Научная статья на тему 'Создание современной инфраструктурной системы агропродовольственного рынка - основные направления развития'

Создание современной инфраструктурной системы агропродовольственного рынка - основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1792
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ОПТОВЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ (ОПР) / ОПТОВО-РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ (ОРР) / ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ (ОРЦ) / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серёгин Сергей Николаевич, Семин Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются вопросы создания современной системы товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия через систему оптовых распределительных центров и оптово-продовольственных рынков, дается характеристика этих двух каналов сбыта продукции, показана необходимость участия государства в регулировании их деятельности с целью повышения экономической доступности продовольствия для всех категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Сreation of Modern Infrastructure of the Agri-Food Market - The Main Development Directions

The article deals with the creation of a modern system of goods movement of agricultural products and food through a system of wholesale distribution centers and wholesale food markets, the characteristic of these two sales channels, the necessity of participation of the state in the regulation of their activities in order to enhance economic access to food for all citizens.

Текст научной работы на тему «Создание современной инфраструктурной системы агропродовольственного рынка - основные направления развития»

УДК 631.1-338.43

Создание современной инфраструктурной системы агропродовольственного рынка -

основные направления развития

В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского Д. В. Семин

Евразийская аграрная ассоциация

Современный агропродовольствен-ный рынок характеризуется высокой динамикой развития различных его сегментов и волатильностью конъюнктуры товаров, которая формируется под воздействием разнообразных факторов. Анализ ценовой ситуации на рынках продовольственных и сельскохозяйственных товаров показывает постоянно растущие цены по всей номенклатуре. В годовом исчислении их амплитуда колеблется в пределах 8-11 %, что в условиях высокой зависимости продовольственного рынка от импортной продукции негативно отражается на конкурентоспособности российских производителей. К числу основных причин такого положения дел следует отнести неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка, высокий уровень монополизации и низкое воздействие государственного регулирования на торговую деятельность.

Высокие цены на основные виды социально значимых продуктов питания сужают экономическую доступность продовольствия для большой категории населения - более 20 млн человек, и приводят к значительным диспропорциям в структуре потребления населением пищевых продуктов, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья нации. Так, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Росстатом за 2013 г., отмечен дефицит потребления овощей и бахчевых (30,7%), фруктов и ягод (24,0%), молока и молочных продуктов (20,9%), яиц (15,4%) по сравнению с рекомендуемыми нормами потребления пищевых продуктов, утвержденными приказом Минздрава России от 2 августа 2010 г. № 593н.

Дефицит потребления пищевых продуктов малоимущими гражданами в 2013 г. оценивается в 5,7 млн т,

что составляет более 317 млрд руб. Если рассматривать всю численность потребителей в сфере социального питания (в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания и др.), а это 32,5 млн человек, то при полном их охвате по рациональным нормам потребность в пищевых продуктах составит ориентировочно 11 млн т ежегодно стоимостью более 670 млрд руб.

Показанные объемы продукции при их реализации могут сформировать дополнительный спрос на продовольственном рынке на продукцию российских производителей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Значительную долю в конечной стоимости сельскохозяйственной и пищевой продукции составляют затраты на транспортировку, хранение и реализацию продукции, что вызвано недостаточным уровнем развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Снижение логистических затрат представляет огромный резерв для повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей и доминирования их на внутреннем рынке, снижения уровня цен в розничной торговле и повышения потребительского спроса на рынке продовольствия.

Дальнейшее развитие пищевой и перерабатывающей промышленности тесно связано с формированием современной товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая представляет собой совокупность объектов и видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование экономических связей в сфере производства и обращения пищевой продукции.

Схема товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до потребителей может осуществляться по разным каналам сбыта, при этом производитель товара выбирает оптимальный вариант, который не только обеспечивает ему определенный уровень доходов, но и позволяет находить устойчивые связи с потребителями и наименьшим количеством посредников. Выстраивание отлаженной системы сбыта и поиск надежных партнеров позволяют сельхозтоваропроизводителям планировать производственную деятельность на среднесрочную перспективу, инвестировать часть прибыли в строительство хранилищ с целью сбыта произведенного товара в зависимости от состояния ценовой конъюнктуры на продовольственном рынке.

