Научная статья на тему 'Возможна ли любовь без уважения?'

Возможна ли любовь без уважения? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможна ли любовь без уважения?»

Обращаясь к сущности материнской любви, Э. Фромм подчеркивает ее жизнеутверждающую силу, самоотдачу. Пожалуй, это самый мощный пример самоотдачи, самопожертвования, где невозможно предположить хитрость или коварство.

Любовь к себе. Любовь к своему собственному «Я» - явление весьма противоречивое, ибо в нем всегда сокрыты риски возможного эгоизма, высокомерия. В связи с этим процесс воспитания должен осуществляться на основе баланса эмоций и разума. Ребенку с самого рождения следует дарить внимание, заботу, проявлять уважение к нему, ценить его потребности, индивидуальность. Благодаря этому формируется личность с адекватной самооценкой, с чувством собственного достоинства. Вместе с тем любовь-попустительство ведет к тому, что человек не научается необходимой критичности к своим поступкам, н ориентирован на вседозволенность. Сегодня таких людей немало среди молодежи, когда эгоцентризм юноши или девушки не знает границ.

Существует и другая проблема: чрезмерная требовательность к своим детям, повышенная строгость к ним. Это ведет к формированию заниженной самооценки личности, которая проявляет себя тревожной, мнительной, нередко - хитроватой, лживой. В целом указанные отклонения искажают сущность любви как таковой.

Представленные Э.Фроммом элементы любви дают возможность представить смысл жизни и любовь как единое целое. Так, им определены следующие элементы: 1. Давание («Любовь значит, прежде всего, давать, а не брать. В этом элементе проявляется выражение собственной жизненной способности, что побуждает другого человека тоже стать дающим, разделяя друг с другом радость, которую внесли в жизнь»).

2. Забота и заинтересованность («Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Сущность любви - это труд...каждый любит то, для чего он трудится, и каждый трудится для того, что он любит»).

3. Ответственность («Быть «ответственным» значит быть в состоянии готовности «отвечать»).

4. Уважение («Способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность»).

5. Знание («Я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении - единственный путь полного знания - это акт любви»).

Указанные элементы любви убедительно, высокохудожественно отражены в различных литературных произведениях, в частности И.А. Гончарова - роман «Обломов», М.А.Булгакова - в роман «Мастер и Маргарита», Б. Васильева - повесть «А зори здесь тихие» и др. Разные времена, разные характеры, но читателю представлены образы, над которыми хочется размышлять, искать ответы на собственные вопросы бытия.

ВОЗМОЖНА ЛИ ЛЮБОВЬ БЕЗ УВАЖЕНИЯ?

Губайдуллина Айгуль, курсант 1 курса, Московский Университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, (Москва, Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В.

Любовь - это самое светлое и прекрасное чувство, которое может испытать человек. Благодаря любви он обретает счастье. Но размышляя об этом, невольно задаешься вопросом: не понимают ли некоторые люди любовь очень узко, сосредоточившись только на собственной радости? Не заботясь о состоянии любимого? Не думая о благодарности и уважении по отношению к объекту любви? Над этим стоит размышлять.

В толковых словарях понятие «уважение» трактуется как «позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности».

Уважение является одним из важнейших критериев нравственности, который подразумевает такое отношение к людям, в котором признаётся личное пространство, справедливость, равенство прав, принятие интересов другого человека, внимание к его убеждениям; уважение - это доверие и принятие свободы других. Уважительное отношение друг к другу помогает сохранить любовь на долгие годы. По словам Александра Дюма, «любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом». Я полностью согласна с его словами.

Когда люди влюбляются друг в друга, то они всегда стремятся сблизиться, преодолевая личностные границы, чтобы стать единым целым. Но иногда, прожитые годы рождают чувство собственности, когда один партнер, не желая слышать и принимать интересы своей половины, начинает вести себя эгоистично, ставить так называемые «рамки», управлять. Но когда близкие люди уважают друг друга, то они всегда будут соблюдать ту самую «дистанцию», позволяющую сохранять необходимое чувство свободы.

Моим главным примером глубокого уважения в семейной паре являются мои родители, которые вместе уже 35 лет. Мама и папа удивительно тонко чувствуют друг друга, прислушиваются к высказанным мнениям. В их действиях, поступках я всегда улавливаю глубокое взаимоуважение. Это выражается даже в мелочах: например, за столом я всегда вижу, как мама в первую очередь накладывает покушать папе, а затем уже нам с братом. Во многих спорных ситуациях папа, прислушиваясь к словам и желанию мамы, разрешает многие вопросы с учетом ее просьб.

Благодаря их взаимоотношениям я понимаю, насколько это важно и для ребенка, который постоянно находится рядом, за всем наблюдает, все чувствует. От того, какая атмосфера царит в семье и какие отношения складываются между родителями, во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его благополучие в будущем. Осваиваемую в семье модель поведения ребенок, как правило, будет транслировать далее в жизни, это поможет ему выстраивать общение с окружающими. Что очень важно - он, взрослея, будет заботлив по отношению к своим постаревшим родителям.

Мне радостно, что четко выстроенные в нашей семье подсистемы «родители» и «дети» не являются препятствием для открытости, искренности. Убеждена, что в семье должна быть выстроена определенная иерархия, благодаря которой сохраняется родительский авторитет, который не идентичен авторитарности, но поддерживает в семье определенный порядок, необходимую дисциплину. В этом плане мне близка позиция А.С. Макаренко, который подчеркивал в своих трудах, что «отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета». И задача родителей не в том, чтобы утверждать свою власть над детьми, стремиться подчинить их свей воле, а в том, чтобы в своей родительской любви спокойно, внимательно развивать их, включая в целесообразную деятельность, проявляя уважение. А.С. Макаренко указал на те ложные авторитеты, которыми часто ошибочно пользуются родители; это авторитет подавления, авторитет расстояния. авторитет чванства, авторитет педантизма, авторитет резонерства. Столь же опасны для формирования личности ложные авторитеты сентиментальной любви, демонстративной доброты, граничащей порой с подкупом. Изучая сейчас педагогику, готовясь к деятельности сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, я обогащаюсь теми теоретико-практическими знаниями, которые помогут мне максимально грамотно разрешать различные детско-родительские конфликты.

Понимать и проживать, постигать все богатство педагогической мысли мне помогают воспоминания о моем детстве, мысли о моих родителях, нашей дружной семье, благодаря чему рождается благодарность родителям, брату за их душевное тепло, понимание, поддержку. В гуманистической педагогике акцент ставится на любви и уважении к ребенку со стороны взрослых - я это прочувствовала благодаря своим маме и папе и их взаимоуважению друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.