РОЛЬ КООПЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РЕГИОНА
Н.П. Карпусь1, В.А. Степанников2,
Т.Н. Попова1
'Кафедра экономики предприятия и предпринимательства 2Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198
Одним из самых эффективных путей обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах является развитие всех форм кооперации в регионе. При этом основой стартового капитала кооперации может стать материально-техническая база потребительской кооперации. Именно потребительская кооперация, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» кооперативные организации способны оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям зооветеринарные, агро-сервисные, инженерно-технические и информационно-консультационные услуги, обеспечить переработку и сбыт произведенной продукции. Таким образом, кооперация может занять одно из приоритетных мест в сфере продовольственного обеспечения региона.
Ключевые слова: производственная кооперация, потребительская кооперация, национальный проект «Развитие АПК», личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В современных рыночных условиях ведущая роль в производстве продовольственных товаров в таком регионе, как Ингушетия, принадлежит личным подсобным хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Этим сектором производиться до 80% сельхозпродукции. Анализ показывает, что сбыт товарной части продукции, произведенной фермерами и личными подсобными хозяйствами, доведение ее до потребителей связан с большими трудностями. Это объясняется отсутствием отлаженной системы закупок продовольствия в целом и снижением объемов закупок потребкооперацией в частности, а также недостатком необходимой инфраструктуры товарного рынка.
Одним из самых реальных и эффективных путей обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также создания соответствующей инфраструктуры является развитие всех форм кооперации в регионе. При этом основой стартового капитала кооперации может стать материально-техническая база потребительской кооперации. Именно потребительская кооперация, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам.
В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» кооперативные организации способны оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям зооветеринарные, агросервисные, инженерно-технические и информационно-консультационные услуги, обеспечить переработку и сбыт произведенной продукции. Таким образом, кооперация может занять одно из приоритетных мест в сфере продовольственного обеспечения региона.
В настоящее время особую актуальность приобретает исследование главных направлений развития потребительской кооперации, ее возможностей в оказании услуг сельскохозяйственному производству, а также организации регионального аграрного рынка. В современных, рыночных условиях эта проблема является особо значимой в практическом плане. Характер деятельности потребкооперации в решении продовольственной проблемы в регионе предполагает не только обоснование ее сущности, но и экспериментальной проверки отдельных нововведений в региональных условиях.
Методические основы формирования и функционирования кооперативных систем в сфере продовольственного обеспечения на всех структурных уровнях региона в условиях рынка. В аграрной сфере при переходе к рынку коренные изменения экономических отношений обусловили необходимость соответствующей перестройки всей ее экономики. Центральным звеном в этих преобразованиях является формирование адекватных современному уровню развития институтов, учитывающих правила экономической деятельности, а также соответствующего организационно-экономического механизма, обеспечивающего нормальное функционирование хозяйствующих субъектов. В этом плане организационно-экономический механизм соединяет экономические и организационные элементы, отражающие экономические интересы и организационную структуру хозяйствующих субъектов в процессе производства, обмена, распределения и потребления продукции.
Современные статистические данные свидетельствуют: органической составляющей рыночной экономики является развитие кооперативных институциональных форм, что позволит мелким товаропроизводителям эффективно функционировать в сложных условиях, решать ряд конкретных социально-экономических задач.
Объективной предпосылкой развития кооперации в сфере продовольственного обеспечения выступает общественное разделение труда, предполагающее специализацию производства и обусловливающее установление связей между производителями сельскохозяйственной продукции, заготовительными, перерабатывающими предприятиями и другими субъектами продовольственного рынка. Особое место в кооперативной системе занимает потребительская кооперация, использование принципов которой может сыграть положительную роль в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Потребительская кооперация является универсальной заготовительной системой, так как ее предприятия приближены к производителям сельскохозяйственной продукции.
