Научная статья на тему 'Влияние семейной межпоколенной трансмиссии на социальную активность студенческой молодежи'

Влияние семейной межпоколенной трансмиссии на социальную активность студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
369
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Н. А., Николаева А. А.

В статье обосновывается тезис о том, что положительно направленная семейная межпоколенная трансмиссия оказывает позитивное влияние на процесс формирования социальной активности современной студенческой молодежи. Авторы используют инте-ресный эмпирический материал, отражающий состояние проблемы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семейной межпоколенной трансмиссии на социальную активность студенческой молодежи»

УДК 316.346.32-053.6:316.356.2

ФРОЛОВА Н.А., Влияние семейной НИКОЛАЕВА А.А. межпоколенной трансмиссии

на социальную активность студенческой молодежи

В статье обосновывается тезис о том, что положительно направленная семейная межпоколенная трансмиссия оказывает позитивное влияние на процесс формирования социальной активности современной студенческой молодежи. Авторы используют интересный эмпирический материал, отражающий состояние проблемы исследования.

Ключевые слова: социализация, межпоколенная трансмиссия, ценностная ориентация, социальная активность.

Социализация современной молодежи проходит в кардинально иных исторических условиях, чем поколения их родителей. Это первая генерация, которая не имеет возможности на собственной практике сравнивать потенциальные преимущества и слабости двух социальных систем, тем более что и родительский опыт (как и опыт предшествующих поколений) не может служить основой для воспроизводства, теряет свою ценность в новых условиях. Повседневный жизненный опыт современной молодежи складывается в принципиально иных условиях по сравнению с более старшими поколениями: 1) растущее демонстративное неравенство в уровне и стилях жизни, 2) номинально высокие возможности «потребительского выбора» вместо привычного товарного дефицита, 3) ликвидация символической границы между Россией и остальным миром как с точки зрения информационной, так и с точки зрения реальной возможности выехать за рубеж; 4) расширение возможностей индивидуального выбора (включая выбор образовательной системы, места жительства и т.д.); 5) массовый отказ от патерналистского типа сознания. Такие условия, несомненно, создают возможности и предпосылки для формирования нового поколенческого паттерна, качественно отличного от предыдущих.

Однако, как отмечают отечественные исследователи, молодежь сегодня является едва ли не самой дезинтегрированной группой населения, внутри которой происходит становление новых идентич-ностей. На их основе протекает интеграция по формам собственности, доходам молодежи, включенности во властные структуры и т.д.

Успешная интеграция молодежи в общество и в различные типы общностей, перемещение групп молодежи в социальном пространстве осуществляются социальными институтами. Особое положение молодежи в обществе, связанное с социальным становлением,придает первостепенное значение ее взаимодействию с важнейшими институтами социализации - семьей, образованием, занятостью, религией, информацией.

В условиях кризиса ценностей на уровне всей социальной системы современные общественные структуры не могут предложить молодому человеку четко очерченных путей и способов социализации. Ценности при этом выступают в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить, насколько успешно протекает процесс социальной интеграции и идентификации.

Социологическое исследование, проведенное авторами, показало, что самыми активно влияющими на формирование цен-

ностных ориентации молодежи социальными институтами являются семья, образовательные учреждения и СМИ (табл. 1).

Таблица 1

Степень воздействия социальных институтов на формирование ценностных ориентации

студентов (%)

Социальные институты Высокая степень Средняя степень Низкая степень Никакого влияния Затрудняюсь ответить

СМИ 18,8 36,3 24,3 9,0 11,6

Семья 61,4 40,6 6,7 3,9 9,0

Образовательные учреждения (школа, вуз) 31,4 40,6 15,5 6,9 5,7

Учреждения досуга 15,1 28,6 23,1 21,4 11,8

Партии, движения, общественные организации 9,0 14,1 22,0 35,5 19,4

Несмотря на общий динамично развивающийся социально-политический фон современной России, а также целенаправленно формируемый имидж некоторых политических партий и общественных организаций как реально защищающих интересы народа и имеющих четкую стратегию и идеологические принципы, социализирующая роль их очень низка. Так, например, треть юношей и девушек из числа ответивших на соответствующий вопрос анкеты считают, что партии, движения и общественные организации никакого влияния не оказывают на формирование их ценностных ориентаций, низкую степень влияния отметили 18,6% респондентов-юношей и 24,5% респондентов-девушек.

