (стоимости семян, средств защиты растений, минеральных удобрений, электроэнергии, техники) над ценой овощной продукции. Цена реали-
зации 1 тонны овощей увеличилась за прошлый год на 19 %, а себестоимость выросла на 28 %.
Необходимо стремиться не только к расширению каналов сбыта сельхозпродукции, но и осуществлять строительство современных объектов по ее переработке. Необходимо выстраивать на государственном уровне систему обеспечения крупных промышленных центров овощной продукцией. Сельхозпредприятиям, занятым в этой цепочке, следует давать различные преференции в виде дотаций, субсидий и льготного налогообложения. В области, например, еще в 1977 г. был образован отдельный Городищенский район, ориентированный на производство овощей и молока для населения г. Волгограда. В минувшем году этот район произвел 133 тыс. т овощной продукции, что составляет 45 % от областного объема производства [8].
В целях обеспечения продовольственной безопасности и гарантированного сбыта сельхозпродукции следует определить несколько базовых предприятий для поставок овощей в учреждения закрытого типа, а также в детские сады, школы за государственный счет или, по крайней мере, с существенной государственной поддержкой.
Решение проблемы поставок на рынок овощной продукции предусматривает: организацию узкоспециализированных хозяйств, межхозяйственных кооперативных объединений, производственных систем, ассоциаций, предприятий, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции; строительство межхозяйственных овощехранилищ на кооперативной основе; совершенствование торгово-закупочной системы.
Как уже подчеркивалось, ключевое значение при решении проблем сбыта в АПК имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Товаропроизводители, особенно фермерские и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы: недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами; дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства; проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции); недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам и проч. Самостоятельно решить их в состоянии лишь
33
крупные фермерские хозяйства и небольшая часть малых сельскохозяйственных предприятий. Снаб-женческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, фактически монополизируют рынок, усиливая диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Однако существует целый ряд причин, нивелирующих развитие кооперативного движения в регионе. Кооперативы испытывают давление со стороны крупных агропромышленных компаний акционерного типа, сохраняется дифференциация в развитии фермерских хозяйств, медленными темпами растет товарность большинства ЛПХ. Эти и другие особенности современной российской действительности необходимо учитывать при выборе моделей вертикальной кооперации в АПК.
Уже только в силу того, что сфера глубокой переработки сельхозпродукции в современной России, в том числе и в области, почти полностью занята крупнейшими коммерческими компаниями, ускоренно наращивающими производственные мощности, потребительские кооперативы сельхозтоваропроизводителей вынуждены сосредоточиться на закупке, хранении и первичной переработке сельскохозяйственного сырья. Они могут стать поставщиками полуфабрикатов для предприятий глубокой переработки. Существенная дифференциация фермерских хозяйств по объемам производства и доходности может привести при создании кооперативов к частичному отступлению от классических форм кооперативных экономических отношений. Кооперативы могут сформировать сравнительно крупные фермеры, а низкотоварные фермерские хозяйства и ЛПХ населения смогут сотрудничать с ними в рамках партнерства или на основании договоров.
Практика последних лет показывает, что кредитная кооперация должна тесно сотрудничать со снабженческими сбытовыми кооперативами и кооперативами по комплексному обслуживанию ЛПХ. Совместное развитие кредитной и потребительской кооперации является сегодня основным условием дальнейшего развития сельских территорий, стимулирования производства сельскохозяйственной продукции, повышения занятости и благосостояния жителей села.
Для реализации мер по стимулированию кооперативного движения и регулированию деятельности кооперативов Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает и реализует различные
34 -
ФЦП и ВЦП. В ходе этой работы министерство обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета. В ходе выполнения таких программ министерство как государственный заказчик-координатор осуществляет взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами.
Эффективность работы системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в значительной степени зависит от ее успешного взаимодействия с другими организациями, обслуживающими фермерские и личные подсобные хозяйства населения. Наиболее близкое партнерство должно связывать сельскохозяйственные потребительские кооперативы с сельскими кредитными кооперативами, созданными в рамках Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями на 03.12.2008). Кредитные кооперативы сегодня являются наиболее доступным источником кредитных ресурсов для сельскохозяйственных потребительских и сбытовых кооперативов. Однако это вовсе не означает, что необходимо создавать многофункциональный сельскохозяйственный кредитный кооператив, так как в этом случае нарушается принцип транспарентности.
Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельхозтоваропроизводителей является одной из главных предпосылок успешного развития сбытовой инфраструктуры АПК. Необходим комплекс мер по обеспечению доступа производителей сельхозпродукции, фермерских хозяйств, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.
Консультационное и информационное обслуживание следует осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы. В настоящее время Минсельхозом РФ формируется Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой производители сельхозпродукции, а также другие субъекты АПК смогут получать своевременную и качественную информацию о современной государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах. В ситуации, сложившейся на зерновом рынке в настоящее время, приоритетным направлением участия местных органов государственной власти в
развитии его инфраструктурных элементов должны стать создание информационно-торговой системы и совершенствование системы хранения и транспортировки зерна.
Необходимые меры: создание специализированных баз данных, издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы, проведение соответствующих научных исследований; организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности. Их реализация позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам. Для осуществления такой работы следует создавать информационно-консультационные службы для проведения соответствующей разъяснительной работы.