При развитии кооперации в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции возникают новые хозяйственные экономические связи, формирующиеся под воздействием местных условий, вызванные необходимостью удовлетворения региональных потребностей в продовольствии. Одновременно на современном этапе повышается значение сельскохозяйственных потребительских кооперативов: обслуживающих, сбытовых, кредитных и др., способных оперативно реагировать на меняющиеся потребности, вовлекать дополнительные трудовые, материальные, финансовые ресурсы, не дожидаясь вмешательства государства. Это полностью относится к развитию кооперативных начал
в Республике Ингушетия и способствует решению проблем продовольственного обеспечения региона.
В Республике Ингушетия разработаны перспективные направления развития потребительской кооперации, ее взаимоотношений с производителями сельскохозяйственной продукции при осуществлении торгово-закупочных операций.
Принята к исполнению республиканская целевая программа «Развитие потребительской кооперации и создание рабочих мест в сельской местности Республики Ингушетия на 2004—2010 гг.», в которой сформулированы основные направления деятельности потребкооперации на продовольственном рынке республики, включающие: закупку сельхозпродукции; производство продуктов питания на предприятиях потребкооперации; ведение подсобного сельского хозяйства в системе потребкооперации; поставка молодняка животных и удобрений личным подсобным и фермерским хозяйствам; продажу продовольствия населению и реализацию на рынке (рис. 1).
Рис. 1. Направления деятельности потребкооперации в Республике Ингушетия
Новым направлением в деятельности потребительской кооперации республики является участие ее в организации выращивания племенных телок для личных подсобных хозяйств населения — до 15,0 тыс. голов ежегодно, что позволит за 2010—2015 гг. вовлечь в сферу производства еще 15 тыс. хозяйств сельских жителей. Годовое выращивание овощей планируется довести до 10 тыс. т, мяса всех видов и молока — увеличить в три раза, среднегодовой надой молока на одну фуражную корову повысить до 4000 кг.
Ингушетия на продовольственном рынке. Все звенья потребительской кооперации Республики Ингушетия на продовольственном рынке следует увязывать в логистическую цепь, включающую: личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы и др.; заготовительные пункты потребительской кооперации; оптовую продовольственную базу «Ингушреспотребсоюза»; перерабатывающие предприятия «Ингушреспот-ребсоюза»; предприятия розничной торговли; продовольственные рынки; продо-
вольственные магазины, лотки, палатки и др.; пункты общественного питания (столовые, кафе, рестораны, больницы, школы, детские сады и т.п.); конечных потребителей (рис. 2).
Личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы
Заготовительные пункты потребительской кооперации Республики Ингушетия
Оптовая продовольственная база «Ингушпотребсоюза» и продовольственные рынки
Перерабатывающие предприятия «Ингушпотребсоюза»
Предприятия розничной торговли
І
Продовольственные магазины, лотки, палатки и т.п. Пункты общественного питания (столовые, кафе, рестораны, больницы, школы, детские сады и т.п.)
і ' '
Конечные потребители товара
Рис. 2. Схема деятельности «Ингушреспотребсоюза» на продовольственном рынке
Основные положения этой Программы тесно увязаны с реализацией в регионе приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. В Ингушетии наряду с развитием традиционной деятельности потребительской кооперации в сфере закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции предусмотрено создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов: закупочных, сбытовых, кредитных и других.
Разработаны рекомендации по созданию сельскохозяйственных потребительских закупочно-сбытовых кооперативов с учетом природно-экономических условий Республики Ингушетия.
Производство сельскохозяйственной продукции в Республике Ингушетия сосредоточено в восьми сельскохозяйственных потребительских кооперативах, 39,4 тыс. личных подсобных хозяйств, 1390 крестьянских (фермерских) хозяйств, 32 государственных сельскохозяйственных предприятиях, 6 перерабатывающих и обслуживающих предприятиях, двух акционерных обществах. Сложившийся уровень в сфере производства продовольственных товаров Республики Ингушетия за 2001—2007 гг. позволяет полностью удовлетворить спрос населения республики на продовольственные товары собственного производства согласно рациональным нормам питания (табл. 1).
