Научной новизной работы является создание адаптивной обучающей системы, поддерживающей групповое обучение.
Таким образом, внедрение программного обеспечения АОС, по нашему мнению, обеспечит рост качества и эффективности образовательного процесса. В связи с этим, на кафедре тактики и общевоенных дисциплин Военного института (инженерно-технического) ведется дальнейшая работа по формированию программных баз знаний по учебным дисциплинам.
Список литературы
1. Ивлева Е.В. Разработка и исследование интеллектуальных контролирующих систем с настраиваемой нечеткой экспертной подсистемой выставления оценок: Диссертация к.т.н.: 05.13.11 / Е.В. Ивлева Е.В.- Рязань, 2004.- 173 с.
2. Добряков А.А. Экспертно-аналитический метод оценки качества образовательных систем на основе нечетко-множественного подхода / А.А. Добряков, В.М. Милова // Качество. Инновации. Образование, 2007.- С. 36 - 41.
3. Кравченко Ю.А. Моделирование познавательных стилей на основе свойств интеллектуальных агентов / Ю.А. Кравченко // Сборник трудов V Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование».- М.: МГУ им. Н.В.Ломоносова, 2010, С. 85 - 95.
4. Добряков А.А. Тенденции и современные подходы к компетентностной подготовке специалистов технического профиля/ А.А. Добряков // Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования».- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 56 с.
5. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: некоторые итоги и перспективы / Г.В. Рыбина // Искусственный интеллект и принятие решений, 2008. С. 22 - 46.
6. Гарнаев А.Ю. MS Excel 2002 разработка приложений. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 768 с.
УДК 355.55:355.232.6
Вишнякова С.А.
Vishniakova S.A.
Компетентностный подход в тематическом планировании по русскому языку при подготовке иностранных специалистов инженерно-строительного профиля
Competence-based approach in the thematic of the Russian language in the training of foreign specialists of civil
engineering profile
Аннотация:
Рассмотрены три группы ключевых педагогических компетенций: учебно-познавательная, социального взаимодействия, компетенция ценностно-мотивационной сферы. Показано наполнение этих групп в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования «Строительство уникальных зданий и сооружений». Показана реализация каждой группы компетенций в курсе русского языка для иностранных слушателей.
Abstract:
Three groups of key pedagogical skills: value system and motivational sphere competence, teaching cognitive, and social interaction ones. Displaying content of these groups in the Federal state educational standard of higher education «Construction of unique buildings and structures» is revealed. Each group of competencies in the Russian language courses for foreigners is realized.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, компетенция, тематический план, учебно-познавательная, социальное взаимодействие, аксиологическая ориентированность.
Keywords: Russian as a foreign language, competence, thematic plan, educational and cognitive, social interaction, axiological orientation.
В современных условиях образования качество обучения выдвигается на первый план. В связи с этим актуальным является компетентностный подход к обучению, который выражается в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, предполагает реальное практическое владение иностранным языком[1, с. 105].
Учет компетентностного подхода при составлении тематического планирования основного курса обучения иностранных учащихся помогает стимулировать качество обучения.
Основываясь на классификациях, предложенных А.В. Хуторским [12], И.А. Зимней [7], В.М. Авдеевым [1], выделим 3 группы ключевых компетенций, отраженных в тематическом планировании: 1) учебно-познавательные, 2) социального взаимодействия, 3) ценностно-мотивационные.
Цель статьи - показать наполнение этих групп компетенциями, предложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования - «Строительство уникальных зданий и сооружений» [13], и проанализировать реализацию каждой группы компетенций в курсе русского языка для иностранных слушателей.
Одной из важнейших является группа компетенций, относящихся к познавательной сфере - учебно-познавательные компетенции. Если обратиться к термину «учебно-познавательная компетенция», то, по мнению А.В. Хуторского, под ним понимается совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности [15]. Нельзя не согласиться и с мнением С.Г. Воровщикова, который понимает эту компетенцию как «личностно -осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности [5, с. 32]. В основе данной компетенции лежат учебно-познавательные умения и владение способами получения и применения знаний.
О.О. Парфенова в составе учебно-познавательной компетенции выделяет:
- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
- умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
- владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;
- умение работать со справочной литературой, инструкциями;
- умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;
- создание целостной картины мира на основе собственного опыта [9].
