МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 377.5
Н.Ю. Волгина
Преподаватель
Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФГОС СОО
Аннотация
Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования требует от образовательных учреждений разработки соответствующих рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин.
Ключевые слова
Интеграция в обучении, среднее профессиональное образование
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования [1]. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.68, п.3).
Общеобразовательная подготовка является необходимой основой формирования общеучебных, культурных и профессиональных компетенций обучающихся колледжей и должна способствовать качественной реализации программ профессиональной подготовки.
Реализация ФГОС СПО-3 ориентирует каждого преподавателя на обучение, ориентированное на формирование и развитие компетенций и делает необходимым отбор технологий, методов, средств, направленных на формирование компетенций и их оценку.
Учебный предмет «Русский язык и литература» является частью обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как вид искусства - это творческо-эстетическая деятельность человека, воссоздающая картину мира (или человеческого сознания) в художественно-образных формах посредством языка. Отличительной чертой данного рода деятельности является язык, поэтому сегодня актуальным является вопрос о возможности интеграции русского языка и литературы как учебных дисциплин.
Интеграция в обучении - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы с целью формирования целостного представления о мире.
Интеграция предметов - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает в том числе овладение ими комплектом универсальных человеческих ценностей.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070 ФГОС среднего общего образования предполагает общие требования к предметным результатам. При сравнении образовательных результатов Примерных программ двух дисциплин были выявлены соответствия личностных, метапредметных и предметных компетенций (Таблица 1).
Таблица 1
Система соответствий образовательных результатов в примерных программах учебных дисциплин «Русский язык и литература. Русский язык» и «Русский язык и литература. Литература»
Русский язык
Литература
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков Л1; осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов Л2;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов (Л6);
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Л7;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности (Л4);
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства М2; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка П9.
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы (М1);
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности М4;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (Л3);
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности М6, в том числе учебно-исследовательской и проектной
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М2); умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности (М3); владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания (М4);
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом М1;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним (П1); сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (П2);
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью П3;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью (П3);
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров П5;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров (П5);
способность выявлять в текстах темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях П8;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях (П8);
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения П2;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания (П9);
сформированность представлений о системе стилей языка П6
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы (П10)
При сравнении основных видов деятельности также была выявлена устойчивая связь между двумя дисциплинами (Таблица 2).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 2
Система соответствий видов деятельности в примерных программах учебных дисциплин «Русский язык и литература. Русский язык» и «Русский язык и литература. Литература»
Литература Русский язык
чтение (понимание) художественных текстов, в том числе выразительное наизусть чтение и письмо
аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы создание устных высказываний
аналитическая работа с текстами художественных произведений лингвостилистический анализ текста, в том числе и с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности, употребления языковых средств
работа с источниками информации поиск информации; извлечение информации из разных источников, преобразование информации
подготовка докладов и сообщений; выступление на семинаре выступление перед аудиторией
конспектирование, написание сочинения; проектная и учебно-исследовательская работа создание устных и письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи
самооценивание и взаимооценивание самооценивание и взаимооценивание
Таким образом, основными видами деятельности являются похожие учебные действия. И в литературе и в русском языке представлены все виды речевой деятельности, познавательно-информационная деятельность, создание устных и письменных высказываний, анализ текстов и т.д. Творческая группа преподавателей посчитала возможным предпринять попытку создания интегрированной программы. В таблице 3 представлена попытка интегрирования некоторых тем двух дисциплин.
Таблица 3
Попытка интегрирования некоторых тем и разделов двух дисциплин
Литература Русский язык Формы и методы организации ОП
Раздел 1 Введение в литературу Тема 1. 1 Восемь веков русской литературы. Стартовая диагностика обучающихся Введение в предметное содержание дисциплины «Русский язык». Стартовая диагностика обучающихся Тема 1.1. Литературный язык и речь. Тема 1.2 Разновидности речи. Тема 1.5 Языковые нормы. Современное состояние русского языка. Контрольное занятие (ТРК №1). Дискуссия Конспектирование Семинар
Раздел 2 Русская литература первой половины XIX века Тема 2.1 Текст и его строение. Тема 2.2. Основные виды переработки текста. Изобразительно-выразительные средства языка Подготовка сообщений Анализ текстов
Раздел 3 Русская литература второй половины XIX века Островский, Чехов -драматургия Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Достоевский, Толстой - проза Тютчев, Фет, Некрасов - поэзия Тема 2.7 Типы речи. Тема 3.1 Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, разговорный. Лексика. Синтаксис. орфография и пунктуация. Контрольное занятие (ТРК №2). Решение ситуационных задач Дискуссия Конспектирование Анализ текстов Написание сочинений, изложений Подготовка рефератов Решение ситуационных задач
Раздел 4. Русская литература рубежа XIX-XX веков Публицистика. Бунин, Куприн, Горький Публицистический стиль речи. Контрольное занятие (ТРК №4) Ролевая игра «Конкурс ораторов» Конспектирование Анализ текстов Написание сочинений Подготовка рефератов Ролевая игра
Раздел 5. Поэзия Серебряного века Модернизм. Публицистика. Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак, Ахматова, Цветаева Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Дискуссия Конспектирование Анализ текстов Написание сочинений, изложений Подготовка рефератов
Таким образом, исследование показало, что процесс интеграции - очень трудоемкий и кропотливый, и на данном этапе мы предлагаем остановиться на раздельном ведении данных дисциплин, выделив каждую в отдельный раздел рабочей программы. Однако интеграцию можно использовать при разработке средств оценки образовательных результатов. В особенности это касается инновационных методов аттестации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Характерными особенностями инновационных методов оценки являются комплексность и функциональность, междисциплинарность и проблемно-деятельностная направленность. Данный вид деятельности является одним из видов работы с одаренными студентами.
К инновационным способам оценки можно отнести: стандартизированные тесты, деловые и ролевые игры, кейс-метод, метод проектов, портфолио и др.
Примером может служить организация проектной деятельности в группе 1 курса СПО специальности «Гостиничный сервис». Название проекта - «Традиции гостеприимства в русской литературе». Сроки разработки проекта: октябрь 2016 - июнь 2017. Обучающиеся объединяются в группы по 2-4 человека, собирают материал об особенностях гостеприимства в определенную эпоху, выявляют, как эта тема представлена в художественных произведениях данного периода (круг произведений обсуждается с преподавателем). В результате учебные материалы систематизируются и презентуются сначала на уроке, затем на Научно-практической конференции колледжа (в феврале-марте). Окончательный вариант проекта представляется на семинаре в конце года.
Список использованной литературы:
1. Волгина Н.Ю. Проблемы организации работы с одаренными студентами. Современные вопросы науки и образования - XXI век. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 32-33.
2. Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Оценка результатов образования. [Текст] /Учебное пособие/ -ЧелябинскЮУрГУ - 2012.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.68, п.3.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» - М.: Минобрнауки России, 2014.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
6. Система средств оценки развития готовности исполнять общие компетенции как инструмент подготовки специалистов среднего звена. Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции. - Самара, 2014. С. 73-78.
© Волгина Н.Ю., 2016
УДК 371.48
А.А.Гаврилюк,
учитель географии МБОУ СОШ №2
г.Голицино, Московская область
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных технологий в школе, определяются подходы к решению вопроса о здоровьесберегащей образовательной технологии. Решение данной задачи носит комплексный характер. Приводятся факторы, позволяющие успешно решить поставленную задачу.