Таблица 1
Производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств Республики Ингушетия, кг на душу населения
Вид продукции Годы Рациональная норма потребления 2007 в % к рациональной норме потребления
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Зерно — всего 126 114 81 141 79 82 70,2 110 63,8
Картофель 104 108 116 131 121 110 82,2 118 69,7
Овощи — всего 100 100 120 180 140 140 115 139 82,7
Плоды и ягоды 1,54 1,28 1,47 6,44 5,95 4,26 8,7 — —
Молоко 92 118 131 125 122 127 134 392 32,4
Яйца, штук 35 29 25 17 13 9 12 292 3,1
Мед 0,17 0,09 0,10 0,18 0,18 0,19 0,19 — —
Мясо, в убойном весе 3,7 4,0 3,8 4,1 4,3 4,9 4,9 81 6,0
Источник: Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. — Магас, 2008.
Наибольший удельный вес занимает сельхозпродукция хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств. В хозяйствах населения растет производство картофеля, овощей, мяса, молока, плодов и ягод. В крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечается увеличение производства молока, мяса, меда. В целом по республике удельный вес продукции животноводства составляет около 42%. В сельскохозяйственных предприятиях предпочтение отдается отраслям растениеводства. С 2001 по 2007 гг. в хозяйствах всех категорий республики увеличилась численность всего крупного рогатого скота на 37,2%, в том числе коров — на 24,1%, овец и коз — на 57,4%.
По данным Росстата, на 01.01.2008 из имевшегося в республике крупного рогатого скота в хозяйствах населения было сосредоточено 76,8%, в К(Ф)Х — 19,6%, в сельхозпредприятиях — 3,6%; коров: в хозяйствах населения — 82,2%, в К(Ф)Х — 16,1%, в сельхозпредприятиях — 1,7%.
Вся сельхозпродукция собственного производства полностью потребляется внутри республики, а основным каналом ее реализации является торговля на рынке. На перерабатывающие предприятия сырье поступает в малых объемах, неритмично и в ограниченном ассортименте, что снижает уровень загрузки производственных мощностей. С 2002 г. по 2007 г. возросла покупательная способность населения на продовольственные товары. Одновременно ухудшилось качество питания населения. По данным республиканской службы статистики, население недополучает в суточном рационе, кроме хлебных продуктов, все продовольственные товары (табл. 2).
За последние годы увеличился ввоз зерна в 3,6 раза, овощей и бахчевых — в 1,5 раза, мяса и мясопродуктов — на 27,2%. При этом объемы ежегодного ввоза в республику мяса и мясопродуктов существенно превышают объемы собственного производства (табл. 3).
Таблица 2
Потребление продуктов питания в Республике Ингушетия (в среднем на члена домашнего хозяйства в год, кг)
Годы Хлебные продукты Овощи и бахчевые Мясо и мясопродукты Молоко и молочные продукты Рыба и рыбопродукты Сахар и кондитерские изделия
Рациональн. норма 110 139 81 392 25 41
Домашние хозяйства всех категорий
2002 169 108 71 320 15 30
2003 118 63 25 145 3 41
2004 198 85 66 258 12 27
2005 172 102 53 221 10 27
2006 226 118 63 265 11 39
2007 180 103 62 247 14 39
2007 в % к 2002 106,5 95,4 87,3 77,2 93,3 130
2007 в % к рац. норме 163,6 74,1 76,5 63,0 56,0 95
Домашние хозяйства в городской местности
2002 149 98 45 275 12 26
2003 129 52 15 126 13 36
2004 236 79 80 251 13 26
2005 205 92 70 202 12 25
2006 244 104 89 271 15 35
2007 157 89 85 237 23 38
2007 в % к 2002 105,4 90,8 188,9 86,2 191,7 146,1
2007 в % к рац. норме 142,7 64,0 104,9 60,4 92,0 92,7
Домашние хозяйства в сельской местности
2002 189 118 97 365 18 34
2003 154 74 35 163 13 46
2004 169 89 56 262 10 28
2005 148 109 42 235 9 28
2006 212 128 45 260 8 42
2007 198 114 45 254 7 40
2007 в % к 2002 104,8 96,6 46,4 69,6 38,9 117,6
2007 в % к рац. норме 180,0 82,0 55,5 64,8 28,0 97,6
Источник: Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. — Магас, 2008.
