Научная статья на тему 'Методические аспекты устойчивости региональной продовольственной безопасности'

Методические аспекты устойчивости региональной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты устойчивости региональной продовольственной безопасности»

При этом основными задачами являются:

- осуществление планирования рыночной стратегии субъектов ТПС для прогнозирования экономических и финансовых результатов;

- определение объема затрат, влияющих на результаты коммерческой деятельности субъектов ТПС;

- определение возможностей поиска оптимального соотношения между результатами сбытовой деятельности и затратами на нее;

- расстановка приоритетов при выборе наиболее эффективных способов, методов и стратегий продвижения сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия на рынок.

Оценку деятельности аграрной товаропроводящей системы за рубежом целесообразно проводить на основе соблюдения обязательных и рекомендательных условий, а также следующих методологических принципов:

- наиболее полного учета всех составляющих затрат производственного, коммерческого характера и финансового результата;

- сравнения с базовым периодом, за который может быть принят определенный временной отрезок (месяц, квартал, полугодие, год);

- приведения затрат и результатов в сопоставимый вид оценки;

- приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени.

При разработке методики нами использована трехуровневая система показателей, характеризующая: оценку деловой (коммерческой) активности субъектов ^ финансовую результативность деятельности ТПС ^ определение уровня удовлетворенности спроса и обслуживания покупателей. Первая группа характеризует потенциал субъекта хозяйствования; вторая - позволяет оценить доходы и отражает выбранную стратегию развития субъектов аграрной товаропроводящей сети; третья - отражает уровень удовлетворенности спроса покупателей (розничных и оптовых) и качество их обслуживания.

Разработанная методика включает статические показатели экономической результативности. Поэтому нами для достоверности и обобщения полученных результатов предлагается учитывать и ее динамический аспект. Это обусловлено следующим:

- характеристики экономических процессов субъектов ТПС не остаются неизменными во времени;

- разные варианты стратегий развития товаропроводящей сети имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат;

- существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие влияние на эффективность принятия управленческих решений.

По результатам наших исследований, методику можно использовать на стадии планирования стратегии развития субъектов ТПС для прогнозирования экономических результатов; выбора наиболее эффективного канала и метода реализации продукции; оценки результативности по окончанию определенного периода (месяца, квартала, года).

Источники

1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 августа 2011 г., №342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. -№ 1/12739.

2. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 мая 2011 г., № 656 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - №5/33840.

3. Положение о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 декабря 2013 г., № 1137 // Нац. прав. Интернет-портал Респ. Беларусь, 28.12.2013, 5/38216.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Кондратенко С.А., к.э.н, докторант, Бубен С.Б., соискатель Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Введение. Устойчивое развитие национального и региональных рынков является важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности, основой сохранения суверенитета, экономической и социальной стабильности государства. На региональном

уровне создаются объективные предпосылки устойчивости развития, с одной стороны, вследствие производственной специализации территорий, обусловленной биоклиматическими, инновационными, экономическими, демографическими факторами, формируются

конкурентные преимущества товаропроизводителей, с другой - решаются проблемы эффективной занятости и получения доходов, достаточных для повышения уровня и качества жизни населения [1, 2].

В этой связи, устойчивое и сбалансированное функционирование регионального продовольственного рынка должно рассматриваться в контексте его роли и значения в обеспечении продовольственной безопасности и независимости государства в соответствии с важнейшими положениями Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь [3].

Мониторинг продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях выполняется ежегодно, технология его проведения автоматизирована в виде информационной системы, представляющей собой интегрированную информационную среду с удаленным доступом, которая разработана Институтом системных исследований совместно с Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси [prod.refor.by]. Входная информация для расчета показателей мониторинга водится с удаленных рабочих мест в регионах корреспондентами посредством специального программного и методического обеспечения.

Методы исследования. Применительно к социально-экономическим условиям регионов республики разработана методика комплексной оценки устойчивости продовольственного рынка, основанная на использовании следующих критериев: адаптивность к изменению факторов внешней среды, самообеспечение жизненно важными видами продовольствия, отсутствие угроз безопасности, соответствие динамики уровня и структуры производства тенденциям потребительского спроса, оптимальная долгосрочная пропорциональность спроса и предложения на продуктовых рынках [2].