Сложившаяся практика последнего десятилетия в сфере сбыта различных товаров и зарубежный опыт показывают, что основными каналами сбыта (рис. 1) являются оптово-распределительные центры (ОРЦ), оптовые продовольственные рынки (ОПР) и организации оптово-розничных рынков (ОРР).

Выбор каналов сбыта, как ключевого звена товародвижения должен предоставлять различным производителям продукции возможность оперативно принимать решения в условиях высокой волатильно-сти агропродовольственного рынка для минимизации финансовых издержек, сокращения временных интервалов реализации продукции и доступности всех каналов сбыта.

Четкой организации сбыта продукции и доступности каналов торговли всем категориям производителей в стране пока не создано: крупные производители наладили сбыт продукции через торговые сети, которые уже имеют собственные ОРЦ, представители малого и среднего предпринимательства испытывают трудности в доступе своей продукции к распределительным сетевым структурам ритейлеров.

Оптовые продовольственные рынки в том виде, в котором они функционируют в развитых странах, т. е. оказывающие полный комплект услуг всем участникам рынка (сельхозтоваропроизводителям, переработчикам сельхозсырья, оптовым организациям, розничной сети, предприятиям соцпитания и сервиса), в России до настоящего времени не созданы, а это тот канал сбыта продукции, где государство может оказывать влияние на проведение торговой политики.

В этой связи в рамках исполнения ряда поручений Правительства

Российской Федерации о подготовке предложений по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции Минсельхозом России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. разработана подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», направленная на создание сети оптово-распределительных центров (далее - ОРЦ) для закупки сельскохозяйственной продукции, ее подработки, переработки, хранения и сбыта, в том числе через реализацию для государственных и муниципальных нужд в рамках оказания внутренней продовольственной помощи населению.

На развитие ОРЦ в 2015-2020 гг. планируется выделить средства государственной поддержки на сумму 79,3 млрд руб.

Реализация Государственной программы позволит ввести новые мощности для единовременного хранения оптово-распределительных центров на 4716 тыс. т, в том числе в 2015 г. - 750,9 тыс. т, в 2016 г. -685,9 тыс. т, в 2017 г. - 757,8 тыс. т, в 2018 г. - 778,8 тыс. т, в 2019 г. -837,5 тыс. т, в 2020 г. - 905,1 тыс. т.

Основной целью создания современной товаропроводящей и логистической инфраструктуры агро-продовольственного рынка является организация эффективного процесса производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции, контроля качества и безопасности продукции, а также информационное и консультационное обслуживание всех участников рынка.

При этом будут создаваться условия для минимизации издержек в системе товародвижения, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сокращения сроков доставки и реализации продукции, ускорения товарооборота и сохранения качества товара.

Основными задачами формирования и развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агро-продовольственного рынка являются:

разработка и совершенствование институциональной базы, регламентирующей деятельность участников товародвижения на агропродоволь-ственном рынке;

создание оптовых продовольственных рынков, логистических и оптово-распределительных цен-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

SS

' лет журналу

Производители (сельскохозяйственная продукция и продовольствие)

Оптово-ра сп редел и тел ьн ы й центр (ОРЦ) Оптовый продовольственный рынок (ОПР) Оптовый розничный рынок

ПОТРЕБИТЕЛИ: организации оптово-розничной торговли, торговые сети, розничная торговля, организация социального питания МО, ГУИН

Рис. 1. Схема товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия до потребителя

тров, предусматривающих мощности по первичной переработке, упаковке и хранению продукции;

развитие ярмарочно-выставочной деятельности, позволяющей более полно и оперативно доводить произведенную продукцию до потребителя;

развитие маркетинговой деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленной на расширение объемов производства и продаж продукции;

развитие биржевой и электронной форм торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, направленных на снижение трансак-ционных издержек.