Таблица 3
Структура обеспечения Республики Ингушетия продовольственными товарами
Показатели Годы 2007 в %
2002 2003 2004 2005 2006 2007 к 2002
Зерно, тыс. т
Ресурсы,всего 83,1 86,8 67,5 81,7 82,2 83,0 99,9
Производство 57,4 53,5 38,8 67,9 38,5 40,6 70,7
Ввоз 6,4 8,7 5,1 0,1 19,4 23,4 365,6
Доля ввоза, % 7,7 10,0 7,5 0,1 23,6 28,2 X
Картофель, тыс. т
Ресурсы,всего 86,4 89,1 92,1 103,4 110,0 110,2 127,5
Производство 47,5 50,9 55,5 63,0 59,1 54,0 113,7
Ввоз 28,1 23,1 20,6 22,6 22,9 23,2 82,6
Доля ввоза, % 32,5 25,9 22,4 21,8 20,8 21,0 X
Овощи и бахчевые, тыс. т
Ресурсы — всего 29,0 31,7 41,5 44,5 62,1 66,3 228,6
Производство 4,7 5,0 6,0 9,0 6,9 6,9 146,8
Ввоз 22,0 24,9 33,5 27,3 46,8 33,0 150,0
Доля ввоза, % 75,9 78.5 80,7 61,3 75,4 49,8 X
Окончание таблицы
Показатели Годы 2007 в % к 2002
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Мясо и мясопродукты тыс. т
Ресурсы — всего 11,0 11,9 13,5 13,9 14,5 14,9 135,4
Производство 1,7 1,9 1,0 2,0 2,1 8,4 494,1
Ввоз 9,2 9,9 11,4 11,5 12,0 11,7 127,2
Доля ввоза, % 83,6 83,2 84,4 82,7 82,8 78,5 X
Молоко и молокопродукты, тыс. т
Ресурсы — всего 66,6 71,7 78,4 82,0 82,8 83,4 125,2
Производство 42,0 55,3 62,4 60,4 59,8 62,8 149,5
Ввоз 23,8 15,5 14,3 19,7 21,0 18,7 78,6
Доля ввоза, % 35,7 21,6 18,2 24,0 25,4 22,4 X
Яйца, млн штук
Ресурсы — всего 46,8 54,0 62,5 65,2 65,3 66,9 142,9
Производство 15,9 13,8 11,9 8,2 6,5 4,7 29,5
Ввоз 29,1 39,0 49,5 56,0 57,7 61,4 211,0
Доля ввоза, % 62,2 72,2 79,2 85,9 88,4 91,8 X
Источник: Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. — Магас, 2008.
Уровень развития продовольственной базы в республике Ингушетия значительно отстает от объемов спроса на продукты питания.
Полноценный продовольственный рынок пока еще не сформировался. Отсутствует общая стратегия развития системы торговли продовольственными товарами. С 2002 по 2007 гг. цены на основные продукты питания выросли в полтора-два раза. В регионе назрела необходимость разработки стратегии развития системы торговли продовольственными товарами с активным участием в ней потребительской кооперации. В ближайшие годы планируется увеличение производства продуктов питания в организациях системы потребительской кооперации и увеличение объемов закупок сельхозпродукции в ЛПХ.
Решающая роль в улучшении продовольственного обеспечения населения республики отводится целевой программе «Развитие сельского хозяйства Республики Ингушетия на 2006—2010 гг.», в которой предусмотрено наращивание производства продовольствия, активизация сферы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. Намечено организационно увязать процессы управления, контроля и регулирования движения потоков продовольственных товаров от производителя через оптовый рынок до конечного потребителя. Представленная нами модель продовольственного обеспечения республики приведена на рис. 3.