Оценка потенциала устойчивости региональных продовольственных рынков выполняется на основе базовых индикаторов:

I группа - нерегулируемые условия (сравнительный уровень биоклиматического потенциала; степень пригодности земель для ведения с.-х. производства; уровень экологической безопасности землепользования и др.);

II группа - частично регулируемые условия (индекс балла плодородия почв пахотных земель; сравнительная обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами);

III группа - регулируемые условия (уровень социальной стабильности в регионе; удельный вес рентабельных с.-х. организаций в общей их численности; уровень развития

конкурентной среды продовольственного рынка; темп роста реальных денежных доходов населения и др.).

Строится аналитическая модель сбалансированности региональных продуктовых рынков по спросу и предложению, оценивается соответствие состояния рыночного равновесия границам устойчивости, в пределах которых отсутствует угроза продовольственной безопасности (формула 1).

P ={Pl, P2 — pг }, (1)

где рг - уровень собственного производства продовольствия в г- м году;

Система устойчива если множество значений показателя множество

V P < р < P

v г 1 kr — У г — 1 opt э

где Pkr - критический уровень собственного производства, обеспечивающий продовольственную безопасность, Popt - оптимистический уровень собственного производства, обеспечивающий продовольственную безопасность и устойчивости продовольственной системы [2].

Для определения величины потенциального дефицита продовольствия и сырья (угрозы безопасности) в регионе, вызванного нестабильностью сельскохозяйственного производ-

ства Di, использовать формулу 2: D = (P . - P )/P 100 % ,

г \ min i Kpi ) Kpi '

(2)

где

- минимальный объем производства

/-го вида продовольствия в регионе, тыс. т.

Результаты исследования. Оценка продовольственной безопасности на региональном уровне позволила выявить следующие факторы:

потенциал устойчивости продовольственного рынка (табл. 1)

- отрицательное влияние на устойчивость продовольственного рынка Гомельской и Мо-гилевской областей оказывает низкий уровень экологической безопасности землепользования -54,0 и 77,0% соответственно;

- показатель обеспеченности сельского хозяйства Могилевской, Витебской, и Минской областей трудовыми ресурсами на 26,2, 6,5, и 4,2% ниже среднего по республике. Витебская область имеет наименьший по сравнению с другими регионами республики уровень плодородия пахотных земель 85,0%;

- уровень рентабельности сельскохозяйственной деятельности субъектов недостаточен для ведения расширенного воспроизводства. В Брестской области он составил - 40,1%, Витебской -19,7, Гомельской - 26,2, Гродненской - 43,0,

Минской - 25,8, Могилевской - 29,3% по отношению к оптимальному уровню (40,0%);

- комплексный показатель устойчивости продовольственного рынка равен для Брестской области - 1,033, Гродненской - 1,062, что свидетельствует о способности реализовать стратегию

устойчивого развития и создать условия для роста уровня жизни населения. Витебская область со значением 0,917, Гомельская - 0,927, Моги-левская - 0,935 и Минская 0,964 сохраняют потенциал роста АПК и могут обеспечить достаточный уровень питания населения;

Таблица 1 - Потенциал устойчивости продовольственного рынка регионов республики, средний

уровень 2010-2012 гг.

Показатель Область

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилев-ская

Индекс биоклиматического потенциала 1,053 0,937 1,050 0,984 0,993 0,992

Индекс продолжительности земледельческого периода 1,078 0,906 1,054 1,045 0,989 0,957

Индекс обеспеченности земельными ресурсами 0,953 0,893 0,850 1,269 0,801 1,086

Индекс степени пригодности с.-х. земель 0,944 0,887 0,962 0,921 0,925 0,925

Индекс экологической безопасности землепользования 0,930 1,000 0,540 0,970 0,970 0,770

Интегральный индекс I группы факторов 0,992 0,925 0,891 1,038 0,936 0,946

Индекс балла плодородия почв пахотных земель 1,022 0,850 0,971 1,106 1,054 1,016

Индекс обеспеченности трудовыми ресурсами 1,271 0,935 0,958 1,123 1,004 0,738

Интегральный индекс II группы факторов 1,146 0,893 0,964 1,115 1,029 0,877

Индекс энерговооруженности труда в с.-х. 0,899 1,044 0,973 1,012 1,048 1,018

Индекс социальной стабильности 1,033 1,033 1,033 1,034 1,036 1,034

Индекс среднедушевого дохода 0,836 0,889 0,832 0,943 0,937 0,878

Индекс доли рентабельных с.-х. организаций 1,906 1,927 1,909 1,936 1,863 1,926

Индекс уровня рентабельности с.-х. деятельности 0,401 0,197 0,262 0,430 0,258 0,293