Еще в конце XIX века французский со-циологЖ.Г. Тард отмечал, что роль средств массовой информации в обществе будет постоянно возрастать. Причем, по его мнению, СМИ возьмут на себя информационную, интегрирующую, образовательную и социализирующую функции. Предположение французского социолога вполне оправдалось. Сегодня можно добавить к перечисленным еще одну функцию - куль-турообразующую, которая проявляется в том, что СМИ формируют массовые представления об окружающем мире, отношениях, процессах, моделях поведения.

Как свидетельствует практика, социальная роль средств массовой информации может быть как позитивной, так и негативной. Например, по мнению одной трети опрошенных московских и орловских студентов, современные СМИ обесценивают патриотические чувства и поступки; каждый пятый респондент считает, что благодаря

СМИ формируется уничижительное отношение к истории страны и ее героям. 37,5% студенческой молодежи затруднились ответить на соответствующий вопрос анкеты.

Российские исследователи отмечают, что возрастающая диверсификация, культурный плюрализм, множественность молодежных субкультур, существуя параллельно с тенденцией глобализации, способны регулировать процесс социализации благодаря совершенствующимся информационным технологиям, особенно электронным СМИ. Вместе с тем расширение новых информационныхтехнологий активизирует риск дегуманизации, социальной дезориентации, аномии, кризиса идентичности в молодежной среде.

Образовательные учреждения во все времена обладали значительным потенциалом по формированию ценностных ориентаций молодежи, являясь важнейшим социализирующим общественным институтом. Косвенным подтверждением того, что массовое общественное сознание признает объективность данного утверждения, является тот факт, что количество респондентов, затруднившихся ответить на соответствующий вопрос анкеты в исследовании авторов, составляет всего-навсего 5,7%.

Самой высокой степенью влияния на формирование ценностныхориентаций, по мнению опрошенных орловских и московских студентов, обладает семья: так считают 47,7% юношей и 71,7% девушек. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на регистрируемые специалистами признаки кризиса семьи и изменение ее социальных функций, семья не утрати-

ла своего особого социального статуса и по-прежнему является основным социализирующим институтом (рис. 1).

во та 60 50 J0 30 20 10 О -

71,7 1

34,5

Ш йм m

высохаи средняя низкая воздаст затрате не имеет

Рис. 1. Степень воздействия семьи на формирование ценностных ориентаций студентов (%)

Многочисленные социологические исследования прошлых лет свидетельствуют, что в устойчивом бескризисном обществе трансформация ценностной системы семьи содержит высокий инерционный потенциал, что связано с определенной консервативностью мышления взрослых членов семьи и их внутренним сопротивлением в принятии не всегда понятных и привычных жизненных принципов. Признание новой ценностной парадигмы, адаптация к ней формируются в результате столкновения семьи с изменившейся социальной реальностью, путем обретения иного жизненного опыта. Современная российская семья оказалась в новых социально-экономических условиях и претерпевает существенные изменения как транслятор семейных ценностей.

Основным качеством, отличающим процесс воспитания детей в меняющемся обществе, по мнению A.B. Мудрика, является «стихийность социализации»1, связанная с множественностью идеологий, стилей жизни и норм поведения. Проводя параллель с устойчивым, уравновешенным обществом, в котором органично осуществляется трансляция ценностей от поколения к поколению, он указывает на отсутствие в условиях нестабильного общества «социального консенсуса», наличие в нем несовпадения и даже противоречия интересов разных возрастных групп. Иными словами, в нестабильном обществе перед старшими поколениями в семье стоит проблема «Что транслировать?», так как в нем

отсутствует устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии.

Эмпирический материал, полученный отечественными исследователями, позволяет говорить о несформированности ценностного поля молодежи, расплывчатости нравственных позиций, ориентации на материальные блага, серьезном отношении к моральным нормам общества лишь в младших возрастных группах.