Одним из приоритетов развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка является обеспечение закупок пищевой продукции для государственных и муниципальных нужд.

Поставки продовольствия в учреждения социальной сферы для организации питания отдельных категорий граждан (социальное питание) и для оказания адресной продовольственной помощи малообеспеченным слоям населения являются перспективным направлением гарантированного сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции, экономического роста в сельскохозяйственном секторе и улучшения качества питания в соответствии с рекомендуемыми медицинскими нормами.

Формирование и развитие товаропроводящей и логистической инфра-

структуры агропродовольственного рынка позволит:

вовлечь предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в обеспечение системы внутренней продовольственной помощи;

исключить излишние посреднические звенья, выстроить прямые прозрачные связи между местными производителями сельскохозяйственного сырья, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и получателями внутренней продовольственной помощи;

усилить контроль качества и безопасности пищевой продукции, поставляемой в систему внутренней продовольственной помощи, и обеспечить ее прослеживаемость, в том числе с точки зрения происхождения.

По данным Росстата, число объектов инфраструктуры, осуществляющих оптовую торговлю сельскохозяйственным сырьем и пищевыми продуктами, в 2012 г. составило 42,9 тыс. ед.

В рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г. планируется создание до 50 тыс. логистических, оптово-распределительных центров, объектов переработки и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Схема доставки продукции до потребителя через систему ОРЦ представлена на рис. 2.

Этой системе товародвижения присущи следующие принципы работы:

номенклатура торговли товарами не ограничивается государством, объемы импортной и отечествен-

Производители (сел ьскохозя й стае н ная продукция и продовольствие)

Оптоео-ра спре дел ител ьны й центр (ОРЦ)

Организации ■ Розничная ■ ■ Социальны«

. ■ ■ Торговые сети ■

оптовой торговли ■ торговля ■ ■ объекты

МО, ГУИН, МЧС

Рис. 2. Схема товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия через систему ОРЦ

ной продукции не регламентируются в соответствии с правилами ВТО;

товар, завезенный на ОРЦ, как правило, переходит в собственность ОРЦ либо передается на ответственное хранение собственнику этой структуры;

доставка продукции потребителям, как правило, осуществляется транспортом ОРЦ;

в лабораториях ОРЦ проводится ветеринарный, фитосанитарный контроль качества продукции;

ОРЦ имеют электронную систему отслеживания товародвижения, здесь проводится ежедневная котировка цен на продаваемые товары;

ОРЦ самостоятельно устанавливает уровень цен на продаваемые товары, без вмешательства государства;

собственниками ОРЦ являются представители бизнеса.

Ведущие торговые сети имеют в своем составе собственные ОРЦ и в условиях либерального законодательства в торговой деятельности проводят свою ценовую политику.

Создание сети ОРЦ в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства предполагает развитие логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка и создание необходимых условий для доступа сельхозпроизводителей к услугам ОРЦ и достижения результатов, предусмотренных Концепцией развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации.

С целью упрощения доступа на рынке отечественных сельхозпроизводителей для крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования на базе ОРЦ планируется централизованный сбор продукции, в том числе путем

организации сельскохозяйственной кооперации.

Через систему ОРЦ планируется также реализация отечественной сельскохозяйственной продукции крупнооптовыми партиями не только в торговые сети, но и в системы социального питания и внутренней продовольственной помощи, что обеспечивает тем самым гарантированный сбыт.

На ОРЦ возлагается важная роль по формированию национальной системы внутренней продовольственной помощи на основе Концепции внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р) и Плана мероприятий по ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 2028-р).

Система ОРЦ должна повысить требования к качеству продукции, обеспечить ритмичность ее поставок в необходимых объемах по справедливым ценам для социального питания и адресной продовольственной помощи.

Заявляемые в настоящее время регионами проекты строительства ОРЦ должны в обязательном порядке обеспечивать условия для реализации следующих функций:

прием сельскохозяйственной продукции;

комплектация товарных партий сельскохозяйственной продукции;

подработка сельскохозяйственной продукции;

первичная переработка сельскохозяйственной продукции, включая создание условий для размещения производственных мощностей по производству полуфабрикатов различной степени готовности, в том

числе для системы социального питания;

хранение сельскохозяйственной продукции;

оптовая торговля сельхозпродукцией, в том числе возможность обеспечения организованных торгов.

