Научная статья на тему 'Формы контроля, учета и оценки компетенций'

Формы контроля, учета и оценки компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2102
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода. В статье анализируются формы контроля, учет и оценка компетенций и рассмотрены разнообразные виды контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы контроля, учета и оценки компетенций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 37

Хайбулаев М.Х.

К.п.н., профессор ФГБОУ ВО «ДГПУ» г. Махачкала, Российская Федерация Феталиева Л.П.

К.ф.н., ст. препод. ФГБОУ ВО «ДГПУ» г. Махачкала, Российская Федерация E-mail: laura-p888@mail.ru

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, УЧЕТА И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

В статье анализируются формы контроля, учет и оценка компетенций и рассмотрены разнообразные виды контроля.

Ключевые слова:

компетенция, компетентность, компетентностный подход, ожидаемые результаты, контроль, оценочные

средства, образовательная программа.

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС ВПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования.[5]. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного раннее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством. Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Поэтому отличительной особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины (модуля), является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения дисциплины (модуля) в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированию у обучающихся компетенций того, что они смогут делать из сферы социальной и будущей профессиональной деятельности после завершения данной дисциплины. Т.е., заявленные результаты обучения являются основой для аргументированного и обоснованного отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплины (модуля), форм и методов преподавания,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

средств и процессов оценивания результатов. Соответствие заявленных результатов и реальных достижений обучающихся устанавливается с помощью оценочных средств их аттестации, описание которых является неотъемлемой частью программы.

Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины(модуля) выбора адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания, форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов.

Согласно ФГОС ВПО и международным документам в области высшего образования можно выделить два метода оценивания:

- метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфолио, аттестация, тест и т.д.), проводящиеся непосредственно в ходе образовательного процесса;

- метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, показатели отсева и трудоустройства обучающихся и т.д.).

Неотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы (далее ООП-ВПО) является оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) ООП ВПО результаты обучения в формате знаний, умений и навыков. [2].

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При таком подходе изменяется и функция оценивания компетентностно-ориентированной ООП ВПО, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития. (Т.е. функция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях обучающегося как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата). Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций. Результаты оценки должны быть выражены количественно, независимо от содержания компетенции и от того, насколько просто или сложно компетенции поддаются оцениванию.[4].

Другими словами при компетентностном обучении важными становятся:

- компетенции как результат образования;

- образовательные технологии как способ их формирования;

- оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования (в терминах компетенций). Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения — компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП ВПО).

Однако и в течение всего периода обучения необходимо предусматривать, располагая равномерно и последовательно в ООП ВПО, отдельные формы учебной работы и соответствующие процедуры оценки, направленные именно на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, т.е. компетенций. В сочетании с традиционными фундаментальными курсами, создающими необходимую теоретическую основу данного уровня образования, эти формы и процедуры способствуют выработке стереотипов профессионального поведения в различных ситуациях, с которыми выпускник в дальнейшем столкнется на практике.

Исходя из этого, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

из зарубежной практики или иных образовательных систем (общее и среднее профессиональное образование) адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике.

Оценочные средства (ОС) - контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля, направленные на измерение степени сформированности компетенции как в целом, так и отдельных ее компонентов.

Контрольно-измерительные материалы могут иметь разное функциональное назначение:

- устанавливается качество образовательной программы (интернет-тестирование обучающихся в ходе аттестации вуза);

- выявляется динамика освоения всех видов учебной деятельности обучающегося, включая практики, научно-исследовательскую работу и др.;

- организуется самоаттестация и самопроверка обучающимся своего уровня освоения знаний;

- проводится аттестация обучающихся, которые переводятся из других вузов, в том числе зарубежных, или восстанавливаются.

Приступая к разработке комплекса оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО, необходимо помнить о двух принципиальных моментах:

1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП ВПО, должны быть разработаны для проверки степени формирования компетенций;

2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.

Формы контроля должны еще более чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю направлять деятельность обучающегося в необходимое русло. Однако следует помнить, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины: компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося. Достоверность и сопоставимость оценок достигается за счет учета следующих факторов:

-дидактико-диалектической взаимосвязи результатов образования и компетенций; различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности обучающихся;

- формирование и развитие компетенций через усвоение содержания образовательных программ, самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями;

- необходимость оценивания компетенций в квазиреальной деятельности при условии максимального приближения к ситуации будущей практики;

- использование индивидуальных и групповых оценок, взаимооценки (рецензирование работ друг друга, взаимное оппонирование проектов, исследовательских и дипломных работ, экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей, работодателей и др.);

- анализ достижений по итогам оценивания с выявлением положительных и отрицательных индивидуальных и групповых результатов и направлений развития.