Как отмечают Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко2, парадоксальность молодежного сознания сегодня приобретает межпоко-ленческий характер. Адаптация молодого человека с социальной средой противоречива. С одной стороны, идентификация с семьей какпервичной и значимой социальной группой (в нашем исследовании 40,7% студенческой молодежи в первую очередь идентифицировали себя со своей семьей) способствует формированию определенных стереотипов, ценностных установок и ориентиров. С другой стороны - новая социальная среда, предъявляющая иные требования и побуждающая искать новые модели жизненного, социального и профессионального самоопределения. Этим объясняется высокая конформность в отношении ценностей своей семьи в сочетании с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых. Причем различия в ценностных ориентациях между «отцами» и «детьми» по многим параметрам часто оказываются невеликими.

Ситуация трансформирующегося общества с неизбежностью требует исторической перспективы рассмотрения общественных процессов в понятиях воспроизводства и изменения, преемственности и прерывности, традиционности и новаторства. Поколение в этом смысле является историческим инструментом для измерения меры и направленности долговременных социальных изменений. По мнению К. Манхейма, заложившего общие принципы социологического анализа поколений, «последовательное появление новых «биологических существ» неизбежно приводит к некоторым потерям в аккумулируемом культурном достоянии; но, сдру-гой стороны, только это делает возможной

«свежую селекцию» достигнутого тогда, когда это необходимо. Это стимулирует переоценку накопленного нами и учит забывать то, что перестало быть нужным, и жаждать того, что еще не достигнуто»3.

Обращаясь к проблеме межпоколенной преемственности семейных ценностей, авторы исходили из оценок, полученных методом анкетирования от молодых респондентов и их родителей (табл. 2).

Таблица 2

Иерархия ценностей студенческой молодежи и их родителей

Ценности Ранг

студенты родители

Семья 1 1

Здоровье 2 2

Материальное благополучие 3 4

Справедливость 4 3

Интересная работа 5 7

Знания, образование 6 5

Карьера 7 11

Сострадание к людям 8 6

Любовь к природе 9 10

Ответственность 10 9

Патриотизм 11 8

Ценностные характеристики личности детей, формируемые родителями, совпадают со структурой ценностей молодежи в четырех позициях: семья, здоровье, материальное благополучие, справедливость. Отсюда следует, что молодое поколение по принципиальным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Существенные расхождения между поколениями выявлены лишь в оценке таких ценностей, как патриотизм, сострадание к людям, карьера.

Некоторые исследователи на основе анализа эмпирических данных пришли к выводу, что родительское поколение не представляет собой сплоченную группу, способную к активным социальным преобразованиям и соответственно к адекватному современным требованиям воспитанию детей. Поэтому, учитывая роль родителей как носителей семейных принципов и идеалов, можно говорить о наличии риска «прерывания эстафеты ценностей в современной российской семье».

Передача ценностей в рамках семьи происходит в процессе воспитательного

воздействия старшего поколения на младшее. С социологической точки зрения воспитание есть процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках или под воздействием социальных институтов (в том числе и семьи) с целью подготовки личности к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.).

Эффективность воспитательного воздействия во многом обусловлена характером взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми. Согласно результатам социологического исследования, отношения в родительских семьях респондентов, проявляющих регулярно и иногда социально-гражданскую активность, в основном базируются на чувстве любви, взаимоуважении и взаимопомощи. Только 10,8% опрошенных отмечают отсутствие особой теплоты между членами семьи и 2,4% - отсутствие уважения и конфликтность.

Большинство юношей и девушек определяют свои взаимоотношения в семье как взаимоотношения любви и взаимоуважения. Юноши чаще, чем девушки характеризуют семейные взаимоотношения как ровные, без особой теплоты, когда каждый сам по себе. Количество респондентов обоего пола, живущих в семьях с доминирующими отношениями давления и подчинения, ничтожно мало (менее 2% опрошенных), но именно среди них самый высокий процент молодежи, определившей свое отношение к окружающим как потребительское.

С точки зрения формирования установок на социальную активность важным представляется вывод о существовании зависимости между типами семейных взаимоотношений и характером отношений респондентов к окружающим, т.е. тем, кто не попадает в категорию членов семьи, родственников и друзей. Так, например, уважение и партнерство для 60,2% орловской молодежи являются принципами, на которых строятся отношения с окружающими их людьми; старается помогать и поддерживать окружающих половина оп-

решенных. При этом большая часть из них живет в семьях, где царят любовь, взаимоуважение и взаимопомощь.