Для реализации намеченных целей начата работа по выработке критериев отбора проектов создания сети ОРЦ различного формата - региональных и межрегиональных.

К числу основных критериев относятся:

приоритетность и сроки строительства с учетом бюджетных ограничений;

возможность предоставления земельных участков под строительство на землях сельхозназначения;

налоговые преференции для строительства ОРЦ;

институциональные возможности регионов строительства ОРЦ в контексте реализации программ их социально-экономического развития.

Отбор проектов планируется проводить на основании анализа данных о предполагаемых масштабах деятельности ОРЦ, а также с учетом социально-экономического влияния их работы на развитие региона.

На первом этапе установлены определенные требования к заявителям строительства ОРЦ. Это прежде всего:

объемы производства сельскохозяйственной продукции на территории в радиусе 100-150 км, которая может обслуживаться инфраструктурой ОРЦ;

объем потребления сельскохозяйственной и пищевой продукции на территории в радиусе до 300 км, которая может обслуживаться инфраструктурой ОРЦ.

На основании этих требований будут отбираться проекты, потребность в финансировании которых составляет не более 150-200% бюджетных возможностей текущего года.

На втором этапе отобранные проекты будут ранжироваться по социально-экономическим и бюджетным последствиям реализации проекта:

объем бюджетных доходов региона от реализации проекта;

увеличение числа созданных дополнительно рабочих мест в регионе, включая смежные сферы (переработка, общественное питание и иные услуги), и увеличение объема средств, направляемых на пенсионное, социальное, обязательное медицинское обслуживание населения.

По итогам отбора будет сформирован перечень проектов, потребность

ECONOMICS AND MANAGEMENT IjpF

ÖD лет

в финансировании которых составляет 100% бюджетных возможностей текущего года.

Федеральный центр планирует предоставить субъектам Российской Федерации ряд следующих мер льготного характера в целях мотивации бизнеса инвестировать средства для строительства ОРЦ:

установление льготных ставок по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на прибыль организаций, участвующих в строительстве ОРЦ;

создание и поддержка единой информационной системы, объединяющей ОРЦ, сбор и анализ информации по объемам и ценам на сельхозпродукцию и продовольствие, информационная поддержка сельскохозяйственных производителей;

организация ветеринарного и фи-тосанитарного контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создание условий по информационной поддержке сельскохозяйственных производителей;

обеспечение возможности реализации сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд, в том числе: оказания внутренней продовольственной помощи населению и создания условий для организации системы социального питания;

возможность оказания транспортных и логистических услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Вышеперечисленные меры государственной поддержки будут оказываться тем регионам, где разработаны свои программы развития инфраструктуры и логистики на платформе ОРЦ как механизма поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей и программы создания системы внутренней продовольственной помощи и инфраструктуры социального питания, предусматривающие разработку региональных нормативных актов по формированию в регионе системы государственного заказа на отечественные продукты питания для нужд внутренней продовольственной помощи.

С учетом зарубежного опыта строительства и работы ОРЦ для российского варианта предлагаются следующие характеристики и требования к зданиям и сооружения ОРЦ. Общая площадь зданий и сооружений -не менее 30 тыс. м2, доля складской площади - 35-60%, торговой площади - 10-30%, производственной площади - не менее 10% при плотности застройки территории 30-50%.

Рекомендации по выбору площадки для строительства ОРЦ должны отвечать следующим условиям: удаленность от федеральной трассы -

не далее 5 км, удаленность от транспортного узла (железнодорожная станция, аэропорт, морской или речной порт) - не более 30-40 км.

Проект должен быть обеспечен земельным участком на правах собственности или долгосрочной аренды, необходимой инфраструктурой и инженерными коммуникациями.