В прогнозе развития продовольственного рынка Республики Ингушетия учитывался предполагаемый спрос покупателей на определенные виды продукции, потенциал рынка, улучшение качества продовольственных товаров, расширение ассортимента продукции. По нашим расчетам, для Республики Ингушетия достаточно иметь один оптовый продовольственный рынок, который позволит сократить расходы в системе товародвижения и повысить конкурентоспособность продукции. При этом может быть использована материально-техническая база потребкооперации.
Рис. 3. Модель продовольственного обеспечения Республики Ингушетия
Программа предусматривает увеличение закупок сельхозпродукции у товаропроизводителей и поставок ее на перерабатывающие предприятия, что позволит к 2010 году сформировать в системе потребкооперации республики материальнотехническую базу для увеличения производства, заготовок, переработки, хранения, транспортировки и реализации продовольствия. В республике в соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» создано 5 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 2 по заготовке, снабжению и сбыту сельскохозяйственной продукции, 1 по переработке сельскохозяйственной продукции и 2 сельскохозяйственных кредитных кооператива. Членами кооперативов являются 98 пайщиков, в том числе: личных подсобных хозяйств — 17, крестьянских (фермерских) хозяйств — 35, частных предприятий — 18, юридических лиц — 28. Согласно целевой программе «Развитие потребительской кооперации и создание рабочих мест в Республике Ингушетия на 2004—2010 годы» предусмотрено создать 14 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 5 кредитных, 7 снабженческо-сбытовых и 2 перерабатывающих.
Главную роль в эффективном функционировании продовольственного рынка республики играет потребительская кооперация. Нами разработана концепция развития закупочной деятельности потребкооперации, ориентированная на формирование республиканской системы продовольственного обеспечения. На ее основе с нашим участием разработана программа развития торговли продовольственными товарами и определена роль в ней потребительской кооперации. Содержательной частью программы развития продовольственного рынка Ингушетии является формирование системы продовольственной безопасности региона с максимальным использованием возможностей наращивания объемов производства республикан-
скими производителями сельскохозяйственной продукции. Целью создания полноценного продовольственного рынка выступает формирование системы по обеспечению продуктами питания с учетом конкретных природных и экономических факторов. В сфере продвижения продовольственных товаров от производителя к потребителю учитывались возможности использования системы заготовок потребительской кооперации. В решении этих вопросов большая роль принадлежит кооперативным магазинам.
Потребительской кооперации необходимо:
— развивать базу заготовок: расширить сеть передвижных приемозаготовительных пунктов, открыть комплексные приемные пункты по закупке всех видов сельскохозяйственной продукции;
— выращивать и перерабатывать овощи, фрукты и создавать пункты по выработке быстрозамороженной продукции ягод, плодов, овощей, вырабатывать полуфабрикаты;
— ввести заготовку нетрадиционных видов молока (козьего, овечьего, кобыльего) для выработки деликатесных продуктов и напитков;
— на основе межхозяйственной кооперации строить цеха по переработке сельхозпродукции, сочетая современные виды с традиционными народными рецептами;
— создавать специализированные магазины по торговле дикорастущей и другой сельскохозяйственной продукцией.
Определенной новизной в деятельности потребительской кооперации в сфере продовольственного обеспечения на современном этапе можно считать организацию в самой системе производства сельхозпродукции, откорм скота.
В программе «Ингушреспотребсоюза» предусмотрены: осуществление откорма крупного рогатого скота в ЛПХ и К(Ф)Х, строительство трех убойных цехов и реконструкция Вознесеновской бойни, взаимодействие с откормочными хозяйствами, аренда прудов и водоемов, приобретение в рыбоводных хозяйствах посадочного материала, производство овощей, строительство комплекса для хранения мяса, рыбы и фруктов с цехами переработки и выпуском готовой продукции.
Проблема сбыта молока особенно резко обострилась, когда после развала крупных молочно-товарных хозяйств около 90% коров оказалась в личных подсобных и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос организации устойчивого обеспечения населения молочными продуктами.