Содержание межличностных отношений в семье, степень открытости и доверия часто выражаются в том, что представители старших поколений в семье рассказывают о том, какими они были в молодости, чем занимались, чем отличились и чего достигли. Так, например, в интервью мама одной из респонденток, активно участвующей в общественной деятельности, на вопрос, знает ли дочь, чем занималась она в молодости, ответила следующим образом: «Да, конечно, я рассказывала о занятиях в общественных организациях, секциях, кружках. Мне в общем-то приятно это вспоминать, и мне не стыдно за свои поступки, которые я совершила».

Александр, председатель финансово-экономического комитета молодежного парламента Орловской области, знает, что «мама занималась художественной самодеятельностью, участвовала в конкурсах, была членом литературного клуба «Алый парус», участвовала в операции «Цветы фронтовикам» и что ей вообще нравилась патриотическая тематика».

Николай, член «Союза коммунистической молодежи», в интервью рассказал о том, что его мама училась в школе с правовым и патриотическим уклоном, и ей было интересно ходить на субботники, искать исторические материалы, заниматься спортом и играть на гитаре. Отец респондентаДндрея «... всегда рассказывал практически обо всем» своему сыну.

Результаты социологического исследования показывают, что треть орловской и московской молодежи многое знает об общественной активности старших членов своих семей, почти половина опрошенных владеет некоторой информацией. Приоритетность видов общественной деятельности у родителей орловских и московских студентов различна (табл. 3). Если родители орловских студентов проявляли наибольшую активность в экологической деятельности, то родители московских студентов -в патриотической деятельности. Заметно выше активность московских родителей в правовой и благотворительной сферах.

Таблица 3

Виды деятельности, в которых принимали участие родители респондентов (%)

Виды общественной деятельности г Орел г Москва

Политическая 30,0 32,4

Экологическая 30,2 31,8

Благотворительная 28,1 37,6

Патриотическая 28,1 47,4

Просветительская 19,6 27,2

Правовая 4,2 13,3

В настоящее время (исследование проводилось в 2009-2010 гг.) половина опрошенной молодежи заявила, что никто из родственников не состоит в общественных организациях, движениях и партиях. Только у 15,9% юношей и 15,5% девушек родители являются членами каких-либо общественных организаций и партий. Процент организованного членства среди бабушек и дедушек значительно ниже (рисунок 2). Характерно, что почти четверть опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, вероятно, вследствие того, что в семьях отсутствуют постоянные контакты между детьми и родителями, между младшим и старшими поколениями (дети не знают не только о прошлом своих родителей, но и о настоящем).

рдонвт Гяйрдеи.йь)*»* прлп.» ««нрк ядо*

Рис. 2. Членство родственников респондентов в общественных организациях, движениях и партиях (%)

Степень влияния на личностное развитие человека во многом определяется тем авторитетом, которым пользуются субъекты воспитания, в качестве которых могут выступать не только близкие родственники, но и друзья, учителя и другие люди, с которыми так или иначе взаимодействует индивид, реализуя свои интересы и потребности. Составляющие авторитета не имеют абсолютных значений, они определяются потребностями и ожи-

даниями самой личности, однако мнение значимого человека (авторитета) может оказать большое влияние на самооценку и поведение человека. Для подавляющего большинства опрошенных юношей и девушек мнение родителей является самым важным, при этом уровень образования родителей никак не сказывается на авторитетности их мнений.

Мнение бабушек и дедушек значимыми для себя считают 20,9% юношей и 21% девушек, оценки и мнения друзей - 46,8% юношей и 40% девушек. При этом следует отметить, что мнение друзей является важным для 45,3% респондентов, живущих в семье, где отношения характеризуются заботой и взаимопомощью, и только для 22,2% респондентов, живущих в семье со сформировавшимися неуважительными и конфликтными отношениями.

Самое большое влияние на молодых людей оказывают их родители. По мнению студентов, «родители - самое дорогое в ■жизни», в семье «самые лучшие отношения - это дружба» и что с родственниками необходимо «обсуждать какие-то проблемы, находить компромисс». По словам респондента Николая, отец «никогда на меня не кричал. У папы другой метод: серьезный разговор, то есть он методично, достаточно долго мне объяснял что-то. Это действовало сильнее. Наверное. Это и было причиной авторитета...»