Обучаясь русскому языку как иностранному, курсанты и слушатели должны приобрести общекультурные и профессиональные компетенции (далее ОК и ПК). И.К. Гапочка определяет их как умения и навыки, необходимые для слушания лекций, чтения научной литературы и литературы по общеобразовательным дисциплинам; получение навыков и умений, необходимых для участия в семинарах, лабораторных работах, для сдачи зачетов и экзаменов, общения во внеучебных ситуациях, решения бытовых вопросов, оформления личных документов [6].
В процессе формирования и развития учебно-познавательной компетенции учащиеся овладевают навыками продуктивной деятельности, учатся решать проблемные ситуации, получают возможность выразить себя творчески и проявить познавательную активность (С.Г. Воровщиков, А.И. Забалуева, И.А. Зимняя, Н.А. Настащук, О.О. Парфенова, Т.В. Ткач, А.В. Хуторской, Е.В. Ятаева).
В этой связи, показателем сформированности учебно-познавательной компетенции, по мнению И.А. Зимней, являются следующие умения:
- правильно ставить перед собой и решить познавательные задачи;
- планировать учебный процесс;
- искать нестандартные способы решения проблемных ситуаций;
- организовывать учебно-познавательную деятельность и самостоятельно оценивать ее [7].
К первой группе компетенций относится и информационная компетенция. Она «обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире» [15, 2002]. Кроме того данная компетенция определяет способность учащихся «интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой профессиональной задачи; использовать и обрабатывать полученную информацию при реализации профессиональной деятельности; представлять ее в различных форматах» [3, с. 16].
Первая группа компетенций помогает иностранцу будущему инженеру-строителю овладеть языком специальности, снимает трудности чтения общетехнических и узкоспециальных текстов на русском языке, трудности слушания учебных лекций по профилю обучения.
В анализируемом тематическом плане группе учебно-познавательная компетенция соответствует одной из центральных общекультурных компетенций - «Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний» (ОК-7) [13, с.6].
Указанная компетенция включает в себя ряд составляющих. Так, обобщение и анализ, умение применять рассуждение - логические приемы, которые необходимы при освоении всех тем программы, будь то выявление субъектно-предикатных отношений, анализ модификаций предложений или характеристика процесса или предмета, явления. Данная компетенция формируется и в работе над аудированием фрагментов лекций, заложенном в 4 семестре в блоках «Тактика» и «Строительные материалы».
Составляющая ОК-7 - прогнозирование - необходимо тоже на каждом занятии в работе с текстом как прогнозирование развития информации текста.
Безусловно, критическое мышление курсантов необходимо развивать. Приведем лишь некоторые примеры, возможность которых заложена в тематическом плане. Так, критическое осмысление необходимо, например, при изучении темы «Реферирование», где курсанты обучаются составлению реферата-обзора. В тематическом плане предложены для сопоставления 2 статьи: «Экологический кризис» и «Природные ресурсы земли и глобальные проблемы человечества» [11, с.23-25]. Критическое мышление в этом случае необходимо, чтобы выявить похожие взгляды разных авторов на проблему экологии и найти отличительные особенности 2-х концепций.
Другим примером применения критического мышления может быть проблемная ситуация в модуле «Философия» при изучении текста «Сократ»: в структуре занятия в рубрике «Это интересно» может быть размышление по поводу 2-х точек зрения на отношение к врагу, приписываемое Сократу Ксенофонтом и Платоном. Приведем проблемную ситуацию:
Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде? [12, с.19-28].
Вопрос курсантам: «Какая точка зрения, из двух существующих, на отношение к врагу правильна? Почему?», «Можно ли в наше время найти примеры подтверждения выбранной точки зрения?», «Прокомментируйте примеры».
Или: при знакомстве с текстом по философии «Милетская школа» может быть проблемная ситуация: исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса.
Вопрос курсантам: «Как в современной жизни вы бы объяснили высказывание «ничто не возникает из ничего»?
Что касается такой черты ОК-7, как систематизация, то ярче всего она проявляется в теме «Классификация предмета» и представлена в блоках модуля «Язык специальности» в текстах: «Родовидовая специфика войск» (классификация подразделений сухопутных войск); «Архитектура» (классификация строительных сооружений); «Огневая подготовка из стрелкового оружия» (виды стрелкового оружия в целом и их деление по признаку назначения); «Строительные материалы» и в других текстах, предусмотренных тематическим планом основного курса обучения.