Также должно прикладываться официальное подтверждение со стороны инвестора готовности предоставить финансирование для покрытия доли полной стоимости проекта, не обеспеченной государственной поддержкой.

Современный ОРЦ построен в Московском регионе Food^™ с распределительными логистическими центрами в Московской и Ростовской областях, а также Татарстане.

Институциональная среда, в которой функционируют ОРЦ, определяет свободу их деятельности, ограниченную минимальным вмешательством государства, за исключением контроля безопасности и качества реализуемой продукции.

Каналы сбыта продукции через оптовые продуктовые рынки, как показывает мировой опыт, позволяют государству проводить торговую политику, которая не ущемляет прав ни производителей продукции, ни потребителей и учитывает интересы компаний, через которые осуществляются товародвижение и сбыт продукции.

С ростом мегаполисов в мировой практике для устойчивого обеспечения их жителей продовольственными товарами стали строиться оптовые продуктовые рынки. К примеру, такие рынки успешно работают в Испании и Франции: Merca Madrid International, Rungis Marche International.

Merca Madrid International расположен в 10 километрах от Мадрида на площади 176 га и рассчитан на обслуживание 12 млн человек, грузооборот товаров на сумму 5,2 млрд евро составляет 2,1 млн т в год. Свою продукцию на оптовый рынок поставляют около 800 компаний.

Rungis Marche International находится в 7 км от Парижа на общей площади 234 га и рассчитан на обслуживание 18 млн человек. Грузооборот товаров на сумму 8 млрд евро составляет 2,4 млн т в год, продукцию на оптовый рынок поставляют около 1200 компаний.

Оба эти рынка имеют аналогичную организационную структуру торговли и включают в себя: рынок овощей и фруктов, рынок мясной продукции, рынок рыбы и морепродуктов,

журналу

торговую зону сопутствующей продукции,

транспортно-логистический комплекс,

зону обслуживания и деловой активности (офисы, гостиницы, пункты питания).

Основные виды деятельности этих рынков существенно не различаются и состоят из следующих сервисов:

предоставление торговых, складских и офисных площадей в аренду, предпродажная подготовка продукции (упаковка и фасовка), переработка отходов, обучение и подбор персонала, транспортные услуги, доставка товаров потребителю,

организация экскурсий на территорию комплекса.

Важнейшая задача государства по решению продовольственной безопасности состоит в том, чтобы обеспечивать население продуктами отечественного производства за счет экономического роста производства сельхозсырья и готовой продукции и сокращения импорта, а также выстраивания транспарентной и эффективной системы сбыта с минимальным количеством посредников в товаропроводящей цепи. Этим условиям отвечает система ОПР, показавшая свою позитивную роль во многих странах мира.

Схему «Товародвижение сельхозпродукции и продовольствия через систему ОПР» можно выстроить так, как показано на рис. 3.

Для системы ОПР характерны следующие принципы организации работы:

структура торговли и номенклатура реализуемых товаров ограничивается государством, приоритеты предоставляются национальным производителям с рекомендациями по котировке цен;

ОПР не является собственником товара, он оказывает услуги по предоставлению торговых площадей, складированию, хранению и доставке товара;

ОПР - это торговая площадка, где производители либо сами продают продукцию, либо нанимают брокеров;

подработка продукции и формирование партий на ОПР осуществляется собственником товара, он же находит и покупателей;

контроль качества поступающей продукции осуществляется государством;

ОПР оснащен электронной системой товародвижения и котировкой цен на товары;

котировка цен на оптово-продовольственном рынке устанав-

Производители (сельскохозяйственная продукция и п родовол ьствие)

Оптово-лродовольственный рынок (ОПР)

Организации Розничная

оптовой торговли торговля

Торговые сети

Социальные объекты

МО, ГУИН, МЧС

Рис. 3. Схема товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия до потребителя через систему ОПР

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ В АРЕНДУ Г ^ •Аренда торговых площадей (открытых, закрытых) •Аренда офисных площадей •Аренда складских площадей (в том числе низкотемпературных) •Аренда производственных площадей -Предоставление площадок для разгрузки/погрузки •Аренда парковомных мест •Аренда рекламных площадей

ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА •Таможенное оформление •Разработка оптимальных схем транспортировки грузов •Услуги но приему и отгрузке товаров

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ •Первичная переработка •Глубокая переработка •Предпродажная подготовка (фасовка, упаковка, маркировка, зтикирование / етикероваиие, формирование метро-юннтов и пр.) •Закупка и сбыт сельхозпродукции

СОПУТСТВУЮЩИЕ СЕРВИСЫ •Сопутствующие бизнес-услуги (в том числе банковские) •Услуги по обработке возвратов, бракованного товара, утилизации •Проведение инвентаризаций •Услуги по переработке мусора •Фитосанитарный и ветеринарный контроль продукции

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ •Услуги гостиничного комплекса •Рестораны, кафе, столовые •Предоставление площадок для переговоров

Рис. 4. Услуги оптово-розничного рынка

ливается через систему договоренностей между производителями и потребителями. Рост цены ограничивается государством в пределах 20% в соответствии с законом.

собственником ОПР может быть государство, государственно-частное партнерство или представители бизнеса;

генеральный директор ОПР назначается государством и имеет статус министра или мэра города.

На рис. 4. приведен спектр услуг, которые ОПР сможет оказывать производителям сельхозсырья и продовольствия, а также различным операторам рынка при доставке продукции до потребителя.

В настоящее время еще не разработаны методические рекомендации, регламентирующие понятия ОРЦ И ОРП и их функциональные задачи, которые позволяли бы государству определять степень участия в регулировании их работы. Нужно признать, что обе эти организации оптовой торговли выполняют во многом схожие функции, однако для их эффективной работы и сохранения устойчивой ценовой конъюнктуры на агропродо-вольственном рынке роль государства должна быть определена нормативными документами.

С точки зрения социальной справедливости и обеспечения эконо-

мической доступности качественных продуктов питания для большинства населения нашей страны ОПР имеет определенные преимущества перед ОРЦ: здесь государство выступает как регулятор при формировании ценовой политики и определении номенклатуры реализуемых товаров с ориентацией на национальных производителей (рис. 5).

Современный комплекс оптовой торговли для закупки сельскохозяйственной продукции, в том числе для государственных и муниципальных нужд в рамках оказания внутренней продовольственной помощи населению, включает в себя не только строительство ОРЦ и ОПР, но и формирование первичного звена заготовки и хранения сельхозпродукции и продовольствия непосредственно в местах их производства. Это звено сегодня работает, но не отвечает современным требованиям по применяемым технологиям хранения, техническому оснащению хранилищ, энергосбережению и экологии. Все эти факторы приводят к повышению производственных издержек при первичной подработке, хранении, фасовке и переработке заготавливаемой продукции и в конечном счете снижают ее конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией.

Для решения указанной задачи ученые университета совместно с НИИ РАН, органами управления АПК Центрального федерального округа, отраслевыми союзами приступили к разработке концепции создания современной системы хранения сельхозпродукции со строительством современных хранилищ в регионах ЦФО, а также разработка научно-методических рекомендаций по строительству оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры системы социального питания на 2015-2020 гг.

В рамках разработки концепции проведен анализ состояния системы хранения на территории ЦФО различных видов сельскохозяйственного сырья, продукции птицеводства, рыболовства и рыбоводства, а также перспективы развития на среднесрочную перспективу.

На основании проведенного анализа разработана схема территориального размещения объектов инфраструктуры и системы хранения и логистики в областях ЦФО.

Территориальная сеть хранения в процессе распределения продукции по цепи товаропроизводитель - потребитель позволит использовать гибкую систему поста-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

SS

лет журналу

Объемы производства, промпереработки и сбыта картофеля и плодовоовощной продукции в ЦФО

Продукция Производство (тыс. т) Потреблен ие Пром-пере- бот-а (тыс. т) Продукция, подлежащая хранению для поставки в ОРЦ (тыс. т)

Домашние хозяйства (тыс. т), 38945 тыс. чел. Посадочный материал (тыс. т), 10 % Реализация на розничных рынках (тыс. т) (прочие расходы), 5-7%

Картофель 9409 3018 940 658 202 4589

Свекла 284 197 - 19 266

столовая

Морковь 1276 233 - 89 67 885

Капуста 1284 1246 - 89 -

Яблоки 778 2492 54 6 -

вок и взаиморасчетов, что обеспечит им преимущества по сравнению с другими схемами движения продукции.