Опрошенные студенты подтвердили достаточно высокую степень воспитательного воздействия на них бабушек и дедушек. Один из респондентов, Алексей, вспоминает: «В детстве бабушка, мама, дедушка очень многое привили, в том числе и то, что нужно любить Родину.... Ну и с детства все рассказывали, рассказывали, и все капало, капало. Набралось... вот и любовь к Родине. Надо не только самому учиться, но и делиться с ребятами, чтобы они по дворам не лазили».

Респондент Евгения отмечает: «Яочень часто ездила к бабушке... Иногда неделя-мижила. Я близка с бабушкой. Почти всем, если захочу, смогу поделиться с мамой и бабушкой».

Третье место по степени влияния на становление личности молодых людей занимают учителя и преподаватели вуза. По-

лученные авторами данные свидетельствуют о важной роли семьи в выборе молодым поколением нравственных ориентиров, а также позволяют проанализировать степень влияния, которое она оказывает на общественную активность юношей и девушек.

Влияние семьи на социальную активность орловских студентов в политической сфере оказалось самым незначительным: 45,3% опрошенных считают, что семья никак не повлияла на их участие в общественно-политической деятельности. Заметное положительное влияние семья оказала на общественную экологическую, благотворительную, просветительскую и даже правовую деятельность респондентов. Московские студенты отмечают влияние семьи на все виды их социальной активности.

Анализ данных глубинных полуформализованных интервью, проведенных среди представителей разных поколений пятнадцати семей, позволяет обобщенно представить формы социальной активности, наиболее часто упоминающиеся родителями респондентов:

- организация праздников и концертов;

- участие в благотворительной деятельности (например, членство в тимуровском отряде, помощь ветеранам войны);

- участие в экологических акциях;

- участие в стройотрядах, работа на комсомольских стройках;

- участие в патриотических мероприятиях.

Такая структура социальной активности детерминирована социально-политическими и экономическими условиями, в которых социализировались представители старших поколений. Современные практики стимулируют развитие у молодого поколения тех видов общественной активности, которые соответствуют требованиям реальной социальной жизни и помогают молодежи проявлять самостоятельность и осознавать свои гражданские права. Личностное становление родителей определялось другой общественной реальностью, и это является одной из причин того, что дети отмечают влияние семьи на те виды общественной деятельности, в которых сами родители были менее активны.

В целом, как показало исследование, не столь важно, в какой конкретно сфере проявлялась активность родителей. Важен сам факт наличия у матери или отца опыта социально значимой деятельности и их активная жизненная позиция. Среди факторов, которые оказывают влияние на социальную активность современного молодого человека, семейное воспитание (установки, ценности) и активность самих родителей, по мнению опрошенной студенческой молодежи, занимают в совокупности лидирующее место (табл. 4).

Таблица 4 Факторы, влияющие на социальную активность современного молодого человека

Факторы %

Природный темперамент 45,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адекватная самооценка, уверенность в себе 62,3

Поддержка инициативы со стороны взрослых людей 22,9

Семейное воспитание (установки, ценности) 26,6

Активность самих родителей 30,7

Система гражданского и патриотического воспитания в школе 22,1

Продуманная и четкая организация общественных мероприятий или акций 59,8

Индивидуальные мотивы и интересы 28,1

Общение с конкретными активными и деятельными людьми разного возраста 23,1

Свободу, самостоятельность, равенство как важнейшие принципы семейного воспитания отмечает респондентка Ольга, член движения «Наши». Мама Ольги считает, что «дети должны принимать решения сами», «в нашей семье, если так можно сказать, свобода личности, все друг другу помогают». Внушение и личный пример - опыт семейного воспитания дедушки Ольги. Свою мотивацию участия в экологических, патриотических акциях она объясняет желанием подражать родителям, потребностью в совместной деятельности и в общении с умными, деятельными сверстниками и взрослыми.

Несмотря на то, что важнейшими ценностями для респондента Александра являются материальное благополучие и карьера, он с интересом и увлечением занимается патриотической деятельностью.