Вторая общекультурная компетенция, заложенная в группе учебно-познавательная компетенция - умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5) [13, с.8]. На создание текста направлены следующие виды деятельности, отраженные в тематическом плане: составление плана, аннотирование, реферирование, конспектирование, расспрос, обмен мнениями. На редактирование направлены следующие приемы, отраженные в тематическом плане: устранение лишних наречий, устранение усилителей, уточнение общих мест, гипонимизация, замена составных сказуемых, упрощение отглагольных существительных, устранение клише и канцеляризмов, замена сложных оборотов.
К группе учебно-познавательная компетенция и относятся профессиональные компетенции, работа над которыми также заложена в тематическом плане. Прежде всего, это «Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества» (ПК-2) [13, с.10]. Данная компетенция формируется почти во всех модулях тематического плана: «Язык специальности», «Экономика», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Наука в XXI веке».
Другая компетенция, относящаяся к группе учебно-познавательная компетенция и заложенная в тематическом планировании - «Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации...» (ПК-5) [там же]. Названная компетенция находит воплощение в темах: Конспектирование, Тезирование, Реферирование, Аннотирование. Мы рассмотрели компетенции ОК-7 и ОК-5, ПК-5, относящиеся к учебно-познавательным компетенциям.
Рассмотрим далее то, какие компетенции в тематическом плане образуют вторую их группу - компетенции социального взаимодействия.
О необходимости формирования компетенций социального взаимодействия у учащихся высших учебных заведений пишут такие отечественные и зарубежные исследователи, как Г.М. Андреева, В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, М.В. Гуковская, И.Г. Захарова, И.А. Зимняя, Н.П. Клушина, В.А. Соломонов, А.В. Хуторской, R. Hinsch, U.P. Kanning, F. Bastians, E. Nagels. Важное суждение по этому поводу высказывает И.А. Зимняя, отмечая, что именно эта компетенция
обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме и является целостным результатом профессионального образования [7, с. 22].
По мнению В.И. Байденко, в состав компетенции социального взаимодействия входят следующие аспекты:
- письменная и устная коммуникация на родном языке;
- искусство риторики способность устной презентации;
- знание второго языка и понимание культур и обычаев других стран;
- навыки межличностных отношений;
- способность работать в международной среде;
- организационные способности, готовность и способность к лидерству;
- социальная коммуникативность (социальное взаимодействие, социальная интерактивность, социальное одобрение, коммуникативная компетентность);
- умение слушать;
- умение работать в команде;
- способность к кооперации в рамках междисциплинарных команд;
- способность учитывать точки зрения и интересы других;
- менеджмент конфликтов [3, с. 37-38].
По мнению В.И. Байденко, к компетенции социального взаимодействия, в числе других, относится такой аспект, как понимание культур и обычаев других стран [2, с. 37-38]. Именно поэтому при обучении курсантов нами уделяется самое серьёзное внимание знакомству с русскими традициями праздников.
Нельзя не отметить, что данный аспект соответствует принципу аксиологической ориентированности обучения, который концентрирует внимание на организации процесса обучения согласно ценностным ориентирам своей и инокультуры: нравственным закономерностям, мировоззренческим установкам, культурологическим образцам своего и чужого национального опыта (Сластенин В.А., Никандров В.И., Фурманова В.П., Кирьякова А.В.).
Компетенция социального взаимодействия конкретизируется в содержании тематического плана общекультурной компетенцией - «Уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре» (ОК-6) [13, с. 6].Знакомство с историческим наследием заложено в тематическом плане в 4 и 5 семестрах. В 4 семестре в модуле «Военная история» изучаются тексты о великих русских полководцах: «А.В. Суворов», «М.И. Кутузов». В 5 семестре в модуле «Военная история» изучаются тексты об истории Великой Отечественной войны: «М. Калашников - создатель супероружия XX века»; «Танк Т-34 в годы Великой Отечественной войны», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Завершение Великой Отечественной войны». В 6 семестре в модуле «Художественный текст» предусмотрена работа над фрагментами текста Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Благодаря вдумчивому прочтению перечисленных текстов, курсанты и слушатели иностранных армий воспитывают в себе такие качества характера, как мужество, отвага, сила воли, настойчивость, целеустремленность, самоотверженность. Тексты модулей «Военная история» и «Художественный текст» способствуют аксиологической адаптации иностранных граждан на фоне социальных ценностей российской культуры.