Индекс развития конкурентной среды 0,957 0,957 0,957 0,957 0,957 0,957

Индекс роста реальных доходов населения 1,038 1,045 1,050 1,036 1,059 1,059

Индекс самообеспечения региона зерном 1,483 1,262 1,124 2,069 1,116 1,562

Индекс роста физического объема с.-х. продукции 1,052 1,047 1,056 1,025 1,036 1,059

Индекс уровня производства с.-х. продукции 0,949 0,989 1,035 0,930 1,034 1,101

Интегральный индекс III группы факторов 0,971 0,935 0,926 1,036 0,929 0,987

Комплексный показатель устойчивости 1,033 0,917 0,927 1,062 0,964 0,935

Примечание. Таблица составлена и рассчитана авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

достигнутый уровень продовольственной безопасности (табл. 2)

- при дифференцированном уровне самообеспеченности регионов продовольствием, в целом по республике критический объем потребности в зерне превышен на 40,0%, сахарной свекле - 300,2, картофеле - 10,0, овощах -67,0, мясе - 56,0, молоке - на 47,0%;

- сохраняется достаточно высокий потенциал угрозы дефицита зерна в Витебской -41,9%, Минской - 58,0, Гомельской - 42,2, Мо-гилевской - 27,5, Брестской области - 18,5%.

Комплексное применение указанных подходов позволяет измерить потенциал устойчивости регионального продовольственного рынка, выявить деструктивные и стабилизационные факторы, квантифицировать угрозы безопасности, оценить устойчивость удовлетворения потребности населения в жизнеобеспечивающих продуктах питания; выполнить прогноз сбалансированности продуктовых рынков по спросу и предложению.

Установлено, что для обеспечения устойчивости системы регионального продовольственного рынка, находящейся под воздействием сложного комплекса природно-климатических и социально-экономических факторов, необходим адекватный механизм государственного регулирования, позволяющий использовать преимущества и нейтрализовать негативное влияние внешней среды.

Направления обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне включают:

- гарантированное обеспечение населения качественными продуктами питания в количестве, соответствующем медицинским нормам потребления;

- развитие конкурентной среды на основе установления баланса экономических интересов субъектов;

- формирование современной рыночной инфраструктуры, адекватной уровню развития АПК региона и требованиям внешнего рынка;

- повышение конкурентоспособности отечественной продукции при целенаправленном замещении импорта;

- создание транспарентных инструментов стабилизации конъюнктуры продовольственного рынка;

- упреждение и страхование коммерческих рисков субъектов посредством планирования и прогнозирования устойчивости регионального рынка.

Таблица 2 -Уровень региональной продовольственной безопасности Беларуси

Продукт Область Республика Беларусь

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская

Объем потребности по критическому уровню безопасности, тыс. т

Зерно 780-850 780-850 860-940 690-750 1680-1840 710-770 5500-6000

Сахарная свекла 180-210 - - 150-200 400-460 - 1300-1500

Картофель 850-920 850-920 940-1010 760-820 1840-1990 780-840 6000-6500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овощи 110-140 110-140 120-150 100-130 260-310 100-130 800-1000