По мнению ряда современных исследователей [4], координатором и инвестором развития сбытовой инфраструктуры на различных уровнях АПК должно выступать государство, исходя из стратегической и системообразующей роли продовольственного рынка в целом и необходимости повышения конкурентоспособности продукции российского АПК. Участие государства в развитии сбытовой инфраструктуры требует вложения значительных финансовых ресурсов. Поэтому рассматривается возможность привлечения частных инвесторов и крупных интегрированных компаний, заинтересованных в развитии сбытовой инфраструктуры АПК как в отдельных регионах России, так и в целом в национальной экономике.
Функционирование сбытовой инфраструктуры АПК зависит от развития межрегиональных продовольственных связей, отражающих современное состояние и определяющих перспективное разделение труда в АПК, взаимозависимость региональных продовольственных комплексов. Они представляют собой экономические связи по производству и реализации однородных видов продовольствия, обмену ими между производителями и потребителями. Они проявляются в потоках продовольствия, направляемых из одних регионов в другие, отражая не только сложившееся территориальное разделение труда, но и рациональность его размещения, а также степень реализации производственного потенциала.
Существенное влияние на межрегиональные продовольственные связи оказывает изменение производственных отношений в АПК, а именно: развитие агрохолдинговых структур, фермерских хозяйств, значительное повышение доли ЛПХ в животноводстве, производстве овощной продукции. Развивающаяся межрегиональная
интеграция предполагает самостоятельный выход на потребителей продукции и производителей за пределами региона.
Основные принципы восстановления и развития межрегиональных продовольственных связей:
1) выделение регионов-поставщиков, располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения повышенной эффективности функционирования АПК, его отдельных отраслей и производства на этой основе конкурентоспособной продукции для поставки ее на внутренний и внешний продовольственные рынки;
2) приближение производства плохо транспортируемых видов продовольствия и сырья к местам их переработки и потребления;
3) рациональное размещение хранилищ сельхозпродукции в местах ее производства и пунктах крупнооптового сбыта;
4) соответствие специализации агропромышленного производства интересам социально-экономического развития региона.
Таким образом, основными факторами, ограничивающими развитие сбытовой инфраструктуры региона, являются: монополизация рынка крупными снабженческо-сбытовыми и перерабатывающими предприятиями; недостаточно эффективное использование потенциала фермерских хозяйств и ЛПХ; отсутствие эффективной системы сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания; трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического, технологического характера; отсутствие механизма регулярного взаимодействия между органами государственной, муниципальной власти и ассоциациями фермерских, крестьянских хозяйств; недостаточный уровень развития переработки плодоовощной продукции.
Динамичное развитие АПК и отраслей, производящих сельхозпродукцию, в перспективе возможно только на комплексной основе, при соблюдении всей технологической цепи «производство — хранение — переработка — торговля». Развитие сбытовой инфраструктуры АПК должно быть сопряжено с развитием рыночной инфраструктуры в целом.
Особого внимания заслуживают предложения по развитию сбытовой инфраструктуры АПК России, которые затрагивают решение проблем правового регулирования организации оптовой и биржевой торговли [5].
С целью обеспечения устойчивого развития продовольственного рынка Волгоградской области
- 35
необходима координация действий всех заинтересованных субъектов федерального и областного уровней. К мерам, способствующим совершенствованию сбытовой инфраструктуры АПК и продовольственного рынка, по мнению авторов статьи, относятся: создание системы слежения за динамикой рыночных цен, издержек производства и их соотношений; возобновление закупочных и залоговых операций с сельхозпродукцией по минимальным гарантированным ценам; формирование резервных товарных фондов, находящихся в собственности хозяйств, путем выплаты специальных ссуд под залог продукции в резерве, субсидий на строительство складских мощностей, компенсаций затрат на хранение; установление единой взаимоувязанной поддержки и протекционизма интересов региональных товаропроизводителей и потребителей.
Развитие сбытовой инфраструктуры в АПК Волгоградской области в ближайшее время будет связано с развитием вертикальной интеграции производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих предприятий. Это будет способствовать увеличению взаимной заинтересованности в увеличении объемов и эффективности производства, переработки и реализации готовой продукции. Организационно-экономическое совершенствование сбытовой инфраструктуры будет способствовать устойчивому развитию АПК, эффективному функционированию механизма продовольственного рынка на федеральном и региональных уровнях.
Список литературы
1. Агропромышленный портал Юга России [Электронный ресурс]. URL: http://agroyug. ru/ news/id-3827/.
2. Зерно России [Электронный ресурс]. URL: http://www. zol. ru/zrussia/.
3. Захаров В. А. Аграрная кооперация и социальная ответственность. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. С. 119.
4. Морозов А. В. Проблемы трансформационных изменений в инфраструктурной сфере региона // Экономика и управление. 2007. № 3. С. 156—159; Гантимуров Н. Формирование и регулирование регионального продовольственного рынка // АПК: экономика, управление. 2007. № 4. С. 46—49.
5. Нуралиев С. Состояние и перспективы развития системы оптовой торговли продовольственными товарами и задачи предприятий отрасли // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 49—51.
6. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW. exe/Stg/d02/15-02.htm.
7. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru/bgd/ regl/b07_13/IssWWW. exe/Stg/d04/14-12.htm.
8. Сайт Администрации Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www. volganet. ru/nac_apk. php.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]