Что касается уважения к культурным традициям, толерантности к другой культуре, то воспитание этих качеств также заложено в тематическом планировании, поскольку включены тексты о достопримечательностях Петербурга. Так, в первом семестре предполагается чтение текста «Город Петра» [8], благодаря которому курсанты знакомятся с Адмиралтейством, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, Летним садом, Невским проспектом, Казанским собором, памятником Екатерине II, Александринским театром. Во втором семестре курсанты изучают тексты: «Русский музей», «Эрмитаж», «Царское село», «Петергоф» [там же]. Кроме работы над текстами, предполагается просмотр кинофрагментов о достопримечательностях Петербурга.
Таким образом, материал, заложенный в тематическом планировании, соответствующий компетенции ОК-6, дает возможность иностранным курсантам познакомиться с шедеврами русской архитектуры, приобщиться к культурным традициям страны обучения, воспитывает уважение и толерантность к инокультуре.
К группе компетенций социального взаимодействия относится и такая профессиональная компетенция, как «способность ориентироваться в базовых положениях экономической теории...» (ПК-1) [13, с.9]. Данная компетенция заложена в тематическом плане в V семестре в модуле «Экономика». На ее формирование направлены тексты: «Производство», «Собственность», «Деньги», «Рынок и его роль в экономической жизни» и др.
Мы проанализировали отражение в тематическом плане двух групп компетенций («Учебно-познавательная компетенция» и «Компетенция социального взаимодействия»).
Рассмотрим третью группу компетенций, относящихся к ценностно-мотивационной сфере, а именно компетенцию личностного самосовершенствования.
Компетенция личностного самосовершенствования в числе других параметров имеет такие, как самопознание, развитие необходимых личностных качеств (В.В. Воробьева, И.А. Зимняя, М.В. Кисельман, М.Е. Павловская, В.Ю. Пузыревский, А.В. Хуторской). Среди качеств личностного самосовершенствования важными для иностранных курсантов являются такие, как мужество, отвага, сила воли, целеустремленность. Воспитание этих качеств осуществляется, например, посредством работы над художественным произведением Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
В состав компетенции личностного самосовершенствования в ряду других параметров отмечаются забота о собственном здоровье и вопросы, связанные с основами безопасности жизнедеятельности [3, с. 129], чему соответствует компетенция: «...владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» (ПК-8) [13, с.7]. В тематическом плане в 8 семестре в модуле «Безопасность жизнедеятельности» включены тексты «Общие положения безопасности жизнедеятельности», «Понятие риска», «Безопасность и принципы технической защиты человека».
Итак, предлагаемый нами тематический план дает возможность преподавателю работать над тремя группами ключевых компетенций, на развитие которых должна быть нацелена педагогическая поддержка:
1) учебно-познавательные компетенции (ОК-7 и ОК-5, ПК-5);
2) компетенциями социального взаимодействия (ОК-6, ПК-1),
3) компетенциями ценностно-мотивационной сферы (ПК-8).
Формирование и развитие в рамках педагогической поддержки перечисленных компетенций поможет иностранным курсантам и слушателям избегать проблем в ценностно-мотивационной, познавательной и социально-психологической сферах адаптации.
Список литературы
1. Авдеев В.М. Педагогическая система формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: Автореф. дис... канд. пед. наук. -Тамбов, 2007. 24 с.
2. Байденко В.И.Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4 - 12.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
4. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Казань: 2005. - 23 с.
5. Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании// Философия образования. 2007. № 2. С. 27 - 31.
6. Гапочка И.К., Куриленко В.Б., Титова Л.А. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения русским язы ком в учебно-профессиональной сфере. Для учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей. - М., Изд-во РУДН, 2003.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
8. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности в контексте государственных образовательных стандартов и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. №11. С.22 - 27.
9. Парфенова О.О. Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности // Интернет-журнал "Эйдос".- 2011. №10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2011/1023 -05.htm.
10. Потапурченко З.Н., Ушакова Ю.Ю. - С-Пб. М.: Русский язык, 2014.
11. Реферирование научного текста: Методические рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи» / Казан. гос. ун-т; Филол. фак-т; Каф. совр. рус. яз.; Сост.: А.В.Бастриков, Е.М.Бастрикова. - Казань: Казан.гос. ун-т, 2005. С.23-25.
12. Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения: с. 5-15; Введение: с. 19-28. [Электронный ресурс] http://elar.uniyar. ac.ru/jspui/handle/123456789
/1206.
13. ФГОС ВПО по специальности 08.05.01 (271101) «Строительство уникальных зданий и сооружений». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24. 12.2010 г.
14. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая
прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков. Дисс. ... д-р пед. наук. М., 1994.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//