В современных условиях объективной необходимостью является создание закупочно-сбытовых молочных кооперативов, которые могут оказывать услуги по изучению рынка сбыта, предоставлению информации о рыночной конъюнктуре, заключению договоров на продажу продукции, ведению рекламной деятельности, продаже продукции, хранению и транспортировке продукции, проведению взаиморасчетов за проданную продукцию. В частности, потребительские сельскохозяйственные молочные закупочно-сбытовые кооперативы могут объединять личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, других производителей молока. На рис. 4 мы представляем модель экономических взаимоотношений между участниками закупочно-сбытового кооператива «Молоко».
Рис. 4. Модель экономических взаимоотношений между участниками закупочно-сбытового кооператива «Молоко»
Кооперативы осуществляют закупочно-сбытовую деятельность на продовольственном рынке, поставляя от имени своих членов молоко, которое остается собственностью членов кооператива до тех пор, пока оно не будет продано. Основными задачами закупочно-сбытового кооператива является сбор молока и сокращение расходов членов кооператива по доставке молока на молокозавод. К перспективным направлениям развития кооперации в молочной отрасли можно отнести создание на последующем этапе собственных мощностей по переработке и хранению молока и молочной продукции.
Закупочно-сбытовые молочные кооперативы могут путем объединения создавать кооперативы последующих уровней. Все вышестоящие кооперативы, созданные на базе нижестоящих, осуществляют экономическую деятельность, которая является продолжением работы их кооперативных членов. Потребительский закупочно-сбытовой кооператив выступает как продолжение хозяйственной деятельности производителей молока. Сбыт продукции выступает как один из видов экономической деятельности. Доход члена кооператива зависит от конечной цены за продукцию, после реализации которой он получит часть выручки. Закупочно-сбытовой кооператив свое преимущество на продовольственном рынке обеспечивает благодаря крупным объемам реализуемого молока.
На последующем этапе закупочно-сбытовые молочные кооперативы целесообразно объединить в союз молочных потребительских кооперативов, призванный:
— представлять и защищать интересы молочных кооперативов в республиканских органах власти;
— участвовать в разработке республиканских программ по развитию молочной кооперации в республике;
— формировать экономическую и социальную политику молочной кооперации;
— налаживать деловые связи в рамках сотрудничества с другими организациями в интересах молочной кооперации;
— представлять интересы членов Союза молочных кооперативов в органах власти республики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гутман Г.В., Чукин Н.И., Калмыков В.В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
[2] Захаров И.В., Масленников В.П. Соболев А.В. Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций в России. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
[3] Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. — М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.
[4] Плиева Н.М. Потребительская кооперация республики Ингушетия в сфере продовольственного обеспечения // Аграрная Россия. — 2007. — № 2. — С. 35—39.
[5] Потребительская кооперация: Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Ткач. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
[6] Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления. Материалы Российской научно-практической конференции. — М.: МУПК, 2001.
[7] Социально-экономическое положение потребительской кооперации. — М.: Центросоюз Российской Федерации, 2003.
[8] Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
[9] Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. — М.: Центральное товарищество «Кооперативное издательство», 1925.
[10] Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация. Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
THE PLACE OF COOPERATION IN THE REGION FOOD PROVISION
N.P. Karpus1, VA. Stepannikov2,
T.N. Popova1
'Department of economics of the enterprise and entrepreneurship 2Department of economic estimation and ground cadastre Russian People’s Friendship University
Miklucho-Maklay str., 8/2, Moscow, Russia, 117198
One of the most real and effective way to provide stable growth of agrarian production in private plots and farm plots and creation of correspondent infrastructure is the development of all forms of cooperation in the region. Herewith the background of the start capital of cooperation might be material and technical base of consumer cooperation. Specifically consumer cooperation and also agricultural consumer cooperatives can be suppliers of services to the private plots. Within the limits of national project «Agribusiness development» realization cooperation organizations are able to organize and render zoo veterinary services, technical and engineering services, information and consulting services to agrarian producers to provide processing and selling of produced products.
Key words: cooperation in agrarian production, consumer cooperatives, national project «Agri-business development», private plots, farm plots.