Это и неудивительно, если, по словам его мамы, «9 мая мы все вместе смотрим парад на Красной площади. Это вызывает чувство страны, гордости за нее. Потом мы смотрим старые фильмы о войне...Вечером смотрим салют, но не как красивое зрелище, а как часть праздника. 9 мая для нас отличается от других праздников, потому что у меня отец был участником войны... Эту патриотическую нить я стараюсь протянуть и по жизни детей...».

Отец респондентки Екатерины в школьные годы помогал старикам как тимуровец, общался с ветеранами войны, участвовал в субботниках и реставрациях памятников погибшим воинам, ответственно относился к общественным поручениям: «...Это же мое село, как я мог плохо работать...». Сама Екатерина занимается различными видами социальной деятельности, потому что «интересно реализовать себя», «нравится поднимать дух и сколачивать коллектив», «изучать историю родного края и чувствовать себя гражданином страны».

Среди базовых ценностей представителей трех поколений респондентки Евгении - семья, материальное благополучие и любовь в Родине.

СпецАндрея признает, что воспитывает своих сыновей патриотами и считает их патриотами. Каки отец, Андрей всегда участвует в выборах. «Я в этом плане активный человек», - говорит он о себе. Характеризуя социальную активность детей, отец Андрея отмечает важнейшую особенность активности современной молодежи: «Я бы не сказал, что нынешнее поколение менее активно, нет. Те, кто сейчас занимается этим, занимаются по велению души, по собственному желанию, а в наше время это было по приказу. Поэтому степень активности выше у нынешней молодежи».

По мнению родителей респондентов, активно участвующих в социально значимой деятельности, быть социально активным человеком означает: «вариться в обществе, не в собственном соку, а во всех проявлениях жизни и, в частности, в общественной жизни»; «не быть безразличным к обществу, в котором ты живешь, ... то есть не жить для себя только одного, а

жить в одном русле с обществом и что-то делать»; «социальная активность учит... Мы живем в обществе. Не нужно, чтобы люди отделялись друг от друга как целлофановые пакетики».

Эффективность семейной социализации напрямую связана с воспитательной идеологией семьи, с ее готовностью применять в повседневной практике не только такие методы воздействия, как контроль, власть, авторитет, но и поддержку и сотрудничество.

Респондент Николай, член «Союза коммунистической молодежи», не только определяет отношение родителей к его многообразной общественной активности (в том числе политической и патриотической) как положительное, но и подчеркивает: «Мама и папа мне всегда помогали».

Респондент Андрей, признавая высокую степень влияния родителей на свое поведение, отмечает, что относительно социальной активности «в принципе получал ободрение, если это не мешало учебному процессу. Категорического запрета не было».

Родители Елены, по ее словам, к активной жизненной позиции дочери относились «безусловно позитивно, поскольку сам и в моем возрасте занимались всем чем можно». Некоторые респонденты сообщали о том, что родители гордятся общественным признанием успехов своих детей в социальной деятельности.

Поддержка семьей разных видов социальной активности, важность которой отмечают практически все опрошенные студенты, способствует включению молодого че-

ловека в контекст социальной среды, приспособлению его индивидуальности кобъек-тивным условиям жизнедеятельности. Таким образом достигается цель свободного развития личности в рамках формирования его социальной ответственности, обретения им прав в условиях выполнения обязанностей.

Несмотря на то, что в современных условиях внутрисемейные отношения с точки зрения взаимодействия разных поколений претерпевают серьезные изменения, семья для молодых людей остается базовой ценностью, источником социальных знаний и опыта, образцом социально-гражданского поведения.

Исторические поколенческие общности в России всегда имели большое значение и были первичной формой самоидентификации личности. Сегодня нельзя игнорировать тот факт, что средние и старшие поколения в действительности переживают те же адаптационные трудности, что и молодежь. Несмотря на то, что современная молодежь не считает своих родителей абсолютным авторитетом, тем не менее признает важную роль семьи в выборе собственных нравственных ориентиров и значительное влияние на социальную активность.

1 Мудрик А. В., Тупицын А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. 1999. № 1-2. С.102.

2 Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 29.

3 Mannheim К. The problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L.: Routledge and Kenan, 1952. P. 294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.