Мясо (ж. в.) 130-140 130-140 140-160 100-120 280-310 120-130 900-1000

Молоко 590-640 590-630 660-700 510-550 1300-1380 550-600 4200-4500

Самообеспеченность по критическому уровню безопасности, 2011-2013 гг., %

Зерно 1,20 1,23 1,09 1,96 0,83 1,51 1,40

Сахарная свекла 9,20 - - 9,80 3,26 - 3,02

Картофель 1,31 0,66 1,17 1,23 0,73 0,94 1,10

Овощи 1,31 1,06 0,93 1,14 0,77 1,05 1,67

Мясо (ж. в.) 1,39 1,27 1,03 1,93 0,77 1,10 1,56

Молоко 1,51 1,18 1,09 1,55 0,74 1,12 1,47

Устойчивость собственного п роизводства, 1995-2013 гг., %

Зерно 64,8 51,3 62,5 72,6 54,6 57,2 55,7

Сахарная свекла 76,1 - - 61,0 53,9 - 91,3

Картофель 74,0 68,3 66,2 78,1 73,8 82,8 81,3

Овощи 37,5 50,4 53,2 48,8 70,3 58,5 46,1

Мясо (ж. в.) 78,1 83,2 72,9 82,3 78,3 72,9 70,3

Молоко 71,5 74,1 86,0 89,2 86,0 89,7 79,9

Потенциальная угроза дефицита продовольствия, 1995-2013 гг., %

Зерно 18,5 41,9 42,2 -20,0 58,0 27,5 33,7

Сахарная свекла -93,3 - - -121,3 42,5 - 22,2

Картофель -33,6 21,2 7,3 -62,9 10,8 -12,3 -15,7

Овощи 3,6 9,0 -0,8 23,0 18,1 3,0 6,4

Мясо (ж. в.) -23,9 -18,7 20,7 -65,0 30,7 20,8 7,4

Молоко -25,4 9,5 9,5 -51,8 24,2 -1,4 -6,9

Примечание. Таблица составлена и рассчитана авторами по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Учитывая, что уровень производства зерновых в регионах республики нестабилен по годам, целесообразно использование «эффекта урожайных лет» в целях формирования государственного резервного фонда. Минимальный уровень регионального резервного фонда предлагается формировать в объеме, необходимом для предупреждения угрозы продовольственной безопасности, а максимальный - для осуществления интервенционного вмешательства (табл. 3).

Заключение. Результаты выполненного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В Республике Беларусь региональ-

ные аспекты продовольственной проблемы сконцентрированы в областях, различающихся по емкости потребительского рынка, экономическому потенциалу, природно-климатическим условиям сельскохозяйственного производства и его специализации, экологии и ряду других специфических признаков. Поскольку разделение труда в масштабе государства должно обеспечивать продовольственную, сырьевую безопасность и иметь экспортную ориентацию, конечным оценочным критерием при обосновании направлений формирования регионального продовольственного рынка является конкурентоспособность продукции.

Таблица 3 - Инструменты стабилизации регионального продовольственного рынка

Инструмент Задачи Необходимые методики

Формирование и использование регионального резервного фонда продовольствия Формирование стратегических запасов продовольствия Сглаживание сезонных колебаний предложения Развитие конкурентной среды продуктовых рынков Создание информационно-методической базы мониторинга Уровень резервного фонда по товарной группе Rmax рассчитывается по формуле R max = ОРср /РОУПБ , где ОРср - среднее отрицательное отклонение объема производства продукции в регионе от оптимистического уровня; РОУПБ - потребность региона по верхней границе оптимистического уровня продовольственной безопасности

Создание страховых запасов на случай возникновения угроз продовольственной безопасности Упреждение угроз продовольственной безопасности, связанных с неустойчивостью с.-х. производства Страхование рисков субъектов регионального рынка Минимальный уровень страховых запасов по продуктовой группе КС™ определяется по формуле RCmin = DR ср /РКУПБ , где DRq, - среднее отрицательное отклонение объема производства в регионе от нижней границы критического уровня продовольственной безопасности; РКУПБ - объем потребности по нижней границе критического уровня безопасности

Применение срочных контрактов Прогнозирование цен на продовольствие и сырье на оптовом рынке Страхование рисков, связанных с изменением конъюнктуры Стоимость срочного контракта на покупку продовольствия Сс рассчитывается по формуле с. = Цф ♦ Цф 360 • где Цф - цена на товар на физическом рынке, П -банковский процент по депозитам, процент на страхование, хранение, транспортировку, уплаченный оптовому рынку; Д - число дней до окончания контракта; Кр - поправочный коэффициент коммерческого риска субъектов оптового рынка

Примечание. Таблица составлена авторами по результатам собственных исследований.

2. Сбалансированность продовольственного рынка в условиях нестабильности внешней среды обеспечивается действием механизмов государственного регулирования. При этом методы вмешательства в рыночную систему должны отвечать следующим требованиям: рациональное сочетание инструментов стратегического регулирования и оперативной стабилизации; учет региональных особенностей; эффективность, адекватность используемых инструментов требованиям рыночной экономики; соответствие принципам устойчивого развития.

Источники

1. Гусаков, В.Г. Факторы и механизмы устойчивого экономического развития сельского хозяйства /

B.Г. Гусаков // Весщ Нацыянальнай акадэми на-вук Беларусь Сер. аграрных навук. - 2013. - № 3. -

C. 9-29.

2. Ильина, З.М. Глобальные проблемы и устойчивость национальной продовольственной безопасности. В 2 кн. Кн. 1 / З.М. Ильина. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. - 211 с.

3. Концепция национальной продовольственной безопасности. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 96 с.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРОДУКЦИИ В БЕЛАРУСИ

Расторгуев П.В., к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований

в АПК НАН Беларуси

Эффективное управление продовольственной безопасностью страны и устойчивое развитие национальной продовольственной системы и в условиях глобализации мирового рынка предполагают формирование действенного механизма регулирования качества сель-

скохозяйственной продукции, главными задачами которого являются обеспечение производства безопасной для здоровья человека продукции, а также динамичное улучшение ее потребительских свойств с учетом постоянно возрастающих требований потребителей. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.