Оценивание должно быть:

- валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям учебной дисциплины);

- надежным (необходимо использовать единообразные согласованные критерии или стандарты);

- справедливым (обучающиеся должны иметь равные возможности добиться

успеха);

развивающим (фиксировать, что могут обучающиеся и как им улучшить свои результаты).

Мотивационно-ценностный - характер мотивации и активности, осознание личной и общественной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельностно-практический - способность соотнесения индивидуальных особенностей и профессиональных требований к профессии, владение основными приемами работы.

Во многих европейских странах для описания образовательных программ используется классификация (таксономия) Блума, в которой он предложил классификацию мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов до процесса анализа и оценки. Поскольку Таксономия Блума обеспечивает готовую структуру и список глаголов, можно утверждать, что ее использование - это ключ к успешному написанию результатов обучения: знание, понимание, применение (умение), анализ, синтез, оценка. Она включает шесть категорий обучения, характеризующих уровень приобретаемых компетенций: знание, понимание, умение, анализ, синтез, оценивание. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающихся работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Например, чтобы обучающийся мог применить знания (уровень 3), он должен иметь необходимую информацию (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2).

- Первые две категории характеризуют уровень освоения знаний. Остальные четыре относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. Данные категории соответствуют содержанию уровней образования в Европейской квалификационной рамке (ЕКР).

Знание можно определить, как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести перечислить, проанализировать, установить, категоризировать' запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить' ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить

Понимание может определено, как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию.

Понимание

Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.

Применение может быть определено как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем.

Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать,

проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать

Анализ может быть определен, как способность разбивать информацию на составляющие, например искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры).

Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070 Синтез можно определить, как способность соединять части в целое.

Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, персмотреть, переписать, наладить, обобщить.

Оценка может быть определена, как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).

Как видно, глаголы, используемые в вышеупомянутых шести категориях, не являются уникальными для какой-либо из них. Некоторые глаголы приводятся в нескольких категориях.

В качестве примера приведем таблицу, составленную из отечественных разработок, в которых уровневый системный подход описания достижений обучающихся позволил сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Уровни учебных целей Конкретные действия обучающихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1.Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. - объясняет факты, правила, принципы; - преобразует словесный материал в математические выражения; - предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. Предварительно требует: ЗНАНИЯ

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. - применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; - использует понятия и принципы в новых ситуациях. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. - вычленяет части целого; - выявляет взаимосвязи между ними; - определяет принципы организации целого; - видит ошибки и упущения в логике рассуждения; -проводит различие между фактами и следствиями; - оценивает значимость данных. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ

5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. - пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; - предлагает план проведения эксперимента или других действий; - составляет схемы задачи. - Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, АНАЛИЗА

6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. - оценивает логику построения письменного текста; - оценивает соответствие выводов имеющимся данным; - оценивает значимость того или иного продукта деятельности. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, АНАЛИЗА, СИНТЕЗА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений (ответов) или не имеющих на сегодня признанных решений (ответов).

Чем выше уровень неопределенности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень социального нормирования (содержание задания нормировано, а на ответ нормирование может не распространяться). Напротив, чем ниже уровень неопределенности, выше детерминированность (ниже сложность, выше однозначность ответа) оценочного средства, тем меньше степень нормирования (оно касается и содержания задания, и ответа на него). При реализации инновационных технологий контроля качества компетенций для каждого оценочного средства должен быть выбран определенный критерий оценивания, определяющий степень соответствия заданной норме. Таким образом, формулируются требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций, а именно:

- интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

- проблемно-деятельностный характер;

- ориентация на и применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);

- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

- экспертиза в профессиональном сообществе;

- связь критериев с планируемыми результатами.

Список использованной литературы

1. Бермадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования. /Народное образование, 2013, №1.

2. Гитман Н.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза./ Высшее образование в России, 2012, №4.

3. Могилев А.В., Ткачева Н.М. Как измерить компетенции? / Народное образование, 2013, №7.

4. Сидорова С.Н. Проблема оценивания компетенций у студентов в контексте введения ФГОС ВПО третьего поколения./ Инновация в образовании, 2013, №9.

5. Юдин В.В. Образовательный результат./Педагогическая технология, 2008, №8.

© Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П., 2016

УДК 372.8:330.8

М.А.Шипоша

студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

E-mail: mshiposha@gmail.com А.В. Махова - научный руководитель канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕНЕНИЕ ФРЕЙМ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение фрейм - технологии. Технология фреймового обучения представляет собой изучение учебного материала, структурированного определенным образом, в специально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.