В контексте решаемых задач по им-портозамещению мероприятиями концепции определены целевые ориентиры развития сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольственной безопасности областей ЦФО.

Приведенные в таблице данные показывают, что в регионах ЦФО объемы картофеля, подлежащие хранению, составляют 4589 т, свеклы и моркови - гораздо меньше. Эти объемы хранения требуют небольших по объему хранилищ (на 300500 т) для размещения в местах, наиболее близких к производителю.

Ориентировочная стоимость строительства современных хранилищ для картофеля и плодоовощной продукции составяет 4765, 2 млн руб.

Распределение производимой продукции в ЦФО носит разноплановый характер: основные ресурсы идут на внутреннее потребление областей в натуральном или переработанном виде, часть продукции - на промпе-реработку и вывозится за пределы области в рамках межрегионального обмена. Это прежде всего мясная и молочная продукция, картофель, овощи.

В балансах ресурсов потребления сельскохозяйственной продукции большинства областей собственное производство обеспечивает практически все социально значимые позиции, за исключением плодовоя-годной продукции и рыбы.

Исходя из сложившейся структуры производства сельскохозяйственной продукции, объемов внутреннего потребления, а также межрегионального обмена продукцией на товарных рынках и необходимого уровня промпереработки заго-

тавливаемого сырья парадигма создания современной сети хранения продукции на территории области может быть представлена следующим образом.

Агрохолдинги как основные производители мясной продукции, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами, уже в настоящее время имеют складские емкости, обеспечивающие сохранность произведенной продукции. В подотрасли молочного скотоводства только сельхозорганизации имеют сеть хранения, с незначительным приростом мощности до 2020 г., Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), где производится практически половина объемов молока, мощностями по его хранению в настоящее время не располагают и реализуют свою продукцию на розничных рынках, а остающиеся объемы идут на семейное потребление.

В связи с небольшими объемами производства прудовой рыбы хранилищ у этих хозяйств нет, а выловленная рыба реализуется сель-хозорганизациями и КФХ исходя из складывающейся конъюнктуры рынка в течение года.

С учетом объемов и структуры производства картофеля - в основном в ЛПХ - ситуация с хранением нуждается в существенной корректировке с точки зрения как сохранения определенного уровня доходов, так и мотивации к его выращиванию этой категорией сельхозтоваропроизводителей.

Агрохолдинги имеют необходимые мощности для хранения выращенного картофеля, в сельхозорганизациях емкостей для хранения также достаточно, планируется их наращивание к 2020 г. Очевидно, что для ЛПХ может быть востребована сеть современных хранилищ модульного типа, где будет храниться заготовленный картофель с его последующей подработкой и переработкой на крахмал и другие виды продукции. Для реализации этого направления необходимо разработать экономические и финансовые инструменты по привлечению средств для строительства современных хранилищ и вспомогательных производств.

Исходя из анализа производства овощей и наличия хранилищ, а также перспективы их развития можно предположить, что органы управления АПК областей ЦФО будут развивать производство овощей на базе сельхозорганизаций и КФХ. В настоящее время в этой категории хозяйств уже имеются емкости хранения, а перспектива до 2020 г. пред-

полагает их значительное наращивание. Это направление, несомненно, экономически обоснованно и будет решать задачи не только по увеличению производства овощей, но и социальные - связанные с развитием сельских территорий и закреплением профессиональных кадров на селе.

Сельскохозяйственная политика в сфере производства плодовой продукции, ее хранения и реализации отвечает задаче импортозамеще-ния, основной упор здесь делается на сельхозорганизации, которые будут заниматься восстановлением садоводства на интенсивной основе и где уже сегодня имеются емкости для хранения, а до 2020 г. планируется их значительное увеличение.

