Таким образом, можно сделать выводы:
- агропродовольственная сфера Республики Беларусь обладает значительным экспортным потенциалом, эффективная реализация которого во многом зависит от возможностей его географической диверсификации;
- интеграционные процессы в рамках ТС и ЕЭП, направленные на углубление межгосударственного взаимодействия предполагают, что и в будущем географическая направленность экспорта Беларуси будет ориентирована на Сообщество;
- тем не менее, необходимо искать новые рынки сбыта продукции с высоко платежеспособным спросом, тем самым обеспечивая безрисковый уровень эффективной реализации экспортного потенциала. Выход на рынки дальнего зарубежья (страны Азии, Африки и Южной Америки) целесообразен только с дорогостоящей продукцией глубокой переработки, что потребует реализации комплексных мероприятий по поддержке национальных экспортеров, с учетом норм и правил многосторонней торговой системы.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ
Киреенко Н.В., к.э.н., доц., рук. группы Института системных исследований
в АПК НАН Беларуси
Одним из приоритетных направлений экспортной политики в АПК Беларуси является развитие товаропроводящей сети за рубежом (ТПС), которые должны учитывать как мировые тенденции, так и общепринятые методологические подходы к пониманию и решению данной проблемы на национальном уровне. Экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия страны составляет более 15% в структуре экспортных потоков. При этом основным способом продвижения товаров на внешние рынки являются прямые поставки, на долю которых приходится более 85,0% от общего объема экспорта. С помощью собственных субъектов товаропроводящей сети экспортируется и реализуется 8,5% продукции [1, 2].
В аграрной сфере республики с 2006 г. активно ведется организационная, нормативная, правовая и методическая работа по вопросам расширения внешнеэкономических связей в географической направленности, либерализации доступа на внутренний рынок импортной продукции, интенсивного освоения новых внешних продовольственных рынков и методов торговли, включая и развитие товаропроводящей сети. Деятельность последних регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 183 «Об утверждении положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2013 г. №1137) [3]. Данный документ включает оценку эффективности
субъектов ТПС на основе применения совокупности показателей (рис. 1).
Однако такой подход не дает возможности рассчитать сопоставимую, отвечающую экономическим принципам и финансовой стратегии предприятия, эффективность производства и продажи экспортной продукции при ее реализации через посредников или товаропроводящую сеть. При этом специфика белорусской экспортной стратегии по их созданию обусловлена широким участием государства в принятии стратегических и тактических решений в отношении деятельности предприятий-экспортеров. Ряд отечественных сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций не имеют достаточно опыта, специалистов, финансовых ресурсов для продвижения своей продукции на зарубежные продовольственные рынки.
Предлагаемая нами методика определения эффективности аграрной ТПС за рубежом состоит в системности и комплексности подхода к оценке функционирования субъектов, а также практической значимости, выраженной в максимизации экономического результата. Данная разработка предполагает:
- рассмотрение дифференцированной системы показателей, позволяющих оценить результативность деятельности субъектов ТПС с участием белорусского капитала и без участия белорусского капитала;
- применение системного подхода, целостности, иерархии к обоснованию зависимости и взаимосвязи различных показателей, описание структуры расчета и изучение их сбалансированности.
Цель разработки системы экономических показателей заключается в проведении планирования, анализа и контроля за деятельностью
субъектов ТПС с участием или без участия белорусского капитала на основе соответствующих ключевых показателей (взаимосвязь и взаи-
модополнение данных), учитывающих обязательные и рекомендательные условия договора.