В секторе КФХ также проводится работа по наращиванию продукции садоводства и созданы мощности по хранению, которые к 2020 г. планируется наращивать. Очевидно, что данная тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. Наращивание к 2020 г. емкостей для хранения продуктов садоводства до 60 тыс. т требует применения экономически обоснованной технологии хранения и строительства современных хранилищ с применением различных газовых средств и искусственного холода.

Продукция садоводства в основном сосредоточена в ЛПХ, ее объемы малы, и она практически полностью используется на нужды населения областей и лишь частично реализу-

ется на продовольственных рынках. Хранилищ для этого вида продукции нет и до 2020 г. их строительство не предусмотрено. Но с точки зрения импортозамещения это направление требует своего развития.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что формирование современной системы товародвижения и ее отлаженной работы с обеспечением интересов всех ее участников требует разработки на федеральном уровне методологических рекомендаций с определением границ государственного участия в ее работе и проведения технико-экономических расчетов по территориальному размещению объектов инфраструктуры и логистики с учетом зарубежного опыта.

Эффективное использование бюджетных средств на реализацию этого масштабного проекта с получением определенных социально-экономических достижений регионов, где будут создаваться эти проекты, потребует согласованных решений органов исполнительной власти федерального центра и регионов по оказанию услуг создаваемой системой товародвижения и наполнению ее отечественными ресурсами сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб./Росстат. - М., 2014.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

3. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 271 - «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

4. Аварский, Н. Д. Теоретические и практические аспекты товародвижения на агропродовольственном рынке (зарубежная и отечественная практи-ка)/Н. Д. Аварский [и др.]. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014. - 157с.

5. Инновационные технологии для пищевой и перерабатывающей промышленности Центрального федерального округа: Монография/ Под ред.: В. Н. Ивановой, С. Н. Серегина. - М.: МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015. -167 с.

6. Иванова, В. Н. Рост производства продукции АПК и ценовая конъюнктура на продовольственном рынке: в поисках компромисса/ В. Н. Иванова, С. Н. Серегин, Д. В. Семин // Сахар. - 2015. -№ 4.

7. Иванова, В. Н. Евразийская интеграция: новый формат взаимодействия для решения проблемы продовольственного обеспечения/В. Н. Иванова, С. Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 3.

8. Шагайда, Н. Продовольственная безопасность: проблемы оценки/Н. Шагайда, В. Узун // Вопросы экономики. -2015. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание современной инфраструктурной системы агропродовольственного рынка - основные направления развития

Ключевые слова

агропродовольственный рынок; оптовые продовольственные рынки (ОПР); оптово-розничные рынки (ОРР); оптово-распределительные центры (ОРЦ); товародвижение сельхозпродукции

Реферат

В статье рассматриваются вопросы создания современной системы товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия через систему оптовых распределительных центров и оптово-продовольственных рынков, дается характеристика этих двух каналов сбыта продукции, показана необходимость участия государства в регулировании их деятельности с целью повышения экономической доступности продовольствия для всех категорий граждан.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор,

Серёгин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор,

МГУТУ им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал,

д. 73, rectorat@mgutm.ru

Семин Дмитрий Викторович,

Евразийская аграрная ассоциация, 115114, Москва,

ул. Летниковская, д. 2, стр. 2.

The Creation of Modern Infrastructure of the Agri-Food Market -The Main Development Directions

Key words

agri-food market; wholesale food markets (ODA); wholesale and retail markets (OPP); wholesale and distribution centers (CRC); merchandising of agricultural products

Abstracts

The article deals with the creation of a modern system of goods movement of agricultural products and food through a system of wholesale distribution centers and wholesale food markets, the characteristic of these two sales channels, the necessity of participation of the state in the regulation of their activities in order to enhance economic access to food for all citizens.

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor,

Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, rectorat@ mgutm.ru

Semin Dmitry Viktorovich,

Eurasian Agrarian Association, 2, bldg. 2, Letnikovskaya St., Moscow, 115114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.