Показатели оценки ТПС в соответствии с «Положением о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом», утвержденным Постановлением Совета Министров 24.02.2012 г. № 183 (ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь 24.12.2013 № 1137)
• темпы роста экспорта товаров субъектом ТПС по сравнению с аналогичным отчетным периодом; • доля прироста экспорта товаров субъектом ТПС в общем объеме прироста экспорта за период;
• соотношение в отчетном периоде темпов роста экспорта товаров субъектом ТПС и экспорта в целом; • отсутствие просроченной задолженности субъектов ТПС за поставленную продукцию
Определение эффективности аграрной ТПС за рубежом —► «— Принципы эффективности функционирования ТПС
наиболее полный учет всех составляющих затрат и результатов сравнение с базовым периодом приведение затрат и результатов в сопоставимый вид приведение разновременных затрат и результатов к одному
Показатели эффективности функционирования ТПС
Оценки деловой (коммерческой) активности субъектов ТПС «— —► Обеспечения финансовой результативности деятельности ТПС
1. Рентабельность продаж. 2. Прибыль на 1 работника. 3. Прибыль на один договор. 4. Темпы роста прибыли
1. Доля субъекта ТПС в общем объеме экспорта. 2. Объем экспортных поставок на 1 м2 торговой площади. 3. Средний объем экспортных поставок субъекта ТПС, приходящийся на 1 договор. 4. Прибыль на 1 м2 торговой площади. 5. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов. 6. Коэффициент готовности к поставке. 7. Доля переходящих остатков нереализованной продукции в общем объеме экспортных поставок субъекта ТПС
—► Определения уровня удовлетворения спроса и обслуживания покупателей
1. Индекс физического объема экспортных поставок субъекта ТПС. 2. Степень удовлетворения спроса. 3. Степень оседания товаров в запасах. 4. Степень обновления ассортимента товаров
Необходимые условия эффективного функционирования аграрной ТПС за рубе-
Обязательные: ограничение сроков возврата валютной выручки в соответствии с законодательством страны; представление собственным субъектом ТПС информации по запросам руководителей загранучреждений Республики Беларусь, аккредитованных в регионах их деятельности; координация собственным субъектом ТПС своей деятельности, связанной с продвижением белорусских товаров, с загранучреждениями страны, аккредитованными в регионах их деятельности Рекомендательные: регион деятельности субъекта ТПС; допустимые ограничения реализации субъектом ТПС товара (продукции) производителя другому субъекту предпринимательской деятельности для его дальнейшей перепродажи; допустимая цена на реализуемый субъектом ТПС товар (продукцию) производителя; возможность формирования субъектом ТПС заявок на производство и поставку товара (продукции) производителя, а также установления минимальных объемов продаж и специальных условий реализации товаров (продукции) производителя; осуществление маркетинговых исследований в данном регионе деятельности
Рисунок 1 - Методика оценки эффективности субъектов аграрной товаропроводящей системы за рубежом (Примечание. Рисунок выполнен автором на основании собственных исследований)
При этом основными задачами являются:
- осуществление планирования рыночной стратегии субъектов ТПС для прогнозирования экономических и финансовых результатов;
- определение объема затрат, влияющих на результаты коммерческой деятельности субъектов ТПС;
- определение возможностей поиска оптимального соотношения между результатами сбытовой деятельности и затратами на нее;
- расстановка приоритетов при выборе наиболее эффективных способов, методов и стратегий продвижения сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия на рынок.
Оценку деятельности аграрной товаропроводящей системы за рубежом целесообразно проводить на основе соблюдения обязательных и рекомендательных условий, а также следующих методологических принципов:
- наиболее полного учета всех составляющих затрат производственного, коммерческого характера и финансового результата;
- сравнения с базовым периодом, за который может быть принят определенный временной отрезок (месяц, квартал, полугодие, год);
- приведения затрат и результатов в сопоставимый вид оценки;
- приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени.
При разработке методики нами использована трехуровневая система показателей, характеризующая: оценку деловой (коммерческой) активности субъектов ^ финансовую результативность деятельности ТПС ^ определение уровня удовлетворенности спроса и обслуживания покупателей. Первая группа характеризует потенциал субъекта хозяйствования; вторая - позволяет оценить доходы и отражает выбранную стратегию развития субъектов аграрной товаропроводящей сети; третья - отражает уровень удовлетворенности спроса покупателей (розничных и оптовых) и качество их обслуживания.
Разработанная методика включает статические показатели экономической результативности. Поэтому нами для достоверности и обобщения полученных результатов предлагается учитывать и ее динамический аспект. Это обусловлено следующим:
- характеристики экономических процессов субъектов ТПС не остаются неизменными во времени;
- разные варианты стратегий развития товаропроводящей сети имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат;
- существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие влияние на эффективность принятия управленческих решений.
По результатам наших исследований, методику можно использовать на стадии планирования стратегии развития субъектов ТПС для прогнозирования экономических результатов; выбора наиболее эффективного канала и метода реализации продукции; оценки результативности по окончанию определенного периода (месяца, квартала, года).
Источники
1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 августа 2011 г., №342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. -№ 1/12739.
2. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 мая 2011 г., № 656 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - №5/33840.
3. Положение о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 декабря 2013 г., № 1137 // Нац. прав. Интернет-портал Респ. Беларусь, 28.12.2013, 5/38216.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Кондратенко С.А., к.э.н, докторант, Бубен С.Б., соискатель Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Введение. Устойчивое развитие национального и региональных рынков является важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности, основой сохранения суверенитета, экономической и социальной стабильности государства. На региональном
уровне создаются объективные предпосылки устойчивости развития, с одной стороны, вследствие производственной специализации территорий, обусловленной биоклиматическими, инновационными, экономическими, демографическими факторами, формируются